Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


12652 просмотра

«Почему меня не берут на работу?»: проблема безработицы среди молодёжи РК

Kursiv Research разбирался, из-за чего молодым казахстанцам так трудно найти работу

Фото: Shutterstock

Априори «молодежь – это будущее страны, важнейший фактор конкурентоспособности», но молодежь без работы – это уже потенциальная проблема. По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, уровень молодежной безработицы по состоянию на II квартал 2018 года составил 3,9%, а по методологии Международной организации труда (индекс NEET) за аналогичный период тот же показатель достиг 7,7%. В чем причины такой существенной разницы в показателях, выяснял Kursiv Research.

В сообщениях информационных агентств со ссылкой на Комитет по статистике МНЭ РК безработица в Казахстане в 2016-м – III квартале 2018 года колеблется в пределах 4–5%.

Уровень же молодежной безработицы (население в возрасте от 15 до 28 лет) в тот же период составил 3,9%.

В то же время уровень безработицы среди молодёжи по методологии Международной организации труда (NEET) достигла уже 7,7%.

«Разница между показателями объясняется тем, что в выборку для исчисления индекса NEET включена численность лиц, не входящих в состав рабочей силы, за минусом тех, кто обучается на дневной форме обучения», – пояснили в КС МНЭ РК. То есть уровень в 3,9% рассчитан без учета экономически неактивного населения.

Как обстоят дела в регионах?

Безработица среди молодежи в регионах заметно отличается. Наибольший уровень за II квартал 2018 года, по данным Агентства по статистике, наблюдается в городах Алматы, Астана, в Карагандинской и Туркестанской областях. Согласно индексу NEET, в списке антилидеров нет мегаполисов, и высокий уровень молодежной безработицы приходится на Карагандинскую, Туркестанскую и Северо-Казахстанскую области.

В список регионов с наименьшей безработицей вошли Атырауская, Жамбылская, Актюбинская, Мангистауская области. По расчетам NEET это – Западно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Костанайская и Алматинская области.

По мнению экс-акима Алматы Ахметжана Есимова, в южной столице уровень молодежной безработицы объясняется большим количеством выпускников вузов – две трети студентов остается после окончания учебы в городе, а треть из уехавших выпускников в течение года возвращаются обратно. Это оказывает сильное давление на рынок труда.

В Туркестанской области (ранее ЮКО), по словам депутата парламента РК Гульнары Исимбаевой, уровень безработицы объясняется большой плотностью населения при сравнительно небольшом количестве производственных предприятий.

Стоит отметить, что регионами с наименьшим уровнем безработицы стали области с высоким уровнем дохода населения. К примеру, среднемесячная заработная плата в Атырауской области во II квартале 2018 года составила 291,3 тыс. тенге, в Мангистауской области – 267,9 тыс. тенге. Для сравнения, средняя зарплата по РК за тот же период составила 162,8 тыс. тенге.

Где работает молодежь Казахстана?

Самым востребованным видом экономической деятельности среди молодежи стала «Финансовая и страховая деятельность», возраст 33,3% занятых в данной сфере не превышает 28 лет (60,7 тыс. из 182,2 тыс. всех занятых во II квартале 2018 года). Второе место заняла «Информация и связь» – 31,5% (52,4 тыс. из 166,4 тыс. человек), на третьем месте – «Предоставление прочих услуг» – 29,6% (70,7 из 238,5 тыс. человек). На четвертом и пятом месте расположились «Государственное управление и оборона, обязательное социальное обеспечение» и «Операции с недвижимым имуществом», здесь доля молодежи составила 27,7% и 27,3% соответственно.

Наименьший уровень занятости молодежи наблюдается в таких отраслях, как «Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров» – 17,6% (48,3 тыс. к 274,7 тыс. занятых), «Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов» – 19,3% (14,1 из 73,1 тыс. человек) и «Промышленность» – 20,4% (221,7 из 1084,2 тыс. человек).

Так ли важен диплом?

Уровень образования играет важную роль в трудоустройстве молодежи и снижении безработицы. Как показывает практика, наличие высшего образования обеспечивает возможность найти хорошую работу со сравнительно высокой заработной платой.

К сведению, на конец 2017 года рабочая молодежь Казахстана, имеющая образование, составила 2,1 млн, или 60% от всей молодежи страны.

Безработица среди молодежи, имеющей высшее и незаконченное высшее образование, равняется 3,3%, среди молодежи со средним и профессиональным (специальным) образованием – 4,2%, с основным, средним, общим, начальным – 4,8%.

Однако даже имеющие высшее образование молодые казахстанцы сталкиваются с определенными проблемами при трудоустройстве. По мнению кандидата политических наук КИИК Гульден Жоламановой, основной причиной, по которой молодые люди с образованием не могут найти работу, является оторванность системы образования от рынка.

«Профессорско-преподавательский состав в вузах не меняется годами, соответственно, информация, которую дают преподаватели, их направления обучения остаются прежними и не всегда соответствуют времени. Такой отрыв знаний от реальности, отсутствие опыта работы у выпускников после завершения обучения – все это не приветствуется работодателями», – считает политолог.

Директор форсайтингового агентства Айман Турсынкан также отмечает, что в подавляющем большинстве вузов и колледжей не работают бюро трудоустройства. По ее мнению, образование в Казахстане – это высокомаржинальный и субсидируемый бизнес без всякой ответственности учебного заведения за эффективность образования с конечной целью трудоустройства.

А что же думают сами представители молодежи?

Результатами своих социологических исследований поделился с редакцией «Kъ» Научно-исследовательский центр «Молодежь». Так, больше половины опрошенной центром молодежи (61,1%) считает, что главная трудность при трудоустройстве молодых людей – это отсутствие опыта работы.

Еще чуть более трети опрошенных отмечают сложность трудоустройства по специальности, которая была получена в вузе, либо организации технического и профессионального образования.

Помимо перечисленных выше причин, эксперты выявили еще ряд сложностей, таких как: отсутствие связей, знакомств, отсутствие навыков делового общения, неуверенность, нехватка информации о рынке труда, способах поиска работы.

Kursiv Research провел опрос небольшой группы молодежи, имеющей высшее образование и диплом рейтинговых вузов РК. По словам выпускницы KIMEP Алмы Утегалиевой, обучение в вузе обошлось ей в круглую сумму. После окончания университета ей долго не пришлось искать работу, устроилась экономистом, что, конечно, обрадовало ее. Однако заработная плата составляла всего 60 тыс. тенге, что оказалось небольшой суммой по сравнению с затраченными средствами.

Нередко абитуриенты в Казахстане выбирают специальность, не имея представления о будущей профессии, чаще всего, по совету родителей. К примеру, Улжалгас Чымырбаева, выпускница КазНУ им. аль-Фараби по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», рассказала, что после окончания университета в 2012 году стала работать аудитором в крупной компании с заработной платой в 150 тыс. тенге. Спустя месяцы она поняла, что не хочет работать по специальности и ее больше привлекает творчество и маркетинг.

Безработные – угроза?

Безработная молодежь – наиболее уязвимый слой населения, который может представлять огромную угрозу для общества и страны в целом.

По словам министра общественного развития Дархана Калетаева, на положение молодежи и ее настроения влияет в целом нехватка рабочих мест на рынке труда. Молодежь стремится найти свое «место под солнцем» и не всегда находит себя в социуме. Отсюда такие проблемы, как суицидальность, глубокое социальное отчуждение.

Гульден Жоламанова считает основной угрозой безработной молодежи вовлечение ее в экстремистские и террористические группировки. На сегодняшний день существуют современные способы заманивания в деструктивные структуры, к примеру, через социальные сети, с помощью денежных выплат уязвимым слоям населения, в том числе безработной молодежи.

По мнению Айман Турсынкан, безработица прямо связана с падением уровня доходов и качества жизни населения, что ведет к тесной связи с уровнем преступности и ее возрастной структурой. Самым тяжелым последствием неустроенности молодежи является «омоложение» лиц, совершающих первое правонарушение. По ее словам, ровно половина всех фактически осужденных в городе Алматы за 2017 год приходится на лиц в возрасте 15–28 лет.

Среди угроз безработицы доктор PhD КазНУ им. аль-Фараби Азимжан Хитахунов выделил как социальные, так и экономические риски. Как сказал ученый, если первое связано с ростом преступности, то второе свидетельствует о неполном использовании трудовых ресурсов, что имеет неблагоприятные макроэкономические последствия.

Как можно решить вопрос молодежной безработицы?

Основным путем решения вопроса трудоустройства молодежи Айман Турсынкан считает приведение системы образования в соответствие с требованиями рынка труда. В системе образования должна быть организована конкурентная основа для каждого профессионального звена с поэтапной интеграцией молодежи на рынок труда, считает эксперт.

«С 7–8-го класса нужно вводить не трехъязычие, а программирование. Нужна огромная работа по развитию системы технического и профессионального образования под промышленный заказ по примеру России. В вузах необходимо развитие системы венчурного финансирования стартапов, и вся вертикаль системы образования должна быть построена на принципах окупаемости инвестиций в образование самими обучающимися», – указывает эксперт.

Аналитики НИЦ «Молодежь» видят несколько путей решения проблемы, среди них: широкое привлечение молодежи к формированию и популяризации ценностей труда, проведение информационной работы, направленной на популяризацию рабочих профессий. Эксперты считают, что формирование у молодежи предпринимательских навыков, организация профессиональной практики в рамках вузовской программы, повышение качества профессионального образования, применение альтернативных подходов к подготовке и переподготовке кадров, исходя из принципов непрерывного образования, может улучшить ситуацию.

Также стоит отметить, что молодежная занятость – приоритет новой программы по развитию продуктивной занятости и массового предпринимательства. В ее рамках для решения проблемы трудоустройства молодежи на первое рабочее место сохраняется молодежная практика, которая позволяет за небольшую заработную плату от государства накопить опыт и стаж работы, что может помочь в дальнейшем трудоустроиться. В свою очередь, компании-работодатели не несут затрат в виде заработной платы, но в то же время могут выбрать себе достойного кандидата.

На 1 мая 2018 года 56 тыс. молодых людей воспользовались государственной поддержкой по указанной программе. Здесь в основном задействованы молодые люди, не поступившие в средне-специальные или высшие учебные заведения и не имеющие образования. Они могут получить бесплатно первую рабочую профессию на базе организаций технического и профессионального образования. Уже сейчас более 6 тыс. человек из числа молодежи направлены на краткосрочные курсы. В 2018 году охват мерами государственной поддержки содействия занятости в рамках государственных и правительственных программ, программ развития регионов и частных инициатив составит более 171 тыс. молодых людей, или 30% от общего охвата.

Справка

Индекс NEET по МОТ – это часть молодежи (в возрасте от 15 до 28 лет), которая не работает, не занята образованием или профессиональной подготовкой, находится вне системы образования и сферы занятости и является потенциальным источником молодежного рынка труда в процентах.

Безработица-01 (6).jpg


2278 просмотров

Лишь треть торгового оборота в Алматы приходится на долю цивилизованного рынка

Обзор коммерческой недвижимости совместно с Colliers International Kazakstan

Фото:Shutterstock/Автор Aureliy

Последние тенденции рынка коммерческой недвижимости Казахстана – это рост свободных площадей за счет увеличения предложения новых и освобождения старых помещений, выбор арендаторами офисов из соотношения «цена – качество» и соответственное снижение ставок по аренде.

Рынок офисной недвижимости двух самых крупных городов Казахстана демонстрирует не только количественный, но и качественный рост за счет высокой конкуренции среди собственников. В свою очередь, это дает арендаторам широкий выбор среди множества различных вариантов.

Офисная недвижимость в Алматы

Алматы уже который год остается лидером по количеству качественных торгово-развлекательных центров и бизнес-цент­ров в республике. Нур-Султан, несмотря на статус столицы, немного отстает.

Ежегодно в Алматы вводятся в эксплуатацию сотни квадратных метров нового рабочего пространства, что создает на рынке среду для конкуренции.

По данным международной консалтинговой компании Colliers International Kazakhstan, средняя доходность инвестиций в качественный объект класса «А» или «B» в городе составляет около 10%, что делает данный сектор недвижимости привлекательным для девелоперов.

Объем предложения офисных площадей в городе сейчас, по оценке агентства, более 1,2 млн кв. м. Совокупный объем рынка, исходя из цен на аренду, превышает 80 млрд тенге в год.

Ставки аренды варьируются от 4 тыс. тенге до 16 тыс. тенге за кв. м – в зависимости от класса объекта. Велика доля объектов класса «B» – это те проекты, которые ранее имели высший уровень качества, но потеряли моральную актуальность и физические характеристики во временном промежутке, а также объекты, изначально реализованные в рамках данной категории, уступающие объектам класса «А» по некоторым характеристикам.

Офисы высокого класса обычно располагаются в элитных районах города, и это сказывается на средних ценах на аренду. В Алматы, в Медеуском районе, цена за 1 кв. м в среднем составляет 6,1 тыс. тенге, в Бостандыкском – 4,2 тыс. тенге, в Алмалинском – 4,1 тыс. тенге, в Ауэзовском –  3,1 тыс. тенге.

Colliers Kazakhstan составил рейтинг офисных зданий представительского класса Алматы. Лучшие проекты среди бизнес-центров южной столицы – БЦ «AFD», БЦ «Esentai Tower», БЦ «Park View».

Заполняемость данных бизнес-центров достигает максимальных показателей при средней загрузке офисной недвижимости на уровне до 92% в классе «А» и 85% в классах «B» и «B+».

Сейчас в Казахстане отсутствует официально принятая классификация офисной недвижимости, поэтому Colliers International принимает за основу самостоятельно разработанную матрицу для оценки объектов. Эксперты Colliers учитывают такие критерии, как площадь, расположение, год постройки, высота потолков, наличие и ёмкость паркинга, возможности смены планировки и изначальный тип планирования, инженерные и IT-решения, инфраструктура объекта, конструктив и качество строительства, сервисное управление и его качество.

Офисы класса «А» – это помещения, которые располагаются в новых современных деловых центрах. Такие центры оборудованы современными инженерными системами; имеют свои конференц-залы; рабочие места, оснащенные оргтехникой и средствами связи. Большое внимание уделяется охранной и пожарной безопасности. Остальные классы отличаются от класса «А» менее комфортными условиями: месторасположением, обслуживанием, перечнем необходимой офисной техники, видом парковки или ее отсутствием и пр.

Офисная недвижимость в Нур-Султане

Столица почти в два раза уступает Алматы по объему предложения офисной недвижимости – общий объем офисных помещений Нур-Султана находится на уровне 680 тыс. кв. м. Средняя рыночная заполняемость столичных бизнес-центров – 86,4%.

Средние ставки по аренде в бизнес-центрах составляют от 5 тыс. до 14 тыс. тенге и варьируются в зависимости от района. Самые высокие минимальные цены наблюдались в Есильском районе Нур-Султана – в среднем 7,4 тыс. тенге. Стоит отметить, что именно этот район имеет наибольшую плотность офисных площадей.

87% площадей офисной недвижимости класса «А» и «Б» расположены на левом берегу Нур-Султана.

К лучшим объектам на столичном рынке офисной недвижимости, по версии Colliers, можно отнести БЦ «Talan Towers» от Verny Capital, БЦ «Q» (первая и вторая очереди) от Astana Development Group, БЦ «Ренко» (первая и вторая очереди) от «Ренко Кат», а также БЦ «Aura» от BI Group.

Как отмечают аналитики Colliers, в столице предложение на рынке офисной недвижимости растет не только за счет введения в строй новых площадей, но и за счет продажи зданий и сооружений, ранее занимаемых национальными компаниями.

Торговая недвижимость города Алматы

В Алматы более 1,8 млн кв. м торговых площадей, то есть более 600 кв. м на каждую тысячу жителей. Это самый высокий показатель по республике.

34% торгового оборота в городе приходится на долю цивилизованного рынка – тех самых ТРЦ, остальные 66% по-прежнему занимают базары.

Сейчас в городе работает 47 объектов торговой недвижимости.

Colliers International выбрал лучшие ТРЦ Нур-Султана и Алматы в разных категориях.

«Лучший ТРЦ для молодежи»

ТРЦ «Dostyk Plaza» и «Mega Park» стали самыми привлекательными для молодежи. Эти центры могут похвастаться удобными и вместительными фуд-кортами с разнообразной кухней, качественным и широким ассортиментом fashion-товаров по приемлемым ценам, а также такими операторами кинотеатров, как Cinemax и Chaplin.

«Семейный ТРЦ»

ТРЦ «Mega Alma-Ata» и «Aport Mall» стали лучшими в этой категории. Разнообразный выбор торговых точек и широкий ассортимент товаров вкупе с большим количеством развлекательных программ (в том числе детских) делают эти ТРЦ местами семейного времяпрепровождения. Aport Mall, пользующийся популярностью даже несмотря на свою удаленность от центра города, предлагает посетителям 220 тыс. кв. м с товарами и услугами для досуга и отдыха, а также единственный в городе крытый аквапарк.

«ТРЦ в спальных районах»

ТРЦ «MOSKVA metropolitan» и «МART» являются основными местами притяжения для жителей спальных районов, в которых они расположены. Средний масштаб данных проектов позволяет вместить в себя арендаторов и бренды, способные покрыть первостепенные потребности частых покупателей – последним теперь не приходится при малейшей необходимости выезжать из своего района в крупные ТРЦ – лидеры рынка.

«Самый перспективный ТРЦ»

ТРЦ «Forum Almaty» обладает рядом рыночных преимуществ – у него выгодное месторасположение, удачное концептуально-архитектурное решение и качественная планировка помещений. Правда, проект несколько раз сменил собственника, и из-за этого сроки запуска неоднократно отодвигались. Техническое открытие состоялось в октябре 2018 года.

Торговые центры Нур-Султана

Рынок торговой недвижимости столицы в три раза меньше рынка Алматы – совокупный объем предложения составляет около 646 тыс. кв. м. Но по количеству торговых площадей на тысячу жителей показатели Нур-Султана сравнимы с алматинскими – более 580 кв. м на 1 тыс.

Из-за климатических особенностей региона качественные торговые объекты в городе Нур-Султан более актуальны, нежели стрит-ритейл формат. Тогда как в Алматы такой формат активно развивается – примером может послужить улица Панфилова, которая стала не только современной платформой для торговли предпринимателей, но и местом отдыха горожан.

В столице ТРЦ и торговые дома продолжают вытеснять торговлю менее комфортного формата. Рост площади рынков и базаров в столице рекордно низкий.

Сейчас в Нур-Султане функционирует 20 объектов торговой недвижимости, некоторые из них обладают рядом преимуществ относительно своих конкурентов.

«Семейный ТРЦ»

Mega Silk Way является самым хорошо организованным и концептуально продуманным ТРЦ столицы. Широкие коридоры, естественное солнечное освещение и разнообразие предлагаемых товаров и услуг делают его одним из самых посещаемых в городе. Кинотеатр и детский развлекательный центр сетевых операторов делают объект востребованным местом семейного досуга.

«Хан Шатыр» – один из первых масштабных проектов города. Здесь представлено наибольшее количество брендов и разнообразные варианты отдыха. Часто ТРЦ позиционируется как достопримечательность города. Напомним, что «Хан Шатыр» спроектирован знаменитым британским архитектором Норманом Фостером и сейчас является одним из тех зданий, что формируют современный облик столицы.

ТРЦ «KeruenCity» ранее принадлежал к семейству Mega Center и приобрел новое название после смены собственника. Объект повторяет концепцию бренда, ориентированную на отдых с детьми. Несмотря на свои небольшие размеры, центр имеет высокий трафик посетителей.

«Лучший ТРЦ для молодежи»

ТРЦ «Keruen» предлагает один из самых широких фуд-кортов, а также продвинутый в технологиях кинотеатр – магнит для молодежи столицы, которая и составляет большинство посетителей данного центра.

Рейтинг последний_0.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций