Перейти к основному содержанию
1019 просмотров

Конкурентный товар

Как технологии помогают предпринимателям, выяснил «Курсив»

Фото: Shutterstock

Предприятия, действующие в Жамбылской области, абсолютно разные. Одно, привлекая зарубежные технологии и опыт, реализует свою продукцию местным жителям. Другое, напротив, сделав ставку на «все казахстанское», экспортирует свой товар за рубеж. Объединяет их одно – современные технологические процессы.

Теплицы для саженцев

Как рассказал «Курсиву» директор совместного казахстанско-турецкого предприятия ТОО «RC Agro Group» гражданин Турции Жихан Алабажак, особенность его предприятия заключается в том, что здесь используются современные системы полива (дождевальное орошение), кондиционирования, отопления, внесения удобрений. Все это работает в автоматическом режиме и создает идеальные условия для всходов.

По словам турецкого бизнесмена, в Казахстане тема теплиц хорошо развивается. Для открытия производства компания получила через программы ФРП «Даму» кредит в $100 тыс. На эти средства, собственно, и было приобретено необходимое для тепличного комплекса оборудование. 

Что касается семян, то, по словам главы компании, они завозятся из Голландии, Турции, России и Израиля. Урожай саженцев собирают три раза в год – один из них предназначен для летней полевой посадки. На 28 сотках за три сезона производят около 20 млн саженцев. 

«Если крестьяне сами будут выращивать такие саженцы, то у них будут большие потери, а это при том, что семена дорогие, затратно. Поэтому наши заказчики – это огородники или крестьянские хозяйства. Они заранее говорят, что им нужно, – вид овощей, сорт, количество, срок, и мы выполняем заказ. Если клиент сам привозит семена, то к лету мы ему вырастим один саженец за 15 тенге. А для теплиц саженцы дороже – 40 тенге, потому что у нас увеличивается их себестоимость, учитывая расходы на коммунальные услуги, – электроэнергию, отопление, вентиляцию», – рассказывает г-н Алабажак.

В теплице площадью 1 га – 25 тыс. саженцев томатов и огурцов турецкого сорта «Атом». «Он долго хранится, от одного растения мы получаем 10–12 кг огурцов. Со всей теплицы мы планируем снять около 250 тонн продукции. Получить такой урожай помогает система гидропоники – когда грунт, в котором растет корень, находится в специальном мягком пластиковом контейнере, что предотвращает его заражение болезнями, а питательные вещества полностью достаются корням. Этот метод питания способствует повышению урожая на 30%», – отметил директор компании.

Комбикорм на экспорт

Компания ТОО «Торговый дом Good Look», созданная в конце 2017 года, производит различные виды биокомбикорма для домашних животных, содержащихся на откормочных площадках. Для того чтобы развить производство, компания тоже обратилась в «Даму» за помощью. Полученные 430 млн тенге были пущены на строительство предприятия.

«В сутки мы производим около 480 тонн корма. Продукцию в основном отправляем на экспорт. Узбекистан покупает корм для бычков, Таджикистан и Туркменистан – для птиц, также отгружаем товар и в Кыргызстан. Помимо этого, у нас закупаются и для местных откормочных площадок. Сырье – зерновые культуры – мы завозим из Костанайской области, СКО, Шымкента, предварительно проверив его в своей лаборатории на клейковину, влажность и другие показатели», – говорит глава отдела продаж Мухаммед Усембаев.

Любопытно, что здесь, как утверждает директор ТОО Румия Хашимова, выпускается продукция почти на 100% отечественного содержания. Единственное, что завозится извне, – это добавляемые в смеси витамины от европейских производителей.

Каждый вид продукции имеет свое назначение. Здесь производят корма для кур, индюков, страусов, отдельно для коров и бычков, овец, лошадей. На предприятии дифференцированный подход. К примеру, комбикорма для куриц-несушек и бройлеров, белоголовых коров и ангусов состоят из необходимых именно данной породе ингредиентов. 

Как рассказывает Мухаммед Усембаев, на заводе есть своя лаборатория, в которой создают оптимальные и эффективные рецепты питательных смесей. Также клиенты, по его словам, сами могут заказать комбикорма по «своему» рецепту. Понятно, что состав корма влияет на его цену. Минимальная стоимость – от 70 тенге за килограмм.

banner_wsj.gif

2023 просмотра

Как в Казахстане заработать на цветах

Делится личным опытом сооснователь магазина Ayala flowers

Фото: Офелия Жакаева

Первые деньги на цветочном рынке я заработала 14 февраля 2015 года, открыв онлайн-магазин буквально накануне – продажи цветов в интернете тогда были новинкой, дневной доход составил 7 тысяч тенге. Хороший стимул для студентки со стипендией в 20 тысяч. К 8 марта я подготовилась более основательно, заработала 100 тысяч тенге и укрепилась в желании развивать бизнес дальше.

В то время, по моим подсчетам, через интернет продавалось около 4% цветов. Я понимала, что эта доля будет расти и стала изучать стратегии лидеров онлайн-продаж одежды и доставки еды. Было очевидно, что их преимущество построено на тщательном ведении клиентской базы и внимании к бизнес-процессам.

Скоро я пришла к выводу о важности сочетания онлайн- и офлайн-инструментов. Открыла физический магазин, он стал складом и местом встречи с клиентами, впервые обратившимися ко мне за букетом. Если качество цветов и обслуживания их устраивало, в последующем они оформляли заказы через интернет-магазин.

Параллельно я инвестировала в развитие технологий для упрощения ведения бизнеса. Специальных решений для рынка цветов тогда не было и меня увлекла идея стать первопроходцем, а потом на основе созданных технологий развивать франшизу.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax2.JPGФото: Офелия Жакаева

Должна признаться, что до сих пор не осмеливаюсь подсчитать итоговую сумму, потраченную на эту идею. Я пробовала разные модели взаимодействия с разработчиками, но внедрить цифровизацию в том виде, в каком я ее себе представляла, пока еще не удалось. Хотя на исходе второго года разработок я в значительной степени разгрузила себя от операционной работы – бизнес работал уже автономно, без моего активного участия. 

В декабре 2018 года по личным причинам я оставила бизнес в Алматы и переехала в столицу. В соцсетях о переезде сообщила в канун 14 февраля 2019 года и была удивлена реакции: среди моих подписчиков оказалось много жителей Нур-Султана – они следили за моей работой в Алматы и были уверены, что теперь я буду развивать такой же бизнес и в столице. Так я стала знакомиться со столичным рынком цветов и уже к мартовскому празднику вместе с сестрой запустила новый онлайн-магазин цветов.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax3.JPGФото: Офелия Жакаева

За год работы в Нур-Султане заметила, что участники цветочного рынка, по сравнению со своими коллегами из Алматы, здесь более открыты и дружелюбны – охотнее делятся опытом, информацией о товаре. Второе отличие касается покупателей – люди менее привередливы и быстрее принимают решения, на согласование букета уходит меньше времени. Особенность цветочного онлайн-бизнеса в том, что клиенты могут выбрать и оценить букет только по фотографии. Собрав букет с учетом предпочтений клиента, я отправляю фото заказчику. В 95% случаев жителей столицы все устраивает и только в 5% случаев надо немного менять состав или упаковку букета.

С оптовыми поставщиками дела обстоят не очень хорошо – в столице их явно не хватает, часто приходится сталкиваться с дефицитом цветов. Еще одно отличие рынка Алматы и Нур-Султана продиктовано погодой. В столице зимой букеты дополнительно упаковывают в специальную обертку, чтобы защитить от холода, это увеличивает временные и финансовые затраты. И еще, по моим наблюдениям, в Алматы цветы дарят чаще.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png