Логистические нюансы рынка

Опубликовано
По данным CBRE Scot Holland, компания Kazakhstan Kagazy вложила $361 млн. в строительство крупного индустриально-логистического центра. По поводу целесообразности строительства нового центра мнения потенциальных клиентов разделились.

По данным CBRE Scot Holland, компания Kazakhstan Kagazy вложила $361 млн. в строительство крупного индустриально-логистического центра. По поводу целесообразности строительства нового центра мнения потенциальных клиентов разделились.

По информации, опубликованной на сайте компании Amanat Invest Group (владельца индустриально-логистического центра DAMU), сегодня в Алматы потребность в современных складских помещениях составляет до 500 тыс. кв. м. Спрос на существующие площади хранения превышает предложение в два раза. В результате опроса «Къ» логистических компаний Алматы было выявлено, что на данный момент практически нет свободных площадей складских помещений в черте города, а за пределами города их количество очень ограничено.

Кроме того, Алматы постепенно избавляется от промышленных предприятий. Заводы и фабрики переносятся на окраины или далеко за городскую черту, а на их месте появляются жилые объекты. Между тем современные индустриальные объекты нуждаются в огромных территориях размещения за пределами города с развитой инфраструктурой, удобными подъездными путями и логистикой.

Подобные условия производителям сегодня может предложить только индустриально-логистический центр DAMU. Но недавно и компания Kazakhstan Kagazy развернула строительство крупного индустриально-логистического центра недалеко от Алматы. По информации, полученной от компании, индустриально-логистический центр будет строиться в несколько этапов в течение следующих пяти лет. Компания ожидает, что парк будет включать в себя промышленную и логистическую инфраструктуру, точки розничной торговли, отели вместе с аппаратом управления объектом. Общая площадь индустриального парка составляет 568 га. На территории индустриального парка уже размещено 35 тыс. кв. м складских помещений класса «B» и офисов компании Plc Prime Estate Activities Kazakhstan (PEAK, дочерняя компания Kazakhstan Kagazy). К третьему кварталу 2008 года предполагается завершение строительства около 74 тыс. кв. м складских помещений класса «А» и 2 тыс. кв. м офисных помещений, а также контейнерного терминала. Помимо этого, компания владеет 60 га земельных участков в Астане и Актобе близ дорог и иной инфраструктуры, необходимой для строительства логистических объектов.

Менеджер по логистике компании Oriflame (партнер индустриально-логистического ценра DAMU) Виктор Савелко считает, что работать в сфере логистического бизнеса в Казахстане сложно по двум причинам. Первой причиной является низкая маржа на рынке логистики, в случае, если предоставляются 2-3 PL услуги (транспортно-экспедиторские услуги, услуги погрузки и выгрузки, услуги по комплектации ассортимента, складские услуги, управление грузопотоками в цепи, маркетинговые и финансовые услуги). Вторая причина — нехватка специалистов в области логистики. Кроме того, существует риск не сдачи площадей. В мировой практике работа логистического парка считается рентабельной, если его загрузка составляет 80-85%, и только 10-15% может находиться в стадии продажи. В противном случае, по словам Виктора Савелко, инвестиции могут быть потеряны. Он отмечает, что при планировании строительства индустриально-логистического центра необходимо знать, на какого клиента он будет ориентирован. Именно по этому вопросу «Къ» не удалось получить справку у самой компании Kazakhstan Kagazy, так как представители компании отказались комментировать данный аспект.

Рядом с индустриально-логистическим центром расположен пивоваренный завод Efes. Однако PR-супервайзер этой компании Асель Оразбаева в ходе интервью «Къ» сообщила, что компания Efes не планирует сотрудничать с индустриально-логистическим центром Kagazy, имеет собственные склады международного класса и железнодорожный тупик. Кроме того, Асем Оразбаева отметила, что начинать логистический бизнес в условиях финансового кризиса и снижения у многих компаний товарооборота бесперспективно.

По словам Виктора Савелко, в компании Oriflame товарооборот увеличивается, и в планах компании расширять склады минимум раз в два года. Но менеджер по логистике сомневается в том, что компания Oriflame будет сотрудничать с Kagazy: «Для клиентов логистического центра большое значение имеет его удаленность от города, а также удобство подъездных путей. Подъездные пути к логистическому центру Kagazy сегодня нельзя назвать удобными для клиентов, которые оперируют товарами с высокой скоростью. Кроме того, Kazakhstan Kagazy предлагает условия, которые для компании Oriflame не являются самыми выгодными. Например, логистический центр DAMU как для своих давних партнеров для компании Oriflame делает скидки, и аренда складских помещений обходится гораздо дешевле. В результате анализа стоимости услуг индустриально-логистических центров было выяснено, что начальная стоимость аренды складских помещений DAMU и Kagazy практически соизмеримы, учитывая класс складских помещений (класс «А» и класс «В» примерно схожи и различаются только по высоте). Стоимость же аренды земельного участка в 4 раза дешевле, чем в DAMU, а стоимость продажи земельных участков дешевле на 17%. Приимущество DAMU перед Kagazy в том, что у этого индустриально-логистического центра есть наработанная клиентура, которой предоставляются скидки и дополнительные услуги.

Есть также мнение, что строительство индустрильно-логистического центра Kagazy является стратегически правильным. «Согласно генеральному плану развития города Алматы на период до 2020 года, планируется строительство среднего кольца протяженностью 61 км. Новая кольцевая дорога будет иметь 11 развязок, она соединит Бурундайское шоссе и Талгарский тракт. Между тем на пересечении Кульджинского и Талгарского трактов предусматривается организация одного из основных подцентров. Кроме того, сейчас идет речь об ускоренном строительстве кольцевых дорог в связи с предстоящей «Азиадой-2011». А что касается стоимости услуг нового индустриально-логистического центра, то я уверен, что для своих партнеров Kazakhstan Kagazy будет делать скидки — это типичная маркетинговая политика крупных логистических компаний», — говорит директор департамента логистики ТОО «Атон» (реализация автомобильных шин) Нурлан Абугайсынов.

Читайте также