Перейти к основному содержанию
966 просмотров

Павлодарская область входит в тройку лидеров по реализации «Бастау Бизнес»

В регионе предлагают использовать все возможности государственной программы

Фото: Shutterstock

Благодаря программе «Еңбек» можно стать предпринимателем: сменить сферу деятельности и превратить хобби в доходное дело. Или стать востребованным специалистом и получать стабильную заработную плату.

Двери открыты для всех

В Павлодарской области подводят промежуточные итоги реализации государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек». На расширенном совещании в акимате руководитель профильного учреждения приводит статистику. С января по октябрь текущего года в программу вовлечены более 27,5 тыс. человек (в 2018-м – 25,3 тыс. – «Курсив»), большая часть которых числилась безработными, почти 5,5 тыс. – самозанятыми. 

Каждый из них выбирает свою дорогу. Кто-то обучается востребованным на местных предприятиях специальностям, другие прибыли из южных регионов, чтобы начать новую жизнь. Третьи пробуют себя в бизнесе.

«В области готовим кадры с профессиональным техническим образованием. С 1 сентября текущего года в колледжи поступили 1 035 человек. В то же время в текущем году завершил двухлетнее обучение 161 житель, 80% выпускников трудоустроены», – отметил в своем выступлении руководитель областного управления координации занятости и социальных программ Кайрат Нурмагамбетов.

По его словам, краткие трехмесячные курсы освоения различных рабочих специальностей до конца года посетят более 2,5 тыс. человек. Из тех, кто обучение завершил успешно, более 800 уже приглашены на работу. Это слесари, сварщики, водители, повары, кондитеры, парикмахеры, трактористы, бухгалтеры. Списки пустующих вакансий предоставляют предприятия. Их двери открыты и для специалистов, прибывающих на постоянное место жительства из трудоизбыточных регионов. Переселенцы охвачены мерами социальной поддержки, в то же время созданы все условия для реализации инициатив этих семей. Впрочем, как и всех других граждан. 

«Мы готовы дать удочку, и не одну. Пусть люди обучаются, открывают дела – эффективно используют предоставленные возможности. А мы должны не оставаться в стороне, анализировать ситуацию и направлять усилия и средства так, чтобы они были оправданны», – говорит аким Павлодарской области Булат Бакауов.

Он имеет в виду случаи, когда проекты начинающих предпринимателей не развивались по различным причинам или получившие новую специальность граждане испытывали проблемы с трудоустройством. В этой связи акимам городов и районов рекомендовано не отстраняться от процесса: изучать рынок труда, проводить встречи с руководителями действующих предприятий и с потенциальными бизнесменами.

Если очень захотеть

Настоящим примером для сегодняшних участников программы являются те, кто решил изменить с ее помощью свою жизнь ранее. Одна из них – жительница Щербактинского района Гульнар Онерхан. Молодая женщина давно увлекалась изготовлением текстильных изделий в национальном стиле. И решила превратить хобби в дело, которое будет приносить доход. В 2017 году она изучила основы предпринимательства в рамках проекта «Бастау Бизнес». Уже на следующий год защитила бизнес-план и получила микрокредит в 3 млн тенге. Средства использовала для открытия сельской швейной мастерской. При этом открыла одно рабочее место.

Сегодня на страничке в Instagram Гульнар Онерхан не только популяризирует свою продукцию, но и показывает, как проходят предпринимательские будни.

По данным управления координации занятости и социальных программ, область находится в числе лидеров по реализации «Бастау Бизнес». Только в текущем году основам предпринимательства обучились почти 3 тыс. человек. 

Так, в Успенском районе Павлодарской области выпускники пятого по счету курса защитили 42 проекта. В палате «Атамекен» рассказали, что предприниматели не только воплощают традиционные для сельской местности идеи в области животноводства, но и открывают булочные, цветочные павильоны, цеха по ремонту техники и салоны красоты.

Жительница Успенского района Дарья Семенченко с детства занималась выпечкой. Снабжала тортами и пирогами родных и друзей, а когда начали поступать заказы, решила открыть мини-пекарню. Она стала активным участником курса основ предпринимательства и пока только планирует получить грант на открытие своего дела. Но уверена, что у нее все получится.

«Очень важно, чтобы ты любил дело, которым занимаешься, вкладывал душу. И тогда успех не заставит себя ждать», – уверена выпускница «Бастау Бизнес».

banner_wsj.gif

Как в Казахстане заработать на цветах

Делится личным опытом сооснователь магазина Ayala flowers

Фото: Офелия Жакаева

Первые деньги на цветочном рынке я заработала 14 февраля 2015 года, открыв онлайн-магазин буквально накануне – продажи цветов в интернете тогда были новинкой, дневной доход составил 7 тысяч тенге. Хороший стимул для студентки со стипендией в 20 тысяч. К 8 марта я подготовилась более основательно, заработала 100 тысяч тенге и укрепилась в желании развивать бизнес дальше.

В то время, по моим подсчетам, через интернет продавалось около 4% цветов. Я понимала, что эта доля будет расти и стала изучать стратегии лидеров онлайн-продаж одежды и доставки еды. Было очевидно, что их преимущество построено на тщательном ведении клиентской базы и внимании к бизнес-процессам.

Скоро я пришла к выводу о важности сочетания онлайн- и офлайн-инструментов. Открыла физический магазин, он стал складом и местом встречи с клиентами, впервые обратившимися ко мне за букетом. Если качество цветов и обслуживания их устраивало, в последующем они оформляли заказы через интернет-магазин.

Параллельно я инвестировала в развитие технологий для упрощения ведения бизнеса. Специальных решений для рынка цветов тогда не было и меня увлекла идея стать первопроходцем, а потом на основе созданных технологий развивать франшизу.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax2.JPGФото: Офелия Жакаева

Должна признаться, что до сих пор не осмеливаюсь подсчитать итоговую сумму, потраченную на эту идею. Я пробовала разные модели взаимодействия с разработчиками, но внедрить цифровизацию в том виде, в каком я ее себе представляла, пока еще не удалось. Хотя на исходе второго года разработок я в значительной степени разгрузила себя от операционной работы – бизнес работал уже автономно, без моего активного участия. 

В декабре 2018 года по личным причинам я оставила бизнес в Алматы и переехала в столицу. В соцсетях о переезде сообщила в канун 14 февраля 2019 года и была удивлена реакции: среди моих подписчиков оказалось много жителей Нур-Султана – они следили за моей работой в Алматы и были уверены, что теперь я буду развивать такой же бизнес и в столице. Так я стала знакомиться со столичным рынком цветов и уже к мартовскому празднику вместе с сестрой запустила новый онлайн-магазин цветов.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax3.JPGФото: Офелия Жакаева

За год работы в Нур-Султане заметила, что участники цветочного рынка, по сравнению со своими коллегами из Алматы, здесь более открыты и дружелюбны – охотнее делятся опытом, информацией о товаре. Второе отличие касается покупателей – люди менее привередливы и быстрее принимают решения, на согласование букета уходит меньше времени. Особенность цветочного онлайн-бизнеса в том, что клиенты могут выбрать и оценить букет только по фотографии. Собрав букет с учетом предпочтений клиента, я отправляю фото заказчику. В 95% случаев жителей столицы все устраивает и только в 5% случаев надо немного менять состав или упаковку букета.

С оптовыми поставщиками дела обстоят не очень хорошо – в столице их явно не хватает, часто приходится сталкиваться с дефицитом цветов. Еще одно отличие рынка Алматы и Нур-Султана продиктовано погодой. В столице зимой букеты дополнительно упаковывают в специальную обертку, чтобы защитить от холода, это увеличивает временные и финансовые затраты. И еще, по моим наблюдениям, в Алматы цветы дарят чаще.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png