Перейти к основному содержанию

2980 просмотров

Лётный сезон: сколько заработали отечественные авиакомпании в 2017 году?

Внутренний рынок и экономика в определенной степени адаптировались к более низкому курсу тенге, что позитивно влияет на доходность авиакомпаний

Фото: Shutterstock

2017 год для казахстанских авиакомпаний ознаменовался улучшением доходности. Стабилизация нацвалюты, которую можно было наблюдать в прошлом году, и повышение покупательной способности населения положительно повлияли на рентабельность авиаперевозчиков. Так, в отличие от предыдущего периода, трем компаниям из семи удалось выйти в плюс.

По данным Комитета по статистике МНЭ РК, доходы авиаперевозчиков РК от перевозки пассажиров и грузов в 2017 году составили 295,58 млрд тенге. По сравнению с предыдущим годом компании заработали на 26,5% больше.

Популярность авиаперевозок в Казахстане увеличивается. Рост доходности предприятий был обеспечен за счет увеличения пассажирооборота на 29,9% и грузооборота на 24%. За прошлый год авиакомпании перевезли 7,35 млн человек, что на 22,4% больше, чем годом ранее. Ни один другой вид транспорта в стране не может похвастать схожими показателями роста. Но по объемам перевозок самолеты в РК пока значительно уступают другим видам транспорта. К примеру, поездами за прошлый год было перевезено 22,44 млн человек.

«Нацвалюта в 2017 году отличалась относительной стабильностью. Внутренний рынок и экономика в определенной степени адаптировались к более низкому курсу тенге. Был увеличен экспорт и повышена ликвидность экономики в целом, в связи с чем повысилась покупательная способность населения», – указывает генеральный директор АО «Эйр Астана» Питер Фостер.

Согласно данным, предоставленным Комитетом гражданской авиации МИР РК, в настоящее время в Казахстане действуют 52 авиакомпании, имеющие сертификат эксплуатанта, свидетельство на выполнение авиационных работ и свидетельство авиации общего назначения. Коммерческие перевозки осуществляют 20 авиакомпаний, из них регулярные перевозки – семь, чартерные рейсы – 10 и грузоперевозки – три компании. Преимущественно авиакомпании расположены в Алматы (12 компаний), один авиаперевозчик зарегистрирован в Астане и семь являются региональными.

Шесть авиакомпаний, осуществляющих коммерческие перевозки, не публикуют информацию о прибыли в открытых источниках, так как не являются акционерным обществом, в том числе бывшее АО «Air Almaty», которое в марте текущего года было преобразовано в ТОО «Sigma Airlines». Из оставшихся 14 компаний лишь семь показали в 2017 году положительный финансовый результат. Несмотря на это, совокупная чистая прибыль авиаперевозчиков, вошедших в рейтинг в прошлом году, достигла 12,02 млрд тенге против убытка в размере 19,83 млрд тенге в предыдущем году.

В основном вышеназванные цифры связаны с авиакомпанией «Эйр Астана». Так, за 2017 год крупнейший авиаперевозчик страны заработал в виде чистой прибыли 12,82 млрд тенге и возглавил рейтинг авиакомпаний Казахстана по чистой прибыли.

Впервые за три года снижения продаж, последовавшего за девальвацией казахстанского тенге в 2014-м и 2015 годах, выручка компании показала уверенный рост, отмечает топ-менеджмент «Эйр Астаны». Доход авиаперевозчика вырос на 24%, до $767,54 млн, операционная прибыль увеличилась на 67%, до $63,26 млн, а чистая маржа составила 5,1%.

Как отмечено в годовом отчете компании, стоимость авиабилетов, продаваемых в Казахстане на международные рейсы, теперь рассчитывается в долларах США и ежедневно корректируется с учетом колебаний обменного курса. Только тарифы на внутренние рейсы зафиксированы в тенге, поэтому эффект девальвации наблюдается в 30% выручки компании от продаж в тенге.

В предыдущем году «Эйр Астана» замыкала рейтинг с убытком в 12,83 млрд тенге, что было связано с необходимостью создания резерва в размере $52 млн на потери денежных депозитов в лишенных лицензии банках АО «Казинвестбанк» и АО «Delta Bank».

На второй позиции рейтинга оказалась авиакомпания SCAT. Согласно аудиторской отчетности акционерного общества, 2017 год компания завершила с прибылью 5,16 млрд тенге. Для сравнения, в 2016 году чистая прибыль предприятия была на уровне 522,41 млн тенге (рост почти в 10 раз), а в 2015 году авиаперевозчик и вовсе имел убыток.

Авиакомпания SCAT была основана в 1997 году пилотами-единомышленниками в городе Шымкент, на базе Чимкентского авиаотряда. Акционеры авиакомпании – Владимир Денисов (57% акций) и Владимир Сытник (43%). Авиакомпания осуществляет регулярные и чартерные рейсы на внутренних и международных авиамаршрутах.

Следом идет чартерная авиакомпания Kaz Air Jet. В 2017 году ей удалось заработать 2,12 млрд тенге. Стоит отметить, что в предыдущие несколько лет финансовый результат перевозчика был минусовым. В 2016 году убыток акционерного общества равнялся 413,33 млн тенге. Компания специализируется на частных полетах на самолете или вертолете для индивидуальных и групповых поездок. Акции принадлежат Равилю Кажгалиеву.

На четвертую позицию сместился лидер предыдущего рейтинга – авиакомпания «Евро-Азия Эйр». По итогам 2017 года она заработала 1,16 млрд тенге в виде чистой прибыли, что на 42,6% меньше, чем в предыдущем году (2,01 млрд тенге). Судя по финансовой отчетности компании, сокращение прибыли связано с меньшей выручкой предприятия при относительно стабильном уровне расходов. Так, выручка за 2017 год составила 15,79 млрд тенге против 19,43 млрд тенге в предыдущем году.

«Евро-Азия Эйр» – крупнейшая вертолетная авиакомпания в Казахстане. Она оказывает частные услуги по авиаперевозкам, а также выполняет полеты по развитию и разработке месторождений полезных ископаемых, обслуживанию нефтепроводов, газопроводов и линий электропередач. Компания была приватизирована в ноябре прошлого года ТОО «Sky Logisitcs Services». Сумма сделки составила 11,84 млрд тенге, при том, что ранее компания оценивалась в 15,60 млрд тенге.

«Евро-Азия Эйр» была на балансе АО НК «КазМунайГаз», которое выставило ее на продажу летом 2016 года. В том же году желание участвовать в тендере выявляла авиакомпания Тимура Кулебаева Prime Aviation, однако позже она отказалась от данного проекта.

В свою очередь Prime Aviation в 2017 году заработала 756,53 млн тенге, тем самым оказавшись на пятой позиции рейтинга авиакомпаний по прибыли. В предыдущем году авиаперевозчик был на 12-й позиции с убытком 474,68 млн тенге.

Молодая авиакомпания «Южное небо» отстояла шестую позицию рейтинга с размером прибыли в 2017 году в 19,96 млн тенге. По сравнению с предыдущим годом показатель увеличился почти в три раза. Выручка компании выросла на 87,6%. Предприятие является «дочкой» вышеуказанной авиакомпании SCAT. «Южное небо» входит в список авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы.

Еще одна авиакомпания смогла сгенерировать положительный финансовый результат и оказалась на седьмом месте. Jet Airlines за прошлый год заработала в виде чистой прибыли 18,32 млн тенге. В 2016 году показатель был на уровне 45,17 млн тенге, доходность компании сократилась на 59,5%. При этом валовая прибыль предприятия в 2017 году выросла по сравнению с предыдущем годом на 11,5%, однако возросшие административные расходы, которые достигают 91,7% от валовой прибыли общества, послужили сокращению доходности.

Компания Jet Airlines работает с декабря 2004 года, специализируется на бизнес-авиации и объединяет в своей деятельности функции управляющей авиакомпании и авиаброкера в сфере бизнес-авиации. На данный момент под управлением авиакомпании находится пять самолетов.

На восьмом месте рейтинге региональная авиакомпания, выполняющая регулярные рейсы, «Жезказган-Эйр». 2017 год она завершила с убытком в размере 9,23 млн тенге, в предыдущем году компания также имела отрицательный финансовый результат в 11,23 млн тенге. Согласно аудиторской отчетности, себестоимость услуг, предоставляемых компанией, составляет 96,8% от выручки, из чего с учетом административных расходов складывается отрицательный финансовый результат. В настоящее время авиакомпания принадлежит ТОО «Корпорация Казахмыс». АО в своем составе имеет филиал «Аэропорт Балхаш».

Девятую строчку рейтинга занял авиаперевозчик из Талдыкоргана – авиакомпания «Жетысу». Убыток предприятия за 2017 год составил 218,44 млн тенге. По сравнению с предыдущим годом результат особо не изменился, 2016 год компания завершила с убытком в размере 223,8 млн тенге. Авиакомпания выполняет регулярные рейсы из Астаны в Талдыкорган напрямую и через Ушарал. «Жетысу» числится на балансе акимата Алматинской области.

На десятой позиции рейтинга авиакомпания «Авиа-Жайнар» из Костаная. Ее расходы превысили доходы на 231,4 млн тенге. Себестоимость реализованных услуг предприятия оказалась выше выручки на 139,44 млн тенге. В предыдущем году компания была практически на точке безубыточности, ее прибыль в 2016 году составила 0,82 млн тенге. «Авиа-Жайнар» оказывает услуги чартерных пассажирских перевозок, авиационно-химических работ, авиапатрулирования линий электропередач, территорий, трубопроводов. Компания входит в состав ТОО «Иволга-Холдинг», проекты которого расположены как в Казахстане, так и в России. Владелец холдинга – отечественный олигарх Василий Розинов.

Одиннадцатое место заняла авиакомпания East Wing с убытком в 340,64 млн тенге за 2017 год. В предыдущем году компания имела прибыль в 1,05 млрд тенге. Рост прибыли обусловлен ощутимым сокращением выручки и повышением себестоимости услуг более чем в три раза.

Головной офис компании находится в городе Шымкент. Авиакомпания специализируется на медицинских рейсах. Ее основным заказчиком является Республиканский центр санитарной авиации Министерства здравоохранения РК. Кроме того, компания осуществляет авиационные работы, чартерные рейсы, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники. Флот East Wing состоит из самолетов Як-40 и Ан-28. Единственный акционер – Александр Кулеш.

На двенадцатом месте Bek Air, которая оказывается в минусе второй год подряд. В 2017 году компания показала отрицательный финансовый результат в размере 622,77 млн тенге, в предыдущем году убыток компании составил 709,59 млн тенге. При этом выручка авиаперевозчика показывает стабильный рост, однако расходы по реализации оказались больше доходов предприятия.

Bek Air была создана в 1999 году с целью выполнения VIP-рейсов, так называемых «business jet» перевозок. На сегодняшний день это первый в Казахстане lowcoster, осуществляющий внутренние и зарубежные регулярные авиаперевозки. Единственным владельцем компании является Сакен Жаркимбаев.

На тринадцатой позиции обосновалась вертолетная авиакомпания «Бурундай авиа» с убытком за 2017 год в размере 844,25 млн тенге. Стоит отметить, что 2016 год компания завершила с прибылью 398,2 млн тенге. Выручка в прошлом году сократилась почти вдвое по сравнению с предыдущим периодом, в то же время себестоимость услуг предприятия уменьшилась ненамного и почти перекрыла всю выручку компании.

«Бурундай авиа» зарегистрирована в отделе закупок Организации Объединенных Наций. Авиакомпания активно участвует в авиатранспортном обеспечении миротворческих миссий ООН. Начиная с 2006 года, она принимала участие в различных международных проектах.

Замыкает рейтинг еще один «народный» авиаперевозчик – Qazaq Air. Расходы предприятия в 2017 году превысили доход на 7,92 млрд тенге. Отрицательный финансовый результат в 9,14 млрд тенге наблюдался и в 2016 году.

«Убыток, отраженный в финансовой отчетности компании, вызван необходимостью создания и развития необходимой для нормального функционирования авиакомпании инфраструктуры», – отметили в Qazaq Air.

Авиакомпания является «дочкой» фонда «Самрук-Казына». По состоянию на текущую дату Qazaq Air выполняет регулярные рейсы по десяти направлениям внутри страны. В 2017 году компания перевезла на 31,4% больше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года. Коэффициент загрузки авиакомпании достиг 74%, что на шесть процентных пунктов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общее число пассажиров, воспользовавшихся услугами компании за все время ее существования, достигло 700 тыс. человек.

Всего, по данным Комитета гражданской авиации МИР РК, за 2017 год казахстанскими авиакомпаниями было выполнено 79 562 рейса, из них с задержкой 11 041 рейс. Регулярность составила 86,1%. Согласно статистике по задержкам рейсов по авиакомпаниям РК, в 2017 году самой пунктуальной авиакомпанией стала «Жезказган Эйр» – авиаперевозчиком за год было выполнено 104 рейса, из них с задержкой всего 1, регулярность – 99%. На втором месте с уровнем регулярности 96,3% оказалась авиакомпания «Жетысу» – выполнено 162 рейса, из них с задержкой 6. На третьем месте «Южное небо»: выполнено 1 480 рейсов, из них с задержкой 82 рейса. Регулярность рейсов авиакомпании – 94,4%. Далее по регулярности рейсов компании расположились следующим образом:

* Bek Air: 10 080 рейсов, с задержкой 642 рейса, регулярность – 93,6%;

* «Эйр Астана»: 43 862 рейса, с задержкой 6 367 рейсов, регулярность – 85,49%;

* SCAT: 19 236 рейсов, с задержкой 3002 рейса, регулярность – 84,4%;

* Qazaq Air: 4 638 рейсов, с задержкой 941 рейс, регулярность – 80%.

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.

Авиакомпании 2017-01 (1).jpg

1 просмотр

Как стать звездой в Казахстане и сколько на этом можно заработать

Именитые казахстанские звезды запрашивают за получасовую программу миллионы тенге

Фотоколлаж: Вадим Квятковский

Зарабатывать миллионы за выступление удается не всем звездам шоу-бизнеса. Получить признание слушателя не так-то просто и достаточно затратно. Только единицы могут самостоятельно оплатить все расходы, связанные с первым выходом на сцену и дальнейшим продвижением на эстраде.

В разных странах, в том числе и в Казахстане, для юношей и девушек, у которых нет денег, но есть талант, стартом становятся конкурсы песен. В Соединенных Штатах – это American Idol, в Великобритании – Pop Idol, в Российской Федерации – «Фабрика звезд», в Казахстане, по аналогии с Pop Idol – SuperStar.kz и X-фактор, The Voice of Kazakhstan.

Именно на таких конкурсах продюсеры и потенциальные инвесторы обычно замечают будущих звезд эстрады. На казахстанской эстраде также можно увидеть артистов, которые когда-то приглянулись продюсерам.

Продюсер Эрик Тастембеков заметил на проекте SuperStar.kz несколько молодых исполнителей, которые и сейчас работают на рынке. Речь идет об Айкыне Толепбергене и Макпал Исабековой.

Известный продюсер Алуа Конарова взяла под свое крыло группу RinGo. Ни один из участников этого казахстанского бойз-бенда не стал победителем конкурса SuperStar.kz или X-фактор, но, несмотря на это, они заняли свое место на эстраде.

После очередного сезона победителя конкурса Нуржана Керменбаева, больше известного под псевдонимом Капкарашка, финалистов проекта Рената Малцагова, Евгения Гартунга и Ерлана Алимова пригласили для работы в группе «Перцы». А Динара Коскельдиева, Жанар Хамитова, Анастасия Усова и Алтынай Сапаргалиева были объединены в группу China Town. Оба проекта просуществовали недолго, но многие из участников все еще связаны со сценой.

Кто такой продюсер и что он должен уметь делать?

Продюсер – это человек, который очень часто по совместительству является организатором, менеджером, маркетологом и инвестором проекта. Именно от него во многом зависит успех исполнителя.

По данным представителей hh.kz, в вакансиях на должность продюсера на их сайте прописано, что в основные обязанности продюсера входит подбор кадров – сольных исполнителей, хорео­графов, музыкантов, авторов слов и композиторов.

Следующей обязанностью является финансовое обеспечение (формируемое за счет спонсоров, продажи дисков и гастрольных туров) артиста и его команды, в том числе разработка детализированного бюджета и его контроль.

Продюсер ответственен за организацию съемок клипа, запись дисков, старт PR-компании, планирование выступлений и гастролей. Будущие костюмы и грим во время выступления тоже контролируются продюсерами.

Помимо перечисленных обязанностей, продюсер должен уметь организовать для своего подопечного концерт, гастроли, частные и корпоративные коммерческие мероприятия, участие в сборных концертах и госзаказах.

Также он должен участвовать в публичных мероприятиях, связанных с проектом, уметь привлечь информационных парт­неров и спонсоров и активно взаимодействовать с пресс-службами партнеров.

Основные требования к продюсеру на сайте hh.kz: опыт работы в шоу-бизнесе от трех лет, знание иностранных языков, креативный подход, коммуникабельность, личная ответственность, аналитические способности, знания в области маркетинга, PR, рекламы.

Сколько продюсерам приходится потратить

Для того, чтобы узнать о затратах продюсеров, «Курсив» обратился к нескольким продюсерам и продюсерским центрам с официальным запросом. Многие из них, ссылаясь на коммерческую тайну или чрезвычайную занятость, отказались отвечать на наши вопросы.

Но в одном из продюсерских центров города Алматы – KS Production, через который прошло немало ныне работающих артистов (рок-певица Асем, этно-фольклорный ансамбль «Туран», этно-джазовый дуэт ST Brothers, трио «Парнас»,
этно-трио «Тенгри», Меруерт Мус­рали), все же поделились своими средними расходами.

Первое и важное дело продюсера – это выбор подопечного и команды, с которой он будет работать. У хороших продюсеров – чутье на будущих звезд. Продюсеры нередко упоминают в СМИ, что исполнителю не обязательно иметь высшее или среднее музыкальное образование, чтобы стать популярным. Есть множество талантливых ребят без спецобразования.

После того, как продюсер выбрал подопечного, начинается работа над репертуаром – поиск и рассмотрение авторов текстов и музыки.

Как отметили представители KS Production, текст песни в среднем обходится продюсерскому центру в сумму от $200 до $500. Композитору за одну песню центр оплачивает от $500 до $1500.

После того, как исполнитель найден, а слова и музыка песни подготовлены, необходимо обратиться к услугам аранжировщика. Аранжировка – это изменение темпов, ритма и размеров музыкального произведения. Аранжировщик выбирает музыкальные инструменты и придумывает партии для них, находит сочетания тембров и правильную насыщенность звучания всей композиции. То есть работа аранжировщика заключается в переработке музыкального произведения.

Процесс записи песни – это еще не конец. После нужно еще провести сведение. Сведение – это этап создания фонограммы, заключающийся в отборе и редактировании исходных записанных треков, объединении их в единый проект и обработке эффектами.

Средние затраты продюсерского центра KS Production на запись, сведение и аранжировку составляют от $1 тыс. до $2 тыс.

Если продюсер решает, что необходимо снять видеоклип, то на него в среднем нужно будет потратить еще как минимум $5–10 тыс., верхняя ценовая планка зависит от идеи, концепции и даже режиссера клипа.

По данным украинской компании Сinema Friends Production, стоимость видеоклипа зависит от сложности идеи, количества локаций для съемки клипа, цены аренды съемочных павильонов, работы массовки и актеров, количества времени, затраченного командой на съемки и расходов на постпродакшн.

Специалисты продакш-компании отмечают, что за более чем 60 лет с момента бума в музыкальной индустрии подход к созданию клипов изменился. Режиссеры и исполнители не стесняются пафосных решений, массовок, ярких пейзажей и спецэффектов. Сейчас песня приобретает большее признание именно благодаря эффектному видеоклипу.

Помимо основных затрат на сам клип, есть еще дополнительные затраты, которые являются неотъемлемой частью съемочного процесса. Во-первых, это затраты на грим (макияж, укладка и т. д.). Стоимость таких услуг за один съемочный день составляет от $300 до $500. Во-вторых, это затраты на костюмы. Средние затраты KS Production по этой статье – от $500 до $3 тыс. Как рассказали в продюсерском центре, цена костюмов зависит, во-первых, от того, кто является дизайнером, и, во-вторых, от того, сколько образов будет в клипе.

Съемкой клипа для будущей звезды затраты продюсера не заканчиваются. Чтобы видеоклип увидели зрители, снова нужно заплатить, но уже телеканалам. Ротация на каналах по их прайс-листу, по данным того же продюсерского центра, обойдется в  $1–5 тыс. Цена зависит от количества дней и времени суток, когда клип будет в ротации.

После того, как артист уже записал несколько песен (обычно это 10–12 песен), продюсер начинает задумываться о записи альбома. На запись альбома в KS Production тратят в среднем $10–15 тыс.

Для всех рекламных постов и объявлений нужны будут профессионально отснятые фотографии. А стоит это недешево – от $1 тыс.

Исходя из озвученных данных, получается, что общие затраты продюсерского центра на одну песню с клипом составляют от $9500 до $23 500 (не включая запись альбома).

Еще один эксперт из шоу-бизнеса, сам уже состоявшийся артист, пожелавший остаться неизвестным, озвучил «Курсиву» свои минимальные затраты на одну песню. По данным собеседника издания, за слова к песне можно заплатить 50 тыс. тенге ($128 по курсу Национального банка), а за музыку к ней – 100 тыс. тенге ($257). Аранжировку, запись и сведение можно сделать за 320 тыс. тенге ($822).

«Съемка клипа, как минимум, будет стоить 2 млн тенге (от $5135)», – отметил представитель эстрады.

Как делят между собой доходы продюсер и артист

Практически все затраты в начале пути будущей звезды несет продюсер. И у него нет никаких гарантий, что его подопечный не провалится, а займет свое место в этом высококонкурентном бизнесе. Но в случае положительного результата и признания артиста продюсер останется в выигрыше.

Доходы, полученные начинающими артистами, как правило, делятся в таком соотношении: 80% продюсеру и 20% самому исполнителю. Если артист состоявшийся, то обычно это 50 на 50% или 60 на 40%, но есть и вариант «как договорятся».

звезда копия.png

 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций