Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3026 просмотров

Чемпионат мира по прибыли

Только за первую неделю Чемпионата мира по футболу (ЧМ) гостиничный бизнес в ЮАР получил доход свыше $800 млн. Кроме того, по предварительным прогнозам, экономика страны за весь футбольный праздник получит больше $12 млрд прибыли. Необходимо отметить, что мероприятие положительно сказывается и на казахстанском бизнесе, в частности, увеличилось посещение пабов и ресторанов, транслирующих матчи. Однако есть и проигравшие в финансовом плане субъекты бизнеса.

Только за первую неделю Чемпионата мира по футболу (ЧМ) гостиничный бизнес в ЮАР получил доход свыше $800 млн. Кроме того, по предварительным прогнозам, экономика страны за весь футбольный праздник получит больше $12 млрд прибыли. Необходимо отметить, что мероприятие положительно сказывается и на казахстанском бизнесе, в частности, увеличилось посещение пабов и ресторанов, транслирующих матчи. Однако есть и проигравшие в финансовом плане субъекты бизнеса.

ЮАР потратила немало средств на проведение у себя столь крупного спортивного события. Так, бюджет ЧМ составил $3,5 млрд, из которых на транспорт – $1,2 млрд, на постройку и реконструкцию стадионов – $1,12 млрд, на организационный комитет – $428 млн, на создание инфраструктуры для трансляций – $387 млн, на усовершенствование аэропортов и вокзалов – $200 млн, на обеспечение безопасности – $89 млн, на инфраструктуру телекоммуникаций – $40 млн, на подготовку волонтеров – $3 млн, на культурную программу – $20 млн, на прочие расходы – $45 млн. Но некоторые источники утверждают, что страна-организатор понесла также дополнительные расходы, и общий бюджет составляет $ 6,72 млрд – эта сумма в 2,5 раза больше, чем ВВП страны. Несмотря на это, вся экономика получит доход, вдвое превышающий бюджет соревнования, и от этого выигрывает не только бизнес ЮАР, но и вся страна в целом.

По сути, такие большие расходы являются маркетинговыми затратами. Необходимо отметить, что ставка на маркетинг была впервые сделана предпринимателем Питером Уэбэрротом, возглавившим Оргкомитет Олимпиады-84. Ему удалось убедить руководителей крупных компаний в том, что в Игры нужно вкладывать не как в неизбежное зло, а с расчетом на прибыль. До капли выжав существующую инфраструктуру и экономя буквально на всем (на капитальное строительство ушли миллионы), Убэрроту удалось заработать $330 млн – неслыханную по тем временам сумму.

После Лос-Анджелеса грамотно организованные игры приносили или доход, или косвенную выгоду. Примером также может послужить реконструкция Барселоны, железнодорожная магистраль Токио – Нагано, раскрутка французских горнолыжных курортов и выросший на 2,78% ВВП Австралии. Вот и правительство ЮАР уже сделало заявление о том, что ожидает роста ВВП.

Одна из основных торговых сетей ЮАР Pick n Pay ко дню открытия ЧМ продала футболок сборной ЮАР на $670 тыс. Причем с каждым днем турнира продажи только возрастают.

Только за первые семь дней в страну въехало 456 тыс. человек. А ведь впереди еще матчи плей-офф и финал, куда приедут поболеть еще большее количество любителей футбола. Характерный пример футбольного бума – Мексика. Если на прошлые чемпионаты мира оттуда в лучшем случае приезжали 300 человек, то уже сейчас в ЮАР находятся 15 тыс. мексиканцев. А если учесть, что их сборная прошла в плей-офф, их число увеличится до 25 тыс. Главным образом, болельщики потратятся на туризм, гостиницы, перелеты, рестораны, бары и магазины.

Игры Чемпионата по телевизору уже посмотрели 500 млн человек. За счет этого спрос на атрибутику страны возрос в 50 раз, чем непременно воспользовались предприниматели и уже начали продажу не только в стране, но и за ее пределами.

Но от ЧМ получают доход не только предприниматели ЮАР, но и компании других стран. Так Генсек ФИФА Джером Вальке уведомил, что от реализации прав на трансляцию матчей и спонсоров Ассоциация получит в общей сложности около $3,3 млрд коммерческой прибыли, но тут, конечно, понятно, что ФИФА имеет прямое отношение к проведению данного соревнования, однако прибыль могут получить все, кто косвенно связан со спортом. Так британский туроператор Tui Travel утверждает, что 10 тыс. туров стоимостью 2,5-5 тыс. фунтов стерлингов (примерно $3 625-7 250) быстро разошлись среди болельщиков в Великобритании. Компания продает также туры в Австралии и в некоторых странах Европы, там картина схожая. Туроператор Thomas Cook распродал туры на ЧМ еще летом прошлого года.

Казахстанские туроператоры также не остались в стороне, хотя и заработать им удалось на ЧМ несоизмеримо меньше. Так, в турфиме А13 Travel&Leisure отметили, что посещение ЮАР на период ЧМ хоть и увеличилось, но ненамного, даже менее чем на 10%, что является следствием того, что болеть от РК не за кого, поскольку страна не участвует в таком популярном мероприятии.

К тому же поездка на ЧМ – недешевое удовольствие, в А13 Travel&Leisure предлагают недельную поездку на ЧМ в ЮАР (в которую входит 4-звездочный отель, авиаперелет в обе стороны и 1-2 посещение матчей) за $8 тыс. на одного человека. «С получением визы сложностей не возникает, – говорят представители туроператора, – главное, чтобы документы были в порядке». В случае, если есть подтвержденные билеты FIFA, виза выдается на 90 дней с многократным въездом.

Чартеры же из Казахстана не организовываются, даже на ЧМ, ввиду непопулярности направления – группу на него не наберешь. Но существуют перелеты с периодичностью в 3-4 раза в неделю, поэтому с вылетом проблем возникнуть не может.

Турагентство Abdi Travel продает недельные туры в ЮАР по $4 тыс., правда оператор уточняет, что данная стоимость рассчитана исходя из путевки на 2 человека, которая, как правило, всегда обходится дешевле. Агенты заостряют внимание на том, что ЮАР непопулярная для посещений казахстанцев страна – всего 1-2 человека в год обращаются в данную компанию за турами в страну. Однако все-таки отмечают, что только за последний месяц продано уже 4 путевки, что говорит о 50%-м увеличении продаж.

Согласно исследованию газеты Daily Telegraph, уже 33 компании, зарегистрированные на Лондонской бирже, объявили, что ЧМ окажет благоприятное влияние на их бизнес. Среди них восемь букмекерских контор, семь медиакомпаний, три ритейлера, включая сети магазинов по продаже спортивных товаров и бытовой электроники, а также две компании – владельцы сетей пабов.

Положительный эффект получат и казахстанские пабы и пивные рестораны, но не с таким мультипликативным эффектом. Так, в Guinnes Pub говорят, что несмотря на трансляцию ЧМ, посещение ресторана заметно не изменилось, также как и продажи пива. Постоянные клиенты как приходили на трансляции матчей, так и продолжают это делать.

Количество посетителей, жаждущих посмотреть матчи под кружку пива в Irish Pub Mad Murphy’s, увеличилось, но не намного – прирост составляет около 20%.

В Staut Beer Bar отмечают такой же прирост посетителей на период трансляции ЧМ. Пивной ресторан «Бочонок» увеличил среднедневное количество гостей только на 10%, что тоже неплохо, учитывая сезон отпусков, в который, как правило, наоборот происходит снижение посещения ресторанов.

Пивоваренные компании РК еще не подсчитали свою прибыль, но если судить только по пивным барам, где количество проданного пива возросло в среднем на 15-20%, и не брать во внимание любителей посмотреть матчи перед телевизором с компанией друзей и, конечно же, с большим количеством солодового напитка, то прирост их доходов не оставляет никаких сомнений.

Британские букмекерские конторы, которые принимают ставки на победителей в ЧМ и в отдельных матчах, ожидают привлечь не менее 1 млрд фунтов. При этом некоторые не очень патриотично желают английской сборной проигрыша, а, учитывая, что первые два матча их сборная сыграла вничью, уже можно ожидать баснословных прибылей.

Оборот розничной торговли в Великобритании за счет ЧМ оценивают не меньше, чем в 1 млрд фунтов. При этом для оценки использовались данные, полученные после прошлого Чемпионата.

Букмекеры Казахстана не горят желанием озвучивать свои прибыли, полученные благодаря ЧМ. Однако даже простому обывателю бросается в глаза многократно увеличившееся не только количество ставок, но и их суммы. Похоже, что именно этот вид бизнеса в РК получит наибольшую выгоду от ЧМ.

Руководство немецкой компании Adidas рассчитывает, что продажи футбольной экипировки и атрибутики, вызванные проходящим в ЮАР Чемпионатом мира, принесут лидеру мирового рынка спортивных товаров рекордные 1,5 млрд евро.

В I квартале 2010 года продажа футбольных продуктов Adidas выросла на 26%. Компания продала уже более 6,5 млн игровых футболок, что более чем в два раза превышает показатели 2006 года.

Однако ЧМ отразится и отрицательно на многих видах бизнеса в мире. К примеру, понесет потери ресторанный бизнес (по крайней мере те заведения, где не обзавелись телеэкраном) и индустрия развлечений, в первую очередь кинотеатры.

Некоторые премьеры, например «Секс в большом городе – 2» или «Робин Гуд», были перенесены на более ранние сроки, чтобы не пересекаться с началом Чемпионата.

Переживают владельцы казино. Глава игорной компании 888 Ричард Кильзби сетует, что экраны телевизоров отвлекут клиентов от азартных игр в Интернете.

Страховщики обеспокоены заранее – им убытки грозят в случае отмены матчей или каких-либо непредвиденных обстоятельств, которые могут помешать проведению Чемпионата в Южной Африке. По некоторым оценкам, это может обойтись страховым фирмам в суммы, доходящие до $5 млрд. А о том, в какие суммы отмена игр может обойтись организаторам Чемпионата, даже говорить не приходится...

Сейчас шикарные южноафриканские стадионы выглядят впечатляюще, но после завершения Чемпионата многие из них станут «белыми слонами» (так обычно называют неиспользуемые спортивные объекты). Они настолько огромны, что никогда не будут заполнены даже наполовину, возможности и масштаб этих стадионов намного превышают потребности местной футбольной индустрии. А содержать такие объекты затратно и бессмысленно.

Похожая ситуация сложилась и в Португалии, проводившей Чемпионат Европы – 2004. Тогда в ходе подготовки к континентальному первенству было построено 10 вместительных стадионов. Прошло 6 лет, и недавно министр экономики Португалии Аугусту Матеуш предложил пустить большинство арен под снос, чтобы сократить госрасходы, а освободившуюся землю продать строительным инвесторам для возведения коммерческой и жилой недвижимости.

Директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида ШАЙКЕНОВАЧемпионат мира по прибыли– Если бы ЧМ проводился в Казахстане, то какое влияние это мероприятие оказало бы на туристическую отрасль страны?
– Прежде всего значительный толчок к развитию получила бы инфраструктура отрасли, которая впоследствии осталась бы в виде дополнительной привлекательности для иностранных туристов.
На подобных мероприятиях зарабатывает не только бюджет страны, но и предприниматели, в частности, туристские компании могли бы получить дополнительный доход. Эффект был бы очень хорошим, если бы РК тоже привлекал подобные мероприятия.
Развитие казахстанской инфраструктуры уже идет, и мы знаем, как строить спортивные объекты благодаря подготовке к проведению Азиады.
Любые чемпионаты и выставки являются весьма позитивным явлением для любой страны.

– Насколько в данный момент туристическая инфраструктура РК готова к проведению таких масштабных мероприятий как ЧМ?
– С точки зрения развития гостиничной инфраструктуры и Астана и Алматы могут полностью обеспечить туристов всем необходимым при проведении такого мероприятия.
Чего не скажешь о спортивных объектах – качество футбольных полей, стадионов внушает некоторое недоверие. Хотя при должной подготовке вполне можно подготовиться и к ЧМ.

– Как вы расцениваете шансы Казахстана на проведение ЧМ на своей территории в будущем?
– Безусловно, это было бы замечательно, но мы не являемся футбольной державой. Хотя, почему бы и нет – при подаче заявки на проведение такого мероприятия существует вполне реальная возможность и у РК. Ведь ЮАР, при всех своих проблемах, смогла выиграть право на проведение ЧМ.

Президент Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор ЯМБАЕВЧемпионат мира по прибыли­ Как вы считаете, если бы ЧМ проводился в Казахстане, то какое влияние это мероприятие оказало бы на предпринимателей страны?
­ Любое массовое мероприятие, особенно с привлечением иностранных государств, всегда благо для страны. Во­первых, это приток инвестиций в страну­организатора, во­вторых известность и престиж, в­третьих, новые возможности для бизнеса в сфере обслуживания, торговли, транспорта и туризма. Все эти сферы в результате получают обновленный и емкий рынок.

­ Насколько в данный момент предприниматели РК готовы к проведению таких мероприятий, как ЧМ?
­ В настоящее время не все предприниматели готовы к проведению такого масштабного события. В частности, гостиничный бизнес страны вряд ли сможет предоставить гостиницы именно эконом­класса, ведь болельщики в большинстве своем простые люди, которым не нужны дорогостоящие отели. Кроме того у нас слабо развит туризм и туристический бизнес. Хотя Азиада должна «обкатать» данный вопрос и, в принципе, покажет, насколько предприниматели готовы к проведению международного соревнования высокого уровня.

­ Как вы расцениваете шансы Казахстана на проведение ЧМ на своей территории в будущем?
­ Необходимо понимать, что туризм – это не только бизнес, но еще и культура страны. И насколько страна готова принять гостей – настолько предприниматели готовы создавать предприятия для проведения чемпионата мира. Сейчас Казахстан вышел из кризиса и нужно отметить, что у государства есть амбиции для проведения подобных мероприятий. Теперь главное, чтобы и у предпринимателей было желание для проведения Чемпионата мира.

1 просмотр

В Казахстане резко вырос объем проблемных кредитов

Курсив составил рэнкинг банковского сектора страны за первое полугодие 2019 года

Фото: shutterstock/автор YummyBuum

Банки продолжают признавать проблемные кредиты и создавать резервы под них. С начала года доля кредитов с просрочкой более 90 дней в совокупном ссудном портфеле БВУ увеличилась на 2%.

Суммарные активы банков, по данным Национального банка, достигли 25,35 трлн тенге, что незначительно больше показателей на 1 января 2019 года – 25,24 трлн тенге.

По словам вице-президента, главного аналитика Moody’s Investors Service Ltd. Владлена Кузнецова, на динамику совокупных активов негативно повлияла ситуация с Цеснабанком (с 29 апреля этого года переименован в First Heartland Jýsan Bank). В результате передачи проблемных кредитов банка в Фонд проблемных кредитов (ФПК) и досоздания резервов под оставшиеся его активы и кредитный портфель существенно снизились.

«Если убрать эффект от Цеснабанка, система продемонстрировала рост активов в первом полугодии на 3%», – поделился мнением с Курсивом эксперт Moody’s.

Самым крупным банком по объему активов остался Народный банк. Его активы выросли на 0,7% – с 8,67 трлн тенге до 8,73 трлн тенге за полгода.

Второе место в копилке у ForteBank – 1,99 трлн тенге. Активы фининститута увеличились на 11,8% с 1,78 трлн тенге.

Директор (CDO) ForteBank Антон Хмелев отметил, что с точки зрения активов рост кредитной базы банка не столь впечатляющий – по причине достаточно консервативной кредитной политики организации.

«Всю свободную ликвидность банк размещает в высоколиквидные и низкорискованные ценные бумаги, создавая подушку безопасности при возможных крупных изъятиях депозитов», – продолжил он.

Тройку лидеров по объему активов замыкает Сбербанк – 1,98 трлн тенге. Рост за полугодие составил 4,9%, или на 91,9 млрд тенге.

Заметно нарастить объем активов смогли еще два банка: Kaspi Bank на 203,3 млрд тенге и Жилстройсбербанк на 150,6 млрд тенге.

Представители Kaspi Bank подчеркнули: важно понимать, за счет каких статей на стороне обязательств и капитала выросли активы. В случае с Kaspi Bank рост активов объясняется увеличением вкладов клиентов (срочные и текущие счета физических и юридических лиц) на 14%.

«Что касается роста отдельных статей активов в банке, то прирост в основном обеспечили займы клиентов (на 9%) и ликвидные средства (на 21%)», – пояснили в пресс-службе.

Как изменился ссудник?

За полгода общий ссудный портфель банков полегчал на 0,8% – с 13,76 трлн тенге до 13,65 трлн тенге.

«Основные крупнейшие банки продемонстрировали или рост портфеля, или его стабильную динамику. Если убрать эффект от Цеснабанка, система продемонстрировала рост портфеля на 4%. Такой рост считается невысоким в свете ожидаемой инфляции (около 6% в 2019 году)», – отметил Владлен Кузнецов.

Лидером по росту объемов ссудного портфеля стал Жилстройсбербанк. Его ссудник подрос на 150,74 млрд тенге – до 821,2 млрд тенге. На втором мес­те Сбербанк, который нарастил портфель за первое полугодие на 116 млрд тенге, до 1,38 трлн тенге. Kaspi Bank увеличил портфель на 102,7 млрд тенге, до 1,25 трлн тенге.

В процентах к началу года наибольшего роста ссудного портфеля смогли достичь First Heartland Bank – 155,2%, Жилстройсбербанк – 22,5% и Bank RBK – 22,3%.

В First Heartland Bank рост ссудного портфеля объясняется большой долей в нем операций РЕПО. Доля сделок в общем портфеле составила на анализируемую дату около 90%.

В Bank RBK увеличение ссудника прокомментировали положительной динамикой по выдачам розничных кредитов.

«Месяц к месяцу выдачи в рознице стабильно растут: если в прошлые годы банк выдавал 1,5 млрд тенге в месяц, то сейчас ежемесячный объем выдачи составляет порядка 7 млрд тенге», – рассказали представители Bank RBK.

Одним из важнейших показателей работы банка является показатель NPL 90+ (кредиты с просрочкой платежей более 90 дней). Суммарный объем таких кредитов в первом полугодии возрос на 26% – с 1,02 трлн, до 1,28 трлн тенге.

Самая большая доля токсичных кредитов наблюдалась в First Heartland Jýsan Bank. Они составили 39,81% в общем ссудном портфеле банка, или 319,1 млрд тенге.

В банке возросший уровень NPL 90+ объясняли снижением общего объема портфеля в результате продажи части портфеля ФПК и продолжающейся работой по очистке портфеля.

Объем таких кредитов в Национальном банке Пакистана в Казахстане – 1,16 млрд тенге, или 29,31% от ссудного портфеля. Третий банк-антилидер – AsiaCredit bank с долей плохих кредитов в 21,67%.

По мнению эксперта Moody’s, в силу высокой прибыли (которая помогает формировать резервы на возможные потери) банки стали более справедливо признавать проблемные кредиты, а не скрывать их реструктуризацией.

Что с депозитами?

Совокупные обязательства банков за полгода составили 22,22 трлн тенге. Депозиты физических лиц в составе обязательств – 8,69 трлн тенге, что меньше показателей начала года на 0,9%. Вклады корпоративных клиентов сократились на 3,8%, с 8,27 трлн тенге до 7,96 трлн тенге.

«На вклады физлиц негативно влияет недостаточная стабильность банковского сектора и волатильность тенге. Кроме того, у банков скопилась избыточная ликвидность в связи с невысоким спросом на кредиты со стороны корпоративных заемщиков, и они не очень заинтересованы в активном привлечении фондирования», – считают в Moody’s Investors Service Ltd.

Лидерами по привлечению вкладов населения стали Kaspi Bank, Жилстройсбербанк, Fortebank.

Депозитный портфель вкладов населения в Kaspi Bank вырос на 177,37 млрд тенге, до 1 313,09 млрд тенге. В Жилстройсбербанке рост составил 70,08 млрд тенге, до 700,7 млрд тенге. Fortebank дополнительно привлек еще 43,67 млрд тенге и нарастил портфель до 563,67 млрд тенге.

Отток вкладов физлиц наблюдался в Народном банке на 156,37 млрд тенге – до 3 163,61 млрд тенге, в АТФБанке на 68,84 млрд тенге – до 292,68 млрд тенге, в Сбербанке на 68,64 млрд тенге, до 695,73 млрд тенге.

«Снижение объема вкладов населения в АТФБанке произошло за счет сегмента клиентов приват-банкинга, депозиты в иностранной валюте которых были размещены на условиях 3%-ной ставки вознаграждения», – рассказали в организации.

В конце 2017 года Казахстанским фондом гарантирования депозитов была установлена максимальная ставка вознаграждения по депозитам физлиц в инвалюте в размере 1%, которая действовала до 1 июня 2019 года.

«Поэтому, когда срок размещения депозитов VIP-клиентов АТФБанка с высокой ставкой истекал, многие из них предпочли направить средства на развитие бизнеса, а также размещать их в инструменты в странах, позволяющих получить более высокую доходность», – подчеркнули в пресс-службе банка.

Эксперты банка считают, что данная тенденция наблюдалась не только в АТФ, но и по всему рынку. В двух других банках не смогли оперативно предоставить ответы на запрос Курсива.

Еще одна причина снижения объема депозитов населения – сезон отпусков.

В числе тех банков, кто смог привлечь вклады юрлиц, – Сбербанк. Такие депозиты в банке выросли за полгода на 82,44 млрд тенге, до 741,46 млрд тенге. Увеличились депозиты и у Fortebank – на 56,99 млрд тенге, до 596,14 млрд тенге. Жилстройсбербанк нарастил объем вкладов на 33,7 млрд тенге, до 60,19 млрд тенге.

Снижение вкладов корпораций наблюдалось в First Heartland Jýsan Bank минус 193,57 млрд тенге, до 126,64 млрд тенге, в Народном банке – минус 117,88 млрд тенге, до 3 080,87 млрд тенге и в Банке ЦентрКредит – минус 56,27 млрд тенге, до 400,59 млрд тенге.

В First Heartland Jýsan Bank отток вкладов прокомментировали конвертацией депозитов корпораций в облигации АО «Цеснабанк» в рамках его оздоровления, а также изъятием компаниями квазигосударственного сектора на оплату внешних контрактных обязательств.

В Банке ЦентрКредит отметили, что изменение депозитного портфеля наблюдается по всему сектору. Сейчас многие клиенты предпочитают безрисковые финансовые инструменты, такие как ноты Нацбанка РК, а также государственные и квазигосударственные облигации.

Отток в самом БЦК, как рассказали его представители, наблюдался по валютным депозитам, при этом по тенговым депозитам происходил рост. Валютные депозиты в банке замещаются привлечением фондирования за счет облигаций. По состоянию на 1 июля 2019 года объем выпущенных банком ценных бумаг увеличился за год на 51,2 млрд тенге (137,9 млрд тенге на 1 июля 2018 года), а также за счет прочего фондирования. В частности, по линии ЕБРР было привлечено с декабря 2018 года 12,7 млрд тенге, а по продуктам АО «Ипотечная органиазация «Баспана» с 1 января 2019 года по 17 июля 2019 было привлечено 34,5 млрд тенге.

Конечный результат

За полгода 2019 года банки смогли заработать 211,6 млрд тенге. По словам Владлена Кузнецова, при исключении из расчета убытков Цеснабанка общая прибыль сектора в этот период выросла более чем на 20% по сравнению с тем же периодом 2018 года.

По его мнению, на показатели прибыли положительное влияние оказывают оптимизация расходов, рост процентного и комиссионного доходов и стабилизация отчислений в резервы на возможные потери.

Самым прибыльным банком стал Народный банк. За полгода фининститут заработал 159,33 млрд тенге. На втором месте Kaspi Bank – 70,67 млрд тенге. В тройку лидеров по прибыли вошел Сбербанк – 36,56 млрд тенге.

В минусе оказались First Heartland Jýsan Bank, AsiaCredit Bank и Национальный банк Пакистана в Казахстане.

Напомним также, что в Казахстане собираются объединяться три банка – Tengri bank, Capital bank и AsiaCredit bank. В Moody’s считают, что эти банки не являются системно значимыми и слияние кардинально не повлияет на ситуацию в банковском секторе. Активы трех банков составляли около 1% от общего объема активов сектора по состоянию 1 июля 2019 года, заключил эксперт агентства.

банки копия (1).jpg

Ограничение ответственности.

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций