Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


35013 просмотров

Какое место на рынке занимают отечественные производители одежды?

Имея значительную сырьевую и энергетическую базу и близость к крупным рынкам сбыта, Казахстан может стать одним из региональных центров производства одежды

В нашей стране доля импортной одежды по отдельным видам продукции варьируется от 76,2% до 99,6%. При этом вследствие снижения покупательской способности населения снижаются объемы розничной торговли. Несмотря на это, отечественные производители одежды все больше активизируются на рынке и даже экспортируют одежду за рубеж.

Текстильная промышленность, в том числе производство одежды, сегодня в мировом рейтинге входит в состав ведущих отраслей промышленности. Имея значительную сырьевую и энергетическую базу и близость к крупным рынкам сбыта, Казахстан может стать одним из региональных центров производства одежды.

Импорт сокращается, экспорт растет

Сегодня рынок производства одежды в Казахстане находится в зачаточном состоянии. Одежда входит в состав товаров, наполнение ресурсов которых осуществляется за счет импорта. Согласно UN Comtrade, импорт одежды в Казахстан, показывавший положительную динамику роста до 2014 года, в 2015 году значительно сократился как в долларах США (на 38,6%), так и в тенговом выражении (на 23,9%).

Совокупный объем импорта одежды в Казахстан за 2016 год составил $422,69 млн, по сравнению с 2015 годом объем импорта сократился на 25% в долларах США. При этом, несмотря на снижение импорта в долларовом выражении, в тенге импорт вырос на 15,1%, чему способствовал рост курса доллара США к национальной валюте. Импорт одежды занял 2% в совокупном импорте Казахстана за 2016 год.

Согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК, в индустрии одежды по отдельным видам товаров доля импортной продукции варьируется от 76,2% до 99,6%. В 2016 году объем импорта одежды превысил объем производства в Казахстане в 4,5 раза (в 2014 году – в 6 раз).

Основными импортерами одежды в Казахстан, по данным 2016 года, согласно UN Comtrade, являются Российская Федерация, Турция и Китай. На долю этих стран приходится 66% всего импорта одежды. Причем доля импорта из Китая, которая лидировала долгое время, сократилась с 47% в 2013 году до 20% в 2016 году. Напротив, доля импорта из Российской Федерации повысилась с 12% до 25%.

Объем импорта превысил объем экспорта одежды в 2016 году в 10,7 раз. Экспорт одежды из Казахстана в 2016 году, по данным UN Comtrade, достиг $39,62 млн. Казахстан экспортировал одежду преимущественно странам СНГ, Российской Федерации (83%), Кыргызстану (7%) и Беларуси (3%). Объем экспорта одежды в 2016 году показал значительный рост за последние пять лет. По сравнению с 2015 годом экспорт возрос на 68,2%.

Тем временем импорт одежды в РК в 2016 году, по данным КГД МФ РК, составил $309,17 млн (без учета импорта из стран ЕЭП). По сравнению с 2015 годом импорт одежды сократился на 30% в денежном выражении и на 51% в количественном (вес нетто, тонн), то есть единица импортированной продукции подорожала на 43% за 2016 год.

Генеральный директор интернет-магазина Lamoda.kz Никита Окулов отметил, что значительную роль в этой тенденции играет сокращение поставок одежды. Однако, по его словам, данная тенденция характерна не для всех игроков: «Крупные офлайн- и онлайн-игроки заинтересованы в сохранении рынка и наращивании своей доли на нем. Это приводит и к более гибкой политике назначения закупочной цены со стороны поставщиков и к улучшению сервиса среди дистрибьюторов».

Тонна импортируемой одежды в 2016 году стоила $11,47 тыс. В то же время цена тонны экспортируемой из Казахстана одежды в аналогичный период составила $20,17 тыс., то есть произведенная в РК продукция оказалась в 1,76 раза дороже импортируемой. Единица экспортируемого товара в 2016 году была на 76% дороже, чем единица импортируемого товара (в 2014 году – на 288%).

По сравнению с предыдущим периодом экспорт подорожал на 30,4%. Экспорт одежды в 2016 году, по данным КГД МФ РК, составил $2,58 млн. По сравнению с 2015 годом его объем сократился на 6%.

Бренды и тренды

Интерес к казахстанскому рынку со стороны международных ритейлеров одежды возрастает, отмечает директор департамента коммуникаций в MEGA Center Kazakhstan Дарья Бублик. В 2017 году в Астане откроется новый магазин H&M. Также в крупнейшем ТРЦ столицы, Mega Silk Way, открыли свои бутики Calvin Klein, Lacoste, Levi's, Tommy Hilfiger, Timberland, Zara, Bershka, Massimo Dutti, Stradivarius, Pull&Bear, Oysho, Nike, Adidas, Reebok, Koton, Armani Exchange и другие бренды.

Казахстанские бренды также выходят на рынок масс-маркета. Всего в MEGA Silk Way работают 205 магазинов, где представлены более 20 отечественных брендов. Среди них стоить отметить молодой бренд казахстанской деловой одежды QLP, выпускаемый ТОО «Казлегпром-Алматы». Фабрика начала работу с пошива военного обмундирования по заказу Министерства обороны, МЧС и внутренних войск. Затем компания освоила производство спецодежды для промышленных предприятий и, наконец, вышла на рынок повседневной деловой одежды и обуви.

На портале Export.gov.kz представлены несколько казахстанских брендов-экспортеров одежды отечественного производства, это ТОО «КазСПО-N», которое с 2010 года занимается производством спортивной и лыжной, а также детской одежды под маркой Zibroo (официальный поставщик спортивной одежды VII Азиатских игр), ТОО ПКФ «Казахстан Тексти Лайн», ведущий производитель и экспортер одежды с торговой маркой Mimioriki и Швейная фабрика «ГАУХАР», специализирующаяся на производстве одежды и текстильной продукции под торговой маркой Sabtex.

В настоящее время существует всего несколько казахстанских брендов детской одежды, которые занимаются массовым производством, но при этом есть множество дизайнерских брендов, шьющих один вид изделий, отмечает директор по развитию казахстанского бренда повседневной одежды АРМАН Жанар Сарсенова.

«Это показывает, что наша легкая промышленность движется вперед, а также значит, что некоторые из этих маленьких предприятий станут расти, увеличивая количество рабочих мест, повышая налоговые отчисления в государственный бюджет, увеличивая долю казахстанского производства и, возможно, даже выйдут на мировые рынки», – уверена она.

Предприниматель отмечает рост популярности казахстанских брендов: «Я вижу по своим клиентам, что людям это интересно, они возвращаются, они высказывают свои пожелания, они хотят покупать изделия казахстанского производства. Я вижу, что многие звезды шоу-бизнеса, бизнес-леди, государственные чиновники и просто мои подруги и родственники покупают и имеют минимум одну-две вещи казахстанского производства в своем гардеробе».

Стремительно растет сегмент дизайнерской одежды индивидуального пошива. «Мы часто участвуем на выставках, где представлена одежда местных казахстанских дизайнеров, заметно выросло количество и качество одежды, растет и спрос. Отслеживается тенденция роста поддержки местного производства со стороны покупателей», – отмечают создатели дизайнерского ателье belkababochka. Одежда индивидуального пошива, по словам дизайнеров, отличается душой и эксклюзивностью. Она конструируется под конкретного человека, под определенные параметры и особенности фигуры и предпочтения, кроится и моделируется вручную, при желании клиента – без возможности повтора.

Made in Kazakhstan

Производство легкой промышленности в Казахстане за 2016 год достигло 79,44 млрд тенге. По сравнению с 2015 годом объемы производства в секторе возросли на 14%. Легкая промышленность занимает небольшую долю в совокупном объеме промышленного производства Казахстана, однако за последние пять лет ее уровень увеличился на 1,6 раз (с 0,27% в 2012 году до 0,43% в 2016 году).

Производство одежды в нашей стране вновь показало рост после застоя 2014 года. Объемы производства одежды, которое занимает 40,5% от всего сектора легкой промышленности в РК, в 2016 году составили 39,26 млрд тенге. По сравнению с 2015 годом объем производства в секторе увеличился на 6,6%. В январе-феврале 2017 года он одежды составил 3,93 млрд тенге, что на 10,2% больше, чем в аналогичном периоде 2016 года.

К тому же в Казахстане каждый месяц появляются новые предприятия в секторе производства одежды. Согласно Комитету по статистике МНЭ РК, на 1 февраля 2017 года было зарегистрировано 932 предприятия по производству одежды, из них 561 предприятие является действующим (месяц назад их число составляло 552 предприятия). В основном это малые предприятия (543 действующих предприятия) частной собственности, 13 из действующих предприятий имеют статус среднего и пять – крупного. Кроме того, в данной сфере зарегистрировано 28 совместных предприятий с иностранным участием, 31 иностранный производитель одежды и четыре государственных предприятия.

Реализация произведенной одежды в основном осуществляется на внутреннем рынке. Например, согласно матрице формирования ресурсов потребительских товаров за январь 2017 года, 29,5% всей произведенной обуви, кроме спортивной, защитной и ортопедической обуви, было экспортировано. По остальным видам товаров в секторе одежды более 97% объема было реализовано в Казахстане.

Цены производителей одежды в Казахстане в 2016 году по сравнению с предыдущим годом выросли на 9,2%, чему способствовало удорожание сырья. По сравнению с 2010 годом прирост цен в секторе составил 40,6%.

Жанар Сарсенова отмечает, что казахстанским производителям очень трудно конкурировать с мировыми известными брендами в части дизайна, качества и ценовой политики из-за дефицита подготовленных кадров и дорогой рабочей силы. «И самое главное – у нас нет своего сырья, нет фурнитуры, нет технологий. Поэтому мы еще долго не сможем быть с Турцией и Китаем в одной цене». По словам предпринимателя, увеличивать казахстанское содержание в составе производства просто нет возможности.

Основную часть материалов производители покупают за границей. Например, хлопок в 2016 году импортировался из Узбекистана (36%), России (28%), Китая (16%) и из Беларуси (14%).

За 2016 год отечественными производителями было произведено 1,78 млн единиц продукции. По сравнению с 2015 годом объем производства одежды в количественном выражении снизился на 21,4%. За январь-февраль 2017 года было произведено 155,13 тыс. единиц одежды, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года производство в количественном выражении выросло на 11,7%.

Казахстанцы меньше тратятся на одежду

В совокупном объеме розничной торговли продажа одежды в 2015 году занимала 7,8%. Розничная торговля одеждой в Казахстане за тот период впервые с 2009 года показала снижение объема товарооборота. Так, в 2015 году объем розничной торговли одеждой составил 510,94 млрд тенге, по сравнению с предыдущим периодом товарооборот снизился на 8,3%.

Между тем снизилась и покупательская способность населения. Изменилась структура денежных расходов населения на потребительские товары. По данным КС МНЭ РК, с 2012 года по 2016 год доля расходов на непродовольственные товары, в том числе на одежду, сократилась с 28,7% до 25,4%. В 2016 году реальные денежные доходы населения РК сократились на 4,5%.

Эксперты ожидают дальнейшего увеличения объемов рынка одежды в Казахстане – как со стороны импортных поставщиков, так и со стороны местных производителей. Казахстанские производители по-прежнему сохранят за собой рынок оборонных заказов и спецодежды, которые обеспечивают производителям гарантированные продажи и минимальный риск невостребованной продукции.

Эффективна ли господдержка?

Инвестиции в производство одежды в Казахстане за 2016 год составили 1,59 млрд тенге. По сравнению с 2015 годом, когда наблюдалось резкое увеличение инвестиций в сектор производства одежды относительно 2014 года (678,5%), объем инвестиций сократился более чем в три раза. 90,1% инвестиций в 2016 году было осуществлено за счет собственных средств предпринимателей. Сокращение инвестиций в основной капитал может привести к замедлению производства в будущем.

В целях поддержки предприятий легкой промышленности Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан основан ряд организаций, осуществляющих всестороннюю поддержку текстильной промышленности, экспортеров продукции. Эти организации осуществляют консультационную, организационную и финансовую поддержку предприятий и помогают отечественным экспортерам в части снижения затрат на экспорт, есть также ряд специализированных агентств, нацеленных на предоставление финансовой поддержки и компенсацию расходов, связанных с выходом и доставкой на экспортные рынки.

В целях развития текстильной промышленности РК в 2005 году была создана специальная экономическая зона «Оңтүстік», расположенная в ЮКО с учетом необходимой инфраструктуры и источников сырья. СЭЗ предлагает производителям продуктов легкой промышленности значительные налоговые и таможенные льготы, дополнительные возможности, как бесплатное пользование земельным участком и привлечение иностранной рабочей силы вне квоты и без разрешения. На сегодня в СЭЗ «Оңтүстік» реализовано 10 проектов, общая сумма инвестиций 27,8 млрд. тенге c созданием 2145 рабочих мест.

Согласно данным Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК, в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020» в 2016 году по субсидированию ставки вознаграждения поддержано 35 проектов легкой промышленности на сумму 5 094 млн тенге, в том числе 20 проектов по производству одежды на общую сумму 718 млн тенге; по гарантированию кредитов – 20 проектов, которым выданы гарантии на сумму 186 млн тенге, в том числе 11 проектов по производству одежды на общую сумму 117 млн тенге. В рамках «Дорожной карты бизнеса-2020» по состоянию на 3 апреля 2017 года было осуществлено гарантирование 48 МСБ в секторе производства одежды на сумму 496,62 млн тенге, общая сумма кредита по данным проектам составила 1 130,39 млн тенге.

По результатам проведенных АО «KAZNEX INVEST» мероприятий, таких как презентация товарных знаков, организация торговых миссий, в 2016 году компаниями легкой промышленности заключены экспортные контракты на сумму $1080,8 тыс.

Государственная поддержка отраслей легкой промышленности, как организационная, так и финансовая, проводится достаточно обширно. Несмотря на это в сфере существуют проблемы, которые затрудняют развитие промышленности. Собственность предприятий в легкой промышленности, по мнению аналитиков РА РФЦА, отличается высоким уровнем концентрации и закрытости.

Среди проблем, оказывающих негативное влияние на развитие сектора, эксперты назвали теневые процессы, осуществляемые при получении государственных заказов, отсутствие долгосрочной стратегии у предприятий отрасли, отсутствие квалифицированных рабочих и неспособность предприятий платить конкурентную заработную плату, устаревшее оборудование и проблема недобросовестной конкуренции посредством использования контрафактной продукции, параллельного импорта и «серых» схем, связанных с уходом от уплаты налогов и платежей.

Инфографика индустрии производства в РК

*Импорт и экспорт одежды рассчитывался по пунктам товарной номенклатуры – предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные машинного или ручного вязания и предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного или ручного вязания (товарный код 61 и 62).

*Для конвертации импорта в долларах США в тенге использовалось среднее значение официального курса доллара США к тенге НБРК за отчетный период.

*Статистика внешней торговли по данным КГД МФ РК не учитывает операции со странами ЕЭП.


2112 просмотров

Лишь треть торгового оборота в Алматы приходится на долю цивилизованного рынка

Обзор коммерческой недвижимости совместно с Colliers International Kazakstan

Фото:Shutterstock/Автор Aureliy

Последние тенденции рынка коммерческой недвижимости Казахстана – это рост свободных площадей за счет увеличения предложения новых и освобождения старых помещений, выбор арендаторами офисов из соотношения «цена – качество» и соответственное снижение ставок по аренде.

Рынок офисной недвижимости двух самых крупных городов Казахстана демонстрирует не только количественный, но и качественный рост за счет высокой конкуренции среди собственников. В свою очередь, это дает арендаторам широкий выбор среди множества различных вариантов.

Офисная недвижимость в Алматы

Алматы уже который год остается лидером по количеству качественных торгово-развлекательных центров и бизнес-цент­ров в республике. Нур-Султан, несмотря на статус столицы, немного отстает.

Ежегодно в Алматы вводятся в эксплуатацию сотни квадратных метров нового рабочего пространства, что создает на рынке среду для конкуренции.

По данным международной консалтинговой компании Colliers International Kazakhstan, средняя доходность инвестиций в качественный объект класса «А» или «B» в городе составляет около 10%, что делает данный сектор недвижимости привлекательным для девелоперов.

Объем предложения офисных площадей в городе сейчас, по оценке агентства, более 1,2 млн кв. м. Совокупный объем рынка, исходя из цен на аренду, превышает 80 млрд тенге в год.

Ставки аренды варьируются от 4 тыс. тенге до 16 тыс. тенге за кв. м – в зависимости от класса объекта. Велика доля объектов класса «B» – это те проекты, которые ранее имели высший уровень качества, но потеряли моральную актуальность и физические характеристики во временном промежутке, а также объекты, изначально реализованные в рамках данной категории, уступающие объектам класса «А» по некоторым характеристикам.

Офисы высокого класса обычно располагаются в элитных районах города, и это сказывается на средних ценах на аренду. В Алматы, в Медеуском районе, цена за 1 кв. м в среднем составляет 6,1 тыс. тенге, в Бостандыкском – 4,2 тыс. тенге, в Алмалинском – 4,1 тыс. тенге, в Ауэзовском –  3,1 тыс. тенге.

Colliers Kazakhstan составил рейтинг офисных зданий представительского класса Алматы. Лучшие проекты среди бизнес-центров южной столицы – БЦ «AFD», БЦ «Esentai Tower», БЦ «Park View».

Заполняемость данных бизнес-центров достигает максимальных показателей при средней загрузке офисной недвижимости на уровне до 92% в классе «А» и 85% в классах «B» и «B+».

Сейчас в Казахстане отсутствует официально принятая классификация офисной недвижимости, поэтому Colliers International принимает за основу самостоятельно разработанную матрицу для оценки объектов. Эксперты Colliers учитывают такие критерии, как площадь, расположение, год постройки, высота потолков, наличие и ёмкость паркинга, возможности смены планировки и изначальный тип планирования, инженерные и IT-решения, инфраструктура объекта, конструктив и качество строительства, сервисное управление и его качество.

Офисы класса «А» – это помещения, которые располагаются в новых современных деловых центрах. Такие центры оборудованы современными инженерными системами; имеют свои конференц-залы; рабочие места, оснащенные оргтехникой и средствами связи. Большое внимание уделяется охранной и пожарной безопасности. Остальные классы отличаются от класса «А» менее комфортными условиями: месторасположением, обслуживанием, перечнем необходимой офисной техники, видом парковки или ее отсутствием и пр.

Офисная недвижимость в Нур-Султане

Столица почти в два раза уступает Алматы по объему предложения офисной недвижимости – общий объем офисных помещений Нур-Султана находится на уровне 680 тыс. кв. м. Средняя рыночная заполняемость столичных бизнес-центров – 86,4%.

Средние ставки по аренде в бизнес-центрах составляют от 5 тыс. до 14 тыс. тенге и варьируются в зависимости от района. Самые высокие минимальные цены наблюдались в Есильском районе Нур-Султана – в среднем 7,4 тыс. тенге. Стоит отметить, что именно этот район имеет наибольшую плотность офисных площадей.

87% площадей офисной недвижимости класса «А» и «Б» расположены на левом берегу Нур-Султана.

К лучшим объектам на столичном рынке офисной недвижимости, по версии Colliers, можно отнести БЦ «Talan Towers» от Verny Capital, БЦ «Q» (первая и вторая очереди) от Astana Development Group, БЦ «Ренко» (первая и вторая очереди) от «Ренко Кат», а также БЦ «Aura» от BI Group.

Как отмечают аналитики Colliers, в столице предложение на рынке офисной недвижимости растет не только за счет введения в строй новых площадей, но и за счет продажи зданий и сооружений, ранее занимаемых национальными компаниями.

Торговая недвижимость города Алматы

В Алматы более 1,8 млн кв. м торговых площадей, то есть более 600 кв. м на каждую тысячу жителей. Это самый высокий показатель по республике.

34% торгового оборота в городе приходится на долю цивилизованного рынка – тех самых ТРЦ, остальные 66% по-прежнему занимают базары.

Сейчас в городе работает 47 объектов торговой недвижимости.

Colliers International выбрал лучшие ТРЦ Нур-Султана и Алматы в разных категориях.

«Лучший ТРЦ для молодежи»

ТРЦ «Dostyk Plaza» и «Mega Park» стали самыми привлекательными для молодежи. Эти центры могут похвастаться удобными и вместительными фуд-кортами с разнообразной кухней, качественным и широким ассортиментом fashion-товаров по приемлемым ценам, а также такими операторами кинотеатров, как Cinemax и Chaplin.

«Семейный ТРЦ»

ТРЦ «Mega Alma-Ata» и «Aport Mall» стали лучшими в этой категории. Разнообразный выбор торговых точек и широкий ассортимент товаров вкупе с большим количеством развлекательных программ (в том числе детских) делают эти ТРЦ местами семейного времяпрепровождения. Aport Mall, пользующийся популярностью даже несмотря на свою удаленность от центра города, предлагает посетителям 220 тыс. кв. м с товарами и услугами для досуга и отдыха, а также единственный в городе крытый аквапарк.

«ТРЦ в спальных районах»

ТРЦ «MOSKVA metropolitan» и «МART» являются основными местами притяжения для жителей спальных районов, в которых они расположены. Средний масштаб данных проектов позволяет вместить в себя арендаторов и бренды, способные покрыть первостепенные потребности частых покупателей – последним теперь не приходится при малейшей необходимости выезжать из своего района в крупные ТРЦ – лидеры рынка.

«Самый перспективный ТРЦ»

ТРЦ «Forum Almaty» обладает рядом рыночных преимуществ – у него выгодное месторасположение, удачное концептуально-архитектурное решение и качественная планировка помещений. Правда, проект несколько раз сменил собственника, и из-за этого сроки запуска неоднократно отодвигались. Техническое открытие состоялось в октябре 2018 года.

Торговые центры Нур-Султана

Рынок торговой недвижимости столицы в три раза меньше рынка Алматы – совокупный объем предложения составляет около 646 тыс. кв. м. Но по количеству торговых площадей на тысячу жителей показатели Нур-Султана сравнимы с алматинскими – более 580 кв. м на 1 тыс.

Из-за климатических особенностей региона качественные торговые объекты в городе Нур-Султан более актуальны, нежели стрит-ритейл формат. Тогда как в Алматы такой формат активно развивается – примером может послужить улица Панфилова, которая стала не только современной платформой для торговли предпринимателей, но и местом отдыха горожан.

В столице ТРЦ и торговые дома продолжают вытеснять торговлю менее комфортного формата. Рост площади рынков и базаров в столице рекордно низкий.

Сейчас в Нур-Султане функционирует 20 объектов торговой недвижимости, некоторые из них обладают рядом преимуществ относительно своих конкурентов.

«Семейный ТРЦ»

Mega Silk Way является самым хорошо организованным и концептуально продуманным ТРЦ столицы. Широкие коридоры, естественное солнечное освещение и разнообразие предлагаемых товаров и услуг делают его одним из самых посещаемых в городе. Кинотеатр и детский развлекательный центр сетевых операторов делают объект востребованным местом семейного досуга.

«Хан Шатыр» – один из первых масштабных проектов города. Здесь представлено наибольшее количество брендов и разнообразные варианты отдыха. Часто ТРЦ позиционируется как достопримечательность города. Напомним, что «Хан Шатыр» спроектирован знаменитым британским архитектором Норманом Фостером и сейчас является одним из тех зданий, что формируют современный облик столицы.

ТРЦ «KeruenCity» ранее принадлежал к семейству Mega Center и приобрел новое название после смены собственника. Объект повторяет концепцию бренда, ориентированную на отдых с детьми. Несмотря на свои небольшие размеры, центр имеет высокий трафик посетителей.

«Лучший ТРЦ для молодежи»

ТРЦ «Keruen» предлагает один из самых широких фуд-кортов, а также продвинутый в технологиях кинотеатр – магнит для молодежи столицы, которая и составляет большинство посетителей данного центра.

Рейтинг последний_0.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций