Перейти к основному содержанию

1966 просмотров

Как заработать на невестах в Казахстане

Жамбылская предпринимательница развила свой бизнес по пошиву приданого

Фото: Shutterstock

62-летняя предпринимательница Захира Мырзахметова производит корпешки, подушки, одеяла, матрасы, думки (маленькие подушки – «Курсив») и даже сундуки из тканевого материала, в которые можно уместить весь комплект приданого для невесты.

Бата в начале пути

Шить Захира Мырзахметова начала еще в молодости. Как рассказывает собеседница, после замужества она часто реставрировала домашние корпешки и подушки.

«Обычно перед праздниками – Наурызом, Новым годом, айтами – мне хотелось, чтобы к приходу гостей в нашем доме все выглядело как новое. Для этого я меняла наружные слои корпешек и подушек. Помню, пожилые люди, навещавшие тогда наш дом, удивлялись обновкам, гладили их, и, когда узнавали, что это сделала я, давали мне бата – благословения», – вспоминает Захира Мырзахметова.

Выход из тени

По словам предпринимательницы, большой опыт она получила в конце 1990-х, когда работы у многих не было, а зарплату часто задерживали. С двумя сыновьями-студентами, которые к тому времени тоже стали портными, она на лето уезжала на заработки в Алматы.

«Ткани покупали в соседнем Бишкеке, шили на съемной квартире и сдавали свой товар торговцам с барахолки. Деньги у них были всегда. После того, как качество и дизайн наших товаров стали нравиться покупателям, потенциальные заказчики начали выходить напрямую на нас: рассказывали о своих предпочтениях, иногда мы вместе ездили выбирать ткани», – поделилась швея.

В 2003 году Захира решила открыть ИП, наняла на работу швей и закройщиц. Тогда в Таразе, уже перестав ездить в Алматы, она показала свое мастерство во время празднования Наурыза. Многие жамбылские крупные компании заказали ей внутреннее оформление юрты. После этого о таразской мастерице и ее продукции узнали и областные власти.  

Большая потеря

А затем Захира Мырзахметова решила построить большой трехуровневый павильон, где можно было бы презентовать свою продукцию, обучать детей и подростков шитью. В планах было также организовать курсы по обучению национальному ремеслу – изготовлению ювелирных изделий, изделий из кожи. 

Взяв через фонд «Даму» кредит в размере 13 млн тенге, добавив свои 1,5 млн тенге, предпринимательница обратилась в местную строительную фирму. Однако подрядчик, получив деньги, выполнил лишь 30% объема работ и исчез. Заставить его закончить строительство или вернуть деньги предпринимательница так и не смогла. В итоге ей пришлось достраивать павильон на свои деньги и рассчитываться по кредиту. 

Секрет успеха

По словам Захиры Мырзахметовой, на юге женщинам, решившим заняться бизнесом, обязательно нужна поддержка близких, и в первую очередь супруга. Ей пережить трудные времена помог Омырзак Дильдабек, с которым предпринимательница познакомилась в 2004 году. Они вместе заказывали ткани – парчу, атлас, велюр, «водопад», сатин. Вначале в Бишкеке и в Узбекистане. А затем стали осваивать и зарубежные рынки – Китая, Турции и даже Южной Кореи. 

«Сейчас товар практически не залеживается – все раскупают. Бывает, что на складе не остается ни одной подушки или корпешки. Часто шьем под заказ. Мы всегда старались делать так, чтобы невестке, пришедшей в чужой дом, не было стыдно, а, наоборот, ее новые родственники удивлялись красоте и качеству ее приданого. А это – главное желание заказчиков. А вот секретом своего успеха я бы назвала желание делать качественно то, что тебе нравится. Ну и, конечно, должны быть навыки управления бизнес-процессами – производством, сбытом, а также персоналом», – отметила предпринимательница.
 

banner_wsj.gif

1415 просмотров

Как в Казахстане заработать на цветах

Делится личным опытом сооснователь магазина Ayala flowers

Фото: Офелия Жакаева

Первые деньги на цветочном рынке я заработала 14 февраля 2015 года, открыв онлайн-магазин буквально накануне – продажи цветов в интернете тогда были новинкой, дневной доход составил 7 тысяч тенге. Хороший стимул для студентки со стипендией в 20 тысяч. К 8 марта я подготовилась более основательно, заработала 100 тысяч тенге и укрепилась в желании развивать бизнес дальше.

В то время, по моим подсчетам, через интернет продавалось около 4% цветов. Я понимала, что эта доля будет расти и стала изучать стратегии лидеров онлайн-продаж одежды и доставки еды. Было очевидно, что их преимущество построено на тщательном ведении клиентской базы и внимании к бизнес-процессам.

Скоро я пришла к выводу о важности сочетания онлайн- и офлайн-инструментов. Открыла физический магазин, он стал складом и местом встречи с клиентами, впервые обратившимися ко мне за букетом. Если качество цветов и обслуживания их устраивало, в последующем они оформляли заказы через интернет-магазин.

Параллельно я инвестировала в развитие технологий для упрощения ведения бизнеса. Специальных решений для рынка цветов тогда не было и меня увлекла идея стать первопроходцем, а потом на основе созданных технологий развивать франшизу.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax2.JPGФото: Офелия Жакаева

Должна признаться, что до сих пор не осмеливаюсь подсчитать итоговую сумму, потраченную на эту идею. Я пробовала разные модели взаимодействия с разработчиками, но внедрить цифровизацию в том виде, в каком я ее себе представляла, пока еще не удалось. Хотя на исходе второго года разработок я в значительной степени разгрузила себя от операционной работы – бизнес работал уже автономно, без моего активного участия. 

В декабре 2018 года по личным причинам я оставила бизнес в Алматы и переехала в столицу. В соцсетях о переезде сообщила в канун 14 февраля 2019 года и была удивлена реакции: среди моих подписчиков оказалось много жителей Нур-Султана – они следили за моей работой в Алматы и были уверены, что теперь я буду развивать такой же бизнес и в столице. Так я стала знакомиться со столичным рынком цветов и уже к мартовскому празднику вместе с сестрой запустила новый онлайн-магазин цветов.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax3.JPGФото: Офелия Жакаева

За год работы в Нур-Султане заметила, что участники цветочного рынка, по сравнению со своими коллегами из Алматы, здесь более открыты и дружелюбны – охотнее делятся опытом, информацией о товаре. Второе отличие касается покупателей – люди менее привередливы и быстрее принимают решения, на согласование букета уходит меньше времени. Особенность цветочного онлайн-бизнеса в том, что клиенты могут выбрать и оценить букет только по фотографии. Собрав букет с учетом предпочтений клиента, я отправляю фото заказчику. В 95% случаев жителей столицы все устраивает и только в 5% случаев надо немного менять состав или упаковку букета.

С оптовыми поставщиками дела обстоят не очень хорошо – в столице их явно не хватает, часто приходится сталкиваться с дефицитом цветов. Еще одно отличие рынка Алматы и Нур-Султана продиктовано погодой. В столице зимой букеты дополнительно упаковывают в специальную обертку, чтобы защитить от холода, это увеличивает временные и финансовые затраты. И еще, по моим наблюдениям, в Алматы цветы дарят чаще.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif