Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2888 просмотров

По пути России

В скором будущем в Казахстане будет принят технический регламент по безо-пасности автомобилей. По данным экспертов, активная работа над ним начнется в декабре. Однако будет ли казахстанский техрегламент дублировать российский, остается вопросом. Сейчас редакция техрегламента, предложенная российской стороной, лишь рассматривается МВД РК.

В скором будущем в Казахстане будет принят технический регламент по безо-пасности автомобилей. По данным экспертов, активная работа над ним начнется в декабре. Однако будет ли казахстанский техрегламент дублировать российский, остается вопросом. Сейчас редакция техрегламента, предложенная российской стороной, лишь рассматривается МВД РК.

Новый техрегламент в России вступил в силу в сентябре этого года. Как пояснил «Къ» директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алфёров, этот техрегламент предлагается использовать в качестве базовой модели техрегламента для стран-членов ЕврАзЭС. А, так как Казахстан – член ЕврАзЭС, поэтому будущий техрегламент ЕврАзЭС будет действовать на территории республики. Предполагается, что документ, который станет регулировать технические требования к автотранспортным средствам на территории стран-участниц ЕврАзЭС, вступит в силу в течение будущего года.

«Сочтет ли казахстанская сторона необходимым выступать с предложениями о внесении поправок в российскую версию документа, или техрегламент ЕвраАзЭс будет принят «методом обложки» на основе российского – пока вопрос», – говорит Олег Алферов.

Как пояснил «Къ» президент Ассоциация казахстанского автомобильного бизнеса (АКАБ) Арсений Сидоров, у Комитета дорожной полиции МВД РК существует проект нормативного правового акта о техническом регламенте Евразийского экономического сообщества о безопасности колесных транспортных средств.

«В Казахстане пока нет такого техрегламента, мы надеемся на скорейшее принятие похожего регламента и в нашей стране. На протяжении многих лет мы постоянно перенимаем у России её опыт в том или ином вопросе. Для автомобильного рынка Казахстана будет большой прорыв – принятие такого техрегламента, это благотворно скажется на безопасности транспортных средств, эксплуатируемых на территории Казахстана», – говорит президент АКАБ.

В любом случае, к 2012 году, по данным Минпромторга, РФ, Россия, Беларусь и Казахстан должны перейти на единую систему технического регулирования. «При этом национальные технические регламенты будут отменены в связи с принятием единых технических регламентов», – говорится в докладе замминистра промышленности и торговли Владимира Саламатова.

«В исключительных случаях, исходя из географических, климатических или иных особенностей, предусматривается возможность неприменения отдельных требований единого технического регламента на территории одной или нескольких стран-участниц», – говорится в докладе.
В качестве примера возможного исключения Владимир Саламатов привел действующий в России технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, позволяющий в РФ использовать автомобили с правым рулем. При этом замминистра отмечает, что в отношении машин с «правым» рулем действует строгий запрет их постановки на учет в Беларуси и Казахстане. При принятии единого технического регламента это правило может быть изменено в Беларуси или Казахстане, либо для РФ в части правого руля может быть сделано исключение.

На данный момент российский техрегламент на территорию Казахстана не распространяется, однако выехать казахстанский автомобиль, несоответствующий российскому техрегламенту, не сможет.

По словам Олега Алфёрова, отличия российского техрегламента от казахстанского в части требований к АТС не принципиальны, поскольку оба они базируются на европейских стандартах, закрепленных Женевским соглашением 1958 года. «К примеру, в Казахстане тонировка лобового и передних стекол запрещена, российский техрегламент более мягок и позволяет автовладельцу тонировать любые стекла пленкой со светопропускной способностью не ниже 70%. В отличие от казахстанского, российский регламент предписывает оборудовать автомобили специальными креслами для детей в возрасте до 12 лет. Есть и более экзотические требования, к примеру, обязательная русификация бортового компьютера», – поясняет он.
Как пишет ежедневная деловая газета «Ведомости», в документе осталось ограничение для праворульных автомобилей – запрет на установку фар, настроенных на левостороннее движение. Однако регламент допускает их корректировку – владельцу такой машины нужно будет наклеить специальную пленку, которая будет изменять направление света.

Также, согласно техрегламенту, новые требования будут применяться к кенгурятникам – устройствам, которые устанавливаются на передней части автомобиля, чтобы защитить его от ударов веток, камней и прочих неприятностей на трудном бездорожье.

Специалисты утверждают, что, спасая фары и радиаторные решетки, эти приспособления при нежданной встрече с человеком наносят ему травмы, несовместимые с жизнью.

Единственное исключение – кенгурятники, которые имеют право на существование – это сертифицированные в составе транспортного средства, изготовленные не из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками, а например, из пластмассы.

Во всех остальных случаях перед выездом на дороги общего пользования придется очистить переднюю часть машины от лишних деталей. Допускаются только решетки на фары, которые защищают только фары и вес которых не превышает полкилограмма.

В поправках к регламенту появилось новое требование к шинам. Теперь максимальная допустимая высота протектора для зимних и всесезонных, то есть маркированных знаком «М+», покрышек должна составлять не менее 4 мм. Как раз на 4 мм находится первая метка, предупреждающая, что скоро потребуется менять резину. По основным положениям по допуску транспортных средств допускается износ протектора до 1,6 мм. «Многие автомобилисты использовали всесезонную резину в качестве летней, а теперь им придется ее попросту выкидывать», – говорят эксперты.
Другой пункт создает проблемы для владельцев американских машин: по техрегламенту все находящиеся в эксплуатации авто должны быть оснащены автожелтым (оранжевым) сигналом поворота, дополнительным сигналом торможения и задним противотуманным фонарем.

Также, по словам Арсения Сидорова, согласно российскому техрегламенту, теперь могут ввозиться транспортные средства только брендов, официально присутствующих на автомобильном рынке России.

По словам Олега Алфёрова, наибольшим несоответствием казахстанскому техрегламенту известны американские авто. В США действуют технические требования, отличные от европейских, российских и казахстанских. По требованиям к оптике – геометрии и цвету пучка фар, боковым показателям поворота, цвету поворотников – автомобили, разрешенные в США, прямо противоречат казахстанским стандартам. Он также добавляет, что устранить эти несоответствия не всегда возможно даже в заводских условиях, не говоря о кустарных. Именно по этой причине ряд моделей американских марок не омологирован для европейского рынка, и такие автомобили не могут там продаваться. Но касаются эти несоответствия и моделей, например, Audi или Toyota, предназначенных для американского рынка.

«Остается надеяться, что с передачей надзорных функций по техосмотру в пользу Минтранскома (начиная со следующего года), сервисные центры будут следить за исполнением подзаконных актов. А само Министерство транспорта и коммуникаций станет отзывать аккредитацию у центров техосмотра, не соблюдающих отечественные техрегламенты», – резюмировал директор Qncepto.

Вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Еркын ДюсембаевПо пути России- Расскажите, пожалуйста, как единый техрегламент по безопасности автомобилей, принятый в России, повлияет на Казахстан ?

- В России, как и в Казахстане, приняты два технических регламента по безопасности: по общей безопасности автотранспортных средств и по вредным выбросам от автомобильного транспорта.
В настоящее время по обоим направлениям в рамках Таможенного союза разрабатываются технические регламенты ЕврАзЭС, которые будут иметь положения, действующие на все страны-участницы Таможенного союза. При этом будут учтены некоторые особенности стран-участниц ТС.

- Может ли автомобиль из Казахстана, не соответствующий новому техрегламенту, выехать в Россию ?

- Технический регламент по вредным выбросам от автотранспорта как в России, так и в Казахстане касается выпускаемых в обращение автомобилей, то есть новых автомобилей, производимых на территории этих стран или ввозимых из-за рубежа. При этом требования техрегламента не касаются уже эксплуатируемых автомобилей. Поэтому автомобили из Казахстана при перевозках пассажиров и грузов не будут задерживаться на территории Российской Федерации.
Компетентным органом по безопасности автомобилей является Министерство внутренних дел РК, поэтому по техническому регламенту по общей безопасности просим обратиться в Комитет дорожной полиции МВД РК.

15460 просмотров

Как в будущем хорошо зарабатывать и быть востребованным в Казахстане

Курсив выяснил какие новые профессии появятся на рынке

Фото: shutterstock/автор Ollyy

Выпускники школ выбирают будущую специальность, прислушиваясь к совету родителей или ориентируясь на текущее положение дел на рынке труда. Часть просто поступает на ту специальность, где можно получить государственный грант. Многие из окончивших вузы работают не по профессии, поскольку не нашли себе места на рынке труда или же специальность, на обучение которой потрачены годы, пришлась не по душе.

Абитуриенты и их родители теряются во множестве специальностей, предлагаемых на образовательном рынке и часто выбирают ту, на которую после обучения или слишком большая конкуренция и нет свободных вакансий, или не устраивает предлагаемая заработная плата, или, что называется, душа не лежит.

«В советское время работала система профориентации с кружками в школах, где проявлялись индивидуальные качества и интересы ребенка. Учащихся не только водили на экскурсии на производство, но и организовывали для них встречи с представителями разных профессий», – регулярно рассказывает начальник образовательного центра BTS Digital, руководитель проекта «Атлас профессий в Казахстане» Саясат Нурбек.

После распада Советского Союза профориентационная модель образования потихоньку стала исчезать. Как результат – нынешние выпускники при поступлении в вуз даже не знают, что представляет собой его будущая специальность.

В еще большем замешательстве они оказываются, когда им предлагают новые специальности, которые возникают по мере изменения технологий.

«Глобальная цифровизация затронула все сферы жизнедеятельности, это касается и профессиональных областей. В условиях цифровой экономики меняется и рынок труда – обновляются старые и появляются новые профессии», – подчеркнули представители портала HeadHunter (hh.kz).

В конце 2018 года министр информации и общественного развития Казахстана Даурен Абаев озвучил прогноз «Института будущего»: в 2030 году в мире будет 85% новых профессий. В списке этой организации детектив по работе с данными, редактор генетического кода, проектировщик путешествий, городской кибер-­аналитик, цифровой портной и менеджер по командной работе людей и машин.

В 2019 году Министерством труда и социальной защиты населения Казахстана был разработан перечень 100 востребованных сервисных и индустриальных профессий в Казахстане. В него вошло 35 востребованных профессий, где нужно иметь высшее образование и 65 – где необходимо техническое и профессиональное образование.

В этот перечень включены десять новых профессий: IT-специалисты, инженеры по 3D-моделированию, по системам межмашинного обучения, по во­зобновляемым источникам энергии, по аддитивным технологиям производства, архитекторы и проектировщики инфраструктуры умного градостроительства, беспилотных авиационных систем и графические и мультимедийные дизайнеры.

Для того чтобы будущим абитуриентам было легче ориентироваться в выборе профессии, в Казахстане начали работу над проектом «Атлас профессий». Идея была позаимствована у россиян.

Российский атлас был опубликован еще в 2014 году. Его методология была разработана на базе технологического форсайта (метод предвидения) Международной организацией труда, Агентством стратегических исследований Российской Федерации и Московской школой управления «Сколково».

Суть форсайта заключается в том, что эксперты из разных отраслей путем исследований и диалога работают над прогнозированием и разработкой тех специальностей, которые могут и должны появиться в будущем, и тех, которые начинают терять свою ценность.

Сам атлас, как заявляют его казахстанские разработчики – компания BTS Digital, будет содержать в себе перечень специальностей, актуальных на ближайшие 10–15 лет. Фактически атлас должен стать путеводителем или методическим пособием для будущих выпускников и их родителей.

Для создания казахстанского атласа профессий определены девять приоритетных для экономики республики отраслей. К их числу относятся нефтедобыча и переработка, машиностроение, сельское хозяйство, горная металлургия, транспорт и логис­тика, IT-технологии, туризм, энергетика и обрабатывающая промышленность.

Атлас в Казахстане, как и его российский аналог, будет состоять из трех категорий профессий: «пенсионеры», трансформирующиеся и новые.

К профессиям-пенсионерам относятся те специальности, которые будут исчезать со временем. Как, к примеру, исчезли профессии телефонистки или машинистки.

Трансформирующимися называются специальности, изменяющиеся вслед за новыми технологиями. Пример такой профессии – оператор горнопроходческой машины под землей. Теперь этот оператор управляет машинами на поверхности земли с помощью специальных джойстиков. Лучшим работником в данном случае может быть человек, который увлекается компьютерными играми, заметили в BTS Digital.

Третья категория – новые профессии (или профессии будущего), которых сейчас нет либо они только зарождаются и через некоторое время станут популярными.

Одной из таких новых профессий, по мнению специалистов hh.kz, является IT-рекрутер. Для того чтобы специализироваться на этом поприще, от обычного HR-специалиста помимо его основных профессиональных качеств потребуются дополнительные ключевые навыки для возможности подбора IT-специалистов.

Опыт работы IT-рекрутера для работодателей крайне важен и составляет от трех до шести лет, рассказали специалисты портала hh.kz. Работодатели предлагают таким специалистам зарплату от 106 тыс. тенге. Но есть и те, кому платят больше – от 333,3 тыс. тенге и выше.

В сфере маркетинга стали востребованы такие специализации, как интернет-маркетолог, контент-менеджер, SMM-менеджер и другие. Минимальная зарплата интернет-маркетологов – от 147,4 тыс. тенге. Хорошие специалисты получают от 500 тыс. тенге. Зарплата контент-менеджеров, SMM-менеджеров ниже, чем у интернет-маркетологов. Минимальная зафиксированная зарплата на HeadHunter составляет 83,5 тыс. тенге.

В профессиональной области «Информационные технологии, интернет, телеком» появилась специализация «инженер по машинному обучению» (machine learning engineer). Работодатели предлагают соискателям зарплату от 475,1 тыс. тенге. По данным HeadHunter, были примеры, когда работодатели предлагали зарплату выше 1,64 млн тенге в месяц.

Пилотный проект

Сейчас единственной компанией, которая решила запустить пилотное форсайт-исследование в рамках проекта «Атлас профессий в Казахстане», стала ERG. Исследование запущено на базе Донского горно-обогатительного комбината АО «ТНК «КазХром» в Актюбинской области.

По результатам первых форсайт-сессий выявлено 45 трендов, влияющих на предприятие, 18 исчезающих профессий, 13 изменяющихся, 14 новых профессий. В исследовании принимали участие 36 экспертов комбината и девять модераторов и аналитиков. Некоторыми результатами первого пилотного исследования на Донском ГОК поделились с «Курсивом» в BTS Digital.

Вариантами новых профессий в горнодобывающей промышленности страны станут такие специальности, как прораб-вотчер, IT-диспетчер, мовер-скутер,digital-технолог.

К вариантам изменяющихся профессий относятся горный мастер открытых разработок, проходчик, машинист экскаватора и его помощник и другие.

К профессиям-пенсионерам горно-металлургической отрасли относятся ламповщик, ремонтник индивидуальных светильников, проходчик, люковой, машинист электровоза, опрокидчик, бункеровщик.

В связи с внедрением методов автоматизированного дистанционного контроля исчезнут профессии, связанные с точечным контролем на рабочих местах, а именно машинист насосных установок, машинист ГБУ, компрессорной установки, подъемных установок, стволовой, горнорабочий на маркшейдерских работах, машинист бульдозера, концентраторщик, сепараторщик, контролер ОТК и другие.

Команда BTS планирует запустить один отраслевой атлас и один региональный. В дальнейшем они послужат образцом для создания атласов других отраслей и областей, которые будут соединены в национальный атлас. Казахстанский атлас планируется закончить к марту 2020 года.

Подготовка специалистов

Пока в стране разрабатывают список профессий будущего, университеты уже готовы обучить новым специальностям.

В КазНУ имени аль-Фараби среди новых программ бакалавриата, ориентированных на получение профессий будущего, запущено обучение по таким направлениям, как актуарная математика, интернет вещей и Big data, киберфизика, химическая инженерия, микробиология, государственная служба, технология фармацевтического производства и другие.

В магистратуре – datе-журналистика, бизнес-аналитика, интернет вещей, IT-генетика, машинное обучение и анализ данных, природно-техногенные риски, биотехнология окружающей среды, нанотехнология пищевой промышленности, робототехнические системы, спортивная психология, фитобиотехнология.

С 2019 учебного года в AlmaU начинается подготовка кадров по направлениям бизнес-аналитика и экономика, HR-менеджмент, государственная и международная политика, урбанистика и сити-менеджмент, бизнес- аналитика и Big Data, туризм и event-менеджмент, бизнес-администрирование в области предпринимательства.

В заключение Саясат Нурбек подчеркнул, что любой специалист, который хочет стать востребованным на рынке труда и зарабатывать большие деньги, должен найти собственную уникальность и оттачивать ее. К примеру, можно быть не просто токарем, а, потратив время на развитие своих способностей и обучившись основам IT, стать хорошим digital-токарем, пояснили представители компании BTS Digital.

профессии копия (2).jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций