Перейти к основному содержанию

167 просмотров

Стартапы в СКО готовы отвоевывать отечественный рынок

Закрыть потребность региона в обуви, молочной продукции и кондитерских изделиях пытается малый бизнес в области

Фото: Volodymyr Shtun

Предприниматели поняли, что пора бороться за место под солнцем, вернее, на внутреннем рынке. Ведь клиенты при наличии выбора охотно покупают местную продукцию, предпочитая ее импортной – давно заполонившей прилавки магазинов.

Эх, валенки, валенки

Жители Северо-Казахстанской области постепенно привыкают к тому, что обувь made in Petropavlovsk теснит привозные ботинки и сапоги в бутиках и магазинах. Но другие ниши местный бизнес занимать не спешит. К примеру, производства утепленной рабочей обуви не было. Только в прошлом году пробел решилась устранить бизнесвумен Куляш Татаева.

Причем она сама до этого времени не один год работала на продвижение импорта – с 2011 года занималась мелкооптовой реализацией товара из России. Пока не осознала, что можно делать не хуже. Для воплощения своей задумки воспользовалась господдержкой.

«В августе 2018 года получила кредит на сумму 18 млн тенге. Деньги вложила в оборудование. Приобрели пресс вырубку, швейные машинки и инжекторно-литьевой агрегат, при помощи которого льются подошвы», – рассказала Куляш Татаева журналистам во время организованного филиалом «Даму» пресс-тура.

Технологию освоила успешно, сегодня ее суконно-меховые и войлочные изделия выдерживают морозы до 50 градусов. В день в цехе изготавливают 50 пар обуви. Продукция поступает на местный рынок. Куляш Татаева уверена, что это – только начало пути в покорении отечественного рынка. 

Новоиспеченные 

Насытить рынок своей продукцией предлагает и еще одна жительница СКО Асель Калибасова – хозяйка нового кондитерского цеха. Здесь готовится несколько видов песочного печенья. Для девушки это первый собственный бизнес проект. Чтобы его реализовать, она в рамках программы «Еңбек» взяла кредит на покупку производственного помещения. Часть вложенных средств – собственные. Работу в новоиспеченной кондитерской фирме получили шесть человек. Пока, как и другим местным кондитерам, значительную долю сырья – различные начинки, смеси для кексов, арахис, кокос – Асель приходится завозить из России. Исключение составляет лишь мука, которую предприниматели предпочитают закупать в СКО.

А вот молокоперерабатывающее предприятие «ЭкоМол Сергеевка» в Петропавловске только готовится к запуску. В цехе, где когда-то располагался склад, идет ремонт, монтируется оборудование. Директору маленького молочного завода Альбине Рашитовой всего 21 год. Бизнес ведет вместе с братом – Бахытом. Учредители фирмы ожидают, что уже в конце года их продукцию попробуют и оценят местные жители. Производственные мощности мини-завода – 10 т переработанного молока в сутки, но в полную силу он заработает весной следующего года, когда надои возрастут.

«Дело начнется с малого – допустим, с переработки 500 литров молока в сутки. Потом уже постепенно, по мере возможности, будем объемы производства наращивать», – отметила в интервью «Курсиву» Альбина Рашитова.

Любопытство не порок

Детский центр досуга и развития Super Star Club – не новичок на рынке образования. Его главное отличие от других в том, отмечают представители предприятия, что заниматься здесь могут не только дети, но и их родители, бабушки и дедушки. Самым младшим посетителям центра всего по девять месяцев, а самым возрастным – под 70. Чтобы взрослые не скучали, ожидая детей с занятий, им предлагают провести время в спортивном зале. Предложение пользуется популярностью.

Работает центр не первый год. Но и здесь не обошлось без господдержки. Недавно по программе ДКБ-2020 центр расширил свои площади. «Чтобы реализовать планы, получили кредит в размере 13 млн тенге на пять лет. Деньги направили на реконструкцию объектов инвестирования, на выполнение и проведение ремонтных работ, а также на пополнение оборотных средств», – рассказала старший администратор центра Татьяна Милютина.

Средняя цена на посещение детских образовательных и досуговых центров в Петропавловске составляет 8 тыс. тенге за 12-дневный курс занятий естественными и гуманитарными науками, творчеством и спортом.

3206 просмотров

Как ливанец зарабатывает на кукурузе в Караганде

Особенность его продукции заключается в том, что в каждой упаковке есть небольшой подарок-сюрприз

Фото: Andrii Iemelianenko

У братьев Джафар казахстанское предприятие – не первое по счету. Сладкий бизнес они начали развивать сначала в родном Ливане, а затем стали завоевывать рынок Болгарии. Там в 1998 году они открыли первое крупное производство по выпуску кукурузных палочек, которые стали пользоваться активным спросом у местного населения.

В Украине их бизнес стартовал в 2003 году. На белорусский рынок братья вышли в 2007 году. А в 2013-м познакомились с казахстанскими предпринимателями, один из которых пригласил ливанских бизнесменов попробовать организовать аналогичное производство и в РК. 

«Я работал с братом в Беларуси и познакомился там с предпринимателем из Караганды. Ему понравилась наша идея и продукция. Он нам сказал, что в Казахстане такой продукции с сюрпризами нет. И мы решили попробовать свои силы здесь», – рассказал предприниматель Рафат Джафар Шафик.

В первую очередь бизнесмен стал искать удобное место расположения для своего будущего предприятия. Побывал в Алматы и Нур-Султане, но его выбор пал на Караганду, так как там оказалась самая удобная транспортная развязка.

«В Караганде нам удалось познакомиться и подружиться с владельцем здания и складских помещений, в которых сейчас располагается наше производство. Мы договорились с ним об аренде помещений общей площадью более 2 тыс. кв. м за 2 млн тенге», – отметил Рафат Джафар Шафик.

Чтобы запустить свое производство, предприниматель вложил в него более 270 тыс. евро. Изначально он занимался только упаковкой продукции других производителей. Однако с самого начала преследовал цель наладить полный цикл производства – от изготовления самих кукурузных палочек, разработки оригинальной упаковки и закупа качественных игрушек до упаковки готовой продукции. Кроме этого, он хотел выпускать продукт более высокого качества, чем местный. 

«Поначалу не все шло гладко. К примеру, был сильный скачок курса доллара, который не давал мне сориентироваться, по какой цене продавать товар. В июне 2015 года доллар стоил 185 тенге, а когда я приехал в сентябре, он уже стоил 270 тенге. И оборудование, и сырье, которые я хотел купить в Италии и Китае, были привязаны к доллару. Поэтому на первых порах я потерял около $180–200 тыс. Но любой бизнес в самом начале терпит убытки. Мы просто знали, что сможем наверстать все, потому что людям нравился наш товар», – говорит собеседник.

Оборудование для своего цеха бизнесмен закупал в разных странах. Часть привез из Болгарии, купив у своего брата. К примеру, производственная линия по выпуску кукурузных палочек стоила $100 тыс. Еще четыре автоматических упаковочных станка он приобрел также в пределах $100 тыс. в Болгарии и Беларуси. Они были не новыми, но в отличном состоянии. Также ему понадобились два станка для пайки подарочных яиц, полуавтоматическая установка фасовки кукурузных палочек и 10 паяльных устройств для упаковки. 

Освоить рынок

Первые три года предприятие работало лишь на покрытие своих расходов и осваивалось в Казахстане. В плюс бизнес вышел только в 2018 году, и предприниматель сразу же стал думать о расширении ассортимента продукции и увеличении оборотов. За кредитом он обратился в АО «Сбербанк», а для получения субсидий по частичному возмещению процентной ставки за кредит и бесплатной гарантии – в Фонд развития предпринимательства «Даму», так как для выдачи полной суммы займа ему не хватало залогов. К гражданину иностранного государства фонд долго присматривался.

«Я представил в качестве гарантии движимое имущество: машины, оборудование и т. д. Фонд понять можно, так как я иностранец, они должны проверить все. Я благодарен им за оказанное доверие и получение 10 млн тенге. Эти деньги я должен вернуть за полгода под 8%. Для нас эта сумма небольшая. Но очень нужная. Мы можем отдать ее за месяц», – рассказал г-н Рафат Джафар Шафик.

Сейчас его предприятие выпускает в среднем около двух тонн кукурузных палочек в день. Более 40% продукции уходит на экспорт в Россию. На внутренний рынок Казахстана идет остальная часть. В основном, крупными заказчиками являются города Алматы и Нур-Султан. К сожалению, в крупных супермаркетах Караганды продукцию бизнесмена не встретишь. Ее можно купить на оптовых рынках и в небольших магазинчиках. Предприниматель связывает это с конкуренцией и большими деньгами, которые у него просят владельцы супермаркетов для того, чтобы поставить товар на свои полки.

«Мы думаем, что в будущем наша продукция появится на полках супермаркетов. Пока это проблематично, так как, чтобы реализовывать поставки в крупные супермаркеты, нам нужно отдавать большие деньги. А мы работаем, в основном, с оптовыми дистрибьютерами, поэтому заказы у нас есть всегда. В основном, российские покупатели делают крупные заказы. В планах у нас расширить границы и экспортировать товар в Узбекистан и Кыргызстан», – признался г-н Рафат Джафар Шафик.

На его производстве для выпуска кукурузных палочек используют только казахстанское сырье. Бизнесмен отметил, что закупает кукурузную крупу, масло и сахар в Караганде, а упаковочные материалы – в Алматы. На его производстве трудится исключительно местное население. Всего в цехах работают 45 человек. Средняя заработная плата сотрудников составляет 100 тыс. тенге. 

Наполеоновские планы

На сегодняшний день карагандинское предприятие расширяет линейку своей продукции. К Новому году компания намерена увеличить объемы поставок уже имеющихся видов продукции и наладить производство новинки – подарочных наборов в виде чупа-чупсов. Данный продукт сейчас проходит стадию получения сертификата соответствия. 

«Пока планировать конкретные объемы производства сложно: в основном, это ручной труд. Поэтому сначала нужно обучить этому людей. Но, думаем, перед Новым годом данный продукт будет пользоваться еще большим спросом», – добавил г-н Рафат Джафар Шафик.

В будущем бизнесмен намерен увеличить площадь своего производства за счет строительства собственного завода, которое он планирует начать в течение трех лет. После запуска завода могут появиться дополнительные рабочие места для местных жителей.

«Сейчас дела у нас идут хорошо. Мы на втором месте по продажам после предприятия моего брата в Болгарии. На третьем месте производство в Беларуси и на четвертом – в Украине. Надеемся завоевать и казахстанцев», – резюмировал предприниматель.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций