Женщины в деле

Фото: Shutterstock

Женщина в бизнесе, женщина-руководитель — эти словосочетания уже ни у кого не вызывают удивления, но по-прежнему вызывают восхищение! К 8 марта мы решили собрать интересные истории о женщинах, прошедших путь от фасовщицы до председателя Правления, от журналистки до руководителя проектов; на крупных промышленных предприятиях, заводах и фабриках.

Сауле Макишева, председатель Правления ТОО «Dolce-Group»

Дизайн без названия (26).png

Dolce Pharm - крупнейший казахстанский производитель одноразовых изделий медицинского назначения, профессиональных расходных материалов, одноразовой одежды и белья, а также лекарственных средств.

«Свой путь в компании я начала с упаковщицы в цехе производства перчаток. После нескольких месяцев работы я стала начальником цеха, а ещё чуть позже мне предложили новую должность заместителя директора по производству. За все годы работы производство росло, и с 40 человек коллектив вырос до 350. Ассортимент расширился до 200 наименований, количество цехов - до 6. Иногда я сама себе удивляюсь: как я смогла такого достичь? Да, было нелегко, приходилось много работать и учиться, но я верила, что все получится. Я никогда не боялась ответственности и всегда брала всё в свои руки. До сих пор несу её за компанию, за людей, что здесь трудятся. В 2019 году меня назначили председателем Правления ТОО «Dolce-Group». В этом же году начались переговоры с Almaty Invest о выделении земли под строительство завода. Almaty Invest занимается сопровождением проектов, помощью в разработке проектной документации, получении разрешительных документов, а также инженерно-консультационными услугами», - рассказала Макишева. 

Майра Альжанова, главный координатор проектов в частном фонде «Baurzhan foundation»

Дизайн без названия (27).png

Baurzhan foundation – общественный фонд, реализует социально-значимые проекты: «Твой день, Донор!», чемпионат по футболу среди воспитанников детских домов «Навстречу мечте», фестиваль книг «Kitap fest». А также является учредителем издательского дома «Абай» и премии в области благотворительности «Алтын Журек».

«В Казахстане остро чувствуется дефицит детских книг на казахском языке, и нам пришла идея впервые перевести на родной язык сказки «Disney». Одной из главных проблем стал поиск хорошего помещения. Так как проект имеет социальную направленность, в 2018 году мы обратились в СПК «Алматы» за помощью, где нам предоставили помещение площадью 157 кв.м. Мы перевели 14 сказок «Disney» на казахский язык, теперь эти книги можно приобрести через крупные книжные магазины и онлайн-сервисы. Также выпустили раскраски с описанием достопримечательностей разных городов Казахстана. В планах перевести на государственный язык книги от мировых издательств «Simon&Schuster», «HarperCollins», «Hachette Livre», «Renguin Random House». Я пришла в Фонд журналисткой, но прониклась миссией организации, и стала пробовать себя в разных проектах. Ответственность дисциплинирует, требует собранности и быстрого решения вопросов, помогает развить умение работать в условиях многозадачности, так необходимое в наше время», - утверждает Альжанова.

Салтанат Инебекова, генеральный директор фармацевтической компании «VIVA Pharm»

3. Салтанат Инебекова.jpg

Компания «Viva Pharm» - один из лидеров в области фармацевтической разработки, клинических исследований, производства лекарственных препаратов, работает на рынке Казахстана 20 лет. 

«В нашей компании 133 сотрудника, которые производят 200 млн. таблеток и капсул в год по 47 наименованиям. Наша продукция зарегистрирована в Кыргызстане, Узбекистане, в планах – страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Монголия и Вьетнам. Я работаю в компании с 2011 года. Пришла на позицию главного бухгалтера, потом выросла до финансового директора, а позже мне предложили должность генерального директора. Учредитель и основатель компании — мужчина, но он доверил почти все ключевые позиции женщинам. Директор производственного участка, директор по логистике и дистрибуции, директор регуляторного отдела, HR-директор в нашей компании — представительницы прекрасного пола. В целом, я противник того, чтобы искать отличия по половым, религиозным, возрастным и другим признакам. Менеджмент — это наука. И у неё, как и у науки, есть свои законы, которые едины для всех. Важен не пол руководителя, а профессионализм и качество его работы. Хочу отметить, что этот год станет поворотным в истории нашей компании — мы заключили договор с Индустриальной зоной Алматы и совсем скоро планируем там строительство крупного предприятия», - поведала Инебекова.

Хадиша Бижан, генеральный директор мясоперерабатывающего завода «Бижан»

IMG_7633.jpg

Мясоперерабатывающий комплекс «Бижан» — компания полного цикла. В активе компании собственная откормочная площадка, убойный комплекс КРС, МРС и лошадей в г. Кокшетау по стандарту «Халал», заводы, выпускающие качественные продукты питания, фирменные магазины «Мясной мир».

«Все начиналось с арендованного в 1998 году помещения бывшей котельной, которое после ремонта превратилось в цех по производству колбас. В конце 90-х такие цеха не были редкостью — крупные мясокомбинаты закрывались, появились первые частники. Начинать бизнес было сложно: мясо закупалось на рынке, продукцию приходилось самим развозить на ма шине по магазинам. Но как инженер-технолог мясной промышленности, я понимала все нюансы производственного процесса. Нашим конкурентным преимуществом стало качество и широкая вкусовая палитра, сегодня наш завод выпускает более 80 наименований высококачественных колбас. В ноябре 2014 года мы продолжили свой бизнес в партнерстве с Индустриальной зоной при Социально-предпринимательской корпорации «Алматы» — запустили завод, где уже работает 250 человек», - рассказала Бижан.

Гульсара Кабылбек, частный предприниматель

5. Гульсара Кабылбек.jpg

ИП «Balai» — предприятие по выращиванию и продаже грибов.

Гульсара Кабылбек приехала в Казахстан из городского уезда Алтай в Китае. На исторической родине вместе с мужем решили создать экологичное производство по выращиванию грибов.

«В Китае выращивание грибов – это обычное дело, грибы там пользуются популярностью и являются привычной едой. Мне пришла идея попробовать их выращивать в Алматы. В бизнес мы вложили сами около 2 млн. тенге, которые пошли на постройку теплицы на 200 кв. метров, проведение тепла, установку полок для мешков с ватой и спорами грибов вешенок, далее мы закупили в Шымкенте три тонны сырья.  Через месяц на производстве собрали первый урожай, в день это около 50-60 кг продукции. Начали предлагать близлежащим ресторанам, которые у нас их с удовольствием взяли благодаря качеству и свежести продукции. В день рестораны берут у нас 5-10 кг грибов.  Для того, чтобы увеличить объем поставок не только в рестораны, но и базары, мы задумались о расширении грибного хозяйства и решили принять участие в государственной программе Almaty business-2025. Мы обратились в Микрофинансовую организацию «Аlmaty» для получения кредита по льготной ставке 7%. Нам выдали займ на 7 млн. тенге сроком на 7 лет. На эти деньги мы планируем закупить в России рассадный материал и еще 6 тонн материала для посадки грибов, а также провести газовое паровое отопление в теплицы, расширить зону посадки», - рассказала Кабылбек.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg