3656 просмотров

Как создать фермерское хозяйство в Актау

Предприниматель ради этой идеи бросил строительную компанию

Фото: Ольга Золотых

Вот уже пятый год в жилом массиве Приморский, который территориально относится к Актау, работает ферма «Жайляу Жинкиных». Ее основатель занимается разведением коз, грибоводством, виноградарством, печет хлеб, начинает выращивать рыбу и раков. Расшириться и создать крупный аграрно-турис­тический комплекс бизнесмену не позволяют бюрократические проволочки.

Десять лет назад Руслан Жинкин руководил в Актау крупной строительной компанией, а затем решил заняться фермерским хозяйством. В 2014 году приобрел 18 коз, правда, через год в живых осталось только восемь – бывший строитель не был знаком с особенностями этих животных.

Коз бизнесмен приобрел в первую очередь для детей – им нужно было свежее молоко, и решил их разводить для реализации молока. Но проблема была в том, что животные стали есть полиэтиленовые пакеты, которые в огромном количестве разбросаны в округе, от этого и умирали.

«Я стал заниматься селекционной работой и спустя несколько лет вывел новую мангистаускую высокомолочную породу коз, которая отлично приспособлена к местным климатическим условиям, и, к моему удивлению, совершенно равнодушна к пакетам», – рассказал «Курсиву» Руслан Жинкин. 

Ежедневно на ферме получают до 150 литров козьего молока – сюда за ним приезжают жители Актау, так как это ближайшее к городу хозяйство. Из излишков молока делают творог, а сыворотку используют для замеса теста, из которого пекут хлеб по особому рецепту. 

От коз к грибницам и виноградникам

Почти одновременно с разведением коз Руслан занялся грибоводством. Сейчас на ферме выращивает вешенки, но мечтает предприниматель о шампиньонах. Местных шампиньонов на рынках Актау не найти, их привозят в основном из Польши. 

«Я стал изучать систему выращивания шампиньонов и обнаружил, что в степи множество термитников, вокруг которых и растут эти грибы. Решил разработать особый субстрат – из переработанных термитников – и выращивать на нем шампиньоны. Сейчас как раз занимаюсь оформлением патента на этот субстрат», – отмечает фермер.

Пока на ферме ежемесячно получают больше полтонны вешенок, все отправляют на рынки города.Также в хозяйстве Жинкиных разводят кур – яйца реализуют на рынках, устраивают теплые грядки для выращивания клубники и делают вино – пока не в промышленных масштабах. В будущем Руслан планирует посадить виноград на 1 га, разработать лейбл и открыть винодельню – утверждает, что вино будет не хуже французского – в Мангистау, он уверен, в почве есть нужные минералы и много солнца. По словам фермера, на полуострове, даже несмотря на суровый климат, может расти все, только необходимо этим заниматься. 

Руслан Жинкин планирует также соорудить бассейн и выращивать на ферме осетров и раков. Пока раков Руслан только вылавливает – в разрешенное для их лова время. Каспийскими членистоногими заинтересовались даже в Европе. Сейчас предприниматель заключает контракт с компанией из Европы, которая планирует ежемесячно закупать на первых порах до тонны раков. 

«Проблема в том, что раньше этим в области никто не занимался. Обратились в Палату предпринимателей с просьбой помочь с сертификацией наших раков, но они впервые с этим столкнулись, и даже не знали, куда нас направить. Сейчас как раз выясняю – как получить лицензию на выращивание раков и на их вылов», – добавляет фермер. 

Земельный вопрос 

Пока ферма «Жайлау Жинкиных» – это мини-туристическо-аграрный комплекс. Сюда приезжают гости на экскурсии, приобретают фермерские продукты. Вот уже несколько лет Руслан Жинкин бьется с местными властями по вопросу о выделении 1 га земли на расширение комплекса – планирует построить гостиницу, кухню, расширить хозяйство, угощать туристов морепродуктами и тем, что выращивает сам. По подсчетам предпринимателя, первоначальных инвестиций потребуется около 50 млн тенге. 

«У меня есть средства, также уже готовы вложиться и партнеры-инвесторы, залог есть, кредит мне дают, если не хватит, но проблема именно с земельным участком. Рядом с моей фермой он есть – на нем несанкционированная свалка. Я готов убрать ее за свой счет, рекультивировать землю, провести все коммуникации самостоятельно. Участок свободен – мне это подтвердили в НПЦ-зем», – отмечает Руслан Жинкин.

Идею крупного аграрно-туристического комплекса Руслан подсмотрел в Европе – там давно уже популярны экологические деревни, в которых можно проживать туристу и есть чистые фермерские продукты. 

«Сначала мне в акимате сказали, что не могут вообще дать землю, потом стали говорить, что только через аукцион, а его и не объявляли. Затем выяснилось, что, если проект пройдет как инвестиционный, то я могу получить эту землю в аренду с правом выкупа. Но этот вопрос тянется уже который год, и никому нет дела», – говорит Руслан Жинкин. 

Как отмечает бизнесмен, два бывших акима области поручали своим подчиненным заняться этим вопросом, но он так и не сдвинулся ни на шаг. Тогда Руслан обратился в Комитет индустрии туризма РК, откуда пришел ответ, что проект является важным ресурсом для Казахстана и должен быть всячески поддержан. 

«Проект – это симбиоз двух приоритетных направлений: туризма и агропромышленного комплекса, но у нас только говорят о поддержке инвесторов, а на деле – ничего не делается», – считает бизнесмен.

Сейчас доход предпринимателя составляет 1,5 млн тенге в месяц. Если проект все же будет запущен, то он оправдает себя за два-три года – уверен предприниматель, а предполагаемые доходы составят 3–4 млн тенге в месяц. 

В областном управлении индустриально-инновационного развития в интервью «Курсиву» рассказали, что все же займутся проектом Руслана Жинкина. 

«Мы не против включить его в инвестпроекты, предоставить землю, но, если завтра проект не реализуется, то мы эту землю будем изымать. Если реализуется, то хорошо. У него туристическое направление, но нужно учитывать то, что сейчас вносятся изменения в государственную программу индустриально-инновационного развития, и мы пока не знаем, какие там будут приоритетные секторы», – сказал руководитель управления Талгат Абдыкадыров.

banner_wsj.gif

277 просмотров

Бизнес гибкий, как лапша

Три принципа, от которых основатель сети ресторанов быстрого питания Lanzhou Гульбану Майгарина отказалась по запросу рынка

Фото: Turar Rakhimberlin / Twitter

Казахстанский бренд Lanzhou запустил свой десятый ресторан быстрого питания. Lanzhou работает в формате лапшичных. Формат стал популярным за счет идеи, которая лежит в основе бизнеса, – предлагать свежую еду, которая выходит дешевле для клиента, чем если бы он самостоятельно готовил ее дома. Главное блюдо сети – ланьчжоуская лапша. Ее рецепт и саму идею открыть лапшичную Гульбану Майгарина, основатель сети, привезла из Китая.

Когда Гульбану Майгарина открывала бизнес (первый ресторан появился в 2018 году), она решила всегда следовать трем основным принципам: нет – замороженным продуктам и вредной еде, нет – доставке, нет – изменениям в рецепте – только прозрачный бульон, белая редька, перец чили, кинза и лапша. Однако Майгарина призналась, что по мере роста популярности и расширения бизнеса ей пришлось изменить своим принципам.

Почему Lanzhou занялся доставкой еды

Принципиальную позицию по вопросам доставки пошатнул кризис, вызванный карантином. Когда ввели ограничения на передвижения, было непонятно, как долго продлится пауза в работе.

«Я считала, что доставка для нас – это недопустимый сервис. Наш продукт вкусный, пока свежий и горячий», – говорит Гульбану Майгарина. Но сохранить персонал можно было, лишь организовав доставку еды клиентам домой. 

Первым партнером Lanzhou стал сервис доставки Glovo. Сотрудничество с ним помогло удержать бизнес на уровне окупаемости, хотя обороты упали в пять раз.

«Аудитория дает однозначную оценку: в ресторане еда вкуснее. С другой стороны, клиенты голосуют и за доставку: сейчас доставка генерирует 20% заказов. Значит, будем работать в этом направлении – договариваться с другими доставщиками и улучшать сервис», – говорит Майгарина.

Еще один вариант работы с дистанционными клиентами – организация обедов в офисах крупных компаний. Для организации этой услуги Lanzhou ищет рестораны-партнеры, чтобы обеспечить разнообразие меню.

«Если доставлять в офисы одну и ту же еду, людям надоест через три дня», – объясняет Майгарина. Допустить радикального пересмотра собственного меню Lanzhou не может. «Мы должны делать только то, что позволяет нам укладываться в дедлайн отдачи блюд. Дополнительная нагрузка на кухню снизит скорость приготовления, нам это невыгодно», – объясняет собеседница. 

Почему пришлось готовить картофель фри

Гульбану Майгарина признается, что два года сопротивлялась появлению в ресторане пиццы и фаст-фуда, точнее, картофеля фри, который готовится из замороженного картофеля.

Но просьбы клиентов, которые приходят в Lanzhou с детьми, возымели действие. Сначала рестораны стали предлагать три вида пиццы. А недавно Майгарина согласилась добавить в меню картофель фри. 

Рецепт можно изменить в зависимости от географии

Всего через полгода после открытия первого ресторана Lanzhou поступил запрос на покупку франшизы. Компания разработала франшизу, по которой работают уже четыре ресторана в Казахстане: в Нур-Султане, Усть-Каменогорске, Таразе и Атырау. После снятия ограничений, связанных с карантином, ожидается подписание договоров франшизы с шестью российскими ресторанными сетями, каждая из которых включает в себя от 6 до 35 заведений.

Формат франшизы подразумевает точное воссоздание образцовой модели. Однако по мере появления франшиз в разных городах Казахстана и открытия собственного заведения в России пришлось изменять «образцовый» рецепт лапши. Например, джусай, обязательный ингредиент лапши, не любят в Усть-Каменогорске и Атырау. Поэтому в этих городах данную приправу в ресторанах Lanzhou не используют.

Российские рестораторы, обсуждая покупку франшизы, оговаривают использование красного жгучего перца. В этой стране мало любителей острой еды, поэтому перец чили там собираются заменять неострым болгарским.

«В таких случаях нам важно сохранять общие принципы: скорость приготовления каждого блюда, его качество и вкус», – говорит Гульбану Майгарина.

После ослабления карантина рестораны Lanzhou восстановили уровень посещаемости за неделю. В среднем каждый ресторан сети обслуживает 1000 клиентов в день и продает 900 порций лапши, 450 порций лагмана и 600–700 штук мант. Средний чек – 1400 тенге, но можно пообедать и за 750 тенге.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg