Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


2616 просмотров

Самые успешные IPO на американской фондовой бирже в 2018 году

2018 год был богатым на первичные размещения для фондовой биржи США – с его начала на рынок вышли 217 компаний

Фото: Shutterstock

С начала года на американской фондовой бирже было проведено 217 первичных размещений акций – из них чуть менее трети показали рост котировок с начала торгов к концу года. Kursiv Research решил сделать обзор самых успешных IPO для инвесторов на фондовом рынке США в 2018 году*.

После сравнительно небольшого количества IPO в пару предыдущих лет 2018 год был богатым на первичные размещения для фондовой биржи США – с его начала на рынок вышли 217 компаний, что на 52% больше, чем годом ранее. К тому же в 2018 году наблюдалась активизация листинга иностранных компаний на американском рынке.

144 размещения, или 66,3% от общего количества IPO, состоялось на бирже NASDAQ, которая специализируется на акциях высокотехнологичных компаний. На Нью-йоркской бирже NYSE с начала года зафиксировано 73 публичных размещения акций.

Мы проанализировали все IPO, состоявшиеся на рынке США в 2018 году. В лонг-лист рейтинга попали акции, размещенные до 13 сентября 2018 года, для оценки изменения котировок ценной бумаги в течение минимум трех месяцев. Основным критерием отбора стало позитивное изменение котировок акций к концу года. В рейтинг лучших стартов IPO вошли акции, которые показали наибольший рост стоимости за три месяца с начала торгов на бирже. 8 из 10 самых прибыльных первичных размещений США в 2018 году состоялись на бирже NASDAQ.

IPO несет в себе существенные риски, поскольку оценка компании, ранее не торговавшейся на бирже, не всегда может быть точной – у инвесторов попросту отсутствует достаточный для объективной оценки объем статданных. Так, из 217 первичных размещений акций на рынке США в 2018 году лишь 58 показали рост стоимости к результатам на начало торгов. Далее представляем топ-10 первичных публичных размещений, которые показали наибольший рост стоимости акций с начала торгов.

Лучший старт IPO печать_Монтажная область 1 копия (1).jpg

1. Tilray Inc

Канадский производитель марихуаны Tilray вошел в листинг NASDAQ в июле 2018 года. Компания удачно подобрала время выхода на IPO и смогла извлечь выгоду из растущей поддержки легализации употребления марихуаны – сегодня в 30 штатах США каннабис легализован в той или иной форме, Канада в этом году одобрила законопроект о легализации использования растения в лечебных целях.

IPO имело успех – в ходе первичного размещения компания смогла привлечь $153 млн и увеличить рыночную капитализацию до $1,4 млрд. При заявленной цене IPO $17 за акцию торги на бирже открылись по цене $24,25. Только за один день торгов стоимость ценных бумаг выросла на 32,96%.

Пик роста акций был достигнут через два месяца после старта – после того как компания получила одобрение на клинические испытания марихуаны в США, котировки взлетели до $244 за акцию. Однако через месяц цена за акцию на рынке опустилась в два раза – до $122,6, рост стоимости акций за три месяца торгов составил 405,57%. Сегодня акции торгуются в районе $75 за бумагу.

2. iQIYI Inc

Китайский аналог Netflix вышел на американскую фондовую биржу весной 2018 года. iQIYI является крупнейшей в КНР стриминговой платформой с 500 млн активных пользователей, предоставляющей доступ к лицензионным художественным и документальным фильмам, сериалам и телешоу. Компания принадлежит поисковому гиганту Baidu, который сохранил за собой контрольный пакет акций после IPO.

Старт публичной кампании оказался не самым удачным: в первый день котировки iQIYI просели на 14%. Компания предложила 125 млн американских депозитарных акций по цене от $17 до 19, в первый день к закрытию площадки они подешевели до $15,5. Однако уже в следующие три месяца акции взлетели в два раза – до $32,8. Это стало лучшим результатом за 2018 год. Сегодня стоимость акций почти вернулась к первоначальному уровню.

3. Inspire Medical Systems Inc

Американский поставщик медицинского оборудования стартовал на Нью-йоркской бирже в начале мая 2018 года. Inspire разработала устройство для лечения обструктивного апноэ сна – остановки или резкого ослабления дыхания во сне, оно стимулирует нервы и тем самым сохраняет дыхательные пути открытыми.

Компания вышла на IPO с предложением 6,75 млн акций по цене от $14 до 16. Торги на бирже открылись на уровне $25,28 за акцию. В июне компания получила одобрение Минздрава Японии на использование своей технологии. Через три месяца с начала торгов стоимость акций взлетела уже на 83,5%, до $46,39. Пик пришелся на сентябрь 2018 года, акции оценивались рынком по $57 за бумагу. В декабре они торговались в районе $42.

4. Liquidia Technologies Inc

В рейтинге оказался еще один представитель медицинской промышленности. IPO американской фармацевтической компании Liquidia Technologies состоялось в конце июля 2018 года с заявленной ценой $11 за акцию. В итоге размещения компании удалось привлечь $53 млн. Спустя три месяца после начала торгов на NASDAQ стоимость акций выросла до $19,46, инвесторы, продавшие акции в это время, смогли заработать 65,6%. Максимальная стоимость акций в $37 зафиксирована в октябре 2018 года. Сегодня, несмотря на некоторое снижение, ценные бумаги торгуются в плюсе – по $22 за акцию.

5. Pluralsight LLC

Акции Pluralsight начали торговаться в мае 2018 года на NASDAQ. Ресурс по онлайн-обучению IT-технологиям предлагает облачное техническое образование, которое используется большинством компаний из списка Fortune 500. Торги стартовали по цене $20 за акцию, что примерно на 34% выше объявленной цены по IPO. В ходе первичного размещения компания привлекла $310,5 млн, капитализация общества в итоге достигла $1,97 млрд.

В августе котировки акций компании поползли вверх, через три месяца после начала торгов прирост стоимости составил 48,7%. Пик цен пришелся на середину сентября. К концу года ажиотаж вокруг ценных бумаг спал – в декабре они торговались в районе $22–24.

6. Allakos Inc

Фармацевтическая отрасль продолжает оставаться одной из наиболее перспективных и прибыльных, что подтверждает Allakos Inc – американский разработчик антител для лечения аллергических и воспалительных заболеваний. Акции компании подскочили в ходе первого дня торгов почти на 74% c объявленной по IPO цены в $18, сами торги открылись на отметке $30,3. В ходе публичного предложения компания привлекла $127,8 млн.

Акции компании растут равномерно. Через три месяца их стоимость достигла уже $44,5 – прирост с начала торгов составил 47%. К концу года ценные бумаги оценивались рынком уже по $59,9 за штуку.

7. GreenTree Hospitality Group Ltd

Китайский гостиничный оператор Green Tree Hospitality Group дебютировал на Нью-йоркской бирже в марте 2018 года. Это одна самых быстрорастущих сетей отелей эконом- и среднего класса в КНР.

Компания в ходе IPO реализовала на рынке США 10,2 млн акций на $142,8 млн. Американские инвесторы не очень позитивно встретили китайскую компанию. Торги акциями на рынке открылись на отметке $12,9, несмотря на то, что стоимость бумаг при первичном публичном предложении составила $14, что ниже ранее спрогнозированного диапазона в $16–18. В течение первых трех месяцев торгов стоимость акций выросла до $18,1, достигнув $25 в середине июня. В декабре цена бумаг снова упала до $13–14.

8. Amalgamated Bank

В августе 2018 года на американском рынке прошло IPO нью-йоркской фирмы Amalgamated Bank, включающей в себя банк второго уровня и трастовую компанию. В ходе первичного публичного размещения было продано 7,73 млн бумаг по цене предложения в $15,5 за акцию. Общая сумма размещения составила $120 млн.

Акции начали торговаться 9 августа на бирже NASDAQ по $16 за штуку и сразу пошли в рост. Положительный тренд продолжился до середины ноября 2018 года. Через три месяца с начала торгов акции стоили уже $21. К концу года они подешевели до $18.

9. DocuSign Inc

DocuSign – компания в Сан-Франциско, которая предоставляет технологии электронной подписи и услуги по управлению цифровыми транзакциями для электронного обмена документами. Дебют компании в NASDAQ состоялся в апреле 2018 года. Во время роуд-шоу наблюдался высокий спрос на акции. На первоначальном публичном размещении DocuSign оценила свои бумаги в $29, цены были на один доллар выше ожидаемого диапазона в $26–28. По итогам IPO компания продала 21,7 млн акций и смогла привлечь $629 млн.

Рынок оценил стартап по-своему – торги были запущены с отметки $39,9, что выше стоимости по IPO более чем на 35%. Спустя три месяца ценные бумаги стоили уже $51,7. В конце года спрос на акции немного поубавился, в декабре они торговались в районе $40–43.

10. Zscaler Inc

В рейтинг топ-10 попал еще один IT-стартап. Zscaler – ведущая американская компания в сфере информационной безопасности, которая внедряет облачные технологии в инфраструктуру предприятий, обеспечивая безопасную и быструю работу с интернетом.

IPO компании состоялось в марте 2018 года на бирже NASDAQ. Первоначально Zscaler планировала продать 10 млн акций по цене от $10–12, однако за несколько дней до публичного предложения компания переиграла эти цифры до 12 млн акций по $13–15 за штуку. В итоге стартапу удалось привлечь $168 млн.

В первый день торгов акции продавались уже по $31,5. Спустя три месяца стоимость ценных бумаг на бирже увеличилась до $39,2. В середине декабря акции торговались в районе $41–42.

Лучший старт IPO печать_Монтажная область 1.jpg

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.

*С 1 января по 13 декабря 2018 года на NYSE и NASDAQ.


3632 просмотра

Как работает цветочный бизнес в Казахстане?

О тонкостях бизнеса, ценообразовании и многом другом узнал Kursiv Research

Фото: Shutterstock

В канун Международного женского дня спрос на цветы возрастает в несколько раз, а наценка на популярный праздничный товар позволяет владельцам цветочных магазинов получить хорошие доходы. Kursiv Research решил выяснить, какие цветы пользуются спросом среди казахстанцев, откуда их привозят, кто устанавливает цены и каковы тонкости цветочного бизнеса по-казахстански.

В Казахстан ежегодно завозятся крупные партии цветов из разных точек мира. В 2018 году было импортировано свежих срезанных цветов и некоторых луковичных цветов, в том числе тюльпанов и нарциссов, на сумму $38,9 млн. Розы являются лидерами по доле импорта (63%). Так, в прошлом году их было куплено на $24,5 млн. Помимо роз, в структуре импорта выделились хризантемы (13,3%), гвоздики (3,1%), некоторые луковичные цветы (2,5%), лилии (1,2%), орхидеи (0,8%) и прочие свежие и окрашенные цветы (15,9%).

Основной объем цветов в Казахстан импортируется из Нидерландов, Эквадора, Колумбии, Кении и Италии. К примеру, из Эквадора было завезено почти 82% всех роз, из Нидерландов – около 76% всех хризантем и 67% тюльпанов.

Отметим, что цветы из Нидерландов – это не всегда товар голландского происхождения. Весь мир везет свои цветы на аукционы в эту страну, где купить их намного легче. Так, орхидеи произрастают в Юго-Восточной Азии, а покупают их фирмы на голландских аукционах.

Экспорт же отечественных цветов на зарубежные рынки в денежном выражении составил $12,3 млн, что почти в 3,2 раза меньше импорта.

Основной страной, которая покупает цветы, выращенные в Казахстане, является Россия. На ее долю приходится более 99% всего экспорта срезанных и некоторых луковичных цветов и менее 1% приходится на Армению и Кыргызстан.

Предпочтения казахстанцев

Автор freya-photographer_0.jpg

Излюбленными цветами казахстанцев на сегодня все еще остаются розы, которые являются монополистами на рынке.

По словам директора оптово-розничной цветочной компании Henry Bonnar Виктора Хана, доля роз занимает на отечественном рынке не менее 40%, тогда как в мировой практике – всего 30%. Процент завозимых роз в Henry Bonnar в денежном выражении составляет около 40–45% в общем объеме импорта цветов, экзотических цветов – 30–35%, оформительской зелени – 10–15% и комнатных растений – 10–15%. Розы в компании импортируют в основном из Эквадора (50–60%), Колумбии (30–35%) и Кении (10–15%). 80% экзотических цветов покупаются в Голландии, 10% – в Израиле, в основном это оформительская зелень, 5% – в Италии и Франции.

«Местные производители цветов пользуются небольшим спросом, на отечественном рынке закупаются только 5%, в частности, только розы», – поделился Виктор Хан.

Схожего мнения придерживается и владелец интернет-магазина цветов FlorAmie Амина Сержанова, она считает розы фаворитом на рынке, но выделяет тенденцию, когда в стране становится все больше людей, которые стали интересоваться экзотикой. Например, необычными гвоздиками – не красными, а цветными, а также амариллисами, ранункулюсами, анемонами.

Виктор Хан отмечает, что в последнее время казахстанский рынок медленно, но качественно переходит к мировой практике продаж модных сортов цветов, и ставит акцент на флористике, к примеру, спросом стали пользоваться пионы, гортензии, тюльпаны и даже комнатные растения.

Так, например, в весенний период продажа тюльпанов бьет все рекорды. У соотечественников особая любовь к этим цветам весны. Прелесть их в том, что они практически не дорожают на праздники. Объемы спроса покрываются возможностью массового производства в периоде. Также растет спрос на цветущие комнатные растения.

Наибольшим спросом цветы пользуются на 8 марта, 14 февраля, 1 сентября, День учителя. В последнее время люди стали покупать букеты на Новый год и Наурыз.

Директор FlorAmie отметила, что спрос на рынке стал более разнообразным, в связи с этим и расширяется ассортимент предложения. «Поставщики понимают, что нужно привозить цветы более необычные. Для оптовиков это значительно облегчает задачу предложить клиенту большой выбор», – поделилась владелец интернет-магазина цветов.

По личному опыту экспертов, которым они поделились с «Курсивом», в территориальном разрезе городами-лидерами по ассортименту, среднему чеку и пониманию флористики являются Алматы и Астана. К тройке лидеров по потреблению относятся Атырау, Караганда, Шымкент. Самыми сложными, в частности дорогими и со скудным ассортиментом, являются Актау, Жезказган, Балхаш.

Основатель и собственник компании Zakazbuketov.kz Айжан Танатарова отметила, что сейчас алматинцы отходят от букетов из длинных роз, к примеру, из 101 или 51 розы, и большее предпочтение отдают миниатюрным редким цветам, предпочитают композиции в красивой дорогой оберточной бумаге, тогда как в других городах розы все еще остаются в приоритете. В целом по стране долю роз на рынке в последние годы эксперт оценивает в 60%, а остальные 40% принадлежат другим цветам.

Ценообразование на рынке

Автор Bildagentur Zoonar GmbH.jpg

Цены в преддверии Международного женского дня растут уже за несколько недель до праздника. Традиционно цены на любой товар формируются из его себестоимости и затрат. По словам директора Henry Bonnar, в B2B (от компании к компании или от оптовых представителей к розничным предпринимателям) цена формируется из себестоимости и 10–20% наценки.

Себестоимость товара включает в себя затраты на его закуп, транспортировку и таможенные налоги. 

Как утверждают представители цветочного бизнеса, цена закупа в компаниях составляет порядка 30–40% всей себестоимости. На нее могут повлиять локальные праздники тех стран, откуда завозятся цветы, например, это может быть День матери или День святого Валентина на западе, или 8 марта в постсоветских странах. В праздники наблюдается рост цен на цветы во всем мире и, соответственно, товар закупается уже по более высокой цене.

Следующие 30% в себестоимости занимает транспортировка, так как многие крупные компании перевозят товар достаточно дорогим транспортом – самолетами, тем самым увеличивая затраты.

Оставшаяся доля отводится таможенным налогам, таким как НДС на импорт и таможенные сборы.

Так, например, себестоимость голландских роз (80 см) составляет 550 тенге за штуку, для B2B сектора цена оптовиков будет уже 600–620 тенге, а в розницу эти же цветы будут стоить порядка 900 тенге.

Эксперты цветочного рынка также заметили, что наценка в целом зависит еще и от сорта цветка, его срока годности. К примеру, на скоропортящиеся товары такая наценка будет в разы выше, поделился Виктор Хан.

 По словам представителей Zakazbuketov.kz, в наценку к себестоимости товара обычно входят затраты на оплату работы персонала отделов логистики, флористики, курьерской службы, маркетинга, продаж и другие. Маржа в среднем составляет 10–15%.

По словам экспертов из Henry Bonnar, наценки в ритейле могут колебаться от 50 до 120%. Но на ту же самую розу наценка меньше ввиду большой конкуренции (собрать букет роз может каждый), а на произведения искусства может составлять до 125%. Например, в вышеназванной компании работает действующий чемпион по флористике 2018 года, и ее букеты люди покупают с наценкой до 150%. В данном случае нет правил наценки, флорист сам устанавливает цену своего букета, но с таким сложным продуктом наценка должна быть от 70–80%, поделился руководитель компании.

Подводные камни

В цветочном бизнесе есть несколько рисков, к примеру, связанных с транспортировкой или с покупательской способностью клиентов. Для новых участников рынка большие риски представляют отсутствие постоянных клиентов и большой объем продукции, закупаемой в первые месяцы работы на рынке, который может быть не реализован и принести убыток предпринимателю.

По словам руководителя FlorAmie Амины Сержановой, в офлайн-продажах рисков больше, чем в онлайн-продажах. «Если ваши цветы не купили сегодня, то нужно подумать о том, как их сохранить и быстрее продать», – рассказала владелец интернет-магазина. То есть, существует риск потери дохода из-за отсутствия спроса на цветы. В онлайн же продажах такой риск ниже, так как цветы покупаются по предварительному заказу, но доход при таком методе продаж, соответственно, меньше.

Директор Henry Bonnar отметил, что основными рисками в бизнесе могут быть большие потери на логистике продукта, к примеру, «голландские» розы в основном летят из Латинской Америки с перегрузом в Европе, и каждая седьмая поставка имеет проблемы.

Бывают также сложности с транспортировкой комнатных растений автотранспортом в силу больших объемов груза. Так, срок доставки составляет от 7–10 дней. В зимний период закрываются трассы, что может стать риском для владельца бизнеса.

Чтобы обезопасить себя, компании анализируют статистику прошлых лет, общий спрос, но, стоит отметить, что прогнозировать риски в бизнесе очень тяжело. Так, в последнее время люди тратят на покупку цветов меньше средств, чем три-четыре года назад, отметила эксперт Zakazbuketov.kz.

Продажи онлайн и офлайн

Сейчас очень многие люди, особенно молодые, покупают цветы в интернете. Онлайн-продажи в условиях отсутствия времени, занятости на работе или на учебе, имеют ряд преимуществ перед офлайн-продажами. В числе основных, во-первых, возможность сэкономить время на дорогу за цветами, во-вторых, сокращение расстояния. Так, например, можно сделать заказы в другие города нашей страны и России, а также в дальнее зарубежье, где проживают граждане Казахстана и бывшие наши соотечественники – Лондон, Дубай, Ванкувер, Сеул, Пекин. Директор одной из цветочных компаний особо отметил Германию, куда произошла этническая эмиграция немцев из Казахстана.

Еще один плюс – возможность сделать подарок инкогнито.

Интернет-площадки предоставляют покупателю возможность купить цветы более цивилизованным способом, нежели на базаре, а также поменять их, если ему привезли некачественный товар, отметили представители онлайн-магазинов.

По мнению владелицы FlorAmie, способ покупки через Сеть более популярен. «Заказчик не тратит время на то, чтобы поехать купить цветы и самому подарить. Доставка удобнее», – отметила она.

В онлайне хорошие дни – вторник, четверг, пятница, когда большинство людей физически не могут выехать за цветами.

По мнению Виктора Хана, е-коммерц занимает сейчас не более 25%, данный сегмент растет в год на 10–15% и, скорее всего, в ближайшие три-пять лет займет долю до 50%. На сегодняшний день офлайн-продажи имеют большую долю рынка, отметил эксперт.

Основной объем продаж офлайну делают покупатели, которые семьей или группой приезжают в магазин, чтобы приобрести цветы на мероприятие. Поэтому пятница и суббота – самые лучшие дни для продаж, как и понедельник, когда поздравляют коллег после выходных.

Преимущество офлайна в том, что клиент всеми чувствами может оценить свежесть и красоту цветов, флористики, чем не может похвастаться онлайн, нет технологии, которая способна это передать, тем самым онлайн ограничен в подаче продукта. И это порождает недобросовестных игроков рынка, считает директор Henry Bonnar.

О местных производителях

Автор ND700.jpg

Опрошенные нами оптово-розничные компании признались, что в своей работе они по большей части используют продукцию, завезенную извне.

Основными регионами, где активно выращивают цветы стали Павлодарская (7,6 млн цветов, +22,4% за год), Акмолинская (7,1 млн цветов, +16% за год) и Алматинская (4 млн цветов, −31% за год) области.

Главными казахстанскими поставщиками оптово-розничных цветочных компаний являются тепличный комплекс «Кунарлы» (Акмолинская область близ Астаны), а также теплицы в поселках Отеген батыр (ГРЭС) и Узынагаш (Алматинская область).

Тепличный комплекс по выращиванию голландских роз «Кунарлы» находится в городе Степногорск и работает с 2006 года. Компания обеспечивает цветами все регионы Казахстана и ближайшие города России.

Еще один тепличный комплекс по выращиванию роз сорта Red Naomi построен в 2015 году в городе Экибастуз. Площадь теплицы составляет порядка 50 тыс. квадратных метров. Изначально там планировалось выращивать 7 млн роз ежегодно.

За прошедший год казахстанские предприятия собрали на 2,2% меньше цветов, чем в 2017 году, так общий сбор по республике составил 23,8 млн цветов.

Выращиванием цветов в стране занимаются сельскохозяйственные предприятия (68%) и хозяйства населения (более 30%).  Доля же индивидуальных предпринимателей (ИП), крестьянских и фермерских хозяйств сократилась за год с 5,3% до 1,6%.

Снижение производства у ИП и крестьянских хозяйств было причиной общего снижения сбора цветов по стране в прошедшем году.

В денежном выражении в 2017 году выращивание цветов снизилось на 14,4% до 6,6 млрд тенге. В целом, цветочный рынок очень нестабильный, например, в 2016 году был зафиксирован рост на 7,1% за год, а в 2015 году — снижение на 5,8%.

Если сравнить цены одной из теплиц в Алматинской области, то местные розы высотой в 70 см стоили около 250 тенге, такие же цветы, привезенные из других стран, – почти в два раза дороже. Следует отметить, что такие цены были за две недели до Международного женского дня.

«Нам бы очень хотелось реализовывать цветы местного производства, так как есть масса преимуществ: срок жизни (представьте розу, которая даже самолетом прилетает к нам через пять-шесть дней после срезки), национальные предпочтения, быстрая доставка, нет таможенных платежей, но проблемы тепличных комбинатов (в Казахстане не более 20 га закрытого грунта промышленных теплиц), агрономии (отсутствие специалистов в отрасли), селекции (нет сортов цветов, специально выведенных для нашего региона) и энергозатрат, не дают возможности закупать цветы на местном рынке», – поделился директор оптово-розничной компании Виктор Хан.

Однако эксперт отметил, что в последние три года идет значительное сокращение рейсов грузовых авиакомпаний, что приводит к повышению тарифов на перевозку. Соответственно, все это отражается на покупателе и, возможно, цветы местного производства в скором времени будут иметь на рынке больший спрос.

Цветы (5).jpg

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

В Казахстане недавно обновился кабинет министров во главе с премьер-министром. Как Вы считаете, на какие проблемы нужно обратить внимание новому правительству прежде всего?

Варианты

Цифра дня

29
лет
возглавлял Казахстан Нурсултан Назарбаев

Цитата дня

Как президент Казахстана я принял решение о сложении полномочий...

нурсултан назарбаев
Президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank