nedvijimost-v-krizis.png

3586 просмотров

Уголь снова в моде

Прошлый год ознаменовался не только годом исторических максимумов нефтяных котировок, но и ростом цен на уголь. Большинство аналитиков прогнозирует рост цены до $150 за тонну, что заставляет пересмотреть свои планы как мировые металлургические компании, так и правительство Казахстана. Эксперты утверждают, что дефицит поставок угля на фоне растущего спроса в КНР и Индии должен подтолкнуть металлургов ко все большей консолидации и конкуренции в данном секторе, а правительство - к усилению контроля добычи твердых углеводородов.

Уголь снова в моде

Уголь снова в моде
По прогнозам аналитиков, цены текущего года достигнут уровня 2004 г.

Прошлый год ознаменовался не только годом исторических максимумов нефтяных котировок, но и ростом цен на уголь. Большинство аналитиков прогнозирует рост цены до $150 за тонну, что заставляет пересмотреть свои планы как мировые металлургические компании, так и правительство Казахстана. Эксперты утверждают, что дефицит поставок угля на фоне растущего спроса в КНР и Индии должен подтолкнуть металлургов ко все большей консолидации и конкуренции в данном секторе, а правительство - к усилению контроля добычи твердых углеводородов.


В 2007 году мировые цены на коксующийся уголь выросли в 1,5 раза. Стоимость энергетического угля также повысилась в среднем на 20%. Причинами тому послужили затяжные ливневые дожди в Австралии, нехватка электроэнергии в ЮАР и сильные снегопады в Китае. К примеру, только с начала этого года цена на уголь на мировом рынке выросла почти на 9%, обогнав, в частности, темпы подорожания природного газа (6%).

Все набирающие темпы мирового спроса, исходящие от традиционных импортеров Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Тайвань, Южная Корея), все больше подогревается возрастающими потребностями Китая, который одновременно является и крупным экспортером этой продукции (40 млн. т в год).

Вместе с тем рост стоимости морских перевозок, как один из основных факторов ценообразования, также повлиял на увеличение цен на импортный уголь. В портах Амстердама, Роттердама и Антверпена цена одной тонны при разгрузке приблизилась к $130, кроме того, уже имеются апрельские контракты по поставке угля за $140 (на условиях CIF - стоимость, страхование и фрахт).

В прошлом году наблюдался дефицит угля, отчасти вызванный простоем крупных шахт. Так, в Китае случались крупные аварии в провинциях Шаньси, Хэнань, Ляонин, в России - в Кемеровской области.

В свете сложившейся мировой конъюнктуры появление специального отраслевого индекса Stowe Global Coal Index по 60 фондовым биржам было более чем необходимым шагом. Индекс будет применяться к таким секторам, как добыча и производство угля, транспортировка угля и т.д. Как считает представитель Stowe COAL Index Committee, мировой индекс станет наилучшим способом измерения финансовой динамики этой индустрии с учетом того, что на данный момент на угле производится более 25% мировой энергии, к тому же он является необходимым сырьем для производства стали, цемента и поликремневых материалов.

Время собирать уголь
В действительности ценовые колебания на товарных рынках в наибольшей степени затрагивают непосредственно интересы металлургов, для которых коксующийся уголь - важнейшее сырье. В этих условиях они вынуждены одновременно и конкурировать за угольные активы, и искать пути для взаимовыгодного сотрудничества. К примеру, крупнейший производитель стали Лакшми Миттал приобрел угольные активы в Кемеровской области.

По оценкам Австралийского бюро сельского хозяйства и ресурсной экономики, в 2007 году глобальное потребление металлургического угля увеличилось на 10% почти до 765 млн. т, а в 2008 году вырастет еще на 6% до 810 млн. тонн, что соответствует темпам увеличения мирового производства стали. По информации Международного института чугуна и стали, производство стали по итогам 2007 года увеличилось на 7% до 1,34 млрд. т, а в текущем году вырастет еще на 6% до 1,41 млрд. т.

Как и в случае с железной рудой, мировой рынок коксующегося угля в высокой степени монополизирован такими ТНК, как BHP Billiton Mitsubishi Alliance (объем поставок 45 млн. т в год), Elk Valley Coal (22 млн. т), Anglo American (10 млн т), Xstrata и Rio Tinto (по 9 млн. т).

Уголь снова в модеУголь снова в моде
На фоне крупных сделок (например, компания «Мечел» приобрела контрольные пакеты «Якутугля» и «Эльгаугля», которыми также интересовались LG и Sumitomo), многие эксперты предвещают начало активной консолидации в угольной отрасли, в том числе и Казахстана, главным образом в лице самого государства.

Речь идет о скором создании в стране горнорудной госкомпании с исключительными правами. По словам премьер-министра Казахстана Карима Масимова, с ее помощью казахстанские чиновники надеются более эффективно развивать и повышать конкурентоспособность горнометаллургической отрасли. Как отметил К. Масимов, компания, скорее всего, будет создана в рамках «Самрук» и будет обладать правами, аналогичными правам «Казмунайгаза». Новая структура может получить не менее чем 50% долю во всех горнорудных проектах на территории Казахстана. «В области развития энергетики ставку мы делаем в первую очередь на развитие угольной промышленности и атомной энергетики», - заявил глава кабмина.

Примером тому является СП по добыче угля на Экибастузском каменноугольном месторождении в пределах разрезов «Богатырь» и «Северный», созданное на паритетных началах между РУСАЛом и госхолдингом «Самрук» путем приобретения казахстанской стороной 50% активов.

В феврале нынешнего года решилась судьба Экибастузской ГРЭС и угольного разреза «Майкубен». Kazakhmys купил у корпорации AES Экибастузскую ГРЭС («AES Экибастуз») и угольный разрез Майкубен за $1,5 млрд.

В целом, что касается результатов 2007 года, по данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов Казахстана, добыча угля составила 94,4 млн. тонн, что на 1,9 млн. тонн меньше показателя 2006 г. Как пояснил глава ведомства Саут Мынбаев, одной из причин снижения явился дефицит железнодорожных вагонов для перевозки угля.

По словам министра, в текущем году была разработана концепция развития угольной промышленности до 2020 года, которая предусматривает увеличение объема добычи до 145 млн. тонн в 2020 году, что потребует вложения инвестиций в объеме до $4 млрд.

Стихийный рост
Согласно прогнозам аналитиков австралийского банка Macquarie, в этом году металлургический уголь может подорожать на 50% до $150 за тонну, тем самым вернувшись к рекордам 2004 г., и рост цены обусловлен увеличением спроса на коксующийся уголь.

Прогнозная цена за тонну угля инвестбанка UBS на 2008 г. составляет $145. Впрочем, прогнозируемые ценовые уровни не являются рекордными: столько уголь уже стоил в 2004 г., когда цена за тонну поднималась даже выше $150

Однако Евгений Рябков из ИГ «АнтантаПиоглобал» прогнозирует, что уже с 2009 г. цены на концентрат вновь могут пойти вниз и составят около $80, а в 2010-м - $75 за тонну.
Жандос АБДИКАДИРОВ

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif

kursiv_opros.gif