Перейти к основному содержанию
804 просмотра

Как из обычного увлечения сладостями вырастить семейный бизнес

Опыт бывшей школьной учительницы из Павлодара

Фото: LY photographer

Сначала Людмила Каухер делала пастилу и другие сладости из ягод и фруктов, чтобы порадовать своих родных. Затем начала угощать знакомых. Обкатав на них рецепты, жительница Павлодара решила, что можно и свое дело организовать. Сегодня в небольшом бизнесе задействована вся семья.

Людмила Каухер раньше трудилась в школе. Сначала учителем начальных классов, затем бухгалтером. И не думала, что найдет занятие по душе на «вольных хлебах». Все изменилось, когда у ее мамы медики выявили диабет. Людмила задумалась над необходимостью готовить для семьи вкусные, но не вредные сладости. 

Все началось на кухне

Вначале она приобрела необходимое оборудование – бытовой дегидратор, с помощью которого сушатся ягоды и фрукты. Именно они являются основой ее продукции. Затем занялась поиском оптимальных рецептов приготовления чипсов и пастилы. Те, что предлагают в интернете, требовали доработки, ведь их авторы всех нюансов готовки не раскрывают.
 
Сегодня Людмила Каухер и сама бережет технологию, ведь она стала залогом ее небольшого, но востребованного бизнеса. Однако рассказала «Курсиву» о том, что сохранить полезные свойства сырья позволяет приготовление на низких температурах. 

Число заказчиков постоянно росло. Людмила поняла, что в такой продукции нуждаются многие. Ведь среди клиентов не только диабетики, но и люди, ведущие здоровый образ жизни и приучающие к нему детей. Когда на кухне стало тесно, задумалась о расширении. Женщина открыла ИП, получила сертификат на пять лет. 

Сегодня Людмила Каухер арендует помещение в 50 квадратных метров. Все оборудование, включая промышленный дегидратор, слайсер для нарезки и морозильные камеры, приобретено ею за счет собственных средств. К примеру, цены на сушилки для ягод и овощей составили от 70 тыс. тенге и выше, в зависимости от объема.

В производстве бизнесвумен использует ягоды и плоды с собственной дачи. Недостающие объемы сырья приобретает у местных дачников. Нынешним летом цена за литровую банку практически любой ягоды варьировалась в диапазоне от 700 до 1 тыс. тенге.

Для души и тела

В ассортименте – пастила разных сортов и фруктовые чипсы. Эти деликатесы не из дешевых. Так, цена 100 гр пастилы составляет около 2 тыс. тенге. Но у сушеных сладостей достаточно фанатов. И это при том, что за год они подорожали почти на 50%. 

«Повышение цен произошло из-за изменения оплаты за аренду, роста в цене электроэнергии. Да и ягоды с фруктами не дешевеют», – говорит предпринимательница.

Впрочем, покупателя это не отпугивает. О том, что их немало, свидетельствует тот факт, что уже в ноябре Людмила Каухер начинает принимать заказы на новогодние подарки.

Учиться – пригодится

Впрочем, предпринимательница из Павлодара решила, что открыть ИП и наладить производство недостаточно для того, чтобы бизнес пошел в гору. Увидев объявление о конкурсе ЕБРР по набору слушателей в программу «Женщины в микробизнесе», она отправила заявку и получила приглашение на обучающие семинары и тренинги.

«Хотелось совершенствовать бизнес, но понимала, что знаний в этой области не хватает. А тут такая возможность получить дополнительное образование, и еще бесплатно. Программа строилась модулями: маркетинг, бизнес-финансы, как начать дело, как продвигать продукт. Последнее очень актуально для моего дела», – отметила Людмила Каухер. 

Получив полезные советы по работе в социальных сетях, Людмила сегодня применяет на практике предложенные маркетинговые ходы. 

«Реализация продукции – одна из главных составляющих бизнеса. Рынок большой, и важно на нем не потеряться. Поэтому необходимо выделиться среди всех остальных. Что и пытаюсь делать», – поделилась предпринимательница. 

Расширение ассортимента – тоже одно из условий для развития бизнеса. Не так давно предпринимательница начала выпускать чай с использованием листьев деревьев и кустарников, растущих на дачах. Но чай из высушенных листьев получается не столь вкусным и ароматным, как из свежих. А вот ферментация листьев позволяет добиться наилучшего результата. Процесс трудоемкий, но дело того стоит. Новый продукт покупателей заинтересовал, но его пока недостаточно, чтобы удовлетворить растущий спрос.

Продукцию, которую выпускает Людмила Каухер, можно встретить на прилавках нескольких торговых точек областного центра. Но, по ее словам, основной площадкой для реализации остается все же Instagram.
 
«Для меня на сегодня важно живое общение с людьми, которые покупают сладости. Думаю, это способствует продвижению товара», – уверена Людмила Каухер. 

Выстраивая бизнес, она не думает о банковском займе или государственной поддержке. 

«Пока не планирую увеличивать масштабы производства, не готова. Ведь потребуются люди, большие площади, дополнительные хлопоты и расходы. Не скажу, что не хочу дополнительной прибыли, ведь к этому все стремятся. Но всему свое время», – уверена предпринимательница. 

Так что на сегодня это бизнес чисто семейный.

3429 просмотров

Как ливанец зарабатывает на кукурузе в Караганде

Особенность его продукции заключается в том, что в каждой упаковке есть небольшой подарок-сюрприз

Фото: Andrii Iemelianenko

У братьев Джафар казахстанское предприятие – не первое по счету. Сладкий бизнес они начали развивать сначала в родном Ливане, а затем стали завоевывать рынок Болгарии. Там в 1998 году они открыли первое крупное производство по выпуску кукурузных палочек, которые стали пользоваться активным спросом у местного населения.

В Украине их бизнес стартовал в 2003 году. На белорусский рынок братья вышли в 2007 году. А в 2013-м познакомились с казахстанскими предпринимателями, один из которых пригласил ливанских бизнесменов попробовать организовать аналогичное производство и в РК. 

«Я работал с братом в Беларуси и познакомился там с предпринимателем из Караганды. Ему понравилась наша идея и продукция. Он нам сказал, что в Казахстане такой продукции с сюрпризами нет. И мы решили попробовать свои силы здесь», – рассказал предприниматель Рафат Джафар Шафик.

В первую очередь бизнесмен стал искать удобное место расположения для своего будущего предприятия. Побывал в Алматы и Нур-Султане, но его выбор пал на Караганду, так как там оказалась самая удобная транспортная развязка.

«В Караганде нам удалось познакомиться и подружиться с владельцем здания и складских помещений, в которых сейчас располагается наше производство. Мы договорились с ним об аренде помещений общей площадью более 2 тыс. кв. м за 2 млн тенге», – отметил Рафат Джафар Шафик.

Чтобы запустить свое производство, предприниматель вложил в него более 270 тыс. евро. Изначально он занимался только упаковкой продукции других производителей. Однако с самого начала преследовал цель наладить полный цикл производства – от изготовления самих кукурузных палочек, разработки оригинальной упаковки и закупа качественных игрушек до упаковки готовой продукции. Кроме этого, он хотел выпускать продукт более высокого качества, чем местный. 

«Поначалу не все шло гладко. К примеру, был сильный скачок курса доллара, который не давал мне сориентироваться, по какой цене продавать товар. В июне 2015 года доллар стоил 185 тенге, а когда я приехал в сентябре, он уже стоил 270 тенге. И оборудование, и сырье, которые я хотел купить в Италии и Китае, были привязаны к доллару. Поэтому на первых порах я потерял около $180–200 тыс. Но любой бизнес в самом начале терпит убытки. Мы просто знали, что сможем наверстать все, потому что людям нравился наш товар», – говорит собеседник.

Оборудование для своего цеха бизнесмен закупал в разных странах. Часть привез из Болгарии, купив у своего брата. К примеру, производственная линия по выпуску кукурузных палочек стоила $100 тыс. Еще четыре автоматических упаковочных станка он приобрел также в пределах $100 тыс. в Болгарии и Беларуси. Они были не новыми, но в отличном состоянии. Также ему понадобились два станка для пайки подарочных яиц, полуавтоматическая установка фасовки кукурузных палочек и 10 паяльных устройств для упаковки. 

Освоить рынок

Первые три года предприятие работало лишь на покрытие своих расходов и осваивалось в Казахстане. В плюс бизнес вышел только в 2018 году, и предприниматель сразу же стал думать о расширении ассортимента продукции и увеличении оборотов. За кредитом он обратился в АО «Сбербанк», а для получения субсидий по частичному возмещению процентной ставки за кредит и бесплатной гарантии – в Фонд развития предпринимательства «Даму», так как для выдачи полной суммы займа ему не хватало залогов. К гражданину иностранного государства фонд долго присматривался.

«Я представил в качестве гарантии движимое имущество: машины, оборудование и т. д. Фонд понять можно, так как я иностранец, они должны проверить все. Я благодарен им за оказанное доверие и получение 10 млн тенге. Эти деньги я должен вернуть за полгода под 8%. Для нас эта сумма небольшая. Но очень нужная. Мы можем отдать ее за месяц», – рассказал г-н Рафат Джафар Шафик.

Сейчас его предприятие выпускает в среднем около двух тонн кукурузных палочек в день. Более 40% продукции уходит на экспорт в Россию. На внутренний рынок Казахстана идет остальная часть. В основном, крупными заказчиками являются города Алматы и Нур-Султан. К сожалению, в крупных супермаркетах Караганды продукцию бизнесмена не встретишь. Ее можно купить на оптовых рынках и в небольших магазинчиках. Предприниматель связывает это с конкуренцией и большими деньгами, которые у него просят владельцы супермаркетов для того, чтобы поставить товар на свои полки.

«Мы думаем, что в будущем наша продукция появится на полках супермаркетов. Пока это проблематично, так как, чтобы реализовывать поставки в крупные супермаркеты, нам нужно отдавать большие деньги. А мы работаем, в основном, с оптовыми дистрибьютерами, поэтому заказы у нас есть всегда. В основном, российские покупатели делают крупные заказы. В планах у нас расширить границы и экспортировать товар в Узбекистан и Кыргызстан», – признался г-н Рафат Джафар Шафик.

На его производстве для выпуска кукурузных палочек используют только казахстанское сырье. Бизнесмен отметил, что закупает кукурузную крупу, масло и сахар в Караганде, а упаковочные материалы – в Алматы. На его производстве трудится исключительно местное население. Всего в цехах работают 45 человек. Средняя заработная плата сотрудников составляет 100 тыс. тенге. 

Наполеоновские планы

На сегодняшний день карагандинское предприятие расширяет линейку своей продукции. К Новому году компания намерена увеличить объемы поставок уже имеющихся видов продукции и наладить производство новинки – подарочных наборов в виде чупа-чупсов. Данный продукт сейчас проходит стадию получения сертификата соответствия. 

«Пока планировать конкретные объемы производства сложно: в основном, это ручной труд. Поэтому сначала нужно обучить этому людей. Но, думаем, перед Новым годом данный продукт будет пользоваться еще большим спросом», – добавил г-н Рафат Джафар Шафик.

В будущем бизнесмен намерен увеличить площадь своего производства за счет строительства собственного завода, которое он планирует начать в течение трех лет. После запуска завода могут появиться дополнительные рабочие места для местных жителей.

«Сейчас дела у нас идут хорошо. Мы на втором месте по продажам после предприятия моего брата в Болгарии. На третьем месте производство в Беларуси и на четвертом – в Украине. Надеемся завоевать и казахстанцев», – резюмировал предприниматель.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance