HObbit рассказал, как сочетать киберспорт и бизнес

Чемпион мира по CS:GO из Казахстана удачно инвестировал в сферу услуг

Фото: Fredrick Tendong / Unsplash.com

Чемпион мира по Counter-Strike: Global Offensive из Казахстана Абай «HObbit» Хасенов рассказал в подкасте Qazaq Cybersport Federation «Киберспортсмен во время пандемии» о своем удачном бизнес-опыте.

Абай «HObbit» Хасенов стал чемпионом мира в составе клуба Gambit Esports в 2017 году, победив вместе со своей командой в Кракове в Major (аналоге чемпионата мира в традиционных видах спорта). В том же году он был признан лучшим новичком мирового сезона и вошел в Топ-20 лучших игроков дисциплины CS:GO, заняв 11-ю позицию в этом индивидуальном рейтинге.

Одновременно HObbit стал одним из самых узнаваемых кибератлетов в Казахстане, индивидуальный медийный успех, который позволяет в киберспорте капитализировать узнаваемость через контракты с брендами, был закреплен им прошлой осенью и нынешней весной, когда в составе Winstrike Team Хасенов занял второе место на LOOT.BET/CS Season 5 и на ESL One: Road to Rio для СНГ, завоевав слот на LAN в Бразилию.

В июле HObbit неожиданно для многих ушел из Winstrike Team на фоне отмены финальной стадии Road to Rio из-за коронавируса и по сей день является свободным агентом. Однако, по мнению вице-президента Казахстанской федерации киберспорта Евгения Богатырева, карьера Абая Хасенова уже сейчас является примером для других казахстанских киберспортсменов с точки зрения инвестирования заработанных на соревнованиях и благодаря медийному успеху средств.

«У нас много примеров, когда киберигрок начинает зарабатывать деньги, какой-то кэш ему начинает на руки идти, и вместо того, чтобы думать о своем будущем, о развитии, он просто их тратит. И у него в момент спада игровой карьеры ничего не остается. В ситуации с HObbitом все кардинально по-другому, ему киберспорт дал и бизнес, и медийку, и он все правильно это объединил», – говорит Богатырев.

Сам игрок отмечает, что свои бизнес-идеи он генерировал под влиянием родителей, которые занимаются предпринимательством, но при этом признал некий элемент случайности в своих бизнес-начинаниях. Первой серьезной инвестицией с его стороны стало вложение средств в кофейню Dream Coffee, которую открыл его знакомый: HObbit вместе с ним до успеха на киберарене работал по программе Work & Travel в США.

«Мы там мыли туалеты, делали другую грязную работу и тогда уже планировали, что нужно, вернувшись в Казахстан, чем-то своим заниматься, потому что так всю жизнь работать на кого-то не хочется. Ничего плохого в такой работе не вижу, но работать так тяжело. Потом как-то так получилось, что я пробился в киберспорт, у меня появились финансы, а у моего друга дела шли не самым лучшим образом, и я стал просто инвестором в эту общую кофейню. Он ее открыл, и по сей день эта кофейня работает», – рассказал Хасенов.

Другим его бизнес-проектом, на этот раз самостоятельным, стало открытие в Нур-Султане собственного компьютерного клуба, Cyber Lounge премиум класса Major by HObbit. По признанию чемпиона мира, на эту мысль его натолкнула собственная карьера и те условия, в которых ему приходилось готовиться к кибертурнирам в Казахстане.

«Когда мы тренировались в столице, когда еще не было развитого онлайна, не было таких клубов, дававших крутых условий, чтобы ты зашел, играл и знал, что все вокруг тебя ОК, хочешь поесть – принесли, хочешь попить – принесли, чистота чтобы вокруг присутствовала. И ты сидишь не в каком-то грязном, темном месте, а в помещении класса премиум, с крутым дизайном, с удобными креслами, с лучшими девайсами, с лучшими мониторами. Меня преследовала мечта – создать такой уголок в Нур-Султане», – говорит игрок.

В апреле прошлого года, после ухода из команды HellRaisers, HObbit стал на несколько месяцев свободным агентом и, по совету своей семьи, приступил к воплощению своей мечты. Сейчас, правда, оба объекта инвестиций игрока в связи с карантином временно не функционируют, но Хасенов считает свои инвестиции более чем удачными.

«И кофейня, и клуб стоят где-то с полгода из-за карантина по коронавирусу, но так все было круто: клуб даже превзошел мои ожидания в финансовом плане. Все круто, только коронавирус», – отмечает HObbit.

В настоящее время игрок, расставшийся несколько недель назад с Winstrike Team, по его словам, рассматривает несколько предложений от различных киберклубов, но не спешит с ответом, взяв творческую паузу. Не исключено, что за это время у него возникнут новые бизнес-идеи.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg