Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1826 просмотров

Лётный сезон: сколько заработали отечественные авиакомпании в 2017 году?

Внутренний рынок и экономика в определенной степени адаптировались к более низкому курсу тенге, что позитивно влияет на доходность авиакомпаний

Фото: Shutterstock

2017 год для казахстанских авиакомпаний ознаменовался улучшением доходности. Стабилизация нацвалюты, которую можно было наблюдать в прошлом году, и повышение покупательной способности населения положительно повлияли на рентабельность авиаперевозчиков. Так, в отличие от предыдущего периода, трем компаниям из семи удалось выйти в плюс.

По данным Комитета по статистике МНЭ РК, доходы авиаперевозчиков РК от перевозки пассажиров и грузов в 2017 году составили 295,58 млрд тенге. По сравнению с предыдущим годом компании заработали на 26,5% больше.

Популярность авиаперевозок в Казахстане увеличивается. Рост доходности предприятий был обеспечен за счет увеличения пассажирооборота на 29,9% и грузооборота на 24%. За прошлый год авиакомпании перевезли 7,35 млн человек, что на 22,4% больше, чем годом ранее. Ни один другой вид транспорта в стране не может похвастать схожими показателями роста. Но по объемам перевозок самолеты в РК пока значительно уступают другим видам транспорта. К примеру, поездами за прошлый год было перевезено 22,44 млн человек.

«Нацвалюта в 2017 году отличалась относительной стабильностью. Внутренний рынок и экономика в определенной степени адаптировались к более низкому курсу тенге. Был увеличен экспорт и повышена ликвидность экономики в целом, в связи с чем повысилась покупательная способность населения», – указывает генеральный директор АО «Эйр Астана» Питер Фостер.

Согласно данным, предоставленным Комитетом гражданской авиации МИР РК, в настоящее время в Казахстане действуют 52 авиакомпании, имеющие сертификат эксплуатанта, свидетельство на выполнение авиационных работ и свидетельство авиации общего назначения. Коммерческие перевозки осуществляют 20 авиакомпаний, из них регулярные перевозки – семь, чартерные рейсы – 10 и грузоперевозки – три компании. Преимущественно авиакомпании расположены в Алматы (12 компаний), один авиаперевозчик зарегистрирован в Астане и семь являются региональными.

Шесть авиакомпаний, осуществляющих коммерческие перевозки, не публикуют информацию о прибыли в открытых источниках, так как не являются акционерным обществом, в том числе бывшее АО «Air Almaty», которое в марте текущего года было преобразовано в ТОО «Sigma Airlines». Из оставшихся 14 компаний лишь семь показали в 2017 году положительный финансовый результат. Несмотря на это, совокупная чистая прибыль авиаперевозчиков, вошедших в рейтинг в прошлом году, достигла 12,02 млрд тенге против убытка в размере 19,83 млрд тенге в предыдущем году.

В основном вышеназванные цифры связаны с авиакомпанией «Эйр Астана». Так, за 2017 год крупнейший авиаперевозчик страны заработал в виде чистой прибыли 12,82 млрд тенге и возглавил рейтинг авиакомпаний Казахстана по чистой прибыли.

Впервые за три года снижения продаж, последовавшего за девальвацией казахстанского тенге в 2014-м и 2015 годах, выручка компании показала уверенный рост, отмечает топ-менеджмент «Эйр Астаны». Доход авиаперевозчика вырос на 24%, до $767,54 млн, операционная прибыль увеличилась на 67%, до $63,26 млн, а чистая маржа составила 5,1%.

Как отмечено в годовом отчете компании, стоимость авиабилетов, продаваемых в Казахстане на международные рейсы, теперь рассчитывается в долларах США и ежедневно корректируется с учетом колебаний обменного курса. Только тарифы на внутренние рейсы зафиксированы в тенге, поэтому эффект девальвации наблюдается в 30% выручки компании от продаж в тенге.

В предыдущем году «Эйр Астана» замыкала рейтинг с убытком в 12,83 млрд тенге, что было связано с необходимостью создания резерва в размере $52 млн на потери денежных депозитов в лишенных лицензии банках АО «Казинвестбанк» и АО «Delta Bank».

На второй позиции рейтинга оказалась авиакомпания SCAT. Согласно аудиторской отчетности акционерного общества, 2017 год компания завершила с прибылью 5,16 млрд тенге. Для сравнения, в 2016 году чистая прибыль предприятия была на уровне 522,41 млн тенге (рост почти в 10 раз), а в 2015 году авиаперевозчик и вовсе имел убыток.

Авиакомпания SCAT была основана в 1997 году пилотами-единомышленниками в городе Шымкент, на базе Чимкентского авиаотряда. Акционеры авиакомпании – Владимир Денисов (57% акций) и Владимир Сытник (43%). Авиакомпания осуществляет регулярные и чартерные рейсы на внутренних и международных авиамаршрутах.

Следом идет чартерная авиакомпания Kaz Air Jet. В 2017 году ей удалось заработать 2,12 млрд тенге. Стоит отметить, что в предыдущие несколько лет финансовый результат перевозчика был минусовым. В 2016 году убыток акционерного общества равнялся 413,33 млн тенге. Компания специализируется на частных полетах на самолете или вертолете для индивидуальных и групповых поездок. Акции принадлежат Равилю Кажгалиеву.

На четвертую позицию сместился лидер предыдущего рейтинга – авиакомпания «Евро-Азия Эйр». По итогам 2017 года она заработала 1,16 млрд тенге в виде чистой прибыли, что на 42,6% меньше, чем в предыдущем году (2,01 млрд тенге). Судя по финансовой отчетности компании, сокращение прибыли связано с меньшей выручкой предприятия при относительно стабильном уровне расходов. Так, выручка за 2017 год составила 15,79 млрд тенге против 19,43 млрд тенге в предыдущем году.

«Евро-Азия Эйр» – крупнейшая вертолетная авиакомпания в Казахстане. Она оказывает частные услуги по авиаперевозкам, а также выполняет полеты по развитию и разработке месторождений полезных ископаемых, обслуживанию нефтепроводов, газопроводов и линий электропередач. Компания была приватизирована в ноябре прошлого года ТОО «Sky Logisitcs Services». Сумма сделки составила 11,84 млрд тенге, при том, что ранее компания оценивалась в 15,60 млрд тенге.

«Евро-Азия Эйр» была на балансе АО НК «КазМунайГаз», которое выставило ее на продажу летом 2016 года. В том же году желание участвовать в тендере выявляла авиакомпания Тимура Кулебаева Prime Aviation, однако позже она отказалась от данного проекта.

В свою очередь Prime Aviation в 2017 году заработала 756,53 млн тенге, тем самым оказавшись на пятой позиции рейтинга авиакомпаний по прибыли. В предыдущем году авиаперевозчик был на 12-й позиции с убытком 474,68 млн тенге.

Молодая авиакомпания «Южное небо» отстояла шестую позицию рейтинга с размером прибыли в 2017 году в 19,96 млн тенге. По сравнению с предыдущим годом показатель увеличился почти в три раза. Выручка компании выросла на 87,6%. Предприятие является «дочкой» вышеуказанной авиакомпании SCAT. «Южное небо» входит в список авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы.

Еще одна авиакомпания смогла сгенерировать положительный финансовый результат и оказалась на седьмом месте. Jet Airlines за прошлый год заработала в виде чистой прибыли 18,32 млн тенге. В 2016 году показатель был на уровне 45,17 млн тенге, доходность компании сократилась на 59,5%. При этом валовая прибыль предприятия в 2017 году выросла по сравнению с предыдущем годом на 11,5%, однако возросшие административные расходы, которые достигают 91,7% от валовой прибыли общества, послужили сокращению доходности.

Компания Jet Airlines работает с декабря 2004 года, специализируется на бизнес-авиации и объединяет в своей деятельности функции управляющей авиакомпании и авиаброкера в сфере бизнес-авиации. На данный момент под управлением авиакомпании находится пять самолетов.

На восьмом месте рейтинге региональная авиакомпания, выполняющая регулярные рейсы, «Жезказган-Эйр». 2017 год она завершила с убытком в размере 9,23 млн тенге, в предыдущем году компания также имела отрицательный финансовый результат в 11,23 млн тенге. Согласно аудиторской отчетности, себестоимость услуг, предоставляемых компанией, составляет 96,8% от выручки, из чего с учетом административных расходов складывается отрицательный финансовый результат. В настоящее время авиакомпания принадлежит ТОО «Корпорация Казахмыс». АО в своем составе имеет филиал «Аэропорт Балхаш».

Девятую строчку рейтинга занял авиаперевозчик из Талдыкоргана – авиакомпания «Жетысу». Убыток предприятия за 2017 год составил 218,44 млн тенге. По сравнению с предыдущим годом результат особо не изменился, 2016 год компания завершила с убытком в размере 223,8 млн тенге. Авиакомпания выполняет регулярные рейсы из Астаны в Талдыкорган напрямую и через Ушарал. «Жетысу» числится на балансе акимата Алматинской области.

На десятой позиции рейтинга авиакомпания «Авиа-Жайнар» из Костаная. Ее расходы превысили доходы на 231,4 млн тенге. Себестоимость реализованных услуг предприятия оказалась выше выручки на 139,44 млн тенге. В предыдущем году компания была практически на точке безубыточности, ее прибыль в 2016 году составила 0,82 млн тенге. «Авиа-Жайнар» оказывает услуги чартерных пассажирских перевозок, авиационно-химических работ, авиапатрулирования линий электропередач, территорий, трубопроводов. Компания входит в состав ТОО «Иволга-Холдинг», проекты которого расположены как в Казахстане, так и в России. Владелец холдинга – отечественный олигарх Василий Розинов.

Одиннадцатое место заняла авиакомпания East Wing с убытком в 340,64 млн тенге за 2017 год. В предыдущем году компания имела прибыль в 1,05 млрд тенге. Рост прибыли обусловлен ощутимым сокращением выручки и повышением себестоимости услуг более чем в три раза.

Головной офис компании находится в городе Шымкент. Авиакомпания специализируется на медицинских рейсах. Ее основным заказчиком является Республиканский центр санитарной авиации Министерства здравоохранения РК. Кроме того, компания осуществляет авиационные работы, чартерные рейсы, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники. Флот East Wing состоит из самолетов Як-40 и Ан-28. Единственный акционер – Александр Кулеш.

На двенадцатом месте Bek Air, которая оказывается в минусе второй год подряд. В 2017 году компания показала отрицательный финансовый результат в размере 622,77 млн тенге, в предыдущем году убыток компании составил 709,59 млн тенге. При этом выручка авиаперевозчика показывает стабильный рост, однако расходы по реализации оказались больше доходов предприятия.

Bek Air была создана в 1999 году с целью выполнения VIP-рейсов, так называемых «business jet» перевозок. На сегодняшний день это первый в Казахстане lowcoster, осуществляющий внутренние и зарубежные регулярные авиаперевозки. Единственным владельцем компании является Сакен Жаркимбаев.

На тринадцатой позиции обосновалась вертолетная авиакомпания «Бурундай авиа» с убытком за 2017 год в размере 844,25 млн тенге. Стоит отметить, что 2016 год компания завершила с прибылью 398,2 млн тенге. Выручка в прошлом году сократилась почти вдвое по сравнению с предыдущим периодом, в то же время себестоимость услуг предприятия уменьшилась ненамного и почти перекрыла всю выручку компании.

«Бурундай авиа» зарегистрирована в отделе закупок Организации Объединенных Наций. Авиакомпания активно участвует в авиатранспортном обеспечении миротворческих миссий ООН. Начиная с 2006 года, она принимала участие в различных международных проектах.

Замыкает рейтинг еще один «народный» авиаперевозчик – Qazaq Air. Расходы предприятия в 2017 году превысили доход на 7,92 млрд тенге. Отрицательный финансовый результат в 9,14 млрд тенге наблюдался и в 2016 году.

«Убыток, отраженный в финансовой отчетности компании, вызван необходимостью создания и развития необходимой для нормального функционирования авиакомпании инфраструктуры», – отметили в Qazaq Air.

Авиакомпания является «дочкой» фонда «Самрук-Казына». По состоянию на текущую дату Qazaq Air выполняет регулярные рейсы по десяти направлениям внутри страны. В 2017 году компания перевезла на 31,4% больше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года. Коэффициент загрузки авиакомпании достиг 74%, что на шесть процентных пунктов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общее число пассажиров, воспользовавшихся услугами компании за все время ее существования, достигло 700 тыс. человек.

Всего, по данным Комитета гражданской авиации МИР РК, за 2017 год казахстанскими авиакомпаниями было выполнено 79 562 рейса, из них с задержкой 11 041 рейс. Регулярность составила 86,1%. Согласно статистике по задержкам рейсов по авиакомпаниям РК, в 2017 году самой пунктуальной авиакомпанией стала «Жезказган Эйр» – авиаперевозчиком за год было выполнено 104 рейса, из них с задержкой всего 1, регулярность – 99%. На втором месте с уровнем регулярности 96,3% оказалась авиакомпания «Жетысу» – выполнено 162 рейса, из них с задержкой 6. На третьем месте «Южное небо»: выполнено 1 480 рейсов, из них с задержкой 82 рейса. Регулярность рейсов авиакомпании – 94,4%. Далее по регулярности рейсов компании расположились следующим образом:

* Bek Air: 10 080 рейсов, с задержкой 642 рейса, регулярность – 93,6%;

* «Эйр Астана»: 43 862 рейса, с задержкой 6 367 рейсов, регулярность – 85,49%;

* SCAT: 19 236 рейсов, с задержкой 3002 рейса, регулярность – 84,4%;

* Qazaq Air: 4 638 рейсов, с задержкой 941 рейс, регулярность – 80%.

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.

Авиакомпании 2017-01 (1).jpg


2011 просмотров

Как получить место в детском саду в Казахстане?

Kursiv Research выяснил, что нужно сделать для того, чтобы попасть в детское дошкольное учреждение

Фото: Shutterstock/weedezign

Большинство казахстанских семей с детьми сталкиваются с проблемой выбора детского сада, а главное – поступления в него. А сколько же дошкольных организаций работало в Казахстане в 2018 году, хватает ли мест для всех желающих и как получить место в детском саду, все это вы можете узнать в исследовании Курсив.

Молодые мамы в Казахстане часто выходят на работу уже через месяц-два после рождения ребенка. Зачастую это вынужденное решение, обусловленное нехваткой денег. Торопятся из декрета и те, кто строит карьеру, боясь потерять свою должность или хорошую заработную плату.

Повезло семьям, которым могут помочь бабушки и дедушки. Если они готовы присмотреть за ребенком, когда родители находятся на работе, – проблема решена. Остальным приходится искать нянь или частные детские сады, куда можно отдать детей с очень раннего возраста. Для тех, у кого нет денег на дорогие детсады, в стране существуют государственные дошкольные учреждения. Детей в них принимают с двух лет, а оплата является приемлемой. Многие родители уверены: государственные садики проверяют чаще, чем частные – а значит, и порядка в них больше.

В Казахстане в 2018 году работало 10,3 тыс. детских дошкольных организаций (ДДО), в том числе 6,6 тыс. – в государственной собственности и 3,7 тыс. – в частной. Количество ДДО увеличилось по сравнению с 2000 годом в 9,5 раз – с 1,1 тыс. единиц, тогда 923 из них были в государственной, 162 – в частной и четыре – в иностранной собственности.

Больше всего таких организаций в прошлом году было зарегистрировано в Туркестанской области – почти 1,4 тыс., за ней следует Алматинская область с 1,1 тыс. учреждениями. Далее стоит отметить Восточно-Казахстанскую область, в которой функционировало 790 ДДО. Меньше всего их было в городе Астана (ныне Нур-Султан) – 377 единиц, в Атырауской и Мангистауской областях – 325 и 273 организации соответственно.

За 18 лет заметно выросло количество мест в дошкольных учреждениях – с 158,2 тыс. до 832,1 тыс., что составило увеличение в 5,2 раза.

В 6,6 раз выросла численность детей в данных организациях. Так, в прошлом году 880,9 тыс. маленьких казахстанцев посещали детские учреждения, тогда как еще в 2000-м их было всего 133,2 тыс. человек.

Особым показателем дошкольного образования в стране может послужить обеспеченность детей местами в детских садах, которая рассчитывается как количество детей, приходящееся на 100 мест в организации. В ушедшем году наиболее обеспечен местами в ДДО был юг страны, в частности – Шымкент и Кызылординская область. В них показатели обеспеченности составляли 90,8 и 90,9 на 100 мест соответственно. Немного уступает Алматинская область, где на аналогичное количество мест претендовало 98 детей. Средняя же обеспеченность по стране достигала показателя 105,9 желающих на 100 мест. 

Что касается числа педагогических работников сферы дошкольного образования, то за 18 лет оно выросло почти прямо пропорционально численности детей в ДДО. Если в 2000 году было 14,9 тыс. человек педперсонала, то цифра прошлого года – 94,8 тыс. педагогов. Количество же всех фактически задействованных в этой сфере достигло 180,8 тыс. человек.

По данным Комстата страны, заработная плата сотрудников дошкольного образования все еще остается низкой. В 2018 году их средняя зарплата по Казахстану составляла 63,5 тыс. тенге, что меньше среднереспубликанского уровня в 2,6 раза. Напомним, что среднестатистическая зарплата в РК в тот период равнялась 162,3 тыс. тенге.

С 1 июня 2019 года в Казахстане планируют поднять заработную плату работников сферы образования, а значит и сотрудников дошкольных организаций: воспитателей и их помощников. Для примера – сейчас в городе заработная плата воспитателя, имеющего два-три года стажа, составляет 55,9 тыс. тенге. После повышения в июне она должна увеличиться до 70,9 тыс. тенге. На селе такой же воспитатель получает немного больше – примерно 69,8 тыс. тенге, и после повышения плата за его труд составит 88,6 тыс. тенге.

Но даже с учетом повышения зарплаты она достигнет в среднем только около 80–90 тыс. тенге, что не соответствует той ответственности, которую работники дошкольных организаций несут ежедневно.

Стоит также отметить, что за 18 лет рождаемость в стране выросла на 79% – с 222,1 тыс. до 397,8 тыс. человек, что даст свой корреляционный эффект уже в ближайшее время и вызовет еще большую потребность в детских садах.

Как поставить ребенка в очередь в детский сад и получить место?

Автор weedezign1_0.jpg

В 2017 году в Казахстане начались активные работы по автоматизации процесса формирования и функционирования очереди и выдачи направлений в детские дошкольные организации. Эти действия направлены на противодействие коррупции при распределении свободных мест.

Сейчас многие молодые родители при рождении малыша сразу ставят его в очередь в детский сад, так как знают: получить желаемое место не так-то просто.

У каждого казахстанца есть возможность поставить ребенка в очередь при условии, что ему нет семи лет. Сделать это можно через портал электронного правительства egov.kz и через специально созданные порталы (в Алматы – это open-almaty.kz, в Нур-Султане – e.astana.kz, в Акмолинской области – akmola.kz, в Караганде – garden.kargoo.gov.kz и т. д.). Если все же у человека нет возможности воспользоваться электронной услугой, то можно сходить в ЦОН.

Для того, чтобы воспользоваться услугой в электронном виде, родителям или их законным представителям необходимо прежде всего получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) в Центре обслуживания населения (ЦОН). Далее нужно зайти на соответствующий сайт. В нашем случае мы рассмотрим Алматы и портал open-almaty.kz. В других городах система работает аналогично.

Итак, если вы являетесь родителем или его законным представителем, при первом посещении open-almaty.kz вам нужно зарегистрироваться на портале и привязать ИИН ребенка к своим данным на сайте, после чего можно подать заявление на постановку на очередь в детские сады.

Отметим, что в новой системе в дальнейшем можно без труда редактировать как персональные данные заявителя, так и данные ребенка. Хотя до создания open-almaty.kz возможности что-либо изменять в ваших данных и в информации о ребенке не было. А в случае, если изменения были необходимы, нужно было снова вставать в очередь, теряя предыдущее место. Также на open-almaty.kz можно снимать заявление с очереди, получать направление в государственную и частную дошкольную организацию.

Сейчас в стране очередь на получение направления в детский сад формируется в единую очередь отдельно по каждому региону и привязана к году рождения ребенка, указанному в поданном родителями заявлении. Напомним также, что раньше очередь шла только в выбранный сад, при этом в случае огромных очередей в него существовала большая вероятность остаться без места.

При начале набора первыми места в детские сады получают те, кто имеет определенные льготы. К льготникам в стране относятся дети военнослужащих и первоочередники, то есть дети, законные представители которых являются инвалидами либо дети-сироты или оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных семей, а также дети с особыми образовательными потребностями. Данные льготы должны быть подтверждены соответствующими документами.

В случае, если родители, у которых были льготы, или те, чья очередь подошла, не выбрали детский сад и не получили направление в течение трех рабочих дней, то их место будет доступно всем очередникам этого возраста. Заявитель же, не выбравший сад, остается в очереди.

Сейчас при распределении мест в электронном формате на портале работают правила «Кто успел, тот и съел» и «Кто информирован, тот и вооружен». Так, если льготники и те, к кому подошла очередь, как мы уже упоминали выше, не выбрали детский сад, или просто по каким-то обстоятельствам к моменту подхода своей очереди передумали отдавать ребенка в сад, то все остальные заявители вне зависимости от своей очередности могут выбрать свободные места, которые есть в конкретный период.

После того, как вы выбрали детский сад, вам нужно с полученным направлением прийти в дошкольное учреждение в течение пяти рабочих дней, а сотрудникам учреждения необходимо отметить ваш приход на электронном портале. Если заявитель не сделает этого, то направление будет аннулировано и ребенок будет направлен в стоп-лист на срок 10 рабочих дней – в это время возможность получения направления будет заблокирована. После того, как ее разблокируют, родители могут получить направление только при наличии свободных мест в дошкольных организациях.

В целом новая система позволяет получить место в детском саду без взносов и подарков – главное, заранее поставить ребенка в очередь, быть информированным о сроках комплектации групп и бдительно караулить освободившиеся места на портале.

Какие затраты вас ждут?

Автор Ana Blazic Pavlovic.jpg

Сейчас в государственных детских садах Казахстана родители оплачивают 100% затрат на питание, бесплатное питание предоставляется только детям с ограниченными возможностями.

Средняя цена дня нахождения в детсаду в марте 2019 года в Казахстане составляла 812 тенге. За месяц среднестатистическим казахстанцам, при условии 20 рабочих дней, нужно заплатить за нахождение своего малыша в саду 16 240 тенге.

Самая дорогая стоимость одного дня в детском учреждении в Нур-Султане (ранее Астана) и Алматы. Так, в Нур-Султане цена за один день в садике составляла 1940 тенге, в Алматы – 1686 тенге.

В Актау эта сумма заметно ниже – 1042 тенге, а в Шымкенте – 986 тенге.

Самыми недорогими услугами дошкольных организаций могут похвастаться жители Кызылорды, Тараза и Туркестана: стоимость дня в детсаду в Кызылорде – 608 тенге, в Таразе – 518 тенге и в Туркестане – 325 тенге.

Еще три года назад родители-алматинцы должны были оплачивать порядка 33 720 тенге в месяц за каждого ребенка, посещающего детсад. Но с февраля 2016 года алматинцам снизили месячную стоимость оплаты почти в два раза – и на тот момент средняя оплата должна была составлять не более 15 тыс. тенге и учитывала только затраты на питание ребенка.

В целом стоимость посещения детского сада в Казахстане можно назвать приемлемой, но количество ДДО и мест в них все же оставляет желать лучшего.ДС_Монтажная область 1.jpg

Фото в тексте: Shutterstock

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Более 7 млн
тенге
получит из бюджета каждый кандидат в президенты РК на агитацию

Цитата дня

Сегодня я выступаю перед вами не в качестве президента страны: ради интересов страны и народа я принял непростое, но продуманное решение о прекращении своих президентских полномочий… Вся моя работа будет заключена в том, чтобы поддержать деятельность нового президента и обеспечить транзит в спокойной обстановке и продолжать ту работу, которую мы начали

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank