Перейти к основному содержанию

3356 просмотров

Иссык-Куль сделал внутренний туризм дороже

Казахстанские турфирмы вынуждены поднимать цены на путевки, чтобы компенсировать потери от новых налогов и работать легально. По этой причине туристские компании теряют клиентов, которые предпочитают самостоятельно бронировать отели. В прошлом году, согласно мировой статистике, въездной турпоток потерял 4%. Однако, по оценке ВТО, в 2010 году количество иностранных туристов удвоится и составит свыше 1 млрд человек.

Иссык-Куль сделал внутренний туризм дороже

Иссык-Куль сделал внутренний туризм дороже
Казахстанские турфирмы вынуждены поднимать цены на путевки, чтобы компенсировать потери от новых налогов и работать легально. По этой причине туристские компании теряют клиентов, которые предпочитают самостоятельно бронировать отели. В прошлом году, согласно мировой статистике, въездной турпоток потерял 4%. Однако, по оценке ВТО, в 2010 году количество иностранных туристов удвоится и составит свыше 1 млрд человек.

По прогнозу Всемирной организации туризма ООН (UNWTO), в 2010 году мировая туристическая отрасль встанет крепко на ноги, оставив позади один из самых трудных годов. По данным ежегодника World Tourism Barometer, в 2009 году въездной турпоток потерял 4%, которые, по мнению аналитиков, ему предстоит отыграть на уровне 3-4% в 2010 году.

По оценке ВТО, в 2010 году количество иностранных туристов удвоится, и из одного государства в другое будет путешествовать свыше 1 млрд человек. Доход, получаемый от каждого туриста, возрастет на 39,5%.

Генеральный секретарь UNWTO Талебу Рифаи оценил 2009 год как один из самых трудных периодов для туристической индустрии в долгосрочной перспективе.

По его словам, прошедший год, судя по всему, оказался одним из самых напряженных за последние два десятилетия, обойдя по тяжести большинство лет, ознаменованных событиями вроде 11-го сентября и им подобными катастрофами, а также периодическими уходами в минус мировой экономики. «Распространившийся по планете вирус А (H1N1) породил состояние неопределенности, усугубив кризисное состояние мировых финансов. Однако рынок вступил в фазу оживления. Показатели конца 2009 года указывают на начало выздоровления, протекающее гораздо более уверенными темпами, чем изначально предполагалось», – отметил чиновник UNWTO. Он также добавил, что большинство стран незамедлительно отреагировало на кризис, приняв действенные меры, направленные на смягчение его последствий и стимулирование роста. «Мы ожидаем, что в 2010 году сектор вернется в плюс. Вместе с тем преждевременный отказ от этих оздоровительных мер и соблазн увеличения налогового бремени ставят под угрозу темпы выздоровления мирового туризма», – сказал Рифаи. Сообщая о 6%-м сокращении поступлений в туристическом секторе в 2009 году, финансовые аналитики сравнивают их с фатальным 12%-м спадом мирового экспорта, ставшего жертвой кризиса на всех финансовых рынках.

Однако весенний период ознаменовался еще одним непредвиденным событием, пагубно повлиявшим на мировую туристскую отрасль. Апрельское извержение вулкана в Исландии, по оценке туристического сообщества Европы принесло убытки в размере 1,7 млрд евро.

Прогнозы ВТО в Казахстане начинают сбываться
По данным Казахстанской туристской ассоциации (КТА), по итогам 2009 года в целом по республике количество туристов, по сравнению с 2008 годом увеличилось на 3,9%.

Наблюдается разнонаправленная тенденция развития туристской индустрии по типам туризма: въездной туризм уменьшился на 8,3% и составил 4 329,8 тыс.человек (29,3% от общего числа посетителей), количество выехавших туристов увеличилось на 22,3%, по сравнению с 2008 годом и составило 6 413,9 тыс.(43,4%). Количество посетителей внутреннего туризма уменьшилось на 5,3% и составило 4 028,1 тыс. человек (27,3%).

«Следует отметить, что мировой экономический кризис оказал негативное влияние и на развитие туристской отрасли. Общий объем оказанных услуг в туристской отрасли уменьшился на 0,4% и составил 65 761,9 млн тенге, стоимость проданных путевок равна 19 281,6 млн тенге (увеличение на 13,9%). В прошлом году 1 203 туристские фирмы и 73 индивидуальных предпринимателя, занимающихся туристской деятельностью, обслужили 369,1 тыс. посетителей, что на 25,7% меньше, чем в 2008 году», – говорит Рашида Шайкенова, директор КТА.

В I квартале 2010 года ситуация начала стабилизироваться – количество обслуженных посетителей увеличилось и составило 3 008,7 тыс. человек, против 2 778,3 тыс. в январе-марте 2009 года.

Туристы в большей степени путешествовали с деловыми целями (61,8%) и с целью отдыха (30,1% от общего числа туристов). Общий объем оказанных услуг в туристской отрасли увеличился на 18,8% и составил 14, 555 млрд тенге.

Наблюдается тенденция роста числа обслуженных посетителей по выездному туризму на 17,1%, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года (1 338,1 тыс. человек, или 44,5% от общего потока посетителей), и внутреннему туризму на 10,7% (836,4 тыс. человек или 27,8% от общего потока посетителей).

Налоги могут все испортить
Однако, по мнению участников казахстанского рынка, ситуация может ухудшиться из-за новых налогов. Сейчас, по оценкам туроператоров, примерно 70% казахстанских турфирм – на грани разорения. Компании либо выплачивают налоги и закрываются, либо ищут другие схемы работы.

В связи с введением в действие нового Налогового кодекса с января 2009 года и новым Постановлением правительства «Об утверждении перечня государств с льготным налогообложением», у туристских фирм возникли вопросы по поводу международного налогообложения в туристском бизнесе.

«По Налоговому кодексу нерезиденты, получившие доход из источников, находящихся на территории Казахстана, обязаны уплатить подходный налог по ставке 20%. Туристская фирма обязана перечислить своему партнеру за услуги или отелю за проживание туриста ровно столько, сколько выставлено в счете за эти услуги с вычетом 20%. В условиях жесткой конкуренции в туристском бизнесе нерезиденты не понимают, почему они должны платить в бюджет чужой страны, поскольку они платят налоги в своей стране. Поэтому стоимость услуг увеличивается на 20%. Выплаты налога таким образом будут ложиться на наших туристов», – поясняет Рашида Шайкенова, добавляя, что сегодня предпринимателю невыгодно работать по налоговому законодательству, которое ведет его к банкротству. «В таких условиях туристский бизнес вынужден либо прекратить свою деятельность, либо искать обходные пути и работать по серым схемам. Добросовестному налогоплательщику выжить в данных условиях невозможно».

По мнению экспертов, необходимо внести в Налоговый кодекс дополнения и изменения в налогообложение, касающееся ведения туристического бизнеса в части особенностей международного налогообложения.

Летний сезон
Несмотря на существующие проблемы в отрасли, интерес казахстанцев к выездному туризму растет. Как пояснила «Къ» директор турфирмы Golden Compass Travel Наталья Когай, отели Средиземноморского побережья Турции уже сейчас заполнены на 90%. «Это гораздо выше, чем в прошлом году, рост, однозначно, наблюдается».

Самыми популярными местами отдыха среди казахстанцев, как и прежде, остается Турция, Болгария, Хорватия, Чехия, Таиланд, Малайзия. Минимальная стоимость тура в эти страны составляет 700$.

«Каждый сегмент рынка имеет своего покупателя. Тенденция по спросу на дешевые отели наблюдалась у отдыхающих среднего класса. Сейчас основная масса туристов предпочитает хорошие отели, которые дают спецпредложения. Однако есть покупатели и на очень дорогие отели и те, кто ждет исключительно горящие туры», – говорит Наталья Когай.

По словам директора турагентства Robinzon Светланы Клыговой, в настоящее время отели и турфирмы начали проводить различные акции. «Отели предлагают бесплатные ночи, турфирмы – бесплатные экскурсии. Что касается качества, то, в принципе, все осталось на том же уровне, поскольку это зависит от менеджмента отелей и турфирм. Меняется менеджмент – меняется качество», – рассказала «Къ» директор компании.

Также Светлана Клыгова отметила увеличение горящих туров, которые по цене оказываются гораздо выгоднее забронированных заранее. «Дешевле, конечно, горящий тур, но если вы хотите поехать в конкретный отель, то лучше бронировать места заранее».

Внутренний туризм
Как рассказала «Къ» менеджер бюро путешествий KOMPAS Инна Дорош, сегодня самым популярным местом внутреннего туризма является озеро Алаколь. Стоимость путевки составляет от 5 500 тенге на человека в сутки (номера с удобствами и 3-разовым питанием), двухдневные туры на озера Кольсай и Кайынды – 10 000 тенге, включая доставку, проживание и питание. Также популярны курорты в Боровом и на озере Балхаш, цены варьируются от 8 000 тенге на человека в сутки.

«Спрос на эти курорты возрастает с каждым годом, также увеличивается число предложений, строятся новые отели. Так, например, на южном побережье Алаколя за три года было построено 4 новых отеля с отличным сервисом», – говорит Инна Дорош.

Стоит отметить, что цены на внутренний туризм по сравнению с прошлым годом выросли на 10-15%. «Повышение цен, со слов управляющих отелей, произошло за счет улучшения сервиса в отелях – появились автономные дизельные генераторы, в номерах поставили телевизоры и холодильники, облагородили пляж и территорию», – поясняет представитель бюро путешествий KOMPAS.

По мнению Натальи Когай, цены на внутренний туризм поднялись из-за закрытия такого популярного направления для казахстанских туристов, как Иссык-Куль.

Аналогичного мнения придерживается и Светлана Клыгова. «Путевки в Боровое и на Алаколь подорожали. Я думаю, что это связано с обстановкой на Иссык-Куле. Да и инфляция дает о себе знать», – говорит она. В связи с обстановкой в Киргизии большинство турфирм отказались от этого направления, несмотря на снижение цен, усиление охраны и обещания правительства Кыргызстана о безопасности. «На Иссык-Куль сейчас мало кто поедет, на сегодняшний день спроса вообще нет», – считает И.Дорош.

«С Иссык-Кулем мы в этом году не будем работать, я думаю какие бы не предлагались замечательные условия, обеспечить безопасность туристов весьма сложно», – говорит Светлана Клыгова.

Альтернативой Иссык-Кулю туристские компании считают Алаколь, куда из-за сложившейся ситуации растет спрос. «Туристам нужно заранее подумать о своем отдыхе, так как отелей на Алаколе немного», – говорит Инна Дорош.

В свою очередь Наталья Когай считает, что внутренний туризм проигрывает выездному. Алаколю большинство казахстанцев предпочтут зарубежные пляжи. «Это связано с тем, что цены на Алаколь порой выше, чем на горящие туры за границу. А условия проживания и питания за границей, даже не в самых дорогих отелях, гораздо лучше, чем у нас».

Шакира Адильбекова, эксперт из Казахстанской туристской ассоциацииИссык-Куль сделал внутренний туризм дороже– Как сейчас идет работа с представителями иссык­кульских зон отдыха с учетом ситуации в Кыргызстане?
– C киргизской стороной проводится большая работа. В середине мая к нам в Алматы приезжали представители временного правительства КР, Иссык­кульской областной администрации и руководители отелей. Цели их приезда – конструктивный диалог с казахстанскими туристскими компаниями, выражение большой заинтересованности в нашем туристе, гарантированность обеспечения безопасности казахстанских туристов на территории Кыргызстана. Для этого будут задействованы правоохранительные органы принимающей стороны, в каждом отеле будет организована собственная служба безопасности.
Ежегодно в конце апреля в Кыргызстане проводилась Туристская ярмарка, в которой участвовали практически все наши туркомпании. В этом году эта ярмарка прошла в конце мая и одновременно был организован информационный тур по Иссык­Кулю для СМИ.
Сейчас мы готовим очередную встречу с киргизскими партнерами в Алматы. Диалог будет касаться того, чтобы обеспечить безопасность туристов и сделать более гибкими цены в условиях экономического кризиса и политической нестабильности. Главный вопрос для туриста – безопасность. Если киргизские партнеры смогут обеспечить спокойный отдых, то иссык­кульские курорты будут посещаемы. Но, возможно, уже не в таких объемах, как в прошлые годы.

– Куда предпочитают ездить казахстанцы? Появляются ли новые туры?
– Наши граждане едут в основном туда, где есть безвизовый режим, ведь отсутствие визы уменьшает стоимость турпродукта. Сейчас новые туры предлагают Черногория и Хорватия, которые заинтересованы в казахстанском туристе. Эти государства объявили о безвизовом въезде в свои страны с 1 мая по 30 октября 2010 года до 30 дней. Как и прежде популярны Турция, Болгария, Малайзия, Гоа, Хайнань и т.д. Хорошо раскупаются горящие путевки, но опять­таки только в безвизовые страны. Европа не так посещаема, поскольку там существует проблема получения визы. Требования к шенгенской визе вновь ужесточились, визовая процедура долгая и сложная, туристов пугает большой перечень документов, который необходимо собрать и предоставить.

2724 просмотра

Сколько заработали компании по страхованию жизни в Казахстане

Около 16% доходов пришлось на инвестиционную деятельность

Фото: Depositphotos/Baurka

В Казахстане функционируют семь компаний по страхованию жизни (КСЖ). Одной из статей в общей структуре доходов являются доходы от инвестирования активов. «Курсив» выяснил, куда вкладывают средства КСЖ и сколько они заработали на такой деятельности.

Совокупные активы компаний по страхованию жизни в Казахстане, по данным Национального банка, на начало октября 2019 года составили 396,9 млрд тенге. В аналогичный период 2018 года активы были значительно ниже – 314,1 млрд тенге.

Собственный капитал таких организаций в этом году достиг 65,7 млрд тенге, увеличившись на 42% – с 46,4 млрд тенге в начале октября 2018 года. Сумма собранных страховых премий выросла за год с 89,6 млрд тенге до 139,1 млрд тенге на 1 октября 2019 года.

Расходы по осуществлению страховых выплат приблизились к 15,8 млрд тенге против 13,4 млрд тенге в прошлом году.

Нераспределенный доход (прибыль) компаний по страхованию жизни составил 14,1 млрд тенге. Аналогичный прошлогодний показатель – 11,3 млрд тенге.

Доходы от инвестиционной деятельности

Из отчетов о прибылях и убытках компаний по страхованию жизни следует, что инвестиционные доходы всех организаций (без учета расходов) на рынке составили 23,7 млрд тенге. Тогда как совокупные доходы КСЖ приблизились к 151,2 млрд тенге. Отметим, что основной деятельностью таких компаний является страхование, а не инвестирование.

Как правило, крупные страховые компании в силу размеров активов имеют возможность инвестировать больше средств и, соответственно, получать больший доход. Важное значение имеет инвестиционная политика самой компании – консервативная («меньший риск – меньшая доходность»), агрессивная («больший риск – большая доходность») или умеренная.

По данным финансовых отчетов КСЖ, общие доходы самой крупной компании по страхованию жизни «Халык-Life» за январь – сентябрь 2019 года составили 62,5 млрд тенге, в том числе от инвестиционной деятельности – 10,3 млрд тенге, или 16,5% от всех доходов. В прош­лом году доходы от инвестирования равнялись 5,8 млрд тенге, что на 78,5% меньше показателя этого года.

Отметим, что общие активы КСЖ на 1 октября этого года увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 111,5% и достигли почти 163 млрд тенге.

Nomad Life является второй по размерам активов компанией на рынке. Объем активов на начало октября текущего года приблизился к 124,4 млрд тенге. Еще в прошлом году такой показатель был на уровне 78,8 млрд тенге. Рост составил более 57% за год.

Компания за девять месяцев смогла получить доход, равный 48,5 млрд тенге, в том числе за счет инвестиционной деятельности – 6,9 млрд тенге (14,2% от совокупных доходов), за счет основной деятельности (страховой) – 41,6 млрд тенге. В аналогичный период прошлого года инвестиционный доход компании был на уровне 6,3 млрд тенге.

Государственная аннуитетная компания (ГАК) с активами в размере 36,1 млрд за анализируемый период за счет инвестиционной деятельности получила 2,3 млрд тенге дохода. Общие доходы приравнивались к 4,3 млрд тенге. Доля инвестиционного дохода от всех доходов составляла 54,9%.

Standard Life c активами в размере 33,6 млрд тенге получила общий доход в размере 10,6 млрд тенге, в том числе от инвестиционной деятельности – 2,1 млрд тенге (19,7% от всех доходов организации).

«Европейская страховая компания» с активами в размере 15,9 млрд тенге заработала за три квартала 19,1 млрд тенге против 11,6 млрд тенге в прошлом году. Из всей суммы доходов на инвестиционную деятельность пришлось 0,8 млрд тенге (4,2% от всех доходов), все остальное – на страховую деятельность.

Совокупные доходы Freedom Finance Life достигли 15,5 млрд тенге. Доходы от инвестиционной деятельности – 0,9 млрд тенге (18,9% от всех доходов), от страховой – 4,6 млрд тенге. Совокупные активы приравнивались к 14,9 млрд тенге. Инвестдоход компании за аналогичный период прошлого года – 0,7 млрд тенге.

В 2019 году на рынок страхования жизни Казахстана вышла дочерняя компания страховой компании «Евразия» с одноименным названием. Общие активы компании составили на 1 октября текущего года 9 млрд тенге. С начала открытия компания смогла заработать 0,8 млрд тенге, в том числе от страховой и инвестиционной деятельности по 0,4 млрд тенге. Напомним, КСЖ была выдана лицензия Национального банка в начале марта 2019 года.

Инвестиционный портфель страховых компаний

АО «Халык-Life» имеет самый большой инвестиционный портфель на рынке страхования жизни – по состоянию на 1 октября 2019 года он составлял 143,6 млрд тенге. Прирост к началу года составил 14%.

Причинами заметного роста инвестиционного портфеля и активов в целом стало присоединение в прошлом году к страховой компании КСЖ «Казкоммерц-Life» и рост объемов бизнеса.

По данным страховой компании, основную долю в инвестиционном портфеле занимают ценные бумаги (87,8%) как казахстанских, так и иностранных эмитентов, далее следуют депозиты (11,8%) и операции обратного РЕПО (0,4%).

В «Халык-Life» сообщили, что в структуре инвестиционного портфеля компании по сравнению с началом года выросла доля негосударственных ценных бумаг казахстанских эмитентов на 14 процентных пунктов в абсолютном выражении (с 25% до 39%).

Доля государственных ценных бумаг в инвестиционном портфеле выросла на 8 процентных пунктов в абсолютном выражении (с 30% до 38%), доля обратного РЕПО снизилась с 18% до 0,4%.

«Изменение инвестиционного портфеля связано исключительно с целью максимизации рентабельности инвестиций», – отметили в страховой компании.

В другой компании по страхованию жизни, Nomad Life, рассказали, что при формировании активов инвестиционного портфеля КСЖ учитывает кредитное качество активов с целью обеспечения средневзвешенного долгосрочного кредитного рейтинга инвестиционного портфеля на уровне не ниже «BB» по шкале S&P. Также компанией установлены ограничения по инвестициям в активы с рейтингом «B+», «B», «B-» – не более 5% от суммы активов.

Инвестиционный портфель компании формируется прежде всего с учетом основного принципа – иммунизации обязательств по срокам (Liability driven investing).

Иммунизация – это формирование структуры инвестиционного портфеля с учетом структуры срочности обязательств компании.

Кроме LDI компания использует и тактическое управление инвестиционным портфелем. При тактическом управлении инвестиционным портфелем компания может не применять 100%-ное покрытие обязательств по срокам и определять те активы для инвестирования, по которым доходность выше, но все остальные параметры остаются без изменений. Данное отклонение в структуре портфеля допустимо при наличии surplus (в переводе с англ. – «избыток»), то есть когда сумма активов больше суммы обязательств.

Инвестиционный портфель КСЖ на 1 октября 2019 года составил 117,9 млрд тенге. Доля государственных ценных бумаг составила 31,7%, ценных бумаг и средств в депозитах банков второго уровня – 33,6%, ценных бумаг прочих эмитентов – 17%, ценных бумаг международных финансовых организаций – 7,9%, ценных бумаг нерезидентов Республики Казахстан – 5%, облигаций АО «Банк Развития Казахстана» – 4,4%, денежных средств – 0,1%.

По данным компании, средневзвешенная доходность инвестиционного портфеля на начало октября текущего года составила 8,17%.

В компании отметили, что такой уровень доходности является комфортным для них уровнем, так как позволяет исполнять все принятые на себя обязательства и при этом поддерживать кредитное качество активов.

В КСЖ «Государственная аннуитетная компания» рассказали, что на 1 октября инвестиционный портфель компании приравнивался к 33,5 млрд тенге, в том числе ценные бумаги – 22,8 млрд тенге (68,1%), среди них облигации – 22,5 млрд тенге (67,2%), акции – 0,3 млрд тенге (0,9%). Депозиты в портфеле достигли уровня 10,7 млрд тенге (31,9%).

В ГАК напомнили, что инвестиционный портфель компании на 1 января 2019 года составлял 32,8 млрд тенге, более 52% из которых приходилось на ценные бумаги (17,2 млрд тенге), 41,3% – на депозиты (13,6 млрд тенге) и 6,2% – на операции РЕПО (около 2 млрд тенге).

Доля депозитов за девять месяцев снизилась с 41,3% до 31,9%, доля ценных бумаг увеличилась с 52,1% до 67,2%. Как отметили в компании, за счет изменения структуры инвестиционного портфеля компании удалось увеличить процентные доходы.

В ГАК подчеркнули, что основными принципами политики компании являются обеспечение стабильного прироста активов и умеренная консервативная политика вложений с учетом принципов возвратности, диверсификации, прибыльности, ликвидности.

Инвестиционный портфель КСЖ Freedom Finance Life на 1 октября 2019 года составлял почти 13 млрд тенге. Структура портфеля КСЖ состоит на 78,8% из ценных бумаг, в том числе государственные бумаги – 14,7%, облигации банков второго уровня РК – 22,3%, облигации казахстанских компаний – 26,1%, акции казахстанских компаний – 4,2%, а также операций обратного РЕПО – 14,3%, вкладов – 6,3% и денег – 0,7%.

В компании поделились, что средства КСЖ размещаются в суверенные облигации таких стран, как Турция и РФ, акции ведущих международных компаний и облигации крупнейших зарубежных банков. Основной костяк портфеля – это казахстанские квазигосударственные облигации АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и его дочерних компаний. Компания распределяет инвестиции в различные секторы экономики, придерживаясь принципа максимальной диверсификации портфеля.

На 1 января 2019 года объем такого портфеля составлял только 8,8 млрд тенге. Увеличение портфеля в значительной степени было вызвано поступлением страховых премий по договорам страхования.

На начало октября этого года доходность инвестирования с учетом нереализованного дохода составила 13,1%.

Компания размещает собранные страховые премии в ценные бумаги, опираясь на умеренно консервативную инвестиционную стратегию.

Как отметили представители компании, в первую очередь данная стратегия строится на обслуживании обязательств компании перед клиентами, в том числе и по добровольным видам страхования. Например, по 10-летнему пенсионному аннуитету компания имеет «длинные» обязательства, и КСЖ соответственно нужны ценные бумаги, которые смогут не только перекрыть расходы по данным обязательствам, но и дать дополнительный доход.

Поэтому компания балансирует между 10-15-летними государственными облигациями и более доходными корпоративными ценными бумагами, постоянно отслеживая, чтобы доходы по ценным бумагам покрывали обязательства по добровольным накопительным видам страхования.

В заключение в КСЖ Freedom Finance Life подчеркнули, что на текущий момент портфель компании – один из самых диверсифицированных на страховом рынке и состоит из 36 различных выпусков ценных бумаг. Но даже при таком умеренно консервативном подходе компании удается опережать ставки по депозитам банков второго уровня.

Отметим, что опрошенные изданием «Курсив» страховые компании формируют консервативный инвестиционный портфель, инвестируя преимущественно в ценные бумаги (государственные и казахстанских эмитентов) и в депозиты банков второго уровня, что снижает риски вложений.

Все остальные страховые компании по тем или иным причинам отказались отвечать на запрос издания, поясняя это нежеланием раскрывать коммерческую тайную или в силу занятости.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif