Перейти к основному содержанию


15945 просмотров

Мука и военные корабли: на чем, кроме нефти зарабатывает Казахстан?

Kursiv Research выяснил, за счет каких несырьевых товаров зарабатывает Казахстан

Фото: shutterstock.com

Традиционно в структуре экспорта РК преобладают непереработанные минеральные продукты – нефть и другие углеводороды, медные сплавы и т. д. Однако высказывания в СМИ и соцсетях о том, что Казахстан остается сырьевым придатком развитых стран, не совсем объективны. Kursiv Research выяснил, какие несырьевые товары страны пользуются наибольшим спросом при поставке на экспорт.

В 2017 году экспорт страны составил $48,5 млрд, по сравнению с 2016 годом показатель вырос на 24,3%. В структуре экспорта подавляющую долю, а именно 68,5%, составили минеральные продукты, в том числе топливно-энергетические товары – 63,3%, ($30,72 млрд), металлы и изделия из них – 18,1%, продукты химической и связанной с ней отраслей промышленности – 5,1%, продукты животного и растительного происхождения – 5%, машины и оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты – 1,4%.

Импорт Казахстана в 2017 году достиг уровня $29,6 млрд. Страна в основном завозит машины и оборудование – 37,8%, на втором месте расположились продукты химической и связанной с ней отраслей промышленности – 16,6%, третье место занимает категория «прочие товары» – 13%, на четвертом месте – продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары – 11,7%, далее следуют минеральные продукты – 9,3%.

Что касается несырьевых экспортных товаров, то топ-10* выглядит следующим образом.

10-е место

Военные корабли и спасательные суда

На последнем месте рейтинга экспортных товаров расположились суда, включая военные и спасательные корабли. Тремя основными импортерами являются Канада, Нидерланды и Туркмения. В 2017 году Канада приобрела у Казахстана одно судно стоимостью $29 млн, в Нидерланды было экспортировано 13 судов общей стоимостью $2,48 млн, Туркмения приобрела морской транспорт на сумму в $1,61 млн. Общая сумма экспорта составила $33,67 млн.

9-е место

Плавучие маяки, пожарные суда и прочие плавучие средства

Общий объем экспорта по этой позиции составил $35,1 млн. В первой тройке импортеров – Греция, Азербайджан и Румыния. На эти страны приходится 99,8% всего экспорта плавучих средств.

8-е место

Картофель

Основной экспортер картофеля – наш ближайший сосед Узбекистан. В 2017 году из РК туда вывезли 269 474 тонн на общую сумму $35,56 млн. В самом Узбекистане в 2016 году сложилась ситуация, когда на внутреннем рынке картофель стоил дороже и стало выгоднее покупать его у Казахстана. Таджикистан и Туркмения вместе импортировали 1 109 тонн картофеля на общую сумму $0,09 млн.

7-е место

Удобрения минеральные или химические

Спросом пользовались удобрения, содержащие два или три питательных элемента: азот, фосфор и калий. 27,3% всего объема удобрений, экспортированных в 2017 году, пришлось на долю Китая, еще 26,33% отправлено в Украину и 15,56% – в Аргентину. В Казахстане рынок удобрений поделен между двумя организациями – АО «КазАзот» и ТОО «Казфосфат».

6-е место

Мясо рыбы

По рыбе в ТОП-10 попадает статья экспорта «Филе рыбное и прочее мясо рыбы (включая фарш), свежеохлажденные и мороженые». Общий объем экспорта составил $39,36 млн. Основным потребителем филе стала Литва, которая приобрела его у РК на сумму $12,48 млн. Что касается рыбного рынка страны, то он олигополен и представлен около 130 компаниями в этой отрасли, но не вся произведенная продукция может быть экспортирована из-за низких стандартов качества и высоких транспортных издержек.

За Литвой идут Нидерланды с долей в 19,17% и Германия – 16,51%.

5-е место

Ювелирные изделия

Пятерку лучших открывают предприятия, производящие на экспорт ювелирные изделия и их части из драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами. Хочется отдельно отметить долю Швейцарии как основного импортера этого товара – 99,98% ювелирных изделий отправляются именно туда. В 2017 году Швейцария приобрела у РК продукцию на сумму $41,41 млн.

4-е место

Сигары и сигареты

58,2% экспортируемой табачной продукции приходится на Монголию, общая сумма экспорта составляет $25,62 млн. Табачная промышленность Казахстана в основном представлена марками табачной продукции двух компаний.

3-е место

Масло подсолнечное, сафлоровое или хлопковое

В тройку лидеров вошло масло подсолнечное, сафлоровое или хлопковое, основным рынком сбыта продукции являются Китай и страны СНГ, главным образом Таджикистан и Узбекистан. На долю китайского соседа пришлось $21,97 млн, что составляет практически половину всего экспорта. Крупные производители масла в Казахстане сосредоточены в Восточно-Казахстанской, Туркестанской области и в городе Алматы.

2-е место

Овощи бобовые

На втором месте по объемам экспорта в денежном выражении стоят овощи бобовые: сушеные, лущеные, очищенные от семенной кожуры, колотые и неколотые. Как ни странно, Турция с ее развитым земледелием явилась основным импортером, за ней идут Афганистан и Иран. Такая сельхозпродукция, как зерно, морковь, лук и т. д. не рассматривалась, поскольку при экспорте не подвергается переработке.

1-е место

Мука

Самые большие объемы в экспорте несырьевых товаров приходятся на муку пшеничную и ржано-пшеничную. Всего за 2017 год Казахстан экспортировал муки на сумму $459,58 млн. Кстати, пять лет назад, по итогам 2012 года, лидером среди несырьевых товаров была все та же мука с объемами $599,34 млн. В анализируемом периоде в Казахстане на экспорт было произведено 2,2 млн из 4 млн тонн всей произведенной муки, с учетом того, что в стране работает около 250 мукомольных предприятий. Основным конкурентом на рынке по производству муки остается Узбекистан, который делает ее… из казахстанского зерна. При этом в 2017 году Узбекистан продавал на международном рынке свою муку на $22 за тонну дешевле, чем казахстанские производители.

Надо отметить, что в 2012 году в ТОП-10* несырьевых экспортных товаров входили почтовые марки, банкноты, акции и другие виды ценных бумаг. Эта группа занимала второе место по объему экспорта с цифрой в $466,92 млн. В десятку экспортных несырьевых товаров пять лет назад также входили летательные и космические аппараты – $194,94 млн, проволока медная – $100,25 млн, буксиры и судотолкачи – $75,94 млн, трубы и трубки прочие – $72,65 млн.

По данным КГД МФ РК, экспорт Казахстана за 8 месяцев 2018 года составил $35,17 млрд, увеличившись на 30% по сравнению с тем же периодом 2017 года. Импорт Казахстана за тот же период составил $12,42 млрд, увеличившись на 14% относительно аналогичного периода предыдущего года.

Топ 10 Экспорт_Монтажная область 1.jpg

*В рейтинге не использованы данные по экспорту-импорту ТОП-10 товаров со странами ЕАЭС
 


2329 просмотров

Какие новые направления перелетов стали доступны казахстанцам

Об авиакомпаниях и самих маршрутах

Фото: shutterstock/автор Denis Belitsky

На рынке авиаперевозок в Казахстане оживление. Создана отечественная бюджетная авиакомпания, новые иностранные организации получают аккредитацию и запускают свои маршруты.

По данным Комитета гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, за прошлый год отечественными авиакомпаниями было перевезено 7,9 млн человек и 21,9 тыс. тонны груза.

Регулярные пассажирские рейсы в стране совершают восемь отечественных авиакомпаний – Air Astana, SCAT, Bek Air, Qazaq Air, «Южное небо», «Жетысу», «Жезказган-Эйр» и новичок рынка Fly Arystan.

Fly Arystan – это низкобюджетная авиакомпания, парк которой состоит из двух самолетов Airbus 320-232 на 180 посадочных мест. Средний возраст самолетов шесть лет.

«К 2022 году планируется увеличение авиапарка как минимум на 15 воздушных судов, которые будут базироваться в разных городах республики», – сообщила пресс-служба авиакомпании «Курсиву».

Fly Arystan летает из Алматы в шесть городов Казахстана – в Нур-Султан (стоимость билетов от 6 999 тенге в один конец), Тараз (от 3 999 тенге), Караганды (от 5 999 тенге), Уральск (от 12 999 тенге), Павлодар (от 6 999 тенге), в Шымкент (от 4 999 тенге) и в обратном направлении.

По словам представителей лоукостера, в четвертом квартале 2019 года планируется расширение воздушного флота до четырех самолетов Airbus A-320 и расширение маршрутной сети не только внутри страны, но и выход на международные направления. В ближайшем будущем Fly Arystan планирует начать рейсы в Ташкент. Авиакомпания минимизирует расходы за счет классического подхода бюджетного перевозчика: билеты этой авиакомпании можно купить только онлайн, рейсы являются прямыми, техническое обслуживание самолета производится очень быстро – он практически не простаивает, пассажиры оплачивают отдельно провоз багажа более пяти килограммов (в зависимости от пакета) и питание на борту.

По данным Комитета гражданской авиации, в 2018 году казахстанскими авиаперевозчиками было открыто несколько новых маршрутов, в том числе Атырау – Франкфурт, Нур-Султан – Тюмень, Нур-Султан – Казань, Нур-Султан – Вильнюс, Нур-Султан – Челябинск, Нур-Султан – Краснодар, Нур-Султан – Томск, Нур-Султан – Сочи.

Зарубежные авиалинии

Новые международные направления появились в 2018 году за счет иностранных авиакомпаний. По информации Международного аэропорта Алматы, в апреле 2018 года в Казахстан зашла латвийская компания Air Baltic с маршрутом Рига – Алматы – Рига. Маршрут действовал только в период весенне-летней навигации, в этом году Air Baltic возобновила полеты по тому же маршруту, только с июня. Напомним, ранее латвийская авиакомпания уже присутствовала на казахстанском рынке и покинула его из-за низкого спроса на полеты. Цены на билеты Air Baltic начинаются от 159 евро в одном направлении.

В июне прошлого года на отечественный рынок зашла российская компания «Ангара», которая два раза в неделю соединяла два города России с Казахстаном (прямой рейс Красноярск – Алматы – Красноярск плюс рейс из Иркутска с пересадкой в Красноярске). «Ангара» отлетала по этому маршруту сезон весенне-летней навигации и решила закрыть данный рейс.

Еще один перевозчик из соседней страны – «Уральские авиалинии» – в декабре 2018 года получил разрешение на выполнение полетов по маршруту Жуковский (Москва) – Алматы – Жуковский. Рейс выполняется и сейчас, пять раз в неделю, с понедельника по пятницу на типе воздушного судна Аirbus 319/320/321.

В марте 2019 года, после двухгодичного перерыва, на рынок РК вернулась иранская Mahan Air, которая в 2017 году вынуждена была уйти из-за экономических трудностей. Компания летает по маршруту Тегеран – Алматы – Тегеран один раз в неделю. С июня этого года компания стала осуществлять не только пассажирские перевозки, но и грузовые, например мяса. Первая партия мяса составила пять тонн, сейчас его перевозит­ся вдвое больше, отметили в пресс-службе Международного аэропорта Алматы.

Азербайджанские авиалинии Azerbaijan Airlines (Azal) с весны текущего года летают по маршруту Баку – Алматы – Баку два раза в неделю. По словам руководителя управления маркетинга, коммерции и производства Azal Фуада Юсифова, новое направление авиаперевозчика стало весьма успешным, и с каждым новым рейсом наблюдается увеличение загрузки по обоим направлениям. Вылет из Баку осуществляется по вторникам и субботам, из Алматы – по средам и воскресеньям.

Совсем недавно, в июне 2019 года, прямые рейсы из Алматы в Салоники (Греция) начала авиакомпания Ellin Air. Airbus A319 греческой авиакомпании летает два раза в неделю. Время полета – примерно шесть часов.

Кроме того, российская «Ир Аэро» получила свидетельство об аккредитации в Казахстане для выполнения регулярных пассажирских перевозок по маршрутам Жуковский – Караганда – Жуковский, Жуковский – Кокшетау – Жуковский, Жуковский – Петропавловск – Жуковский и уже летает в эти три казахстанских города.

Кроме того, согласно данным Комитета гражданской авиации, в стране открыты новые авиамаршруты Москва – Кызылорда (авиакомпания «Аэрофлот»), Хельсинки – Нур-Султан (Finn Air).

В июне 2019 года был совершен один прямой рейс Новосибирск – Павлодар (авикомпанией S7 Airlines), поделились в аэропорту города Павлодара.

Об открытии летом новых рейсов в Казахстан заявляла и российская авиакомпания Nordwind Airlines – в мае этого года Комитетом гражданской авиации выдано свидетельство об аккредитации в стране этой российской авиакомпании.

Регулярный рейс должен был выполняться между Самарой и Алматы с частотой один раз в неделю в период весенне-летней навигации. Стоимость билетов должна была составлять примерно 60 тыс. тенге в зависимости от выбранного класса обслуживания. А в конце сентября компания собиралась открыть еще два направления из Алматы – в Москву и Сочи с пересадкой в Самаре.

Однако все эти планы так и остались нереализованными. В ответ на запрос «Курсива» в авиакомпании ответили, что «по данному направлению отменена полетная программа, в связи с чем рейсы отменены и не выполняются. Информация о возоб­новлении рейсов по данному направлению на данный момент отсутствует».

Также в 2019 году на местный рынок должны были зайти две индийские авиакомпании – Indi Go и Spiсe Jet из Алматы в Дели и обратно. Это крупные игроки, по итогам прошлого года компании занимали около 43% и 13% индийского рынка перевозок.

Spiсe Jet планировала первый рейс на 10 июня и собиралась летать между Алматы и столицей Индии шесть раз в неделю. Как сообщили в Международном аэропорту Алматы, договор между сторонами еще не подписан, но намерения есть.

В прошлом году на рынок перевозок, но уже грузовых, вернулась германская Luftgansa Cargo, которая уже летала в Алматы, но затем перенесла промежуточную посадку в Новосибирск. Lufthansa Cargo – грузовое подразделение авиакомпании Lufthansa с штаб-квартирой во Франкфурте.

В январе 2019 года первый грузовой рейс совершила Qatar Airways Cargo. Этот груз включал в себя лекарства, электронику и запчасти. Qatar Airways Cargo летает в Казахстан дважды в неделю. 

Крупнейший грузовой перевозчик Китая SF Airlines начал грузовое сообщение между Китаем и Казахстаном буквально несколько дней назад, 4 июля.

САМОЛЕТЫ копия.jpg

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является рекламой данных организаций.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

rouge_signature.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций