Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


23043 просмотра

Заменит ли финтех банковский сектор?

Финтех достаточно гармонично внедрился в сознание казахстанцев, популярность онлайн-кредитов среди населения растет не по дням

Заменит ли финтех банковский сектор?

Заменит ли финтех банковский сектор?

Онлайн-кредитование сегодня достаточно распространенное явление в Казахстане. Первый онлайн-кредит в стране был выдан в начале 2014 года. С тех пор финтех достаточно гармонично внедрился в сознание казахстанцев, популярность онлайн-кредитов среди населения растет не по дням. Эксперты сектора рассказали, почему финтех в Казахстане остается нерегулируемым и разъяснили особенности предоставления онлайн-микрозаймов.

Финтех к нам приходит

Сегодня трудно представить жизнь современного человека без интернета. Цифровые технологии нашли свое применение во все сферах экономики. Развитие цифры обусловило развитие финансовых технологий или новой отрасли – финтех. В настоящее время к финтеху себя относят как технологические онлайн-стартапы, так и крупные банки, старающиеся улучшить и оптимизировать предоставляемые финансовые услуги посредством инноваций. В Казахстане финтех связывают в основном с компаниями предоставляющих онлайн-кредиты.

Первый онлайн-кредит был выдан в Казахстане в феврале 2014 года. С тех пор рынок растет семимильными шагами. По данным Первого кредитного бюро, в 2015 году объем кредитов, выданных онлайн составил всего 2,5 млрд тенге или 67 тыс. контрактов, однако, уже за следующий год объем выданных займов возрос до 8,9 млрд тенге, число контрактов выросло в 3,6 раз и достигло 239 тыс.

Геометрическая прогрессия роста рынка продолжилась, и в 2017 году за 9 месяцев текущего года посредством онлайн-сервисов было выдано 22 млрд тенге микрозаймов (543 тыс. контрактов), причем половина из них – 11 млрд тенге или 262 тыс. контрактов приходится на III квартал. По состоянию на 1 октября 2017 года совокупный ссудный портфель компаний, предоставляющих онлайн- займы составил 33,8 млрд тенге или 187 тыс. контрактов.

Так чем же привлекательны займы онлайн?

Что послужило резко возросшей популярности онлайн-кредитования – агрессивный маркетинг либо народная любовь – сказать трудно. Однако, как показывает статистика, финтех в Казахстане нашел свою нишу.

Развитие финтеха – это часть глобального процесса человеческого развития, и Казахстан сегодня соответствует этому тренду, отмечает исполнительный директор ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация Финтех» Ерлан Смайлов. Фундаментальные факторы развития финтеха – это концепция многоуровневой финансовой доступности. Проще говоря, в стране есть разные уровни населения с различными возможностями, и, соответственно, с разными финансовыми потребностями. И финтех здесь органично вписывается в данную концепцию. Банки во всем мире сегодня также движутся в этом направлении, это вопрос не только времени, но и выживания в глобальной конкуренции, уверены в ассоциации.

Целевая аудитория финтех-компаний – потребители, которых в международной практике называют underbanked, или unbanked. Данная категория клиентов, как правило, не обслуживается традиционными банками второго уровня, в силу нескольких причин:

отсутствие кредитной истории либо наличие в прошлом просрочек по займам. Банки, как правило, выдают кредиты лишь проверенным клиентам. Новичку получить онлайн-займ намного проще. Это не означает, что деньги через интернет могут получить все без разбора.

Генеральный директор Moneyman.kz Андрей Игнатенко рассказывает, что прежде чем одобрить займ система скоринга «прогоняет» данные заявителя через различные каналы, в том числе изучается кредитная история клиента у аналогичных сервисов, в Первом кредитном бюро учитываются данные ЕНПФ, профиль в соцсетях и даже данные сотовых операторов, естественно – с согласия заявителя. К тому же, финансовые технологии дают возможность онлайн-сервису узнать, если потенциальный клиент запрашивает кредит одновременно на нескольких сайтах. То есть «злостные» нарушители с просрочками вряд ли получат одобрение на ссуду и через интернет. По статистике отечественных онайлн-сервисов лишь 30% заявителей в итоге получают онлайн-кредит.

Занимательный момент – кредитная история онлайн-кредитования, как и традиционного банковского займа учитывается в кредитной истории клиента. Онлайн-кредитование может стать мостиком для получения в будущем крупного банковского кредита:

1) нет стабильного источника доходов. Банковские займы невозможно получить без подтверждения доходов. Тогда как онлайн-займы на малые суммы можно получить без данной процедуры. В будущем, доказав свою платежеспособность посредством своевременной оплаты кредита, можно получить доступ уже к большей сумме.

2) небольшие суммы и малый срок кредитования. Средняя сумма онлайн-займов в Казахстане составляет 37 тыс. тенге, средний срок кредитования – 23 дня. Банки обычно не предоставляют такие микрозаймы до зарплаты. Небольшие суммы в долг при покупке товаров можно получить через кредитную карту БВУ, но, опять же, чтобы получить кредитную карту, надо доказать свою платежеспособность.

3) отсутствие банковских отделений в регионах. Онлайн-сервисы работают с клиентами, которым могут быть недоступны традиционные финансовые услуги из-за географической удаленности, что достаточно актуально для Казахстана, достаточно иметь доступ к сети и банковскую карту.

Онлайн-кредитование предполагает полностью безналичные операции, что существенно повышает градус прозрачности всего процесса выдачи и погашения займов.

Клиенту нет необходимости физического присутствия и личного обращения в финансовый институт, что значительно экономит время. Данное преимущество особенно важно при экстренной нужде в наличности, что при нынешнем состоянии реальных доходов населения не такое уж редкое явление.

К сведению, средняя номинальная зарплата в Казахстане по итогам второго квартала 2017 года составила 149 951 тенге. В некоторых регионах среднемесячная заработная плата находится в районе 100 тыс. тенге. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года средние доходы работников выросли на 4,4%, тогда как реальные доходы населения за тот же период сократились на 2,9%.

Кто берет кредиты в интернете?

По статданным онлайн-сервиса «Кредит 24» был создан портрет заемщика, который учитывает несколько параметров:

- возраст и пол заемщика: больше всех к финтеху ближе молодое поколение казахстанцев. 65% онлайн-кредитов было выдано лицам от 21 до 35 лет, 87% – клиентам в возрасте до 45 лет. Разница по половой принадлежности не значительна, 51% заявителей – представительницы женской половины, 49% – мужской;

- семейное положение: больше половины заемщиков не состоят в браке, 56% не имеют детей;

- уровень образования: к онлайн-кредитованию прибегают в основном образованное население, 64% заявителей имеют высшее образование;

- тип занятости и стаж работы: 70% заемщиков работают на частные структуры, еще 9% самозанятые и лишь 2% госслужащие. Стаж работы заявителей обычно не превышает 1 года, 42,5% имеют стаж до 6 месяцев;

- доходы: большинство заемщиков имеют доходы, не превышающие средние по стране, 67% зарабатывают в месяц менее 140 тыс. тенге, есть и те, кто имеет зарплату более 180 тыс. тенге, но, тем не менее, нуждаются в экспресс-кредитовании.

- собственность в наличии: 63% – еще не имеют собственного жилья и только 17% обладают автомобилем.

- география проживания: более 70% заемщиков онлайн-кредитования в отличие от клиентов банков проживают в регионах.

- назначение кредита: 24% займов берут на неотложные нужды, 21% - на покупку товаров, 16% - на медицинские услуги, 8% - оплачивают обучение, 4% - покупают продукты питания. Есть и такие, которые берут онлайн-займ, чтобы оплатить банковский кредит (4%).

Средний портрет заемщика онлайн-кредитования в итоге сложился следующий: это молодой человек/девушка в возрасте от 21 до 35 лет, проживающий в небольшом городе или поселке городского типа, который имеет законченное высшее образование, трудится в частном секторе, но при этом или только начал карьеру или недавно поменял место работы. Заемщик пока не имеет семьи и детей, но уже близок к этому, зарабатывает ниже среднего уровня, еще не обзавелся своим жильем, перемещается в основном на общественном транспорте или такси, так как не имеет своего автомобиля. Займы, в основном, использует для срочных, иногда форс-мажорных ситуаций.

Почему не МФО?

Сегодня сектор онлайн-кредитования в Казахстане не регулируется государством. По словам экспертов рынка, Нацбанк не рассматривает онлайн-кредитование как объект регулирования из-за пока еще небольших объемов.

Согласно данным Первого кредитного бюро, по состоянию на 1 октября 2017 года совокупный ссудный портфель компаний, предоставляющих онлайн-займы составил 33,8 млрд тенге или 187 тыс. контрактов, это в масштабах всего рынка розничного кредитования всего 0,7%. Для сравнения, объем кредитов БВУ на потребительские цели в сентябре достиг 2,86 трлн тенге.

Отсутствие регулятора на рынке несет свои угрозы. Востребованность услуги и отсутствие легитимного предложения в виде регулируемых компаний может породить серый рынок «столбовых кредиторов» и ростовщиков. Конечно, можно запретить онлайн-кредитование на территории Казахстана полностью, но тут мы откроем доступ компаниям, которые находятся уже зарубежом. В ближайшем будущем кредиты онлайн можно будет получить даже из социальных сетей – глобализация в чистом виде.

В соседней России те же компании сектора онлайн-кредитования функционируют в форме микрофинансовых организаций. В Казахстане деятельность МФО требует обязательной регистрации у главного финансового контролера. Такие компании предоставляют отчетность в Национальный банк о результатах их деятельности. На них распространяются требования по наличию собственного капитала и прочим пруденциальным нормативам, по обязательным резервам, просроченной задолженности. Также она должны придерживаться максимально допустимой процентной ставки, которая на сегодня составляет 56%. Именно последний пункт не устраивает компании онлайн-кредитования, так как ставка по займам через интернет сегодня составляет порядка 1-2% в день.

Директор по анализу и применению данных ТОО «Кредит24» Арман Курманбай объясняет высокие ставки по кредитам сложной экономикой, высокой стоимостью денег. «Payday Loans» («займы до зарплаты») – это отдельный продукт со своими особенностями, поэтому не стоит сравнивать его с классическими банковскими продуктами, отмечает эксперт. Выдача кредита через интернет несет в себе больше рисков, чем традиционные кредиты. Ко всему прочему, компаниям приходится платить за чужую инфраструктуру – банкам второго уровня, провайдерам и другим посредникам.

Для компаний в онлайн-кредитовании, по словам эксперта, первый кредит, предоставленный клиенту зачастую выходит в убыток из-за высокой стоимости привлечения. К примеру, расходы по организации кредита на миллионы и на 10 тыс. тенге не особо различны по сумме. Рентабельность такого бизнеса также зависит от объемов оборота: чем больше у компании постоянных клиентов, тем выше прибыль. Тем не менее, спрос порождает предложение.

Разрешено все, что не запрещено законом

Так законно ли выдавать кредиты онлайн в Казахстане? С правовыми аспектами онлайн-кредитования «Къ» потог разобраться начальник юридического отдела ТОО «Онлайн Финанс» Марат Бекжанов.

Компании, предоставляющие кредиты онлайн в Казахстане действуют в виде ТОО. По словам юриста, рынок онлайн-кредитования в Казахстане не регулируемый, но вполне легальный. Законодательным основанием кредитования в стране является Гражданский кодекс РК.

Заем, по своей сути, является сделкой, согласно которому одна сторона передает в собственность или управление другой стороне деньги или товары, определённые родовыми признакам на определенных условиях. Правовые аспекты займа расписаны в четвертом разделе ГК РК. К примеру, договор займа прописан в статье 715 гражданского кодекса, согласно которому запрет на выдачу денег в виде займа в качестве предпринимательской деятельности распространяется лишь на физические лица. То есть, по закону выдача займов является вполне легальной деятельностью, отрегулированной гражданским законодательством.

Саморегулируемый сектор

Рынок не стоит на месте и диктует свои условия. Несмотря на дополнительные расходы компании сектора онлайн-кредитования желают быть регулируемыми. И более того, онлайн-сервисы по предоставлению займов в Казахстане создали свою ассоциацию финтех – некоммерческую организацию, деятельность которой направлена на усиление и продвижение интересов своих членов и компаний работающих на рынке онлайн-кредитования и финтех-индустрии в целом.

Преимущество консолидации, по словам исполнительного директора ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация Финтех» Ерлана Смайлова, легитимные компании (особенно объединенные в ассоциации и отвечающие перед регулятором) всегда вытесняют серый рынок, предлагая безопасный и конкурентный продукт для потребителя.

Что дает ассоциация клиентам? Сегодня на рынке функционируют порядка 15 компаний, еще 10 планируют выход в ближайшем будущем. 90% компаний рынка на сегодня входят в состав ассоциации, членами которой сформулированы и приняты отраслевые стандарты и положение о защите заемщика. Данные стандарты включают в себя обеспечение полной прозрачности условий договора, ставок вознаграждения и всех комиссий, строгое соблюдение минимальных возрастных цензов, обеспечение поддержки клиентов, использование коэффициента долговой нагрузки, реструктуризации и пролонгации займов и т.д.

Особо значимым пунктом данных стандартов, на наш взгляд, является установка предельной суммы долга – не более четырех тел от основной суммы просрочки, то есть, с условием всех штрафов, пеней за просрочку и дополнительных расходов, компания не может взыскать у клиента сумму, превышающую долг по просрочке больше, чем в четыре раза.

Как будет развиваться сектор в ближайшие 5 лет?

Компании онлайн-кредитования весьма оптимистичны в своих прогнозах. На начало IV квартала суммарный объем онлайн-займов, выданных за 2017 год, составил 22 млрд тенге или 543 тыс. контрактов. Это в 4,5 раза больше той суммы, которая была выдана населению за целый 2016 год. По прогнозам директора по продажам и маркетингу финтех-холдинга Silkway Ventures (проекты Kredit24.kz, prodengi.kz, moneybank.kz, ucredit.kz) Жениса Мухиева, учитывая, что в IV квартале традиционно происходит значительный прирост потребления кредитных продуктов, по итогам года сумма выданных онлайн-займов составит около 40 млрд тенге или больше 1 млн контрактов. В среднем, по словам эксперта, каждый клиент берет по 4 займа в год, значит, по меньшей мере, 250 000 казахстанцев воспользуются сервисами онлайн-займов по итогам года

Ядро потребителей услуг онлайн-займов составляет молодое поколение казахстанцев в возрасте от 21 до 35 лет, то есть именно те люди, которые активно и постоянно пользуются смартфонами, интернетом, имеют опыт, доверие и уже сформировавшиеся привычки потребления товаров и услуг через интернет – начиная от покупки музыки, билетов в кино, заканчивая одеждой, техникой и заказом бытовых услуг. И эта аудитория находится сейчас в фазе своего активного роста – как по количеству, так и по качеству. Эта новая аудитория уже задает тренды на рынке – потребление в режиме онлайн, практичность, приверженность технологиям.

Согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК с 1982 года по 1995 год (люди от 21 до 35 лет) родилось 5,1 млн человек. Даже учитывая средний показатель смертности на уровне 0,75-1% в эти годы, необходимо предположить, что этих людей в любом случае сейчас больше 5 млн человек. Теперь, если взять за основу даже 2,5 млн – половину из обозначенных 5 млн человек, можно понять, что потенциально рынок может вырасти в 10 раз (с текущих 250 000 казахстанцев).

В итоге, по словам эксперта, рынок онлайн-займов до зарплаты даже при консервативных прогнозах роста рынка в 100% в год (в 2015-2017 году он составлял 400%, но сказывался фактор низкой базы) к 2022 году может достичь цифры в 400 млрд.

Весь вопрос в том, насколько быстро эти люди узнают о возможности приобретения кредитов в онлайне. Сейчас 90% населения по-прежнему ходит в ломбарды, занимает «на улице».

Рынок онлайн-кредитования уже сейчас нельзя ограничивать только услугами онлайн-займов до зарплаты, считает эксперт. На рынок вышли молодые инновационные банки и некоторые МФО, которые начали продавать кредитные продукты (например, кредитные карты) в дистанционном формате. Клиент находится дома, оформляет заявку в режиме онлайн, все документы от кредитной организации ему доставляются на дом или на работу, средства перечисляются также на счет или карту. Это также нужно назвать онлайн-кредитованием, более динамичное развитие которого сдерживается только издержками на логистику и комплаенс-рисками из-за устаревших и не отвечающих современным реалиям регуляторных требований надзорных органов.

«Добавим к этому очень перспективный рынок товарного онлайн-кредитования, функционал которого в оформлении кредита в интернет-магазине вместе с покупкой товара, и мы получим еще 2 огромных сегмента рынка, с еще большими перспективами по объемам, чем сегмент онлайн-займов до зарплаты. И это уже рынок онлайн-кредитов на триллионы тенге», - отмечает Женис Мухиев.


2643 просмотра

Как стать звездой в Казахстане и сколько на этом можно заработать

Именитые казахстанские звезды запрашивают за получасовую программу миллионы тенге

Фотоколлаж: Вадим Квятковский

Зарабатывать миллионы за выступление удается не всем звездам шоу-бизнеса. Получить признание слушателя не так-то просто и достаточно затратно. Только единицы могут самостоятельно оплатить все расходы, связанные с первым выходом на сцену и дальнейшим продвижением на эстраде.

В разных странах, в том числе и в Казахстане, для юношей и девушек, у которых нет денег, но есть талант, стартом становятся конкурсы песен. В Соединенных Штатах – это American Idol, в Великобритании – Pop Idol, в Российской Федерации – «Фабрика звезд», в Казахстане, по аналогии с Pop Idol – SuperStar.kz и X-фактор, The Voice of Kazakhstan.

Именно на таких конкурсах продюсеры и потенциальные инвесторы обычно замечают будущих звезд эстрады. На казахстанской эстраде также можно увидеть артистов, которые когда-то приглянулись продюсерам.

Продюсер Эрик Тастембеков заметил на проекте SuperStar.kz несколько молодых исполнителей, которые и сейчас работают на рынке. Речь идет об Айкыне Толепбергене и Макпал Исабековой.

Известный продюсер Алуа Конарова взяла под свое крыло группу RinGo. Ни один из участников этого казахстанского бойз-бенда не стал победителем конкурса SuperStar.kz или X-фактор, но, несмотря на это, они заняли свое место на эстраде.

После очередного сезона победителя конкурса Нуржана Керменбаева, больше известного под псевдонимом Капкарашка, финалистов проекта Рената Малцагова, Евгения Гартунга и Ерлана Алимова пригласили для работы в группе «Перцы». А Динара Коскельдиева, Жанар Хамитова, Анастасия Усова и Алтынай Сапаргалиева были объединены в группу China Town. Оба проекта просуществовали недолго, но многие из участников все еще связаны со сценой.

Кто такой продюсер и что он должен уметь делать?

Продюсер – это человек, который очень часто по совместительству является организатором, менеджером, маркетологом и инвестором проекта. Именно от него во многом зависит успех исполнителя.

По данным представителей hh.kz, в вакансиях на должность продюсера на их сайте прописано, что в основные обязанности продюсера входит подбор кадров – сольных исполнителей, хорео­графов, музыкантов, авторов слов и композиторов.

Следующей обязанностью является финансовое обеспечение (формируемое за счет спонсоров, продажи дисков и гастрольных туров) артиста и его команды, в том числе разработка детализированного бюджета и его контроль.

Продюсер ответственен за организацию съемок клипа, запись дисков, старт PR-компании, планирование выступлений и гастролей. Будущие костюмы и грим во время выступления тоже контролируются продюсерами.

Помимо перечисленных обязанностей, продюсер должен уметь организовать для своего подопечного концерт, гастроли, частные и корпоративные коммерческие мероприятия, участие в сборных концертах и госзаказах.

Также он должен участвовать в публичных мероприятиях, связанных с проектом, уметь привлечь информационных парт­неров и спонсоров и активно взаимодействовать с пресс-службами партнеров.

Основные требования к продюсеру на сайте hh.kz: опыт работы в шоу-бизнесе от трех лет, знание иностранных языков, креативный подход, коммуникабельность, личная ответственность, аналитические способности, знания в области маркетинга, PR, рекламы.

Сколько продюсерам приходится потратить

Для того, чтобы узнать о затратах продюсеров, «Курсив» обратился к нескольким продюсерам и продюсерским центрам с официальным запросом. Многие из них, ссылаясь на коммерческую тайну или чрезвычайную занятость, отказались отвечать на наши вопросы.

Но в одном из продюсерских центров города Алматы – KS Production, через который прошло немало ныне работающих артистов (рок-певица Асем, этно-фольклорный ансамбль «Туран», этно-джазовый дуэт ST Brothers, трио «Парнас»,
этно-трио «Тенгри», Меруерт Мус­рали), все же поделились своими средними расходами.

Первое и важное дело продюсера – это выбор подопечного и команды, с которой он будет работать. У хороших продюсеров – чутье на будущих звезд. Продюсеры нередко упоминают в СМИ, что исполнителю не обязательно иметь высшее или среднее музыкальное образование, чтобы стать популярным. Есть множество талантливых ребят без спецобразования.

После того, как продюсер выбрал подопечного, начинается работа над репертуаром – поиск и рассмотрение авторов текстов и музыки.

Как отметили представители KS Production, текст песни в среднем обходится продюсерскому центру в сумму от $200 до $500. Композитору за одну песню центр оплачивает от $500 до $1500.

После того, как исполнитель найден, а слова и музыка песни подготовлены, необходимо обратиться к услугам аранжировщика. Аранжировка – это изменение темпов, ритма и размеров музыкального произведения. Аранжировщик выбирает музыкальные инструменты и придумывает партии для них, находит сочетания тембров и правильную насыщенность звучания всей композиции. То есть работа аранжировщика заключается в переработке музыкального произведения.

Процесс записи песни – это еще не конец. После нужно еще провести сведение. Сведение – это этап создания фонограммы, заключающийся в отборе и редактировании исходных записанных треков, объединении их в единый проект и обработке эффектами.

Средние затраты продюсерского центра KS Production на запись, сведение и аранжировку составляют от $1 тыс. до $2 тыс.

Если продюсер решает, что необходимо снять видеоклип, то на него в среднем нужно будет потратить еще как минимум $5–10 тыс., верхняя ценовая планка зависит от идеи, концепции и даже режиссера клипа.

По данным украинской компании Сinema Friends Production, стоимость видеоклипа зависит от сложности идеи, количества локаций для съемки клипа, цены аренды съемочных павильонов, работы массовки и актеров, количества времени, затраченного командой на съемки и расходов на постпродакшн.

Специалисты продакш-компании отмечают, что за более чем 60 лет с момента бума в музыкальной индустрии подход к созданию клипов изменился. Режиссеры и исполнители не стесняются пафосных решений, массовок, ярких пейзажей и спецэффектов. Сейчас песня приобретает большее признание именно благодаря эффектному видеоклипу.

Помимо основных затрат на сам клип, есть еще дополнительные затраты, которые являются неотъемлемой частью съемочного процесса. Во-первых, это затраты на грим (макияж, укладка и т. д.). Стоимость таких услуг за один съемочный день составляет от $300 до $500. Во-вторых, это затраты на костюмы. Средние затраты KS Production по этой статье – от $500 до $3 тыс. Как рассказали в продюсерском центре, цена костюмов зависит, во-первых, от того, кто является дизайнером, и, во-вторых, от того, сколько образов будет в клипе.

Съемкой клипа для будущей звезды затраты продюсера не заканчиваются. Чтобы видеоклип увидели зрители, снова нужно заплатить, но уже телеканалам. Ротация на каналах по их прайс-листу, по данным того же продюсерского центра, обойдется в  $1–5 тыс. Цена зависит от количества дней и времени суток, когда клип будет в ротации.

После того, как артист уже записал несколько песен (обычно это 10–12 песен), продюсер начинает задумываться о записи альбома. На запись альбома в KS Production тратят в среднем $10–15 тыс.

Для всех рекламных постов и объявлений нужны будут профессионально отснятые фотографии. А стоит это недешево – от $1 тыс.

Исходя из озвученных данных, получается, что общие затраты продюсерского центра на одну песню с клипом составляют от $9500 до $23 500 (не включая запись альбома).

Еще один эксперт из шоу-бизнеса, сам уже состоявшийся артист, пожелавший остаться неизвестным, озвучил «Курсиву» свои минимальные затраты на одну песню. По данным собеседника издания, за слова к песне можно заплатить 50 тыс. тенге ($128 по курсу Национального банка), а за музыку к ней – 100 тыс. тенге ($257). Аранжировку, запись и сведение можно сделать за 320 тыс. тенге ($822).

«Съемка клипа, как минимум, будет стоить 2 млн тенге (от $5135)», – отметил представитель эстрады.

Как делят между собой доходы продюсер и артист

Практически все затраты в начале пути будущей звезды несет продюсер. И у него нет никаких гарантий, что его подопечный не провалится, а займет свое место в этом высококонкурентном бизнесе. Но в случае положительного результата и признания артиста продюсер останется в выигрыше.

Доходы, полученные начинающими артистами, как правило, делятся в таком соотношении: 80% продюсеру и 20% самому исполнителю. Если артист состоявшийся, то обычно это 50 на 50% или 60 на 40%, но есть и вариант «как договорятся».

звезда копия.png

 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций