Как из обычного увлечения сладостями вырастить семейный бизнес

Опыт бывшей школьной учительницы из Павлодара

Фото: LY photographer

Сначала Людмила Каухер делала пастилу и другие сладости из ягод и фруктов, чтобы порадовать своих родных. Затем начала угощать знакомых. Обкатав на них рецепты, жительница Павлодара решила, что можно и свое дело организовать. Сегодня в небольшом бизнесе задействована вся семья.

Людмила Каухер раньше трудилась в школе. Сначала учителем начальных классов, затем бухгалтером. И не думала, что найдет занятие по душе на «вольных хлебах». Все изменилось, когда у ее мамы медики выявили диабет. Людмила задумалась над необходимостью готовить для семьи вкусные, но не вредные сладости. 

Все началось на кухне

Вначале она приобрела необходимое оборудование – бытовой дегидратор, с помощью которого сушатся ягоды и фрукты. Именно они являются основой ее продукции. Затем занялась поиском оптимальных рецептов приготовления чипсов и пастилы. Те, что предлагают в интернете, требовали доработки, ведь их авторы всех нюансов готовки не раскрывают.
 
Сегодня Людмила Каухер и сама бережет технологию, ведь она стала залогом ее небольшого, но востребованного бизнеса. Однако рассказала «Курсиву» о том, что сохранить полезные свойства сырья позволяет приготовление на низких температурах. 

Число заказчиков постоянно росло. Людмила поняла, что в такой продукции нуждаются многие. Ведь среди клиентов не только диабетики, но и люди, ведущие здоровый образ жизни и приучающие к нему детей. Когда на кухне стало тесно, задумалась о расширении. Женщина открыла ИП, получила сертификат на пять лет. 

Сегодня Людмила Каухер арендует помещение в 50 квадратных метров. Все оборудование, включая промышленный дегидратор, слайсер для нарезки и морозильные камеры, приобретено ею за счет собственных средств. К примеру, цены на сушилки для ягод и овощей составили от 70 тыс. тенге и выше, в зависимости от объема.

В производстве бизнесвумен использует ягоды и плоды с собственной дачи. Недостающие объемы сырья приобретает у местных дачников. Нынешним летом цена за литровую банку практически любой ягоды варьировалась в диапазоне от 700 до 1 тыс. тенге.

Для души и тела

В ассортименте – пастила разных сортов и фруктовые чипсы. Эти деликатесы не из дешевых. Так, цена 100 гр пастилы составляет около 2 тыс. тенге. Но у сушеных сладостей достаточно фанатов. И это при том, что за год они подорожали почти на 50%. 

«Повышение цен произошло из-за изменения оплаты за аренду, роста в цене электроэнергии. Да и ягоды с фруктами не дешевеют», – говорит предпринимательница.

Впрочем, покупателя это не отпугивает. О том, что их немало, свидетельствует тот факт, что уже в ноябре Людмила Каухер начинает принимать заказы на новогодние подарки.

Учиться – пригодится

Впрочем, предпринимательница из Павлодара решила, что открыть ИП и наладить производство недостаточно для того, чтобы бизнес пошел в гору. Увидев объявление о конкурсе ЕБРР по набору слушателей в программу «Женщины в микробизнесе», она отправила заявку и получила приглашение на обучающие семинары и тренинги.

«Хотелось совершенствовать бизнес, но понимала, что знаний в этой области не хватает. А тут такая возможность получить дополнительное образование, и еще бесплатно. Программа строилась модулями: маркетинг, бизнес-финансы, как начать дело, как продвигать продукт. Последнее очень актуально для моего дела», – отметила Людмила Каухер. 

Получив полезные советы по работе в социальных сетях, Людмила сегодня применяет на практике предложенные маркетинговые ходы. 

«Реализация продукции – одна из главных составляющих бизнеса. Рынок большой, и важно на нем не потеряться. Поэтому необходимо выделиться среди всех остальных. Что и пытаюсь делать», – поделилась предпринимательница. 

Расширение ассортимента – тоже одно из условий для развития бизнеса. Не так давно предпринимательница начала выпускать чай с использованием листьев деревьев и кустарников, растущих на дачах. Но чай из высушенных листьев получается не столь вкусным и ароматным, как из свежих. А вот ферментация листьев позволяет добиться наилучшего результата. Процесс трудоемкий, но дело того стоит. Новый продукт покупателей заинтересовал, но его пока недостаточно, чтобы удовлетворить растущий спрос.

Продукцию, которую выпускает Людмила Каухер, можно встретить на прилавках нескольких торговых точек областного центра. Но, по ее словам, основной площадкой для реализации остается все же Instagram.
 
«Для меня на сегодня важно живое общение с людьми, которые покупают сладости. Думаю, это способствует продвижению товара», – уверена Людмила Каухер. 

Выстраивая бизнес, она не думает о банковском займе или государственной поддержке. 

«Пока не планирую увеличивать масштабы производства, не готова. Ведь потребуются люди, большие площади, дополнительные хлопоты и расходы. Не скажу, что не хочу дополнительной прибыли, ведь к этому все стремятся. Но всему свое время», – уверена предпринимательница. 

Так что на сегодня это бизнес чисто семейный.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg