Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


27656 просмотров

Какой автомобиль может позволить себе среднестатистический казахстанец?

Kursiv Research определил модели авто, доступные к покупке через льготное автокредитование, для тех, кто имеет заработную плату, равную среднемесячной по стране

Фото: Shutterstock/muk woothimanop

С 2015 года в Казахстане действует программа льготного автокредитования, согласно которой обычные граждане имеют возможность приобрести машину в кредит на выгодных условиях. Kursiv Reseach выбрал несколько моделей автомобилей и проанализировал доступность их покупки в кредит по государственной программе для тех, кто имеет среднестатистическую заработную плату.

Возможность купить железного коня на хороших условиях появилась у каждого казахстанца с апреля 2015 года. Именно тогда в стране была принята государственная программа, направленная на льготное кредитование легковых автомобилей и лизинговое финансирование коммерческой техники. Ее условия выгодны не только гражданам, но и государству. Программа простимулировала рост спроса на автомобили местного производства, тем самым оказав влияние на развитие отечественного автомобилестроения. Некое оживление в автомобильной отрасли, в свою очередь, становится причиной роста рабочих мест, улучшения экономической ситуации в регионах и увеличения ВВП.

Основные условия программы

shutterstock_658595518.jpg

Получить свое новенькое авто можно по следующим условиям. Во-первых, программа льготного автокредитования подразумевает покупку только сделанного в Казахстане авто.

Производством автомобилей и техники в стране занимаются АО «АЗИЯ АВТО», ТОО «СарыаркаАвтоПром», ТОО «СемАЗ», АО «КАМАЗ-Инжиниринг», ТОО «Hyundai Trans Auto», ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan».

Во-вторых, машина должна стоить не более 15 млн тенге. Ранее лимит был ниже и составлял только 9 млн тенге.

В-третьих, срок кредитования не должен превышать семи лет. Можно выбрать меньший срок, но ежемесячный платеж будет заметно выше.

Четвертое условие касается размера первоначального взноса. Так, согласно данным с сайтов казахстанских банков-партнеров, первоначальный взнос по кредиту начинается от 10%, в некоторых – от 20%. На интернет-ресурсах нескольких финансовых институтов говорится о нулевом первоначальном взносе, который доступен, если будущий заемщик является участником зарплатного проекта.

Банками-партнерами по программе стали несколько казахстанских банков, в том числе Народный банк Казахстана, ForteBank, Евразийский банк, Сбербанк, ВТБ Казахстан и Банк ЦентрКредит.

И последнее важное условие – ставка по кредиту не должна превышать 4%, эффективная ставка – 4,1% без учета страховки и затрат на регистрацию авто. К дополнительным затратам относятся: полис страхования КАСКО, полис обязательного страхования ГПО, налог на транспорт, постановка на учет, нотариальные и прочие затраты. При учете же всех затрат процент по займу не может превышать 7,5%.

Итоги программы за время реализации

С 2015 по 2018 год государством через национальный управляющий холдинг «Байтерек» в Банк развития Казахстана, а далее в коммерческие банки-партнеры выделено 40 млрд тенге, в том числе на автокредитование – 34 млрд тенге, на лизинг – 6 млрд тенге. В 2019 году будет выделено еще 10 млрд тенге, в том числе 8 млрд тенге на льготное автокредитование и 2 млрд тенге на лизинг.

С момента начала реализации программы и по прошлый год в республике было реализовано 13 992 транспортных средства на сумму 65,9 млрд тенге, из них в кредит – на 56,4 млрд тенге, в лизинг – на 9,5 млрд тенге.

По данным союза предприятий автомобильной отрасли «КазАвтоПром» за 12 месяцев 2018 года участниками программы льготного автокредитования было приобретено 3 252 автомобиля, что составило 10,9% от всех продаж автомобилей местного производства.

За январь-февраль 2019 года по тем же условиям казахстанцами куплено 209 автомобилей. На них пришлось 4,3% продаж авто, произведенных в стране.

В целом местное производство легковых автомобилей в 2018 году по сравнению с позапрошлым годом увеличилось на 78,8% – до 30 016 машин. 60,8% всех автомобилей было произведено АО «АЗИЯ АВТО», остальные 39,2% – ТОО «СарыаркаАвтоПром».

Совокупные расходы соотечественников на покупку казахстанских авто в 2018 году достигли 182,5 млрд тенге, что на 71% выше показателя позапрошлого года.

В топ-5 самых востребованных брендов легковых авто казахстанской сборки по итогам 2018 года вошли Lada, Hyundai, KIA, JAC и Chevrolet.

Так, казахстанцы в общем в прошлом году купили 13 146 автомобилей марки Lada, 8433 машин марки Hyundai, 2635 единиц KIA, 1125 авто JAC и 1082 – Chevrolet, отмечено на сайте союза предприятий.

Вклад предприятий отрасли автомобилестроения в структуру ВВП Казахстана по итогам прошлого года составил 206 млрд тенге, что выше показателя 2017 года на 40,4%.

Налоговые отчисления предприятий, занятых продажами и производством автомобилей, в госбюджет страны достигли 54,9 млрд тенге, что на 23,4% выше показателя 2017 года.

Председатель совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов считает, что отечественный автопром продолжает свой планомерный рост на протяжении двухлетнего периода. Так, в 2018 году объемы выпуска были увеличены на две трети и приблизились к докризисным цифрам 2014 года.

По его мнению, свидетельством отраслевой динамики стала рекордная рыночная доля отечественных автопроизводителей, в декабре превысившая отметку в 56%. Более половины покупателей новых легковых автомобилей в финале минувшего года выбрали одну из моделей казахстанских автозаводов.

«Мы рассчитываем, что в 2019 году растущий рыночный спрос и возможности программы льготных автокредитов позволят обновить исторический максимум производственных показателей и преодолеть рубеж в 40 тыс. автомобилей, сошедших с конвейеров казахстанских предприятий», – заметил эксперт.

По словам министра индустрии и инфраструктурного развития, а ныне заместителя премьер-министра РК Жениса Касымбека, предоставление льготного кредита в течение нескольких лет может положительно повлиять на отечественное автомобилестроение и привести к созданию более 360 рабочих мест, получению дополнительных объемов реализации продукции на общую сумму 33,7 млрд тенге, увеличению объемов налоговых и других обязательных платежей в бюджет государства на сумму более 9,3 млрд тенге.

Какие машины можно приобрести в кредит

shutterstock_1075477754.jpg

Чтобы казахстанцы могли оформить льготный автокредит, необходимо выполнить несколько основных условий. Одним из них, так же, как и по всем кредитам, является предоставление документа, удостоверяющего личность (удостоверение или паспорт гражданина Казахстана).

Для получения автокредита в банке-партнере запросят справку с места работы, а также проверят наличие пенсионных отчислений за последние шесть месяцев.

Будущему потенциальному заемщику нужно быть готовым к тому, что его заявку отклонят из-за плохой кредитной истории. Немаловажным пунктом в одобрении кредитной заявки может стать платежеспособность клиента. Банк оценивает остаток ваших «чистых» денег после исполнения всех обязательств, в том числе и кредитных, для дальнейшей возможности погашения ежемесячного платежа по льготному автокредиту.

Согласно условиям коммерческих банков, для того, чтобы потенциальному заемщику одобрили кредит, у него должны оставаться свободными 50% чистого дохода.

Kursiv Research решил выяснить, доступно ли льготное автокредитование среднестатистическому гражданину, сколько в месяц нужно будет платить по кредиту и какие модели автомобилей можно оформить. Под «среднестатистическим» подразумевается гражданин Казахстана, который получает среднюю заработную плату по стране.

По оценочным данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в феврале 2019 года среднемесячная заработная плата в Казахстане, без учета малого бизнеса, занятого предпринимательской деятельностью, составляла 167 682 тенге.

При вычете обязательных пенсионных взносов в размере 10% (16 768 тенге) и индивидуального подоходного налога с учетом вычета одной минимальной заработной платы (10 841 тенге) чистая заработная плата «на руки» составляет 140 072,8 тенге.

С тем условием, что у гражданина нет других кредитов и обязательств, его платежеспособность или максимальная сумма, которую он может покрыть по кредиту, равна 70 036,4 тенге. То есть, ему могут одобрить только ту сумму автокредита, при которой ежемесячный платеж не превысит вышеуказанной суммы.

Для анализа того, какие машины доступны среднестатистическому казахстанцу, если он отдельно покрывает расходы на оформление, страховку и прочие затраты, в исследовании взяты следующие условия: первоначальный взнос – 20% и максимальный срок кредитования – семь лет. Мы проанализировали 27 моделей разных марок машин.

К примеру, Chevrolet Aveo стоит 4,99 млн тенге. При первоначальном взносе 0,98 млн тенге сумма кредита составит 3,92 млн тенге. Ежемесячный платеж по кредиту – 53 581,72 тенге, значит, половины заработный платы казахстанца будет хватать на покрытие кредита.

Ежемесячный платеж по распространенной модели марки LadaLada Granta, цена которой начинается от 2,99 млн тенге, при первоначальном взносе в сумме 0,59 млн тенге и займе в размере 2,39 млн тенге составит 32 750,46 тенге.

Оформив автокредит на Kia Rio стоимостью в 5,7 млн тенге, при первоначальном взносе в 1,14 млн тенге и кредите в размере 4,56 млн тенге, среднестатическому гражданину придется ежемесячно выплачивать 62 329,76 тенге.

Hyundai Accent, стоящая около 5,59 млн тенге, при покупке ее в кредит потребует 61 126,9 тенге ежемесячных платежей в течение семи лет.

Недоступными среди анализируемых 27 машин стали восемь моделей разных марок. Так, стоит отметить Chevrolet Captiva, цена которого составляет 8,39 млн тенге. Для одобрения кредитной заявки банком чистая заработная плата должна быть немного выше и составлять порядка 183 490,06 тенге.

Новая Kia Optima казахстанского производства также является на сегодняшний день недоступной для среднего казахстанца. Цена на такую модель начинается от 9,2 млн тенге, и даже при первоначальном взносе в 20%, или 1,84 млн тенге, ежемесячный платеж составит более 100 тыс. тенге.

Моделями, которые не попадут в список доступных для среднестатического казахстанца, также стали Kia Sportage со стоимостью от 8,3 млн тенге, Kia Sorento – от 11,21 млн тенге, Hyundai Tuckson – от 8,59 млн тенге, Hyundai Sonata – от 8,59 млн тенге, Peugeot 3008 – от 6,99 млн тенге и Peugeot 508 – от 9,15 млн тенге.

Наиболее доступны для соотечественников модели марки Lada, поэтому она вышла в лидеры по спросу среди сограждан и объему покупок такой машины на казахстанском рынке.

В целом среднестатистический казахстанец, у которого есть первоначальный взнос в размере 20% от стоимости машины, может рассчитывать на кредит в размере до 5,1 млн тенге. Сумма выше 5,1 млн тенге, по нашим прогнозам, не будет одобрена банками-партнерами.

Хотим отметить, что сумма первоначального взноса и срок займа могут изменяться и выбираться клиентом самостоятельно по своему усмотрению и возможностям.

Тачки_Монтажная область 1 (6).jpg

Источники фото в тексте: Shutterstock

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.


2154 просмотра

Лишь треть торгового оборота в Алматы приходится на долю цивилизованного рынка

Обзор коммерческой недвижимости совместно с Colliers International Kazakstan

Фото:Shutterstock/Автор Aureliy

Последние тенденции рынка коммерческой недвижимости Казахстана – это рост свободных площадей за счет увеличения предложения новых и освобождения старых помещений, выбор арендаторами офисов из соотношения «цена – качество» и соответственное снижение ставок по аренде.

Рынок офисной недвижимости двух самых крупных городов Казахстана демонстрирует не только количественный, но и качественный рост за счет высокой конкуренции среди собственников. В свою очередь, это дает арендаторам широкий выбор среди множества различных вариантов.

Офисная недвижимость в Алматы

Алматы уже который год остается лидером по количеству качественных торгово-развлекательных центров и бизнес-цент­ров в республике. Нур-Султан, несмотря на статус столицы, немного отстает.

Ежегодно в Алматы вводятся в эксплуатацию сотни квадратных метров нового рабочего пространства, что создает на рынке среду для конкуренции.

По данным международной консалтинговой компании Colliers International Kazakhstan, средняя доходность инвестиций в качественный объект класса «А» или «B» в городе составляет около 10%, что делает данный сектор недвижимости привлекательным для девелоперов.

Объем предложения офисных площадей в городе сейчас, по оценке агентства, более 1,2 млн кв. м. Совокупный объем рынка, исходя из цен на аренду, превышает 80 млрд тенге в год.

Ставки аренды варьируются от 4 тыс. тенге до 16 тыс. тенге за кв. м – в зависимости от класса объекта. Велика доля объектов класса «B» – это те проекты, которые ранее имели высший уровень качества, но потеряли моральную актуальность и физические характеристики во временном промежутке, а также объекты, изначально реализованные в рамках данной категории, уступающие объектам класса «А» по некоторым характеристикам.

Офисы высокого класса обычно располагаются в элитных районах города, и это сказывается на средних ценах на аренду. В Алматы, в Медеуском районе, цена за 1 кв. м в среднем составляет 6,1 тыс. тенге, в Бостандыкском – 4,2 тыс. тенге, в Алмалинском – 4,1 тыс. тенге, в Ауэзовском –  3,1 тыс. тенге.

Colliers Kazakhstan составил рейтинг офисных зданий представительского класса Алматы. Лучшие проекты среди бизнес-центров южной столицы – БЦ «AFD», БЦ «Esentai Tower», БЦ «Park View».

Заполняемость данных бизнес-центров достигает максимальных показателей при средней загрузке офисной недвижимости на уровне до 92% в классе «А» и 85% в классах «B» и «B+».

Сейчас в Казахстане отсутствует официально принятая классификация офисной недвижимости, поэтому Colliers International принимает за основу самостоятельно разработанную матрицу для оценки объектов. Эксперты Colliers учитывают такие критерии, как площадь, расположение, год постройки, высота потолков, наличие и ёмкость паркинга, возможности смены планировки и изначальный тип планирования, инженерные и IT-решения, инфраструктура объекта, конструктив и качество строительства, сервисное управление и его качество.

Офисы класса «А» – это помещения, которые располагаются в новых современных деловых центрах. Такие центры оборудованы современными инженерными системами; имеют свои конференц-залы; рабочие места, оснащенные оргтехникой и средствами связи. Большое внимание уделяется охранной и пожарной безопасности. Остальные классы отличаются от класса «А» менее комфортными условиями: месторасположением, обслуживанием, перечнем необходимой офисной техники, видом парковки или ее отсутствием и пр.

Офисная недвижимость в Нур-Султане

Столица почти в два раза уступает Алматы по объему предложения офисной недвижимости – общий объем офисных помещений Нур-Султана находится на уровне 680 тыс. кв. м. Средняя рыночная заполняемость столичных бизнес-центров – 86,4%.

Средние ставки по аренде в бизнес-центрах составляют от 5 тыс. до 14 тыс. тенге и варьируются в зависимости от района. Самые высокие минимальные цены наблюдались в Есильском районе Нур-Султана – в среднем 7,4 тыс. тенге. Стоит отметить, что именно этот район имеет наибольшую плотность офисных площадей.

87% площадей офисной недвижимости класса «А» и «Б» расположены на левом берегу Нур-Султана.

К лучшим объектам на столичном рынке офисной недвижимости, по версии Colliers, можно отнести БЦ «Talan Towers» от Verny Capital, БЦ «Q» (первая и вторая очереди) от Astana Development Group, БЦ «Ренко» (первая и вторая очереди) от «Ренко Кат», а также БЦ «Aura» от BI Group.

Как отмечают аналитики Colliers, в столице предложение на рынке офисной недвижимости растет не только за счет введения в строй новых площадей, но и за счет продажи зданий и сооружений, ранее занимаемых национальными компаниями.

Торговая недвижимость города Алматы

В Алматы более 1,8 млн кв. м торговых площадей, то есть более 600 кв. м на каждую тысячу жителей. Это самый высокий показатель по республике.

34% торгового оборота в городе приходится на долю цивилизованного рынка – тех самых ТРЦ, остальные 66% по-прежнему занимают базары.

Сейчас в городе работает 47 объектов торговой недвижимости.

Colliers International выбрал лучшие ТРЦ Нур-Султана и Алматы в разных категориях.

«Лучший ТРЦ для молодежи»

ТРЦ «Dostyk Plaza» и «Mega Park» стали самыми привлекательными для молодежи. Эти центры могут похвастаться удобными и вместительными фуд-кортами с разнообразной кухней, качественным и широким ассортиментом fashion-товаров по приемлемым ценам, а также такими операторами кинотеатров, как Cinemax и Chaplin.

«Семейный ТРЦ»

ТРЦ «Mega Alma-Ata» и «Aport Mall» стали лучшими в этой категории. Разнообразный выбор торговых точек и широкий ассортимент товаров вкупе с большим количеством развлекательных программ (в том числе детских) делают эти ТРЦ местами семейного времяпрепровождения. Aport Mall, пользующийся популярностью даже несмотря на свою удаленность от центра города, предлагает посетителям 220 тыс. кв. м с товарами и услугами для досуга и отдыха, а также единственный в городе крытый аквапарк.

«ТРЦ в спальных районах»

ТРЦ «MOSKVA metropolitan» и «МART» являются основными местами притяжения для жителей спальных районов, в которых они расположены. Средний масштаб данных проектов позволяет вместить в себя арендаторов и бренды, способные покрыть первостепенные потребности частых покупателей – последним теперь не приходится при малейшей необходимости выезжать из своего района в крупные ТРЦ – лидеры рынка.

«Самый перспективный ТРЦ»

ТРЦ «Forum Almaty» обладает рядом рыночных преимуществ – у него выгодное месторасположение, удачное концептуально-архитектурное решение и качественная планировка помещений. Правда, проект несколько раз сменил собственника, и из-за этого сроки запуска неоднократно отодвигались. Техническое открытие состоялось в октябре 2018 года.

Торговые центры Нур-Султана

Рынок торговой недвижимости столицы в три раза меньше рынка Алматы – совокупный объем предложения составляет около 646 тыс. кв. м. Но по количеству торговых площадей на тысячу жителей показатели Нур-Султана сравнимы с алматинскими – более 580 кв. м на 1 тыс.

Из-за климатических особенностей региона качественные торговые объекты в городе Нур-Султан более актуальны, нежели стрит-ритейл формат. Тогда как в Алматы такой формат активно развивается – примером может послужить улица Панфилова, которая стала не только современной платформой для торговли предпринимателей, но и местом отдыха горожан.

В столице ТРЦ и торговые дома продолжают вытеснять торговлю менее комфортного формата. Рост площади рынков и базаров в столице рекордно низкий.

Сейчас в Нур-Султане функционирует 20 объектов торговой недвижимости, некоторые из них обладают рядом преимуществ относительно своих конкурентов.

«Семейный ТРЦ»

Mega Silk Way является самым хорошо организованным и концептуально продуманным ТРЦ столицы. Широкие коридоры, естественное солнечное освещение и разнообразие предлагаемых товаров и услуг делают его одним из самых посещаемых в городе. Кинотеатр и детский развлекательный центр сетевых операторов делают объект востребованным местом семейного досуга.

«Хан Шатыр» – один из первых масштабных проектов города. Здесь представлено наибольшее количество брендов и разнообразные варианты отдыха. Часто ТРЦ позиционируется как достопримечательность города. Напомним, что «Хан Шатыр» спроектирован знаменитым британским архитектором Норманом Фостером и сейчас является одним из тех зданий, что формируют современный облик столицы.

ТРЦ «KeruenCity» ранее принадлежал к семейству Mega Center и приобрел новое название после смены собственника. Объект повторяет концепцию бренда, ориентированную на отдых с детьми. Несмотря на свои небольшие размеры, центр имеет высокий трафик посетителей.

«Лучший ТРЦ для молодежи»

ТРЦ «Keruen» предлагает один из самых широких фуд-кортов, а также продвинутый в технологиях кинотеатр – магнит для молодежи столицы, которая и составляет большинство посетителей данного центра.

Рейтинг последний_0.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций