Перейти к основному содержанию

540 просмотров

Конкурентный товар

Как технологии помогают предпринимателям, выяснил «Курсив»

Фото: Shutterstock

Предприятия, действующие в Жамбылской области, абсолютно разные. Одно, привлекая зарубежные технологии и опыт, реализует свою продукцию местным жителям. Другое, напротив, сделав ставку на «все казахстанское», экспортирует свой товар за рубеж. Объединяет их одно – современные технологические процессы.

Теплицы для саженцев

Как рассказал «Курсиву» директор совместного казахстанско-турецкого предприятия ТОО «RC Agro Group» гражданин Турции Жихан Алабажак, особенность его предприятия заключается в том, что здесь используются современные системы полива (дождевальное орошение), кондиционирования, отопления, внесения удобрений. Все это работает в автоматическом режиме и создает идеальные условия для всходов.

По словам турецкого бизнесмена, в Казахстане тема теплиц хорошо развивается. Для открытия производства компания получила через программы ФРП «Даму» кредит в $100 тыс. На эти средства, собственно, и было приобретено необходимое для тепличного комплекса оборудование. 

Что касается семян, то, по словам главы компании, они завозятся из Голландии, Турции, России и Израиля. Урожай саженцев собирают три раза в год – один из них предназначен для летней полевой посадки. На 28 сотках за три сезона производят около 20 млн саженцев. 

«Если крестьяне сами будут выращивать такие саженцы, то у них будут большие потери, а это при том, что семена дорогие, затратно. Поэтому наши заказчики – это огородники или крестьянские хозяйства. Они заранее говорят, что им нужно, – вид овощей, сорт, количество, срок, и мы выполняем заказ. Если клиент сам привозит семена, то к лету мы ему вырастим один саженец за 15 тенге. А для теплиц саженцы дороже – 40 тенге, потому что у нас увеличивается их себестоимость, учитывая расходы на коммунальные услуги, – электроэнергию, отопление, вентиляцию», – рассказывает г-н Алабажак.

В теплице площадью 1 га – 25 тыс. саженцев томатов и огурцов турецкого сорта «Атом». «Он долго хранится, от одного растения мы получаем 10–12 кг огурцов. Со всей теплицы мы планируем снять около 250 тонн продукции. Получить такой урожай помогает система гидропоники – когда грунт, в котором растет корень, находится в специальном мягком пластиковом контейнере, что предотвращает его заражение болезнями, а питательные вещества полностью достаются корням. Этот метод питания способствует повышению урожая на 30%», – отметил директор компании.

Комбикорм на экспорт

Компания ТОО «Торговый дом Good Look», созданная в конце 2017 года, производит различные виды биокомбикорма для домашних животных, содержащихся на откормочных площадках. Для того чтобы развить производство, компания тоже обратилась в «Даму» за помощью. Полученные 430 млн тенге были пущены на строительство предприятия.

«В сутки мы производим около 480 тонн корма. Продукцию в основном отправляем на экспорт. Узбекистан покупает корм для бычков, Таджикистан и Туркменистан – для птиц, также отгружаем товар и в Кыргызстан. Помимо этого, у нас закупаются и для местных откормочных площадок. Сырье – зерновые культуры – мы завозим из Костанайской области, СКО, Шымкента, предварительно проверив его в своей лаборатории на клейковину, влажность и другие показатели», – говорит глава отдела продаж Мухаммед Усембаев.

Любопытно, что здесь, как утверждает директор ТОО Румия Хашимова, выпускается продукция почти на 100% отечественного содержания. Единственное, что завозится извне, – это добавляемые в смеси витамины от европейских производителей.

Каждый вид продукции имеет свое назначение. Здесь производят корма для кур, индюков, страусов, отдельно для коров и бычков, овец, лошадей. На предприятии дифференцированный подход. К примеру, комбикорма для куриц-несушек и бройлеров, белоголовых коров и ангусов состоят из необходимых именно данной породе ингредиентов. 

Как рассказывает Мухаммед Усембаев, на заводе есть своя лаборатория, в которой создают оптимальные и эффективные рецепты питательных смесей. Также клиенты, по его словам, сами могут заказать комбикорма по «своему» рецепту. Понятно, что состав корма влияет на его цену. Минимальная стоимость – от 70 тенге за килограмм.

3102 просмотра

Как ливанец зарабатывает на кукурузе в Караганде

Особенность его продукции заключается в том, что в каждой упаковке есть небольшой подарок-сюрприз

Фото: Andrii Iemelianenko

У братьев Джафар казахстанское предприятие – не первое по счету. Сладкий бизнес они начали развивать сначала в родном Ливане, а затем стали завоевывать рынок Болгарии. Там в 1998 году они открыли первое крупное производство по выпуску кукурузных палочек, которые стали пользоваться активным спросом у местного населения.

В Украине их бизнес стартовал в 2003 году. На белорусский рынок братья вышли в 2007 году. А в 2013-м познакомились с казахстанскими предпринимателями, один из которых пригласил ливанских бизнесменов попробовать организовать аналогичное производство и в РК. 

«Я работал с братом в Беларуси и познакомился там с предпринимателем из Караганды. Ему понравилась наша идея и продукция. Он нам сказал, что в Казахстане такой продукции с сюрпризами нет. И мы решили попробовать свои силы здесь», – рассказал предприниматель Рафат Джафар Шафик.

В первую очередь бизнесмен стал искать удобное место расположения для своего будущего предприятия. Побывал в Алматы и Нур-Султане, но его выбор пал на Караганду, так как там оказалась самая удобная транспортная развязка.

«В Караганде нам удалось познакомиться и подружиться с владельцем здания и складских помещений, в которых сейчас располагается наше производство. Мы договорились с ним об аренде помещений общей площадью более 2 тыс. кв. м за 2 млн тенге», – отметил Рафат Джафар Шафик.

Чтобы запустить свое производство, предприниматель вложил в него более 270 тыс. евро. Изначально он занимался только упаковкой продукции других производителей. Однако с самого начала преследовал цель наладить полный цикл производства – от изготовления самих кукурузных палочек, разработки оригинальной упаковки и закупа качественных игрушек до упаковки готовой продукции. Кроме этого, он хотел выпускать продукт более высокого качества, чем местный. 

«Поначалу не все шло гладко. К примеру, был сильный скачок курса доллара, который не давал мне сориентироваться, по какой цене продавать товар. В июне 2015 года доллар стоил 185 тенге, а когда я приехал в сентябре, он уже стоил 270 тенге. И оборудование, и сырье, которые я хотел купить в Италии и Китае, были привязаны к доллару. Поэтому на первых порах я потерял около $180–200 тыс. Но любой бизнес в самом начале терпит убытки. Мы просто знали, что сможем наверстать все, потому что людям нравился наш товар», – говорит собеседник.

Оборудование для своего цеха бизнесмен закупал в разных странах. Часть привез из Болгарии, купив у своего брата. К примеру, производственная линия по выпуску кукурузных палочек стоила $100 тыс. Еще четыре автоматических упаковочных станка он приобрел также в пределах $100 тыс. в Болгарии и Беларуси. Они были не новыми, но в отличном состоянии. Также ему понадобились два станка для пайки подарочных яиц, полуавтоматическая установка фасовки кукурузных палочек и 10 паяльных устройств для упаковки. 

Освоить рынок

Первые три года предприятие работало лишь на покрытие своих расходов и осваивалось в Казахстане. В плюс бизнес вышел только в 2018 году, и предприниматель сразу же стал думать о расширении ассортимента продукции и увеличении оборотов. За кредитом он обратился в АО «Сбербанк», а для получения субсидий по частичному возмещению процентной ставки за кредит и бесплатной гарантии – в Фонд развития предпринимательства «Даму», так как для выдачи полной суммы займа ему не хватало залогов. К гражданину иностранного государства фонд долго присматривался.

«Я представил в качестве гарантии движимое имущество: машины, оборудование и т. д. Фонд понять можно, так как я иностранец, они должны проверить все. Я благодарен им за оказанное доверие и получение 10 млн тенге. Эти деньги я должен вернуть за полгода под 8%. Для нас эта сумма небольшая. Но очень нужная. Мы можем отдать ее за месяц», – рассказал г-н Рафат Джафар Шафик.

Сейчас его предприятие выпускает в среднем около двух тонн кукурузных палочек в день. Более 40% продукции уходит на экспорт в Россию. На внутренний рынок Казахстана идет остальная часть. В основном, крупными заказчиками являются города Алматы и Нур-Султан. К сожалению, в крупных супермаркетах Караганды продукцию бизнесмена не встретишь. Ее можно купить на оптовых рынках и в небольших магазинчиках. Предприниматель связывает это с конкуренцией и большими деньгами, которые у него просят владельцы супермаркетов для того, чтобы поставить товар на свои полки.

«Мы думаем, что в будущем наша продукция появится на полках супермаркетов. Пока это проблематично, так как, чтобы реализовывать поставки в крупные супермаркеты, нам нужно отдавать большие деньги. А мы работаем, в основном, с оптовыми дистрибьютерами, поэтому заказы у нас есть всегда. В основном, российские покупатели делают крупные заказы. В планах у нас расширить границы и экспортировать товар в Узбекистан и Кыргызстан», – признался г-н Рафат Джафар Шафик.

На его производстве для выпуска кукурузных палочек используют только казахстанское сырье. Бизнесмен отметил, что закупает кукурузную крупу, масло и сахар в Караганде, а упаковочные материалы – в Алматы. На его производстве трудится исключительно местное население. Всего в цехах работают 45 человек. Средняя заработная плата сотрудников составляет 100 тыс. тенге. 

Наполеоновские планы

На сегодняшний день карагандинское предприятие расширяет линейку своей продукции. К Новому году компания намерена увеличить объемы поставок уже имеющихся видов продукции и наладить производство новинки – подарочных наборов в виде чупа-чупсов. Данный продукт сейчас проходит стадию получения сертификата соответствия. 

«Пока планировать конкретные объемы производства сложно: в основном, это ручной труд. Поэтому сначала нужно обучить этому людей. Но, думаем, перед Новым годом данный продукт будет пользоваться еще большим спросом», – добавил г-н Рафат Джафар Шафик.

В будущем бизнесмен намерен увеличить площадь своего производства за счет строительства собственного завода, которое он планирует начать в течение трех лет. После запуска завода могут появиться дополнительные рабочие места для местных жителей.

«Сейчас дела у нас идут хорошо. Мы на втором месте по продажам после предприятия моего брата в Болгарии. На третьем месте производство в Беларуси и на четвертом – в Украине. Надеемся завоевать и казахстанцев», – резюмировал предприниматель.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций