274 просмотра

Бизнес гибкий, как лапша

Три принципа, от которых основатель сети ресторанов быстрого питания Lanzhou Гульбану Майгарина отказалась по запросу рынка

Фото: Turar Rakhimberlin / Twitter

Казахстанский бренд Lanzhou запустил свой десятый ресторан быстрого питания. Lanzhou работает в формате лапшичных. Формат стал популярным за счет идеи, которая лежит в основе бизнеса, – предлагать свежую еду, которая выходит дешевле для клиента, чем если бы он самостоятельно готовил ее дома. Главное блюдо сети – ланьчжоуская лапша. Ее рецепт и саму идею открыть лапшичную Гульбану Майгарина, основатель сети, привезла из Китая.

Когда Гульбану Майгарина открывала бизнес (первый ресторан появился в 2018 году), она решила всегда следовать трем основным принципам: нет – замороженным продуктам и вредной еде, нет – доставке, нет – изменениям в рецепте – только прозрачный бульон, белая редька, перец чили, кинза и лапша. Однако Майгарина призналась, что по мере роста популярности и расширения бизнеса ей пришлось изменить своим принципам.

Почему Lanzhou занялся доставкой еды

Принципиальную позицию по вопросам доставки пошатнул кризис, вызванный карантином. Когда ввели ограничения на передвижения, было непонятно, как долго продлится пауза в работе.

«Я считала, что доставка для нас – это недопустимый сервис. Наш продукт вкусный, пока свежий и горячий», – говорит Гульбану Майгарина. Но сохранить персонал можно было, лишь организовав доставку еды клиентам домой. 

Первым партнером Lanzhou стал сервис доставки Glovo. Сотрудничество с ним помогло удержать бизнес на уровне окупаемости, хотя обороты упали в пять раз.

«Аудитория дает однозначную оценку: в ресторане еда вкуснее. С другой стороны, клиенты голосуют и за доставку: сейчас доставка генерирует 20% заказов. Значит, будем работать в этом направлении – договариваться с другими доставщиками и улучшать сервис», – говорит Майгарина.

Еще один вариант работы с дистанционными клиентами – организация обедов в офисах крупных компаний. Для организации этой услуги Lanzhou ищет рестораны-партнеры, чтобы обеспечить разнообразие меню.

«Если доставлять в офисы одну и ту же еду, людям надоест через три дня», – объясняет Майгарина. Допустить радикального пересмотра собственного меню Lanzhou не может. «Мы должны делать только то, что позволяет нам укладываться в дедлайн отдачи блюд. Дополнительная нагрузка на кухню снизит скорость приготовления, нам это невыгодно», – объясняет собеседница. 

Почему пришлось готовить картофель фри

Гульбану Майгарина признается, что два года сопротивлялась появлению в ресторане пиццы и фаст-фуда, точнее, картофеля фри, который готовится из замороженного картофеля.

Но просьбы клиентов, которые приходят в Lanzhou с детьми, возымели действие. Сначала рестораны стали предлагать три вида пиццы. А недавно Майгарина согласилась добавить в меню картофель фри. 

Рецепт можно изменить в зависимости от географии

Всего через полгода после открытия первого ресторана Lanzhou поступил запрос на покупку франшизы. Компания разработала франшизу, по которой работают уже четыре ресторана в Казахстане: в Нур-Султане, Усть-Каменогорске, Таразе и Атырау. После снятия ограничений, связанных с карантином, ожидается подписание договоров франшизы с шестью российскими ресторанными сетями, каждая из которых включает в себя от 6 до 35 заведений.

Формат франшизы подразумевает точное воссоздание образцовой модели. Однако по мере появления франшиз в разных городах Казахстана и открытия собственного заведения в России пришлось изменять «образцовый» рецепт лапши. Например, джусай, обязательный ингредиент лапши, не любят в Усть-Каменогорске и Атырау. Поэтому в этих городах данную приправу в ресторанах Lanzhou не используют.

Российские рестораторы, обсуждая покупку франшизы, оговаривают использование красного жгучего перца. В этой стране мало любителей острой еды, поэтому перец чили там собираются заменять неострым болгарским.

«В таких случаях нам важно сохранять общие принципы: скорость приготовления каждого блюда, его качество и вкус», – говорит Гульбану Майгарина.

После ослабления карантина рестораны Lanzhou восстановили уровень посещаемости за неделю. В среднем каждый ресторан сети обслуживает 1000 клиентов в день и продает 900 порций лапши, 450 порций лагмана и 600–700 штук мант. Средний чек – 1400 тенге, но можно пообедать и за 750 тенге.

banner_wsj.gif

2036 просмотров

Производитель тканевых подгузников Nappy Lady не поспевает за спросом

На фоне пандемии прибыль компании выросла втрое

Фото: Nappy Lady

Когда около 10 лет назад Венди Ричардс возглавила компанию The Nappy Lady, это оказалось идеальным бизнесом для занятой матери. Продавая тканевые подгузники для экологически сознательных британских родителей, ее небольшая компания заняла целую рыночную нишу.

За последние три недели этот нишевый продукт стал популярным. Встревоженные дефицитом одноразовых подгузников в супермаркетах, родители устроили такой большой наплыв на сайт компании, что это вынудило Nappy Lady работать чуть ли не круглые сутки.

«Я работаю по 15-18 часов в сутки. Мне невыносима мысль о том, что я не могу помочь мамочкам, которые звонят мне по телефону», – рассказывает в интервью 40-летняя предпринимательница.

За вторую неделю марта дневная выручка компании выросла более чем втрое до £19 тыс. ($23 тыс.) в день.

Недавно Ричардс откликнулась на мольбы отчаявшихся мам, которые не смогли достать для своих новорожденных одноразовые подгузники. Она поделилась с этими застигнутыми врасплох матерями советами о том, как сделать подгузники из слюнявчиков.

«Раньше так делали только настоящие хиппи», – отмечает Ричардс, у которой самой трое детей.

Однако этот тренд начал набирать обороты еще до того, как пандемия коронавируса изменила привычный способ потребления, работы и жизни в целом.

Всплеск интереса к тканевым подгузникам произошел после финансового кризиса, когда вынужденные экономить родители стали отдавать предпочтение многоразовым изделиям. Позже клиентская база Nappy Lady выросла за счет родителей, обеспокоенных ролью одноразовых подгузников в загрязнении окружающей среды пластиком. Однако наплыв покупателей в марте оказался просто беспрецедентным.

«Все дело в родителях, которые не могут купить одноразовые подгузники и отчаянно ищут другие варианты, поскольку карантин, вероятно, закончится не скоро», – говорит Ричардс.

Правительство Великобритании серьезно ужесточило меры, направленные на обеспечение самоизоляции граждан, из-за чего люди в панике смели товары с полок супермаркетов.

Некоторые из давних клиентов Ричардс, которых она сама описывает как «убежденных защитников природы», покупают только те подгузники, которые не содержат синтетические материалы или материалы животного происхождения. Однако большинство новых клиентов ищут лишь доступную альтернативу одноразовым подгузникам.

«За последние две недели я не слышала ничего такого, – говорит Ричардс, имея в виду этические соображения. – Никого не волнует, изготовлен ли наш товар из органического хлопка или нет, люди просто хотят купить для своих детей недорогие подгузники».

По мере поступления новых заказов Ричардс разработала недорогой комплект «от рождения до горшка», состоящий из самых дешевых тканевых подгузников: по сути это квадратные куски из плотной хлопковой ткани, которые складывают особым образом, закрепляют при помощи резиновых зажимов и накрывают водонепроницаемой пленкой. Набор из 24 подгузников стоит £100 ($123). Для сравнения, стоимость самого дорогого набора составляет порядка £450 ($553): в него входят уже готовые премиальные тканевые подгузники с красивыми рисунками.

Ричардс уже практически опустошила свой обычно полностью забитый склад, где хранятся запасы товара на 6-8 недель вперед. По ее словам, пополнить эти запасы будет не просто, поскольку многие ее поставщики – это лишь небольшие предприятия. К примеру, один из таких поставщиков под названием Easy Peasy – это «просто женщина из Оксфорда, которая шьет на дому». Добавляет сложностей и то, что Ричардс реорганизовала работу на маленьком складе таким образом, чтобы сотрудникам не пришлось находиться в тесном контакте между собой.

Девять сотрудников ее склада, также все женщины с детьми, в основном работают с 9:00 до 14:30, чтобы успевать отвозить своих детей в школу и забирать их обратно домой. Теперь же в целях защиты здоровья сотрудников на складе остался только один человек, сама Ричардс работает из дома, курируя все вопросы через FaceTime. Большая часть остальных сотрудниц Nappy Lady сейчас занимается консультированием, помогая клиентам выбрать нужную «систему подгузников», а также решая возникающие вопросы.

В прошлую субботу Ричардс провела в Facebook 90-минутный мастер-класс для молодых родителей на тему того, как использовать тканевые подгузники. Видео посмотрело около 500 человек, после чего последовал поток заказов, который Nappy Lady пришлось ограничить, когда их число перевалило за 200. Единственная работница на складе упаковывала и рассылала заказы в течение трех последующих дней.

Теперь Nappy Lady ежедневно принимает только 80 заказов, хотя даже с этим есть проблемы: как-то вечером Ричардс открыла сайт для приема заказов, и всего через семь минут их количество достигло 120.

«Мы не хотим перегружать сотрудницу склада, ведь если она заболеет или будет вынуждена самоизолироваться, то мы подведем клиентов, а мы бы этого очень не хотели», – говорит она.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg