Перейти к основному содержанию
99911 просмотров

Как выбрать дебетную карту?

Банки предлагают всевозможные варианты платежных карт. При наличии столь широкого ассортимента на рынке вопрос выбора пластиковых карт сегодня очень актуален. Kursiv Research сделал обзор дебетных карт банков второго уровня

Как выбрать дебетную карту?

Как выбрать дебетную карту?

Платежи с использованием пластиковых карточек все еще не так популярны среди казахстанцев, однако эксперты отмечают тренд роста безналичных операций. Банки предлагают всевозможные варианты платежных карт. При наличии столь широкого ассортимента на рынке вопрос выбора пластиковых карт сегодня очень актуален. Kursiv Research сделал обзор дебетных карт банков второго уровня.

В развитых странах безналичный расчет является основным платежным инструментом, к примеру, по данным Let's Talk Payments LLC, в Бельгии 93% всех покупок осуществляется безналичным расчетом, к тому же 86% населения имеет платежные карты. Также в тройку наиболее «обезналиченных» стран вошли Франция и Канада, здесь доля безналичных расчетов от общей стоимости потребительских платежей составила более 90%.

Платежи с использованием пластиковых карточек в Казахстане все еще не популярны среди населения страны. Однако платежные карточки наиболее распространенный платежный инструмент из всех, осуществляемых посредством БВУ на территории Казахстана.

Так, за февраль 2017 года банками и АО «Казпочта» с использованием платежных инструментов были проведены транзакции в количестве 42 181,8 тыс. документов на сумму 29 287,1 млрд тенге. При этом банковские карточки обеспечили 73,35% всех транзакций. Впрочем, удельный вес таких платежей по объему составил лишь 3,1%. По словам аналитиков НБРК, такая тенденция характеризуется использованием данного платежного инструмента в основном для снятия небольших сумм наличных денег.

По состоянию на 1 марта 2017 года в обращении находилось 15,9 млн платежных карточек, а количество держателей данных карточек составило 14,4 млн чел. По сравнению с ситуацией на аналогичную дату 2016 года наблюдалось уменьшение количества карточек на 3,7%. А количество держателей, напротив, увеличилось на 0,9%, из чего можно судить, что клиенты отказываются от нескольких банковских карт в пользу одного оператора.

Наиболее распространенными являются дебетные карточки, их доля составляет 81,9%, доля кредитных карточек – 14,2%. На долю дебетных с кредитным лимитом и предоплаченных карточек приходится 3,1% и 0,8% соответственно.

Платежными карточками стали пользоваться чаще. Так, в феврале 2017 года объемы транзакций с использованием платежных карточек казахстанских эмитентов достигли 908,4 млрд тенге, по сравнению с февралем 2016 года их рост составил 16,7%. Количество транзакций за февраль 2017 года достигло 30,9 млн и увеличилось по сравнению с февралем 2016 года на 22,2%.

Казахстанцы чаще стали пользоваться безналичными платежами. За февраль 2017 года безналичных платежей было осуществлено 13,5 млн транзакций объемом 163,6 млрд тенге. При этом наблюдался видимый рост безналичных платежей по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года: 55,1% в количественном и 54,0% в денежном выражении. Рост операций по снятию наличных денег за год не так значителен – 5,0% в количественном и 10,9% в денежном выражении, что значительно ниже показателей предыдущих лет. Однако снятие наличных денег все же превышает объемы безналичных платежей. За февраль 2017 года осуществлено 17,5 млн транзакций на сумму 744,9 млрд тенге по снятию наличности, что почти в пять раз превышает по объему безналичные платежи.

Несмотря на это, до полного отказа от наличных денег в нашей стране все еще далеко, хотя аналитики отмечают тренд роста безналичных операций. Факторами, сдерживающими рост безналичных платежей, эксперты называют высокий уровень теневой экономики малого бизнеса, недостаточно развитую инфраструктуру оплаты карточками и привычки потребителей, предпочитающих кэш безналичному расчету.

По данным НБРК, по состоянию на 1 марта 2017 года выпуск платежных карточек в Казахстане фактически осуществляло 25 банков и АО «Казпочта». Вопрос выбора пластиковых карт сегодня очень актуален при наличии столь широкого ассортимента на рынке. Выбор той или иной карточки зависит от цели ее использования и особых предпочтений клиента, немаловажным фактором является лояльность клиента определенному банку и наличие в нем депозита.

Дебетные карточки – довольно удобный инструмент для каждодневного пользования. Платежные карты, представленные на рынке, имеют схожий набор услуг. Почти все карточки можно бесплатно пополнить, в том числе с карточек других банков, посредством интернет-банкинга. К тому же, большинство платежных карточек имеют ряд дополнительных возможностей.

Kursiv Research сделал обзор дебетных карт банков второго уровня. Для этого «Къ» сравнил условия наиболее распространенных дебетных карточек банков второго уровня. При этом рассматривались стандартные дебетные карточки банков без учета привилегированных или специальных пластиковых карт.

Стандартный продукт от «Народного банка Казахстана». Дебетные карточки «Народного банка» отличаются широким ассортиментом, банк предлагает клиентам наряду с платежными карточками международных систем карту локальной системы Altyn Union Pay Плюс. Это карточка для получения денег при помощи банкоматов банка без комиссии, иные операции по карточке не предусмотрены. По иным стандартным дебетным карточкам банка предусмотрена система привилегий, пакетных предложений, в зависимости от которых зависит стоимость годового обслуживания по платежной карте. Дополнительно действует бонусный клуб партнеров банка, также в зависимости от выбранного пакета имеется возможность открытия дополнительных карточек другой платежной системы.

Согласно пресс-службе бака, по итогам 2016 года, доля Народного банка на рынке платежных карт составила 46,1%. Если на 1 января 2016 года количество карт в обращении, эмитированных Народным банком, было 5,3 млн, то на 1 января 2017 года этот показатель вырос до 5,8 млн. Количество предприятий, участников зарплатного проекта Народного банка, за год увеличилось на 135 клиентов, оборот клиентских средств, участников зарплатного проекта Народного банка, за 2016 год вырос с 2,4 трлн до 2,6 трлн тенге.

Карта для покупок от «Казкоммерцбанка». Наиболее доступная платежная карта от «Казкома» для ежедневных платежей и интернет-транзакции. Отличается от других карт банка небольшой стоимостью обслуживания и возможностью бесконтактных платежей, для интернет-покупок существует система 3D Secure. Дополнительно есть программа бонусов, которые клиент собирает и тратит на покупки у коммерсантов, входящих в партнерскую сеть банка. В банке за дополнительную плату можно заказать карточку с индивидуальным дизайном.

На 1 марта 2017 года количество платежных карт «Казкоммерцбанка», согласно пресс-службе банка, составило 2,60 млн. За год количество платежных карт банка увеличилось на 13,6%. За 2016 год картами «Казкома» было осуществлено 65,55 млн платежей на сумму 1 945,38 млрд тенге.

Kaspi Gold от Kaspi Bank. Дебетовая карта по совместительству является еще и зарплатной карточкой. По сообщению пресс-службы банка, сегодня карточки Kaspi Gold используют около 200 тыс. казахстанцев. В том числе 80 тыс. клиентов в рамках зарплатного проекта. Чтобы стать участниками зарплатного проекта банка, компаниям не обязательно заключать договор, достаточно разрешить сотрудникам открыть карту и начать зачислять их зарплату на кару по выгодным условиям.

Kaspi Gold не обязательно должна быть зарплатной, открыть ее может любой желающий. Эта карточка позволяет без комиссий совершать покупки в магазинах по всему миру и в интернете, оплачивать услуги на сайте банка. За все покупки и остаток на картсчете держатели карты получают бонусы, которые можно потратить на оплату платежей на сайте банка. Снятие наличных в размере «зарплата + 300 тыс. тенге» в месяц в любом банкомате мира - без комиссии. SMS сервис тоже бесплатный. Однако карточка пока не предусматривает переводы с карты на карту, что можно считать минусом продукта.

Платежная карта «Стандарт» от «Банка Хоум Кредит». Платежная карта банка проста в использовании. Отличается бесплатным выпуском и отсутствием платы за годовое обслуживание, бесплатным пополнением с карт любого банка через интернет-банкинг и снятием наличных с банкоматов банка. При наличии депозита в банке можно бесплатно перевести с нее средства на платежную карту. Единственный момент, карточка не предусматривает переводы на карты иных банков.

Mastercard Debit, стандартный продукт от «Цеснабанка». В отличие от других карт банка дебетная платежная карта отличается дешевым обслуживанием. Карточка имеет услугу «Длительное поручение», которая предоставляет клиентам возможность автоматического перевода денежных средств с банковского счета с использованием платежной карточки для погашения кредита и пополнения депозита банка. Карта имеет функцию Cash Back. Минусом карточки можно считать отсутствие мобильного интернета.

GOLD Card от «Банка Астаны». Мультивалютная дебетовая карта выпускается бесплатно, не имеет платы за годовое обслуживание, снятие кэша по карточке в определенных банкоматах также бесплатно. Карта дает возможность зарабатывать – на остатки на картсчете начисляется вознаграждение и Cash Back за покупки. Дополнительно действует система скидок партнеров банка.

Visa Classic от «Банка ЦентрКредит». Стандартная карточка от «БЦК» для осуществления покупок и платежей. Зарплатные карточки банка занимают значительную долю рынка. Через банкоматы банка можно оплатить услуги и перевести средства. К тому же, для держателей карточек премиум-класса предусмотрены дополнительные услуги.

Классические карты от «Сбербанка». ДБ АО «Сбербанк» предлагает клиентам более 15 видов дебетовых платежных карт – стандартные, пенсионные, электронные, корпоративные, кобрендовые, премиальные карты и т. д., как в рамках зарплатного проекта, так и для индивидуального использования. К примеру, в банке можно получить моментальную карту, отличительной особенностью которой является отсутствие имени и фамилии держателя на лицевой стороне карточки. Одним из преимуществ платежных карт «Сбербанка», по словам специалистов банка, являются льготные условия обслуживания в сети группы «Сбербанка», на территории России, Украины, Беларуси, Турции, Хорватии и других стран (21 страна). Держатель платежной карточки «Сбербанка» имеет возможность обналичивать деньги по единому тарифу в группе банка.

Карточки «Сбербанка», в отличие от других карт, можно открывать в четырех разных валютах, в том числе и в рублях. Покупки такой картой можно оплачивать бесконтактно.

B1NK Gold от Capital Bank Kazakhstan. Сравнительно новый продукт на рынке пластиковых карт. Отличается бесплатным выпуском и обслуживанием карты. К тому же снять наличность с карты до пяти транзакций в месяц можно бесплатно с любого банкомата в стране. Карточка дает возможность получить скидки у партнеров банка. К тому же платежная карта имеет Cash Back, а на остаток денег на карточке начисляется вознаграждение.

Дебетовые карты от «АТФ Банка». Платежная карта предоставляет те же услуги по платежным картам, что и другие банки, начиная со стандартных карт до привилегированных. С помощью этих карт также можно оплачивать налоги, таможенные платежи, сотовую связь, погашать кредит и пр. Еще «АТФ Банк» предоставляет такую услугу как GCAS. Для безопасного совершения интернет-покупок существует 3D Secure, как и в «Казкоммерцбанке».

Мультивалютная карта, пакет «Standard» от «Евразийского банка». Платежная карта дает возможность бесплатно снимать деньги в банкоматах банка и иных банков. Бонусы по премиальной программе лояльности увеличиваются в зависимости от выбранного пакета. Также клиент может бесплатно получить дополнительные карточки и SMS-уведомления.

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с активами указанных организаций.

* Данные таблицы были взяты с сайтов банков второго уровня.

banner_wsj.gif

5847 просмотров

Сколько заработали компании по страхованию жизни в Казахстане

Около 16% доходов пришлось на инвестиционную деятельность

Фото: Depositphotos/Baurka

В Казахстане функционируют семь компаний по страхованию жизни (КСЖ). Одной из статей в общей структуре доходов являются доходы от инвестирования активов. «Курсив» выяснил, куда вкладывают средства КСЖ и сколько они заработали на такой деятельности.

Совокупные активы компаний по страхованию жизни в Казахстане, по данным Национального банка, на начало октября 2019 года составили 396,9 млрд тенге. В аналогичный период 2018 года активы были значительно ниже – 314,1 млрд тенге.

Собственный капитал таких организаций в этом году достиг 65,7 млрд тенге, увеличившись на 42% – с 46,4 млрд тенге в начале октября 2018 года. Сумма собранных страховых премий выросла за год с 89,6 млрд тенге до 139,1 млрд тенге на 1 октября 2019 года.

Расходы по осуществлению страховых выплат приблизились к 15,8 млрд тенге против 13,4 млрд тенге в прошлом году.

Нераспределенный доход (прибыль) компаний по страхованию жизни составил 14,1 млрд тенге. Аналогичный прошлогодний показатель – 11,3 млрд тенге.

Доходы от инвестиционной деятельности

Из отчетов о прибылях и убытках компаний по страхованию жизни следует, что инвестиционные доходы всех организаций (без учета расходов) на рынке составили 23,7 млрд тенге. Тогда как совокупные доходы КСЖ приблизились к 151,2 млрд тенге. Отметим, что основной деятельностью таких компаний является страхование, а не инвестирование.

Как правило, крупные страховые компании в силу размеров активов имеют возможность инвестировать больше средств и, соответственно, получать больший доход. Важное значение имеет инвестиционная политика самой компании – консервативная («меньший риск – меньшая доходность»), агрессивная («больший риск – большая доходность») или умеренная.

По данным финансовых отчетов КСЖ, общие доходы самой крупной компании по страхованию жизни «Халык-Life» за январь – сентябрь 2019 года составили 62,5 млрд тенге, в том числе от инвестиционной деятельности – 10,3 млрд тенге, или 16,5% от всех доходов. В прош­лом году доходы от инвестирования равнялись 5,8 млрд тенге, что на 78,5% меньше показателя этого года.

Отметим, что общие активы КСЖ на 1 октября этого года увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 111,5% и достигли почти 163 млрд тенге.

Nomad Life является второй по размерам активов компанией на рынке. Объем активов на начало октября текущего года приблизился к 124,4 млрд тенге. Еще в прошлом году такой показатель был на уровне 78,8 млрд тенге. Рост составил более 57% за год.

Компания за девять месяцев смогла получить доход, равный 48,5 млрд тенге, в том числе за счет инвестиционной деятельности – 6,9 млрд тенге (14,2% от совокупных доходов), за счет основной деятельности (страховой) – 41,6 млрд тенге. В аналогичный период прошлого года инвестиционный доход компании был на уровне 6,3 млрд тенге.

Государственная аннуитетная компания (ГАК) с активами в размере 36,1 млрд за анализируемый период за счет инвестиционной деятельности получила 2,3 млрд тенге дохода. Общие доходы приравнивались к 4,3 млрд тенге. Доля инвестиционного дохода от всех доходов составляла 54,9%.

Standard Life c активами в размере 33,6 млрд тенге получила общий доход в размере 10,6 млрд тенге, в том числе от инвестиционной деятельности – 2,1 млрд тенге (19,7% от всех доходов организации).

«Европейская страховая компания» с активами в размере 15,9 млрд тенге заработала за три квартала 19,1 млрд тенге против 11,6 млрд тенге в прошлом году. Из всей суммы доходов на инвестиционную деятельность пришлось 0,8 млрд тенге (4,2% от всех доходов), все остальное – на страховую деятельность.

Совокупные доходы Freedom Finance Life достигли 15,5 млрд тенге. Доходы от инвестиционной деятельности – 0,9 млрд тенге (18,9% от всех доходов), от страховой – 4,6 млрд тенге. Совокупные активы приравнивались к 14,9 млрд тенге. Инвестдоход компании за аналогичный период прошлого года – 0,7 млрд тенге.

В 2019 году на рынок страхования жизни Казахстана вышла дочерняя компания страховой компании «Евразия» с одноименным названием. Общие активы компании составили на 1 октября текущего года 9 млрд тенге. С начала открытия компания смогла заработать 0,8 млрд тенге, в том числе от страховой и инвестиционной деятельности по 0,4 млрд тенге. Напомним, КСЖ была выдана лицензия Национального банка в начале марта 2019 года.

Инвестиционный портфель страховых компаний

АО «Халык-Life» имеет самый большой инвестиционный портфель на рынке страхования жизни – по состоянию на 1 октября 2019 года он составлял 143,6 млрд тенге. Прирост к началу года составил 14%.

Причинами заметного роста инвестиционного портфеля и активов в целом стало присоединение в прошлом году к страховой компании КСЖ «Казкоммерц-Life» и рост объемов бизнеса.

По данным страховой компании, основную долю в инвестиционном портфеле занимают ценные бумаги (87,8%) как казахстанских, так и иностранных эмитентов, далее следуют депозиты (11,8%) и операции обратного РЕПО (0,4%).

В «Халык-Life» сообщили, что в структуре инвестиционного портфеля компании по сравнению с началом года выросла доля негосударственных ценных бумаг казахстанских эмитентов на 14 процентных пунктов в абсолютном выражении (с 25% до 39%).

Доля государственных ценных бумаг в инвестиционном портфеле выросла на 8 процентных пунктов в абсолютном выражении (с 30% до 38%), доля обратного РЕПО снизилась с 18% до 0,4%.

«Изменение инвестиционного портфеля связано исключительно с целью максимизации рентабельности инвестиций», – отметили в страховой компании.

В другой компании по страхованию жизни, Nomad Life, рассказали, что при формировании активов инвестиционного портфеля КСЖ учитывает кредитное качество активов с целью обеспечения средневзвешенного долгосрочного кредитного рейтинга инвестиционного портфеля на уровне не ниже «BB» по шкале S&P. Также компанией установлены ограничения по инвестициям в активы с рейтингом «B+», «B», «B-» – не более 5% от суммы активов.

Инвестиционный портфель компании формируется прежде всего с учетом основного принципа – иммунизации обязательств по срокам (Liability driven investing).

Иммунизация – это формирование структуры инвестиционного портфеля с учетом структуры срочности обязательств компании.

Кроме LDI компания использует и тактическое управление инвестиционным портфелем. При тактическом управлении инвестиционным портфелем компания может не применять 100%-ное покрытие обязательств по срокам и определять те активы для инвестирования, по которым доходность выше, но все остальные параметры остаются без изменений. Данное отклонение в структуре портфеля допустимо при наличии surplus (в переводе с англ. – «избыток»), то есть когда сумма активов больше суммы обязательств.

Инвестиционный портфель КСЖ на 1 октября 2019 года составил 117,9 млрд тенге. Доля государственных ценных бумаг составила 31,7%, ценных бумаг и средств в депозитах банков второго уровня – 33,6%, ценных бумаг прочих эмитентов – 17%, ценных бумаг международных финансовых организаций – 7,9%, ценных бумаг нерезидентов Республики Казахстан – 5%, облигаций АО «Банк Развития Казахстана» – 4,4%, денежных средств – 0,1%.

По данным компании, средневзвешенная доходность инвестиционного портфеля на начало октября текущего года составила 8,17%.

В компании отметили, что такой уровень доходности является комфортным для них уровнем, так как позволяет исполнять все принятые на себя обязательства и при этом поддерживать кредитное качество активов.

В КСЖ «Государственная аннуитетная компания» рассказали, что на 1 октября инвестиционный портфель компании приравнивался к 33,5 млрд тенге, в том числе ценные бумаги – 22,8 млрд тенге (68,1%), среди них облигации – 22,5 млрд тенге (67,2%), акции – 0,3 млрд тенге (0,9%). Депозиты в портфеле достигли уровня 10,7 млрд тенге (31,9%).

В ГАК напомнили, что инвестиционный портфель компании на 1 января 2019 года составлял 32,8 млрд тенге, более 52% из которых приходилось на ценные бумаги (17,2 млрд тенге), 41,3% – на депозиты (13,6 млрд тенге) и 6,2% – на операции РЕПО (около 2 млрд тенге).

Доля депозитов за девять месяцев снизилась с 41,3% до 31,9%, доля ценных бумаг увеличилась с 52,1% до 67,2%. Как отметили в компании, за счет изменения структуры инвестиционного портфеля компании удалось увеличить процентные доходы.

В ГАК подчеркнули, что основными принципами политики компании являются обеспечение стабильного прироста активов и умеренная консервативная политика вложений с учетом принципов возвратности, диверсификации, прибыльности, ликвидности.

Инвестиционный портфель КСЖ Freedom Finance Life на 1 октября 2019 года составлял почти 13 млрд тенге. Структура портфеля КСЖ состоит на 78,8% из ценных бумаг, в том числе государственные бумаги – 14,7%, облигации банков второго уровня РК – 22,3%, облигации казахстанских компаний – 26,1%, акции казахстанских компаний – 4,2%, а также операций обратного РЕПО – 14,3%, вкладов – 6,3% и денег – 0,7%.

В компании поделились, что средства КСЖ размещаются в суверенные облигации таких стран, как Турция и РФ, акции ведущих международных компаний и облигации крупнейших зарубежных банков. Основной костяк портфеля – это казахстанские квазигосударственные облигации АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и его дочерних компаний. Компания распределяет инвестиции в различные секторы экономики, придерживаясь принципа максимальной диверсификации портфеля.

На 1 января 2019 года объем такого портфеля составлял только 8,8 млрд тенге. Увеличение портфеля в значительной степени было вызвано поступлением страховых премий по договорам страхования.

На начало октября этого года доходность инвестирования с учетом нереализованного дохода составила 13,1%.

Компания размещает собранные страховые премии в ценные бумаги, опираясь на умеренно консервативную инвестиционную стратегию.

Как отметили представители компании, в первую очередь данная стратегия строится на обслуживании обязательств компании перед клиентами, в том числе и по добровольным видам страхования. Например, по 10-летнему пенсионному аннуитету компания имеет «длинные» обязательства, и КСЖ соответственно нужны ценные бумаги, которые смогут не только перекрыть расходы по данным обязательствам, но и дать дополнительный доход.

Поэтому компания балансирует между 10-15-летними государственными облигациями и более доходными корпоративными ценными бумагами, постоянно отслеживая, чтобы доходы по ценным бумагам покрывали обязательства по добровольным накопительным видам страхования.

В заключение в КСЖ Freedom Finance Life подчеркнули, что на текущий момент портфель компании – один из самых диверсифицированных на страховом рынке и состоит из 36 различных выпусков ценных бумаг. Но даже при таком умеренно консервативном подходе компании удается опережать ставки по депозитам банков второго уровня.

Отметим, что опрошенные изданием «Курсив» страховые компании формируют консервативный инвестиционный портфель, инвестируя преимущественно в ценные бумаги (государственные и казахстанских эмитентов) и в депозиты банков второго уровня, что снижает риски вложений.

Все остальные страховые компании по тем или иным причинам отказались отвечать на запрос издания, поясняя это нежеланием раскрывать коммерческую тайную или в силу занятости.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png