Перейти к основному содержанию


48052 просмотра

Какой автомобиль может позволить себе среднестатистический казахстанец?

Kursiv Research определил модели авто, доступные к покупке через льготное автокредитование, для тех, кто имеет заработную плату, равную среднемесячной по стране

Фото: Shutterstock/muk woothimanop

С 2015 года в Казахстане действует программа льготного автокредитования, согласно которой обычные граждане имеют возможность приобрести машину в кредит на выгодных условиях. Kursiv Reseach выбрал несколько моделей автомобилей и проанализировал доступность их покупки в кредит по государственной программе для тех, кто имеет среднестатистическую заработную плату.

Возможность купить железного коня на хороших условиях появилась у каждого казахстанца с апреля 2015 года. Именно тогда в стране была принята государственная программа, направленная на льготное кредитование легковых автомобилей и лизинговое финансирование коммерческой техники. Ее условия выгодны не только гражданам, но и государству. Программа простимулировала рост спроса на автомобили местного производства, тем самым оказав влияние на развитие отечественного автомобилестроения. Некое оживление в автомобильной отрасли, в свою очередь, становится причиной роста рабочих мест, улучшения экономической ситуации в регионах и увеличения ВВП.

Основные условия программы

shutterstock_658595518.jpg

Получить свое новенькое авто можно по следующим условиям. Во-первых, программа льготного автокредитования подразумевает покупку только сделанного в Казахстане авто.

Производством автомобилей и техники в стране занимаются АО «АЗИЯ АВТО», ТОО «СарыаркаАвтоПром», ТОО «СемАЗ», АО «КАМАЗ-Инжиниринг», ТОО «Hyundai Trans Auto», ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan».

Во-вторых, машина должна стоить не более 15 млн тенге. Ранее лимит был ниже и составлял только 9 млн тенге.

В-третьих, срок кредитования не должен превышать семи лет. Можно выбрать меньший срок, но ежемесячный платеж будет заметно выше.

Четвертое условие касается размера первоначального взноса. Так, согласно данным с сайтов казахстанских банков-партнеров, первоначальный взнос по кредиту начинается от 10%, в некоторых – от 20%. На интернет-ресурсах нескольких финансовых институтов говорится о нулевом первоначальном взносе, который доступен, если будущий заемщик является участником зарплатного проекта.

Банками-партнерами по программе стали несколько казахстанских банков, в том числе Народный банк Казахстана, ForteBank, Евразийский банк, Сбербанк, ВТБ Казахстан и Банк ЦентрКредит.

И последнее важное условие – ставка по кредиту не должна превышать 4%, эффективная ставка – 4,1% без учета страховки и затрат на регистрацию авто. К дополнительным затратам относятся: полис страхования КАСКО, полис обязательного страхования ГПО, налог на транспорт, постановка на учет, нотариальные и прочие затраты. При учете же всех затрат процент по займу не может превышать 7,5%.

Итоги программы за время реализации

С 2015 по 2018 год государством через национальный управляющий холдинг «Байтерек» в Банк развития Казахстана, а далее в коммерческие банки-партнеры выделено 40 млрд тенге, в том числе на автокредитование – 34 млрд тенге, на лизинг – 6 млрд тенге. В 2019 году будет выделено еще 10 млрд тенге, в том числе 8 млрд тенге на льготное автокредитование и 2 млрд тенге на лизинг.

С момента начала реализации программы и по прошлый год в республике было реализовано 13 992 транспортных средства на сумму 65,9 млрд тенге, из них в кредит – на 56,4 млрд тенге, в лизинг – на 9,5 млрд тенге.

По данным союза предприятий автомобильной отрасли «КазАвтоПром» за 12 месяцев 2018 года участниками программы льготного автокредитования было приобретено 3 252 автомобиля, что составило 10,9% от всех продаж автомобилей местного производства.

За январь-февраль 2019 года по тем же условиям казахстанцами куплено 209 автомобилей. На них пришлось 4,3% продаж авто, произведенных в стране.

В целом местное производство легковых автомобилей в 2018 году по сравнению с позапрошлым годом увеличилось на 78,8% – до 30 016 машин. 60,8% всех автомобилей было произведено АО «АЗИЯ АВТО», остальные 39,2% – ТОО «СарыаркаАвтоПром».

Совокупные расходы соотечественников на покупку казахстанских авто в 2018 году достигли 182,5 млрд тенге, что на 71% выше показателя позапрошлого года.

В топ-5 самых востребованных брендов легковых авто казахстанской сборки по итогам 2018 года вошли Lada, Hyundai, KIA, JAC и Chevrolet.

Так, казахстанцы в общем в прошлом году купили 13 146 автомобилей марки Lada, 8433 машин марки Hyundai, 2635 единиц KIA, 1125 авто JAC и 1082 – Chevrolet, отмечено на сайте союза предприятий.

Вклад предприятий отрасли автомобилестроения в структуру ВВП Казахстана по итогам прошлого года составил 206 млрд тенге, что выше показателя 2017 года на 40,4%.

Налоговые отчисления предприятий, занятых продажами и производством автомобилей, в госбюджет страны достигли 54,9 млрд тенге, что на 23,4% выше показателя 2017 года.

Председатель совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов считает, что отечественный автопром продолжает свой планомерный рост на протяжении двухлетнего периода. Так, в 2018 году объемы выпуска были увеличены на две трети и приблизились к докризисным цифрам 2014 года.

По его мнению, свидетельством отраслевой динамики стала рекордная рыночная доля отечественных автопроизводителей, в декабре превысившая отметку в 56%. Более половины покупателей новых легковых автомобилей в финале минувшего года выбрали одну из моделей казахстанских автозаводов.

«Мы рассчитываем, что в 2019 году растущий рыночный спрос и возможности программы льготных автокредитов позволят обновить исторический максимум производственных показателей и преодолеть рубеж в 40 тыс. автомобилей, сошедших с конвейеров казахстанских предприятий», – заметил эксперт.

По словам министра индустрии и инфраструктурного развития, а ныне заместителя премьер-министра РК Жениса Касымбека, предоставление льготного кредита в течение нескольких лет может положительно повлиять на отечественное автомобилестроение и привести к созданию более 360 рабочих мест, получению дополнительных объемов реализации продукции на общую сумму 33,7 млрд тенге, увеличению объемов налоговых и других обязательных платежей в бюджет государства на сумму более 9,3 млрд тенге.

Какие машины можно приобрести в кредит

shutterstock_1075477754.jpg

Чтобы казахстанцы могли оформить льготный автокредит, необходимо выполнить несколько основных условий. Одним из них, так же, как и по всем кредитам, является предоставление документа, удостоверяющего личность (удостоверение или паспорт гражданина Казахстана).

Для получения автокредита в банке-партнере запросят справку с места работы, а также проверят наличие пенсионных отчислений за последние шесть месяцев.

Будущему потенциальному заемщику нужно быть готовым к тому, что его заявку отклонят из-за плохой кредитной истории. Немаловажным пунктом в одобрении кредитной заявки может стать платежеспособность клиента. Банк оценивает остаток ваших «чистых» денег после исполнения всех обязательств, в том числе и кредитных, для дальнейшей возможности погашения ежемесячного платежа по льготному автокредиту.

Согласно условиям коммерческих банков, для того, чтобы потенциальному заемщику одобрили кредит, у него должны оставаться свободными 50% чистого дохода.

Kursiv Research решил выяснить, доступно ли льготное автокредитование среднестатистическому гражданину, сколько в месяц нужно будет платить по кредиту и какие модели автомобилей можно оформить. Под «среднестатистическим» подразумевается гражданин Казахстана, который получает среднюю заработную плату по стране.

По оценочным данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в феврале 2019 года среднемесячная заработная плата в Казахстане, без учета малого бизнеса, занятого предпринимательской деятельностью, составляла 167 682 тенге.

При вычете обязательных пенсионных взносов в размере 10% (16 768 тенге) и индивидуального подоходного налога с учетом вычета одной минимальной заработной платы (10 841 тенге) чистая заработная плата «на руки» составляет 140 072,8 тенге.

С тем условием, что у гражданина нет других кредитов и обязательств, его платежеспособность или максимальная сумма, которую он может покрыть по кредиту, равна 70 036,4 тенге. То есть, ему могут одобрить только ту сумму автокредита, при которой ежемесячный платеж не превысит вышеуказанной суммы.

Для анализа того, какие машины доступны среднестатистическому казахстанцу, если он отдельно покрывает расходы на оформление, страховку и прочие затраты, в исследовании взяты следующие условия: первоначальный взнос – 20% и максимальный срок кредитования – семь лет. Мы проанализировали 27 моделей разных марок машин.

К примеру, Chevrolet Aveo стоит 4,99 млн тенге. При первоначальном взносе 0,98 млн тенге сумма кредита составит 3,92 млн тенге. Ежемесячный платеж по кредиту – 53 581,72 тенге, значит, половины заработный платы казахстанца будет хватать на покрытие кредита.

Ежемесячный платеж по распространенной модели марки LadaLada Granta, цена которой начинается от 2,99 млн тенге, при первоначальном взносе в сумме 0,59 млн тенге и займе в размере 2,39 млн тенге составит 32 750,46 тенге.

Оформив автокредит на Kia Rio стоимостью в 5,7 млн тенге, при первоначальном взносе в 1,14 млн тенге и кредите в размере 4,56 млн тенге, среднестатическому гражданину придется ежемесячно выплачивать 62 329,76 тенге.

Hyundai Accent, стоящая около 5,59 млн тенге, при покупке ее в кредит потребует 61 126,9 тенге ежемесячных платежей в течение семи лет.

Недоступными среди анализируемых 27 машин стали восемь моделей разных марок. Так, стоит отметить Chevrolet Captiva, цена которого составляет 8,39 млн тенге. Для одобрения кредитной заявки банком чистая заработная плата должна быть немного выше и составлять порядка 183 490,06 тенге.

Новая Kia Optima казахстанского производства также является на сегодняшний день недоступной для среднего казахстанца. Цена на такую модель начинается от 9,2 млн тенге, и даже при первоначальном взносе в 20%, или 1,84 млн тенге, ежемесячный платеж составит более 100 тыс. тенге.

Моделями, которые не попадут в список доступных для среднестатического казахстанца, также стали Kia Sportage со стоимостью от 8,3 млн тенге, Kia Sorento – от 11,21 млн тенге, Hyundai Tuckson – от 8,59 млн тенге, Hyundai Sonata – от 8,59 млн тенге, Peugeot 3008 – от 6,99 млн тенге и Peugeot 508 – от 9,15 млн тенге.

Наиболее доступны для соотечественников модели марки Lada, поэтому она вышла в лидеры по спросу среди сограждан и объему покупок такой машины на казахстанском рынке.

В целом среднестатистический казахстанец, у которого есть первоначальный взнос в размере 20% от стоимости машины, может рассчитывать на кредит в размере до 5,1 млн тенге. Сумма выше 5,1 млн тенге, по нашим прогнозам, не будет одобрена банками-партнерами.

Хотим отметить, что сумма первоначального взноса и срок займа могут изменяться и выбираться клиентом самостоятельно по своему усмотрению и возможностям.

Тачки_Монтажная область 1 (6).jpg

Источники фото в тексте: Shutterstock

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.


14974 просмотра

Как в будущем хорошо зарабатывать и быть востребованным в Казахстане

Курсив выяснил какие новые профессии появятся на рынке

Фото: shutterstock/автор Ollyy

Выпускники школ выбирают будущую специальность, прислушиваясь к совету родителей или ориентируясь на текущее положение дел на рынке труда. Часть просто поступает на ту специальность, где можно получить государственный грант. Многие из окончивших вузы работают не по профессии, поскольку не нашли себе места на рынке труда или же специальность, на обучение которой потрачены годы, пришлась не по душе.

Абитуриенты и их родители теряются во множестве специальностей, предлагаемых на образовательном рынке и часто выбирают ту, на которую после обучения или слишком большая конкуренция и нет свободных вакансий, или не устраивает предлагаемая заработная плата, или, что называется, душа не лежит.

«В советское время работала система профориентации с кружками в школах, где проявлялись индивидуальные качества и интересы ребенка. Учащихся не только водили на экскурсии на производство, но и организовывали для них встречи с представителями разных профессий», – регулярно рассказывает начальник образовательного центра BTS Digital, руководитель проекта «Атлас профессий в Казахстане» Саясат Нурбек.

После распада Советского Союза профориентационная модель образования потихоньку стала исчезать. Как результат – нынешние выпускники при поступлении в вуз даже не знают, что представляет собой его будущая специальность.

В еще большем замешательстве они оказываются, когда им предлагают новые специальности, которые возникают по мере изменения технологий.

«Глобальная цифровизация затронула все сферы жизнедеятельности, это касается и профессиональных областей. В условиях цифровой экономики меняется и рынок труда – обновляются старые и появляются новые профессии», – подчеркнули представители портала HeadHunter (hh.kz).

В конце 2018 года министр информации и общественного развития Казахстана Даурен Абаев озвучил прогноз «Института будущего»: в 2030 году в мире будет 85% новых профессий. В списке этой организации детектив по работе с данными, редактор генетического кода, проектировщик путешествий, городской кибер-­аналитик, цифровой портной и менеджер по командной работе людей и машин.

В 2019 году Министерством труда и социальной защиты населения Казахстана был разработан перечень 100 востребованных сервисных и индустриальных профессий в Казахстане. В него вошло 35 востребованных профессий, где нужно иметь высшее образование и 65 – где необходимо техническое и профессиональное образование.

В этот перечень включены десять новых профессий: IT-специалисты, инженеры по 3D-моделированию, по системам межмашинного обучения, по во­зобновляемым источникам энергии, по аддитивным технологиям производства, архитекторы и проектировщики инфраструктуры умного градостроительства, беспилотных авиационных систем и графические и мультимедийные дизайнеры.

Для того чтобы будущим абитуриентам было легче ориентироваться в выборе профессии, в Казахстане начали работу над проектом «Атлас профессий». Идея была позаимствована у россиян.

Российский атлас был опубликован еще в 2014 году. Его методология была разработана на базе технологического форсайта (метод предвидения) Международной организацией труда, Агентством стратегических исследований Российской Федерации и Московской школой управления «Сколково».

Суть форсайта заключается в том, что эксперты из разных отраслей путем исследований и диалога работают над прогнозированием и разработкой тех специальностей, которые могут и должны появиться в будущем, и тех, которые начинают терять свою ценность.

Сам атлас, как заявляют его казахстанские разработчики – компания BTS Digital, будет содержать в себе перечень специальностей, актуальных на ближайшие 10–15 лет. Фактически атлас должен стать путеводителем или методическим пособием для будущих выпускников и их родителей.

Для создания казахстанского атласа профессий определены девять приоритетных для экономики республики отраслей. К их числу относятся нефтедобыча и переработка, машиностроение, сельское хозяйство, горная металлургия, транспорт и логис­тика, IT-технологии, туризм, энергетика и обрабатывающая промышленность.

Атлас в Казахстане, как и его российский аналог, будет состоять из трех категорий профессий: «пенсионеры», трансформирующиеся и новые.

К профессиям-пенсионерам относятся те специальности, которые будут исчезать со временем. Как, к примеру, исчезли профессии телефонистки или машинистки.

Трансформирующимися называются специальности, изменяющиеся вслед за новыми технологиями. Пример такой профессии – оператор горнопроходческой машины под землей. Теперь этот оператор управляет машинами на поверхности земли с помощью специальных джойстиков. Лучшим работником в данном случае может быть человек, который увлекается компьютерными играми, заметили в BTS Digital.

Третья категория – новые профессии (или профессии будущего), которых сейчас нет либо они только зарождаются и через некоторое время станут популярными.

Одной из таких новых профессий, по мнению специалистов hh.kz, является IT-рекрутер. Для того чтобы специализироваться на этом поприще, от обычного HR-специалиста помимо его основных профессиональных качеств потребуются дополнительные ключевые навыки для возможности подбора IT-специалистов.

Опыт работы IT-рекрутера для работодателей крайне важен и составляет от трех до шести лет, рассказали специалисты портала hh.kz. Работодатели предлагают таким специалистам зарплату от 106 тыс. тенге. Но есть и те, кому платят больше – от 333,3 тыс. тенге и выше.

В сфере маркетинга стали востребованы такие специализации, как интернет-маркетолог, контент-менеджер, SMM-менеджер и другие. Минимальная зарплата интернет-маркетологов – от 147,4 тыс. тенге. Хорошие специалисты получают от 500 тыс. тенге. Зарплата контент-менеджеров, SMM-менеджеров ниже, чем у интернет-маркетологов. Минимальная зафиксированная зарплата на HeadHunter составляет 83,5 тыс. тенге.

В профессиональной области «Информационные технологии, интернет, телеком» появилась специализация «инженер по машинному обучению» (machine learning engineer). Работодатели предлагают соискателям зарплату от 475,1 тыс. тенге. По данным HeadHunter, были примеры, когда работодатели предлагали зарплату выше 1,64 млн тенге в месяц.

Пилотный проект

Сейчас единственной компанией, которая решила запустить пилотное форсайт-исследование в рамках проекта «Атлас профессий в Казахстане», стала ERG. Исследование запущено на базе Донского горно-обогатительного комбината АО «ТНК «КазХром» в Актюбинской области.

По результатам первых форсайт-сессий выявлено 45 трендов, влияющих на предприятие, 18 исчезающих профессий, 13 изменяющихся, 14 новых профессий. В исследовании принимали участие 36 экспертов комбината и девять модераторов и аналитиков. Некоторыми результатами первого пилотного исследования на Донском ГОК поделились с «Курсивом» в BTS Digital.

Вариантами новых профессий в горнодобывающей промышленности страны станут такие специальности, как прораб-вотчер, IT-диспетчер, мовер-скутер,digital-технолог.

К вариантам изменяющихся профессий относятся горный мастер открытых разработок, проходчик, машинист экскаватора и его помощник и другие.

К профессиям-пенсионерам горно-металлургической отрасли относятся ламповщик, ремонтник индивидуальных светильников, проходчик, люковой, машинист электровоза, опрокидчик, бункеровщик.

В связи с внедрением методов автоматизированного дистанционного контроля исчезнут профессии, связанные с точечным контролем на рабочих местах, а именно машинист насосных установок, машинист ГБУ, компрессорной установки, подъемных установок, стволовой, горнорабочий на маркшейдерских работах, машинист бульдозера, концентраторщик, сепараторщик, контролер ОТК и другие.

Команда BTS планирует запустить один отраслевой атлас и один региональный. В дальнейшем они послужат образцом для создания атласов других отраслей и областей, которые будут соединены в национальный атлас. Казахстанский атлас планируется закончить к марту 2020 года.

Подготовка специалистов

Пока в стране разрабатывают список профессий будущего, университеты уже готовы обучить новым специальностям.

В КазНУ имени аль-Фараби среди новых программ бакалавриата, ориентированных на получение профессий будущего, запущено обучение по таким направлениям, как актуарная математика, интернет вещей и Big data, киберфизика, химическая инженерия, микробиология, государственная служба, технология фармацевтического производства и другие.

В магистратуре – datе-журналистика, бизнес-аналитика, интернет вещей, IT-генетика, машинное обучение и анализ данных, природно-техногенные риски, биотехнология окружающей среды, нанотехнология пищевой промышленности, робототехнические системы, спортивная психология, фитобиотехнология.

С 2019 учебного года в AlmaU начинается подготовка кадров по направлениям бизнес-аналитика и экономика, HR-менеджмент, государственная и международная политика, урбанистика и сити-менеджмент, бизнес- аналитика и Big Data, туризм и event-менеджмент, бизнес-администрирование в области предпринимательства.

В заключение Саясат Нурбек подчеркнул, что любой специалист, который хочет стать востребованным на рынке труда и зарабатывать большие деньги, должен найти собственную уникальность и оттачивать ее. К примеру, можно быть не просто токарем, а, потратив время на развитие своих способностей и обучившись основам IT, стать хорошим digital-токарем, пояснили представители компании BTS Digital.

профессии копия (2).jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций