Перейти к основному содержанию

212 просмотров

Павлодарская область входит в тройку лидеров по реализации «Бастау Бизнес»

В регионе предлагают использовать все возможности государственной программы

Фото: Shutterstock

Благодаря программе «Еңбек» можно стать предпринимателем: сменить сферу деятельности и превратить хобби в доходное дело. Или стать востребованным специалистом и получать стабильную заработную плату.

Двери открыты для всех

В Павлодарской области подводят промежуточные итоги реализации государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек». На расширенном совещании в акимате руководитель профильного учреждения приводит статистику. С января по октябрь текущего года в программу вовлечены более 27,5 тыс. человек (в 2018-м – 25,3 тыс. – «Курсив»), большая часть которых числилась безработными, почти 5,5 тыс. – самозанятыми. 

Каждый из них выбирает свою дорогу. Кто-то обучается востребованным на местных предприятиях специальностям, другие прибыли из южных регионов, чтобы начать новую жизнь. Третьи пробуют себя в бизнесе.

«В области готовим кадры с профессиональным техническим образованием. С 1 сентября текущего года в колледжи поступили 1 035 человек. В то же время в текущем году завершил двухлетнее обучение 161 житель, 80% выпускников трудоустроены», – отметил в своем выступлении руководитель областного управления координации занятости и социальных программ Кайрат Нурмагамбетов.

По его словам, краткие трехмесячные курсы освоения различных рабочих специальностей до конца года посетят более 2,5 тыс. человек. Из тех, кто обучение завершил успешно, более 800 уже приглашены на работу. Это слесари, сварщики, водители, повары, кондитеры, парикмахеры, трактористы, бухгалтеры. Списки пустующих вакансий предоставляют предприятия. Их двери открыты и для специалистов, прибывающих на постоянное место жительства из трудоизбыточных регионов. Переселенцы охвачены мерами социальной поддержки, в то же время созданы все условия для реализации инициатив этих семей. Впрочем, как и всех других граждан. 

«Мы готовы дать удочку, и не одну. Пусть люди обучаются, открывают дела – эффективно используют предоставленные возможности. А мы должны не оставаться в стороне, анализировать ситуацию и направлять усилия и средства так, чтобы они были оправданны», – говорит аким Павлодарской области Булат Бакауов.

Он имеет в виду случаи, когда проекты начинающих предпринимателей не развивались по различным причинам или получившие новую специальность граждане испытывали проблемы с трудоустройством. В этой связи акимам городов и районов рекомендовано не отстраняться от процесса: изучать рынок труда, проводить встречи с руководителями действующих предприятий и с потенциальными бизнесменами.

Если очень захотеть

Настоящим примером для сегодняшних участников программы являются те, кто решил изменить с ее помощью свою жизнь ранее. Одна из них – жительница Щербактинского района Гульнар Онерхан. Молодая женщина давно увлекалась изготовлением текстильных изделий в национальном стиле. И решила превратить хобби в дело, которое будет приносить доход. В 2017 году она изучила основы предпринимательства в рамках проекта «Бастау Бизнес». Уже на следующий год защитила бизнес-план и получила микрокредит в 3 млн тенге. Средства использовала для открытия сельской швейной мастерской. При этом открыла одно рабочее место.

Сегодня на страничке в Instagram Гульнар Онерхан не только популяризирует свою продукцию, но и показывает, как проходят предпринимательские будни.

По данным управления координации занятости и социальных программ, область находится в числе лидеров по реализации «Бастау Бизнес». Только в текущем году основам предпринимательства обучились почти 3 тыс. человек. 

Так, в Успенском районе Павлодарской области выпускники пятого по счету курса защитили 42 проекта. В палате «Атамекен» рассказали, что предприниматели не только воплощают традиционные для сельской местности идеи в области животноводства, но и открывают булочные, цветочные павильоны, цеха по ремонту техники и салоны красоты.

Жительница Успенского района Дарья Семенченко с детства занималась выпечкой. Снабжала тортами и пирогами родных и друзей, а когда начали поступать заказы, решила открыть мини-пекарню. Она стала активным участником курса основ предпринимательства и пока только планирует получить грант на открытие своего дела. Но уверена, что у нее все получится.

«Очень важно, чтобы ты любил дело, которым занимаешься, вкладывал душу. И тогда успех не заставит себя ждать», – уверена выпускница «Бастау Бизнес».

3032 просмотра

Как бизнесмен из Уральска нашел свою нишу на рынке хлебобулочных изделий

И теперь пытается выйти на экспорт

В 90-е годы люди мешками скупали дешевые макароны, которые он с друзьями делал на стареньком станке в арендованном помещении. Времена дефицита прошли, но за его продукцией крупные оптовики становятся в очередь – на всех ее не хватает. Секрет успеха, по мнению бизнесмена, прост – делать вкусно и просчитывать, как развивается рынок.

По образованию Алексей Попков – прораб. После армии работал на уральских стройках мастером, прорабом. Когда с развалом Союза стали закрываться строительные тресты, остался без работы. По его словам, первый производственный станок им с друзьями буквально подкинула судьба – его отдали за долги. Втроем они сняли небольшую комнату площадью 15 квадратных мет­ров, закупили муку, соль – и работа пошла. Первые 300 кг испорченной продукции пришлось выбросить, а потом научились делать макароны без брака.

kak-biznesmen-iz-uralska-nashel-svoyu-nishu-na-rynke-hlebobulochnyh-izdelij1.jpg

Алексей Попков. Фото автора

Выживали на макаронах

«Время было сложное. В магазинах народ запасался всем впрок. Макароны мы изначально выпускали в бумажных мешках по 20 кг. Я развозил по рынкам, и люди скупали их оптом. Это потом мы перешли на фасовку по 5 и 10 кг», – рассказывает бизнесмен.

Поначалу рабочий день Алексея Попкова начинался в шесть утра, а заканчивался ближе к восьми вечера. Через полгода предприниматели арендовали помещение побольше, купили дополнительно два станка, а еще через год задумались над тем, чтобы открыть производство по выпечке хлеба и пряников. Поняли: делать нужно то, что людям необходимо каждый день.

Бизнесмен рассказывает, что со временем они отказались от выпуска макарон – Желаевский комбинат хлебопродуктов закупил итальянское оборудование для выпуска макаронных изделий. Конкурировать с ними было сложно. И в то же время у Попкова уже был большой опыт работы на рынке изделий из муки, он знал рынок, его цены и потребности. Поэтому десять лет назад он начал искать новую нишу для развития своего производства.

«У меня есть знакомые в таможне. Поговорил с ними, они сказали, что в область завозятся крупные партии вафель, сушек из России и Украины. Решил, что надо развивать производство этих изделий у нас», – вспоминает Попков.

Тогда родные говорили ему, что пора бы поменять старый дом, в котором они с супругой прожили 17 лет. Но бизнесмен решил вложить заработанное в новую производственную базу – купил заброшенную территорию с помещением в промзоне Желаево и начал готовить цех под производственные линии. 

Борьба не в нашу пользу

Предприниматель не побоялся кредитов – открыл ТОО «Батыс Продукт», купил при поддержке фонда «Даму» новые линии по производству вафель и сушек – под 6% годовых. Считает, что самому осилить покупку дорогостоящего оборудования невозможно – долгие кредиты под низкий процент, по его словам, это большое подспорье для бизнесмена. При этом Алексей Попков признает: первые полтора года после оформления кредитов предприятие было на грани – оборудования еще нет, кредит платить нужно, цех не готов. Выстоять помогли хлеб и пряники. Деньги с этих производств бизнесмен вкладывал в новый проект.

Он подчеркивает, что развивать производство всегда было сложно. Но в 90-е годы отбить покупку оборудования можно было за полгода. Теперь, если берешь оборудование, уходит три-четыре года, прежде чем дело начинает приносить доход. 

Бизнесмен вспоминает: когда налаживали производство, объездили все близлежащие к Уральску города. Находили оптовых покупателей, договаривались о долгосрочных контрактах. Неделями он пропадал в дороге, осваивая казахстанский рынок – Актобе, Атырау, Актау, потом – Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Павлодар. Параллельно осваивали и российский рынок – Самару, Саратов, Оренбург, Казань, Нижний Новгород, Челябинск. 

Первыми клиентами на вафли и сушки Попкова стали уральские оптово-розничные рынки.
Очень тяжело, как отмечает предприниматель, им было заходить на российский рынок. Многие российские сети супермаркетов отказывают в сотрудничестве до сих пор, объясняя это тем, что прежде всего на их полках должны быть представлены российские товары. В Казахстане, по его словам, такого лоббирования интересов местных производителей товаров нет. 

«Я считаю, что наша продукция по качеству ничем не хуже российской, а по цене – значительно ниже. Но в наших супермаркетах российская продукция стоит на первых полках. Был недавно в Нур-Султане, увидел, что там российские сушки стоят 350 тенге за 300 гр, тогда как наши сушки стоят 350 тенге за кг. Сейчас идет борьба за место на торговых полках, и мы, казахстанские производственники, находимся в ущербном положении», – считает Алексей Попков.

Конкуренция подстегивает 

Сейчас на производстве, которое когда-то запустили трое друзей, работает 90 человек. Общая площадь всех производственных помещений – 4,4 тыс. кв. м.

Недавно Попков купил вторую линию по производству вафель. К новому году эта линия будет запущена. Он считает, что расширение производства вафель – для них необходимость. В прошлом году оптовые покупатели буквально записывались в очередь за вафлями. 

Попков – один из немногих производителей хлебобулочных изделий в Уральске, у кого нет своих фирменных ларьков. Бизнесмен объясняет, что не видит в этом смысла: продавать там свою продукцию без накруток он не сможет, так как содержание ларьков требует больших затрат. И без этого его товар не менее популярен, чем у других хлебопеков и кондитерских цехов.

«За рынок приходится биться – где-то качеством, где-то ценой. Конкуренция жесткая. Считаю, что это хорошо. Это подстегивает, заставляет двигаться дальше, повышать качество своей продукции», – говорит Алексей Попков.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций