Перейти к основному содержанию

4239 просмотров

Казахстан хочет выставить всех

В Париже прошла первая официальная презентация Казахстана на право проведения Международной специализированной выставки EXPO-2017. Разумеется, в Астане, поскольку других вариантов быть не может. Пока единственным конкурентом столицы является бельгийский Льеж – город с населением около 200 тыс. человек, третий по грузообороту речной порт Европы.

Казахстан хочет выставить всех

Казахстан хочет выставить всех
В Париже прошла первая официальная презентация Казахстана на право проведения Международной специализированной выставки EXPO-2017. Разумеется, в Астане, поскольку других вариантов быть не может. Пока единственным конкурентом столицы является бельгийский Льеж – город с населением около 200 тыс. человек, третий по грузообороту речной порт Европы.


До декабря 2012 года, когда голосованием 157 стран – членов Международного Бюро Выставок будет вынесено окончательное решение о стране – хозяйке выставки EXPO-2017, у Астаны появится не один конкурент. С Астаной, возможно, будут конкурировать такие города, как Эдмонтон или Монреаль (Канада) и Лилль (Франция). При оптимальном для Астаны раскладе у казахстанского бюджета останется всего четыре с небольшим года – для того, чтобы в очередной раз попытаться заасфальтировать себе дорогу в список весомых стран.

Однозначные плюсы
Изначально Казахстан рассчитывал на 5–6 млн посетителей. По последним данным, заявленным Министерством экономического развития и торговли, за 3 месяца работы выставки Астана должна быть готова принять не менее 3–4 млн человек – посетителей и участников из 100 стран мира.
Генеральный консультант правительства Казахстана по выдвижению и продвижению заявки Астаны на право проведения EXPO-2017 Хуан Корреас отмечал, что количество участников будет зависеть от многих факторов, прежде всего, от точно выстроенной коммуникационной политики: «Казахстан должен рассчитывать на серьезный поток туристов. По опыту других выставок могу сказать, что до 35% посетителей подобных мероприятий составляют именно иностранные туристы. Им будет на что посмотреть».

Сама выставка расположится на территории в 25 гектаров, и еще на 100 гектарах разместится сопутствующая инфраструктура – конференц-залы, рестораны, кафе, складские помещения. Новая застройка должна вписаться в программу развития города, чтобы территория и павильоны EXPO-2017 в будущем активно использовались в жизни столицы. Пока определен участок, расположенный в юго-восточной части города Астаны, на пересечении улицы Шамши Калдаякова и кольцевой дороги К-1 в районе гольф-клуба. Месторасположение EXPO-центра связано с сетью междугородних дорог Казахстана, а именно, объездной кольцевой дорогой К-1, которая обеспечивает быстрый доступ со всех направлений междугороднего сообщения. Место, выбранное для выставки, имеет сеть улиц, связывающую EXPO-центр с центральной частью города, в том числе, магистральные улицы с 8-, 6– и 4– полосным движением, которые, в свою очередь, обеспечивают доступ к административным и транспортным центрам города.

«Мультипликативный эффект от EXPO-2017 очевиден. Казахстану, который стремится стать инновационным государством, выставка может дать мощный импульс для диверсификации экономики, модернизации производственных площадей и научной базы, привлечения в страну новых технологий и инвестиций», – считает Хуан Корреас. EXPO-2017 станет мощным катализатором развития страны и региона в целом, но многие экономические изменения проявят себя через какое-то время после завершения выставки. К примеру, местный бизнес, получив бесценный опыт прямой работы с иностранными компаниями, сможет выйти на новый для себя уровень. «Сама Астана переживет настоящий «взрыв» – в короткое время город получит мультипликативный эффект от значительных инвестиций в строительство, инфраструктуру, гостиничный бизнес», – отмечает консультант в интервью «Интерфакс-Казахстан».
Помимо развития торговых и культурных отношений, в выигрыше останется и дипломатия. Ведь EXPO – это не очередная международная конференция с десятком-другим участников. Выставка подразумевает тесное вовлечение правительств других стран, которые будут очень плотно работать с Казахстаном на протяжении двух лет.

Сплошные расходы-доходы
Затраты на выставку включают в себя разные статьи. Эти расходы по-разному учитывались в балансах проводившихся всемирных выставок, поэтому построить единую картину трудно, однако выделить некоторые общие черты все же можно. В таблице приведены данные по нескольким крупнейшим выставкам последних десятилетий. Некоторые статьи баланса пришлось получать либо из косвенных источников, либо комбинируя разные счета из опубликованных отчетов.

Данные, приведенные в таблице, показывают структуру финансовых потоков при организации и проведении всемирной выставки. Выводы таковы:
Примерно половину всех затрат на проведение выставки составляют строительные работы (включая реконструкцию и устроение ландшафтов), другая половина приходится непосредственно на операционные расходы. Около четверти всех средств дает продажа билетов.
Остальные операционные источники, включая торговлю на территории выставки, взносы участников и спонсоров, составляют еще примерно 30% всех доходов. Остальная часть (почти половина всех поступлений) обеспечивается государством, займами и лотереями.

Выходит, что в мировой практике государство прямо (дотацией) или косвенно (выдавая гарантии под займы, предлагая налоговые преференции под строительство объектов, разрешая проводить лотереи и т. п.) обеспечивает финансирование практически всех строительных работ в период подготовки к выставке. В отдельных случаях, когда оно заинтересовано в развитии территории, на которой проводится выставка (как, например, в Астане), эти дотации могут существенно возрастать, в других – сокращаться, но в целом этот вывод соответствует положению о том, что государство финансирует все затраты на развитие инфраструктуры и строительство. Это отвечает интересам государства в отношении развития региона и дальнейшего использования созданной инфраструктуры.

Что касается операционных расходов, то они приблизительно покрываются поступлениями в период функционирования выставки. Однако, поскольку билеты дают только половину необходимых для функционирования выставки средств, остальное необходимо обеспечивать за счет привлечения спонсоров, коммерческой деятельности на выставке – продажи лицензий на разные виды предпринимательства (торговля сувенирами, общественное питание, культурная программа и т. п.). Также получение необходимых средств обеспечивается за счет деятельности в городе, связанной с обслуживанием посетителей выставки (в основном, это питание, проживание и транспорт). Опыт продажи билетов на международные события в Астане уже есть – благодаря Азиатским играм.
Статистика проведенных выставок показывает, что операционные расходы составляют 40–50% от всех расходов на выставку. Они распределяются примерно следующим образом: эксплуатационные расходы в период проведения выставки – 20–25%; администрация – 9–11%, реклама и публикации – 3–7%, прочие – 5–7%.

Куда пойдет энергия в будущем
После принятия решения о проведении выставки нужно будет провести необходимую работу по согласованию генерального плана развития Астаны – с учетом мероприятий, предусмотренных в рамках проведения всемирной специализированной выставки. Конкретные проектные решения, связанные с ее проведением, могут привести к корректировке последовательности ввода объектов, предусмотренной генеральным планом развития Астаны, который изменили совсем недавно.

Основным и практически единственным официальным источником первоначального финансирования мероприятий является бюджет Казахстана. В конце прошлого года представитель Минэкономразвития сообщил, что только на лоббирование заявочной кампании Казахстана на проведение EXPO-2017 в Астане в республиканском бюджете на 2010 год был заложен млн евро. Представитель министерства уточнил, что деньги направлены на проведение конференций и встреч дипломатического корпуса с представителями других стран, которые могут отдать свои голоса за заявку Астаны.

Разумеется, будут привлечены средства госкомпаний и спонсоров.
При планировании расходов необходимо учитывать опыт проведения выставок EXPO, например, выставки, проходившей в 2010 году в Лиссабоне. В основу реализации проекта EXPO-2010 был положен принцип долгосрочного баланса между расходной и доходной частями на период с 1993 года (начало реализации проекта) по 2010 год. Расходы на проведение выставки были произведены в течение 5 лет и удваивались ежегодно, достигнув максимума в год проведения выставки. Доходы достигли максимума также в год проведения выставки (билеты, инфраструктура), однако продолжают оставаться высокими и в послевыставочный период.

Расходы на инфраструктуру города на 90% должны быть осуществлены Астаной. Исключение составляют объекты инфраструктуры общеказахстанского значения (например, аэропорты). Значительная часть затрат компенсируется за счет спонсорских взносов (до $500–600 млн), а также доходов от проведения выставки, складывающихся из доходов непосредственно в период проведения выставки и доходов от эксплуатации выставочных объектов и объектов инфраструктуры после окончания выставки. Прогнозируемые доходы в период проведения выставки могут составить внушительные суммы.

Мэр Москвы, предполагая проведения выставки EXPO в Москве (во время конкурса столица России не смогла обойти Шанхай), заявлял, что общие расходы на проведение выставки будут стоить стране $2 млрд, оптимистично предполагая, что доход только в среднесрочной перспективе составит не менее $5 млрд. Бывшего мэра российской столицы никак не смущал печальный опыт EXPO-2000 в Ганновере: из запланированных 40 млн билетов там были проданы лишь 20 млн, убытки, по сообщениям прессы, оценивались в $500 млн.

История двухсотлетних убытков
Вообще, коммерческим успехом выставок такого плана могут похвастаться лишь немногие города.
Идея показов достижений международного хозяйства родилась в 1798 году. Первым, кого она осенила, был министр внутренних дел Франции Франсуа Де Нешато. В том же году правительство страны организовало в Париже выставку –119 промышленников в течение пяти дней демонстрировали на 58 деревянных стендах свою продукцию. Почти через 50 лет во Франции начали поговаривать, что хорошо бы провести в Париже по-настоящему крупную выставку. В это же время о планах французов донесли британскому принцу Альберту. «Это – удар по британской империи как матери технического прогресса», – заметил доносчик, и принц Альберт решил опередить французов.

За семь месяцев две тысячи рабочих соорудили выставочный зал, похожий на гигантскую оранжерею, и ровно в семь раз превышавший по площади Сент-Пол. Выставка – great exhibition – с большой помпой открылась 1 мая 1851 года под девизом: «Пусть все народы работают совместно над великим делом – совершенствованием человечества». Лондонская great exhibition вошла в историю, прежде всего, как первая всемирная выставка – 14 тыс. экспонентов из 25 стран и 15 английских колоний.

Мероприятие принесло организаторам баснословную по тем временам прибыль – 186 тыс. фунтов стерлингов. Итоги второй всемирной выставки, прошедшей в 1855 году в Париже, были иными – 8 млн франков убытков. Но это лишь раззадорило принца Альберта – он решил организовать третью выставку, которая открылась в 1862 году. С 1 мая по 30 октября выставку посетили 6,2 млн человек, однако с экономической точки зрения она оказалась не такой успешной, как первая: рентабельность была практически нулевой. Это охладило энтузиазм англичан, однако начало новой эпохе было положено – именно эти три выставки считаются родоначальницами нынешних всемирных выставок EXPO.

Несмотря на коммерческую неудачу второй и третьей всемирных выставок, было понятно, что подобные мероприятия способны буквально озолотить их организаторов. Продажа билетов и мест для экспозиций, а также неизбежный наплыв туристов давали прибыль немедленно, а инфраструктура, созданная под выставку, продолжала приносить доход и после ее закрытия. К тому же никто тогда не подсчитывал экономический эффект, связанный с улучшением инвестиционного климата: проведение выставки обеспечивало стране-организатору прекрасную рекламу.

Например, итогами Венской выставки 1873 года стали 7,26 млн посетителей и 14,86 млн австрийских шиллингов прибыли – рентабельность составила 350%. Всемирная выставка, прошедшая через три года в Филадельфии, приняла уже 10 млн человек и принесла $3,3 млн прибыли.
Убыточными оказывались лишь немногие выставки первой волны, поэтому находилась масса желающих организовать что-то подобное. Выставки, устраивавшиеся частными компаниями и замаскированные под всемирные, высоким качеством не отличались. В результате, начиная примерно с 1889 года (всемирная выставка в Париже), доходность официальных выставок стала снижаться.

В 1907 году национальные выставочные комитеты европейских стран объединились в международную федерацию, а в 1912 году в Берлине созвали дипломатическую конференцию, подготовившую конвенцию о международных выставках. Однако начавшаяся мировая война помешала ей вступить в силу. Это произошло только в 1928 году. Тогда же было учреждено Международное Бюро Выставок (Bureau of International Expositions, BIE), в задачу которого входила координация соответствующих проектов. В шести разделах конвенции оговаривались сроки и частота проведения выставок, а также обязательства приглашающей и участвующих стран. Например, продолжительность всемирных выставок не могла быть меньше трех недель и больше шести месяцев.
Выставки ХХ века стали полигонами для экспериментов архитекторов. Так, в 1937 году в Париже Германия и СССР поразили всех размерами представленных ими монументов. Нацистский орел и знаменитая статуя «Рабочий и колхозница» (фирменный знак «Мосфильма») стояли друг против друга – интрига, придуманная руководством выставки. Немецкому архитектору удалось заранее выяснить габариты советского объекта, и орел смотрел на серп и молот свысока.
Фирменное название «EXPO» появилось на всемирной выставке 1967 года в Монреале. Кстати, первоначально ее предполагалось провести в Москве, но из-за финансовых проблем СССР вынужден был отказаться. Выставку перенесли в Канаду, и та в результате получила $210,7 млн прибыли (продали 50 млн билетов).
Сегодня всемирные выставки по размаху и престижности не уступают олимпийским играм. На проведение любой EXPO претендуют несколько стран (частота проведения регламентируется BIE).

Потенциал Астаны
Предполагается, что за три месяца выставку посетят 3–4 млн человек. Радужные перспективы о продаже всех билетов не могли бы испортить общей картины, если бы Казахстан не имел печального опыта продажи отпечатанных 350 тыс. билетов на Азиатские зимние игры. Напомним, во время Игр организаторы решили «запускать всех желающих бесплатно».
Продажи выставочных площадей принесут участникам выставки (при 100 странах-участницах) не менее $100 млн. Косвенный доход предприятий торговли, гостиничного и ресторанного бизнеса вряд ли вернется в бюджет страны, хотя может увеличить производительность труда имеющихся предприятий и стать толчком к развитию новых.
Политические же дивиденды подсчитать невозможно, но именно эта выставка может стать очередной национальной идеей, о которой сегодня так много говорят.

Выставки ХХ века стали полигонами для экспериментов архитекторов. Так, в 1937 году в Париже Германия и СССР поразили всех размерами представленных ими монументов. Нацистский орел и знаменитая статуя «Рабочий и колхозница» (фирменный знак «Мосфильма») стояли друг против друга – интрига, придуманная руководством выставки. Немецкому архитектору удалось заранее выяснить габариты советского объекта, и орел смотрел на серп и молот свысока.

Астана переживет настоящий «взрыв» – в короткое время город получит мультипликативный эффект от значительных инвестиций в строительство, инфраструктуру, гостиничный бизнес

Статистика проведенных выставок показывает, что операционные расходы составляют 40–50% от всех расходов на выставку. Они распределяются примерно следующим образом: эксплуатационные расходы в период проведения выставки – 20–25%; администрация – 9–11%, реклама и публикации – 3–7%, прочие – 5–7%.


Казахстан хочет выставить всех

2939 просмотров

Сколько заработали компании по страхованию жизни в Казахстане

Около 16% доходов пришлось на инвестиционную деятельность

Фото: Depositphotos/Baurka

В Казахстане функционируют семь компаний по страхованию жизни (КСЖ). Одной из статей в общей структуре доходов являются доходы от инвестирования активов. «Курсив» выяснил, куда вкладывают средства КСЖ и сколько они заработали на такой деятельности.

Совокупные активы компаний по страхованию жизни в Казахстане, по данным Национального банка, на начало октября 2019 года составили 396,9 млрд тенге. В аналогичный период 2018 года активы были значительно ниже – 314,1 млрд тенге.

Собственный капитал таких организаций в этом году достиг 65,7 млрд тенге, увеличившись на 42% – с 46,4 млрд тенге в начале октября 2018 года. Сумма собранных страховых премий выросла за год с 89,6 млрд тенге до 139,1 млрд тенге на 1 октября 2019 года.

Расходы по осуществлению страховых выплат приблизились к 15,8 млрд тенге против 13,4 млрд тенге в прошлом году.

Нераспределенный доход (прибыль) компаний по страхованию жизни составил 14,1 млрд тенге. Аналогичный прошлогодний показатель – 11,3 млрд тенге.

Доходы от инвестиционной деятельности

Из отчетов о прибылях и убытках компаний по страхованию жизни следует, что инвестиционные доходы всех организаций (без учета расходов) на рынке составили 23,7 млрд тенге. Тогда как совокупные доходы КСЖ приблизились к 151,2 млрд тенге. Отметим, что основной деятельностью таких компаний является страхование, а не инвестирование.

Как правило, крупные страховые компании в силу размеров активов имеют возможность инвестировать больше средств и, соответственно, получать больший доход. Важное значение имеет инвестиционная политика самой компании – консервативная («меньший риск – меньшая доходность»), агрессивная («больший риск – большая доходность») или умеренная.

По данным финансовых отчетов КСЖ, общие доходы самой крупной компании по страхованию жизни «Халык-Life» за январь – сентябрь 2019 года составили 62,5 млрд тенге, в том числе от инвестиционной деятельности – 10,3 млрд тенге, или 16,5% от всех доходов. В прош­лом году доходы от инвестирования равнялись 5,8 млрд тенге, что на 78,5% меньше показателя этого года.

Отметим, что общие активы КСЖ на 1 октября этого года увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 111,5% и достигли почти 163 млрд тенге.

Nomad Life является второй по размерам активов компанией на рынке. Объем активов на начало октября текущего года приблизился к 124,4 млрд тенге. Еще в прошлом году такой показатель был на уровне 78,8 млрд тенге. Рост составил более 57% за год.

Компания за девять месяцев смогла получить доход, равный 48,5 млрд тенге, в том числе за счет инвестиционной деятельности – 6,9 млрд тенге (14,2% от совокупных доходов), за счет основной деятельности (страховой) – 41,6 млрд тенге. В аналогичный период прошлого года инвестиционный доход компании был на уровне 6,3 млрд тенге.

Государственная аннуитетная компания (ГАК) с активами в размере 36,1 млрд за анализируемый период за счет инвестиционной деятельности получила 2,3 млрд тенге дохода. Общие доходы приравнивались к 4,3 млрд тенге. Доля инвестиционного дохода от всех доходов составляла 54,9%.

Standard Life c активами в размере 33,6 млрд тенге получила общий доход в размере 10,6 млрд тенге, в том числе от инвестиционной деятельности – 2,1 млрд тенге (19,7% от всех доходов организации).

«Европейская страховая компания» с активами в размере 15,9 млрд тенге заработала за три квартала 19,1 млрд тенге против 11,6 млрд тенге в прошлом году. Из всей суммы доходов на инвестиционную деятельность пришлось 0,8 млрд тенге (4,2% от всех доходов), все остальное – на страховую деятельность.

Совокупные доходы Freedom Finance Life достигли 15,5 млрд тенге. Доходы от инвестиционной деятельности – 0,9 млрд тенге (18,9% от всех доходов), от страховой – 4,6 млрд тенге. Совокупные активы приравнивались к 14,9 млрд тенге. Инвестдоход компании за аналогичный период прошлого года – 0,7 млрд тенге.

В 2019 году на рынок страхования жизни Казахстана вышла дочерняя компания страховой компании «Евразия» с одноименным названием. Общие активы компании составили на 1 октября текущего года 9 млрд тенге. С начала открытия компания смогла заработать 0,8 млрд тенге, в том числе от страховой и инвестиционной деятельности по 0,4 млрд тенге. Напомним, КСЖ была выдана лицензия Национального банка в начале марта 2019 года.

Инвестиционный портфель страховых компаний

АО «Халык-Life» имеет самый большой инвестиционный портфель на рынке страхования жизни – по состоянию на 1 октября 2019 года он составлял 143,6 млрд тенге. Прирост к началу года составил 14%.

Причинами заметного роста инвестиционного портфеля и активов в целом стало присоединение в прошлом году к страховой компании КСЖ «Казкоммерц-Life» и рост объемов бизнеса.

По данным страховой компании, основную долю в инвестиционном портфеле занимают ценные бумаги (87,8%) как казахстанских, так и иностранных эмитентов, далее следуют депозиты (11,8%) и операции обратного РЕПО (0,4%).

В «Халык-Life» сообщили, что в структуре инвестиционного портфеля компании по сравнению с началом года выросла доля негосударственных ценных бумаг казахстанских эмитентов на 14 процентных пунктов в абсолютном выражении (с 25% до 39%).

Доля государственных ценных бумаг в инвестиционном портфеле выросла на 8 процентных пунктов в абсолютном выражении (с 30% до 38%), доля обратного РЕПО снизилась с 18% до 0,4%.

«Изменение инвестиционного портфеля связано исключительно с целью максимизации рентабельности инвестиций», – отметили в страховой компании.

В другой компании по страхованию жизни, Nomad Life, рассказали, что при формировании активов инвестиционного портфеля КСЖ учитывает кредитное качество активов с целью обеспечения средневзвешенного долгосрочного кредитного рейтинга инвестиционного портфеля на уровне не ниже «BB» по шкале S&P. Также компанией установлены ограничения по инвестициям в активы с рейтингом «B+», «B», «B-» – не более 5% от суммы активов.

Инвестиционный портфель компании формируется прежде всего с учетом основного принципа – иммунизации обязательств по срокам (Liability driven investing).

Иммунизация – это формирование структуры инвестиционного портфеля с учетом структуры срочности обязательств компании.

Кроме LDI компания использует и тактическое управление инвестиционным портфелем. При тактическом управлении инвестиционным портфелем компания может не применять 100%-ное покрытие обязательств по срокам и определять те активы для инвестирования, по которым доходность выше, но все остальные параметры остаются без изменений. Данное отклонение в структуре портфеля допустимо при наличии surplus (в переводе с англ. – «избыток»), то есть когда сумма активов больше суммы обязательств.

Инвестиционный портфель КСЖ на 1 октября 2019 года составил 117,9 млрд тенге. Доля государственных ценных бумаг составила 31,7%, ценных бумаг и средств в депозитах банков второго уровня – 33,6%, ценных бумаг прочих эмитентов – 17%, ценных бумаг международных финансовых организаций – 7,9%, ценных бумаг нерезидентов Республики Казахстан – 5%, облигаций АО «Банк Развития Казахстана» – 4,4%, денежных средств – 0,1%.

По данным компании, средневзвешенная доходность инвестиционного портфеля на начало октября текущего года составила 8,17%.

В компании отметили, что такой уровень доходности является комфортным для них уровнем, так как позволяет исполнять все принятые на себя обязательства и при этом поддерживать кредитное качество активов.

В КСЖ «Государственная аннуитетная компания» рассказали, что на 1 октября инвестиционный портфель компании приравнивался к 33,5 млрд тенге, в том числе ценные бумаги – 22,8 млрд тенге (68,1%), среди них облигации – 22,5 млрд тенге (67,2%), акции – 0,3 млрд тенге (0,9%). Депозиты в портфеле достигли уровня 10,7 млрд тенге (31,9%).

В ГАК напомнили, что инвестиционный портфель компании на 1 января 2019 года составлял 32,8 млрд тенге, более 52% из которых приходилось на ценные бумаги (17,2 млрд тенге), 41,3% – на депозиты (13,6 млрд тенге) и 6,2% – на операции РЕПО (около 2 млрд тенге).

Доля депозитов за девять месяцев снизилась с 41,3% до 31,9%, доля ценных бумаг увеличилась с 52,1% до 67,2%. Как отметили в компании, за счет изменения структуры инвестиционного портфеля компании удалось увеличить процентные доходы.

В ГАК подчеркнули, что основными принципами политики компании являются обеспечение стабильного прироста активов и умеренная консервативная политика вложений с учетом принципов возвратности, диверсификации, прибыльности, ликвидности.

Инвестиционный портфель КСЖ Freedom Finance Life на 1 октября 2019 года составлял почти 13 млрд тенге. Структура портфеля КСЖ состоит на 78,8% из ценных бумаг, в том числе государственные бумаги – 14,7%, облигации банков второго уровня РК – 22,3%, облигации казахстанских компаний – 26,1%, акции казахстанских компаний – 4,2%, а также операций обратного РЕПО – 14,3%, вкладов – 6,3% и денег – 0,7%.

В компании поделились, что средства КСЖ размещаются в суверенные облигации таких стран, как Турция и РФ, акции ведущих международных компаний и облигации крупнейших зарубежных банков. Основной костяк портфеля – это казахстанские квазигосударственные облигации АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и его дочерних компаний. Компания распределяет инвестиции в различные секторы экономики, придерживаясь принципа максимальной диверсификации портфеля.

На 1 января 2019 года объем такого портфеля составлял только 8,8 млрд тенге. Увеличение портфеля в значительной степени было вызвано поступлением страховых премий по договорам страхования.

На начало октября этого года доходность инвестирования с учетом нереализованного дохода составила 13,1%.

Компания размещает собранные страховые премии в ценные бумаги, опираясь на умеренно консервативную инвестиционную стратегию.

Как отметили представители компании, в первую очередь данная стратегия строится на обслуживании обязательств компании перед клиентами, в том числе и по добровольным видам страхования. Например, по 10-летнему пенсионному аннуитету компания имеет «длинные» обязательства, и КСЖ соответственно нужны ценные бумаги, которые смогут не только перекрыть расходы по данным обязательствам, но и дать дополнительный доход.

Поэтому компания балансирует между 10-15-летними государственными облигациями и более доходными корпоративными ценными бумагами, постоянно отслеживая, чтобы доходы по ценным бумагам покрывали обязательства по добровольным накопительным видам страхования.

В заключение в КСЖ Freedom Finance Life подчеркнули, что на текущий момент портфель компании – один из самых диверсифицированных на страховом рынке и состоит из 36 различных выпусков ценных бумаг. Но даже при таком умеренно консервативном подходе компании удается опережать ставки по депозитам банков второго уровня.

Отметим, что опрошенные изданием «Курсив» страховые компании формируют консервативный инвестиционный портфель, инвестируя преимущественно в ценные бумаги (государственные и казахстанских эмитентов) и в депозиты банков второго уровня, что снижает риски вложений.

Все остальные страховые компании по тем или иным причинам отказались отвечать на запрос издания, поясняя это нежеланием раскрывать коммерческую тайную или в силу занятости.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif