nedvijimost-v-krizis.png

Мировые ритейлеры сдают позиции

Результаты сезона предрождественских продаж в США и Европе не оправдали ожиданий экспертов. В то же время на постсоветском пространстве наблюдалась противоположная ситуация, в частности, торговый оборот в среднем по странам СНГ в 2007 году увеличился на 16%.

Мировые ритейлеры сдают позиции

Мировые ритейлеры сдают позиции
В СНГ все наоборот

Результаты сезона предрождественских продаж в США и Европе не оправдали ожиданий экспертов. В то же время на постсоветском пространстве наблюдалась противоположная ситуация, в частности, торговый оборот в среднем по странам СНГ в 2007 году увеличился на 16%.


По информации Национальной федерации ритейлеров (NRF) и департамента торговли США, розничная торговля в 2007 году стала самой неудачной за последние пять лет. В октябре NRF прогнозировала, что американские продажи в период ноябрьских и декабрьских праздников вырастут на 4% по сравнению с 2006 годом и составят 474,5 млрд долларов. Однако в действительности все оказалось хуже: в ноябре рост составил всего 1% по сравнению с октябрем, а в декабре продажи и вовсе упали на 0,4% по сравнению с ноябрем.

От снижения потребительской активности пострадали производители одежды и других товаров широкого потребления: по данным Международного совета торговых центров США, в декабре продажи международной сети одежды Gap упали на 6%, сети товаров широкого потребления J.C. Penny и Limited Brands - на 7,5 и 8% соответственно, а продажи Khol“s - на целых 11,4%. Последний раз ритейлеры пережили столь же неудачный сезон в 2002 году: тогда из-за терактов 11 сентября 2001 года рост розничных продаж составил всего 1,3%.

Впрочем, некоторым игрокам удалось добиться относительных успехов. В США переломить тенденцию удалось гиганту Wal-Mart: в декабре его продажи выросли на 2,7%, в то время как эксперты не ждали от него роста больше 2%. Компании удалось добиться этого во многом за счет скидок: еще в середине октября руководство компании предусмотрительно объявило, что ежегодные скидки в этом году будут сделаны на 15 тыс. наименований товаров, или на 20% больше, чем в прошлом году.

Мировые ритейлеры сдают позиции
Главный экономист NRF Розалинда Уэллс объясняет падение темпов роста розничных продаж последствиями кредитного кризиса, а также ростом цен на энергоносители: «У потребителей сейчас наблюдаются серьезные финансовые затруднения: сокращаются объемы жилищного строительства, а цены на энергоносители растут. Поэтому покупатели стараются тратить средства в соответствии с доходами и подходят к покупкам более обдуманно».

Наблюдатели не исключают, что сложившаяся ситуация даже может заставить большинство ритейлеров всерьез задуматься о пересмотре стратегии поведения. Вероятнее всего, многие из них сократят количество открываемых каждый год магазинов и даже закроют некоторые из них. Сеть одежды Talbots, сеть по продаже товаров широкого потребления Macy“s и мебельная сеть Ethan Allen уже объявили о закрытии ряда нерентабельных магазинов. Они планируют сосредоточиться на более прибыльных точках.

Темпы продаж упали и в Западной Европе. Аналитики ожидали, что в ноябре продажи в Великобритании увеличатся на 4,4%, а в декабре как минимум на 0,2%. Но их прогнозы не оправдались. По данным Национального статистического управления Великобритании (ONS), в декабре розничные продажи заметно упали, причем именно настолько, насколько они выросли в ноябре - на 0,4%, составив 33,9 млрд фунтов стерлингов.

Как отмечает ONS, больше всего продажи упали в неспециализированных магазинах (на 4,3%). И это несмотря на то, что сразу после праздников ритейлеры делают большие скидки, иногда до 70%. Из всех британских ритейлеров Marks & Spencer пострадал больше всего. Впервые за последние два года его продажи упали на 2,2%. Общие продажи сети электроники DSG с 1 ноября 2007 года по 8 января 2008 года практически не изменились. Они упали лишь на 1%. Однако продажи в принадлежащих ей магазинах компьютеров снизились на 10%. Причины все те же - цены на сырье и недвижимость.

Экономист британской исследовательской компании Capital Economics Вики Редвуд предупреждает, что положение может ухудшиться: «Мы считаем, что лучше не станет. Цены на недвижимость и, соответственно, на активы падают, а цены на сырье, наоборот, растут».

Потребитель мигрирует в интернет
В отличие от розничных сетей интернет-магазины, где цены традиционно ниже, чем в обычных магазинах, пережили настоящий бум. Крупнейший интернет-магазин в мире - американский Amazon.com отметил, что 2007 год оказался для него самым прибыльным. Самая высокая активность покупателей наблюдалась 10 декабря: в этот день они заказали 5,4 млн товаров, или 62,5 единицы в секунду.

В Европе отмечается похожая тенденция. По данным исследования, проведенного британской торговой организацией Interactive Media in Retail Group (IMRG) и французской консалтинговой компанией Capgemini, в 2007 году онлайн-продажи в Великобритании выросли на 54% и составили 46,6 млрд фунтов стерлингов, или 15% всех потраченных британцами в праздничные дни средств. При этом в четвертом квартале они составили 15,2 млрд фунтов стерлингов, а в Рождество британцы сделали покупки в интернет-магазинах на 53 млн.

«Зачем толкаться в толпе, чтобы купить телевизор? Ведь можно все сделать прямо из дома, причем по более конкурентной цене», - резонно отмечает глава IMRG Джеймс Роупер. По сравнению с декабрем 2006 года продажи электроники в интернет-магазинах выросли на 60%, одежды - на 28%, алкогольных напитков - на 20%. Больше всего людей посетило онлайн-сети Amazon (9%) и Apple (6%).

Эксперты полагают, что через пять лет британские ритейлеры уступят 15% своим сетевым конкурентам. В других европейских странах, например во Франции и Германии, интернет-продажи тоже заметно выросли. По данным американской аналитической компании comScore World Metrix, с 3 по 9 декабря во Франции были зарегистрированы самые высокие онлайн-продажи по сравнению с сентябрем. Они увеличились на 45%. Во Франции лидером интернет-продаж оказалась группа PPR. Ее магазины посетило 11% французов, оттеснив на второе и третье места Apple (5%) и Amazon (4%) соответственно. Что касается Германии, рост продаж наблюдался с 10 по 16 декабря и составил 12%. «Людей очень волнует цена, а интернет позволяет найти лучшее предложение», - считает аналитик лондонской исследовательской компании Planet Retail Грегори Ходж.

Кризис обошел СНГ
В Казахстане, по официальным данным, объем розничного торгового оборота в 2007 году составил 1,87 трлн тенге. Причем рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 10%, в частности, в декабре 2007 года рост составил 8%.
Не повлиял кризис и на российский розничный сектор. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), оборот розничных продаж в январе-декабре прошлого года составил 10,76 трлн. руб., что на 15,2% превышает показатель аналогичного периода 2006 года. В Украине рост составил 28,8% при розничном товарообороте 318,72 млрд гривен (65,55 млн долларов). А в среднем по странам СНГ рост торгового оборота составил 16%, отмечается в информации Статкомитета СНГ.

Казахстанские ритейлеры, опрошенные «Къ», не отметили особого снижения в розничных продажах. По информации PR-менеджера ТОО «Евросеть Казахстан» Олеси Колесниченко, динамика продаж с июня по декабрь 2006-2007 годов остается стабильной, есть небольшое снижение продаж в сентябре и ноябре. Это обусловливается больше причиной «сезонности», нежели кризисом. По ее информации, продажи «Евросети» в Казахстане выросли на 40%.

Президент компании LogyCom Сергей Швалов тоже отмечает увеличение продаж. По его словам, рост был обеспечен возрастающей информатизацией населения. Тем не менее, надо отметить, что признаки экономического кризиса в IT-отрасли были замечены в снижении покупательской активности. «Продажи в розничной сети магазинов LogyCom за второе полугодие 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. выросли на 25%, но эта цифра оказалась ниже запланированных объемов», - добавил он.

Отмечают снижение покупательной активности населения и представители банковского сектора. К примеру, в Каспийском банке было выдано более 113 тыс. товарных кредитов (мобильные телефоны, бытовая техника, оргтехника и т.д.) за период июнь-декабрь 2007 года, за аналогичный период 2006 г. данный показатель составил свыше 142 тыс., т.е. объем потребительских кредитов банка уменьшился на 20%.

Между тем исполнительный директор Каспийского банка Бахытжан Умирзаков утверждает, что экспресс-кредиты - важный сегмент для банка. «Каспийский не планирует пересматривать свою политику, более того, у нас есть все возможности для увеличения своей доли в этом бизнесе. В этом году мы планируем предоставить нашим клиентам дополнительные продукты, которые будут отвечать желаниям наших клиентов», - добавил он «Къ».

Глава LogyCom отметил для «Къ» несколько причин снижения темпов роста покупательной активности: усиление конкуренции на рынке, таможенный кризис в сентябре-октябре и кризис ликвидности. «Последняя причина является, скорее, сопутствующей, так как доля потребительских кредитов при покупке IT-оборудования традиционно ниже, чем на других рынках, например, бытовой техники», - разъяснил он.

Как утверждает Олеся Колесниченко, корректировок стратегии развития компании в связи с кризисом в финансовой отрасли не проводилось. Сергей Швалов отметил, что при разработке стратегии на 2008 год учитывался кризис ликвидности и некоторое снижение темпов роста рынка IT. «Тем не менее, мы прогнозируем значительный рост продаж, прежде всего, за счет увеличения нашей доли на рынке. Кризис ликвидности в первую очередь ударит по компаниям со слабой финансовой устойчивостью», - отметил он.

Отвечая на вопрос «Къ», президент LogyCom подчеркнул, что основные последствия финансового кризиса могут быть заметны во второй половине текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif

kursiv_opros.gif