Перейти к основному содержанию

22305 просмотров

Рейтинг наиболее затратных министерств РК по итогам 2016 года

В 2016 году в первую тройку наиболее затратных ведомств в Казахстане вошли министерство здравоохранения и социального развития, министерство финансов и министерство национальной экономики

Рейтинг наиболее затратных министерств РК по итогам 2016 года

Рейтинг наиболее затратных министерств РК по итогам 2016 года

Согласно отчету Министерства финансов РК расходы республиканского бюджета в 2016 году составили 8,88 трлн тенге, увеличившись на 18,91% или 1,41 трлн тенге по сравнению с предыдущим годом, тогда как в 2015 году показатель вырос всего на 0,51%. Затраты государства возросли в основном за счет роста расходов на соцобеспечение и обслуживание госдолга.

Увеличение расходов республиканского бюджета напрямую связано с ростом доходов государства. К примеру, налоговые поступления, которые обеспечивают половину поступлений республиканского бюджета, в 2016 году выросли на 28,3% по сравнению с показателем 2015 года.

Эксперты отмечают, что бюджет страны все еще напрямую зависит от нефтяных цен. К слову, трансферты из Национального фонда в 2016 году составили 2,86 трлн тенге, что соответствует третьей части всех поступлений в республиканский бюджет. Стоить отметить, что цены на нефть марки Brent за 2016 год выросли на 50,6% с $37,22 за баррель до $56,14.

Затраты бюджета в абсолютном выражении выросли сильнее, чем доходы, отмечают в Ассоциации финансистов Казахстана: если совокупные поступления по итогам года увеличились на 655,7 млрд тенге (9,3%), то агрегированные расходы увеличились на 1 936 трлн тенге (23,4%). В структуре расходов 46,1% приходится на социальную помощь и обеспечение (1,9 трлн тенге), образование (1,7 трлн тенге) и здравоохранение (1,0 трлн тенге).

В 2016 году в ведомственном составе правительства РК произошли некоторые изменения, которые также повлияли на рост расходной части казны. Так, в состав органов администрации госуправления были включены – министерство информации и коммуникаций, министерство оборонной и аэрокосмической промышленности, министерство по делам религий и гражданского общества. Совокупные расходы данных министерств в 2016 году составили 151,07 млрд тенге.

Наибольший относительный рост расходов показали минсельхоз, министерство иностранных дел и министерство здравоохранения и социального развития. Сокращение расходов больше всего коснулось министерства энергетики, министерства культуры и спорта и министерства обороны.

Так, в 2016 году больше других средств было затрачено министерством здравоохранения и социального развития. Суммарная величина расходов достигла 3,03 трлн тенге. Министерство было образовано в 2013 году в результате слияния министерства труда и социальной защиты населения с министерством здравоохранения, в начале 2017 года министерство снова было разделено.

Доля расходов администратора от общего объема затрат государственных органов составила 34,2% против 30,26% в 2015 году. 60,0% из них было потрачено на социальное обеспечение отдельных категорий граждан – 1,82 трлн тенге (в 2015 году – 1,38 трлн тенге). Значительно возросли государственные расходы на обеспечение населения медицинской помощью в рамках Единой национальной системы здравоохранения – с 224,90 млрд тенге в 2015 году до 599,93 млрд тенге в 2016 году, что соответствует 20% всех расходов министерства. На обеспечение населения медицинской помощью вне ЕНСЗ и развития инфраструктуры министерство потратило дополнительно 111,46 млрд тенге.

В среднем, за последние 5 лет динамика расходов министерства здравоохранения и социального развития (в ранние годы, включая расходы объединённых ведомств) показывает средний ежегодный рост на 16,62%. В 2016 году по сравнению с предыдущим годом расходы министерства возросли на 34,3%, что значительно больше показателя в 2015 году по сравнению с 2014 годом – 7,79%.

Согласно данным министерства труда и социальной защиты населения РК, предоставленных редакции «Къ», на 2017 год министерству выделено 2 152,56 млрд тенге, в том числе расходы на социальные выплаты составляют 96,6% от суммы на 2017 год (рост на 16,1% по сравнению с 2016 годом). Основное увеличение расходов министерства связано с ежегодным повышением размеров солидарных пенсий, базовой пенсионной выплаты и пособий в соответствии с макроэкономическими показателями, отмечают в министерстве.

Кроме того, во исполнение поручения президента РК Н.А. Назарбаева, предусмотрены расходы на повышение с 1 июля 2017 года размеров пенсионных выплат и единовременных пособий на рождение ребенка до 20% к уровню 2016 года.

Министерство здравоохранения Республики Казахстан на запрос «Къ» касательно расходов МЗСР РК сообщило следующее: «Рост расходов министерства в 2016 году обусловлен тем, что в соответствии с Посланием Президента РК от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» с 1 января 2016 года повышена заработная плата работников здравоохранения от 7 до2 8 %, повышен размер стипендии на 25%, а также выделены дополнительные средства на курсовую разницу в связи с изменением курса тенге к доллару от 330 тенге до 360 тенге на приобретение лекарственных средств импортного производства и других расходов, привязанных к курсу доллара. Кроме того, в 2016 году МЗСР РК переданы расходы на закуп вакцин с Министерства национальной экономики РК».

Уточненный бюджет Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 2017 год составляет 1 038,81 млрд тенге. Рост расходов в текущем году связан с тем, что функции некоторых ведомств после реорганизации МЗСР РК были переданы Минздраву. К примеру, полномочия МНЭ РК по реализации государственной политики в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения переданы в Министерство здравоохранения Республики Казахстан.

Полномочия Минздрава после реорганизации были расширены. В рамках подготовки к внедрению обязательного социального медицинского страхования с 2018 года расходы местных бюджетов на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи переданы на республиканский. Расходы школьной медицины переданы из системы образования в систему здравоохранения и указанные расходы местных бюджетов переданы на республиканский уровень.

На втором месте министерство финансов, затраты которого за 2016 год составили 1,95 трлн тенге (22,0% от совокупного объема расходов центральных госорганов). За год расходы министерства возросли на 13,49% или 231,93 млрд тенге.

В структуре затрат министерства чуть меньше половины занимают субвенции областным бюджетам – 836,88 млрд тенге (904,37 млрд тенге в 2015 году). Рост расходов министерства в основном произошел за счет обслуживания и погашения госзаймов. Так значительно было затрачено на обслуживание правительственного долга – 523,21 млрд тенге, что составляет 26,82% от всех затрат Минфина. Чуть меньше было израсходовано на погашение правительственного долга – 381,18 млрд тенге или 19,54%.

На третьем месте также министерство национальной экономики, расходы которого за 2016 год обозначились в размере 888,33 млрд тенге, показав за год рост всего 2,46%. Для сравнения, за последние пять лет расходы министерства демонстрировали годовой рост в среднем 25%. Министерство осуществляет широкий спектр деятельности, от стратегического планирования до защиты прав потребителей.

Наибольшие затраты пришлись на целевое перечисление в АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017» – 30,1% или 267,01 млрд тенге. Следом идут расходы на увеличение уставного капитала АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики – 14,7% или 130,58 млрд тенге. На реализацию мероприятий в сфере жилищного хозяйства в рамках Программы развития регионов до 2020 года государство в лице МНЭ РК потратило 99,44 млрд тенге или 11,2% от всех расходов министерства. На реализацию мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства по этой же программе было потрачено 58,02 млрд тенге. В рамках «Дорожной карты бизнеса 2020» за год израсходовано 53,83 млрд тенге.

В 2016 министерство сэкономило на следующих видах расходов, которые были в предыдущем: проведение мероприятий за счет резерва правительства РК на неотложные затраты – сумма экономии составила 53,88 млрд тенге, целевые трансферты местным бюджетам на развитие системы водоснабжения и водоотведения – 40,93 млрд тенге и на проектирование, развитие и (или) обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры – 39,49 млрд тенге. Тогда как наибольший рост наблюдался по статье расходов на ЭКСПО-2017, куда в 2016 году потратили на 112,96 млрд тенге больше.

Четвертое место в списке занимает министерство по инвестициям и развитию, расходы за 2016 год которого оцениваются в 737,34 млрд тенге. В министерстве отметили, что освоенные средства ориентированы на выполнение двух основных стратегических направлений: создание условий для индустриально-инновационного развития страны, обеспечение промышленной безопасности и опережающее развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения потребности экономики и реализации транзитного потенциала.

По итогам 2016 года затраты ведомства увеличились на 7,11% по сравнению с предыдущим годом. В 2016 году отсутствовали такие крупные расходы, как целевые трансферты местным бюджетам на развитие транспортной инфраструктуры, проведение мероприятий за счет резерва правительства РК и проведение государственной информационной политики.

44,3% всех расходов министерства приходится на развитие автомобильных дорог на республиканском уровне – 327,00 млрд тенге, еще 13,6% или 100,62 млрд тенге на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования.

Вместе с тем, в целях реализации поставленных задач перед министерством в 2016 году в бюджете ведомства наблюдались изменения (план/факт) в сторону увеличения по следующим мероприятиям:

- Бюджетный кредит АО «НУХ «Байтерек» на общую сумму 117 млрд тенге, в том числе: финансирование инвестиционных проектов в рамках реализации госпрограммы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы – 75,0 млрд тенге; строительство арендного жилья – 19,1 млрд тенге; финансирование обновления парка пассажирских вагонов через АО «БРК-Лизинг» – 12,9 млрд тенге; обеспечение конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики – 10,0 млрд тенге;

- Увеличение уставного капитала АО «НУХ «Байтерек» на сумму 24,0 млрд тенге, в том числе: поддержка отечественных экспортеров – 14,0 млрд тенге; реализация механизма гарантирования долевых вкладов – 10,0 млрд тенге; выплата компенсаций по вкладам в жилищные строительные сбережения – 18,7 млрд тенге.

Ко всему прочему, МИР РК за 2016 год осуществил целевые трансферты местным исполнительным органам на продолжение реализации таких проектов, как строительство системы легкорельсового транспорта LRT в городе Астана – 27,1 млрд тенге и строительство второго пускового комплекса второй очереди метрополитена города Алматы – 7,0 млрд тенге.

Пятерку министерств с самыми крупными расходами замыкает министерство образования и науки, которое сместило с этой позиции Министерство обороны. Затраты на образование и науку государства в прошлом году составили 490,71 млрд тенге или 5,5% от общих расходов республиканского бюджета. По сравнению с 2015 годом расходы министерства показали рост 18,71%, что является наибольшим с 2012 года. Данная тенденция обусловлена стартом работы государственной программы развития образования и науки, рассчитанной на 2016-2019 годы.

Почти треть всех расходов министерства направляется на обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием – 148,17 млрд тенге. Расходы на обеспечение кадрами с техническим и профессиональным образованием составили 18,90 млрд тенге. Обеспечение доступности дошкольного и школьного образования стоило государству 100,05 млрд тенге и 97,69 млрд тенге соответственно.

Значительно выросли расходы на целевой вклад в АОО «Назарбаев Университет» с 1,12 млрд тенге в 2015 году до 60,22 млрд тенге в 2016 году. Целевой вклад в АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», напротив, сократился на 3,3% и составил 17,92 млрд тенге. В числе расходов министерства также фигурирует статья «развитие науки», на что было затрачено 27,23 млрд тенге.

Расходы министерства обороны, в отличие от первой пятерки, несколько сократились. В 2016 году министерство в совокупности потратило 405,17 млрд тенге, что на 11,49 млрд тенге или 2,76% меньше чем в предыдущем году. За последние пять лет уменьшение расходов на оборону не наблюдалось, напротив, расходы министерства росли в среднем на 20% в год. Государственные расходы на оборону в 2016 году составили 4,6% от совокупного объема республиканского бюджета против 5,6% в 2015 году.

93,3% всех затрат или 378,17 млрд тенге были направлены на обеспечение боеспособности вооруженных сил РК, в 2015 году на повышение боеспособности потратили несколько меньше – «всего» 206,24 млрд тенге. Расходы министерства уменьшились за счет экономии на таких видах затрат, как капитальные расходы вооруженных сил РК, строительство объектов вооруженных сил, проведение мероприятий за счет резерва правительства РК на неотложные затраты и создание автоматизированной системы управления вооруженных сил, на которые в совокупности было потрачено 186,13 млрд тенге. В 2016 году такие затраты отсутствовали.

Между тем, новоиспеченные министерства активно разворачивают свою деятельность. К примеру, расходы министерства оборонной и аэрокосмической промышленности РК за 2016 год составили 20,95 млрд тенге, что позволило ведомству обосноваться на 19 месте рейтинга.

Согласно сообщению МОАП РК, основными статьями расходов в 2016 году явились: создание целевых космических систем, технологий и их использование; реализация мероприятий мобилизационной подготовки, мобилизации и формирования государственного материального резерва; содержание министерства.

При этом бюджет министерства на текущий год увеличился более чем в два раза – до 49,27 млрд тенге. «В 2017 году расходы МОАП РК возрастут в связи с увеличением финансирования инвестиционных проектов, реализуемых министерством», - отметили в ведомстве.

Фото: astana2050.kz

banner_wsj.gif

4292 просмотра

Сколько заработали компании по страхованию жизни в Казахстане

Около 16% доходов пришлось на инвестиционную деятельность

Фото: Depositphotos/Baurka

В Казахстане функционируют семь компаний по страхованию жизни (КСЖ). Одной из статей в общей структуре доходов являются доходы от инвестирования активов. «Курсив» выяснил, куда вкладывают средства КСЖ и сколько они заработали на такой деятельности.

Совокупные активы компаний по страхованию жизни в Казахстане, по данным Национального банка, на начало октября 2019 года составили 396,9 млрд тенге. В аналогичный период 2018 года активы были значительно ниже – 314,1 млрд тенге.

Собственный капитал таких организаций в этом году достиг 65,7 млрд тенге, увеличившись на 42% – с 46,4 млрд тенге в начале октября 2018 года. Сумма собранных страховых премий выросла за год с 89,6 млрд тенге до 139,1 млрд тенге на 1 октября 2019 года.

Расходы по осуществлению страховых выплат приблизились к 15,8 млрд тенге против 13,4 млрд тенге в прошлом году.

Нераспределенный доход (прибыль) компаний по страхованию жизни составил 14,1 млрд тенге. Аналогичный прошлогодний показатель – 11,3 млрд тенге.

Доходы от инвестиционной деятельности

Из отчетов о прибылях и убытках компаний по страхованию жизни следует, что инвестиционные доходы всех организаций (без учета расходов) на рынке составили 23,7 млрд тенге. Тогда как совокупные доходы КСЖ приблизились к 151,2 млрд тенге. Отметим, что основной деятельностью таких компаний является страхование, а не инвестирование.

Как правило, крупные страховые компании в силу размеров активов имеют возможность инвестировать больше средств и, соответственно, получать больший доход. Важное значение имеет инвестиционная политика самой компании – консервативная («меньший риск – меньшая доходность»), агрессивная («больший риск – большая доходность») или умеренная.

По данным финансовых отчетов КСЖ, общие доходы самой крупной компании по страхованию жизни «Халык-Life» за январь – сентябрь 2019 года составили 62,5 млрд тенге, в том числе от инвестиционной деятельности – 10,3 млрд тенге, или 16,5% от всех доходов. В прош­лом году доходы от инвестирования равнялись 5,8 млрд тенге, что на 78,5% меньше показателя этого года.

Отметим, что общие активы КСЖ на 1 октября этого года увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 111,5% и достигли почти 163 млрд тенге.

Nomad Life является второй по размерам активов компанией на рынке. Объем активов на начало октября текущего года приблизился к 124,4 млрд тенге. Еще в прошлом году такой показатель был на уровне 78,8 млрд тенге. Рост составил более 57% за год.

Компания за девять месяцев смогла получить доход, равный 48,5 млрд тенге, в том числе за счет инвестиционной деятельности – 6,9 млрд тенге (14,2% от совокупных доходов), за счет основной деятельности (страховой) – 41,6 млрд тенге. В аналогичный период прошлого года инвестиционный доход компании был на уровне 6,3 млрд тенге.

Государственная аннуитетная компания (ГАК) с активами в размере 36,1 млрд за анализируемый период за счет инвестиционной деятельности получила 2,3 млрд тенге дохода. Общие доходы приравнивались к 4,3 млрд тенге. Доля инвестиционного дохода от всех доходов составляла 54,9%.

Standard Life c активами в размере 33,6 млрд тенге получила общий доход в размере 10,6 млрд тенге, в том числе от инвестиционной деятельности – 2,1 млрд тенге (19,7% от всех доходов организации).

«Европейская страховая компания» с активами в размере 15,9 млрд тенге заработала за три квартала 19,1 млрд тенге против 11,6 млрд тенге в прошлом году. Из всей суммы доходов на инвестиционную деятельность пришлось 0,8 млрд тенге (4,2% от всех доходов), все остальное – на страховую деятельность.

Совокупные доходы Freedom Finance Life достигли 15,5 млрд тенге. Доходы от инвестиционной деятельности – 0,9 млрд тенге (18,9% от всех доходов), от страховой – 4,6 млрд тенге. Совокупные активы приравнивались к 14,9 млрд тенге. Инвестдоход компании за аналогичный период прошлого года – 0,7 млрд тенге.

В 2019 году на рынок страхования жизни Казахстана вышла дочерняя компания страховой компании «Евразия» с одноименным названием. Общие активы компании составили на 1 октября текущего года 9 млрд тенге. С начала открытия компания смогла заработать 0,8 млрд тенге, в том числе от страховой и инвестиционной деятельности по 0,4 млрд тенге. Напомним, КСЖ была выдана лицензия Национального банка в начале марта 2019 года.

Инвестиционный портфель страховых компаний

АО «Халык-Life» имеет самый большой инвестиционный портфель на рынке страхования жизни – по состоянию на 1 октября 2019 года он составлял 143,6 млрд тенге. Прирост к началу года составил 14%.

Причинами заметного роста инвестиционного портфеля и активов в целом стало присоединение в прошлом году к страховой компании КСЖ «Казкоммерц-Life» и рост объемов бизнеса.

По данным страховой компании, основную долю в инвестиционном портфеле занимают ценные бумаги (87,8%) как казахстанских, так и иностранных эмитентов, далее следуют депозиты (11,8%) и операции обратного РЕПО (0,4%).

В «Халык-Life» сообщили, что в структуре инвестиционного портфеля компании по сравнению с началом года выросла доля негосударственных ценных бумаг казахстанских эмитентов на 14 процентных пунктов в абсолютном выражении (с 25% до 39%).

Доля государственных ценных бумаг в инвестиционном портфеле выросла на 8 процентных пунктов в абсолютном выражении (с 30% до 38%), доля обратного РЕПО снизилась с 18% до 0,4%.

«Изменение инвестиционного портфеля связано исключительно с целью максимизации рентабельности инвестиций», – отметили в страховой компании.

В другой компании по страхованию жизни, Nomad Life, рассказали, что при формировании активов инвестиционного портфеля КСЖ учитывает кредитное качество активов с целью обеспечения средневзвешенного долгосрочного кредитного рейтинга инвестиционного портфеля на уровне не ниже «BB» по шкале S&P. Также компанией установлены ограничения по инвестициям в активы с рейтингом «B+», «B», «B-» – не более 5% от суммы активов.

Инвестиционный портфель компании формируется прежде всего с учетом основного принципа – иммунизации обязательств по срокам (Liability driven investing).

Иммунизация – это формирование структуры инвестиционного портфеля с учетом структуры срочности обязательств компании.

Кроме LDI компания использует и тактическое управление инвестиционным портфелем. При тактическом управлении инвестиционным портфелем компания может не применять 100%-ное покрытие обязательств по срокам и определять те активы для инвестирования, по которым доходность выше, но все остальные параметры остаются без изменений. Данное отклонение в структуре портфеля допустимо при наличии surplus (в переводе с англ. – «избыток»), то есть когда сумма активов больше суммы обязательств.

Инвестиционный портфель КСЖ на 1 октября 2019 года составил 117,9 млрд тенге. Доля государственных ценных бумаг составила 31,7%, ценных бумаг и средств в депозитах банков второго уровня – 33,6%, ценных бумаг прочих эмитентов – 17%, ценных бумаг международных финансовых организаций – 7,9%, ценных бумаг нерезидентов Республики Казахстан – 5%, облигаций АО «Банк Развития Казахстана» – 4,4%, денежных средств – 0,1%.

По данным компании, средневзвешенная доходность инвестиционного портфеля на начало октября текущего года составила 8,17%.

В компании отметили, что такой уровень доходности является комфортным для них уровнем, так как позволяет исполнять все принятые на себя обязательства и при этом поддерживать кредитное качество активов.

В КСЖ «Государственная аннуитетная компания» рассказали, что на 1 октября инвестиционный портфель компании приравнивался к 33,5 млрд тенге, в том числе ценные бумаги – 22,8 млрд тенге (68,1%), среди них облигации – 22,5 млрд тенге (67,2%), акции – 0,3 млрд тенге (0,9%). Депозиты в портфеле достигли уровня 10,7 млрд тенге (31,9%).

В ГАК напомнили, что инвестиционный портфель компании на 1 января 2019 года составлял 32,8 млрд тенге, более 52% из которых приходилось на ценные бумаги (17,2 млрд тенге), 41,3% – на депозиты (13,6 млрд тенге) и 6,2% – на операции РЕПО (около 2 млрд тенге).

Доля депозитов за девять месяцев снизилась с 41,3% до 31,9%, доля ценных бумаг увеличилась с 52,1% до 67,2%. Как отметили в компании, за счет изменения структуры инвестиционного портфеля компании удалось увеличить процентные доходы.

В ГАК подчеркнули, что основными принципами политики компании являются обеспечение стабильного прироста активов и умеренная консервативная политика вложений с учетом принципов возвратности, диверсификации, прибыльности, ликвидности.

Инвестиционный портфель КСЖ Freedom Finance Life на 1 октября 2019 года составлял почти 13 млрд тенге. Структура портфеля КСЖ состоит на 78,8% из ценных бумаг, в том числе государственные бумаги – 14,7%, облигации банков второго уровня РК – 22,3%, облигации казахстанских компаний – 26,1%, акции казахстанских компаний – 4,2%, а также операций обратного РЕПО – 14,3%, вкладов – 6,3% и денег – 0,7%.

В компании поделились, что средства КСЖ размещаются в суверенные облигации таких стран, как Турция и РФ, акции ведущих международных компаний и облигации крупнейших зарубежных банков. Основной костяк портфеля – это казахстанские квазигосударственные облигации АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и его дочерних компаний. Компания распределяет инвестиции в различные секторы экономики, придерживаясь принципа максимальной диверсификации портфеля.

На 1 января 2019 года объем такого портфеля составлял только 8,8 млрд тенге. Увеличение портфеля в значительной степени было вызвано поступлением страховых премий по договорам страхования.

На начало октября этого года доходность инвестирования с учетом нереализованного дохода составила 13,1%.

Компания размещает собранные страховые премии в ценные бумаги, опираясь на умеренно консервативную инвестиционную стратегию.

Как отметили представители компании, в первую очередь данная стратегия строится на обслуживании обязательств компании перед клиентами, в том числе и по добровольным видам страхования. Например, по 10-летнему пенсионному аннуитету компания имеет «длинные» обязательства, и КСЖ соответственно нужны ценные бумаги, которые смогут не только перекрыть расходы по данным обязательствам, но и дать дополнительный доход.

Поэтому компания балансирует между 10-15-летними государственными облигациями и более доходными корпоративными ценными бумагами, постоянно отслеживая, чтобы доходы по ценным бумагам покрывали обязательства по добровольным накопительным видам страхования.

В заключение в КСЖ Freedom Finance Life подчеркнули, что на текущий момент портфель компании – один из самых диверсифицированных на страховом рынке и состоит из 36 различных выпусков ценных бумаг. Но даже при таком умеренно консервативном подходе компании удается опережать ставки по депозитам банков второго уровня.

Отметим, что опрошенные изданием «Курсив» страховые компании формируют консервативный инвестиционный портфель, инвестируя преимущественно в ценные бумаги (государственные и казахстанских эмитентов) и в депозиты банков второго уровня, что снижает риски вложений.

Все остальные страховые компании по тем или иным причинам отказались отвечать на запрос издания, поясняя это нежеланием раскрывать коммерческую тайную или в силу занятости.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif