2387 просмотров

В Казахстане производится лишь 1% продаваемых в стране игрушек

Заполнить эту нишу решила предпринимательница из Усть-Каменогорска

Фото: Автора

Согласно статданным, в стране доля игрушек казахстанского производства не превышает 1%. Соперничать с аналогичными российскими и китайскими товарами, заполонившими отечественные магазины, сегодня мало кто решается. В стране всего 16 действующих фирм, выпускающих игрушки, в основном они изготавливают мягкие и пластмассовые изделия для детей. Наталья Саратова из Усть-Каменогорска решила дополнить этот перечень деревянными.

По данным Комитета по статистике РК, хуже всего данный вид производства развит в регионах. Из 16 предприятий восемь работают в Алматы, два – в Нур-Султане, только шесть приходится на другие города. Самые известные на сегодня – компании в Шымкенте и Караганде. Первая занимается выпуском различных машинок из пластмассы, вторая – выполняет на заказ мягкие игрушки. 

Пока серьезную конкуренцию отечественной продукции составляют импортные изделия. Эксперты уверены, что у казахстанских производителей есть все шансы отвоевать часть рынка, ведь их товар по сравнению с российским и европейским однозначно выигрывает в цене, а по качеству и безопасности может соперничать с китайским. 

Подводные камни

Идея заняться «игрушечным» бизнесом у предпринимательницы из Усть-Каменогорска появилась семь лет назад, когда родилась первая дочь. Сейчас у женщины трое детей. При выборе игрушек для них предпочтение Наталья Саратова отдавала деревянным, максимально качественным, направленным на развитие ребенка. Вот только найти их в Усть-Каменогорске, а как позже выяснилось, и во всем Казахстане, было весьма проблематично. 

Дефицит продукции обнажил незанятую нишу на рынке, и Наталья решила открыть магазин развивающих игр и игрушек известной европейской компании. Однако эта бизнес-идея не получила должного и длительного развития. Из-за статусности бренда товар был слишком дорогим для потребителей, и спустя некоторое время магазин прекратил свое существование в офлайн-формате, оставшись только на просторах интернета. 

Была даже попытка привлечь производителей из Шанхая, где расположен завод по выпуску деревянных игрушек для европейских образовательных брендов, отрыть представительство в Восточном Казахстане. Но китайским изготовителям это показалось невыгодным, ведь во всей РК населения проживает меньше, чем в одном Шанхае.

Пазл сложился

Новый виток в развитии бизнеса произошел случайно, когда Наталья получила подарок – выпиленный из дерева пазл с ладошками своих дочерей. Стало очевидным, что надо думать именно о том, как самим наладить производство.

Первый опыт по изготовлению деревянных игрушек пришелся на город Кокшетау в Акмолинской области, куда семье пришлось переехать по делам мужа. Производство удалось открыть на базе столярного цеха местного колледжа.

«Мы изначально понимали, что с нашей продукцией бизнеса в розницу не сделаешь. Уж очень специфичный товар, который нужен в основном в детских садах и мини-центрах. Поэтому решили сделать ставку на оптовую продажу для детских учреждений. Когда принесли образцы в управление образования Акмолинской области, нашу идею поддержали и помогли начать производство на базе колледжа», – рассказала «Курсиву» Наталья.

Но дело не пошло. Главной причиной стало то, что у детских садов очень ограничены средства на закуп игрушек. И как бы игры и пазлы ни нравились воспитателям, купить детсад их не мог.

Пошли от обратного

На момент возвращения в Усть-Каменогорск у Натальи сформировалась четкая концепция развития бизнеса. 

Предпринимательница понимала, что продукция будет востребована, ведь в ее изготовлении они строго придерживаются государственных стандартов образования, для чего к разработке подключили педагогов и ученых, которые занялись составлением учебно-методических пособий. Более того, учитываются особенности национального колорита, традиций и быта, а ведь именно таких игрушек очень не хватало детским учреждениям. Но главное, считает Наталья, в том, что они всегда ориентировались на конкретные потребности детсадов и мини-центров.

«Мы пошли от обратного, то есть не только предлагали готовую продукцию, но и спрашивали, что требуется тому или другому детскому саду, и только потом авторский коллектив начинал работать над созданием игрушки. В результате получали целые комплекты обучающих материалов. Так родилась идея лабораторий – готовых комплексов игр, развивающих наборов с методическим руководством по использованию. Воспитателям больше не надо было сидеть и вырезать бабочек, чтобы приготовить наглядный материал», – делится Наталья. 

В тандеме

По словам предпринимательницы, на сегодняшний день разработаны и изготовлены более 20 наименований игр, каждая из которых имеет несколько модификаций, на все получены авторские права, налажено сотрудничество с поставщиками экологически чистых материалов и со всеми детскими садами города. 

«В настоящее время решается главная проблема – недостаток средств у детских садов на покупку наших изделий. В августе свой бизнес-проект я представила в акимате города. Нам помогли найти помещение для столярного цеха, а мы обучили и трудоустроили шесть женщин из социально уязвимых категорий. Но самое главное – получили гарантию целевого финансирования детских садов. Для нас это стало толчком – мы закупили современное оборудование на 8 млн тенге. В настоящее время заключаем договоры с дошкольными учреждениями», – говорит Наталья. 

В городском акимате подтвердили, что заинтересовались проектом по изготовлению деревянных развивающих игр для местных детских садов. По словам руководителя отдела экономики и бюджетного планирования города Усть-Каменогорска Армана Искакова, на поддержку этого стартапа в следующем году планируется выделить около 20 млн тенге из городского бюджета.

banner_wsj.gif

264 просмотра

Бизнес гибкий, как лапша

Три принципа, от которых основатель сети ресторанов быстрого питания Lanzhou Гульбану Майгарина отказалась по запросу рынка

Фото: Turar Rakhimberlin / Twitter

Казахстанский бренд Lanzhou запустил свой десятый ресторан быстрого питания. Lanzhou работает в формате лапшичных. Формат стал популярным за счет идеи, которая лежит в основе бизнеса, – предлагать свежую еду, которая выходит дешевле для клиента, чем если бы он самостоятельно готовил ее дома. Главное блюдо сети – ланьчжоуская лапша. Ее рецепт и саму идею открыть лапшичную Гульбану Майгарина, основатель сети, привезла из Китая.

Когда Гульбану Майгарина открывала бизнес (первый ресторан появился в 2018 году), она решила всегда следовать трем основным принципам: нет – замороженным продуктам и вредной еде, нет – доставке, нет – изменениям в рецепте – только прозрачный бульон, белая редька, перец чили, кинза и лапша. Однако Майгарина призналась, что по мере роста популярности и расширения бизнеса ей пришлось изменить своим принципам.

Почему Lanzhou занялся доставкой еды

Принципиальную позицию по вопросам доставки пошатнул кризис, вызванный карантином. Когда ввели ограничения на передвижения, было непонятно, как долго продлится пауза в работе.

«Я считала, что доставка для нас – это недопустимый сервис. Наш продукт вкусный, пока свежий и горячий», – говорит Гульбану Майгарина. Но сохранить персонал можно было, лишь организовав доставку еды клиентам домой. 

Первым партнером Lanzhou стал сервис доставки Glovo. Сотрудничество с ним помогло удержать бизнес на уровне окупаемости, хотя обороты упали в пять раз.

«Аудитория дает однозначную оценку: в ресторане еда вкуснее. С другой стороны, клиенты голосуют и за доставку: сейчас доставка генерирует 20% заказов. Значит, будем работать в этом направлении – договариваться с другими доставщиками и улучшать сервис», – говорит Майгарина.

Еще один вариант работы с дистанционными клиентами – организация обедов в офисах крупных компаний. Для организации этой услуги Lanzhou ищет рестораны-партнеры, чтобы обеспечить разнообразие меню.

«Если доставлять в офисы одну и ту же еду, людям надоест через три дня», – объясняет Майгарина. Допустить радикального пересмотра собственного меню Lanzhou не может. «Мы должны делать только то, что позволяет нам укладываться в дедлайн отдачи блюд. Дополнительная нагрузка на кухню снизит скорость приготовления, нам это невыгодно», – объясняет собеседница. 

Почему пришлось готовить картофель фри

Гульбану Майгарина признается, что два года сопротивлялась появлению в ресторане пиццы и фаст-фуда, точнее, картофеля фри, который готовится из замороженного картофеля.

Но просьбы клиентов, которые приходят в Lanzhou с детьми, возымели действие. Сначала рестораны стали предлагать три вида пиццы. А недавно Майгарина согласилась добавить в меню картофель фри. 

Рецепт можно изменить в зависимости от географии

Всего через полгода после открытия первого ресторана Lanzhou поступил запрос на покупку франшизы. Компания разработала франшизу, по которой работают уже четыре ресторана в Казахстане: в Нур-Султане, Усть-Каменогорске, Таразе и Атырау. После снятия ограничений, связанных с карантином, ожидается подписание договоров франшизы с шестью российскими ресторанными сетями, каждая из которых включает в себя от 6 до 35 заведений.

Формат франшизы подразумевает точное воссоздание образцовой модели. Однако по мере появления франшиз в разных городах Казахстана и открытия собственного заведения в России пришлось изменять «образцовый» рецепт лапши. Например, джусай, обязательный ингредиент лапши, не любят в Усть-Каменогорске и Атырау. Поэтому в этих городах данную приправу в ресторанах Lanzhou не используют.

Российские рестораторы, обсуждая покупку франшизы, оговаривают использование красного жгучего перца. В этой стране мало любителей острой еды, поэтому перец чили там собираются заменять неострым болгарским.

«В таких случаях нам важно сохранять общие принципы: скорость приготовления каждого блюда, его качество и вкус», – говорит Гульбану Майгарина.

После ослабления карантина рестораны Lanzhou восстановили уровень посещаемости за неделю. В среднем каждый ресторан сети обслуживает 1000 клиентов в день и продает 900 порций лапши, 450 порций лагмана и 600–700 штук мант. Средний чек – 1400 тенге, но можно пообедать и за 750 тенге.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg