Стартапы в СКО готовы отвоевывать отечественный рынок

Закрыть потребность региона в обуви, молочной продукции и кондитерских изделиях пытается малый бизнес в области

Фото: Volodymyr Shtun

Предприниматели поняли, что пора бороться за место под солнцем, вернее, на внутреннем рынке. Ведь клиенты при наличии выбора охотно покупают местную продукцию, предпочитая ее импортной – давно заполонившей прилавки магазинов.

Эх, валенки, валенки

Жители Северо-Казахстанской области постепенно привыкают к тому, что обувь made in Petropavlovsk теснит привозные ботинки и сапоги в бутиках и магазинах. Но другие ниши местный бизнес занимать не спешит. К примеру, производства утепленной рабочей обуви не было. Только в прошлом году пробел решилась устранить бизнесвумен Куляш Татаева.

Причем она сама до этого времени не один год работала на продвижение импорта – с 2011 года занималась мелкооптовой реализацией товара из России. Пока не осознала, что можно делать не хуже. Для воплощения своей задумки воспользовалась господдержкой.

«В августе 2018 года получила кредит на сумму 18 млн тенге. Деньги вложила в оборудование. Приобрели пресс вырубку, швейные машинки и инжекторно-литьевой агрегат, при помощи которого льются подошвы», – рассказала Куляш Татаева журналистам во время организованного филиалом «Даму» пресс-тура.

Технологию освоила успешно, сегодня ее суконно-меховые и войлочные изделия выдерживают морозы до 50 градусов. В день в цехе изготавливают 50 пар обуви. Продукция поступает на местный рынок. Куляш Татаева уверена, что это – только начало пути в покорении отечественного рынка. 

Новоиспеченные 

Насытить рынок своей продукцией предлагает и еще одна жительница СКО Асель Калибасова – хозяйка нового кондитерского цеха. Здесь готовится несколько видов песочного печенья. Для девушки это первый собственный бизнес проект. Чтобы его реализовать, она в рамках программы «Еңбек» взяла кредит на покупку производственного помещения. Часть вложенных средств – собственные. Работу в новоиспеченной кондитерской фирме получили шесть человек. Пока, как и другим местным кондитерам, значительную долю сырья – различные начинки, смеси для кексов, арахис, кокос – Асель приходится завозить из России. Исключение составляет лишь мука, которую предприниматели предпочитают закупать в СКО.

А вот молокоперерабатывающее предприятие «ЭкоМол Сергеевка» в Петропавловске только готовится к запуску. В цехе, где когда-то располагался склад, идет ремонт, монтируется оборудование. Директору маленького молочного завода Альбине Рашитовой всего 21 год. Бизнес ведет вместе с братом – Бахытом. Учредители фирмы ожидают, что уже в конце года их продукцию попробуют и оценят местные жители. Производственные мощности мини-завода – 10 т переработанного молока в сутки, но в полную силу он заработает весной следующего года, когда надои возрастут.

«Дело начнется с малого – допустим, с переработки 500 литров молока в сутки. Потом уже постепенно, по мере возможности, будем объемы производства наращивать», – отметила в интервью «Курсиву» Альбина Рашитова.

Любопытство не порок

Детский центр досуга и развития Super Star Club – не новичок на рынке образования. Его главное отличие от других в том, отмечают представители предприятия, что заниматься здесь могут не только дети, но и их родители, бабушки и дедушки. Самым младшим посетителям центра всего по девять месяцев, а самым возрастным – под 70. Чтобы взрослые не скучали, ожидая детей с занятий, им предлагают провести время в спортивном зале. Предложение пользуется популярностью.

Работает центр не первый год. Но и здесь не обошлось без господдержки. Недавно по программе ДКБ-2020 центр расширил свои площади. «Чтобы реализовать планы, получили кредит в размере 13 млн тенге на пять лет. Деньги направили на реконструкцию объектов инвестирования, на выполнение и проведение ремонтных работ, а также на пополнение оборотных средств», – рассказала старший администратор центра Татьяна Милютина.

Средняя цена на посещение детских образовательных и досуговых центров в Петропавловске составляет 8 тыс. тенге за 12-дневный курс занятий естественными и гуманитарными науками, творчеством и спортом.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg