Опасности нефтяного «мыльного пузыря»

Опубликовано
Цена нефти на мировых рынках в течение последних двух лет непрерывно растет и уже на этой неделе торгуется около $140 за баррель. Страны ОПЕК не в состоянии пока изменить ситуацию. При этом значительного снижения в текущем году на мировых ранках не ожидается, но на внутреннем рынке страны прогнозируется рост цен на нефтепродукты с особым его проявлением ближе к осени. Специалисты считают, что в сфере торговли нефтью назревает очередной «мыльный пузырь», и обрушение этого рынка наиболее опасно для Казахстана.

Цена нефти на мировых рынках в течение последних двух лет непрерывно растет и уже на этой неделе торгуется около $140 за баррель. Страны ОПЕК не в состоянии пока изменить ситуацию. При этом значительного снижения в текущем году на мировых ранках не ожидается, но на внутреннем рынке страны прогнозируется рост цен на нефтепродукты с особым его проявлением ближе к осени. Специалисты считают, что в сфере торговли нефтью назревает очередной «мыльный пузырь», и обрушение этого рынка наиболее опасно для Казахстана.

Опасности нефтяного «мыльного пузыря»По мнению министра нефти Ирана Голям Хоссейн Нозари, ОПЕК мало что может сделать для ограничения роста цен на нефть, поскольку рынок реагирует на падение курса доллара США. Jy заявил, что именно слабость американской валюты оказывает негативное влияние на экономику Китая и европейских стран, заставляя инвесторов покупать сырье, что толкает цену на нефть вверх. Напомним, что в пятницу (27.06.08) цена августовского контракта на WTI на NYMEX (New York Merchantile Exchange) выросла до $140,06 за баррель. В ходе сессии был достигнут исторический ценовой максимум — $142,99 за баррель.

Говоря о непрерывном повышении цены на нефть, которое наблюдается в последнее время, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, кандидат экономических наук Гульнур Рахматулина называет две причины, не позволяющие нефти упасть в цене. Первая — это падение курса американского доллара и кризис экономики США. Вторая — сохранение высокого спроса на углеводороды в мире и, прежде всего, бурно развивающихся экономик Китая и Индии. Поэтому ОПЕК пока не в состоянии поменять ситуацию с ценами на нефть на мировых рынках.

Обсуждая данный вопрос, руководитель аналитического отдела журнала KazEnergy Артем Устименко добавил, что важнейшим драйвером процесса роста котировок остается нехватка нефти на мировом рынке. При этом без обеспечения притока дополнительных объемов и увеличения добычи стоимость нефти в обозримой перспективе все же будет придерживаться высокой ценовой планки. В данном контексте активное квотирование добычи государствами ОПЕК сыграло особую роль для роста нефтяных котировок. Значительный «вклад» вносит геополитическая напряженность, особенно вокруг Ирака и Ирана, наряду с ростом влияния политики энергетического национализма, к примеру в Венесуэле. Однако, по его мнению, в значительной степени возрастающая ценовая динамика диктуется и спекулятивными факторами, которые не имеют жесткой привязки к реальному положению дел, обусловливаясь настроениями трейдеров, стремлением обеспечить «легкую» прибыль, иными схожими причинами. То есть как минимум 30% нынешней цены на нефть — это мало чем обусловленная чистая спекуляция.

«В глобальном масштабе в сфере торговли нефтью сейчас активно формируется еще один «мыльный пузырь», наряду с уже проявившим себя кредитно-финансовым. Как следствие, фактически в любой момент он может рухнуть, обвалив за собой ценовые котировки. При этом следует учитывать, что, несмотря на дисбаланс спроса и предложения, наблюдающийся с конца 1970-х, усредненный ценовой коридор для нефти еще 8-10 лет назад ранжировался в пределах $9-20 США, — пояснил «Къ» аналитик. — Этот сценарий обрушения рынка нефтяной торговли — наиболее опасный для Казахстана, экономика которого уже получила довольно чувствительный удар от глобальной финансовой нестабильности. Принимая во внимание незначительные темпы диверсификации отечественной экономики и продолжающееся усиление зависимости от экспортных нефтяных поступлений, подобного рода процессы в состоянии поставить серьезные вопросы в контексте дальнейшего стабильного экономического развития государства».

Существующая же на сегодняшний момент ситуация с непрерывным повышением цены на нефть на мировых рынках, по мнению Гульнур Рахматуллиной, отразится в сторону повышения цен на нефтепродукты (прежде всего бензин) на внутреннем рынке Казахстана. По ее мнению, к осени вполне возможен рост цен на ГСМ в пределах 20%.

С этим мнением согласен и Артем Устименко, который считает, что цена на нефтепродукты на внутреннем рынке Казахстана в течение III квартала будет постепенно расти, отражая ценовые процессы, наблюдающиеся на глобальном нефтяном рынке. Особенно сильно рост может проявиться ближе к осени.

Говоря о внешнем рынке, аналитик замечает, что какие-либо утвердительные прогнозы в ситуации, которая сложилась на глобальном рынке нефти, учитывая рост влияния спекулятивных факторов ценообразования, делать крайне затруднительно. В основополагающей степени все будет зависеть от того, насколько «внутренне стабильны» спекулятивные факторы ценообразования на нефтяном рынке, а также от состояния глобальной экономики. «С моей точки зрения, цены на нефть продолжат свой рост, в том числе и скачкообразно, в течение III квартала этого года, но они вряд ли достигнут $180. В то же время уже в начале IV квартала вполне реально ожидать определенной стабилизации ценовой динамики и довольно активного, но постепенного снижения цен», — добавляет Артем Устименко.

Гульнур Рахматулина полагает, что нефть на внешнем рынке в текущем году стоить более $145 за баррель в связи c сохранением высокого спроса и инфляционных процессов в мировой экономике.

Читайте также