Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


3579 просмотров

Как работает цветочный бизнес в Казахстане?

О тонкостях бизнеса, ценообразовании и многом другом узнал Kursiv Research

Фото: Shutterstock

В канун Международного женского дня спрос на цветы возрастает в несколько раз, а наценка на популярный праздничный товар позволяет владельцам цветочных магазинов получить хорошие доходы. Kursiv Research решил выяснить, какие цветы пользуются спросом среди казахстанцев, откуда их привозят, кто устанавливает цены и каковы тонкости цветочного бизнеса по-казахстански.

В Казахстан ежегодно завозятся крупные партии цветов из разных точек мира. В 2018 году было импортировано свежих срезанных цветов и некоторых луковичных цветов, в том числе тюльпанов и нарциссов, на сумму $38,9 млн. Розы являются лидерами по доле импорта (63%). Так, в прошлом году их было куплено на $24,5 млн. Помимо роз, в структуре импорта выделились хризантемы (13,3%), гвоздики (3,1%), некоторые луковичные цветы (2,5%), лилии (1,2%), орхидеи (0,8%) и прочие свежие и окрашенные цветы (15,9%).

Основной объем цветов в Казахстан импортируется из Нидерландов, Эквадора, Колумбии, Кении и Италии. К примеру, из Эквадора было завезено почти 82% всех роз, из Нидерландов – около 76% всех хризантем и 67% тюльпанов.

Отметим, что цветы из Нидерландов – это не всегда товар голландского происхождения. Весь мир везет свои цветы на аукционы в эту страну, где купить их намного легче. Так, орхидеи произрастают в Юго-Восточной Азии, а покупают их фирмы на голландских аукционах.

Экспорт же отечественных цветов на зарубежные рынки в денежном выражении составил $12,3 млн, что почти в 3,2 раза меньше импорта.

Основной страной, которая покупает цветы, выращенные в Казахстане, является Россия. На ее долю приходится более 99% всего экспорта срезанных и некоторых луковичных цветов и менее 1% приходится на Армению и Кыргызстан.

Предпочтения казахстанцев

Автор freya-photographer_0.jpg

Излюбленными цветами казахстанцев на сегодня все еще остаются розы, которые являются монополистами на рынке.

По словам директора оптово-розничной цветочной компании Henry Bonnar Виктора Хана, доля роз занимает на отечественном рынке не менее 40%, тогда как в мировой практике – всего 30%. Процент завозимых роз в Henry Bonnar в денежном выражении составляет около 40–45% в общем объеме импорта цветов, экзотических цветов – 30–35%, оформительской зелени – 10–15% и комнатных растений – 10–15%. Розы в компании импортируют в основном из Эквадора (50–60%), Колумбии (30–35%) и Кении (10–15%). 80% экзотических цветов покупаются в Голландии, 10% – в Израиле, в основном это оформительская зелень, 5% – в Италии и Франции.

«Местные производители цветов пользуются небольшим спросом, на отечественном рынке закупаются только 5%, в частности, только розы», – поделился Виктор Хан.

Схожего мнения придерживается и владелец интернет-магазина цветов FlorAmie Амина Сержанова, она считает розы фаворитом на рынке, но выделяет тенденцию, когда в стране становится все больше людей, которые стали интересоваться экзотикой. Например, необычными гвоздиками – не красными, а цветными, а также амариллисами, ранункулюсами, анемонами.

Виктор Хан отмечает, что в последнее время казахстанский рынок медленно, но качественно переходит к мировой практике продаж модных сортов цветов, и ставит акцент на флористике, к примеру, спросом стали пользоваться пионы, гортензии, тюльпаны и даже комнатные растения.

Так, например, в весенний период продажа тюльпанов бьет все рекорды. У соотечественников особая любовь к этим цветам весны. Прелесть их в том, что они практически не дорожают на праздники. Объемы спроса покрываются возможностью массового производства в периоде. Также растет спрос на цветущие комнатные растения.

Наибольшим спросом цветы пользуются на 8 марта, 14 февраля, 1 сентября, День учителя. В последнее время люди стали покупать букеты на Новый год и Наурыз.

Директор FlorAmie отметила, что спрос на рынке стал более разнообразным, в связи с этим и расширяется ассортимент предложения. «Поставщики понимают, что нужно привозить цветы более необычные. Для оптовиков это значительно облегчает задачу предложить клиенту большой выбор», – поделилась владелец интернет-магазина цветов.

По личному опыту экспертов, которым они поделились с «Курсивом», в территориальном разрезе городами-лидерами по ассортименту, среднему чеку и пониманию флористики являются Алматы и Астана. К тройке лидеров по потреблению относятся Атырау, Караганда, Шымкент. Самыми сложными, в частности дорогими и со скудным ассортиментом, являются Актау, Жезказган, Балхаш.

Основатель и собственник компании Zakazbuketov.kz Айжан Танатарова отметила, что сейчас алматинцы отходят от букетов из длинных роз, к примеру, из 101 или 51 розы, и большее предпочтение отдают миниатюрным редким цветам, предпочитают композиции в красивой дорогой оберточной бумаге, тогда как в других городах розы все еще остаются в приоритете. В целом по стране долю роз на рынке в последние годы эксперт оценивает в 60%, а остальные 40% принадлежат другим цветам.

Ценообразование на рынке

Автор Bildagentur Zoonar GmbH.jpg

Цены в преддверии Международного женского дня растут уже за несколько недель до праздника. Традиционно цены на любой товар формируются из его себестоимости и затрат. По словам директора Henry Bonnar, в B2B (от компании к компании или от оптовых представителей к розничным предпринимателям) цена формируется из себестоимости и 10–20% наценки.

Себестоимость товара включает в себя затраты на его закуп, транспортировку и таможенные налоги. 

Как утверждают представители цветочного бизнеса, цена закупа в компаниях составляет порядка 30–40% всей себестоимости. На нее могут повлиять локальные праздники тех стран, откуда завозятся цветы, например, это может быть День матери или День святого Валентина на западе, или 8 марта в постсоветских странах. В праздники наблюдается рост цен на цветы во всем мире и, соответственно, товар закупается уже по более высокой цене.

Следующие 30% в себестоимости занимает транспортировка, так как многие крупные компании перевозят товар достаточно дорогим транспортом – самолетами, тем самым увеличивая затраты.

Оставшаяся доля отводится таможенным налогам, таким как НДС на импорт и таможенные сборы.

Так, например, себестоимость голландских роз (80 см) составляет 550 тенге за штуку, для B2B сектора цена оптовиков будет уже 600–620 тенге, а в розницу эти же цветы будут стоить порядка 900 тенге.

Эксперты цветочного рынка также заметили, что наценка в целом зависит еще и от сорта цветка, его срока годности. К примеру, на скоропортящиеся товары такая наценка будет в разы выше, поделился Виктор Хан.

 По словам представителей Zakazbuketov.kz, в наценку к себестоимости товара обычно входят затраты на оплату работы персонала отделов логистики, флористики, курьерской службы, маркетинга, продаж и другие. Маржа в среднем составляет 10–15%.

По словам экспертов из Henry Bonnar, наценки в ритейле могут колебаться от 50 до 120%. Но на ту же самую розу наценка меньше ввиду большой конкуренции (собрать букет роз может каждый), а на произведения искусства может составлять до 125%. Например, в вышеназванной компании работает действующий чемпион по флористике 2018 года, и ее букеты люди покупают с наценкой до 150%. В данном случае нет правил наценки, флорист сам устанавливает цену своего букета, но с таким сложным продуктом наценка должна быть от 70–80%, поделился руководитель компании.

Подводные камни

В цветочном бизнесе есть несколько рисков, к примеру, связанных с транспортировкой или с покупательской способностью клиентов. Для новых участников рынка большие риски представляют отсутствие постоянных клиентов и большой объем продукции, закупаемой в первые месяцы работы на рынке, который может быть не реализован и принести убыток предпринимателю.

По словам руководителя FlorAmie Амины Сержановой, в офлайн-продажах рисков больше, чем в онлайн-продажах. «Если ваши цветы не купили сегодня, то нужно подумать о том, как их сохранить и быстрее продать», – рассказала владелец интернет-магазина. То есть, существует риск потери дохода из-за отсутствия спроса на цветы. В онлайн же продажах такой риск ниже, так как цветы покупаются по предварительному заказу, но доход при таком методе продаж, соответственно, меньше.

Директор Henry Bonnar отметил, что основными рисками в бизнесе могут быть большие потери на логистике продукта, к примеру, «голландские» розы в основном летят из Латинской Америки с перегрузом в Европе, и каждая седьмая поставка имеет проблемы.

Бывают также сложности с транспортировкой комнатных растений автотранспортом в силу больших объемов груза. Так, срок доставки составляет от 7–10 дней. В зимний период закрываются трассы, что может стать риском для владельца бизнеса.

Чтобы обезопасить себя, компании анализируют статистику прошлых лет, общий спрос, но, стоит отметить, что прогнозировать риски в бизнесе очень тяжело. Так, в последнее время люди тратят на покупку цветов меньше средств, чем три-четыре года назад, отметила эксперт Zakazbuketov.kz.

Продажи онлайн и офлайн

Сейчас очень многие люди, особенно молодые, покупают цветы в интернете. Онлайн-продажи в условиях отсутствия времени, занятости на работе или на учебе, имеют ряд преимуществ перед офлайн-продажами. В числе основных, во-первых, возможность сэкономить время на дорогу за цветами, во-вторых, сокращение расстояния. Так, например, можно сделать заказы в другие города нашей страны и России, а также в дальнее зарубежье, где проживают граждане Казахстана и бывшие наши соотечественники – Лондон, Дубай, Ванкувер, Сеул, Пекин. Директор одной из цветочных компаний особо отметил Германию, куда произошла этническая эмиграция немцев из Казахстана.

Еще один плюс – возможность сделать подарок инкогнито.

Интернет-площадки предоставляют покупателю возможность купить цветы более цивилизованным способом, нежели на базаре, а также поменять их, если ему привезли некачественный товар, отметили представители онлайн-магазинов.

По мнению владелицы FlorAmie, способ покупки через Сеть более популярен. «Заказчик не тратит время на то, чтобы поехать купить цветы и самому подарить. Доставка удобнее», – отметила она.

В онлайне хорошие дни – вторник, четверг, пятница, когда большинство людей физически не могут выехать за цветами.

По мнению Виктора Хана, е-коммерц занимает сейчас не более 25%, данный сегмент растет в год на 10–15% и, скорее всего, в ближайшие три-пять лет займет долю до 50%. На сегодняшний день офлайн-продажи имеют большую долю рынка, отметил эксперт.

Основной объем продаж офлайну делают покупатели, которые семьей или группой приезжают в магазин, чтобы приобрести цветы на мероприятие. Поэтому пятница и суббота – самые лучшие дни для продаж, как и понедельник, когда поздравляют коллег после выходных.

Преимущество офлайна в том, что клиент всеми чувствами может оценить свежесть и красоту цветов, флористики, чем не может похвастаться онлайн, нет технологии, которая способна это передать, тем самым онлайн ограничен в подаче продукта. И это порождает недобросовестных игроков рынка, считает директор Henry Bonnar.

О местных производителях

Автор ND700.jpg

Опрошенные нами оптово-розничные компании признались, что в своей работе они по большей части используют продукцию, завезенную извне.

Основными регионами, где активно выращивают цветы стали Павлодарская (7,6 млн цветов, +22,4% за год), Акмолинская (7,1 млн цветов, +16% за год) и Алматинская (4 млн цветов, −31% за год) области.

Главными казахстанскими поставщиками оптово-розничных цветочных компаний являются тепличный комплекс «Кунарлы» (Акмолинская область близ Астаны), а также теплицы в поселках Отеген батыр (ГРЭС) и Узынагаш (Алматинская область).

Тепличный комплекс по выращиванию голландских роз «Кунарлы» находится в городе Степногорск и работает с 2006 года. Компания обеспечивает цветами все регионы Казахстана и ближайшие города России.

Еще один тепличный комплекс по выращиванию роз сорта Red Naomi построен в 2015 году в городе Экибастуз. Площадь теплицы составляет порядка 50 тыс. квадратных метров. Изначально там планировалось выращивать 7 млн роз ежегодно.

За прошедший год казахстанские предприятия собрали на 2,2% меньше цветов, чем в 2017 году, так общий сбор по республике составил 23,8 млн цветов.

Выращиванием цветов в стране занимаются сельскохозяйственные предприятия (68%) и хозяйства населения (более 30%).  Доля же индивидуальных предпринимателей (ИП), крестьянских и фермерских хозяйств сократилась за год с 5,3% до 1,6%.

Снижение производства у ИП и крестьянских хозяйств было причиной общего снижения сбора цветов по стране в прошедшем году.

В денежном выражении в 2017 году выращивание цветов снизилось на 14,4% до 6,6 млрд тенге. В целом, цветочный рынок очень нестабильный, например, в 2016 году был зафиксирован рост на 7,1% за год, а в 2015 году — снижение на 5,8%.

Если сравнить цены одной из теплиц в Алматинской области, то местные розы высотой в 70 см стоили около 250 тенге, такие же цветы, привезенные из других стран, – почти в два раза дороже. Следует отметить, что такие цены были за две недели до Международного женского дня.

«Нам бы очень хотелось реализовывать цветы местного производства, так как есть масса преимуществ: срок жизни (представьте розу, которая даже самолетом прилетает к нам через пять-шесть дней после срезки), национальные предпочтения, быстрая доставка, нет таможенных платежей, но проблемы тепличных комбинатов (в Казахстане не более 20 га закрытого грунта промышленных теплиц), агрономии (отсутствие специалистов в отрасли), селекции (нет сортов цветов, специально выведенных для нашего региона) и энергозатрат, не дают возможности закупать цветы на местном рынке», – поделился директор оптово-розничной компании Виктор Хан.

Однако эксперт отметил, что в последние три года идет значительное сокращение рейсов грузовых авиакомпаний, что приводит к повышению тарифов на перевозку. Соответственно, все это отражается на покупателе и, возможно, цветы местного производства в скором времени будут иметь на рынке больший спрос.

Цветы (5).jpg


2129 просмотров

Страховщик страховщику рознь

Рейтинг страховых компаний Казахстана по итогам 2018 года

Фото: Shutterstock

Страховой сектор Казахстана так же, как и банковский, в 2018 году лишился нескольких игроков. В отличие от принудительно ликвидированных банков страховые компании были реорганизованы путем присоединения к другим подобным финансовым институтам. Так, «Казкоммерц-Полис» был объединен с «Халык-Казахинстрах», «Казкоммерц-Life» – с «Халык-Life», «Нурполис» – с СК «Виктория». Какие финансовые результаты показали страховщики по итогам прошлого года и что стало причиной, выяснял Kursiv Research.

Страховой сектор Казахстана на начало 2019 года был представлен 29 участниками. Совокупные активы сектора по итогам прошлого года достигли порядка 1,05 трлн тенге, тогда как в 2017 году их объем был на 13,3% меньше и составлял 925,34 млрд тенге.

В частности, в секторе страхования жизни произошел значительный рост страховых активов, связанный с увеличением бизнеса компаний по страхованию жизни. В прошлом году в данном секторе стало на одну страховую компанию меньше – «Халык-Life» стал полным правопреемником «Казкоммерц-Life», отметила заместитель директора S&P Global Ratings Екатерина Толстова.

Похожая ситуация наблюдалась в сегменте общего страхования: произошло присоединение компании «Нурполис» к СК «Виктория» и «Казкоммерц-Полис» к «Халык-Казахинстрах».

По словам эксперта S&P Global Ratings, в общем страховании компании показали прирост на 14%, в секторе произошел переход части клиентов в более устойчивые организации.

Лидером по объемам активов среди страховых компаний Казахстана по итогам года стала «Евразия». Активы компании увеличились на 14,9% по сравнению с 2017 годом, до уровня 251,29 млрд тенге, что составляет приблизительно 24% от всех активов рынка.

На втором месте по активам расположилась компания по страхованию жизни «Халык-Life», которая за год смогла увеличить свои активы на 124,2% – с 64,77 млрд тенге до 145,2 млрд тенге. Весомой причиной столь заметного роста активов стало присоединение «Казкоммерц-Life» к «Халык-Life». Совокупные активы двух страховых компаний на начало 2018 года составляли 126,51 млрд тенге с долей в 13% в активах сектора.

Третьей страховой компанией, лидирующей по уровню активов, стала «Халык-Казахинстрах». Активы СК выросли на 123,4% – с 51,69 млрд тенге до 115,48 млрд тенге, отчасти в результате присоединения к ней страховой компании «Казкоммерц-Полис». Так, на 1 января 2018 года суммарные активы двух финансовых институтов достигали порядка 89,67 млрд тенге.

Уже в конце января 2019 года страховая компания «Халык-Казахинстрах» была переименована в СК «Халык».

По относительному росту показателей, кроме страховых компаний группы «Халык», заметно смогли нарастить свои активы страховые компании «Cентрас Иншуранс», Freedom Finance Insurance (бывшая Trust Insurance) и «Номад Life».

Активы «Cентрас Иншуранс» выросли на 52,6%, или на 5,79 млрд тенге. Freedom Finance Insurance смог нарастить сумму активов на 41,4%, или на 678,39 млн тенге, до 2,3 млрд тенге. «Номад Life» увеличил свои активы на 37,5% – с 67,42 млрд тенге до 92,72 млрд тенге.

Заместитель председателя правления КСЖ  «Номад Life» Аскар Шакенов объяснил увеличение активов в прошедшем году динамическим ростом имеющихся продуктов страхования, а также расширением линейки добровольных продуктов накопительного страхования жизни.

«В будущем мы ожидаем, что добровольные виды страхования станут основными для КСЖ, так как повышается заинтересованность населения в добровольных видах страхования», добавил эксперт.

Относительное же сокращение активов произошло у СК «Салем» – на 86,4%, с 959,96 млн тенге до 7,1 млн тенге, «Standard» – на 57,4%, с 10,01 млрд тенге до 4,3 млрд тенге и у Kompetenz – на 40,5%, с 8,02 млрд тенге до 4,77 млрд тенге.

В феврале 2019 года СК «Салем» и Kompetenz были лишены лицензий на осуществление страховой (перестраховочной) деятельности, а совет директоров страховой компании Standard решил добровольно вернуть лицензию в НБ РК.

А что с собственным капиталом?

Суммарный объем собственного капитала страховых компаний по итогам 2018 года зафиксировался в размере 468,27 млрд тенге, что на 13,7% больше результатов 2017 года.

По размерам собственного капитала на первом месте, так же, как и по активам, расположилась СК «Евразия», капитал которой увеличился в 2018 году на 29,2%, до 141,27 млрд тенге.

Следом за СК «Евразия» расположилась страховая компания «Виктория» с собственным капиталом в размере 86,68 млрд тенге, что больше показателя позапрошлого года на 13%.

На третьем месте рейтинга по объемам собственного капитала оказался «Халык-Казахинстрах». По итогам 2018 года этот показатель компании достиг порядка 48,11 млрд тенге, что на 105,9% выше результатов 2017 года.

Лидерами по темпам роста собственного капитала были страховые компании группы «Халык» («Халык-Казахинстрах» – 107,8% и «Халык-Life» – 105,9%) и СК «Альянс-Полис». Так, «Альянс-Полис» увеличила объемы собственного капитала на 91,6%, с 1,1 млрд тенге до 2,1 млрд тенге. Ранее СК «Альянс-Полис» передала свой страховой портфель в СК «Standard», а в сентябре 2018 года совместный портфель перешел к «Сентрас Иншуранс».

Эксперт S&P Global Ratings отмечает, что показатель рентабельности капитала (ROE) составил в 2018 году 19%, а в 2017 году – 14%. Для сравнения: в России последние несколько лет данный показатель в среднем достигает 20–25%. Вместе с тем, по консервативным оценкам агентства, в 2019 году рентабельность капитала по казахстанскому страховому сектору будет составлять больше 10%.

Какой доход получили страховые компании?

shutterstock_1109995292 (1).jpg

Прошедший год стал достаточно успешным для страховых компаний по сравнению с 2017 годом. Так, совокупный нераспределенный доход СК вырос на 40,2%, с 56,2 млрд тенге до 78,8 млрд тенге.

По словам эксперта S&P Global Ratings, если рассматривать структуру прибыли в 2018 году, то в среднем по сектору основную долю в приросте чистой прибыли составил инвестиционный доход, который вырос за этот период на 48%, или 30 млрд тенге.

В агентстве отметили, что в первую очередь это связано с доходами от переоценки иностранной валюты. Страховые компании размещают часть активов в иностранной валюте, что оказывает существенное влияние на их инвестиционный результат, который зависит от волатильности курса национальной валюты к доллару США, поделилась аналитик агентства.

По итогам 2018 года самым доходным финансовым институтом в отрасли страхования стала страховая компания «Евразия», которая смогла заработать 32,8 млрд тенге. По итогам 2017 года ее доход был равен 12,96 млрд тенге.

В тройку лидеров по доходности вошли также СК «Виктория» и «Kaspi Страхование». «Виктория» заработала 8,03 млрд тенге, это на 49,2% больше показателей позапрошлого года. Так, в 2017 году конечный финансовый результат фининститута был на уровне 5,39 млрд тенге.

СК «Kaspi Страхование», несмотря на то, что доход организации сократился на 24,7%, все же остается одним из лидеров по этому показателю. Доход страховой компании составил порядка 4,69 млрд тенге. В 2017 году он был заметно выше – 6,23 млрд тенге.

По относительному значению 10 из 29 существующих на конец 2018 года страховым компаниям удалось увеличить прибыль более чем на 100%.

Так, лидирующее положение среди всех остальных принадлежит компании по страхованию жизни Freedom Finance Life (бывшая Asia Life), которая смогла нарастить свой доход с 40,92 млн тенге до 392,36 млн тенге, рост составляет в данном случае 859%.

Среди лидеров по темпу увеличения дохода также выделились страховые компании Sinoasia B&R и Standard – рост на 575,9% и 487,8% соответственно.

Председатель правления Sinoasia B&R Лязат Буранбаева отметила, что в составе прибыли значительную часть занимает доход от переоценки активов компании в твердой валюте, то есть доход от курсовой разницы.

Поскольку курс тенге к доллару США в 2018 году существенно вырос, компания получила соответствующие значительные доходы от переоценки, отметила руководитель компании. Таким образом, доход компании – это, в основном, последствие девальвации тенге, и сами представители СК не считают это отличным результатом.

Насколько эффективно использовались активы?

shutterstock_533900506.jpg

Рентабельность или просто эффективность использования активов страхового сектора в 2018 году составила 8% против 6,3% в 2017 году.

Наиболее эффективной компанией сектора по итогам 2018 года стала «Альянс-Полис» с коэффициентом ROA в 43,5%. При этом в прошлом году СК так же, как и ранее, занимала всего 0,2% рынка страхования по объему активов. И все же при среднем объеме активов в 2,8 млрд тенге компания смогла заработать 1,22 млрд тенге.

Второй по эффективности оказалась компания «Kaspi Страхование» с ROA в 26,7%. Ее средневзвешенные активы заметно отличаются от лидера в рейтинге по данному показателю, составляя 17,56 млрд тенге. За отчетный год финансовый институт смог заработать 4,69 млрд тенге.

Замыкает тройку лидеров по коэффициенту ROA «Европейская Страховая Компания» с показателем в 20%. У этой финансовой организации, занимающейся страхованием жизни, доход достиг 2,88 млрд тенге при средневзвешенных активах 14,37 млрд тенге.

Компаниями с самым низким показателем ROA в 2018 году стали финансовые институты «Салем» (-32,2%), «Amanat» (-1,0%) и «ТрансОйл» (1,5%).

Немного о страховых премиях от клиентов

2018 год отличился неким снижением совокупных страховых премий на 2,9% по сектору. Так, общий размер страховых премий сократился с 396,32 млрд тенге до 384,85 млрд тенге.

По данным S&P Global Ratings, рынок общего страхования в целом продемонстрировал снижение объемов страховой премии-брутто на 11% в 2018 году. Это более существенное снижение, чем наблюдалось в 2017 году в сравнении с ростом на 9% в 2016 году. На снижение данного показателя повлияли уход некоторых игроков, усиление конкуренции в секторе, а также деятельность нескольких страховых компаний, аффилированных с банковскими и корпоративными группами.

В прошлом году в отрасли страхования жизни наоборот наблюдался заметный рост страховых премий (порядка 20%), и S&P Global Ratings ожидает, что в 2019 году на рост всего рынка скорее будет оказывать влияние рынок страхования жизни, чем рынок общего страхования. Это обусловлено изменениями в законодательстве, в том числе налоговыми льготами и введением инвестиционного страхования.

Представители компании по страхованию жизни «Номад Life» отмечают, что на сегодняшний день компании по страхованию жизни уже занимают в экономике определенное место – выступают институциональными инвесторами, приобретая долгосрочные облигации промышленных и других предприятий Казахстана.

Что касается отечественных страховых компаний, то по итогам 2018 года самый крупный объем страховых премий собрала страховая компания «Евразия». Их размер составил 68,57 млрд тенге против 55,19 млрд тенге в 2017 году.

Исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов отметил, что итогам 2018 года компания собрала 68,5 млрд тенге, в том числе по обязательному страхованию было собрано 16,4 млрд тенге, по добровольному личному страхованию – 7,8 млрд тенге, по добровольному имущественному страхованию – 44,3 млрд тенге.

На втором и третьем месте по объемам страховых премий расположились организации из группы Народного банка Казахстана – «Халык-Life» и «Халык-Казахинстрах». Размер премий у «Халык-Life» вырос на 34,5%, до 51,03 млрд тенге, у «Халык-Казахинстрах» – до 44,54 млрд тенге.

Самыми высокими темпами роста страховых премий отличились «Халык-Казахинстрах» (65,5% к показателям 2017 года), КСЖ «Номад Life» (62,2%), «Коммеск-Өмiр» (51,2%).

Председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег Ханин отметил, что за 2018 год страховые премии по обязательному страхованию компании увеличились на 109% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составили 6 млрд тенге. Добиться таких результатов удалось за счет увеличения премий по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств на 3 млрд тенге, в том числе и за счет принятия страхового портфеля страховой компании «Салем» по четырем классам в обязательной форме страхования. Сумма страховых премий по добровольному личному страхованию в «Коммеск-Өмір» увеличилась на 31% и составила 1 млрд тенге.

С увеличением клиентского портфеля пропорционально увеличились и расходы на возмещение убытков.  Объем страховых выплат компании «Коммеск-Өмір» за 2018 год превысил 3,7 млрд тенге, прирост по отношению к 2017 году составил 73%. По обязательному страхованию выплаты превысили 2 млрд тенге, прирост 74%, по добровольному личному страхованию – 551 млн тенге, прирост 61%, по добровольному имущественному страхованию – 1,2 млрд тенге, увеличение составило 77%, была осуществлена крупная выплата по страхованию имущества. 

Расходы, которые понесли компании на выплаты

shutterstock_591470369.jpg

Общие расходы по осуществлению страховых выплат по сектору составили 95,18 млрд тенге против 88,73 млрд тенге в 2017 году, что говорит о росте на 7,26%.

Самые большие расходы по выплате понесла СК «Евразия» – 33,4 млрд тенге. По сравнению с позапрошлым годом расходы увеличились более чем в два раза, то есть на 108%, тогда объем составлял 16 млрд тенге. В 2018 году по обязательному страхованию было выплачено 4,8 млрд тенге, по добровольному личному страхованию – 2,7 млрд тенге, по добровольному имущественному страхованию – 25,8 млрд тенге.

По словам исполнительного директора страховой компании «Евразия», наибольшая доля страховых выплат пришлась также на возмещение ущерба по риску «пожар» и «катастрофические риски» (ураганы, наводнения, землетрясения). Так, один из крупных пожаров произошел в ведущей химической компании по производству витаминов для людей и животных в Германии, в результате чего «Евразия» выплатила 6,3 млрд тенге.

Также крупные выплаты в период с 2014 по 2017 годы были произведены по ураганам «Ирма» и «Мэтью», когда пострадал популярнейший в мире тематический парк Walt Disney World, а также в результате действий ураганов «Харви» и «Мария», когда «Евразия» выплатила в 2018 году почти 5 млрд тенге. Кроме того, компания до сих пор выплачивает по землетрясениям в Японии, Мексике и Папуа – Новой Гвинее, которые происходили там в период с 2011 по 2018 годы, – 2,3 млрд тенге. Помимо этого, урегулирование вышеназванных убытков продолжается по сей день.

По частоте наступления убытков по страхованию имущества значительная доля также принадлежит заливам, взрывам, другим стихийным бедствиям (проливные дожди, цунами, циклоны и др.), противоправным действиям третьих лиц. Общая сумма выплат по данным рискам составила свыше 5 млрд тенге.

«Халык-Казахинстрах» находится на втором месте рейтинга по расходам на осуществление страховых выплат, потратив 10,21 млрд тенге против 8,39 млрд тенге в 2017 году.

Заметно подросли расходы у компании по страхованию жизни «Номад Life», составив 5,19 млрд тенге против 4,95 млрд тенге в 2017 году.

По словам заместителя председателя правления КСЖ «Номад Life» Аскара Шакенова, компания достаточно лояльна в вопросе выплат, так как считает, что клиенты страхуются для получения выплат и поддержки со стороны страховой компании. Лояльность в вопросе выплат сказывается на общем размере выплат, хотя есть и другие причины: 1) значительная доля компании в аннуитетном страховании и классическом накопительном страховании жизни, а также зрелость бизнеса компании являются причинами высоких показателей страховых выплат, 2) различие в системе учета, касающиеся выплат выкупных сумм по договорам пенсионного аннуитета, некоторые КСЖ отражали данные статьи расхода в отрицательных страховых премиях, в то время как другие, в том числе и наша компания -  в страховых выплатах, отметил зампред КСЖ «Номад Life».

В целом агентство S&P Global Ratings в 2019 году ожидает дальнейшей консолидации страхового сектора в Республике Казахстан. По их мнению, небольшие компании, вероятнее всего, будут объединяться с крупными страховщиками в связи с возможным повышением требований к капиталу для сектора страхования в среднесрочной перспективе и давлением со стороны высоких расходов на агентскую сеть. В то же время внедрение онлайн-страхования в среднесрочной перспективе позволит страховым компаниям снизить расходы на ведение дела.

Источник фото: Shutterstock

Страховые компании-01 (3).jpg

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

В Казахстане недавно обновился кабинет министров во главе с премьер-министром. Как Вы считаете, на какие проблемы нужно обратить внимание новому правительству прежде всего?

Варианты

Цифра дня

29
лет
возглавлял Казахстан Нурсултан Назарбаев

Цитата дня

Как президент Казахстана я принял решение о сложении полномочий...

нурсултан назарбаев
Президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank