Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


21749 просмотров

Рейтинг наиболее затратных министерств РК по итогам 2016 года

В 2016 году в первую тройку наиболее затратных ведомств в Казахстане вошли министерство здравоохранения и социального развития, министерство финансов и министерство национальной экономики

Рейтинг наиболее затратных министерств РК по итогам 2016 года

Рейтинг наиболее затратных министерств РК по итогам 2016 года

Согласно отчету Министерства финансов РК расходы республиканского бюджета в 2016 году составили 8,88 трлн тенге, увеличившись на 18,91% или 1,41 трлн тенге по сравнению с предыдущим годом, тогда как в 2015 году показатель вырос всего на 0,51%. Затраты государства возросли в основном за счет роста расходов на соцобеспечение и обслуживание госдолга.

Увеличение расходов республиканского бюджета напрямую связано с ростом доходов государства. К примеру, налоговые поступления, которые обеспечивают половину поступлений республиканского бюджета, в 2016 году выросли на 28,3% по сравнению с показателем 2015 года.

Эксперты отмечают, что бюджет страны все еще напрямую зависит от нефтяных цен. К слову, трансферты из Национального фонда в 2016 году составили 2,86 трлн тенге, что соответствует третьей части всех поступлений в республиканский бюджет. Стоить отметить, что цены на нефть марки Brent за 2016 год выросли на 50,6% с $37,22 за баррель до $56,14.

Затраты бюджета в абсолютном выражении выросли сильнее, чем доходы, отмечают в Ассоциации финансистов Казахстана: если совокупные поступления по итогам года увеличились на 655,7 млрд тенге (9,3%), то агрегированные расходы увеличились на 1 936 трлн тенге (23,4%). В структуре расходов 46,1% приходится на социальную помощь и обеспечение (1,9 трлн тенге), образование (1,7 трлн тенге) и здравоохранение (1,0 трлн тенге).

В 2016 году в ведомственном составе правительства РК произошли некоторые изменения, которые также повлияли на рост расходной части казны. Так, в состав органов администрации госуправления были включены – министерство информации и коммуникаций, министерство оборонной и аэрокосмической промышленности, министерство по делам религий и гражданского общества. Совокупные расходы данных министерств в 2016 году составили 151,07 млрд тенге.

Наибольший относительный рост расходов показали минсельхоз, министерство иностранных дел и министерство здравоохранения и социального развития. Сокращение расходов больше всего коснулось министерства энергетики, министерства культуры и спорта и министерства обороны.

Так, в 2016 году больше других средств было затрачено министерством здравоохранения и социального развития. Суммарная величина расходов достигла 3,03 трлн тенге. Министерство было образовано в 2013 году в результате слияния министерства труда и социальной защиты населения с министерством здравоохранения, в начале 2017 года министерство снова было разделено.

Доля расходов администратора от общего объема затрат государственных органов составила 34,2% против 30,26% в 2015 году. 60,0% из них было потрачено на социальное обеспечение отдельных категорий граждан – 1,82 трлн тенге (в 2015 году – 1,38 трлн тенге). Значительно возросли государственные расходы на обеспечение населения медицинской помощью в рамках Единой национальной системы здравоохранения – с 224,90 млрд тенге в 2015 году до 599,93 млрд тенге в 2016 году, что соответствует 20% всех расходов министерства. На обеспечение населения медицинской помощью вне ЕНСЗ и развития инфраструктуры министерство потратило дополнительно 111,46 млрд тенге.

В среднем, за последние 5 лет динамика расходов министерства здравоохранения и социального развития (в ранние годы, включая расходы объединённых ведомств) показывает средний ежегодный рост на 16,62%. В 2016 году по сравнению с предыдущим годом расходы министерства возросли на 34,3%, что значительно больше показателя в 2015 году по сравнению с 2014 годом – 7,79%.

Согласно данным министерства труда и социальной защиты населения РК, предоставленных редакции «Къ», на 2017 год министерству выделено 2 152,56 млрд тенге, в том числе расходы на социальные выплаты составляют 96,6% от суммы на 2017 год (рост на 16,1% по сравнению с 2016 годом). Основное увеличение расходов министерства связано с ежегодным повышением размеров солидарных пенсий, базовой пенсионной выплаты и пособий в соответствии с макроэкономическими показателями, отмечают в министерстве.

Кроме того, во исполнение поручения президента РК Н.А. Назарбаева, предусмотрены расходы на повышение с 1 июля 2017 года размеров пенсионных выплат и единовременных пособий на рождение ребенка до 20% к уровню 2016 года.

Министерство здравоохранения Республики Казахстан на запрос «Къ» касательно расходов МЗСР РК сообщило следующее: «Рост расходов министерства в 2016 году обусловлен тем, что в соответствии с Посланием Президента РК от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» с 1 января 2016 года повышена заработная плата работников здравоохранения от 7 до2 8 %, повышен размер стипендии на 25%, а также выделены дополнительные средства на курсовую разницу в связи с изменением курса тенге к доллару от 330 тенге до 360 тенге на приобретение лекарственных средств импортного производства и других расходов, привязанных к курсу доллара. Кроме того, в 2016 году МЗСР РК переданы расходы на закуп вакцин с Министерства национальной экономики РК».

Уточненный бюджет Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 2017 год составляет 1 038,81 млрд тенге. Рост расходов в текущем году связан с тем, что функции некоторых ведомств после реорганизации МЗСР РК были переданы Минздраву. К примеру, полномочия МНЭ РК по реализации государственной политики в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения переданы в Министерство здравоохранения Республики Казахстан.

Полномочия Минздрава после реорганизации были расширены. В рамках подготовки к внедрению обязательного социального медицинского страхования с 2018 года расходы местных бюджетов на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи переданы на республиканский. Расходы школьной медицины переданы из системы образования в систему здравоохранения и указанные расходы местных бюджетов переданы на республиканский уровень.

На втором месте министерство финансов, затраты которого за 2016 год составили 1,95 трлн тенге (22,0% от совокупного объема расходов центральных госорганов). За год расходы министерства возросли на 13,49% или 231,93 млрд тенге.

В структуре затрат министерства чуть меньше половины занимают субвенции областным бюджетам – 836,88 млрд тенге (904,37 млрд тенге в 2015 году). Рост расходов министерства в основном произошел за счет обслуживания и погашения госзаймов. Так значительно было затрачено на обслуживание правительственного долга – 523,21 млрд тенге, что составляет 26,82% от всех затрат Минфина. Чуть меньше было израсходовано на погашение правительственного долга – 381,18 млрд тенге или 19,54%.

На третьем месте также министерство национальной экономики, расходы которого за 2016 год обозначились в размере 888,33 млрд тенге, показав за год рост всего 2,46%. Для сравнения, за последние пять лет расходы министерства демонстрировали годовой рост в среднем 25%. Министерство осуществляет широкий спектр деятельности, от стратегического планирования до защиты прав потребителей.

Наибольшие затраты пришлись на целевое перечисление в АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017» – 30,1% или 267,01 млрд тенге. Следом идут расходы на увеличение уставного капитала АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики – 14,7% или 130,58 млрд тенге. На реализацию мероприятий в сфере жилищного хозяйства в рамках Программы развития регионов до 2020 года государство в лице МНЭ РК потратило 99,44 млрд тенге или 11,2% от всех расходов министерства. На реализацию мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства по этой же программе было потрачено 58,02 млрд тенге. В рамках «Дорожной карты бизнеса 2020» за год израсходовано 53,83 млрд тенге.

В 2016 министерство сэкономило на следующих видах расходов, которые были в предыдущем: проведение мероприятий за счет резерва правительства РК на неотложные затраты – сумма экономии составила 53,88 млрд тенге, целевые трансферты местным бюджетам на развитие системы водоснабжения и водоотведения – 40,93 млрд тенге и на проектирование, развитие и (или) обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры – 39,49 млрд тенге. Тогда как наибольший рост наблюдался по статье расходов на ЭКСПО-2017, куда в 2016 году потратили на 112,96 млрд тенге больше.

Четвертое место в списке занимает министерство по инвестициям и развитию, расходы за 2016 год которого оцениваются в 737,34 млрд тенге. В министерстве отметили, что освоенные средства ориентированы на выполнение двух основных стратегических направлений: создание условий для индустриально-инновационного развития страны, обеспечение промышленной безопасности и опережающее развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения потребности экономики и реализации транзитного потенциала.

По итогам 2016 года затраты ведомства увеличились на 7,11% по сравнению с предыдущим годом. В 2016 году отсутствовали такие крупные расходы, как целевые трансферты местным бюджетам на развитие транспортной инфраструктуры, проведение мероприятий за счет резерва правительства РК и проведение государственной информационной политики.

44,3% всех расходов министерства приходится на развитие автомобильных дорог на республиканском уровне – 327,00 млрд тенге, еще 13,6% или 100,62 млрд тенге на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования.

Вместе с тем, в целях реализации поставленных задач перед министерством в 2016 году в бюджете ведомства наблюдались изменения (план/факт) в сторону увеличения по следующим мероприятиям:

- Бюджетный кредит АО «НУХ «Байтерек» на общую сумму 117 млрд тенге, в том числе: финансирование инвестиционных проектов в рамках реализации госпрограммы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы – 75,0 млрд тенге; строительство арендного жилья – 19,1 млрд тенге; финансирование обновления парка пассажирских вагонов через АО «БРК-Лизинг» – 12,9 млрд тенге; обеспечение конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики – 10,0 млрд тенге;

- Увеличение уставного капитала АО «НУХ «Байтерек» на сумму 24,0 млрд тенге, в том числе: поддержка отечественных экспортеров – 14,0 млрд тенге; реализация механизма гарантирования долевых вкладов – 10,0 млрд тенге; выплата компенсаций по вкладам в жилищные строительные сбережения – 18,7 млрд тенге.

Ко всему прочему, МИР РК за 2016 год осуществил целевые трансферты местным исполнительным органам на продолжение реализации таких проектов, как строительство системы легкорельсового транспорта LRT в городе Астана – 27,1 млрд тенге и строительство второго пускового комплекса второй очереди метрополитена города Алматы – 7,0 млрд тенге.

Пятерку министерств с самыми крупными расходами замыкает министерство образования и науки, которое сместило с этой позиции Министерство обороны. Затраты на образование и науку государства в прошлом году составили 490,71 млрд тенге или 5,5% от общих расходов республиканского бюджета. По сравнению с 2015 годом расходы министерства показали рост 18,71%, что является наибольшим с 2012 года. Данная тенденция обусловлена стартом работы государственной программы развития образования и науки, рассчитанной на 2016-2019 годы.

Почти треть всех расходов министерства направляется на обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием – 148,17 млрд тенге. Расходы на обеспечение кадрами с техническим и профессиональным образованием составили 18,90 млрд тенге. Обеспечение доступности дошкольного и школьного образования стоило государству 100,05 млрд тенге и 97,69 млрд тенге соответственно.

Значительно выросли расходы на целевой вклад в АОО «Назарбаев Университет» с 1,12 млрд тенге в 2015 году до 60,22 млрд тенге в 2016 году. Целевой вклад в АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», напротив, сократился на 3,3% и составил 17,92 млрд тенге. В числе расходов министерства также фигурирует статья «развитие науки», на что было затрачено 27,23 млрд тенге.

Расходы министерства обороны, в отличие от первой пятерки, несколько сократились. В 2016 году министерство в совокупности потратило 405,17 млрд тенге, что на 11,49 млрд тенге или 2,76% меньше чем в предыдущем году. За последние пять лет уменьшение расходов на оборону не наблюдалось, напротив, расходы министерства росли в среднем на 20% в год. Государственные расходы на оборону в 2016 году составили 4,6% от совокупного объема республиканского бюджета против 5,6% в 2015 году.

93,3% всех затрат или 378,17 млрд тенге были направлены на обеспечение боеспособности вооруженных сил РК, в 2015 году на повышение боеспособности потратили несколько меньше – «всего» 206,24 млрд тенге. Расходы министерства уменьшились за счет экономии на таких видах затрат, как капитальные расходы вооруженных сил РК, строительство объектов вооруженных сил, проведение мероприятий за счет резерва правительства РК на неотложные затраты и создание автоматизированной системы управления вооруженных сил, на которые в совокупности было потрачено 186,13 млрд тенге. В 2016 году такие затраты отсутствовали.

Между тем, новоиспеченные министерства активно разворачивают свою деятельность. К примеру, расходы министерства оборонной и аэрокосмической промышленности РК за 2016 год составили 20,95 млрд тенге, что позволило ведомству обосноваться на 19 месте рейтинга.

Согласно сообщению МОАП РК, основными статьями расходов в 2016 году явились: создание целевых космических систем, технологий и их использование; реализация мероприятий мобилизационной подготовки, мобилизации и формирования государственного материального резерва; содержание министерства.

При этом бюджет министерства на текущий год увеличился более чем в два раза – до 49,27 млрд тенге. «В 2017 году расходы МОАП РК возрастут в связи с увеличением финансирования инвестиционных проектов, реализуемых министерством», - отметили в ведомстве.

Фото: astana2050.kz


1 просмотр

В Казахстане резко вырос объем проблемных кредитов

Курсив составил рэнкинг банковского сектора страны за первое полугодие 2019 года

Фото: shutterstock/автор YummyBuum

Банки продолжают признавать проблемные кредиты и создавать резервы под них. С начала года доля кредитов с просрочкой более 90 дней в совокупном ссудном портфеле БВУ увеличилась на 2%.

Суммарные активы банков, по данным Национального банка, достигли 25,35 трлн тенге, что незначительно больше показателей на 1 января 2019 года – 25,24 трлн тенге.

По словам вице-президента, главного аналитика Moody’s Investors Service Ltd. Владлена Кузнецова, на динамику совокупных активов негативно повлияла ситуация с Цеснабанком (с 29 апреля этого года переименован в First Heartland Jýsan Bank). В результате передачи проблемных кредитов банка в Фонд проблемных кредитов (ФПК) и досоздания резервов под оставшиеся его активы и кредитный портфель существенно снизились.

«Если убрать эффект от Цеснабанка, система продемонстрировала рост активов в первом полугодии на 3%», – поделился мнением с Курсивом эксперт Moody’s.

Самым крупным банком по объему активов остался Народный банк. Его активы выросли на 0,7% – с 8,67 трлн тенге до 8,73 трлн тенге за полгода.

Второе место в копилке у ForteBank – 1,99 трлн тенге. Активы фининститута увеличились на 11,8% с 1,78 трлн тенге.

Директор (CDO) ForteBank Антон Хмелев отметил, что с точки зрения активов рост кредитной базы банка не столь впечатляющий – по причине достаточно консервативной кредитной политики организации.

«Всю свободную ликвидность банк размещает в высоколиквидные и низкорискованные ценные бумаги, создавая подушку безопасности при возможных крупных изъятиях депозитов», – продолжил он.

Тройку лидеров по объему активов замыкает Сбербанк – 1,98 трлн тенге. Рост за полугодие составил 4,9%, или на 91,9 млрд тенге.

Заметно нарастить объем активов смогли еще два банка: Kaspi Bank на 203,3 млрд тенге и Жилстройсбербанк на 150,6 млрд тенге.

Представители Kaspi Bank подчеркнули: важно понимать, за счет каких статей на стороне обязательств и капитала выросли активы. В случае с Kaspi Bank рост активов объясняется увеличением вкладов клиентов (срочные и текущие счета физических и юридических лиц) на 14%.

«Что касается роста отдельных статей активов в банке, то прирост в основном обеспечили займы клиентов (на 9%) и ликвидные средства (на 21%)», – пояснили в пресс-службе.

Как изменился ссудник?

За полгода общий ссудный портфель банков полегчал на 0,8% – с 13,76 трлн тенге до 13,65 трлн тенге.

«Основные крупнейшие банки продемонстрировали или рост портфеля, или его стабильную динамику. Если убрать эффект от Цеснабанка, система продемонстрировала рост портфеля на 4%. Такой рост считается невысоким в свете ожидаемой инфляции (около 6% в 2019 году)», – отметил Владлен Кузнецов.

Лидером по росту объемов ссудного портфеля стал Жилстройсбербанк. Его ссудник подрос на 150,74 млрд тенге – до 821,2 млрд тенге. На втором мес­те Сбербанк, который нарастил портфель за первое полугодие на 116 млрд тенге, до 1,38 трлн тенге. Kaspi Bank увеличил портфель на 102,7 млрд тенге, до 1,25 трлн тенге.

В процентах к началу года наибольшего роста ссудного портфеля смогли достичь First Heartland Bank – 155,2%, Жилстройсбербанк – 22,5% и Bank RBK – 22,3%.

В First Heartland Bank рост ссудного портфеля объясняется большой долей в нем операций РЕПО. Доля сделок в общем портфеле составила на анализируемую дату около 90%.

В Bank RBK увеличение ссудника прокомментировали положительной динамикой по выдачам розничных кредитов.

«Месяц к месяцу выдачи в рознице стабильно растут: если в прошлые годы банк выдавал 1,5 млрд тенге в месяц, то сейчас ежемесячный объем выдачи составляет порядка 7 млрд тенге», – рассказали представители Bank RBK.

Одним из важнейших показателей работы банка является показатель NPL 90+ (кредиты с просрочкой платежей более 90 дней). Суммарный объем таких кредитов в первом полугодии возрос на 26% – с 1,02 трлн, до 1,28 трлн тенге.

Самая большая доля токсичных кредитов наблюдалась в First Heartland Jýsan Bank. Они составили 39,81% в общем ссудном портфеле банка, или 319,1 млрд тенге.

В банке возросший уровень NPL 90+ объясняли снижением общего объема портфеля в результате продажи части портфеля ФПК и продолжающейся работой по очистке портфеля.

Объем таких кредитов в Национальном банке Пакистана в Казахстане – 1,16 млрд тенге, или 29,31% от ссудного портфеля. Третий банк-антилидер – AsiaCredit bank с долей плохих кредитов в 21,67%.

По мнению эксперта Moody’s, в силу высокой прибыли (которая помогает формировать резервы на возможные потери) банки стали более справедливо признавать проблемные кредиты, а не скрывать их реструктуризацией.

Что с депозитами?

Совокупные обязательства банков за полгода составили 22,22 трлн тенге. Депозиты физических лиц в составе обязательств – 8,69 трлн тенге, что меньше показателей начала года на 0,9%. Вклады корпоративных клиентов сократились на 3,8%, с 8,27 трлн тенге до 7,96 трлн тенге.

«На вклады физлиц негативно влияет недостаточная стабильность банковского сектора и волатильность тенге. Кроме того, у банков скопилась избыточная ликвидность в связи с невысоким спросом на кредиты со стороны корпоративных заемщиков, и они не очень заинтересованы в активном привлечении фондирования», – считают в Moody’s Investors Service Ltd.

Лидерами по привлечению вкладов населения стали Kaspi Bank, Жилстройсбербанк, Fortebank.

Депозитный портфель вкладов населения в Kaspi Bank вырос на 177,37 млрд тенге, до 1 313,09 млрд тенге. В Жилстройсбербанке рост составил 70,08 млрд тенге, до 700,7 млрд тенге. Fortebank дополнительно привлек еще 43,67 млрд тенге и нарастил портфель до 563,67 млрд тенге.

Отток вкладов физлиц наблюдался в Народном банке на 156,37 млрд тенге – до 3 163,61 млрд тенге, в АТФБанке на 68,84 млрд тенге – до 292,68 млрд тенге, в Сбербанке на 68,64 млрд тенге, до 695,73 млрд тенге.

«Снижение объема вкладов населения в АТФБанке произошло за счет сегмента клиентов приват-банкинга, депозиты в иностранной валюте которых были размещены на условиях 3%-ной ставки вознаграждения», – рассказали в организации.

В конце 2017 года Казахстанским фондом гарантирования депозитов была установлена максимальная ставка вознаграждения по депозитам физлиц в инвалюте в размере 1%, которая действовала до 1 июня 2019 года.

«Поэтому, когда срок размещения депозитов VIP-клиентов АТФБанка с высокой ставкой истекал, многие из них предпочли направить средства на развитие бизнеса, а также размещать их в инструменты в странах, позволяющих получить более высокую доходность», – подчеркнули в пресс-службе банка.

Эксперты банка считают, что данная тенденция наблюдалась не только в АТФ, но и по всему рынку. В двух других банках не смогли оперативно предоставить ответы на запрос Курсива.

Еще одна причина снижения объема депозитов населения – сезон отпусков.

В числе тех банков, кто смог привлечь вклады юрлиц, – Сбербанк. Такие депозиты в банке выросли за полгода на 82,44 млрд тенге, до 741,46 млрд тенге. Увеличились депозиты и у Fortebank – на 56,99 млрд тенге, до 596,14 млрд тенге. Жилстройсбербанк нарастил объем вкладов на 33,7 млрд тенге, до 60,19 млрд тенге.

Снижение вкладов корпораций наблюдалось в First Heartland Jýsan Bank минус 193,57 млрд тенге, до 126,64 млрд тенге, в Народном банке – минус 117,88 млрд тенге, до 3 080,87 млрд тенге и в Банке ЦентрКредит – минус 56,27 млрд тенге, до 400,59 млрд тенге.

В First Heartland Jýsan Bank отток вкладов прокомментировали конвертацией депозитов корпораций в облигации АО «Цеснабанк» в рамках его оздоровления, а также изъятием компаниями квазигосударственного сектора на оплату внешних контрактных обязательств.

В Банке ЦентрКредит отметили, что изменение депозитного портфеля наблюдается по всему сектору. Сейчас многие клиенты предпочитают безрисковые финансовые инструменты, такие как ноты Нацбанка РК, а также государственные и квазигосударственные облигации.

Отток в самом БЦК, как рассказали его представители, наблюдался по валютным депозитам, при этом по тенговым депозитам происходил рост. Валютные депозиты в банке замещаются привлечением фондирования за счет облигаций. По состоянию на 1 июля 2019 года объем выпущенных банком ценных бумаг увеличился за год на 51,2 млрд тенге (137,9 млрд тенге на 1 июля 2018 года), а также за счет прочего фондирования. В частности, по линии ЕБРР было привлечено с декабря 2018 года 12,7 млрд тенге, а по продуктам АО «Ипотечная органиазация «Баспана» с 1 января 2019 года по 17 июля 2019 было привлечено 34,5 млрд тенге.

Конечный результат

За полгода 2019 года банки смогли заработать 211,6 млрд тенге. По словам Владлена Кузнецова, при исключении из расчета убытков Цеснабанка общая прибыль сектора в этот период выросла более чем на 20% по сравнению с тем же периодом 2018 года.

По его мнению, на показатели прибыли положительное влияние оказывают оптимизация расходов, рост процентного и комиссионного доходов и стабилизация отчислений в резервы на возможные потери.

Самым прибыльным банком стал Народный банк. За полгода фининститут заработал 159,33 млрд тенге. На втором месте Kaspi Bank – 70,67 млрд тенге. В тройку лидеров по прибыли вошел Сбербанк – 36,56 млрд тенге.

В минусе оказались First Heartland Jýsan Bank, AsiaCredit Bank и Национальный банк Пакистана в Казахстане.

Напомним также, что в Казахстане собираются объединяться три банка – Tengri bank, Capital bank и AsiaCredit bank. В Moody’s считают, что эти банки не являются системно значимыми и слияние кардинально не повлияет на ситуацию в банковском секторе. Активы трех банков составляли около 1% от общего объема активов сектора по состоянию 1 июля 2019 года, заключил эксперт агентства.

банки копия (1).jpg

Ограничение ответственности.

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций