Ритейл жив: Обзор розничной торговли в Казахстане

Kursiv Research подготовил обзор отечественного рынка розничной торговли и определил крупнейших ритейлеров на сегодняшний день

Ритейл жив: Обзор розничной торговли в Казахстане

Ритейл жив: Обзор розничной торговли в Казахстане

Современный ритейл давно вышел из рамок традиционной розничной торговли, мировые производители постепенно отходят от формата магазинной коммерции. В Казахстане же, несмотря на некоторый качественный рост, базарная торговля продолжает процветать. Kursiv Research подготовил обзор отечественного рынка розничной торговли и определил крупнейших ритейлеров на сегодняшний день.

Характеристика розничной торговли в РК

В развитых странах розничная торговля в знакомом нам формате постепенно перестает существовать. Ритейлеры массово закрывают магазины из-за спада продаж и сокращения количества покупателей. Так, по данным американского аналитического новостного портала Business Insider, за 2017 год в США было закрыто более 6 тыс. точек розничной торговли различных сетей.

В Казахстане традиционный ритейл и не думает сдавать позиции. По данным КС МНЭ РК, объем розничной торговли в Казахстане в 2017 году достиг 8 847,13 млрд тенге. По сравнению с 2016 годом показатель вырос на 26,3%, тогда как в предыдущие три года его рост не превышал 13%.

Почти треть всего объема розничной торговли республики в 2017 году пришлась на Алматы (27,9%), 11,7% – на Астану и 9,4% – на Восточно-Казахстанскую область. При этом наибольший рост показателя за год наблюдался в Астане – 12,2%, тогда как в Кызылординской области объем продаж увеличился всего на 0,3%.

В среднем, в 2016 году розничная торговля на душу населения в Казахстане составила 448,13 тыс. тенге. Больше всех любят шопинг алматинцы, здесь на одного человека приходится покупок на 1,27 млн тенге в год или на 105,81 тыс. тенге в месяц. Жители столицы тратят в год 989,6 тыс. тенге, высокий уровень объема розницы на душу населения и в Актюбинской области – 591,21 тыс. тенге.

Меньше всех тратят в Южно-Казахстанской области, здесь на одного человека приходится всего 143,26 тыс. тенге покупок в год. В тройку самых экономичных попали жители Жамбылской и Алматинской области, здесь за год в магазинах и рынках оставляют 218,84 тыс. тенге и 198,54 тыс. тенге на человека соответственно.

Казахстанцы любят покупать одежду, за 2016 год в Казахстане на гардероб было потрачено 573,8 млрд тенге, или 7,2% от всего объема розницы. Далее в списке покупок казахстанцев числятся напитки, в том числе алкогольные, на которые было потрачено 387,2 млрд тенге. В пятерку наиболее покупаемых казахстанцами товаров так же вошли мясо и мясные продукты, строительные материалы и легковые авто из салона.

Базарная торговля

Сегодня почти половина всего объема розничной торговли приходится на рынки и базары. В 2017 году объем реализации товаров индивидуальными предпринимателями, в том числе торгующими на рынках, достиг 4 003,88 млрд тенге, что соответствует 45,3% совокупного объема торгов. При этом, судя по статистике последних пяти лет, доля частников в совокупном объеме торгов и не думает сокращаться. В сельской местности доля ИП в рознице достигает 70%.

31,2% розничной торговли в Казахстане – это малые предприятия, другими словами, магазины у дома, 7,8% – средние торговые компании. И лишь 15,7% коммерции приходится на крупные торговые сети.

Ритейл – такой же бизнес, как и все остальные. Поэтому он подвержен влиянию все тех же макроэкономических показателей, которые оказывают влияние на всю экономику страны, говорит директор управляющей компании ТРЦ «Asia Park» города Астана Арман Маханов.

«К сожалению, на сегодняшний день вынужден констатировать тот факт, что платежеспособный спрос в Казахстане снизился в разы. Теперь ритейлу приходится бороться за внимание и удовлетворять предпочтения обедневшего покупателя рыночными методами, конкурируя и подстраиваясь под изменения в структуре спроса. На первый план выходит вопрос стоимости продукта. Соответственно, потребитель смещается в сторону предложений с наименьшей конечной стоимостью. Сегодня такую могут предложить как раз базары, рынки, в том числе стихийные, а также игроки ритейла, исповедующие веру в формат с низкой конечной стоимостью продукта, такие как дискаунтеры», – указывает эксперт.

При этом он считает, что, как и у всякой медали, здесь есть две стороны. Одна условно хорошая, другая – плохая. С одной стороны, граждане, которых государство не обеспечило работой, сами себя ею обеспечили. Как минимум они не ушли в сторону криминала, что уже есть хорошо, отзывается эксперт в пользу частников.

С другой стороны, отсутствие контроля и регулирования со стороны государства не позволяет в достаточной степени обеспечить поступления в доходную часть бюджета. Значительная масса денег вращается вне правового поля, что только негативно влияет на экономику. И когда общество и государство сможет избавиться от этого недуга, можно будет говорить о потенциале роста не только ритейла, но и всей отрасли в целом, отмечает Арман Маханов.

В разрезе регионов «базарный» ритейл процветает в ВКО, Кызылординской и Акмолинской областях, где доля розничных продаж индивидуальными предпринимателями, в том числе торгующими на рынках, в совокупном объеме торгов в 2017 году составила 74,4%, 71,2% и 66,1% соответственно.

В ЮКО, городе Алматы и в Атырауской области предпочитают крупные и средние торговые предприятия, в данных регионах торговые центры обеспечивают около 30% всей розницы.

Всего в Казахстане к концу 2016 года было зарегистрировано 129,26 тыс. торговых предприятий и индивидуальных предприятий, общая торговая площадь по стране составила 13 млн квадратных метров.

Стоит отметить, что объем торговых площадей частников, в том числе рынков, превышает площади торгующих предприятий в три раза (по данным 2016 года). 91,4% всех торговых площадей в Акмолинской области – это частные магазины, рынки и базары. Аналогичная ситуация в Костанайской и Жамбылской областях, здесь частники занимают 88,2% и 87,9% торговых площадей соответственно. Высокая доля магазинов современных стандартов зафиксирована лишь в Алматы и Астане, где 59,2% и 54,2% торговых площадей числится за компаниями.

В Казахстане сравнительно низкая плотность торговых площадей ‒ 0,73 кв. метра на человека, из которых 0,55 кв. метра – это малые магазины и рынки. К примеру, в США на человека приходится чуть больше двух квадратных метров торговых площадей современного формата.

Крупнейшие ритейлеры

Основные проблемы ритейла Казахстана связаны с тем, что у нас очень мало профессиональных игроков, считает коммерческий директор ГК «ARCADA» Эльза Розенталь: «С одной стороны, к нам пришли далеко не все сети, которые хотя бы работают на уровне России (в том числе локальные российские сети, западные, арабские и т. д.). Далеко не все мировые бренды представлены у нас на рынке. С другой стороны, среди местных компаний, как сетевых, так и имеющих один или два магазина, очень мало профессионалов с точки зрения ритейла. Это основная проблема, и это влияет на развитие торговой недвижимости».

По словам эксперта, рынок ритейла испытывает дефицит в профессиональных арендаторах, при этом существующие площадки в последние два года находились в застойном состоянии и начали развиваться либо разрабатывать планы развития только в последние несколько месяцев.

Торговые компании в Казахстане не предоставляют данные о выручке и прибыли, так как не являются публичными, поэтому единственным критерием оценки масштабов торговых предприятий остается объем налоговых выплат. Kursiv Research составил рейтинг ритейлеров Казахстана, в который вошли крупнейшие сети гипермаркетов с широким ассортиментом товаров.

Magnum Cash & Carry – гигант казахстанского ритейла, за 2017 год выплатил государству 4,93 млрд тенге, что почти в два раза превышает показатель последующего в рейтинге предприятия.

Компания была основана более десяти лет назад в городе Алматы, сегодня функционирует уже 33 торговых комплекса компании в семи городах Казахстана в форматах Magnum Cash & Carry и «Magnum ATAK». Количество рабочих торговой компании на сегодня составляет около 8 тыс. человек, общее количество покупателей сети превышает 100 тыс. человек в день. Крупнейшим владельцем и руководителем розничной сети является известный бизнесмен Александр Гарбер.

Второй по объему налоговых выплат ритейлер – оптово-розничная сеть «Анвар». За 2017 год компания пополнила казну на 2,65 млрд тенге, относительно предыдущего года показатель подрос на 12,7%. История предприятия берет свое начало в 1993 году в Западном Казахстане. Сегодня компания имеет 33,5 тыс. квадратных метров торговых площадей в семи регионах Казахстана. Согласно данным электронного правительства, основателем и одним из владельцев компании является Талгат Салфиков, по совместительству депутат от Уилского избирательного округа №27 в Актюбинском областном маслихате.

«Скиф Трейд» с торговыми марками Small и Skif discount на сегодня самая распространенная розничная сеть в Казахстане. Совокупные налоговые отчисления ТОО «Скиф Трейд» и ТОО «Скиф Сауда» за прошлый год составили 2,11 млрд тенге. Розничная сеть, основанная в 1994 году, на данный момент насчитывает 55 супермаркетов в 15 городах страны. В основу сети заложены несколько форматов: «магазин у дома» и «супермаркет», «дискаунтер» и «оптомаркет». Штатная численность компании насчитывает свыше 3 500 сотрудников, включая работников производства. Руководителем компании является Андрей Доровских, который так же числится в учредителях товарищества.

На четвертом месте с объемом налоговых выплат 1,72 млрд тенге за 2017 год идет ТОО «МЕТРО Кэш энд Керри». Компания представляет собой подразделение концерна «МЕТРО Групп» – международной оптово-розничной торговой компании из 690 магазинов в 29 странах, основанной в 1964 году в ФРГ немецким и швейцарским предпринимателем Отто Байсхаймом. Первый магазин METRO в Казахстане был открыт в конце 2009 года в Астане. Сегодня торговые центры сети расположены в семи городах по всему Казахстану. Согласно данным компании, доля казахстанских товаров (как собственного производства, так и импортированных казахскими компаниями) в совокупном ассортименте магазинов составляет не менее 90% от всего объема закупок.

882,27 млн тенге выплатило государству в виде налогов и иных платежей ТОО «Лучшее решение» за прошедший год. Предприятие представляет торговую сеть «Дина», основанную в 1999 году в Актобе. Сегодня 17 магазинов сети различного формата расположены в трех городах Западного Казахстана. Единственный участник товарищества – предприниматель Кабиев Асхат, который также является депутатом от избирательного округа №9 города Актобе.

Налоговые выплаты сети супермаркетов «Арзан» в 2017 году достигли 518,61 млн тенге, что на 17,3% превышает результат предыдущего года. «Арзан» позиционирует себя как оптово-розничную сеть лоукост-сегмена. Представляет ритейлера ТОО «Оптовый клуб». В 2007 году был открыт первый оптомаркет в городе Усть-Каменогорск, сегодня магазины сети можно найти еще в Алматы и Таразе. Согласно официальным данным, конечный владельц сети «Арзан» – Гульнар Нурпеисова.

Некогда крупнейший ритейлер Казахстана – сеть супермаркетов «Рамстор», основанная еще 1999 году, оказалась на шестом месте по объему налоговых выплат, в 2017 году ТОО «Рамстор Казахстан» пополнило казну на 509,23 млн тенге, что на 55,3% меньше, чем годом ранее. Торговая компания принадлежит совместному турецко-английскому предприятию Migros Ticaret A. S. Магазины и торговые центры сети расположены в Турции и Македонии. В Казахстане компания представлена 12 супермаркетами, тремя супермаркетами формата «экспресс», одним супермаркетом премиум-класса, двумя интернет-магазинами и МФК «Ramstore All in» в городах Алматы и Астана.

ТОО «АлмаСтор» было основано в 2011 году, компания представляет ТРК «АДК» с собственным гипермаркетом A-Store в городе Алматы и с 2013 года в Усть-Каменогорске. За 2017 год налоговые и иные выплаты товарищества составили 469,14 млрд тенге. Штат компании сегодня насчитывает 150 человек. Владельцем бизнеса по официальным данным является Николай Чукреев.

Наибольший рост налоговых выплат среди предприятий рейтинга демонстрирует ТОО «Гермес-трейд», которое представляет сеть супермаркетов «Реалист». За прошлый год объем налоговых выплат ритейлера составил 333,74 млрд тенге против 157,28 млрд тенге в предыдущем году (рост 112,2%). Компания была основана в 2009 году, на сегодняшний день функционирует девять розничных магазинов в городе Алматы и Алматинской области. Общая численность персонала насчитывает более 600 человек. Владелец компании – Андрей Юст, который также имеет долю в ТОО «Magnum Cash & Carry». Руководителем предприятия числится Юст Юлия Викторовна.

Десятку крупнейших ритейлеров Казахстана замыкает совместное казахстанско-германское предприятие ТОО СКГП «Interfood» с объемом налоговых выплат за 2017 год в 287,62 млн тенге. Торгово-производственная компания существует на казахстанском рынке с 1997 года. Она включает в себя сеть супермаркетов Interfood в Алматы и Астане, кулинарно-кондитерское производство Thomi’s Pastry и магазин товаров для дома Ideal Home. Количество сотрудников компании около 1 тыс. человек.

В основном уровень налоговых отчислений крупнейших игроков рынка ритейла не показал значительного роста относительно предыдущих периода либо сократился к прошлому году. В общем, двадцатка ритейлеров по уровню налогов заплатила в госбюджет в 2017 году 15,85 млрд тенге, что на 0,9% меньше, чем в предыдущем периоде.

Несмотря на существующие проблемы, эксперты «Къ» считают, что рынку есть куда развиваться. Арман Маханов указывает на положительную статистику в РК. Так, согласно последним данным переписи населения, в РК насчитывается 4,39 млн домохозяйств. За 2000–2016 годы расходы домохозяйств Казахстана в текущих ценах выросли на $62 млрд, или в 6,5 раз, до $73,3 млрд благодаря приросту численности населения на 2,9 млн человек, и в значительной мере за счет роста расходов домохозяйств на душу населения, который за период 2000–2016 годов вырос в 5,4 раз. Среднегодовой прирост расходов домохозяйств Казахстана равен 12,4%, что указывает на потенциал роста для развития отечественного рынка ритейла.

«В данном случае все будет зависеть от тактики и стратегии поведения самих игроков рынка и, безусловно, динамики развития потребительского спроса, которые, как я отмечал ранее, во многом зависят от развития экономики страны в целом», – резюмировал эксперт.

banner_wsj.gif

6292 просмотра

Сколько заработали компании по страхованию жизни в Казахстане

Около 16% доходов пришлось на инвестиционную деятельность

Фото: Depositphotos/Baurka

В Казахстане функционируют семь компаний по страхованию жизни (КСЖ). Одной из статей в общей структуре доходов являются доходы от инвестирования активов. «Курсив» выяснил, куда вкладывают средства КСЖ и сколько они заработали на такой деятельности.

Совокупные активы компаний по страхованию жизни в Казахстане, по данным Национального банка, на начало октября 2019 года составили 396,9 млрд тенге. В аналогичный период 2018 года активы были значительно ниже – 314,1 млрд тенге.

Собственный капитал таких организаций в этом году достиг 65,7 млрд тенге, увеличившись на 42% – с 46,4 млрд тенге в начале октября 2018 года. Сумма собранных страховых премий выросла за год с 89,6 млрд тенге до 139,1 млрд тенге на 1 октября 2019 года.

Расходы по осуществлению страховых выплат приблизились к 15,8 млрд тенге против 13,4 млрд тенге в прошлом году.

Нераспределенный доход (прибыль) компаний по страхованию жизни составил 14,1 млрд тенге. Аналогичный прошлогодний показатель – 11,3 млрд тенге.

Доходы от инвестиционной деятельности

Из отчетов о прибылях и убытках компаний по страхованию жизни следует, что инвестиционные доходы всех организаций (без учета расходов) на рынке составили 23,7 млрд тенге. Тогда как совокупные доходы КСЖ приблизились к 151,2 млрд тенге. Отметим, что основной деятельностью таких компаний является страхование, а не инвестирование.

Как правило, крупные страховые компании в силу размеров активов имеют возможность инвестировать больше средств и, соответственно, получать больший доход. Важное значение имеет инвестиционная политика самой компании – консервативная («меньший риск – меньшая доходность»), агрессивная («больший риск – большая доходность») или умеренная.

По данным финансовых отчетов КСЖ, общие доходы самой крупной компании по страхованию жизни «Халык-Life» за январь – сентябрь 2019 года составили 62,5 млрд тенге, в том числе от инвестиционной деятельности – 10,3 млрд тенге, или 16,5% от всех доходов. В прош­лом году доходы от инвестирования равнялись 5,8 млрд тенге, что на 78,5% меньше показателя этого года.

Отметим, что общие активы КСЖ на 1 октября этого года увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 111,5% и достигли почти 163 млрд тенге.

Nomad Life является второй по размерам активов компанией на рынке. Объем активов на начало октября текущего года приблизился к 124,4 млрд тенге. Еще в прошлом году такой показатель был на уровне 78,8 млрд тенге. Рост составил более 57% за год.

Компания за девять месяцев смогла получить доход, равный 48,5 млрд тенге, в том числе за счет инвестиционной деятельности – 6,9 млрд тенге (14,2% от совокупных доходов), за счет основной деятельности (страховой) – 41,6 млрд тенге. В аналогичный период прошлого года инвестиционный доход компании был на уровне 6,3 млрд тенге.

Государственная аннуитетная компания (ГАК) с активами в размере 36,1 млрд за анализируемый период за счет инвестиционной деятельности получила 2,3 млрд тенге дохода. Общие доходы приравнивались к 4,3 млрд тенге. Доля инвестиционного дохода от всех доходов составляла 54,9%.

Standard Life c активами в размере 33,6 млрд тенге получила общий доход в размере 10,6 млрд тенге, в том числе от инвестиционной деятельности – 2,1 млрд тенге (19,7% от всех доходов организации).

«Европейская страховая компания» с активами в размере 15,9 млрд тенге заработала за три квартала 19,1 млрд тенге против 11,6 млрд тенге в прошлом году. Из всей суммы доходов на инвестиционную деятельность пришлось 0,8 млрд тенге (4,2% от всех доходов), все остальное – на страховую деятельность.

Совокупные доходы Freedom Finance Life достигли 15,5 млрд тенге. Доходы от инвестиционной деятельности – 0,9 млрд тенге (18,9% от всех доходов), от страховой – 4,6 млрд тенге. Совокупные активы приравнивались к 14,9 млрд тенге. Инвестдоход компании за аналогичный период прошлого года – 0,7 млрд тенге.

В 2019 году на рынок страхования жизни Казахстана вышла дочерняя компания страховой компании «Евразия» с одноименным названием. Общие активы компании составили на 1 октября текущего года 9 млрд тенге. С начала открытия компания смогла заработать 0,8 млрд тенге, в том числе от страховой и инвестиционной деятельности по 0,4 млрд тенге. Напомним, КСЖ была выдана лицензия Национального банка в начале марта 2019 года.

Инвестиционный портфель страховых компаний

АО «Халык-Life» имеет самый большой инвестиционный портфель на рынке страхования жизни – по состоянию на 1 октября 2019 года он составлял 143,6 млрд тенге. Прирост к началу года составил 14%.

Причинами заметного роста инвестиционного портфеля и активов в целом стало присоединение в прошлом году к страховой компании КСЖ «Казкоммерц-Life» и рост объемов бизнеса.

По данным страховой компании, основную долю в инвестиционном портфеле занимают ценные бумаги (87,8%) как казахстанских, так и иностранных эмитентов, далее следуют депозиты (11,8%) и операции обратного РЕПО (0,4%).

В «Халык-Life» сообщили, что в структуре инвестиционного портфеля компании по сравнению с началом года выросла доля негосударственных ценных бумаг казахстанских эмитентов на 14 процентных пунктов в абсолютном выражении (с 25% до 39%).

Доля государственных ценных бумаг в инвестиционном портфеле выросла на 8 процентных пунктов в абсолютном выражении (с 30% до 38%), доля обратного РЕПО снизилась с 18% до 0,4%.

«Изменение инвестиционного портфеля связано исключительно с целью максимизации рентабельности инвестиций», – отметили в страховой компании.

В другой компании по страхованию жизни, Nomad Life, рассказали, что при формировании активов инвестиционного портфеля КСЖ учитывает кредитное качество активов с целью обеспечения средневзвешенного долгосрочного кредитного рейтинга инвестиционного портфеля на уровне не ниже «BB» по шкале S&P. Также компанией установлены ограничения по инвестициям в активы с рейтингом «B+», «B», «B-» – не более 5% от суммы активов.

Инвестиционный портфель компании формируется прежде всего с учетом основного принципа – иммунизации обязательств по срокам (Liability driven investing).

Иммунизация – это формирование структуры инвестиционного портфеля с учетом структуры срочности обязательств компании.

Кроме LDI компания использует и тактическое управление инвестиционным портфелем. При тактическом управлении инвестиционным портфелем компания может не применять 100%-ное покрытие обязательств по срокам и определять те активы для инвестирования, по которым доходность выше, но все остальные параметры остаются без изменений. Данное отклонение в структуре портфеля допустимо при наличии surplus (в переводе с англ. – «избыток»), то есть когда сумма активов больше суммы обязательств.

Инвестиционный портфель КСЖ на 1 октября 2019 года составил 117,9 млрд тенге. Доля государственных ценных бумаг составила 31,7%, ценных бумаг и средств в депозитах банков второго уровня – 33,6%, ценных бумаг прочих эмитентов – 17%, ценных бумаг международных финансовых организаций – 7,9%, ценных бумаг нерезидентов Республики Казахстан – 5%, облигаций АО «Банк Развития Казахстана» – 4,4%, денежных средств – 0,1%.

По данным компании, средневзвешенная доходность инвестиционного портфеля на начало октября текущего года составила 8,17%.

В компании отметили, что такой уровень доходности является комфортным для них уровнем, так как позволяет исполнять все принятые на себя обязательства и при этом поддерживать кредитное качество активов.

В КСЖ «Государственная аннуитетная компания» рассказали, что на 1 октября инвестиционный портфель компании приравнивался к 33,5 млрд тенге, в том числе ценные бумаги – 22,8 млрд тенге (68,1%), среди них облигации – 22,5 млрд тенге (67,2%), акции – 0,3 млрд тенге (0,9%). Депозиты в портфеле достигли уровня 10,7 млрд тенге (31,9%).

В ГАК напомнили, что инвестиционный портфель компании на 1 января 2019 года составлял 32,8 млрд тенге, более 52% из которых приходилось на ценные бумаги (17,2 млрд тенге), 41,3% – на депозиты (13,6 млрд тенге) и 6,2% – на операции РЕПО (около 2 млрд тенге).

Доля депозитов за девять месяцев снизилась с 41,3% до 31,9%, доля ценных бумаг увеличилась с 52,1% до 67,2%. Как отметили в компании, за счет изменения структуры инвестиционного портфеля компании удалось увеличить процентные доходы.

В ГАК подчеркнули, что основными принципами политики компании являются обеспечение стабильного прироста активов и умеренная консервативная политика вложений с учетом принципов возвратности, диверсификации, прибыльности, ликвидности.

Инвестиционный портфель КСЖ Freedom Finance Life на 1 октября 2019 года составлял почти 13 млрд тенге. Структура портфеля КСЖ состоит на 78,8% из ценных бумаг, в том числе государственные бумаги – 14,7%, облигации банков второго уровня РК – 22,3%, облигации казахстанских компаний – 26,1%, акции казахстанских компаний – 4,2%, а также операций обратного РЕПО – 14,3%, вкладов – 6,3% и денег – 0,7%.

В компании поделились, что средства КСЖ размещаются в суверенные облигации таких стран, как Турция и РФ, акции ведущих международных компаний и облигации крупнейших зарубежных банков. Основной костяк портфеля – это казахстанские квазигосударственные облигации АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и его дочерних компаний. Компания распределяет инвестиции в различные секторы экономики, придерживаясь принципа максимальной диверсификации портфеля.

На 1 января 2019 года объем такого портфеля составлял только 8,8 млрд тенге. Увеличение портфеля в значительной степени было вызвано поступлением страховых премий по договорам страхования.

На начало октября этого года доходность инвестирования с учетом нереализованного дохода составила 13,1%.

Компания размещает собранные страховые премии в ценные бумаги, опираясь на умеренно консервативную инвестиционную стратегию.

Как отметили представители компании, в первую очередь данная стратегия строится на обслуживании обязательств компании перед клиентами, в том числе и по добровольным видам страхования. Например, по 10-летнему пенсионному аннуитету компания имеет «длинные» обязательства, и КСЖ соответственно нужны ценные бумаги, которые смогут не только перекрыть расходы по данным обязательствам, но и дать дополнительный доход.

Поэтому компания балансирует между 10-15-летними государственными облигациями и более доходными корпоративными ценными бумагами, постоянно отслеживая, чтобы доходы по ценным бумагам покрывали обязательства по добровольным накопительным видам страхования.

В заключение в КСЖ Freedom Finance Life подчеркнули, что на текущий момент портфель компании – один из самых диверсифицированных на страховом рынке и состоит из 36 различных выпусков ценных бумаг. Но даже при таком умеренно консервативном подходе компании удается опережать ставки по депозитам банков второго уровня.

Отметим, что опрошенные изданием «Курсив» страховые компании формируют консервативный инвестиционный портфель, инвестируя преимущественно в ценные бумаги (государственные и казахстанских эмитентов) и в депозиты банков второго уровня, что снижает риски вложений.

Все остальные страховые компании по тем или иным причинам отказались отвечать на запрос издания, поясняя это нежеланием раскрывать коммерческую тайную или в силу занятости.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg