Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


7094 просмотра

Сколько потрачено на строительство метро?

Затраты на каждый километр метро в Казахстане и в мире выяснил Kursiv Research

Фото: Shutterstock

Строительство метро – это удовольствие не из самых дешевых, но данный вид транспорта заметно разгружает наземный общественный транспорт и является одним из удобных и практичных способов перемещения по городу. Как выяснилось, средняя стоимость строительства метро в мире составляет от $120 млн до $250 млн за километр.

Цена зависит от многих причин. К географическим причинам следует  отнести расположение в сейсмоактивной зоне, пролегание грунтовых вод, наличие водоемов и тип местности. К другим причинам ценообразования относят глубину залегания тоннелей, сложность способа строительства путей и станций, качество и количество используемого материала, технологий и опыта кадров.

Нью-Йорк, США

Возглавляет список самого дорогого метро в мире - линии на Манхэттене. Метрополитен Нью-Йорка - одна из самых старых систем этого вида общественного транспорта, введена в эксплуатацию в 1904 году. Оно самое большое в мире по количеству линий и станций, работает круглосуточно. В ходе геологического исследования Манхэттена было выявлено, что монолитные скальные породы лежат у поверхности. Проходка тоннелей через монолитную скалу обошлась в круглую сумму и шла медленными темпами. Из расчета на 1 км стоимость строительства составила $1 300 млн.

На строительство станции Oculus на Манхэттене, открытой в 2016 году, было потрачено около $3,9 млрд. Станция расположена рядом с мемориалом жертвам теракта 11 сентября 2001 года. Крыша объекта представляет собой взлетающую белую птицу. Автором проекта является испанский художник-футурист Сантьяго Калатрава. Строительство объекта велось 12 лет. В сутки через станцию проходит порядка 250 тыс. человек.

shutterstock_488344465.jpg

Амстердам, Нидерланды

Следом идёт линия метрополитена города Амстердам в Нидерландах. На строительство 1 км потребовалось $1 068 млн.

Метро в Амстердаме начало свою работу в 1977 году. Его четыре маршрута являются быстрым способом добраться до отдаленных районов. Метро обслуживает основные районы Амстердама и близлежащие города Амстелвин, Димен и Удер-Амстел. Амстердамское метро представляет собой наземный транспорт, схожий с трамваем, и только 3,5 км линии между Centraal Station и Amstel лежат под землей. Вагоны в метро своеобразны по своему оформлению.  Например, можно проехаться в вагоне с достопримечательностями Амстердама либо в вагонах в стиле панк.

shutterstock_1145461211.jpg

Токио, Япония

На 1 км метро в Токио потрачено чуть меньше, чем в Амстердаме, - $914 млн. Линии Токийского метро считаются одними из самых дорогих в силу сейсмической активности в регионе.

Метро эксплуатируется с 1927 года. Сеть метрополитена включает в себя 285 станций. В вагонах установлены сиденья с подогревом, станции соединены с другими видами общественного транспорта.

Ежедневно услугами данного вида транспорта пользуются около 10 млн человек. В токийском метро даже работают специальные люди, помогающие пассажирам зайти в заполненные вагоны — осия.

shutterstock_771266095_0.jpg

Сингапур

Строительство в расчете на 1 кмв Сингапуре (линии Сингапур Центр) составило $493 млн. Линия Сингапур Центр находится полностью под землей, что увеличивает затраты на строительство.

Общая протяженность подземки в Сингапуре составляет 178 км. К 2030 году планируется увеличить её до 360 км.  Каждый житель в будущем будет тратить всего 10 минут, чтобы добраться до ближайшей станции метро.

Сейчас на юге Сингапура планируется построить метро протяженностью 990 м и километровый мост. По предварительным данным, конец строительства назначен на 2026 год. Стоимость проекта составила около $444 млн.

Стокгольм, Швеция

В Стокгольме, столице Швеции, потрачено $259 млн на 1 км городской линии Стокгольм.

Метро в Стокгольме по праву считается самой длинной художественной галереей, ее протяженность составила 110 км. Тоннель проведен прямо в скальных породах, что придает ей величие. Многие туристы и просто гости города спускаются в метро, как в арт-объект города. Метрополитен был признан самым красивым метро в мире.

Количество поездок на метро составляет приблизительно 320 млн в год. Стокгольм является единственным городом с метро в Швеции.

shutterstock_1181272384.jpg

Лондон, Великобритания

В Лондоне 1 км метро, по расчетам АБН, стоил $213 млн. Финансирование осуществлено за счет государственно-частного партнерства. Метрополитен состоит из 11 линий, из которых 4 мелкого и 7 глубокого заложения.

Лондонское метро считается самым старым в мире и является национальной достопримечательностью города. Первый подземный тоннель был прорыт в Лондоне в 1860 году, а уже в 1863 году открыта первая линия Метрополитен-лайн. 

Метро Лондона сейчас включает 12 веток, 275 станций, 409 эскалаторов и 6 концентрических зон. Пассажиропоток составляет 1,35 млрд пассажиров в год.

shutterstock_695631085.jpg

Москва, Российская Федерация

В Москве 1 км метро обошелся в среднем $170 млн. Станции Московского метрополитена похожи на подземные дворцы города. Метрополитен украшен статуями, мозаиками, витражами и росписью художников России.

Данный вид транспорта включает в себя 12 линий со 182 станциями, в том числе линию легкого метро, общей протяженностью 298,8 км в двух путях.

В 2018 году всего построено 33 км линий, 17 станций и два депо. За последние восемь лет протяженность метро в Москве увеличилась на 45%, построено 136,6 км линий метро, открыто 73 станции.

На 2019-2023 годы в проектировании и строительстве находятся 134 км линий метро, 55 станций, семь депо.

москва.jpg

Самое дешевое метро

В таких европейских городах, как Вена, Марсель, Копенгаген, Тулуза, самые дешевые линии метро.  В них стоимость метро за 1 км в среднем обошлась в сумму около $74 млн. Достаточно приемлемым оказалось метро в Минске – $70 млн. Из азиатских стран можно выделить Сеул и Дели, в среднем 35 и $30 млн соответственно.

Алматы, Казахстан

В 1988 году в Казахстане начали строительство Метрополитена. В 2018 году метро города Алматы отпраздновало свой третий десяток. Все началось с сооружения первых вентиляционных стволов на станции Жибек Жолы, которая ранее носила название Октябрьской.

Двумя годами позже в стране было принято Постановление «Об обеспечении строительства первого участка первой линии метрополитена в городе Алматы».

Начиная с 1991 года, а именно с момента распада СССР и последовавшей за ним не совсем благоприятной экономической ситуацией в стране, не в полной мере стали осуществляться планы по строительству метрополитена. Работы велись медленно и с продолжительными перерывами.

И только с 2001 года новый вид транспорта обретает новый виток своего развития. В периоде с 2001 по 2004 год были завершены основные работы от станции Алатау до станции Драмтеатр имени М. Ауэзова, протяженностью 1 323 метра.

Спустя двадцать лет произведены последние сбойки между станциями Абай и Байконур, завершено строительство перегонных тоннелей первой очереди.

И наконец, в декабре 2011 года сдана в эксплуатацию первая очередь метрополитена, общей протяженностью 8,6 км, которая включала в себя семь станций: Райымбек батыр, Жибек Жолы, Алмалы, Абай, Байконур, Драмтеатр имени М. Ауэзова и Алатау.

Еще две станции метро ввели в эксплуатацию в 2015 году. Это станции Сайран и Москва, которые увеличили протяженность метро еще на 2,74 км. Общая протяженность метро на сегодня составляет 11,34 км.

По данным Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы, фактические расходы на строительство и ввод в эксплуатацию первой очереди, а также второй очереди первой линии метрополитена составили 197,6 млрд тенге. Финансирование строительства осуществлялось за счет республиканского и местного бюджета.

Средняя стоимость строительства 1 км метро в Алматы составила 19,2 млрд тенге. Следует учесть, что в этот показатель входят затраты на переустройство существующих инженерных сетей, электроподвижного состава, подъёмного оборудования (лифты, эскалаторы), оборудования всех инженерных систем (отопления, вентиляции, электроснабжения, канализации, автоматики и связи, систем безопасности и другие).

Учитывая, что активное строительство началось только в 2001 году, то с учетом средней стоимости доллара США с 2001 по 2018 год, 1 км метро в Алматы обошелся в $102 млн. Заметим, что упомянутая сумма находится ниже коридора среднего уровня стоимости строительства метро в мире.

На алматинском метрополитене 7 составов электропоездов, средний пассажиропоток 45-50 тыс. человек в сутки, отметили в Управлении.

Для строительства метрополитена в Алматы планировалось выделить еще 29 млрд тенге. В 2018 году выделили 9,04 млрд тенге, на 2019 и 2020 годы ожидается финансирование по 10 млрд.

В настоящее время продолжается строительство станций Сары-Арка и Достык и линии метро протяженностью 3,1 км вдоль проспекта Абая в западном направлении от проспекта Алтынсарина до улицы Момышулы. Также в планах строительство от станции Достык до станции Калкаман и станции Автовокзал Западный, расположенный на пересечении проспекта Райымбек и улиц Ашимова.

Как сообщили в Управлении, при строительстве объектов метрополитена в городе Алматы применяются технологии, материалы и оборудование ведущих мировых производителей. Так, при строительстве станций глубокого заложения применяется технология НАТМ (новоавстрийский тоннельный метод), который позволяет в кратчайшие сроки возвести основные несущие конструкции станции глубокого заложения по сравнению с традиционными методами строительства, а также максимально обезопасить и механизировать труд проходчиков.

shutterstock_98516786.jpg

Наземное метро Астаны

Каждый современный мегаполис по-своему решает проблему переизбытка автомобилей и чаще строят метро, в Астане же будет наземное легкорельсовое метро.

Строительство системы легкорельсового транспорта началось еще в 2017 году с планируемым запуском в 2019 году. Оно на 80% финансируется китайскими инвесторами, в частности Государственным банком развития Китая, и только на 20% казахстанской стороной.

По данным ТОО «Астана LRT», первая очередь легкорельсового метро соединит четыре основных объекта: Международный аэропорт Астаны, выставку ЭКСПО, комплекс Абу-Даби Плаза и новый железнодорожный вокзал. Планируется также строительство железнодорожного моста через реку Есиль.

Система наземного метро будет включать в себя эстакадный путь длиной 22,4 км, 18 станций закрытого типа, 19 единиц подвижного состава и депо, которое будет располагаться в районе Международного аэропорта Астаны. Среднетехническая скорость передвижения может достигнуть 41 км/ч, а максимальная - 80 км/ч. Длина одного подвижного состава - 60 м, ширина - 2,8 м, вместимость свыше 570 человек.

Представители Астана LRT отметили, что станции наземного метро полностью адаптированы к климатическим особенностям столицы, оборудованы системами электронной оплаты проезда, сигнализации, отопления, вентиляции и кондиционирования, а также видеонаблюдения. Предполагается, что стоимость поездки на таком транспорте составит 200 тенге.

Примерная стоимость проекта составляет от $1,3 до $1,9 млрд. По нашим расчетам, за 1 км ЛРТ будет потрачено около $58 млн, что почти в два раза дешевле, чем было потрачено на строительство метро в Алматы.

Курс доллара к валютам стран при расчете 1 км строительства метро приведен к курсу 2017 года, за исключением – Лондона, Москвы, Пекина к 2008 году и Будапешта, Стокгольма, Сингапура – к 2010 году.

Источник всех фото: Shutterstock

Metro_Монтажная область 1 копия (2).jpg


1 просмотр

Лишь треть торгового оборота в Алматы приходится на долю цивилизованного рынка

Обзор коммерческой недвижимости совместно с Colliers International Kazakstan

Фото:Shutterstock/Автор Aureliy

Последние тенденции рынка коммерческой недвижимости Казахстана – это рост свободных площадей за счет увеличения предложения новых и освобождения старых помещений, выбор арендаторами офисов из соотношения «цена – качество» и соответственное снижение ставок по аренде.

Рынок офисной недвижимости двух самых крупных городов Казахстана демонстрирует не только количественный, но и качественный рост за счет высокой конкуренции среди собственников. В свою очередь, это дает арендаторам широкий выбор среди множества различных вариантов.

Офисная недвижимость в Алматы

Алматы уже который год остается лидером по количеству качественных торгово-развлекательных центров и бизнес-цент­ров в республике. Нур-Султан, несмотря на статус столицы, немного отстает.

Ежегодно в Алматы вводятся в эксплуатацию сотни квадратных метров нового рабочего пространства, что создает на рынке среду для конкуренции.

По данным международной консалтинговой компании Colliers International Kazakhstan, средняя доходность инвестиций в качественный объект класса «А» или «B» в городе составляет около 10%, что делает данный сектор недвижимости привлекательным для девелоперов.

Объем предложения офисных площадей в городе сейчас, по оценке агентства, более 1,2 млн кв. м. Совокупный объем рынка, исходя из цен на аренду, превышает 80 млрд тенге в год.

Ставки аренды варьируются от 4 тыс. тенге до 16 тыс. тенге за кв. м – в зависимости от класса объекта. Велика доля объектов класса «B» – это те проекты, которые ранее имели высший уровень качества, но потеряли моральную актуальность и физические характеристики во временном промежутке, а также объекты, изначально реализованные в рамках данной категории, уступающие объектам класса «А» по некоторым характеристикам.

Офисы высокого класса обычно располагаются в элитных районах города, и это сказывается на средних ценах на аренду. В Алматы, в Медеуском районе, цена за 1 кв. м в среднем составляет 6,1 тыс. тенге, в Бостандыкском – 4,2 тыс. тенге, в Алмалинском – 4,1 тыс. тенге, в Ауэзовском –  3,1 тыс. тенге.

Colliers Kazakhstan составил рейтинг офисных зданий представительского класса Алматы. Лучшие проекты среди бизнес-центров южной столицы – БЦ «AFD», БЦ «Esentai Tower», БЦ «Park View».

Заполняемость данных бизнес-центров достигает максимальных показателей при средней загрузке офисной недвижимости на уровне до 92% в классе «А» и 85% в классах «B» и «B+».

Сейчас в Казахстане отсутствует официально принятая классификация офисной недвижимости, поэтому Colliers International принимает за основу самостоятельно разработанную матрицу для оценки объектов. Эксперты Colliers учитывают такие критерии, как площадь, расположение, год постройки, высота потолков, наличие и ёмкость паркинга, возможности смены планировки и изначальный тип планирования, инженерные и IT-решения, инфраструктура объекта, конструктив и качество строительства, сервисное управление и его качество.

Офисы класса «А» – это помещения, которые располагаются в новых современных деловых центрах. Такие центры оборудованы современными инженерными системами; имеют свои конференц-залы; рабочие места, оснащенные оргтехникой и средствами связи. Большое внимание уделяется охранной и пожарной безопасности. Остальные классы отличаются от класса «А» менее комфортными условиями: месторасположением, обслуживанием, перечнем необходимой офисной техники, видом парковки или ее отсутствием и пр.

Офисная недвижимость в Нур-Султане

Столица почти в два раза уступает Алматы по объему предложения офисной недвижимости – общий объем офисных помещений Нур-Султана находится на уровне 680 тыс. кв. м. Средняя рыночная заполняемость столичных бизнес-центров – 86,4%.

Средние ставки по аренде в бизнес-центрах составляют от 5 тыс. до 14 тыс. тенге и варьируются в зависимости от района. Самые высокие минимальные цены наблюдались в Есильском районе Нур-Султана – в среднем 7,4 тыс. тенге. Стоит отметить, что именно этот район имеет наибольшую плотность офисных площадей.

87% площадей офисной недвижимости класса «А» и «Б» расположены на левом берегу Нур-Султана.

К лучшим объектам на столичном рынке офисной недвижимости, по версии Colliers, можно отнести БЦ «Talan Towers» от Verny Capital, БЦ «Q» (первая и вторая очереди) от Astana Development Group, БЦ «Ренко» (первая и вторая очереди) от «Ренко Кат», а также БЦ «Aura» от BI Group.

Как отмечают аналитики Colliers, в столице предложение на рынке офисной недвижимости растет не только за счет введения в строй новых площадей, но и за счет продажи зданий и сооружений, ранее занимаемых национальными компаниями.

Торговая недвижимость города Алматы

В Алматы более 1,8 млн кв. м торговых площадей, то есть более 600 кв. м на каждую тысячу жителей. Это самый высокий показатель по республике.

34% торгового оборота в городе приходится на долю цивилизованного рынка – тех самых ТРЦ, остальные 66% по-прежнему занимают базары.

Сейчас в городе работает 47 объектов торговой недвижимости.

Colliers International выбрал лучшие ТРЦ Нур-Султана и Алматы в разных категориях.

«Лучший ТРЦ для молодежи»

ТРЦ «Dostyk Plaza» и «Mega Park» стали самыми привлекательными для молодежи. Эти центры могут похвастаться удобными и вместительными фуд-кортами с разнообразной кухней, качественным и широким ассортиментом fashion-товаров по приемлемым ценам, а также такими операторами кинотеатров, как Cinemax и Chaplin.

«Семейный ТРЦ»

ТРЦ «Mega Alma-Ata» и «Aport Mall» стали лучшими в этой категории. Разнообразный выбор торговых точек и широкий ассортимент товаров вкупе с большим количеством развлекательных программ (в том числе детских) делают эти ТРЦ местами семейного времяпрепровождения. Aport Mall, пользующийся популярностью даже несмотря на свою удаленность от центра города, предлагает посетителям 220 тыс. кв. м с товарами и услугами для досуга и отдыха, а также единственный в городе крытый аквапарк.

«ТРЦ в спальных районах»

ТРЦ «MOSKVA metropolitan» и «МART» являются основными местами притяжения для жителей спальных районов, в которых они расположены. Средний масштаб данных проектов позволяет вместить в себя арендаторов и бренды, способные покрыть первостепенные потребности частых покупателей – последним теперь не приходится при малейшей необходимости выезжать из своего района в крупные ТРЦ – лидеры рынка.

«Самый перспективный ТРЦ»

ТРЦ «Forum Almaty» обладает рядом рыночных преимуществ – у него выгодное месторасположение, удачное концептуально-архитектурное решение и качественная планировка помещений. Правда, проект несколько раз сменил собственника, и из-за этого сроки запуска неоднократно отодвигались. Техническое открытие состоялось в октябре 2018 года.

Торговые центры Нур-Султана

Рынок торговой недвижимости столицы в три раза меньше рынка Алматы – совокупный объем предложения составляет около 646 тыс. кв. м. Но по количеству торговых площадей на тысячу жителей показатели Нур-Султана сравнимы с алматинскими – более 580 кв. м на 1 тыс.

Из-за климатических особенностей региона качественные торговые объекты в городе Нур-Султан более актуальны, нежели стрит-ритейл формат. Тогда как в Алматы такой формат активно развивается – примером может послужить улица Панфилова, которая стала не только современной платформой для торговли предпринимателей, но и местом отдыха горожан.

В столице ТРЦ и торговые дома продолжают вытеснять торговлю менее комфортного формата. Рост площади рынков и базаров в столице рекордно низкий.

Сейчас в Нур-Султане функционирует 20 объектов торговой недвижимости, некоторые из них обладают рядом преимуществ относительно своих конкурентов.

«Семейный ТРЦ»

Mega Silk Way является самым хорошо организованным и концептуально продуманным ТРЦ столицы. Широкие коридоры, естественное солнечное освещение и разнообразие предлагаемых товаров и услуг делают его одним из самых посещаемых в городе. Кинотеатр и детский развлекательный центр сетевых операторов делают объект востребованным местом семейного досуга.

«Хан Шатыр» – один из первых масштабных проектов города. Здесь представлено наибольшее количество брендов и разнообразные варианты отдыха. Часто ТРЦ позиционируется как достопримечательность города. Напомним, что «Хан Шатыр» спроектирован знаменитым британским архитектором Норманом Фостером и сейчас является одним из тех зданий, что формируют современный облик столицы.

ТРЦ «KeruenCity» ранее принадлежал к семейству Mega Center и приобрел новое название после смены собственника. Объект повторяет концепцию бренда, ориентированную на отдых с детьми. Несмотря на свои небольшие размеры, центр имеет высокий трафик посетителей.

«Лучший ТРЦ для молодежи»

ТРЦ «Keruen» предлагает один из самых широких фуд-кортов, а также продвинутый в технологиях кинотеатр – магнит для молодежи столицы, которая и составляет большинство посетителей данного центра.

Рейтинг последний_0.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций