Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


1411 просмотров

Лётный сезон: сколько заработали отечественные авиакомпании в 2017 году?

Внутренний рынок и экономика в определенной степени адаптировались к более низкому курсу тенге, что позитивно влияет на доходность авиакомпаний

Фото: Shutterstock

2017 год для казахстанских авиакомпаний ознаменовался улучшением доходности. Стабилизация нацвалюты, которую можно было наблюдать в прошлом году, и повышение покупательной способности населения положительно повлияли на рентабельность авиаперевозчиков. Так, в отличие от предыдущего периода, трем компаниям из семи удалось выйти в плюс.

По данным Комитета по статистике МНЭ РК, доходы авиаперевозчиков РК от перевозки пассажиров и грузов в 2017 году составили 295,58 млрд тенге. По сравнению с предыдущим годом компании заработали на 26,5% больше.

Популярность авиаперевозок в Казахстане увеличивается. Рост доходности предприятий был обеспечен за счет увеличения пассажирооборота на 29,9% и грузооборота на 24%. За прошлый год авиакомпании перевезли 7,35 млн человек, что на 22,4% больше, чем годом ранее. Ни один другой вид транспорта в стране не может похвастать схожими показателями роста. Но по объемам перевозок самолеты в РК пока значительно уступают другим видам транспорта. К примеру, поездами за прошлый год было перевезено 22,44 млн человек.

«Нацвалюта в 2017 году отличалась относительной стабильностью. Внутренний рынок и экономика в определенной степени адаптировались к более низкому курсу тенге. Был увеличен экспорт и повышена ликвидность экономики в целом, в связи с чем повысилась покупательная способность населения», – указывает генеральный директор АО «Эйр Астана» Питер Фостер.

Согласно данным, предоставленным Комитетом гражданской авиации МИР РК, в настоящее время в Казахстане действуют 52 авиакомпании, имеющие сертификат эксплуатанта, свидетельство на выполнение авиационных работ и свидетельство авиации общего назначения. Коммерческие перевозки осуществляют 20 авиакомпаний, из них регулярные перевозки – семь, чартерные рейсы – 10 и грузоперевозки – три компании. Преимущественно авиакомпании расположены в Алматы (12 компаний), один авиаперевозчик зарегистрирован в Астане и семь являются региональными.

Шесть авиакомпаний, осуществляющих коммерческие перевозки, не публикуют информацию о прибыли в открытых источниках, так как не являются акционерным обществом, в том числе бывшее АО «Air Almaty», которое в марте текущего года было преобразовано в ТОО «Sigma Airlines». Из оставшихся 14 компаний лишь семь показали в 2017 году положительный финансовый результат. Несмотря на это, совокупная чистая прибыль авиаперевозчиков, вошедших в рейтинг в прошлом году, достигла 12,02 млрд тенге против убытка в размере 19,83 млрд тенге в предыдущем году.

В основном вышеназванные цифры связаны с авиакомпанией «Эйр Астана». Так, за 2017 год крупнейший авиаперевозчик страны заработал в виде чистой прибыли 12,82 млрд тенге и возглавил рейтинг авиакомпаний Казахстана по чистой прибыли.

Впервые за три года снижения продаж, последовавшего за девальвацией казахстанского тенге в 2014-м и 2015 годах, выручка компании показала уверенный рост, отмечает топ-менеджмент «Эйр Астаны». Доход авиаперевозчика вырос на 24%, до $767,54 млн, операционная прибыль увеличилась на 67%, до $63,26 млн, а чистая маржа составила 5,1%.

Как отмечено в годовом отчете компании, стоимость авиабилетов, продаваемых в Казахстане на международные рейсы, теперь рассчитывается в долларах США и ежедневно корректируется с учетом колебаний обменного курса. Только тарифы на внутренние рейсы зафиксированы в тенге, поэтому эффект девальвации наблюдается в 30% выручки компании от продаж в тенге.

В предыдущем году «Эйр Астана» замыкала рейтинг с убытком в 12,83 млрд тенге, что было связано с необходимостью создания резерва в размере $52 млн на потери денежных депозитов в лишенных лицензии банках АО «Казинвестбанк» и АО «Delta Bank».

На второй позиции рейтинга оказалась авиакомпания SCAT. Согласно аудиторской отчетности акционерного общества, 2017 год компания завершила с прибылью 5,16 млрд тенге. Для сравнения, в 2016 году чистая прибыль предприятия была на уровне 522,41 млн тенге (рост почти в 10 раз), а в 2015 году авиаперевозчик и вовсе имел убыток.

Авиакомпания SCAT была основана в 1997 году пилотами-единомышленниками в городе Шымкент, на базе Чимкентского авиаотряда. Акционеры авиакомпании – Владимир Денисов (57% акций) и Владимир Сытник (43%). Авиакомпания осуществляет регулярные и чартерные рейсы на внутренних и международных авиамаршрутах.

Следом идет чартерная авиакомпания Kaz Air Jet. В 2017 году ей удалось заработать 2,12 млрд тенге. Стоит отметить, что в предыдущие несколько лет финансовый результат перевозчика был минусовым. В 2016 году убыток акционерного общества равнялся 413,33 млн тенге. Компания специализируется на частных полетах на самолете или вертолете для индивидуальных и групповых поездок. Акции принадлежат Равилю Кажгалиеву.

На четвертую позицию сместился лидер предыдущего рейтинга – авиакомпания «Евро-Азия Эйр». По итогам 2017 года она заработала 1,16 млрд тенге в виде чистой прибыли, что на 42,6% меньше, чем в предыдущем году (2,01 млрд тенге). Судя по финансовой отчетности компании, сокращение прибыли связано с меньшей выручкой предприятия при относительно стабильном уровне расходов. Так, выручка за 2017 год составила 15,79 млрд тенге против 19,43 млрд тенге в предыдущем году.

«Евро-Азия Эйр» – крупнейшая вертолетная авиакомпания в Казахстане. Она оказывает частные услуги по авиаперевозкам, а также выполняет полеты по развитию и разработке месторождений полезных ископаемых, обслуживанию нефтепроводов, газопроводов и линий электропередач. Компания была приватизирована в ноябре прошлого года ТОО «Sky Logisitcs Services». Сумма сделки составила 11,84 млрд тенге, при том, что ранее компания оценивалась в 15,60 млрд тенге.

«Евро-Азия Эйр» была на балансе АО НК «КазМунайГаз», которое выставило ее на продажу летом 2016 года. В том же году желание участвовать в тендере выявляла авиакомпания Тимура Кулебаева Prime Aviation, однако позже она отказалась от данного проекта.

В свою очередь Prime Aviation в 2017 году заработала 756,53 млн тенге, тем самым оказавшись на пятой позиции рейтинга авиакомпаний по прибыли. В предыдущем году авиаперевозчик был на 12-й позиции с убытком 474,68 млн тенге.

Молодая авиакомпания «Южное небо» отстояла шестую позицию рейтинга с размером прибыли в 2017 году в 19,96 млн тенге. По сравнению с предыдущим годом показатель увеличился почти в три раза. Выручка компании выросла на 87,6%. Предприятие является «дочкой» вышеуказанной авиакомпании SCAT. «Южное небо» входит в список авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы.

Еще одна авиакомпания смогла сгенерировать положительный финансовый результат и оказалась на седьмом месте. Jet Airlines за прошлый год заработала в виде чистой прибыли 18,32 млн тенге. В 2016 году показатель был на уровне 45,17 млн тенге, доходность компании сократилась на 59,5%. При этом валовая прибыль предприятия в 2017 году выросла по сравнению с предыдущем годом на 11,5%, однако возросшие административные расходы, которые достигают 91,7% от валовой прибыли общества, послужили сокращению доходности.

Компания Jet Airlines работает с декабря 2004 года, специализируется на бизнес-авиации и объединяет в своей деятельности функции управляющей авиакомпании и авиаброкера в сфере бизнес-авиации. На данный момент под управлением авиакомпании находится пять самолетов.

На восьмом месте рейтинге региональная авиакомпания, выполняющая регулярные рейсы, «Жезказган-Эйр». 2017 год она завершила с убытком в размере 9,23 млн тенге, в предыдущем году компания также имела отрицательный финансовый результат в 11,23 млн тенге. Согласно аудиторской отчетности, себестоимость услуг, предоставляемых компанией, составляет 96,8% от выручки, из чего с учетом административных расходов складывается отрицательный финансовый результат. В настоящее время авиакомпания принадлежит ТОО «Корпорация Казахмыс». АО в своем составе имеет филиал «Аэропорт Балхаш».

Девятую строчку рейтинга занял авиаперевозчик из Талдыкоргана – авиакомпания «Жетысу». Убыток предприятия за 2017 год составил 218,44 млн тенге. По сравнению с предыдущим годом результат особо не изменился, 2016 год компания завершила с убытком в размере 223,8 млн тенге. Авиакомпания выполняет регулярные рейсы из Астаны в Талдыкорган напрямую и через Ушарал. «Жетысу» числится на балансе акимата Алматинской области.

На десятой позиции рейтинга авиакомпания «Авиа-Жайнар» из Костаная. Ее расходы превысили доходы на 231,4 млн тенге. Себестоимость реализованных услуг предприятия оказалась выше выручки на 139,44 млн тенге. В предыдущем году компания была практически на точке безубыточности, ее прибыль в 2016 году составила 0,82 млн тенге. «Авиа-Жайнар» оказывает услуги чартерных пассажирских перевозок, авиационно-химических работ, авиапатрулирования линий электропередач, территорий, трубопроводов. Компания входит в состав ТОО «Иволга-Холдинг», проекты которого расположены как в Казахстане, так и в России. Владелец холдинга – отечественный олигарх Василий Розинов.

Одиннадцатое место заняла авиакомпания East Wing с убытком в 340,64 млн тенге за 2017 год. В предыдущем году компания имела прибыль в 1,05 млрд тенге. Рост прибыли обусловлен ощутимым сокращением выручки и повышением себестоимости услуг более чем в три раза.

Головной офис компании находится в городе Шымкент. Авиакомпания специализируется на медицинских рейсах. Ее основным заказчиком является Республиканский центр санитарной авиации Министерства здравоохранения РК. Кроме того, компания осуществляет авиационные работы, чартерные рейсы, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники. Флот East Wing состоит из самолетов Як-40 и Ан-28. Единственный акционер – Александр Кулеш.

На двенадцатом месте Bek Air, которая оказывается в минусе второй год подряд. В 2017 году компания показала отрицательный финансовый результат в размере 622,77 млн тенге, в предыдущем году убыток компании составил 709,59 млн тенге. При этом выручка авиаперевозчика показывает стабильный рост, однако расходы по реализации оказались больше доходов предприятия.

Bek Air была создана в 1999 году с целью выполнения VIP-рейсов, так называемых «business jet» перевозок. На сегодняшний день это первый в Казахстане lowcoster, осуществляющий внутренние и зарубежные регулярные авиаперевозки. Единственным владельцем компании является Сакен Жаркимбаев.

На тринадцатой позиции обосновалась вертолетная авиакомпания «Бурундай авиа» с убытком за 2017 год в размере 844,25 млн тенге. Стоит отметить, что 2016 год компания завершила с прибылью 398,2 млн тенге. Выручка в прошлом году сократилась почти вдвое по сравнению с предыдущим периодом, в то же время себестоимость услуг предприятия уменьшилась ненамного и почти перекрыла всю выручку компании.

«Бурундай авиа» зарегистрирована в отделе закупок Организации Объединенных Наций. Авиакомпания активно участвует в авиатранспортном обеспечении миротворческих миссий ООН. Начиная с 2006 года, она принимала участие в различных международных проектах.

Замыкает рейтинг еще один «народный» авиаперевозчик – Qazaq Air. Расходы предприятия в 2017 году превысили доход на 7,92 млрд тенге. Отрицательный финансовый результат в 9,14 млрд тенге наблюдался и в 2016 году.

«Убыток, отраженный в финансовой отчетности компании, вызван необходимостью создания и развития необходимой для нормального функционирования авиакомпании инфраструктуры», – отметили в Qazaq Air.

Авиакомпания является «дочкой» фонда «Самрук-Казына». По состоянию на текущую дату Qazaq Air выполняет регулярные рейсы по десяти направлениям внутри страны. В 2017 году компания перевезла на 31,4% больше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года. Коэффициент загрузки авиакомпании достиг 74%, что на шесть процентных пунктов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общее число пассажиров, воспользовавшихся услугами компании за все время ее существования, достигло 700 тыс. человек.

Всего, по данным Комитета гражданской авиации МИР РК, за 2017 год казахстанскими авиакомпаниями было выполнено 79 562 рейса, из них с задержкой 11 041 рейс. Регулярность составила 86,1%. Согласно статистике по задержкам рейсов по авиакомпаниям РК, в 2017 году самой пунктуальной авиакомпанией стала «Жезказган Эйр» – авиаперевозчиком за год было выполнено 104 рейса, из них с задержкой всего 1, регулярность – 99%. На втором месте с уровнем регулярности 96,3% оказалась авиакомпания «Жетысу» – выполнено 162 рейса, из них с задержкой 6. На третьем месте «Южное небо»: выполнено 1 480 рейсов, из них с задержкой 82 рейса. Регулярность рейсов авиакомпании – 94,4%. Далее по регулярности рейсов компании расположились следующим образом:

* Bek Air: 10 080 рейсов, с задержкой 642 рейса, регулярность – 93,6%;

* «Эйр Астана»: 43 862 рейса, с задержкой 6 367 рейсов, регулярность – 85,49%;

* SCAT: 19 236 рейсов, с задержкой 3002 рейса, регулярность – 84,4%;

* Qazaq Air: 4 638 рейсов, с задержкой 941 рейс, регулярность – 80%.

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.

Авиакомпании 2017-01 (1).jpg


1 просмотр

Как работает цветочный бизнес в Казахстане?

О тонкостях бизнеса, ценообразовании и многом другом узнал Kursiv Research

Фото: Shutterstock

В канун Международного женского дня спрос на цветы возрастает в несколько раз, а наценка на популярный праздничный товар позволяет владельцам цветочных магазинов получить хорошие доходы. Kursiv Research решил выяснить, какие цветы пользуются спросом среди казахстанцев, откуда их привозят, кто устанавливает цены и каковы тонкости цветочного бизнеса по-казахстански.

В Казахстан ежегодно завозятся крупные партии цветов из разных точек мира. В 2018 году было импортировано свежих срезанных цветов и некоторых луковичных цветов, в том числе тюльпанов и нарциссов, на сумму $38,9 млн. Розы являются лидерами по доле импорта (63%). Так, в прошлом году их было куплено на $24,5 млн. Помимо роз, в структуре импорта выделились хризантемы (13,3%), гвоздики (3,1%), некоторые луковичные цветы (2,5%), лилии (1,2%), орхидеи (0,8%) и прочие свежие и окрашенные цветы (15,9%).

Основной объем цветов в Казахстан импортируется из Нидерландов, Эквадора, Колумбии, Кении и Италии. К примеру, из Эквадора было завезено почти 82% всех роз, из Нидерландов – около 76% всех хризантем и 67% тюльпанов.

Отметим, что цветы из Нидерландов – это не всегда товар голландского происхождения. Весь мир везет свои цветы на аукционы в эту страну, где купить их намного легче. Так, орхидеи произрастают в Юго-Восточной Азии, а покупают их фирмы на голландских аукционах.

Экспорт же отечественных цветов на зарубежные рынки в денежном выражении составил $12,3 млн, что почти в 3,2 раза меньше импорта.

Основной страной, которая покупает цветы, выращенные в Казахстане, является Россия. На ее долю приходится более 99% всего экспорта срезанных и некоторых луковичных цветов и менее 1% приходится на Армению и Кыргызстан.

Предпочтения казахстанцев

Автор freya-photographer_0.jpg

Излюбленными цветами казахстанцев на сегодня все еще остаются розы, которые являются монополистами на рынке.

По словам директора оптово-розничной цветочной компании Henry Bonnar Виктора Хана, доля роз занимает на отечественном рынке не менее 40%, тогда как в мировой практике – всего 30%. Процент завозимых роз в Henry Bonnar в денежном выражении составляет около 40–45% в общем объеме импорта цветов, экзотических цветов – 30–35%, оформительской зелени – 10–15% и комнатных растений – 10–15%. Розы в компании импортируют в основном из Эквадора (50–60%), Колумбии (30–35%) и Кении (10–15%). 80% экзотических цветов покупаются в Голландии, 10% – в Израиле, в основном это оформительская зелень, 5% – в Италии и Франции.

«Местные производители цветов пользуются небольшим спросом, на отечественном рынке закупаются только 5%, в частности, только розы», – поделился Виктор Хан.

Схожего мнения придерживается и владелец интернет-магазина цветов FlorAmie Амина Сержанова, она считает розы фаворитом на рынке, но выделяет тенденцию, когда в стране становится все больше людей, которые стали интересоваться экзотикой. Например, необычными гвоздиками – не красными, а цветными, а также амариллисами, ранункулюсами, анемонами.

Виктор Хан отмечает, что в последнее время казахстанский рынок медленно, но качественно переходит к мировой практике продаж модных сортов цветов, и ставит акцент на флористике, к примеру, спросом стали пользоваться пионы, гортензии, тюльпаны и даже комнатные растения.

Так, например, в весенний период продажа тюльпанов бьет все рекорды. У соотечественников особая любовь к этим цветам весны. Прелесть их в том, что они практически не дорожают на праздники. Объемы спроса покрываются возможностью массового производства в периоде. Также растет спрос на цветущие комнатные растения.

Наибольшим спросом цветы пользуются на 8 марта, 14 февраля, 1 сентября, День учителя. В последнее время люди стали покупать букеты на Новый год и Наурыз.

Директор FlorAmie отметила, что спрос на рынке стал более разнообразным, в связи с этим и расширяется ассортимент предложения. «Поставщики понимают, что нужно привозить цветы более необычные. Для оптовиков это значительно облегчает задачу предложить клиенту большой выбор», – поделилась владелец интернет-магазина цветов.

По личному опыту экспертов, которым они поделились с «Курсивом», в территориальном разрезе городами-лидерами по ассортименту, среднему чеку и пониманию флористики являются Алматы и Астана. К тройке лидеров по потреблению относятся Атырау, Караганда, Шымкент. Самыми сложными, в частности дорогими и со скудным ассортиментом, являются Актау, Жезказган, Балхаш.

Основатель и собственник компании Zakazbuketov.kz Айжан Танатарова отметила, что сейчас алматинцы отходят от букетов из длинных роз, к примеру, из 101 или 51 розы, и большее предпочтение отдают миниатюрным редким цветам, предпочитают композиции в красивой дорогой оберточной бумаге, тогда как в других городах розы все еще остаются в приоритете. В целом по стране долю роз на рынке в последние годы эксперт оценивает в 60%, а остальные 40% принадлежат другим цветам.

Ценообразование на рынке

Автор Bildagentur Zoonar GmbH.jpg

Цены в преддверии Международного женского дня растут уже за несколько недель до праздника. Традиционно цены на любой товар формируются из его себестоимости и затрат. По словам директора Henry Bonnar, в B2B (от компании к компании или от оптовых представителей к розничным предпринимателям) цена формируется из себестоимости и 10–20% наценки.

Себестоимость товара включает в себя затраты на его закуп, транспортировку и таможенные налоги. 

Как утверждают представители цветочного бизнеса, цена закупа в компаниях составляет порядка 30–40% всей себестоимости. На нее могут повлиять локальные праздники тех стран, откуда завозятся цветы, например, это может быть День матери или День святого Валентина на западе, или 8 марта в постсоветских странах. В праздники наблюдается рост цен на цветы во всем мире и, соответственно, товар закупается уже по более высокой цене.

Следующие 30% в себестоимости занимает транспортировка, так как многие крупные компании перевозят товар достаточно дорогим транспортом – самолетами, тем самым увеличивая затраты.

Оставшаяся доля отводится таможенным налогам, таким как НДС на импорт и таможенные сборы.

Так, например, себестоимость голландских роз (80 см) составляет 550 тенге за штуку, для B2B сектора цена оптовиков будет уже 600–620 тенге, а в розницу эти же цветы будут стоить порядка 900 тенге.

Эксперты цветочного рынка также заметили, что наценка в целом зависит еще и от сорта цветка, его срока годности. К примеру, на скоропортящиеся товары такая наценка будет в разы выше, поделился Виктор Хан.

 По словам представителей Zakazbuketov.kz, в наценку к себестоимости товара обычно входят затраты на оплату работы персонала отделов логистики, флористики, курьерской службы, маркетинга, продаж и другие. Маржа в среднем составляет 10–15%.

По словам экспертов из Henry Bonnar, наценки в ритейле могут колебаться от 50 до 120%. Но на ту же самую розу наценка меньше ввиду большой конкуренции (собрать букет роз может каждый), а на произведения искусства может составлять до 125%. Например, в вышеназванной компании работает действующий чемпион по флористике 2018 года, и ее букеты люди покупают с наценкой до 150%. В данном случае нет правил наценки, флорист сам устанавливает цену своего букета, но с таким сложным продуктом наценка должна быть от 70–80%, поделился руководитель компании.

Подводные камни

В цветочном бизнесе есть несколько рисков, к примеру, связанных с транспортировкой или с покупательской способностью клиентов. Для новых участников рынка большие риски представляют отсутствие постоянных клиентов и большой объем продукции, закупаемой в первые месяцы работы на рынке, который может быть не реализован и принести убыток предпринимателю.

По словам руководителя FlorAmie Амины Сержановой, в офлайн-продажах рисков больше, чем в онлайн-продажах. «Если ваши цветы не купили сегодня, то нужно подумать о том, как их сохранить и быстрее продать», – рассказала владелец интернет-магазина. То есть, существует риск потери дохода из-за отсутствия спроса на цветы. В онлайн же продажах такой риск ниже, так как цветы покупаются по предварительному заказу, но доход при таком методе продаж, соответственно, меньше.

Директор Henry Bonnar отметил, что основными рисками в бизнесе могут быть большие потери на логистике продукта, к примеру, «голландские» розы в основном летят из Латинской Америки с перегрузом в Европе, и каждая седьмая поставка имеет проблемы.

Бывают также сложности с транспортировкой комнатных растений автотранспортом в силу больших объемов груза. Так, срок доставки составляет от 7–10 дней. В зимний период закрываются трассы, что может стать риском для владельца бизнеса.

Чтобы обезопасить себя, компании анализируют статистику прошлых лет, общий спрос, но, стоит отметить, что прогнозировать риски в бизнесе очень тяжело. Так, в последнее время люди тратят на покупку цветов меньше средств, чем три-четыре года назад, отметила эксперт Zakazbuketov.kz.

Продажи онлайн и офлайн

Сейчас очень многие люди, особенно молодые, покупают цветы в интернете. Онлайн-продажи в условиях отсутствия времени, занятости на работе или на учебе, имеют ряд преимуществ перед офлайн-продажами. В числе основных, во-первых, возможность сэкономить время на дорогу за цветами, во-вторых, сокращение расстояния. Так, например, можно сделать заказы в другие города нашей страны и России, а также в дальнее зарубежье, где проживают граждане Казахстана и бывшие наши соотечественники – Лондон, Дубай, Ванкувер, Сеул, Пекин. Директор одной из цветочных компаний особо отметил Германию, куда произошла этническая эмиграция немцев из Казахстана.

Еще один плюс – возможность сделать подарок инкогнито.

Интернет-площадки предоставляют покупателю возможность купить цветы более цивилизованным способом, нежели на базаре, а также поменять их, если ему привезли некачественный товар, отметили представители онлайн-магазинов.

По мнению владелицы FlorAmie, способ покупки через Сеть более популярен. «Заказчик не тратит время на то, чтобы поехать купить цветы и самому подарить. Доставка удобнее», – отметила она.

В онлайне хорошие дни – вторник, четверг, пятница, когда большинство людей физически не могут выехать за цветами.

По мнению Виктора Хана, е-коммерц занимает сейчас не более 25%, данный сегмент растет в год на 10–15% и, скорее всего, в ближайшие три-пять лет займет долю до 50%. На сегодняшний день офлайн-продажи имеют большую долю рынка, отметил эксперт.

Основной объем продаж офлайну делают покупатели, которые семьей или группой приезжают в магазин, чтобы приобрести цветы на мероприятие. Поэтому пятница и суббота – самые лучшие дни для продаж, как и понедельник, когда поздравляют коллег после выходных.

Преимущество офлайна в том, что клиент всеми чувствами может оценить свежесть и красоту цветов, флористики, чем не может похвастаться онлайн, нет технологии, которая способна это передать, тем самым онлайн ограничен в подаче продукта. И это порождает недобросовестных игроков рынка, считает директор Henry Bonnar.

О местных производителях

Автор ND700.jpg

Опрошенные нами оптово-розничные компании признались, что в своей работе они по большей части используют продукцию, завезенную извне.

Основными регионами, где активно выращивают цветы стали Павлодарская (7,6 млн цветов, +22,4% за год), Акмолинская (7,1 млн цветов, +16% за год) и Алматинская (4 млн цветов, −31% за год) области.

Главными казахстанскими поставщиками оптово-розничных цветочных компаний являются тепличный комплекс «Кунарлы» (Акмолинская область близ Астаны), а также теплицы в поселках Отеген батыр (ГРЭС) и Узынагаш (Алматинская область).

Тепличный комплекс по выращиванию голландских роз «Кунарлы» находится в городе Степногорск и работает с 2006 года. Компания обеспечивает цветами все регионы Казахстана и ближайшие города России.

Еще один тепличный комплекс по выращиванию роз сорта Red Naomi построен в 2015 году в городе Экибастуз. Площадь теплицы составляет порядка 50 тыс. квадратных метров. Изначально там планировалось выращивать 7 млн роз ежегодно.

За прошедший год казахстанские предприятия собрали на 2,2% меньше цветов, чем в 2017 году, так общий сбор по республике составил 23,8 млн цветов.

Выращиванием цветов в стране занимаются сельскохозяйственные предприятия (68%) и хозяйства населения (более 30%).  Доля же индивидуальных предпринимателей (ИП), крестьянских и фермерских хозяйств сократилась за год с 5,3% до 1,6%.

Снижение производства у ИП и крестьянских хозяйств было причиной общего снижения сбора цветов по стране в прошедшем году.

В денежном выражении в 2017 году выращивание цветов снизилось на 14,4% до 6,6 млрд тенге. В целом, цветочный рынок очень нестабильный, например, в 2016 году был зафиксирован рост на 7,1% за год, а в 2015 году — снижение на 5,8%.

Если сравнить цены одной из теплиц в Алматинской области, то местные розы высотой в 70 см стоили около 250 тенге, такие же цветы, привезенные из других стран, – почти в два раза дороже. Следует отметить, что такие цены были за две недели до Международного женского дня.

«Нам бы очень хотелось реализовывать цветы местного производства, так как есть масса преимуществ: срок жизни (представьте розу, которая даже самолетом прилетает к нам через пять-шесть дней после срезки), национальные предпочтения, быстрая доставка, нет таможенных платежей, но проблемы тепличных комбинатов (в Казахстане не более 20 га закрытого грунта промышленных теплиц), агрономии (отсутствие специалистов в отрасли), селекции (нет сортов цветов, специально выведенных для нашего региона) и энергозатрат, не дают возможности закупать цветы на местном рынке», – поделился директор оптово-розничной компании Виктор Хан.

Однако эксперт отметил, что в последние три года идет значительное сокращение рейсов грузовых авиакомпаний, что приводит к повышению тарифов на перевозку. Соответственно, все это отражается на покупателе и, возможно, цветы местного производства в скором времени будут иметь на рынке больший спрос.

Цветы (5).jpg

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

В Казахстане недавно обновился кабинет министров во главе с премьер-министром. Как Вы считаете, на какие проблемы нужно обратить внимание новому правительству прежде всего?

Варианты

Цифра дня

29
лет
возглавлял Казахстан Нурсултан Назарбаев

Цитата дня

Как президент Казахстана я принял решение о сложении полномочий...

нурсултан назарбаев
Президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank