Перейти к основному содержанию

3040 просмотров

По пути России

В скором будущем в Казахстане будет принят технический регламент по безо-пасности автомобилей. По данным экспертов, активная работа над ним начнется в декабре. Однако будет ли казахстанский техрегламент дублировать российский, остается вопросом. Сейчас редакция техрегламента, предложенная российской стороной, лишь рассматривается МВД РК.

По пути России

По пути России
В скором будущем в Казахстане будет принят технический регламент по безо-пасности автомобилей. По данным экспертов, активная работа над ним начнется в декабре. Однако будет ли казахстанский техрегламент дублировать российский, остается вопросом. Сейчас редакция техрегламента, предложенная российской стороной, лишь рассматривается МВД РК.

Новый техрегламент в России вступил в силу в сентябре этого года. Как пояснил «Къ» директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алфёров, этот техрегламент предлагается использовать в качестве базовой модели техрегламента для стран-членов ЕврАзЭС. А, так как Казахстан – член ЕврАзЭС, поэтому будущий техрегламент ЕврАзЭС будет действовать на территории республики. Предполагается, что документ, который станет регулировать технические требования к автотранспортным средствам на территории стран-участниц ЕврАзЭС, вступит в силу в течение будущего года.

«Сочтет ли казахстанская сторона необходимым выступать с предложениями о внесении поправок в российскую версию документа, или техрегламент ЕвраАзЭс будет принят «методом обложки» на основе российского – пока вопрос», – говорит Олег Алферов.

Как пояснил «Къ» президент Ассоциация казахстанского автомобильного бизнеса (АКАБ) Арсений Сидоров, у Комитета дорожной полиции МВД РК существует проект нормативного правового акта о техническом регламенте Евразийского экономического сообщества о безопасности колесных транспортных средств.

«В Казахстане пока нет такого техрегламента, мы надеемся на скорейшее принятие похожего регламента и в нашей стране. На протяжении многих лет мы постоянно перенимаем у России её опыт в том или ином вопросе. Для автомобильного рынка Казахстана будет большой прорыв – принятие такого техрегламента, это благотворно скажется на безопасности транспортных средств, эксплуатируемых на территории Казахстана», – говорит президент АКАБ.

В любом случае, к 2012 году, по данным Минпромторга, РФ, Россия, Беларусь и Казахстан должны перейти на единую систему технического регулирования. «При этом национальные технические регламенты будут отменены в связи с принятием единых технических регламентов», – говорится в докладе замминистра промышленности и торговли Владимира Саламатова.

«В исключительных случаях, исходя из географических, климатических или иных особенностей, предусматривается возможность неприменения отдельных требований единого технического регламента на территории одной или нескольких стран-участниц», – говорится в докладе.
В качестве примера возможного исключения Владимир Саламатов привел действующий в России технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, позволяющий в РФ использовать автомобили с правым рулем. При этом замминистра отмечает, что в отношении машин с «правым» рулем действует строгий запрет их постановки на учет в Беларуси и Казахстане. При принятии единого технического регламента это правило может быть изменено в Беларуси или Казахстане, либо для РФ в части правого руля может быть сделано исключение.

На данный момент российский техрегламент на территорию Казахстана не распространяется, однако выехать казахстанский автомобиль, несоответствующий российскому техрегламенту, не сможет.

По словам Олега Алфёрова, отличия российского техрегламента от казахстанского в части требований к АТС не принципиальны, поскольку оба они базируются на европейских стандартах, закрепленных Женевским соглашением 1958 года. «К примеру, в Казахстане тонировка лобового и передних стекол запрещена, российский техрегламент более мягок и позволяет автовладельцу тонировать любые стекла пленкой со светопропускной способностью не ниже 70%. В отличие от казахстанского, российский регламент предписывает оборудовать автомобили специальными креслами для детей в возрасте до 12 лет. Есть и более экзотические требования, к примеру, обязательная русификация бортового компьютера», – поясняет он.
Как пишет ежедневная деловая газета «Ведомости», в документе осталось ограничение для праворульных автомобилей – запрет на установку фар, настроенных на левостороннее движение. Однако регламент допускает их корректировку – владельцу такой машины нужно будет наклеить специальную пленку, которая будет изменять направление света.

Также, согласно техрегламенту, новые требования будут применяться к кенгурятникам – устройствам, которые устанавливаются на передней части автомобиля, чтобы защитить его от ударов веток, камней и прочих неприятностей на трудном бездорожье.

Специалисты утверждают, что, спасая фары и радиаторные решетки, эти приспособления при нежданной встрече с человеком наносят ему травмы, несовместимые с жизнью.

Единственное исключение – кенгурятники, которые имеют право на существование – это сертифицированные в составе транспортного средства, изготовленные не из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками, а например, из пластмассы.

Во всех остальных случаях перед выездом на дороги общего пользования придется очистить переднюю часть машины от лишних деталей. Допускаются только решетки на фары, которые защищают только фары и вес которых не превышает полкилограмма.

В поправках к регламенту появилось новое требование к шинам. Теперь максимальная допустимая высота протектора для зимних и всесезонных, то есть маркированных знаком «М+», покрышек должна составлять не менее 4 мм. Как раз на 4 мм находится первая метка, предупреждающая, что скоро потребуется менять резину. По основным положениям по допуску транспортных средств допускается износ протектора до 1,6 мм. «Многие автомобилисты использовали всесезонную резину в качестве летней, а теперь им придется ее попросту выкидывать», – говорят эксперты.
Другой пункт создает проблемы для владельцев американских машин: по техрегламенту все находящиеся в эксплуатации авто должны быть оснащены автожелтым (оранжевым) сигналом поворота, дополнительным сигналом торможения и задним противотуманным фонарем.

Также, по словам Арсения Сидорова, согласно российскому техрегламенту, теперь могут ввозиться транспортные средства только брендов, официально присутствующих на автомобильном рынке России.

По словам Олега Алфёрова, наибольшим несоответствием казахстанскому техрегламенту известны американские авто. В США действуют технические требования, отличные от европейских, российских и казахстанских. По требованиям к оптике – геометрии и цвету пучка фар, боковым показателям поворота, цвету поворотников – автомобили, разрешенные в США, прямо противоречат казахстанским стандартам. Он также добавляет, что устранить эти несоответствия не всегда возможно даже в заводских условиях, не говоря о кустарных. Именно по этой причине ряд моделей американских марок не омологирован для европейского рынка, и такие автомобили не могут там продаваться. Но касаются эти несоответствия и моделей, например, Audi или Toyota, предназначенных для американского рынка.

«Остается надеяться, что с передачей надзорных функций по техосмотру в пользу Минтранскома (начиная со следующего года), сервисные центры будут следить за исполнением подзаконных актов. А само Министерство транспорта и коммуникаций станет отзывать аккредитацию у центров техосмотра, не соблюдающих отечественные техрегламенты», – резюмировал директор Qncepto.

Вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Еркын ДюсембаевПо пути России- Расскажите, пожалуйста, как единый техрегламент по безопасности автомобилей, принятый в России, повлияет на Казахстан ?

- В России, как и в Казахстане, приняты два технических регламента по безопасности: по общей безопасности автотранспортных средств и по вредным выбросам от автомобильного транспорта.
В настоящее время по обоим направлениям в рамках Таможенного союза разрабатываются технические регламенты ЕврАзЭС, которые будут иметь положения, действующие на все страны-участницы Таможенного союза. При этом будут учтены некоторые особенности стран-участниц ТС.

- Может ли автомобиль из Казахстана, не соответствующий новому техрегламенту, выехать в Россию ?

- Технический регламент по вредным выбросам от автотранспорта как в России, так и в Казахстане касается выпускаемых в обращение автомобилей, то есть новых автомобилей, производимых на территории этих стран или ввозимых из-за рубежа. При этом требования техрегламента не касаются уже эксплуатируемых автомобилей. Поэтому автомобили из Казахстана при перевозках пассажиров и грузов не будут задерживаться на территории Российской Федерации.
Компетентным органом по безопасности автомобилей является Министерство внутренних дел РК, поэтому по техническому регламенту по общей безопасности просим обратиться в Комитет дорожной полиции МВД РК.

2939 просмотров

Сколько заработали компании по страхованию жизни в Казахстане

Около 16% доходов пришлось на инвестиционную деятельность

Фото: Depositphotos/Baurka

В Казахстане функционируют семь компаний по страхованию жизни (КСЖ). Одной из статей в общей структуре доходов являются доходы от инвестирования активов. «Курсив» выяснил, куда вкладывают средства КСЖ и сколько они заработали на такой деятельности.

Совокупные активы компаний по страхованию жизни в Казахстане, по данным Национального банка, на начало октября 2019 года составили 396,9 млрд тенге. В аналогичный период 2018 года активы были значительно ниже – 314,1 млрд тенге.

Собственный капитал таких организаций в этом году достиг 65,7 млрд тенге, увеличившись на 42% – с 46,4 млрд тенге в начале октября 2018 года. Сумма собранных страховых премий выросла за год с 89,6 млрд тенге до 139,1 млрд тенге на 1 октября 2019 года.

Расходы по осуществлению страховых выплат приблизились к 15,8 млрд тенге против 13,4 млрд тенге в прошлом году.

Нераспределенный доход (прибыль) компаний по страхованию жизни составил 14,1 млрд тенге. Аналогичный прошлогодний показатель – 11,3 млрд тенге.

Доходы от инвестиционной деятельности

Из отчетов о прибылях и убытках компаний по страхованию жизни следует, что инвестиционные доходы всех организаций (без учета расходов) на рынке составили 23,7 млрд тенге. Тогда как совокупные доходы КСЖ приблизились к 151,2 млрд тенге. Отметим, что основной деятельностью таких компаний является страхование, а не инвестирование.

Как правило, крупные страховые компании в силу размеров активов имеют возможность инвестировать больше средств и, соответственно, получать больший доход. Важное значение имеет инвестиционная политика самой компании – консервативная («меньший риск – меньшая доходность»), агрессивная («больший риск – большая доходность») или умеренная.

По данным финансовых отчетов КСЖ, общие доходы самой крупной компании по страхованию жизни «Халык-Life» за январь – сентябрь 2019 года составили 62,5 млрд тенге, в том числе от инвестиционной деятельности – 10,3 млрд тенге, или 16,5% от всех доходов. В прош­лом году доходы от инвестирования равнялись 5,8 млрд тенге, что на 78,5% меньше показателя этого года.

Отметим, что общие активы КСЖ на 1 октября этого года увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 111,5% и достигли почти 163 млрд тенге.

Nomad Life является второй по размерам активов компанией на рынке. Объем активов на начало октября текущего года приблизился к 124,4 млрд тенге. Еще в прошлом году такой показатель был на уровне 78,8 млрд тенге. Рост составил более 57% за год.

Компания за девять месяцев смогла получить доход, равный 48,5 млрд тенге, в том числе за счет инвестиционной деятельности – 6,9 млрд тенге (14,2% от совокупных доходов), за счет основной деятельности (страховой) – 41,6 млрд тенге. В аналогичный период прошлого года инвестиционный доход компании был на уровне 6,3 млрд тенге.

Государственная аннуитетная компания (ГАК) с активами в размере 36,1 млрд за анализируемый период за счет инвестиционной деятельности получила 2,3 млрд тенге дохода. Общие доходы приравнивались к 4,3 млрд тенге. Доля инвестиционного дохода от всех доходов составляла 54,9%.

Standard Life c активами в размере 33,6 млрд тенге получила общий доход в размере 10,6 млрд тенге, в том числе от инвестиционной деятельности – 2,1 млрд тенге (19,7% от всех доходов организации).

«Европейская страховая компания» с активами в размере 15,9 млрд тенге заработала за три квартала 19,1 млрд тенге против 11,6 млрд тенге в прошлом году. Из всей суммы доходов на инвестиционную деятельность пришлось 0,8 млрд тенге (4,2% от всех доходов), все остальное – на страховую деятельность.

Совокупные доходы Freedom Finance Life достигли 15,5 млрд тенге. Доходы от инвестиционной деятельности – 0,9 млрд тенге (18,9% от всех доходов), от страховой – 4,6 млрд тенге. Совокупные активы приравнивались к 14,9 млрд тенге. Инвестдоход компании за аналогичный период прошлого года – 0,7 млрд тенге.

В 2019 году на рынок страхования жизни Казахстана вышла дочерняя компания страховой компании «Евразия» с одноименным названием. Общие активы компании составили на 1 октября текущего года 9 млрд тенге. С начала открытия компания смогла заработать 0,8 млрд тенге, в том числе от страховой и инвестиционной деятельности по 0,4 млрд тенге. Напомним, КСЖ была выдана лицензия Национального банка в начале марта 2019 года.

Инвестиционный портфель страховых компаний

АО «Халык-Life» имеет самый большой инвестиционный портфель на рынке страхования жизни – по состоянию на 1 октября 2019 года он составлял 143,6 млрд тенге. Прирост к началу года составил 14%.

Причинами заметного роста инвестиционного портфеля и активов в целом стало присоединение в прошлом году к страховой компании КСЖ «Казкоммерц-Life» и рост объемов бизнеса.

По данным страховой компании, основную долю в инвестиционном портфеле занимают ценные бумаги (87,8%) как казахстанских, так и иностранных эмитентов, далее следуют депозиты (11,8%) и операции обратного РЕПО (0,4%).

В «Халык-Life» сообщили, что в структуре инвестиционного портфеля компании по сравнению с началом года выросла доля негосударственных ценных бумаг казахстанских эмитентов на 14 процентных пунктов в абсолютном выражении (с 25% до 39%).

Доля государственных ценных бумаг в инвестиционном портфеле выросла на 8 процентных пунктов в абсолютном выражении (с 30% до 38%), доля обратного РЕПО снизилась с 18% до 0,4%.

«Изменение инвестиционного портфеля связано исключительно с целью максимизации рентабельности инвестиций», – отметили в страховой компании.

В другой компании по страхованию жизни, Nomad Life, рассказали, что при формировании активов инвестиционного портфеля КСЖ учитывает кредитное качество активов с целью обеспечения средневзвешенного долгосрочного кредитного рейтинга инвестиционного портфеля на уровне не ниже «BB» по шкале S&P. Также компанией установлены ограничения по инвестициям в активы с рейтингом «B+», «B», «B-» – не более 5% от суммы активов.

Инвестиционный портфель компании формируется прежде всего с учетом основного принципа – иммунизации обязательств по срокам (Liability driven investing).

Иммунизация – это формирование структуры инвестиционного портфеля с учетом структуры срочности обязательств компании.

Кроме LDI компания использует и тактическое управление инвестиционным портфелем. При тактическом управлении инвестиционным портфелем компания может не применять 100%-ное покрытие обязательств по срокам и определять те активы для инвестирования, по которым доходность выше, но все остальные параметры остаются без изменений. Данное отклонение в структуре портфеля допустимо при наличии surplus (в переводе с англ. – «избыток»), то есть когда сумма активов больше суммы обязательств.

Инвестиционный портфель КСЖ на 1 октября 2019 года составил 117,9 млрд тенге. Доля государственных ценных бумаг составила 31,7%, ценных бумаг и средств в депозитах банков второго уровня – 33,6%, ценных бумаг прочих эмитентов – 17%, ценных бумаг международных финансовых организаций – 7,9%, ценных бумаг нерезидентов Республики Казахстан – 5%, облигаций АО «Банк Развития Казахстана» – 4,4%, денежных средств – 0,1%.

По данным компании, средневзвешенная доходность инвестиционного портфеля на начало октября текущего года составила 8,17%.

В компании отметили, что такой уровень доходности является комфортным для них уровнем, так как позволяет исполнять все принятые на себя обязательства и при этом поддерживать кредитное качество активов.

В КСЖ «Государственная аннуитетная компания» рассказали, что на 1 октября инвестиционный портфель компании приравнивался к 33,5 млрд тенге, в том числе ценные бумаги – 22,8 млрд тенге (68,1%), среди них облигации – 22,5 млрд тенге (67,2%), акции – 0,3 млрд тенге (0,9%). Депозиты в портфеле достигли уровня 10,7 млрд тенге (31,9%).

В ГАК напомнили, что инвестиционный портфель компании на 1 января 2019 года составлял 32,8 млрд тенге, более 52% из которых приходилось на ценные бумаги (17,2 млрд тенге), 41,3% – на депозиты (13,6 млрд тенге) и 6,2% – на операции РЕПО (около 2 млрд тенге).

Доля депозитов за девять месяцев снизилась с 41,3% до 31,9%, доля ценных бумаг увеличилась с 52,1% до 67,2%. Как отметили в компании, за счет изменения структуры инвестиционного портфеля компании удалось увеличить процентные доходы.

В ГАК подчеркнули, что основными принципами политики компании являются обеспечение стабильного прироста активов и умеренная консервативная политика вложений с учетом принципов возвратности, диверсификации, прибыльности, ликвидности.

Инвестиционный портфель КСЖ Freedom Finance Life на 1 октября 2019 года составлял почти 13 млрд тенге. Структура портфеля КСЖ состоит на 78,8% из ценных бумаг, в том числе государственные бумаги – 14,7%, облигации банков второго уровня РК – 22,3%, облигации казахстанских компаний – 26,1%, акции казахстанских компаний – 4,2%, а также операций обратного РЕПО – 14,3%, вкладов – 6,3% и денег – 0,7%.

В компании поделились, что средства КСЖ размещаются в суверенные облигации таких стран, как Турция и РФ, акции ведущих международных компаний и облигации крупнейших зарубежных банков. Основной костяк портфеля – это казахстанские квазигосударственные облигации АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и его дочерних компаний. Компания распределяет инвестиции в различные секторы экономики, придерживаясь принципа максимальной диверсификации портфеля.

На 1 января 2019 года объем такого портфеля составлял только 8,8 млрд тенге. Увеличение портфеля в значительной степени было вызвано поступлением страховых премий по договорам страхования.

На начало октября этого года доходность инвестирования с учетом нереализованного дохода составила 13,1%.

Компания размещает собранные страховые премии в ценные бумаги, опираясь на умеренно консервативную инвестиционную стратегию.

Как отметили представители компании, в первую очередь данная стратегия строится на обслуживании обязательств компании перед клиентами, в том числе и по добровольным видам страхования. Например, по 10-летнему пенсионному аннуитету компания имеет «длинные» обязательства, и КСЖ соответственно нужны ценные бумаги, которые смогут не только перекрыть расходы по данным обязательствам, но и дать дополнительный доход.

Поэтому компания балансирует между 10-15-летними государственными облигациями и более доходными корпоративными ценными бумагами, постоянно отслеживая, чтобы доходы по ценным бумагам покрывали обязательства по добровольным накопительным видам страхования.

В заключение в КСЖ Freedom Finance Life подчеркнули, что на текущий момент портфель компании – один из самых диверсифицированных на страховом рынке и состоит из 36 различных выпусков ценных бумаг. Но даже при таком умеренно консервативном подходе компании удается опережать ставки по депозитам банков второго уровня.

Отметим, что опрошенные изданием «Курсив» страховые компании формируют консервативный инвестиционный портфель, инвестируя преимущественно в ценные бумаги (государственные и казахстанских эмитентов) и в депозиты банков второго уровня, что снижает риски вложений.

Все остальные страховые компании по тем или иным причинам отказались отвечать на запрос издания, поясняя это нежеланием раскрывать коммерческую тайную или в силу занятости.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif