Перейти к основному содержанию
2303 просмотра

Как в Карагандинской области увеличить урожай вдвое

История Султана Мурсалимова

Фото: 279photo Studio

Предприятие, имеющее крупнейшую в стране площадь закрытого грунта, в основном занимается выращиванием огурцов и томатов. Но здесь также созревают лимоны, апельсины, хурма, гуава и маракуйя. Как можно увеличить обороты компании, не увеличивая территорию для посадок, рассказал «Курсиву» директор предприятия Султан Мурсалимов.

Огород круглый год

Топарские теплицы, находящиеся в 40 км от Караганды, известны многим торговым сетям. С 20 га закрытого грунта за год в теплицах собирают больше 4,5 тыс. т урожая. С января по сентябрь 2019 года с 8 га сняли и реализовали 2,7 тыс. т огурцов. На них предприятие заработало больше 914,4 млн тенге. Еще с 11 га собрали и отправили на продажу 1,2 тыс. т томатов на сумму 427,4 млн тенге. 32 млн тенге тепличное хозяйство получило от продажи зелени. Общий доход от реализации продукции за девять месяцев составил 1,3 млрд тенге. Для сравнения: за аналогичный период 2015 года предприятие получило всего 710 млн тенге. 

По словам директора ТОО «Топарские теплицы» Султана Мурсалимова, обороты предприятия выросли с внедрением автоматического капельного полива и после элементарного улучшения условий труда. За пять лет в тепличных блоках забетонировали полы, что облегчило передвижение техники и работников и сократило вдвое временные затраты на высадку и уборку растений. Дизельные погрузчики заменили на электрические. На новшества предприятие потратило около 300 млн тенге оборотных средств.

«Зарплаты подняли. В 2015 году тепличницы в среднем получали 25 тыс. тенге, сейчас средняя зарплата 105 тыс. тенге, а на сдельной основе зарабатывают до 180–200 тыс. тенге. Снизилась текучесть кадров, пять лет назад при штатной численности 250 человек в месяц 150–160 человек менялись, сейчас 5–6 человек. Нет дефицита рабочих рук – значит, вовремя собран урожай. Раньше из-за нехватки кадров мы десятки тонн продукции попросту выбрасывали», – рассказывает директор предприятия.

Тепличная экзотика

Выращивают в топарских теплицах не только овощи. Один блок занимает лимонная роща. С 400 деревьев за девять месяцев здесь собрали больше 8 т цитрусов. По словам главы компании, бывало, что годовой урожай достигал 40 т.

Кроме того, в качестве эксперимента специалистами теплиц были посажены и успешно растут хурма, грейпфруты, апельсины, маракуйя и гуава. Недавно из семян пророс киви.

Экзотику выращивают не на продажу, а для души. На вопрос, в чем секрет того, что заморские растения приживаются на топарской земле, сотрудники компании отвечают: «Люди здесь хорошие».

Биоагенты для растений

На рынке продукция топарских теплиц дороже привозной. Ценовую разницу директор предприятия объясняет качеством. В борьбе с вредителями в топарских теплицах используют не химикаты, а энтомофагов. Полезных насекомых шесть видов, их выращивают в собственной биолаборатории, подобной которой нет ни в одной теплице Казахстана. 

Как отмечает глава компании, несмотря на качество, когда на рынок заходит зарубежный товар, держать цену сложно. «Здесь нужен бы контроль за качеством. Зарубежные поставщики заходят на рынок с товаром худшего качества с демпинговыми ценами. Мы вынуждены снижать стоимость. Получается себестоимость производства высокая, а покупательская способность низкая», – отмечает г-н Мурсалимов.

В теплицы раз в две недели привозят израильских шмелей, которые опыляют растения. Опыление увеличивает урожайность примерно на 30%. Кроме того, для улучшения роста растений специалисты теплиц включают в блоках классическую музыку.

Да был бы свет

Если влияние музыки на рост и урожайность растений специалисты подтвердить не могут, то в необходимости дополнительного света уверены. Сейчас с одного квадратного метра в год собирают 47 кг огурцов. Султан Мурсалимов считает, что топарские теплицы могли бы давать урожай в два раза больше, если бы была подсветка, в которой растения нуждаются с поздней осени до весны. Но для обеспечения дополнительной мощности нужно протянуть линию примерно 3 км, построить подстанцию. Для этого требуется не менее 700 млн тенге, которых у предприятия нет. 

Кроме того, говорит Султан Мурсалимов, топарские теплицы, как и остальные в Казахстане, нуждаются в помощи в виде инвестсубсидий. 

«Сельхозпроизводителям нужна поддержка государства. Самим теплицам выжить невозможно. Они не смогут содержать себя, особенно в регионах, где высокий тариф на электроэнергию. А без подсветки предприятия не смогут работать в полноценном режиме круглый год, выращивать урожай и продавать его по приемлемым ценам», – говорит руководитель ТОО.

По его словам, в числе проблем, с которыми сталкиваются не только топарские, но и все тепличные комплексы в стране, – дефицит кадров, в частности недостаток квалифицированных агрономов и технологов. «Учебные заведения страны, – говорит Султан Мурсалимов, – готовят выпускников, оторванных от реалий. Сейчас в теплицах Казахстана работают агрономы из Голландии, Турции, Украины, России, чьи услуги могут себе позволить не все предприятия».

Границы рынка

Продукция топарских теплиц большей частью идет на внутренний рынок – в Караганду, Астану, Павлодарскую область, Кокшетау, Костанай. Около 30% овощей отправляют в Россию. Огурцы и томаты пользуются спросом в сетях супермаркетов Омска, Томска, Кемерово, Красноярска и Барнаула.

«Есть инвесторы, которые готовы вкладываться в развитие, строить новые теплицы. Исключительная привлекательность топарских теплиц – это расположение в центре Казахстана. Удобно торговать на Россию, можно на юг, в перспективе и на Китай, который тоже заинтересован в качественной продукции», – резюмировал бизнесмен.

banner_wsj.gif

2023 просмотра

Как в Казахстане заработать на цветах

Делится личным опытом сооснователь магазина Ayala flowers

Фото: Офелия Жакаева

Первые деньги на цветочном рынке я заработала 14 февраля 2015 года, открыв онлайн-магазин буквально накануне – продажи цветов в интернете тогда были новинкой, дневной доход составил 7 тысяч тенге. Хороший стимул для студентки со стипендией в 20 тысяч. К 8 марта я подготовилась более основательно, заработала 100 тысяч тенге и укрепилась в желании развивать бизнес дальше.

В то время, по моим подсчетам, через интернет продавалось около 4% цветов. Я понимала, что эта доля будет расти и стала изучать стратегии лидеров онлайн-продаж одежды и доставки еды. Было очевидно, что их преимущество построено на тщательном ведении клиентской базы и внимании к бизнес-процессам.

Скоро я пришла к выводу о важности сочетания онлайн- и офлайн-инструментов. Открыла физический магазин, он стал складом и местом встречи с клиентами, впервые обратившимися ко мне за букетом. Если качество цветов и обслуживания их устраивало, в последующем они оформляли заказы через интернет-магазин.

Параллельно я инвестировала в развитие технологий для упрощения ведения бизнеса. Специальных решений для рынка цветов тогда не было и меня увлекла идея стать первопроходцем, а потом на основе созданных технологий развивать франшизу.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax2.JPGФото: Офелия Жакаева

Должна признаться, что до сих пор не осмеливаюсь подсчитать итоговую сумму, потраченную на эту идею. Я пробовала разные модели взаимодействия с разработчиками, но внедрить цифровизацию в том виде, в каком я ее себе представляла, пока еще не удалось. Хотя на исходе второго года разработок я в значительной степени разгрузила себя от операционной работы – бизнес работал уже автономно, без моего активного участия. 

В декабре 2018 года по личным причинам я оставила бизнес в Алматы и переехала в столицу. В соцсетях о переезде сообщила в канун 14 февраля 2019 года и была удивлена реакции: среди моих подписчиков оказалось много жителей Нур-Султана – они следили за моей работой в Алматы и были уверены, что теперь я буду развивать такой же бизнес и в столице. Так я стала знакомиться со столичным рынком цветов и уже к мартовскому празднику вместе с сестрой запустила новый онлайн-магазин цветов.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax3.JPGФото: Офелия Жакаева

За год работы в Нур-Султане заметила, что участники цветочного рынка, по сравнению со своими коллегами из Алматы, здесь более открыты и дружелюбны – охотнее делятся опытом, информацией о товаре. Второе отличие касается покупателей – люди менее привередливы и быстрее принимают решения, на согласование букета уходит меньше времени. Особенность цветочного онлайн-бизнеса в том, что клиенты могут выбрать и оценить букет только по фотографии. Собрав букет с учетом предпочтений клиента, я отправляю фото заказчику. В 95% случаев жителей столицы все устраивает и только в 5% случаев надо немного менять состав или упаковку букета.

С оптовыми поставщиками дела обстоят не очень хорошо – в столице их явно не хватает, часто приходится сталкиваться с дефицитом цветов. Еще одно отличие рынка Алматы и Нур-Султана продиктовано погодой. В столице зимой букеты дополнительно упаковывают в специальную обертку, чтобы защитить от холода, это увеличивает временные и финансовые затраты. И еще, по моим наблюдениям, в Алматы цветы дарят чаще.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png