Перейти к основному содержанию

1311 просмотров

Как в Карагандинской области увеличить урожай вдвое

История Султана Мурсалимова

Фото: 279photo Studio

Предприятие, имеющее крупнейшую в стране площадь закрытого грунта, в основном занимается выращиванием огурцов и томатов. Но здесь также созревают лимоны, апельсины, хурма, гуава и маракуйя. Как можно увеличить обороты компании, не увеличивая территорию для посадок, рассказал «Курсиву» директор предприятия Султан Мурсалимов.

Огород круглый год

Топарские теплицы, находящиеся в 40 км от Караганды, известны многим торговым сетям. С 20 га закрытого грунта за год в теплицах собирают больше 4,5 тыс. т урожая. С января по сентябрь 2019 года с 8 га сняли и реализовали 2,7 тыс. т огурцов. На них предприятие заработало больше 914,4 млн тенге. Еще с 11 га собрали и отправили на продажу 1,2 тыс. т томатов на сумму 427,4 млн тенге. 32 млн тенге тепличное хозяйство получило от продажи зелени. Общий доход от реализации продукции за девять месяцев составил 1,3 млрд тенге. Для сравнения: за аналогичный период 2015 года предприятие получило всего 710 млн тенге. 

По словам директора ТОО «Топарские теплицы» Султана Мурсалимова, обороты предприятия выросли с внедрением автоматического капельного полива и после элементарного улучшения условий труда. За пять лет в тепличных блоках забетонировали полы, что облегчило передвижение техники и работников и сократило вдвое временные затраты на высадку и уборку растений. Дизельные погрузчики заменили на электрические. На новшества предприятие потратило около 300 млн тенге оборотных средств.

«Зарплаты подняли. В 2015 году тепличницы в среднем получали 25 тыс. тенге, сейчас средняя зарплата 105 тыс. тенге, а на сдельной основе зарабатывают до 180–200 тыс. тенге. Снизилась текучесть кадров, пять лет назад при штатной численности 250 человек в месяц 150–160 человек менялись, сейчас 5–6 человек. Нет дефицита рабочих рук – значит, вовремя собран урожай. Раньше из-за нехватки кадров мы десятки тонн продукции попросту выбрасывали», – рассказывает директор предприятия.

Тепличная экзотика

Выращивают в топарских теплицах не только овощи. Один блок занимает лимонная роща. С 400 деревьев за девять месяцев здесь собрали больше 8 т цитрусов. По словам главы компании, бывало, что годовой урожай достигал 40 т.

Кроме того, в качестве эксперимента специалистами теплиц были посажены и успешно растут хурма, грейпфруты, апельсины, маракуйя и гуава. Недавно из семян пророс киви.

Экзотику выращивают не на продажу, а для души. На вопрос, в чем секрет того, что заморские растения приживаются на топарской земле, сотрудники компании отвечают: «Люди здесь хорошие».

Биоагенты для растений

На рынке продукция топарских теплиц дороже привозной. Ценовую разницу директор предприятия объясняет качеством. В борьбе с вредителями в топарских теплицах используют не химикаты, а энтомофагов. Полезных насекомых шесть видов, их выращивают в собственной биолаборатории, подобной которой нет ни в одной теплице Казахстана. 

Как отмечает глава компании, несмотря на качество, когда на рынок заходит зарубежный товар, держать цену сложно. «Здесь нужен бы контроль за качеством. Зарубежные поставщики заходят на рынок с товаром худшего качества с демпинговыми ценами. Мы вынуждены снижать стоимость. Получается себестоимость производства высокая, а покупательская способность низкая», – отмечает г-н Мурсалимов.

В теплицы раз в две недели привозят израильских шмелей, которые опыляют растения. Опыление увеличивает урожайность примерно на 30%. Кроме того, для улучшения роста растений специалисты теплиц включают в блоках классическую музыку.

Да был бы свет

Если влияние музыки на рост и урожайность растений специалисты подтвердить не могут, то в необходимости дополнительного света уверены. Сейчас с одного квадратного метра в год собирают 47 кг огурцов. Султан Мурсалимов считает, что топарские теплицы могли бы давать урожай в два раза больше, если бы была подсветка, в которой растения нуждаются с поздней осени до весны. Но для обеспечения дополнительной мощности нужно протянуть линию примерно 3 км, построить подстанцию. Для этого требуется не менее 700 млн тенге, которых у предприятия нет. 

Кроме того, говорит Султан Мурсалимов, топарские теплицы, как и остальные в Казахстане, нуждаются в помощи в виде инвестсубсидий. 

«Сельхозпроизводителям нужна поддержка государства. Самим теплицам выжить невозможно. Они не смогут содержать себя, особенно в регионах, где высокий тариф на электроэнергию. А без подсветки предприятия не смогут работать в полноценном режиме круглый год, выращивать урожай и продавать его по приемлемым ценам», – говорит руководитель ТОО.

По его словам, в числе проблем, с которыми сталкиваются не только топарские, но и все тепличные комплексы в стране, – дефицит кадров, в частности недостаток квалифицированных агрономов и технологов. «Учебные заведения страны, – говорит Султан Мурсалимов, – готовят выпускников, оторванных от реалий. Сейчас в теплицах Казахстана работают агрономы из Голландии, Турции, Украины, России, чьи услуги могут себе позволить не все предприятия».

Границы рынка

Продукция топарских теплиц большей частью идет на внутренний рынок – в Караганду, Астану, Павлодарскую область, Кокшетау, Костанай. Около 30% овощей отправляют в Россию. Огурцы и томаты пользуются спросом в сетях супермаркетов Омска, Томска, Кемерово, Красноярска и Барнаула.

«Есть инвесторы, которые готовы вкладываться в развитие, строить новые теплицы. Исключительная привлекательность топарских теплиц – это расположение в центре Казахстана. Удобно торговать на Россию, можно на юг, в перспективе и на Китай, который тоже заинтересован в качественной продукции», – резюмировал бизнесмен.

3148 просмотров

Как ливанец зарабатывает на кукурузе в Караганде

Особенность его продукции заключается в том, что в каждой упаковке есть небольшой подарок-сюрприз

Фото: Andrii Iemelianenko

У братьев Джафар казахстанское предприятие – не первое по счету. Сладкий бизнес они начали развивать сначала в родном Ливане, а затем стали завоевывать рынок Болгарии. Там в 1998 году они открыли первое крупное производство по выпуску кукурузных палочек, которые стали пользоваться активным спросом у местного населения.

В Украине их бизнес стартовал в 2003 году. На белорусский рынок братья вышли в 2007 году. А в 2013-м познакомились с казахстанскими предпринимателями, один из которых пригласил ливанских бизнесменов попробовать организовать аналогичное производство и в РК. 

«Я работал с братом в Беларуси и познакомился там с предпринимателем из Караганды. Ему понравилась наша идея и продукция. Он нам сказал, что в Казахстане такой продукции с сюрпризами нет. И мы решили попробовать свои силы здесь», – рассказал предприниматель Рафат Джафар Шафик.

В первую очередь бизнесмен стал искать удобное место расположения для своего будущего предприятия. Побывал в Алматы и Нур-Султане, но его выбор пал на Караганду, так как там оказалась самая удобная транспортная развязка.

«В Караганде нам удалось познакомиться и подружиться с владельцем здания и складских помещений, в которых сейчас располагается наше производство. Мы договорились с ним об аренде помещений общей площадью более 2 тыс. кв. м за 2 млн тенге», – отметил Рафат Джафар Шафик.

Чтобы запустить свое производство, предприниматель вложил в него более 270 тыс. евро. Изначально он занимался только упаковкой продукции других производителей. Однако с самого начала преследовал цель наладить полный цикл производства – от изготовления самих кукурузных палочек, разработки оригинальной упаковки и закупа качественных игрушек до упаковки готовой продукции. Кроме этого, он хотел выпускать продукт более высокого качества, чем местный. 

«Поначалу не все шло гладко. К примеру, был сильный скачок курса доллара, который не давал мне сориентироваться, по какой цене продавать товар. В июне 2015 года доллар стоил 185 тенге, а когда я приехал в сентябре, он уже стоил 270 тенге. И оборудование, и сырье, которые я хотел купить в Италии и Китае, были привязаны к доллару. Поэтому на первых порах я потерял около $180–200 тыс. Но любой бизнес в самом начале терпит убытки. Мы просто знали, что сможем наверстать все, потому что людям нравился наш товар», – говорит собеседник.

Оборудование для своего цеха бизнесмен закупал в разных странах. Часть привез из Болгарии, купив у своего брата. К примеру, производственная линия по выпуску кукурузных палочек стоила $100 тыс. Еще четыре автоматических упаковочных станка он приобрел также в пределах $100 тыс. в Болгарии и Беларуси. Они были не новыми, но в отличном состоянии. Также ему понадобились два станка для пайки подарочных яиц, полуавтоматическая установка фасовки кукурузных палочек и 10 паяльных устройств для упаковки. 

Освоить рынок

Первые три года предприятие работало лишь на покрытие своих расходов и осваивалось в Казахстане. В плюс бизнес вышел только в 2018 году, и предприниматель сразу же стал думать о расширении ассортимента продукции и увеличении оборотов. За кредитом он обратился в АО «Сбербанк», а для получения субсидий по частичному возмещению процентной ставки за кредит и бесплатной гарантии – в Фонд развития предпринимательства «Даму», так как для выдачи полной суммы займа ему не хватало залогов. К гражданину иностранного государства фонд долго присматривался.

«Я представил в качестве гарантии движимое имущество: машины, оборудование и т. д. Фонд понять можно, так как я иностранец, они должны проверить все. Я благодарен им за оказанное доверие и получение 10 млн тенге. Эти деньги я должен вернуть за полгода под 8%. Для нас эта сумма небольшая. Но очень нужная. Мы можем отдать ее за месяц», – рассказал г-н Рафат Джафар Шафик.

Сейчас его предприятие выпускает в среднем около двух тонн кукурузных палочек в день. Более 40% продукции уходит на экспорт в Россию. На внутренний рынок Казахстана идет остальная часть. В основном, крупными заказчиками являются города Алматы и Нур-Султан. К сожалению, в крупных супермаркетах Караганды продукцию бизнесмена не встретишь. Ее можно купить на оптовых рынках и в небольших магазинчиках. Предприниматель связывает это с конкуренцией и большими деньгами, которые у него просят владельцы супермаркетов для того, чтобы поставить товар на свои полки.

«Мы думаем, что в будущем наша продукция появится на полках супермаркетов. Пока это проблематично, так как, чтобы реализовывать поставки в крупные супермаркеты, нам нужно отдавать большие деньги. А мы работаем, в основном, с оптовыми дистрибьютерами, поэтому заказы у нас есть всегда. В основном, российские покупатели делают крупные заказы. В планах у нас расширить границы и экспортировать товар в Узбекистан и Кыргызстан», – признался г-н Рафат Джафар Шафик.

На его производстве для выпуска кукурузных палочек используют только казахстанское сырье. Бизнесмен отметил, что закупает кукурузную крупу, масло и сахар в Караганде, а упаковочные материалы – в Алматы. На его производстве трудится исключительно местное население. Всего в цехах работают 45 человек. Средняя заработная плата сотрудников составляет 100 тыс. тенге. 

Наполеоновские планы

На сегодняшний день карагандинское предприятие расширяет линейку своей продукции. К Новому году компания намерена увеличить объемы поставок уже имеющихся видов продукции и наладить производство новинки – подарочных наборов в виде чупа-чупсов. Данный продукт сейчас проходит стадию получения сертификата соответствия. 

«Пока планировать конкретные объемы производства сложно: в основном, это ручной труд. Поэтому сначала нужно обучить этому людей. Но, думаем, перед Новым годом данный продукт будет пользоваться еще большим спросом», – добавил г-н Рафат Джафар Шафик.

В будущем бизнесмен намерен увеличить площадь своего производства за счет строительства собственного завода, которое он планирует начать в течение трех лет. После запуска завода могут появиться дополнительные рабочие места для местных жителей.

«Сейчас дела у нас идут хорошо. Мы на втором месте по продажам после предприятия моего брата в Болгарии. На третьем месте производство в Беларуси и на четвертом – в Украине. Надеемся завоевать и казахстанцев», – резюмировал предприниматель.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций