Черная дыра казахстанского бюджета

Опубликовано (обновлено )
За первое полугодие 2008 года объем инвестиций Казахстана за рубеж уже составил $1,5 млрд. Правда, положительное впечатление несколько омрачает тот факт, что основной поток инвестиций - это вложения в оффшорные зоны Виргинских и Бермудских островов. Инвестиции РК в Виргинские острова с января текущего года составили $512,8 млн - это 8,3% всего объема зарубежных инвестиций Казахстана за этот период.

За первое полугодие 2008 года объем инвестиций Казахстана за рубеж уже составил $1,5 млрд. Правда, положительное впечатление несколько омрачает тот факт, что основной поток инвестиций — это вложения в оффшорные зоны Виргинских и Бермудских островов. Инвестиции РК в Виргинские острова с января текущего года составили $512,8 млн — это 8,3% всего объема зарубежных инвестиций Казахстана за этот период.

Инвестиции в экономику зарубежных стран являются легальной формой экспорта капитала. Ни один бизнес не может считаться крупным, если он не распространяет свое влияние на возможно большие рынки. Казахстанский капитал не исключение: объем зарубежных инвестиций казахстанских компаний только за первое полугодие 2008 года составил $1,5 млрд.

Основными странами вложения являются: Россия $1,1 млрд (17,7%), Нидерланды $941,7 млн (15,3%), Швейцария $655,7 млн (10,6%), Виргинские острова $512,8 млн (8,3%), США $ 452,6 млн (7,3%). В целом правительство РК констатирует увеличение объемов казахстанских инвестиций в экономики других стран в 2007 году по сравнению с 2006 годом более чем в 2 раза, что в номинальном выражении составляет $2,7 млрд.

Однако у казахстанских инвестиций, львиная доля которых имеет сырьевое происхождение, имеется особенность, которая по праву должна бы привлечь самое пристальное внимание государства. Значительные объемы поставок сырья осуществляются в оффшорные зоны стран дальнего зарубежья (в основном в Виргинские и Бермудские острова, но в этом потоке участвуют и компании таких стран как Швейцария и Нидерланды). В целом же на Виргинских островах был зарегистрирован 41% от всех мировых оффшоров.

Подобная ориентация казахстанского экспорта обусловлена в основном одной специфической проблемой. А именно — практикой трансфертного ценообразования, каковая применяется крупными отечественными да и иностранными компаниями (в том числе филиалами ТНК). Такая практика, по сути, является одним из вариантов вывоза капитала незаконным путем.

В условиях Казахстана трансфертные цены образуются порой такими путями и имеют такие формы, что в результате очень трудно доказать аффилированность сторон, участвующих в сделке и, как следствие, почти невозможно установить факт намеренного занижения цены. Всего за период 1998-2005 гг. при максимальной маргинальной ставке корпоративного налога в 30%, номинальные потери государственного бюджета Казахстана от трансфертных цен составили порядка $14999,9 млн (см. табл. 1). Понятно, что реальные потери значительно выше.

Пока неизвестно, к каким именно секторам экономики Виргинских островов проявляют интерес казахстанские инвесторы. Зато известно другое. Трансфертные цены несут прямую угрозу бюджету, и потому правительствами многих стран — особенно развитых — давно, хотя и с переменным успехом, ведется борьба против оффшоров и их клиентов. Одним из ее методов является составление «черных списков» оффшоров. Зарегистрированные в них компании затем подвергаются различным ограничительным мерам вплоть до люстрации в стране компании-резидента.

Читайте также