Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


5496 просмотров

Сколько потрачено на строительство метро?

Затраты на каждый километр метро в Казахстане и в мире выяснил Kursiv Research

Фото: Shutterstock

Строительство метро – это удовольствие не из самых дешевых, но данный вид транспорта заметно разгружает наземный общественный транспорт и является одним из удобных и практичных способов перемещения по городу. Как выяснилось, средняя стоимость строительства метро в мире составляет от $120 млн до $250 млн за километр.

Цена зависит от многих причин. К географическим причинам следует  отнести расположение в сейсмоактивной зоне, пролегание грунтовых вод, наличие водоемов и тип местности. К другим причинам ценообразования относят глубину залегания тоннелей, сложность способа строительства путей и станций, качество и количество используемого материала, технологий и опыта кадров.

Нью-Йорк, США

Возглавляет список самого дорогого метро в мире - линии на Манхэттене. Метрополитен Нью-Йорка - одна из самых старых систем этого вида общественного транспорта, введена в эксплуатацию в 1904 году. Оно самое большое в мире по количеству линий и станций, работает круглосуточно. В ходе геологического исследования Манхэттена было выявлено, что монолитные скальные породы лежат у поверхности. Проходка тоннелей через монолитную скалу обошлась в круглую сумму и шла медленными темпами. Из расчета на 1 км стоимость строительства составила $1 300 млн.

На строительство станции Oculus на Манхэттене, открытой в 2016 году, было потрачено около $3,9 млрд. Станция расположена рядом с мемориалом жертвам теракта 11 сентября 2001 года. Крыша объекта представляет собой взлетающую белую птицу. Автором проекта является испанский художник-футурист Сантьяго Калатрава. Строительство объекта велось 12 лет. В сутки через станцию проходит порядка 250 тыс. человек.

shutterstock_488344465.jpg

Амстердам, Нидерланды

Следом идёт линия метрополитена города Амстердам в Нидерландах. На строительство 1 км потребовалось $1 068 млн.

Метро в Амстердаме начало свою работу в 1977 году. Его четыре маршрута являются быстрым способом добраться до отдаленных районов. Метро обслуживает основные районы Амстердама и близлежащие города Амстелвин, Димен и Удер-Амстел. Амстердамское метро представляет собой наземный транспорт, схожий с трамваем, и только 3,5 км линии между Centraal Station и Amstel лежат под землей. Вагоны в метро своеобразны по своему оформлению.  Например, можно проехаться в вагоне с достопримечательностями Амстердама либо в вагонах в стиле панк.

shutterstock_1145461211.jpg

Токио, Япония

На 1 км метро в Токио потрачено чуть меньше, чем в Амстердаме, - $914 млн. Линии Токийского метро считаются одними из самых дорогих в силу сейсмической активности в регионе.

Метро эксплуатируется с 1927 года. Сеть метрополитена включает в себя 285 станций. В вагонах установлены сиденья с подогревом, станции соединены с другими видами общественного транспорта.

Ежедневно услугами данного вида транспорта пользуются около 10 млн человек. В токийском метро даже работают специальные люди, помогающие пассажирам зайти в заполненные вагоны — осия.

shutterstock_771266095_0.jpg

Сингапур

Строительство в расчете на 1 кмв Сингапуре (линии Сингапур Центр) составило $493 млн. Линия Сингапур Центр находится полностью под землей, что увеличивает затраты на строительство.

Общая протяженность подземки в Сингапуре составляет 178 км. К 2030 году планируется увеличить её до 360 км.  Каждый житель в будущем будет тратить всего 10 минут, чтобы добраться до ближайшей станции метро.

Сейчас на юге Сингапура планируется построить метро протяженностью 990 м и километровый мост. По предварительным данным, конец строительства назначен на 2026 год. Стоимость проекта составила около $444 млн.

Стокгольм, Швеция

В Стокгольме, столице Швеции, потрачено $259 млн на 1 км городской линии Стокгольм.

Метро в Стокгольме по праву считается самой длинной художественной галереей, ее протяженность составила 110 км. Тоннель проведен прямо в скальных породах, что придает ей величие. Многие туристы и просто гости города спускаются в метро, как в арт-объект города. Метрополитен был признан самым красивым метро в мире.

Количество поездок на метро составляет приблизительно 320 млн в год. Стокгольм является единственным городом с метро в Швеции.

shutterstock_1181272384.jpg

Лондон, Великобритания

В Лондоне 1 км метро, по расчетам АБН, стоил $213 млн. Финансирование осуществлено за счет государственно-частного партнерства. Метрополитен состоит из 11 линий, из которых 4 мелкого и 7 глубокого заложения.

Лондонское метро считается самым старым в мире и является национальной достопримечательностью города. Первый подземный тоннель был прорыт в Лондоне в 1860 году, а уже в 1863 году открыта первая линия Метрополитен-лайн. 

Метро Лондона сейчас включает 12 веток, 275 станций, 409 эскалаторов и 6 концентрических зон. Пассажиропоток составляет 1,35 млрд пассажиров в год.

shutterstock_695631085.jpg

Москва, Российская Федерация

В Москве 1 км метро обошелся в среднем $170 млн. Станции Московского метрополитена похожи на подземные дворцы города. Метрополитен украшен статуями, мозаиками, витражами и росписью художников России.

Данный вид транспорта включает в себя 12 линий со 182 станциями, в том числе линию легкого метро, общей протяженностью 298,8 км в двух путях.

В 2018 году всего построено 33 км линий, 17 станций и два депо. За последние восемь лет протяженность метро в Москве увеличилась на 45%, построено 136,6 км линий метро, открыто 73 станции.

На 2019-2023 годы в проектировании и строительстве находятся 134 км линий метро, 55 станций, семь депо.

москва.jpg

Самое дешевое метро

В таких европейских городах, как Вена, Марсель, Копенгаген, Тулуза, самые дешевые линии метро.  В них стоимость метро за 1 км в среднем обошлась в сумму около $74 млн. Достаточно приемлемым оказалось метро в Минске – $70 млн. Из азиатских стран можно выделить Сеул и Дели, в среднем 35 и $30 млн соответственно.

Алматы, Казахстан

В 1988 году в Казахстане начали строительство Метрополитена. В 2018 году метро города Алматы отпраздновало свой третий десяток. Все началось с сооружения первых вентиляционных стволов на станции Жибек Жолы, которая ранее носила название Октябрьской.

Двумя годами позже в стране было принято Постановление «Об обеспечении строительства первого участка первой линии метрополитена в городе Алматы».

Начиная с 1991 года, а именно с момента распада СССР и последовавшей за ним не совсем благоприятной экономической ситуацией в стране, не в полной мере стали осуществляться планы по строительству метрополитена. Работы велись медленно и с продолжительными перерывами.

И только с 2001 года новый вид транспорта обретает новый виток своего развития. В периоде с 2001 по 2004 год были завершены основные работы от станции Алатау до станции Драмтеатр имени М. Ауэзова, протяженностью 1 323 метра.

Спустя двадцать лет произведены последние сбойки между станциями Абай и Байконур, завершено строительство перегонных тоннелей первой очереди.

И наконец, в декабре 2011 года сдана в эксплуатацию первая очередь метрополитена, общей протяженностью 8,6 км, которая включала в себя семь станций: Райымбек батыр, Жибек Жолы, Алмалы, Абай, Байконур, Драмтеатр имени М. Ауэзова и Алатау.

Еще две станции метро ввели в эксплуатацию в 2015 году. Это станции Сайран и Москва, которые увеличили протяженность метро еще на 2,74 км. Общая протяженность метро на сегодня составляет 11,34 км.

По данным Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы, фактические расходы на строительство и ввод в эксплуатацию первой очереди, а также второй очереди первой линии метрополитена составили 197,6 млрд тенге. Финансирование строительства осуществлялось за счет республиканского и местного бюджета.

Средняя стоимость строительства 1 км метро в Алматы составила 19,2 млрд тенге. Следует учесть, что в этот показатель входят затраты на переустройство существующих инженерных сетей, электроподвижного состава, подъёмного оборудования (лифты, эскалаторы), оборудования всех инженерных систем (отопления, вентиляции, электроснабжения, канализации, автоматики и связи, систем безопасности и другие).

Учитывая, что активное строительство началось только в 2001 году, то с учетом средней стоимости доллара США с 2001 по 2018 год, 1 км метро в Алматы обошелся в $102 млн. Заметим, что упомянутая сумма находится ниже коридора среднего уровня стоимости строительства метро в мире.

На алматинском метрополитене 7 составов электропоездов, средний пассажиропоток 45-50 тыс. человек в сутки, отметили в Управлении.

Для строительства метрополитена в Алматы планировалось выделить еще 29 млрд тенге. В 2018 году выделили 9,04 млрд тенге, на 2019 и 2020 годы ожидается финансирование по 10 млрд.

В настоящее время продолжается строительство станций Сары-Арка и Достык и линии метро протяженностью 3,1 км вдоль проспекта Абая в западном направлении от проспекта Алтынсарина до улицы Момышулы. Также в планах строительство от станции Достык до станции Калкаман и станции Автовокзал Западный, расположенный на пересечении проспекта Райымбек и улиц Ашимова.

Как сообщили в Управлении, при строительстве объектов метрополитена в городе Алматы применяются технологии, материалы и оборудование ведущих мировых производителей. Так, при строительстве станций глубокого заложения применяется технология НАТМ (новоавстрийский тоннельный метод), который позволяет в кратчайшие сроки возвести основные несущие конструкции станции глубокого заложения по сравнению с традиционными методами строительства, а также максимально обезопасить и механизировать труд проходчиков.

shutterstock_98516786.jpg

Наземное метро Астаны

Каждый современный мегаполис по-своему решает проблему переизбытка автомобилей и чаще строят метро, в Астане же будет наземное легкорельсовое метро.

Строительство системы легкорельсового транспорта началось еще в 2017 году с планируемым запуском в 2019 году. Оно на 80% финансируется китайскими инвесторами, в частности Государственным банком развития Китая, и только на 20% казахстанской стороной.

По данным ТОО «Астана LRT», первая очередь легкорельсового метро соединит четыре основных объекта: Международный аэропорт Астаны, выставку ЭКСПО, комплекс Абу-Даби Плаза и новый железнодорожный вокзал. Планируется также строительство железнодорожного моста через реку Есиль.

Система наземного метро будет включать в себя эстакадный путь длиной 22,4 км, 18 станций закрытого типа, 19 единиц подвижного состава и депо, которое будет располагаться в районе Международного аэропорта Астаны. Среднетехническая скорость передвижения может достигнуть 41 км/ч, а максимальная - 80 км/ч. Длина одного подвижного состава - 60 м, ширина - 2,8 м, вместимость свыше 570 человек.

Представители Астана LRT отметили, что станции наземного метро полностью адаптированы к климатическим особенностям столицы, оборудованы системами электронной оплаты проезда, сигнализации, отопления, вентиляции и кондиционирования, а также видеонаблюдения. Предполагается, что стоимость поездки на таком транспорте составит 200 тенге.

Примерная стоимость проекта составляет от $1,3 до $1,9 млрд. По нашим расчетам, за 1 км ЛРТ будет потрачено около $58 млн, что почти в два раза дешевле, чем было потрачено на строительство метро в Алматы.

Курс доллара к валютам стран при расчете 1 км строительства метро приведен к курсу 2017 года, за исключением – Лондона, Москвы, Пекина к 2008 году и Будапешта, Стокгольма, Сингапура – к 2010 году.

Источник всех фото: Shutterstock

Metro_Монтажная область 1 копия (2).jpg


2426 просмотров

Казахстанцы все чаще пользуются услугами МФО из-за легкой доступности займов

Kursiv Research выяснил основные финансовые показатели сектора и сделал рейтинг МФО по разным критериям

Фото: Shutterstock/ivan_kislitsin

Микрофинансовые организации (МФО) как альтернатива банковскому кредитованию набирают все большую популярность в Казахстане. Главный аргумент в пользу МФО: оформление кредита без большого количества документов, если клиент требует не очень крупной суммы денег. В стране на сегодняшний день функционирует более 150 микрофинансовых организаций. Kursiv Research выяснил основные финансовые показатели сектора и сделал рейтинг МФО по разным критериям.

И во всем мире в целом, и в Казахстане в частности сейчас существует множество возможностей получения денег в кредит – через банк, микрофинансовую организацию или компанию по онлайн-кредитованию. На практике часто оказывается, что условия для получения займа в банке намного жестче, чем в других финансовых организациях. Это касается требований по наличию целого перечня документов, оценки платежеспособности, кредитной истории заемщика, срока на рассмотрение заявки, да и времени на оформление самого кредита уходит немало. По перечисленным выше причинам граждане часто предпочитают обращаться в альтернативные банку организации.

Отдельно стоит отметить, что компании, работающие онлайн и предоставляющие, на первый взгляд, выгодные условия кредита, в большинстве своем не являются МФО. Микрофинансовыми организациями могут считаться только те компании, которые официально имеют в своем названии слова «Микрофинансовая организация» и обладают разрешением на ведение своей деятельности со стороны регулятора – Национального банка РК.

Эксперты микрофинансовой организации KMF рассказали «Курсиву» о том, чем МФО отличаются от банков и в чем их сходство.

И МФО, и банки обязаны заключать договоры займа только в письменной форме. Но между договорами есть различия. Во-первых, регулируются они разными самостоятельными законами: о «Микрофинансовых организациях» и «О банках и банковской деятельности».

Во-вторых, микрокредиты выдаются только в национальной валюте, при этом их размер не может превышать 8 тыс. месячных расчетных показателей (МРП на этот год – 2525 тенге). В 2019 году наибольшая сумма, которую клиент может получить в МФО Казахстана, составляет 20,2 млн тенге.

Более половины от общего объема микрокредитов предоставляются на предпринимательские цели, сообщил директор Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана Ербол Омарханов. Поэтому, уверен он, можно утверждать, что деятельность микрофинансовых организаций направлена на развитие предпринимательства.

Также микрофинансовые организации оказывают услуги по микрокредитованию в тех отдаленных регионах республики, где банки второго уровня не представлены широко или вовсе отсутствуют.  

В Казахстане на 1 января 2019 года было зарегистрировано 157 микрофинансовых организаций, тогда как в аналогичный период 2018 года их было 149. По данным Национального банка РК, по состоянию на тот же период текущего года, только одна компания из всех МФО не выполнила требования регулятора по пруденциальным нормативам в части размера расчетного собственного капитала.

Совокупные активы сектора по итогам 2018 года составили 286,55 млрд тенге, что на 52% больше показателя конца 2017 года.

В топ-10 микрофинансовых организаций по объему активов вошли KMF, «Тойота Файнаншл Сервисез Казахстан», «БИК-Финанс», «Арнур Кредит», «Ырыс», «ОнлайнКазФинанс», Азиатский кредитный фонд, «Шинхан Финанс», «РИЦ «Кызылорда», ERG Microfinance.

Мы определили пять лидеров 2018 года по тем или иным финансовым показателям.

Объем активов

Первое место по активам заняла компания KMF с активами в размере 129,22 млрд тенге против 96,81 млрд тенге в позапрошлом году. Основное влияние на увеличение активов компании оказал рост чистого кредитного портфеля, пояснили в организации.

Второе место – у «Тойота Файнаншл Сервисез Казахстан». Активы компании в анализируемый период достигли 35,45 млрд тенге, увеличившись на 54,3% с уровня 22,98 млрд тенге в 2017 году.

Тройку лидеров замыкает компания «БИК-Финанс», у которой на начало года объем активов был равен 30 млрд тенге. Другие показатели, в том числе по выданным займам, обязательствам компании и прибыли по итогам 2018 года приравнивались к нулевому значению. Собственный капитал также составлял порядка 30 млрд тенге. На начало 2018 года в списке зарегистрированных регулятором компаний «БИК-Финанс» еще не было.

На четвертой строчке расположилась основанная в 2001 году МФО «Арнур Кредит», головной офис которой находится в Шымкенте. Ее активы составили 14,77 млрд тенге, что на 72,9% выше показателя позапрошлого года. По итогам 2017 года у компании активов было только на 8,54 млрд тенге.

Пятое место рейтинга заняло товарищество с ограниченной ответственностью «Ырыс», образованное в Туркестанской области. Компания является дочерним предприятием ТОО «Региональный инвестиционный центр «Оңтүстік» и «Центр обслуживания предпринимательства». Она замыкает пятерку самых крупных микрофинансовых организаций 2018 года по показателю суммы активов. Так, совокупные активы ТОО составили 10,29 млрд тенге, уменьшившись ненамного по сравнению с итогами 2017 года.

Среди топ-10 лидеров по активам есть и те компании (несмотря на их место в рейтинге), у которых активы сократились по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. К ним относятся микрофинансовые организации «Ырыс» и ERG Microfinance. Так, их активы уменьшились на 3,1% и на 22,2% за год соответственно.

Сколько кредитов выдали МФО?

Автор Lane V. Erickson_1.jpg

В 2018 году микрофинансовые организации выдали в кредит 219,11 млрд тенге. По итогам 2017 года компании были менее активными и объем их кредитов составлял порядка 159,96 млрд тенге. МФО показали динамику в 37%, что вызвано несколькими причинами, в том числе и увеличением количества таких организаций.

Кроме того, МФО обеспечивают потребность в кредитовании, исходя из увеличения спроса, как пояснил директор Ассоциации микрофинансовых организаций.

В десятку MФО по выданным кредитам вошли: KMF, «Тойота Файнаншл Сервисез Казахстан», «Арнур Кредит», «Ырыс», «ОнлайнКазФинанс», Азиатский кредитный фонд, «Шинхан Финанс», «РИЦ «Кызылорда», ERG Microfinance, «АккордКапитал».

Наибольшее количество микрокредитов в прошлом году было выдано МФО «KMF», сумма займов которой составила 117,39 млрд тенге, увеличившись на 34,5% по сравнению с 2017 годом.

Достичь роста портфеля кредитования в KMF, по мнению представителей компании, удалось благодаря разветвленной региональной сети организации, индивидуальному подходу к оценке бизнеса каждого клиента и оптимизации управленческой структуры филиалов и головного офиса.

Следом за МФО «KMF» расположилась «Тойота Файнаншл Сервисез Казахстан», которая в ушедшем году выдала кредитов на общую сумму 30,61 млрд тенге, что практически в 3,8 раза меньше лидера по данному показателю. Компания смогла увеличить объемы предоставленных микрокредитов по сравнению с итогами 2017 года на 63%.

«Арнур Кредит» нарастила объемы кредитования в тот же период на 73,7%, до 12,08 млрд тенге, что позволило компании занять третью строчку нашего рейтинга.

На четвертом и пятом месте рейтинга по данному показателю расположились финансовые организации «Ырыс» и «ОнлайнКазФинанс». МФО «Ырыс» относится также к тем организациям из топ-10 МФО нашего рейтинга, у которых сумма выданных займов уменьшилась по сравнению с итогами 2017 года. Кроме МФО «Ырыс», зафиксировавшей сокращение займов на 8,5%, в список таких организаций вошли ERG Microfinance (-9,9%) и «АккордКапитал» (-18,4%).

Ербол Омарханов отметил, что наибольший рост наблюдается у «ОнлайнКазФинанс» (с 547 млн до 5706 млн тенге), «РИЦ Кызылорда» (с 1427 млн до 3481 млн тенге), «МиГ Кредит Астана» (с 596 млн до 1372 млн тенге) и «Алтын Кредит» (с 0 до 679 млн тенге).

Обязательства МФО

Совокупные обязательства всех микрофинансовых организаций выросли за год на 39,4% – с 127,18 млрд до 177,31 млрд тенге.

56,4% всех суммарных обязательств сектора пришлось на одну из компаний – KMF. МФО имела обязательства в размере 100 млрд тенге по итогам прошедшего года, хотя еще год назад этот показатель был заметно ниже и приравнивался к 76,41 млрд тенге. Основную долю в обязательствах KMF занимал портфель привлечений.

У «Тойота Файнаншл Сервисез Казахстан» также увеличились объемы обязательств, рост составил 57,7% – с 19,55 млрд до 30,84 млрд тенге.

Кроме того, в пятерку крупных микрокредитных компаний вошли «Арнур Кредит», «ОнлайнКазФинанс» и Азиатский кредитный фонд.

Так, «Арнур Кредит» увеличил за год свои обязательства на 107,2%, до 10,51 млрд тенге.

У «ОнлайнКазФинанс» по темпам роста в процентном выражении случился очень большой скачок – компании за год удалось нарастить объем своих обязательств на 1057,8%, с 0,45 млрд до 5,2 млрд тенге.  

Обязательства Азиатского кредитного фонда подросли в анализируемый период на 27,2%, до 4,55 млрд тенге.

Из десятки крупных компаний по данному показателю отрицательная динамика темпов роста наблюдалась у МФО «Ырыс» (-8%), «АккордКапитал» (-22,5%) и Kaz Credit Line (14,8%).

Собственный капитал

shutterstock_750073606.jpg

Совокупный капитал микрофинансовых организаций страны по итогам 2018 года составлял 109,24 млрд тенге, что на 78,2% больше итогов 2017 года. Причиной роста собственного капитала отчасти можно считать увеличение числа таких организаций, а также действия со стороны самих собственников.

Самыми крупными МФО по размерам собственного капитала в прошлом году стали «БИК-Финанс», KMF, «Ырыс», «Тойота Файнаншл Сервисез Казахстан», «Арнур Кредит», ERG Microfinance, «Шинхан Финанс», «РИЦ «Кызылорда», «БиЭнКей Финанс Казахстан» и «МиГ Кредит Астана».

Так, 79% всего совокупного капитала микрофинансовых организаций приходилось на 10 крупных МФО Казахстана. На долю «БИК-Финанс» пришлось 27,5% всего совокупного капитала, еще 26,7% – доля KMF.

Конечные финансовые результаты

shutterstock_1117678757.jpg

Для микрофинансовых организаций ушедший год стал достаточно доходным – компаниям удалось нарастить свою прибыль на 69%. Так, за год нераспределенная прибыль увеличилась с 9,82 млрд до 16,59 млрд тенге. Рост прибыли Ербол Омарханов связал с повышением объемов выдач микрокредитов МФО.

Больше половины всей прибыли заработала KMF, на нее пришлось 10,04 млрд из 16,59 млрд тенге, или 60% всего заработанного дохода. Остальные 6,55 млрд тенге распределись между другими компаниями, работающими в Казахстане.

Представители KMF объяснили, что чистая прибыль выросла за счет увеличения доходов от роста кредитного портфеля, снижения стоимости привлечения новых займов и повышения эффективности использования операционных расходов.

Среди знаковых событий прошлого года для компании – лидера рынка можно отметить получение 5,9 млрд тенге на финансирование предпринимателей за счет займа Азиатского банка развития в апреле 2018 года. Согласно условиям соглашения, КМF направила эти средства на кредитование субъектов микро, малого и среднего предпринимательства, на пополнение оборотных средств и приобретение, модернизацию основных средств.

В тот же период KMF получила $82 млн – крупнейший в истории рынка МФО синдицированный заем – от Международной финансовой корпорации IFC. Средства были предоставлены KMF на три года несколькими траншами в национальной валюте в эквиваленте около 27 млрд тенге, что позволяет исключить валютные риски для клиентов KMF.

На втором месте с нераспределенной прибылью в 1,2 млрд тенге оказалась «Тойота Файнаншл Сервисез Казахстан», которая все же смогла нарастить ее в течение года чуть больше, чем в два раза – с 0,58 млрд до 1,21 млрд тенге.

На третьем месте по объему прибыли был Finbox, заработавший порядка 0,9 млрд тенге, что больше показателя предшествующего анализируемого периода на 60,5%.

У «Арнур Кредит» прибыль выросла на 38,6%, до 0,8 млрд тенге, и это обеспечило МФО четвертое место в нашем рейтинге.

ERG Microfinance, которая завершила год с финансовыми показателями нераспределенной прибыли в 0,6 млрд тенге, стала пятой.

Кроме вышеуказанных МФО, в десятку по прибыльности вошли «1 Кредит», Азиатский кредитный фонд, «Шинхан Финанс», «Инкар & S», «Ырыс».

В заключение эксперт Ассоциации микрофинансовых организаций отметил, что в казахстанский сектор микрокредитования стабильно развивается в рамках установленных правовых норм. Так, в конце 2018 года постановлением правления Национального банка РК был принят перечень обязательных условий договора о предоставлении микрокредита. Все договоры займа МФО должны соответствовать требованиям уполномоченного органа, направленным на соблюдение прав заемщиков, защиту их интересов. За нарушение этих требований МФО несут установленную законодательством ответственность.

МФО сайт (1).jpg

Источник фото в тексте: Shutterstock

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

158-е
место
занял Казахстан в рейтинге свободы прессы из возможных 180

Цитата дня

Мой вывод – мы идем правильным курсом. Наш мудрый народ един, государство, как высшая ценность нашей независимости, незыблемо. Поэтому твердо считаю, что досрочные выборы главы государства абсолютно необходимы. Для того, чтобы обеспечить общественно-политическое согласие, уверенно двигаться вперед, решать задачи социально-экономического развития, необходимо снять любую неопределенность.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank