Перейти к основному содержанию

3572 просмотра

Как предпринимателям из глубинки удалось наладить производство сыра

Кейс от Натальи и Армана Ержановых

Фото: Maurizio Milanesio

Сегодня сообщество сыроварни «Восторг» из Костанайской области можно найти в социальных сетях, а ее продукцию – в магазинах. А еще два года назад Наталья Ержанова варила пробные партии продукта на своей кухне. Тогда она не знала, через какие трудности предстоит пройти, чтобы открыть единственное в районе молокоперерабатывающее предприятие.

Зарождение идеи

Как и многие селяне, Наталья и Арман Ержановы из села Майское района Беймбета Майлина жили за счет личного подсобного хозяйства. Держали сначала три коровы, потом увеличили поголовье. Молока стало больше, а вместе с ним и больше трудностей со сбытом, так как своего молокоприемного пункта в районе не было, а до ближайшего путь не близкий. Сырье портилось, семья несла убытки. И уже тогда у Натальи возникали мысли о своей сыроварне, но средств на воплощение идеи не было.

Несмотря на это начала варить пробные партии на кухне вместе с соседкой. Женщины экспериментировали, создавая сыры со всевозможными добавками: рикотту, качотту, моцареллу, особый твердый сыр. И все это из свежего домашнего молока. Наталья считает, что это и стало в итоге залогом успеха ее предприятия. Сыр охотно раскупали соседи и местные магазины, а благодаря сарафанному радио за ним стали приезжать из других районов и городов. Наталье стало тесно на кухне, и она решила перебраться в более просторное помещение. 

Большие деньги, короткие сроки

«Мы с мужем выиграли грант через фонд «Даму» в размере 3 млн тенге. По условиям программы должны были не только закупить профессиональное оборудование, но и разместить цех в отдельном помещении, оборудованном под пищевое производство. Где заказать технику, я знала, а с помещением возникли проблемы», – рассказала Наталья Ержанова. 

По словам женщины, вначале они с супругом решили строить здание, даже присмотрели участок, но вопрос с выделением земли оказался не быстрым, а сроки освоения гранта – короткими. Пришлось покупать заброшенное помещение бывшей общественной бани. Планировали потратить 2,5 млн тенге, а получилось в два раза больше. 

«Ремонтировали и строили всем миром – помогали родственники, друзья, соседи. Работы было очень много, мы не успевали по времени, но, видя наши старания, срок освоения гранта передвинули. Нам потребовалось три месяца, чтобы привести помещение в соответствие всем требованиям», – отметила собеседница. 

«Восторг» открыт

В мае на торжественном открытии сыроварни собрались почти все жители села. Они не понаслышке знали, сколько времени и сил пришлось вложить Ержановым в свое дело. Ведь опасения и риски были довольно высокими: не одобрят кредит, не вовремя выдадут деньги, не успеют завершить ремонт или установить оборудование. А предприниматели рискнули всем, заложив имущество. 

Сегодня помещение в 200 квадратов поделено на секторы – рабочий цех с молокоприемным пунктом, солильный бассейн, камера созревания и фасовочный цех.Сама сыроварня стоит на металлическом пьедестале. Рядом пульт управления. Сыр нужного сорта варит автомат по заданной программе. Вручную добавляются только закваска и ферменты. Влажность и температуру воздуха в камере хранения контролирует моноблок за 470 тыс. тенге. Его, как и аппарат, анализирующий кислотность и жирность молока, который стоит 200 тыс. тенге, удалось купить на грантовые деньги. По освоению гранта они отчитались в срок, вопросов к ним больше нет. Владельцы цеха теперь работают над повышением качества и расширением ассортимента продукции.

«Не так давно кроме нескольких видов сыров начали выпускать домашний айран, сметану, масло, творог. В день перерабатываем 100–150 литров молока только с личного подворья, так как нам нужно сырье определенной жирности. Скоро начнется отел, молока прибавится, значит, возрастет объем производства. Сейчас в среднем производим 10 кг сыра в день», – поделился Арман Ержанов.

Сыры из Майского уже попробовали жители российских регионов. Отзывы получены положительные. Да и цена на продукт заманчивая, на сыр любого сорта она составляет 2,5 тыс. тенге за кг.

«У россиян, продающих аналогичный товар из мини-сыроварен, килограмм стоит 1 тыс. рублей. У нас цена вдвое ниже. А продукт натуральный – ни химии, ни пальмового масла, ни сухого молока. Продумали и безотходное производство. Например, в сыворотку, оставшуюся после варки сыра, добавляем молоко повышенной жирности в пропорции 10 к 1. Получившуюся рикотту, похожую на творожную массу, продаем в местную пекарню по 500 тенге за кг. Сыворотка тоже не пропадает, расходится по 10 тенге за литр», – пояснил Арман Ержанов.
 

1 просмотр

Как зарабатывают на новогодних праздниках в казахстанской глубинке

За несколько декабрьских дней event-агентства могут получить месячный доход

Фото: Pixabay

Они создают настроение и ощущение чего-то волшебного – ведущие, аниматоры, дизайнеры и декораторы.  Новый год для них – горячая пора, к которой начинают готовиться за несколько месяцев.  Сколько и на чем зарабатывают event-агентства, выяснял «Курсив».

Усиленный режим  

В Караганде существуют несколько десятков event-агентств. Одни специализируются на проведении масштабных шоу, другие - на детских праздниках, третьи – на самых разнообразных мероприятиях. Объединяет их то, что под Новый год все они переходят на усиленный режим. Именно в этот период времени у них появляется возможность заработать за несколько дней больше, чем за некоторые месяцы.   

Агентство «Happy Holiday» предлагает корпоративным клиентам праздник под ключ - специалисты возьмут на себя оформление, устроят фотозоны, встретят гостей, найдут ведущего, обеспечат музыкальное сопровождение и шоу-программу. В зависимости от насыщенности вечера стоить это будет от 500 тыс. тенге до 2- 3 млн, не включая оплату аренды ресторана. 

«Сейчас корпоративов под ключ стало меньше, потому что каждый ресторан предлагает свою программу. Мы уже работаем непосредственно с заведением. Естественно, каждый год стараемся предложить что-то новое для гостей. В этом году, например, у нас появились зеркальные люди, которые встречают гостей», - рассказывает директор агентства Ирина Хмырова.  

Для детей продавцы праздника устраивают отдельные программы. За 90 тыс. тенге непоседливую публику от полутора до трех часов будет развлекать двухметровый йети Миго и его сородичи. Мастер-классы, сладкая вата и аквагрим в случае их необходимости составят для родителей дополнительные расходы. Программа с Эльзой из «Холодного сердца», бумажным шоу, мыльными пузырями, флешмобом и фотографом обойдется заказчикам в 80-120 тыс. тенге. Вариант новогодней программы для возраста «2+» с Дедом Морозом, Снегурочкой и Фиксиками оценивается в 38 тыс. тенге.

Цены небольшого города 

Ведущая праздников из Балхаша Татьяна Ледовская говорит, что в маленьком городе масштабы и цены на праздник меньше. Однако размер заработков в предновогодние дни может сравниться по величине только с порой выпускных.  У самой ведущей уже расписаны 10 дней до Нового года, в некоторые из них она ведет сразу два корпоратива.  В среднем за каждый Татьяна получит 50 тыс. тенге.   

Стоимость детского праздника зависит от количества гостей и самой программы. Так называемый «квартирник» для одного-двух детей на 15 минут с экспресс-поздравлением от Деда Мороза или Снегурочки обойдется родителям в 10 тыс. тенге. От 30 минут до часа - 15-20 тыс. тенге.  В преддверии Нового года – 30 и 31 декабря - тарифы могут вырасти вдвое.  На детском празднике с большой аудиторией можно за вечер заработать от 25 до 50 тыс. тенге. Доход будет зависеть от количества детей, если вход на праздник по билетам, которые, обычно продают по 3,5 тыс. тенге.  

«Стоимость программы зависит от ее насыщенности. Одна цена, если Снегурочка спела вместе с детворой, другая, если придут еще персонажи, для которых специально шили костюмы. В среднем наряд обходится в 50-100 тыс. тенге и больше. Также стоимость программы зависит от того, насколько затратные в нее включены шоу - silver-show, бумажная дискотека, неоновое шоу», - дополнила г-жа Ледовская.

Удивить масштабом  

Дизайн-студия «Виола» специализируется на оформлении интерьеров крупных торговых центров, организаций, частных домов, ресторанов.  

В начале декабря компания украшала к Новому году один из крупных торговых центров Караганды. По словам директора студии Анастасии Луневой, к таким проектам ее команда готовится за два-три месяца, поскольку результаты трудов должны удивить своим масштабом.  

На этот раз главным украшением холла стала 14–метровая елка.  Материалы для новогоднего дерева и украшения привезли из Китая и Алматы. Часть декора изготовили по специальному заказу в Караганде.  На монтаж праздничной конструкции, в которой были задействованы 20 человек – альпинисты, дизайнеры-декораторы и их помощники - ушло четыре дня. Стоимость проекта Анастасия огласить не смогла, но пояснила, что речь идет о большой сумме. Не назвала она и размер среднего чека, так как стоимость услуг каждый раз рассчитывается индивидуально в зависимости от потребностей заказчика. 

«Кто – то хочет лакшери, кто-то - подешевле. У нас нет как такового прайса. Даже небольшой отдел можно украсить и на 50, и на 100, и на 500 тыс. тенге», - заключила собеседница.  

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif