Перейти к основному содержанию

3565 просмотров

В ожидании иностранных игроков

Появление новых иностранных игроков на казахстанском рынке ритейла прогнозируют аналитики. По данным АО «БТА Секьюритис», детальный мониторинг будет проводить французская сеть Aushan, которая активно представлена на российском рынке. До 2014 планируется привлечение таких сетей, как Carrefour, Auchan, Wal-Mart, Tesco. Интерес к рынку ритейла Казахстана, по ожиданиям аналитиков, должны проявить и российские сети.

В ожидании иностранных игроков

В ожидании иностранных игроков
Появление новых иностранных игроков на казахстанском рынке ритейла прогнозируют аналитики. По данным АО «БТА Секьюритис», детальный мониторинг будет проводить французская сеть Aushan, которая активно представлена на российском рынке. До 2014 планируется привлечение таких сетей, как Carrefour, Auchan, Wal-Mart, Tesco. Интерес к рынку ритейла Казахстана, по ожиданиям аналитиков, должны проявить и российские сети.



По данным Агентства Казахстана по статистике, объем розничного товарооборота в 2010 году составил 3,01 трлн тенге ($20,5 млрд), а за прошедшие пять лет рост розницы в среднем составил 8,3% в год. В 2009 году зафиксировано снижение доходов розницы на 3,7%, но в 2010 году сектор продемонстрировал рост на уровне 11%.

Доля организованной торговли в общем розничном товарообороте постепенно превысила совокупную долю популярных среди населения рынков-базаров и мелких магазинов-киосков у дома. По итогам 2010 года соотношение составило 54,2% к 46,8%.

По оценке «БТА Секьюритис», продовольственные сети занимают 10–13% в обороте организованной торговли, или 5–7% общего розничного товарооборота по Казахстану. Таким образом, объем реализованной продукции в розничных сетях в 2010 году составил порядка 150–200 млрд тенге. Наблюдается тенденция к дальнейшему увеличению доли продуктовых сетей на фоне изменения предпочтений основной массы потребителей.

«Кризис внес коррективы в развитие розницы, понизив среднюю покупательскую способность. Часть потребителей вернулась на рынки, другие просто сократили количество покупок либо перешли на более дешевую продукцию. Все эти процессы произошли в тот самый момент, когда наблюдалась активная экспансия отечественных сетей», – пояснил «Къ» макроэкономист отдела отраслевой аналитики «БТА Секьюритис» Айвар Байкенов.

По его словам, резкое сокращение источников финансирования заставило многих ритейлеров пересмотреть структуру и оптимизировать бизнес-процессы, а то и вовсе прекратить операционную деятельность. Формат сетей был переориентирован с классических супермаркетов, рассчитанных на покупателей с доходами выше среднего, на дискаунтеры и так называемые «оптомаркеты». Поводом для беспокойства местных ритейлеров, по словам экспертов, также стало появление и усиление позиций представителей крупных международных компаний («Metro Cash&Carry» и «Рамстор»), что говорит о появлении неких зачатков рыночной конкуренции между торгующими предприятиями.

Отсутствие консолидации в секторе указывает на реальный потенциал будущего передела и привлекает на рынок новых игроков, как отечественных, так и зарубежных. Наблюдается стремление крупных сетей расширить географию присутствия и уход с площадки более слабых компаний. С развитием и экспансией продуктовых сетей значительно пошатнулись позиции многочисленных магазинов «у дома» и одиночных супермаркетов.
С приходом Metro Group аналитики ожидают заинтересованность в казахстанском рынке иностранных компаний. В частности, детальный мониторинг, возможно, будет проводить французская сеть Aushan, которая уже представлена на российском рынке.

Позитивно отразится на привлекательности местного рынка для российских компаний создание Таможенного союза.
Аналитики считают, что на данный момент некоторые международные сети заняли выжидательную позицию, наблюдая за становлением и развитием казахстанских компаний. В тот момент, когда определенные местные сети станут влиятельными игроками, иностранные сети смогут зайти на рынок и захватить большие доли через приобретение активов ключевых казахстанских торговых сетей. «Экспансия путем поглощения выглядит привлекательной ввиду экономии времени и средств на создание и экспансию филиальной сети. Большое значение при этом будут иметь итоги операционной деятельности Metro Group в Казахстане. Особую активность на местном рынке продуктового ритейла может внести планируемое в начале 2012 года вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, которое откроет дорогу большому потоку международных компаний и иностранных инвестиций», – говорит г-н Байкенов.

Национальная компания Kaznex-Invest, ответственная за продвижение иностранных инвестиций в Казахстане, готова начать переговоры с международными сетями. Привлечение таких сетей, как Carrefour, Auchan, Wal-Mart, Tesco планируется до 2014 года, при этом в условиях договора будут прописаны пункты об обязательном присутствии на полках казахстанской продукции.

Ожидается, что присутствие международных сетей поможет лучше организовать и более эффективно развивать рынок ритейла через повышение конкуренции и качества предоставляемых услуг. Некоторые иностранные игроки рассматривают Казахстан как площадку для выхода сетей в Центрально-Азиатский регион.

Пока доступ к финансированию будет ограниченным, а кредиты – дорогими, в отечественных компаниях основной акцент будет направлен на усиление позиций уже существующих магазинов. Будет осуществляться и оптимизация бизнес-процессов с целью минимизировать затратную часть и повысить эффективность работы каждого магазина.

Господдержка
По словам Айвара Байкенова, поддержку ритейлерам может оказать правительство страны, которое осенью 2010 года заявило о том, что рассматривает возможность субсидирования оборотных средств, но только тех компаний, в которых ассортимент продукции казахстанского содержания будет превышать 50%. Тем самым планируется одновременно оказывать поддержку и торговым предприятиям, и отечественным производителям. Для местных сетей это очередной хороший повод наладить более тесные и дружественные связи с поставщиками казахстанской продукции. Но не стоит забывать о стремлении государства регулировать цены на социально значимые товары.

Иностранные сети в свою очередь хотят, чтобы господдержка осуществлялась в виде предоставления на льготных условиях земельных участков под строительство новых магазинов и снижения тарифов на коммунальные услуги, для чего и была принята программа развития торговли в Казахстане до 2014 года, в рамках которой планируется выделить 20 млн тенге в 2011 году, 35 млн и 25 млн тенге в 2012 и 2014 годах соответственно. Основной акцент будет сделан на увеличение числа магазинов современного формата и их доли в общем розничном товарообороте. В рамках программы планируется увеличение количества доступных площадей и земель, строительство новых логистических центров, а также внедрение системы планирования по размещению и зонированию торговых объектов. Большое внимание будет уделено и проникновению сетей в сельскую местность. Местные исполнительные органы будут содействовать компаниям путем выделения льготных участков под строительство магазинов и упрощения бюрократических процедур при регистрации бизнеса.

Участники рынка
Сегодня в Казахстане операционную деятельность осуществляют четыре компании с иностранным участием: «Рамстор», совместное казахстанско-германское предприятие «Interfood», недавно пришедшие на отечественный рынок российская сеть «Вестер» и один из крупнейших мировых ритейлеров «Metro Cash&Carry».

Каждая сеть работает в своем формате. Interfood представлен супермаркетами премиум-класса, рассчитанных на покупателей с доходами выше среднего и предлагающих в основном продукцию немецкого производства. Российская сеть «Вестер» представлена форматами супермаркет и гипермаркет, а Metro Cash&Carry позиционирует себя как продавец В2В, основной целевой группой которого является HoReCa (hotels, restaurants, cafes).
«Приход крупного западного игрока с огромным опытом работы, как в развитых, так и в развивающихся странах, принято считать индикатором того, что казахстанский рынок уже имеет определенную степень зрелости. Кстати, по мнению специалистов, если бы иностранные компании вошли на казахстанский рынок пораньше, то с большой вероятностью смогли бы захватить его, как это произошло в Польше, Чехии, Венгрии. Зарубежные операторы пришли туда в начале 1990-х годов, подавили местные сети и примерно за пять лет завоевали господствующее положение. Однако в нашей стране иностранные компании сильно напугал российский кризис 1998 года», – говорит аналитик «БТА Секьюритис».

Среди лидеров по региональному распространению своих магазинов находятся такие торговые сети, как «Рамстор», «Green» и «SM market», с количеством охваченных регионов шесть и более. «Успешный сценарий развития «Арзана» мог бы расположить его на первой ступени по данному показателю, тем более что компания изначально преследовала цель как можно за короткие сроки стать национальной сетью, то есть получить статус торгового оператора республиканского масштаба, при этой пользуясь некоторой поддержкой идеи со стороны государства», – пояснил эксперт.
«Рамстор», «Green» и «SM market» занимают лидирующие позиции и по общей торговой площади своих магазинов, составляющей в среднем более 25 тыс. кв. метров. Общая площадь торговых залов иностранного оператора «Рамстор» превышает 40 тыс. кв. метров. Обороты набирают «Магнум» и «Metro», при этом количество их магазинов не превышает пяти. Обе сети пока концентрируются лишь в нескольких регионах, активнее всего в Алматы с магазинами средней торговой площади 5–6 тыс. кв. метров, в то время как среднереспубликанское значение – менее 3,5 тыс. кв. метров. По совокупному количеству магазинов в лидерах те же «Рамстор» и «SM market» – по 22 торговые точки у каждого. Однако активно расширяется и относительно молодая сеть S’mall – дискаунтер с общим количеством мелко- и среднеформатных магазинов 20.

Лидером по товарообороту стала сеть «Магнум» с $149 млн, имеющая лишь два магазина в Алматы и один в Караганде. Выручка с 1 кв. метра составила около $11 тыс. (мировые показатели для магазинов такого формата (гипермаркет + сash&сarry) – $10–11 тыс). Основной упор делается на цену, которая в большинстве случаев устанавливается на 10–15% ниже, чем у конкурентов. При формировании ассортиментной матрицы компания использует принцип Парето. Суть его в том, чтобы выбрать и выставить на лучшие полки те 20% из ассортимента товаров производителя, которые приносят 80% оборота. Основываясь на этом принципе, при ограниченности полок необходимо отобрать именно тот ассортимент, который даст максимальный объемы продаж. Такой подход при формировании ассортиментной матрицы, по мнению руководства компании, дает возможность уменьшать наценку и получать больше валовой маржи. В 2011 году «Магнум» планирует строительство еще одного торгового объекта в Алматы, при этом прогнозируется увеличение выручки сети более чем на 50%.

Следом за «Магнум» в 2010 году расположились супермаркеты «Рамстор», объемом продаж которых составил около $115 млн. Сеть «Green» наторговала примерно на $35 млн. Несмотря на высокие по казахстанским меркам значения выручки, продуктовый ритейл остается низкорентабельным бизнесом – показатель рентабельности по EBITDA в среднем составляет 2–5%. Средний чек в успешно работающих сетях «Магнум», «Рамстор» и «Metro» в 2010 году составлял $20–34.

По данным аналитиков, инвестиции в строительство одного магазина у каждой сети различаются. Например, у немецкой «Metro» один торговый объект обходится в $15–20 млн. Затраты «Магнум» находятся на уровне $10–15 млн. Сеть «Вестер» в открытие одного супермаркета вкладывает около $2,5 млн, гипермаркета – около $3,5 млн, в среднем $700 и $900 на 1 кв. метр соответственно, с учетом того, что приоритетной формой является аренда помещений.
«Аренда помещений является одной из ключевых статей расходов торговых сетей, составляя около 20%. Одним из факторов неудачи сети «GROS» стало то, что более 90% помещений магазинов арендовалось, а не находилось в собственности», – говорит Айвар Байкенов.

По его словам, в годы кризиса многим торговым сетям пришлось пересмотреть свою деятельность, переформировавшись из супермаркетов в дискаунтеры или в гипермаркеты, но уже с низкими ценами. Магазины «Рамстор», которые долгое время считались супермаркетами премиум-класса, изменили ценовую политику в сторону понижения. Стали открываться магазины «Рамстор-Гипер», целью создания которых было не допустить потерю рыночной доли в сегменте «низкие цены и большой ассортимент». По словам представителей компании, новый объект будет совмещать элементы дискаунтера и магазина самообслуживания (cash&carry) – наценка в среднем составит 10% при ассортименте более 30 тыс.
Набирает обороты конкуренция за покупателей с доходами ниже среднего. Усиливают свои позиции «Магнум» и «Metro Cash&Carry», открывая новые магазины и привлекая огромное число посетителей, в среднем до 3–4 тыс. человек в день.

Проблемы ритейла
Основной проблемой казахстанского рынка ритейла эксперты называют отсутствия активного проникновения сетей в регионы, то есть проблемы логистического характера. В Казахстане при огромной площади территорий плотность населения составляет лишь шесть человек на один квадратный километр. «Отдаленность крупных городов друг от друга еще более усложняет транспортировку и хранение товаров. Отсутствие логистических центров увеличивает затраты продуктовых сетей. При импорте определенной продукции доставка, к примеру, осуществляется до города Алматы, а затем уже из южной столицы в другие города. При присутствии хотя бы пяти крупных логистических центров – по одному на западе, востоке, севере, юге и в центре страны – товару не пришлось бы проходить двойные расстояния», – говорит аналитик «БТА Секьюритис».

Существует большая потребность создания крупных импортных складов и дистрибуционных платформ. Помимо самих логистических центров, на рынке не хватает и профессиональных услуг по сдаче складских помещений и терминалов.

Более того, c каждым годом дорожают грузоперевозки автомобильным транспортом. За период апрель 2010 – апрель 2011 цены на транспортировку выросли более чем на 13% (с 97 до 110 тенге за один километр пути). Тенденция к росту тарифов продолжится в связи с прогнозируемым ростом цен на ГСМ. Национальный железнодорожный оператор планирует в 2011 году увеличение тарифов на железнодорожные грузоперевозки на 15%. Отдаленность населенных пунктов значительно увеличивает транспортные издержки торговых сетей. При этом вопросы низкого качества автомобильных дорог и нестандартных железнодорожных веток остаются нерешенными.

У компании «SM market» заключен договор с крупнейшим логистическим центром Алматы «ДАМУ». У сети «Магнум» на три существующих магазина приходится один распределительный центр, при этом огромный опыт ведения дистрибуционного бизнеса облегчает процессы перевозки и хранения товаров (Компания «Прима» долгое время занималась дистрибуцией, а в 2007 году в поисках новых источников добавленной стоимости решила диверсифицировать свой бизнес через создание продуктового ритейлера «Магнум»). В ближайшие месяцы торговая сеть «Рамстор» намерена завершить работу по созданию крупного среднеазиатского центра логистики стратегического значения, который в первое время будет обеспечивать хранение импортируемых товаров и их продвижение в западные регионы Казахстана. По мере проникновения сети в соседние страны этот терминал будет использоваться как распределительный центр для всех магазинов «Рамстор» в Центральной Азии.

Другой проблемой стал дефицит торговых площадей. Так как большинство торговых сетей предпочитают арендовать торговые площади, нехватка торговых центров, где продуктовые супермаркеты обычно являются якорными арендаторами, приводит к удорожанию арендуемых площадей. В итоге высокие арендные ставки отражаются на ценовой политике торгующих предприятий. По подсчетам Scot Holland (международное агентство по недвижимости), индекс арендуемых площадей в городе Алматы по мировым меркам довольно низкий. С учетом того, что на современные торговые центры в южной столице приходится лишь 20% имеющихся торговых площадей, арендуемая площадь на одну тысячу жителей составляет около 50–60 кв. метров. В странах Восточной Европы данный показатель составляет около 250 кв. метров на тысячу человек.

По словам макроэкономиста отдела отраслевой аналитики «БТА Секьюритис», развитию сетей также препятствует недостаток квалифицированных кадров. Текучесть рабочей силы в продуктовой рознице занимает лидирующее положение среди других секторов экономики. В связи с этим особое внимание сетей уделяется системе обучения персонала. Однако для качественного обучения сотрудникам необходима мотивация, которая в первую очередь связана с четко функционирующей системой роста персонала, редко встречающейся в современных торговых сетях Казахстана.

По данным кадрового агентства Elite (международное рекрутинговое агентство), низкий уровень зарплат не повышает лояльности сотрудника, в результате текучесть кадров составляет в среднем 35–45%, варьируясь от 10% до 80%. Тем временем замена одного сотрудника обходится, по оценкам агентства J.C.Penny, в среднем в 1/3 его годового оклада. С учетом того что, к примеру, кассир зарабатывает около $200–500 в месяц, его замена будет стоить компании $800–2000. Инструментами мотивации сотрудников могут служить различного рода материальные поощрения в зависимости от объемов и качества выполненных работ, а также стажа в компании.

«В некоторых сетях практикуется система наставничества, направленная на выращивание собственных кадров, то есть происходит передача знаний от более опытного и квалифицированного сотрудника к прошедшим отбор перспективным вновь прибывшим коллегам. Большое внимание уделяется управленческому персоналу, особенно после кризиса, когда нехватка именно профессиональных антикризисных менеджеров плачевно сказалась на положении некоторых сетей. Во многих случаях отечественные компании привлекают западных или российских специалистов, имеющих опыт работы в крупных международных сетях», – говорит аналитик.

Эксперты считают, что опасения у казахстанских сетей вызывает приход такого глобального игрока, как Metro, и потенциальное стремление выйти на рынок Казахстана других крупных международных ритейлеров. Местные компании указывают на то, что иностранные сети имеют большие преимущества и возможности для захвата рынка. В первую очередь это связано с доступом к более дешевому финансированию, ставки по которому намного ниже процентов казахстанских банков. На Западе средства привлекаются в среднем под 3–5%, тогда как отечественным сетям приходится платить более 15%. Такое преимущество дает возможность международным сетям устанавливать низкие цены.

По мнению некоторых казахстанских компаний, экспансия международных компаний негативно отразится не только на показателях местных сетей, но и на выручке производителей в связи с тем, что аналогичная иностранная продукция может стоить дешевле казахстанской.
Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считают, что сейчас удобный момент для привлечения в Казахстан таких торговых сетей, как Carrefour и Auchan (Франция), Wal-Mart (США), Tesco (Италия), Rewe (ФРГ). Российские Х5 и «Магнит» эксперты отнесли к компаниям второстепенной важности. По мнению ОЭСР, низкий уровень насыщения отечественного рынка и благоприятная макроэкономическая обстановка в стране служат основными факторами привлекательности Казахстана. Economist Intelligence Unit прогнозирует увеличение объемов продаж продуктов питания с $16,9 млрд в 2011 году до $24,5 млрд в 2014 году. По мнению аналитиков ОЭСР, крупные международные компании могут стать маркетмейкерами и обеспечить двузначный рост рынка продуктового ритейла.

Тормозит развитие казахстанского ритейла и нежелание торгующих компаний становиться более открытыми. Причинами этого эксперт называет факторы, связанные с развитыми коррупционными механизмами внутри сетей. Потери только супермаркетов от хищений в мировой практике составляют 0,5–2% товарооборота, в России – около 10–15%, а в Казахстане – более 20%.

Нечестные методы конкуренции и возможная сеть картелей с участием нескольких крупных сетей также могут служить факторами непрозрачности рынка, которая в середине 2000-х годов, вероятно, и отпугнула от Казахстана французскую сеть Aushan.

Форма собственности практически всех казахстанских ритейлеров – ТОО, в России многие компании являются акционерными обществами, ценные бумаги которых торгуются как на российском фондовом рынке, так и на международных площадках. К примеру, «Магнит» провел IPO в 2006 году в Москве и уже через два года вышел на Лондонскую биржу. Однако в годы кризиса падение фондового рынка в России усугубило и без того сложное на тот момент положение сетей. Тем не менее, открытость российских сетей позволяет увеличить активность на рынке M&A, развивать систему франчайзинга, что дает дополнительное конкурентное преимущество в виде существенного снижения затрат на новые магазины и популяризации торговых сетей в регионах.
«Ситуация в Казахстане может несколько измениться уже в этом году. Одна из крупнейших по товарообороту сеть магазинов «Магнум» в ближайшее время планирует выход на рынок ценных бумаг, в частности через эмиссию корпоративных облигаций. Остальные компании в настоящее время пока останавливает от выхода на фондовый рынок дороговизна услуг международных аудиторских компаний, финансовый отчет которых является обязательным для листинга на бирже», – говорит аналитик.

Как показывает мировой опыт, качественное развитие сетей влечет за собой увеличение оборотов производителей. На каждые 50 тыс. населения можно открыть по одному магазину формата гипермаркет. По словам аналитика, на рынках крупных городов, так и Казахстана в целом еще много места. О ненасыщенности казахстанского рынка говорит и тот факт, что, несмотря на появление новых игроков, обороты ранее открытых торговых точек не падают, а напротив, год от года стабильно растут.

2724 просмотра

Сколько заработали компании по страхованию жизни в Казахстане

Около 16% доходов пришлось на инвестиционную деятельность

Фото: Depositphotos/Baurka

В Казахстане функционируют семь компаний по страхованию жизни (КСЖ). Одной из статей в общей структуре доходов являются доходы от инвестирования активов. «Курсив» выяснил, куда вкладывают средства КСЖ и сколько они заработали на такой деятельности.

Совокупные активы компаний по страхованию жизни в Казахстане, по данным Национального банка, на начало октября 2019 года составили 396,9 млрд тенге. В аналогичный период 2018 года активы были значительно ниже – 314,1 млрд тенге.

Собственный капитал таких организаций в этом году достиг 65,7 млрд тенге, увеличившись на 42% – с 46,4 млрд тенге в начале октября 2018 года. Сумма собранных страховых премий выросла за год с 89,6 млрд тенге до 139,1 млрд тенге на 1 октября 2019 года.

Расходы по осуществлению страховых выплат приблизились к 15,8 млрд тенге против 13,4 млрд тенге в прошлом году.

Нераспределенный доход (прибыль) компаний по страхованию жизни составил 14,1 млрд тенге. Аналогичный прошлогодний показатель – 11,3 млрд тенге.

Доходы от инвестиционной деятельности

Из отчетов о прибылях и убытках компаний по страхованию жизни следует, что инвестиционные доходы всех организаций (без учета расходов) на рынке составили 23,7 млрд тенге. Тогда как совокупные доходы КСЖ приблизились к 151,2 млрд тенге. Отметим, что основной деятельностью таких компаний является страхование, а не инвестирование.

Как правило, крупные страховые компании в силу размеров активов имеют возможность инвестировать больше средств и, соответственно, получать больший доход. Важное значение имеет инвестиционная политика самой компании – консервативная («меньший риск – меньшая доходность»), агрессивная («больший риск – большая доходность») или умеренная.

По данным финансовых отчетов КСЖ, общие доходы самой крупной компании по страхованию жизни «Халык-Life» за январь – сентябрь 2019 года составили 62,5 млрд тенге, в том числе от инвестиционной деятельности – 10,3 млрд тенге, или 16,5% от всех доходов. В прош­лом году доходы от инвестирования равнялись 5,8 млрд тенге, что на 78,5% меньше показателя этого года.

Отметим, что общие активы КСЖ на 1 октября этого года увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 111,5% и достигли почти 163 млрд тенге.

Nomad Life является второй по размерам активов компанией на рынке. Объем активов на начало октября текущего года приблизился к 124,4 млрд тенге. Еще в прошлом году такой показатель был на уровне 78,8 млрд тенге. Рост составил более 57% за год.

Компания за девять месяцев смогла получить доход, равный 48,5 млрд тенге, в том числе за счет инвестиционной деятельности – 6,9 млрд тенге (14,2% от совокупных доходов), за счет основной деятельности (страховой) – 41,6 млрд тенге. В аналогичный период прошлого года инвестиционный доход компании был на уровне 6,3 млрд тенге.

Государственная аннуитетная компания (ГАК) с активами в размере 36,1 млрд за анализируемый период за счет инвестиционной деятельности получила 2,3 млрд тенге дохода. Общие доходы приравнивались к 4,3 млрд тенге. Доля инвестиционного дохода от всех доходов составляла 54,9%.

Standard Life c активами в размере 33,6 млрд тенге получила общий доход в размере 10,6 млрд тенге, в том числе от инвестиционной деятельности – 2,1 млрд тенге (19,7% от всех доходов организации).

«Европейская страховая компания» с активами в размере 15,9 млрд тенге заработала за три квартала 19,1 млрд тенге против 11,6 млрд тенге в прошлом году. Из всей суммы доходов на инвестиционную деятельность пришлось 0,8 млрд тенге (4,2% от всех доходов), все остальное – на страховую деятельность.

Совокупные доходы Freedom Finance Life достигли 15,5 млрд тенге. Доходы от инвестиционной деятельности – 0,9 млрд тенге (18,9% от всех доходов), от страховой – 4,6 млрд тенге. Совокупные активы приравнивались к 14,9 млрд тенге. Инвестдоход компании за аналогичный период прошлого года – 0,7 млрд тенге.

В 2019 году на рынок страхования жизни Казахстана вышла дочерняя компания страховой компании «Евразия» с одноименным названием. Общие активы компании составили на 1 октября текущего года 9 млрд тенге. С начала открытия компания смогла заработать 0,8 млрд тенге, в том числе от страховой и инвестиционной деятельности по 0,4 млрд тенге. Напомним, КСЖ была выдана лицензия Национального банка в начале марта 2019 года.

Инвестиционный портфель страховых компаний

АО «Халык-Life» имеет самый большой инвестиционный портфель на рынке страхования жизни – по состоянию на 1 октября 2019 года он составлял 143,6 млрд тенге. Прирост к началу года составил 14%.

Причинами заметного роста инвестиционного портфеля и активов в целом стало присоединение в прошлом году к страховой компании КСЖ «Казкоммерц-Life» и рост объемов бизнеса.

По данным страховой компании, основную долю в инвестиционном портфеле занимают ценные бумаги (87,8%) как казахстанских, так и иностранных эмитентов, далее следуют депозиты (11,8%) и операции обратного РЕПО (0,4%).

В «Халык-Life» сообщили, что в структуре инвестиционного портфеля компании по сравнению с началом года выросла доля негосударственных ценных бумаг казахстанских эмитентов на 14 процентных пунктов в абсолютном выражении (с 25% до 39%).

Доля государственных ценных бумаг в инвестиционном портфеле выросла на 8 процентных пунктов в абсолютном выражении (с 30% до 38%), доля обратного РЕПО снизилась с 18% до 0,4%.

«Изменение инвестиционного портфеля связано исключительно с целью максимизации рентабельности инвестиций», – отметили в страховой компании.

В другой компании по страхованию жизни, Nomad Life, рассказали, что при формировании активов инвестиционного портфеля КСЖ учитывает кредитное качество активов с целью обеспечения средневзвешенного долгосрочного кредитного рейтинга инвестиционного портфеля на уровне не ниже «BB» по шкале S&P. Также компанией установлены ограничения по инвестициям в активы с рейтингом «B+», «B», «B-» – не более 5% от суммы активов.

Инвестиционный портфель компании формируется прежде всего с учетом основного принципа – иммунизации обязательств по срокам (Liability driven investing).

Иммунизация – это формирование структуры инвестиционного портфеля с учетом структуры срочности обязательств компании.

Кроме LDI компания использует и тактическое управление инвестиционным портфелем. При тактическом управлении инвестиционным портфелем компания может не применять 100%-ное покрытие обязательств по срокам и определять те активы для инвестирования, по которым доходность выше, но все остальные параметры остаются без изменений. Данное отклонение в структуре портфеля допустимо при наличии surplus (в переводе с англ. – «избыток»), то есть когда сумма активов больше суммы обязательств.

Инвестиционный портфель КСЖ на 1 октября 2019 года составил 117,9 млрд тенге. Доля государственных ценных бумаг составила 31,7%, ценных бумаг и средств в депозитах банков второго уровня – 33,6%, ценных бумаг прочих эмитентов – 17%, ценных бумаг международных финансовых организаций – 7,9%, ценных бумаг нерезидентов Республики Казахстан – 5%, облигаций АО «Банк Развития Казахстана» – 4,4%, денежных средств – 0,1%.

По данным компании, средневзвешенная доходность инвестиционного портфеля на начало октября текущего года составила 8,17%.

В компании отметили, что такой уровень доходности является комфортным для них уровнем, так как позволяет исполнять все принятые на себя обязательства и при этом поддерживать кредитное качество активов.

В КСЖ «Государственная аннуитетная компания» рассказали, что на 1 октября инвестиционный портфель компании приравнивался к 33,5 млрд тенге, в том числе ценные бумаги – 22,8 млрд тенге (68,1%), среди них облигации – 22,5 млрд тенге (67,2%), акции – 0,3 млрд тенге (0,9%). Депозиты в портфеле достигли уровня 10,7 млрд тенге (31,9%).

В ГАК напомнили, что инвестиционный портфель компании на 1 января 2019 года составлял 32,8 млрд тенге, более 52% из которых приходилось на ценные бумаги (17,2 млрд тенге), 41,3% – на депозиты (13,6 млрд тенге) и 6,2% – на операции РЕПО (около 2 млрд тенге).

Доля депозитов за девять месяцев снизилась с 41,3% до 31,9%, доля ценных бумаг увеличилась с 52,1% до 67,2%. Как отметили в компании, за счет изменения структуры инвестиционного портфеля компании удалось увеличить процентные доходы.

В ГАК подчеркнули, что основными принципами политики компании являются обеспечение стабильного прироста активов и умеренная консервативная политика вложений с учетом принципов возвратности, диверсификации, прибыльности, ликвидности.

Инвестиционный портфель КСЖ Freedom Finance Life на 1 октября 2019 года составлял почти 13 млрд тенге. Структура портфеля КСЖ состоит на 78,8% из ценных бумаг, в том числе государственные бумаги – 14,7%, облигации банков второго уровня РК – 22,3%, облигации казахстанских компаний – 26,1%, акции казахстанских компаний – 4,2%, а также операций обратного РЕПО – 14,3%, вкладов – 6,3% и денег – 0,7%.

В компании поделились, что средства КСЖ размещаются в суверенные облигации таких стран, как Турция и РФ, акции ведущих международных компаний и облигации крупнейших зарубежных банков. Основной костяк портфеля – это казахстанские квазигосударственные облигации АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и его дочерних компаний. Компания распределяет инвестиции в различные секторы экономики, придерживаясь принципа максимальной диверсификации портфеля.

На 1 января 2019 года объем такого портфеля составлял только 8,8 млрд тенге. Увеличение портфеля в значительной степени было вызвано поступлением страховых премий по договорам страхования.

На начало октября этого года доходность инвестирования с учетом нереализованного дохода составила 13,1%.

Компания размещает собранные страховые премии в ценные бумаги, опираясь на умеренно консервативную инвестиционную стратегию.

Как отметили представители компании, в первую очередь данная стратегия строится на обслуживании обязательств компании перед клиентами, в том числе и по добровольным видам страхования. Например, по 10-летнему пенсионному аннуитету компания имеет «длинные» обязательства, и КСЖ соответственно нужны ценные бумаги, которые смогут не только перекрыть расходы по данным обязательствам, но и дать дополнительный доход.

Поэтому компания балансирует между 10-15-летними государственными облигациями и более доходными корпоративными ценными бумагами, постоянно отслеживая, чтобы доходы по ценным бумагам покрывали обязательства по добровольным накопительным видам страхования.

В заключение в КСЖ Freedom Finance Life подчеркнули, что на текущий момент портфель компании – один из самых диверсифицированных на страховом рынке и состоит из 36 различных выпусков ценных бумаг. Но даже при таком умеренно консервативном подходе компании удается опережать ставки по депозитам банков второго уровня.

Отметим, что опрошенные изданием «Курсив» страховые компании формируют консервативный инвестиционный портфель, инвестируя преимущественно в ценные бумаги (государственные и казахстанских эмитентов) и в депозиты банков второго уровня, что снижает риски вложений.

Все остальные страховые компании по тем или иным причинам отказались отвечать на запрос издания, поясняя это нежеланием раскрывать коммерческую тайную или в силу занятости.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif