Перейти к основному содержанию

1278 просмотров

Женщины в деле

Фото: Shutterstock

Женщина в бизнесе, женщина-руководитель — эти словосочетания уже ни у кого не вызывают удивления, но по-прежнему вызывают восхищение! К 8 марта мы решили собрать интересные истории о женщинах, прошедших путь от фасовщицы до председателя Правления, от журналистки до руководителя проектов; на крупных промышленных предприятиях, заводах и фабриках.

Сауле Макишева, председатель Правления ТОО «Dolce-Group»

Дизайн без названия (26).png

Dolce Pharm - крупнейший казахстанский производитель одноразовых изделий медицинского назначения, профессиональных расходных материалов, одноразовой одежды и белья, а также лекарственных средств.

«Свой путь в компании я начала с упаковщицы в цехе производства перчаток. После нескольких месяцев работы я стала начальником цеха, а ещё чуть позже мне предложили новую должность заместителя директора по производству. За все годы работы производство росло, и с 40 человек коллектив вырос до 350. Ассортимент расширился до 200 наименований, количество цехов - до 6. Иногда я сама себе удивляюсь: как я смогла такого достичь? Да, было нелегко, приходилось много работать и учиться, но я верила, что все получится. Я никогда не боялась ответственности и всегда брала всё в свои руки. До сих пор несу её за компанию, за людей, что здесь трудятся. В 2019 году меня назначили председателем Правления ТОО «Dolce-Group». В этом же году начались переговоры с Almaty Invest о выделении земли под строительство завода. Almaty Invest занимается сопровождением проектов, помощью в разработке проектной документации, получении разрешительных документов, а также инженерно-консультационными услугами», - рассказала Макишева. 

Майра Альжанова, главный координатор проектов в частном фонде «Baurzhan foundation»

Дизайн без названия (27).png

Baurzhan foundation – общественный фонд, реализует социально-значимые проекты: «Твой день, Донор!», чемпионат по футболу среди воспитанников детских домов «Навстречу мечте», фестиваль книг «Kitap fest». А также является учредителем издательского дома «Абай» и премии в области благотворительности «Алтын Журек».

«В Казахстане остро чувствуется дефицит детских книг на казахском языке, и нам пришла идея впервые перевести на родной язык сказки «Disney». Одной из главных проблем стал поиск хорошего помещения. Так как проект имеет социальную направленность, в 2018 году мы обратились в СПК «Алматы» за помощью, где нам предоставили помещение площадью 157 кв.м. Мы перевели 14 сказок «Disney» на казахский язык, теперь эти книги можно приобрести через крупные книжные магазины и онлайн-сервисы. Также выпустили раскраски с описанием достопримечательностей разных городов Казахстана. В планах перевести на государственный язык книги от мировых издательств «Simon&Schuster», «HarperCollins», «Hachette Livre», «Renguin Random House». Я пришла в Фонд журналисткой, но прониклась миссией организации, и стала пробовать себя в разных проектах. Ответственность дисциплинирует, требует собранности и быстрого решения вопросов, помогает развить умение работать в условиях многозадачности, так необходимое в наше время», - утверждает Альжанова.

Салтанат Инебекова, генеральный директор фармацевтической компании «VIVA Pharm»

3. Салтанат Инебекова.jpg

Компания «Viva Pharm» - один из лидеров в области фармацевтической разработки, клинических исследований, производства лекарственных препаратов, работает на рынке Казахстана 20 лет. 

«В нашей компании 133 сотрудника, которые производят 200 млн. таблеток и капсул в год по 47 наименованиям. Наша продукция зарегистрирована в Кыргызстане, Узбекистане, в планах – страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Монголия и Вьетнам. Я работаю в компании с 2011 года. Пришла на позицию главного бухгалтера, потом выросла до финансового директора, а позже мне предложили должность генерального директора. Учредитель и основатель компании — мужчина, но он доверил почти все ключевые позиции женщинам. Директор производственного участка, директор по логистике и дистрибуции, директор регуляторного отдела, HR-директор в нашей компании — представительницы прекрасного пола. В целом, я противник того, чтобы искать отличия по половым, религиозным, возрастным и другим признакам. Менеджмент — это наука. И у неё, как и у науки, есть свои законы, которые едины для всех. Важен не пол руководителя, а профессионализм и качество его работы. Хочу отметить, что этот год станет поворотным в истории нашей компании — мы заключили договор с Индустриальной зоной Алматы и совсем скоро планируем там строительство крупного предприятия», - поведала Инебекова.

Хадиша Бижан, генеральный директор мясоперерабатывающего завода «Бижан»

IMG_7633.jpg

Мясоперерабатывающий комплекс «Бижан» — компания полного цикла. В активе компании собственная откормочная площадка, убойный комплекс КРС, МРС и лошадей в г. Кокшетау по стандарту «Халал», заводы, выпускающие качественные продукты питания, фирменные магазины «Мясной мир».

«Все начиналось с арендованного в 1998 году помещения бывшей котельной, которое после ремонта превратилось в цех по производству колбас. В конце 90-х такие цеха не были редкостью — крупные мясокомбинаты закрывались, появились первые частники. Начинать бизнес было сложно: мясо закупалось на рынке, продукцию приходилось самим развозить на ма шине по магазинам. Но как инженер-технолог мясной промышленности, я понимала все нюансы производственного процесса. Нашим конкурентным преимуществом стало качество и широкая вкусовая палитра, сегодня наш завод выпускает более 80 наименований высококачественных колбас. В ноябре 2014 года мы продолжили свой бизнес в партнерстве с Индустриальной зоной при Социально-предпринимательской корпорации «Алматы» — запустили завод, где уже работает 250 человек», - рассказала Бижан.

Гульсара Кабылбек, частный предприниматель

5. Гульсара Кабылбек.jpg

ИП «Balai» — предприятие по выращиванию и продаже грибов.

Гульсара Кабылбек приехала в Казахстан из городского уезда Алтай в Китае. На исторической родине вместе с мужем решили создать экологичное производство по выращиванию грибов.

«В Китае выращивание грибов – это обычное дело, грибы там пользуются популярностью и являются привычной едой. Мне пришла идея попробовать их выращивать в Алматы. В бизнес мы вложили сами около 2 млн. тенге, которые пошли на постройку теплицы на 200 кв. метров, проведение тепла, установку полок для мешков с ватой и спорами грибов вешенок, далее мы закупили в Шымкенте три тонны сырья.  Через месяц на производстве собрали первый урожай, в день это около 50-60 кг продукции. Начали предлагать близлежащим ресторанам, которые у нас их с удовольствием взяли благодаря качеству и свежести продукции. В день рестораны берут у нас 5-10 кг грибов.  Для того, чтобы увеличить объем поставок не только в рестораны, но и базары, мы задумались о расширении грибного хозяйства и решили принять участие в государственной программе Almaty business-2025. Мы обратились в Микрофинансовую организацию «Аlmaty» для получения кредита по льготной ставке 7%. Нам выдали займ на 7 млн. тенге сроком на 7 лет. На эти деньги мы планируем закупить в России рассадный материал и еще 6 тонн материала для посадки грибов, а также провести газовое паровое отопление в теплицы, расширить зону посадки», - рассказала Кабылбек.

banner_wsj.gif

1384 просмотра

Как в Казахстане заработать на цветах

Делится личным опытом сооснователь магазина Ayala flowers

Фото: Офелия Жакаева

Первые деньги на цветочном рынке я заработала 14 февраля 2015 года, открыв онлайн-магазин буквально накануне – продажи цветов в интернете тогда были новинкой, дневной доход составил 7 тысяч тенге. Хороший стимул для студентки со стипендией в 20 тысяч. К 8 марта я подготовилась более основательно, заработала 100 тысяч тенге и укрепилась в желании развивать бизнес дальше.

В то время, по моим подсчетам, через интернет продавалось около 4% цветов. Я понимала, что эта доля будет расти и стала изучать стратегии лидеров онлайн-продаж одежды и доставки еды. Было очевидно, что их преимущество построено на тщательном ведении клиентской базы и внимании к бизнес-процессам.

Скоро я пришла к выводу о важности сочетания онлайн- и офлайн-инструментов. Открыла физический магазин, он стал складом и местом встречи с клиентами, впервые обратившимися ко мне за букетом. Если качество цветов и обслуживания их устраивало, в последующем они оформляли заказы через интернет-магазин.

Параллельно я инвестировала в развитие технологий для упрощения ведения бизнеса. Специальных решений для рынка цветов тогда не было и меня увлекла идея стать первопроходцем, а потом на основе созданных технологий развивать франшизу.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax2.JPGФото: Офелия Жакаева

Должна признаться, что до сих пор не осмеливаюсь подсчитать итоговую сумму, потраченную на эту идею. Я пробовала разные модели взаимодействия с разработчиками, но внедрить цифровизацию в том виде, в каком я ее себе представляла, пока еще не удалось. Хотя на исходе второго года разработок я в значительной степени разгрузила себя от операционной работы – бизнес работал уже автономно, без моего активного участия. 

В декабре 2018 года по личным причинам я оставила бизнес в Алматы и переехала в столицу. В соцсетях о переезде сообщила в канун 14 февраля 2019 года и была удивлена реакции: среди моих подписчиков оказалось много жителей Нур-Султана – они следили за моей работой в Алматы и были уверены, что теперь я буду развивать такой же бизнес и в столице. Так я стала знакомиться со столичным рынком цветов и уже к мартовскому празднику вместе с сестрой запустила новый онлайн-магазин цветов.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax3.JPGФото: Офелия Жакаева

За год работы в Нур-Султане заметила, что участники цветочного рынка, по сравнению со своими коллегами из Алматы, здесь более открыты и дружелюбны – охотнее делятся опытом, информацией о товаре. Второе отличие касается покупателей – люди менее привередливы и быстрее принимают решения, на согласование букета уходит меньше времени. Особенность цветочного онлайн-бизнеса в том, что клиенты могут выбрать и оценить букет только по фотографии. Собрав букет с учетом предпочтений клиента, я отправляю фото заказчику. В 95% случаев жителей столицы все устраивает и только в 5% случаев надо немного менять состав или упаковку букета.

С оптовыми поставщиками дела обстоят не очень хорошо – в столице их явно не хватает, часто приходится сталкиваться с дефицитом цветов. Еще одно отличие рынка Алматы и Нур-Султана продиктовано погодой. В столице зимой букеты дополнительно упаковывают в специальную обертку, чтобы защитить от холода, это увеличивает временные и финансовые затраты. И еще, по моим наблюдениям, в Алматы цветы дарят чаще.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif