Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


46197 просмотров

Какую долю на казахстанском рынке занимают отечественные кондитеры?

Рынок кондитерской продукции в Казахстане пестрит зарубежными брендами, отечественные производители занимают в нем лишь половину

Какую долю на казахстанском рынке занимают отечественные кондитеры?

Какую долю на казахстанском рынке занимают отечественные кондитеры?

Рынок кондитерской продукции в Казахстане пестрит зарубежными брендами, отечественные производители занимают в нем лишь половину. При этом местные кондитеры треть продукции экспортируют за рубеж. Однако в последние годы наблюдается тенденция роста удельного веса казахстанской продукции на внутреннем рынке.

В 2016 году рынок кондитерских изделий Казахстана характеризовался следующими основными параметрами: емкость рынка — 227 тыс. тонн, из них: внутреннее производство — 183 тыс. тонн, импорт — 112,8 тыс. тонн и экспорт — 68,8 тыс. тонн.

Производство

По данным Комитета по статистике МНЭ РК, за 2016 год в Казахстане было произведено 106,04 тыс. тонн шоколада, изделий кондитерских из шоколада и сахара. Для отечественной кондитерской отрасли это рекордное значение с 1993 года. По сравнению с 2015 годом объем производства вырос на 38,7%. За восемь месяцев 2017 года показатель достиг уже 79,06 тыс. тонн продукции.

Однако до «советских» показателей казахстанским компаниям еще далеко. К примеру, в 1990 году на территории Казахстана было произведено 258,85 тыс. тонн кондитерских изделий из шоколада и сахара (в каждой области страны имелись производственные мощности), что превышает нынешний объем производства в 2,4 раза.

Председатель правления кондитерской фабрики «Баян Сулу» Тимур Садыков отмечает большой потенциал кондитерской промышленности в Казахстане. «Сейчас практически более 50% продаваемой продукции на территории Казахстана является импортной, соответственно, мы — отечественные кондитерские фабрики — можем удвоить производство. Это создаст новые рабочие места, новые поступления налогов. И, что очень важно, кондитерская отрасль имеет огромный мультипликационный потенциал», — уверен бизнесмен. По его словам, кондитерская промышленность — это глубокая переработка сырья, развитие которой обеспечивает рост смежных отраслей экономики и сельского хозяйства.

В свою очередь, аналитики АО «Рахат» отмечают, что рынок кондитерских изделий в Республике Казахстан сформирован и близок к насыщению, в связи с чем наблюдается стабильная тенденция снижения темпов прироста. Кроме того, значительное ослабление курса национальной валюты, сокращение доходов и снижение покупательной способности населения привели к перемещению концентрации продаж в более дешевый сегмент рынка, то есть потребители стали предпочитать более дешевую кондитерскую продукцию (печенье, вафли, карамели).

Импорт

Согласно статистике КС МНЭ РК, объем импорта шоколада, изделий кондитерских из шоколада и сахара в 2016 году составил 83,32 тыс. тонн, доля импортной продукции за данный период составила 43,6%. За последние пять лет наблюдается положительная тенденция сокращения удельного веса импорта на рынке относительно отечественного производства с 51,8% в 2013 году до 40,5% за первое полугодие 2017 года.

При этом объем импорта не сокращается, а напротив, растет. За январь-июль 2017 года импорт кондитерских изделий в Казахстан составил 47,60 тыс. тонн продукции стоимостью $119,06 млн. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года импорт кондитерских изделий увеличился на 13%.

В 2016 году в общем объеме ввезенной кондитерской продукции доминировала, как и в предыдущие годы, шоколадная продукция, пишут аналитики АО «Рахат». Наибольшее количество импортных кондитерских изделий было поставлено (суммарно порядка 80% от общего объема) в город Алматы, Карагандинскую, Южно-Казахстанскую, Акмолинскую и Восточно-Казахстанскую области.

По данным КС МНЭ РК, 60,7% всего «сладкого» импорта обеспечивает Российская Федерация. За семь месяцев 2017 года из России поступило 28,88 тыс. тонн шоколада и кондитерских изделий из сахара на $74,66 млн. Из Украины за данный период было импортировано 11,10 тыс. тонн кондитерских изделий стоимостью $22,82 млн (23,3% от совокупного импорта). Тимур Садыков отмечает, что конфликтная ситуация между Россией и Украиной повлияла на промышленность Украины, в том числе и на кондитерскую отрасль (Российская Федерация запретила ввоз и транзит продукции из Украины по своей территории). Это повлечет за собой не только удорожание, но и потерю качества украинской продукции, уверен эксперт. На третьем месте по объему импорта оказалась Турция, которая обеспечила 6% всего импорта за рассматриваемый период — 2,87 тыс. тонн на $5,34 млн.

На казахстанском рынке кондитерских изделий также можно встретить продукцию из Узбекистана (3,1%), Германии (2,7%) и Китая (1,2%). При этом импортная продукция значительно отличается по ценам в зависимости от географии производства. Самые дорогие импортные сладости из Словакии — $34,2 за кило. Продукция из Дании и Болгарии — по $23,4 и $20,4 за кг соответственно. Самый дешевый импорт из Таджикистана — по $0,3 за кило. Дешевые лакомства поставляет также Иран — $0,3, Эстония — $0,9 и Кыргызстан — $1,3 за кг.

Эксперты отрасли указывают, что кондитерский рынок имеет особую специфику — помимо влияния на развитие отрасли общеэкономических факторов — тарифы на перевозки, электроэнергия, изменения в налоговой системе, производители кондитерских изделий также находятся в зависимости от мировых цен на какао-бобы, сахар, орехи и прочие ингредиенты, не производимые ни в Казахстане, ни в странах Таможенного союза. К примеру, какао-бобы традиционно поставляет Гана — за январь-июль 2017 года 3,48 тыс. тонн сырья. Сахар, как биржевой продукт, импортируется в зависимости от ценового предложения, к примеру, в 2017 году основными поставщиками сахара стали Бразилия — 94 тыс. тонн за январь-июль и Россия — 85,94 тыс. тонн, а в 2016 году 90% поставок сахара обеспечивала Бразилия.

Экспорт

Ко всему прочему, кондитерская промышленность остается одной из наиболее экспортируемых в Казахстане. За семь месяцев 2017 года казахстанский экспорт шоколада и кондитерских изделий из сахара составил 23,20 тыс. тонн ($41,18 млн) при объеме производства 70,28 тыс. тонн. То есть, треть всей произведенной в Казахстане продукции экспортируется. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года объем экспорта увеличился на 35,1%.

Основная доля (72,5%) экспорта кондитерских изделий из Казахстана поступает в Россию. За январь-июль 2017 года в РФ экспортировано 16,82 тыс. тонн продукции казахстанского производства стоимостью $28,86 млн. 10,4% экспорта, или 2,42 тыс. тонн продукции, идет в Кыргызстан. В Узбекистан и Таджикистан экспортируется по 4% от всего казахстанского экспорта кондитерских изделий. Некоторый объем экспорта поступает также в Китай (2,8%, или 648,3 тонн), Азербайджан (2,7%, или 616 тонн) и Монголию (1,3%, или 308,5 тонн). Тимур Садыков рассказал, что в Германию, где проживает много уроженцев Советского Союза, каждый месяц отправляются по две фуры с кондитерской продукцией фабрики «Баян Сулу».

Цена экспортируемых из Казахстана кондитерских изделий варьируется в зависимости от географии от $0,7 до $2,4 за кило. Исключение составляет ОАЭ, куда в 2017 году были экспортированы сладости по цене $25,5 за кг. В среднем, казахстанская продукция экспортируется по $1,77 за кг. При этом Казахстан покупает дорогие конфеты и продает дешевые. Импортируемые кондитерские изделия дороже экспортируемых из страны на 41%.

Отечественные кондитеры

Кондитерская отрасль в Казахстане представлена в основном крупными компаниями. На самом деле, в кондитерском бизнесе очень сложно вырасти МСБ, отмечает президент ОЮЛ «Ассоциация кондитеров Казахстана» Алихан Талгатбек: во-первых, это большие первоначальные затраты — одна линия производства стоит порядка 2 млн евро, а для того, чтобы вывести компанию на полную загрузку, необходимо 3–5 лет; во-вторых, малые компании не могут конкурировать с крупными мировыми игроками, имеющими неограниченный маркетинговый бюджет. К тому же, отрасль имеет умеренную доходность. Однако эксперт отмечает рост рентабельности кондитерской промышленности за последние пять лет с 3% до 8–10%.

Четыре крупные компании на сегодня обеспечивают порядка 85% всего отечественного производства в кондитерской отрасли. «В среднем, объемы внутреннего производства составляют 183 тыс. тонн, из них порядка 156 тыс. тонн производят четыре крупных производителя, — рассказывает Алихан Талгатбек. — Это «Рахат», «Баян Сулу», которые вместе производят порядка 120 тыс. тонн, «Алматинский продукт» и «Хамле». Еще один крупный игрок, «Конфеты Караганды», приостановил производство в целях модернизации и находится на стадии поиска финансирования, в том же положении и Актюбинская кондитерская фабрика.

Крупнейший игрок — «Рахат». Согласно данным Ассоциации кондитеров Казахстана, фабрика обеспечивает 43,7% производства кондитерских изделий в стране. Компания состоит из головного предприятия и группы дочерних организаций разного профиля. По состоянию на 10 сентября 2017 года 92,4% от общего количества размещенных акций АО «Рахат» принадлежит корейскому концерну Lotte Confectionery Co., LTD.

В 2016 году, как и на протяжении ряда лет, компания сохранила лидерские позиции на казахстанском рынке кондитерских изделий. По данным консолидированного отчета о совокупном доходе АО «Рахат» за период, закончившийся 31 декабря 2016 года, выручка от реализации кондитерских изделий составила 49,77 млрд тенге, что на 46,2% больше, чем в предыдущем году. Чистая прибыль компании за 2016 год достигла 4,91 млрд тенге, что превышает прошлогодний итог на 45,7%.

Следом идет Костанайская кондитерская фабрика «Баян Сулу». Доля компании во внутреннем производстве — 25,7%. На предприятии выпускается около 300 наименований продукции. Выручка компании за 2016 год — 31,67 млрд тенге, прирост по сравнению с предыдущим годом — 65,3%. При этом прибыль компании обозначилась в размере 1,56 млрд тенге против 1,75 млрд тенге годом ранее. По данным Казахстанской фондовой биржи, основная доля компании принадлежит ТОО «KazFoodProducts».

Сравнительно молодое предприятие ТОО «Алматинский продукт» сегодня обеспечивает 8,7% всего внутреннего производства кондитерских изделий в стране. Компания существует с 2002 года, начинала с производства халвы, в настоящий момент ассортимент продукции насчитывает 102 наименования. Доля ТОО «Хамле» Ком. ЛТД в казахстанском производстве кондитерских изделий на сегодня составляет 7,1%.

Господдержка

Как отмечает Алихан Талгатбек, в Казахстане нет и не было абсолютно никаких протекционистских мер защиты внутреннего рынка, отечественные компании всегда работали в конкурентной среде. Хотя кондитеры не раз запрашивали такую поддержку. По словам эксперта, за три года с такой помощью государства местные компании могли бы занять свою долю во внутреннем рынке Казахстана.

Эксперт негодует, что отечественный рынок кондитерской продукции переполнен импортной продукцией, особенно российской, доля которой достигает порядка 35%, тогда как в России доля импорта в «кондитерке» всего 5%. По словам эксперта, наша продукция по качеству лучше привозной, к примеру, начинка вафель отечественного производства на 60% состоит из ореха, тогда как импортные вафли в основном содержат жировую начинку. При этом загрузка отечественных компаний-производителей в среднем находится на уровне 60%.

«Есть программы индустриализации страны, в рамках которых существуют программы субсидирования и инвестирования, которые распространяются на производителей и переработчиков сельхозпродукции. Есть программа развития экспорта, это страхование экспортных контрактов и предэкспортное финансирование. Помимо этого, существует компания KazakhInvest, которая занимается продвижением продукции, имеющей экспортный потенциал. Есть такие программы, их всех не перечислить, просто надо грамотно ими пользоваться», — подчеркнул Тимур Садыков.


2916 просмотров

Как стать звездой в Казахстане и сколько на этом можно заработать

Именитые казахстанские звезды запрашивают за получасовую программу миллионы тенге

Фотоколлаж: Вадим Квятковский

Зарабатывать миллионы за выступление удается не всем звездам шоу-бизнеса. Получить признание слушателя не так-то просто и достаточно затратно. Только единицы могут самостоятельно оплатить все расходы, связанные с первым выходом на сцену и дальнейшим продвижением на эстраде.

В разных странах, в том числе и в Казахстане, для юношей и девушек, у которых нет денег, но есть талант, стартом становятся конкурсы песен. В Соединенных Штатах – это American Idol, в Великобритании – Pop Idol, в Российской Федерации – «Фабрика звезд», в Казахстане, по аналогии с Pop Idol – SuperStar.kz и X-фактор, The Voice of Kazakhstan.

Именно на таких конкурсах продюсеры и потенциальные инвесторы обычно замечают будущих звезд эстрады. На казахстанской эстраде также можно увидеть артистов, которые когда-то приглянулись продюсерам.

Продюсер Эрик Тастембеков заметил на проекте SuperStar.kz несколько молодых исполнителей, которые и сейчас работают на рынке. Речь идет об Айкыне Толепбергене и Макпал Исабековой.

Известный продюсер Алуа Конарова взяла под свое крыло группу RinGo. Ни один из участников этого казахстанского бойз-бенда не стал победителем конкурса SuperStar.kz или X-фактор, но, несмотря на это, они заняли свое место на эстраде.

После очередного сезона победителя конкурса Нуржана Керменбаева, больше известного под псевдонимом Капкарашка, финалистов проекта Рената Малцагова, Евгения Гартунга и Ерлана Алимова пригласили для работы в группе «Перцы». А Динара Коскельдиева, Жанар Хамитова, Анастасия Усова и Алтынай Сапаргалиева были объединены в группу China Town. Оба проекта просуществовали недолго, но многие из участников все еще связаны со сценой.

Кто такой продюсер и что он должен уметь делать?

Продюсер – это человек, который очень часто по совместительству является организатором, менеджером, маркетологом и инвестором проекта. Именно от него во многом зависит успех исполнителя.

По данным представителей hh.kz, в вакансиях на должность продюсера на их сайте прописано, что в основные обязанности продюсера входит подбор кадров – сольных исполнителей, хорео­графов, музыкантов, авторов слов и композиторов.

Следующей обязанностью является финансовое обеспечение (формируемое за счет спонсоров, продажи дисков и гастрольных туров) артиста и его команды, в том числе разработка детализированного бюджета и его контроль.

Продюсер ответственен за организацию съемок клипа, запись дисков, старт PR-компании, планирование выступлений и гастролей. Будущие костюмы и грим во время выступления тоже контролируются продюсерами.

Помимо перечисленных обязанностей, продюсер должен уметь организовать для своего подопечного концерт, гастроли, частные и корпоративные коммерческие мероприятия, участие в сборных концертах и госзаказах.

Также он должен участвовать в публичных мероприятиях, связанных с проектом, уметь привлечь информационных парт­неров и спонсоров и активно взаимодействовать с пресс-службами партнеров.

Основные требования к продюсеру на сайте hh.kz: опыт работы в шоу-бизнесе от трех лет, знание иностранных языков, креативный подход, коммуникабельность, личная ответственность, аналитические способности, знания в области маркетинга, PR, рекламы.

Сколько продюсерам приходится потратить

Для того, чтобы узнать о затратах продюсеров, «Курсив» обратился к нескольким продюсерам и продюсерским центрам с официальным запросом. Многие из них, ссылаясь на коммерческую тайну или чрезвычайную занятость, отказались отвечать на наши вопросы.

Но в одном из продюсерских центров города Алматы – KS Production, через который прошло немало ныне работающих артистов (рок-певица Асем, этно-фольклорный ансамбль «Туран», этно-джазовый дуэт ST Brothers, трио «Парнас»,
этно-трио «Тенгри», Меруерт Мус­рали), все же поделились своими средними расходами.

Первое и важное дело продюсера – это выбор подопечного и команды, с которой он будет работать. У хороших продюсеров – чутье на будущих звезд. Продюсеры нередко упоминают в СМИ, что исполнителю не обязательно иметь высшее или среднее музыкальное образование, чтобы стать популярным. Есть множество талантливых ребят без спецобразования.

После того, как продюсер выбрал подопечного, начинается работа над репертуаром – поиск и рассмотрение авторов текстов и музыки.

Как отметили представители KS Production, текст песни в среднем обходится продюсерскому центру в сумму от $200 до $500. Композитору за одну песню центр оплачивает от $500 до $1500.

После того, как исполнитель найден, а слова и музыка песни подготовлены, необходимо обратиться к услугам аранжировщика. Аранжировка – это изменение темпов, ритма и размеров музыкального произведения. Аранжировщик выбирает музыкальные инструменты и придумывает партии для них, находит сочетания тембров и правильную насыщенность звучания всей композиции. То есть работа аранжировщика заключается в переработке музыкального произведения.

Процесс записи песни – это еще не конец. После нужно еще провести сведение. Сведение – это этап создания фонограммы, заключающийся в отборе и редактировании исходных записанных треков, объединении их в единый проект и обработке эффектами.

Средние затраты продюсерского центра KS Production на запись, сведение и аранжировку составляют от $1 тыс. до $2 тыс.

Если продюсер решает, что необходимо снять видеоклип, то на него в среднем нужно будет потратить еще как минимум $5–10 тыс., верхняя ценовая планка зависит от идеи, концепции и даже режиссера клипа.

По данным украинской компании Сinema Friends Production, стоимость видеоклипа зависит от сложности идеи, количества локаций для съемки клипа, цены аренды съемочных павильонов, работы массовки и актеров, количества времени, затраченного командой на съемки и расходов на постпродакшн.

Специалисты продакш-компании отмечают, что за более чем 60 лет с момента бума в музыкальной индустрии подход к созданию клипов изменился. Режиссеры и исполнители не стесняются пафосных решений, массовок, ярких пейзажей и спецэффектов. Сейчас песня приобретает большее признание именно благодаря эффектному видеоклипу.

Помимо основных затрат на сам клип, есть еще дополнительные затраты, которые являются неотъемлемой частью съемочного процесса. Во-первых, это затраты на грим (макияж, укладка и т. д.). Стоимость таких услуг за один съемочный день составляет от $300 до $500. Во-вторых, это затраты на костюмы. Средние затраты KS Production по этой статье – от $500 до $3 тыс. Как рассказали в продюсерском центре, цена костюмов зависит, во-первых, от того, кто является дизайнером, и, во-вторых, от того, сколько образов будет в клипе.

Съемкой клипа для будущей звезды затраты продюсера не заканчиваются. Чтобы видеоклип увидели зрители, снова нужно заплатить, но уже телеканалам. Ротация на каналах по их прайс-листу, по данным того же продюсерского центра, обойдется в  $1–5 тыс. Цена зависит от количества дней и времени суток, когда клип будет в ротации.

После того, как артист уже записал несколько песен (обычно это 10–12 песен), продюсер начинает задумываться о записи альбома. На запись альбома в KS Production тратят в среднем $10–15 тыс.

Для всех рекламных постов и объявлений нужны будут профессионально отснятые фотографии. А стоит это недешево – от $1 тыс.

Исходя из озвученных данных, получается, что общие затраты продюсерского центра на одну песню с клипом составляют от $9500 до $23 500 (не включая запись альбома).

Еще один эксперт из шоу-бизнеса, сам уже состоявшийся артист, пожелавший остаться неизвестным, озвучил «Курсиву» свои минимальные затраты на одну песню. По данным собеседника издания, за слова к песне можно заплатить 50 тыс. тенге ($128 по курсу Национального банка), а за музыку к ней – 100 тыс. тенге ($257). Аранжировку, запись и сведение можно сделать за 320 тыс. тенге ($822).

«Съемка клипа, как минимум, будет стоить 2 млн тенге (от $5135)», – отметил представитель эстрады.

Как делят между собой доходы продюсер и артист

Практически все затраты в начале пути будущей звезды несет продюсер. И у него нет никаких гарантий, что его подопечный не провалится, а займет свое место в этом высококонкурентном бизнесе. Но в случае положительного результата и признания артиста продюсер останется в выигрыше.

Доходы, полученные начинающими артистами, как правило, делятся в таком соотношении: 80% продюсеру и 20% самому исполнителю. Если артист состоявшийся, то обычно это 50 на 50% или 60 на 40%, но есть и вариант «как договорятся».

звезда копия.png

 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций