Перейти к основному содержанию

685 просмотров

Как заработать на бабочках в Шымкенте

Поток посетителей на такие выставки немаленький, а входные билеты - довольно дорогие для основной массы жителей

Фото: Shutterstock

В Шымкент стали часто приезжать выставки тропических бабочек. Администраторы не обсуждают финансовую составляющую своего бизнеса, предпочитая говорить лишь о самих бабочках и их особенностях. Насколько выгоден бизнес на бабочках, выяснял «Курсив».

Удовольствие на 5 минут

Очередная выставка разместилась в одном из крупнейших шымкентских торговых домов. Цена билета для взрослых – 1 400 тенге, для детей с трех лет – 1 200 тенге, для пенсионеров – 1 тыс. тенге. 

Внутри инсектария температура воздуха поддерживается на отметке 28 градусов, а влажность – не менее 75%. В зимнее время года тепло одетые люди могут выдержать такие условия недолго – от 5 до 15 минут. 

Таким образом, заплатив за вход примерно 5 тыс. тенге, семья из четырех человек проводит на экскурсии не более 10 минут. Внутри могут одновременно находиться до восьми человек. Основной наплыв посетителей в будние дни – по вечерам. Люди даже стоят в очереди, несмотря на стремительность экскурсий. В выходные дни работникам выставки и вовсе сидеть не приходится. Выставка работает с 10 утра до 10 вечера, без выходных и перерывов на обед.

Риск минимален

По словам администратора выставки Виталия Оспанова, живых бабочек из города в город приходится перевозить редко. 

«Мы заказываем бабочек в коконах, которые нам привозят каждые две недели. Особого ухода появившиеся на свет насекомые не требуют. Мы их кормим перезревшими апельсинами и бананами, а также готовим сладкий сироп. Бабочки едят раз в сутки», – говорит администратор.

За коконами вообще не требуется никакого ухода, их лишь надо при помощи клея, ваты и прищепок разместить на специальных веточках, где они проведут от двух до трех недель в неподвижном состоянии. Появившиеся на свет бабочки еще сутки сидят рядом со своими коконами, сушат крылья. В это время они не едят.

«Мы получаем по 100 коконов, треть из них погибает, – поясняет Виталий Оспанов. – Такая статистика присутствует везде, где соблюдаются условия содержания бабочек. У нас 15 видов этих насекомых. Выбираем всегда самых красивых, ярких, чтобы людям было интересно на них смотреть».

Отходов нет

Тропические бабочки живут по-разному: некоторые не более трех дней, другие – до полутора месяцев. Если выставка заканчивается, а живые бабочки все еще порхают по инсектарию, то их ловят, аккуратно складывают им крылышки, помещают в специальный бумажный конвертик, а затем укладывают в перфорированные коробочки. Затем слегка охлаждают, чтобы они потеряли свою активность, и перевозят в другой город. По словам Виталия Оспанова, везут бабочек не более 9–10 часов, именно такое время они спокойно выдерживают.

Между тем мертвые бабочки для организаторов выставок – тоже товар. Так как треть насекомых погибает еще в коконах, еще столько же – в первые дни жизни, таких бабочек предприниматели, не желающие терять доходы, продают. 

«Мы продаем их дизайнерам, которые могут сделать из насекомых красивые инсталляции. Стоят они от 500 тенге, но если кому-то нужно купить сразу несколько бабочек, конечно, уступаем», – рассказала «Курсиву» гид выставки Эльза Жилкишиева.

К слову, дизайнеры изготавливают не только инсталляции, но и бижутерию. К примеру, простые серьги из крыльев бабочек стоят свыше 2 тыс. тенге, с золотой окантовкой – около 20 тыс. тенге, кулоны – от 2700 тенге до 10 тыс. тенге.

Бизнес перспективный

Основными поставщиками коконов являются Филиппины, Коста-Рика, Малайзия. Самые дешевые – филиппинские: от $1,2 до 3,5. Самые дорогие – южноамериканские, их цена колеблется от $3,5 до 7 за кокон. Коконы продаются сетами по 100 штук, можно заказать и больше.

Непосредственно на фермах-производителях покупают крупные поставщики. Например, в Казахстан коконы привозят из Москвы. К сумме заказа прибавляются 500 рублей (3040 тенге) за отправку и тариф за услуги авиакомпании. Кроме этого, оформление ветеринарного сертификата на имя покупателя обойдется еще в 850 рублей, что эквивалентно 5168 тенге.

Для выведения бабочек из коконов нужны просторное помещение, специальный деревянный ящик с поперечно положенными бамбуковыми палочками и соответствующие температура и влажность. В Шымкенте увлажнители стоят от 9 тыс. тенге, обогреватели – от 7 тыс. тенге.

Бизнес на бабочках считается выгодным, но при условии, что налажен сбыт насекомых. Этот вид бизнеса в Казахстане фактически только начинается: первые фирмы появились в Алматы в прошлом году.

Кстати, проведение выставок – это только одна составляющая получения доходов. В настоящее время довольно быстро набирает обороты торговля живыми бабочками, стоимость которых начинается от 5500 тенге за штуку. Например, в последнее время пошла мода на салюты из бабочек, которые запускают на свадебных торжествах, юбилеях, корпоративах. 

Более скромные подарки с бабочками – букеты цветов в красивых прозрачных упаковках, на которых сидят одна-три живые тропические особи. Ввиду дороговизны обычно покупатели заказывают бабочек штучно.

3148 просмотров

Как ливанец зарабатывает на кукурузе в Караганде

Особенность его продукции заключается в том, что в каждой упаковке есть небольшой подарок-сюрприз

Фото: Andrii Iemelianenko

У братьев Джафар казахстанское предприятие – не первое по счету. Сладкий бизнес они начали развивать сначала в родном Ливане, а затем стали завоевывать рынок Болгарии. Там в 1998 году они открыли первое крупное производство по выпуску кукурузных палочек, которые стали пользоваться активным спросом у местного населения.

В Украине их бизнес стартовал в 2003 году. На белорусский рынок братья вышли в 2007 году. А в 2013-м познакомились с казахстанскими предпринимателями, один из которых пригласил ливанских бизнесменов попробовать организовать аналогичное производство и в РК. 

«Я работал с братом в Беларуси и познакомился там с предпринимателем из Караганды. Ему понравилась наша идея и продукция. Он нам сказал, что в Казахстане такой продукции с сюрпризами нет. И мы решили попробовать свои силы здесь», – рассказал предприниматель Рафат Джафар Шафик.

В первую очередь бизнесмен стал искать удобное место расположения для своего будущего предприятия. Побывал в Алматы и Нур-Султане, но его выбор пал на Караганду, так как там оказалась самая удобная транспортная развязка.

«В Караганде нам удалось познакомиться и подружиться с владельцем здания и складских помещений, в которых сейчас располагается наше производство. Мы договорились с ним об аренде помещений общей площадью более 2 тыс. кв. м за 2 млн тенге», – отметил Рафат Джафар Шафик.

Чтобы запустить свое производство, предприниматель вложил в него более 270 тыс. евро. Изначально он занимался только упаковкой продукции других производителей. Однако с самого начала преследовал цель наладить полный цикл производства – от изготовления самих кукурузных палочек, разработки оригинальной упаковки и закупа качественных игрушек до упаковки готовой продукции. Кроме этого, он хотел выпускать продукт более высокого качества, чем местный. 

«Поначалу не все шло гладко. К примеру, был сильный скачок курса доллара, который не давал мне сориентироваться, по какой цене продавать товар. В июне 2015 года доллар стоил 185 тенге, а когда я приехал в сентябре, он уже стоил 270 тенге. И оборудование, и сырье, которые я хотел купить в Италии и Китае, были привязаны к доллару. Поэтому на первых порах я потерял около $180–200 тыс. Но любой бизнес в самом начале терпит убытки. Мы просто знали, что сможем наверстать все, потому что людям нравился наш товар», – говорит собеседник.

Оборудование для своего цеха бизнесмен закупал в разных странах. Часть привез из Болгарии, купив у своего брата. К примеру, производственная линия по выпуску кукурузных палочек стоила $100 тыс. Еще четыре автоматических упаковочных станка он приобрел также в пределах $100 тыс. в Болгарии и Беларуси. Они были не новыми, но в отличном состоянии. Также ему понадобились два станка для пайки подарочных яиц, полуавтоматическая установка фасовки кукурузных палочек и 10 паяльных устройств для упаковки. 

Освоить рынок

Первые три года предприятие работало лишь на покрытие своих расходов и осваивалось в Казахстане. В плюс бизнес вышел только в 2018 году, и предприниматель сразу же стал думать о расширении ассортимента продукции и увеличении оборотов. За кредитом он обратился в АО «Сбербанк», а для получения субсидий по частичному возмещению процентной ставки за кредит и бесплатной гарантии – в Фонд развития предпринимательства «Даму», так как для выдачи полной суммы займа ему не хватало залогов. К гражданину иностранного государства фонд долго присматривался.

«Я представил в качестве гарантии движимое имущество: машины, оборудование и т. д. Фонд понять можно, так как я иностранец, они должны проверить все. Я благодарен им за оказанное доверие и получение 10 млн тенге. Эти деньги я должен вернуть за полгода под 8%. Для нас эта сумма небольшая. Но очень нужная. Мы можем отдать ее за месяц», – рассказал г-н Рафат Джафар Шафик.

Сейчас его предприятие выпускает в среднем около двух тонн кукурузных палочек в день. Более 40% продукции уходит на экспорт в Россию. На внутренний рынок Казахстана идет остальная часть. В основном, крупными заказчиками являются города Алматы и Нур-Султан. К сожалению, в крупных супермаркетах Караганды продукцию бизнесмена не встретишь. Ее можно купить на оптовых рынках и в небольших магазинчиках. Предприниматель связывает это с конкуренцией и большими деньгами, которые у него просят владельцы супермаркетов для того, чтобы поставить товар на свои полки.

«Мы думаем, что в будущем наша продукция появится на полках супермаркетов. Пока это проблематично, так как, чтобы реализовывать поставки в крупные супермаркеты, нам нужно отдавать большие деньги. А мы работаем, в основном, с оптовыми дистрибьютерами, поэтому заказы у нас есть всегда. В основном, российские покупатели делают крупные заказы. В планах у нас расширить границы и экспортировать товар в Узбекистан и Кыргызстан», – признался г-н Рафат Джафар Шафик.

На его производстве для выпуска кукурузных палочек используют только казахстанское сырье. Бизнесмен отметил, что закупает кукурузную крупу, масло и сахар в Караганде, а упаковочные материалы – в Алматы. На его производстве трудится исключительно местное население. Всего в цехах работают 45 человек. Средняя заработная плата сотрудников составляет 100 тыс. тенге. 

Наполеоновские планы

На сегодняшний день карагандинское предприятие расширяет линейку своей продукции. К Новому году компания намерена увеличить объемы поставок уже имеющихся видов продукции и наладить производство новинки – подарочных наборов в виде чупа-чупсов. Данный продукт сейчас проходит стадию получения сертификата соответствия. 

«Пока планировать конкретные объемы производства сложно: в основном, это ручной труд. Поэтому сначала нужно обучить этому людей. Но, думаем, перед Новым годом данный продукт будет пользоваться еще большим спросом», – добавил г-н Рафат Джафар Шафик.

В будущем бизнесмен намерен увеличить площадь своего производства за счет строительства собственного завода, которое он планирует начать в течение трех лет. После запуска завода могут появиться дополнительные рабочие места для местных жителей.

«Сейчас дела у нас идут хорошо. Мы на втором месте по продажам после предприятия моего брата в Болгарии. На третьем месте производство в Беларуси и на четвертом – в Украине. Надеемся завоевать и казахстанцев», – резюмировал предприниматель.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций