Перейти к основному содержанию

Как бизнесмен из Уральска нашел свою нишу на рынке хлебобулочных изделий

И теперь пытается выйти на экспорт

В 90-е годы люди мешками скупали дешевые макароны, которые он с друзьями делал на стареньком станке в арендованном помещении. Времена дефицита прошли, но за его продукцией крупные оптовики становятся в очередь – на всех ее не хватает. Секрет успеха, по мнению бизнесмена, прост – делать вкусно и просчитывать, как развивается рынок.

По образованию Алексей Попков – прораб. После армии работал на уральских стройках мастером, прорабом. Когда с развалом Союза стали закрываться строительные тресты, остался без работы. По его словам, первый производственный станок им с друзьями буквально подкинула судьба – его отдали за долги. Втроем они сняли небольшую комнату площадью 15 квадратных мет­ров, закупили муку, соль – и работа пошла. Первые 300 кг испорченной продукции пришлось выбросить, а потом научились делать макароны без брака.

kak-biznesmen-iz-uralska-nashel-svoyu-nishu-na-rynke-hlebobulochnyh-izdelij1.jpg

Алексей Попков. Фото автора

Выживали на макаронах

«Время было сложное. В магазинах народ запасался всем впрок. Макароны мы изначально выпускали в бумажных мешках по 20 кг. Я развозил по рынкам, и люди скупали их оптом. Это потом мы перешли на фасовку по 5 и 10 кг», – рассказывает бизнесмен.

Поначалу рабочий день Алексея Попкова начинался в шесть утра, а заканчивался ближе к восьми вечера. Через полгода предприниматели арендовали помещение побольше, купили дополнительно два станка, а еще через год задумались над тем, чтобы открыть производство по выпечке хлеба и пряников. Поняли: делать нужно то, что людям необходимо каждый день.

Бизнесмен рассказывает, что со временем они отказались от выпуска макарон – Желаевский комбинат хлебопродуктов закупил итальянское оборудование для выпуска макаронных изделий. Конкурировать с ними было сложно. И в то же время у Попкова уже был большой опыт работы на рынке изделий из муки, он знал рынок, его цены и потребности. Поэтому десять лет назад он начал искать новую нишу для развития своего производства.

«У меня есть знакомые в таможне. Поговорил с ними, они сказали, что в область завозятся крупные партии вафель, сушек из России и Украины. Решил, что надо развивать производство этих изделий у нас», – вспоминает Попков.

Тогда родные говорили ему, что пора бы поменять старый дом, в котором они с супругой прожили 17 лет. Но бизнесмен решил вложить заработанное в новую производственную базу – купил заброшенную территорию с помещением в промзоне Желаево и начал готовить цех под производственные линии. 

Борьба не в нашу пользу

Предприниматель не побоялся кредитов – открыл ТОО «Батыс Продукт», купил при поддержке фонда «Даму» новые линии по производству вафель и сушек – под 6% годовых. Считает, что самому осилить покупку дорогостоящего оборудования невозможно – долгие кредиты под низкий процент, по его словам, это большое подспорье для бизнесмена. При этом Алексей Попков признает: первые полтора года после оформления кредитов предприятие было на грани – оборудования еще нет, кредит платить нужно, цех не готов. Выстоять помогли хлеб и пряники. Деньги с этих производств бизнесмен вкладывал в новый проект.

Он подчеркивает, что развивать производство всегда было сложно. Но в 90-е годы отбить покупку оборудования можно было за полгода. Теперь, если берешь оборудование, уходит три-четыре года, прежде чем дело начинает приносить доход. 

Бизнесмен вспоминает: когда налаживали производство, объездили все близлежащие к Уральску города. Находили оптовых покупателей, договаривались о долгосрочных контрактах. Неделями он пропадал в дороге, осваивая казахстанский рынок – Актобе, Атырау, Актау, потом – Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Павлодар. Параллельно осваивали и российский рынок – Самару, Саратов, Оренбург, Казань, Нижний Новгород, Челябинск. 

Первыми клиентами на вафли и сушки Попкова стали уральские оптово-розничные рынки.
Очень тяжело, как отмечает предприниматель, им было заходить на российский рынок. Многие российские сети супермаркетов отказывают в сотрудничестве до сих пор, объясняя это тем, что прежде всего на их полках должны быть представлены российские товары. В Казахстане, по его словам, такого лоббирования интересов местных производителей товаров нет. 

«Я считаю, что наша продукция по качеству ничем не хуже российской, а по цене – значительно ниже. Но в наших супермаркетах российская продукция стоит на первых полках. Был недавно в Нур-Султане, увидел, что там российские сушки стоят 350 тенге за 300 гр, тогда как наши сушки стоят 350 тенге за кг. Сейчас идет борьба за место на торговых полках, и мы, казахстанские производственники, находимся в ущербном положении», – считает Алексей Попков.

Конкуренция подстегивает 

Сейчас на производстве, которое когда-то запустили трое друзей, работает 90 человек. Общая площадь всех производственных помещений – 4,4 тыс. кв. м.

Недавно Попков купил вторую линию по производству вафель. К новому году эта линия будет запущена. Он считает, что расширение производства вафель – для них необходимость. В прошлом году оптовые покупатели буквально записывались в очередь за вафлями. 

Попков – один из немногих производителей хлебобулочных изделий в Уральске, у кого нет своих фирменных ларьков. Бизнесмен объясняет, что не видит в этом смысла: продавать там свою продукцию без накруток он не сможет, так как содержание ларьков требует больших затрат. И без этого его товар не менее популярен, чем у других хлебопеков и кондитерских цехов.

«За рынок приходится биться – где-то качеством, где-то ценой. Конкуренция жесткая. Считаю, что это хорошо. Это подстегивает, заставляет двигаться дальше, повышать качество своей продукции», – говорит Алексей Попков.
 

banner_wsj.gif

1989 просмотров

Как в Казахстане заработать на цветах

Делится личным опытом сооснователь магазина Ayala flowers

Фото: Офелия Жакаева

Первые деньги на цветочном рынке я заработала 14 февраля 2015 года, открыв онлайн-магазин буквально накануне – продажи цветов в интернете тогда были новинкой, дневной доход составил 7 тысяч тенге. Хороший стимул для студентки со стипендией в 20 тысяч. К 8 марта я подготовилась более основательно, заработала 100 тысяч тенге и укрепилась в желании развивать бизнес дальше.

В то время, по моим подсчетам, через интернет продавалось около 4% цветов. Я понимала, что эта доля будет расти и стала изучать стратегии лидеров онлайн-продаж одежды и доставки еды. Было очевидно, что их преимущество построено на тщательном ведении клиентской базы и внимании к бизнес-процессам.

Скоро я пришла к выводу о важности сочетания онлайн- и офлайн-инструментов. Открыла физический магазин, он стал складом и местом встречи с клиентами, впервые обратившимися ко мне за букетом. Если качество цветов и обслуживания их устраивало, в последующем они оформляли заказы через интернет-магазин.

Параллельно я инвестировала в развитие технологий для упрощения ведения бизнеса. Специальных решений для рынка цветов тогда не было и меня увлекла идея стать первопроходцем, а потом на основе созданных технологий развивать франшизу.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax2.JPGФото: Офелия Жакаева

Должна признаться, что до сих пор не осмеливаюсь подсчитать итоговую сумму, потраченную на эту идею. Я пробовала разные модели взаимодействия с разработчиками, но внедрить цифровизацию в том виде, в каком я ее себе представляла, пока еще не удалось. Хотя на исходе второго года разработок я в значительной степени разгрузила себя от операционной работы – бизнес работал уже автономно, без моего активного участия. 

В декабре 2018 года по личным причинам я оставила бизнес в Алматы и переехала в столицу. В соцсетях о переезде сообщила в канун 14 февраля 2019 года и была удивлена реакции: среди моих подписчиков оказалось много жителей Нур-Султана – они следили за моей работой в Алматы и были уверены, что теперь я буду развивать такой же бизнес и в столице. Так я стала знакомиться со столичным рынком цветов и уже к мартовскому празднику вместе с сестрой запустила новый онлайн-магазин цветов.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax3.JPGФото: Офелия Жакаева

За год работы в Нур-Султане заметила, что участники цветочного рынка, по сравнению со своими коллегами из Алматы, здесь более открыты и дружелюбны – охотнее делятся опытом, информацией о товаре. Второе отличие касается покупателей – люди менее привередливы и быстрее принимают решения, на согласование букета уходит меньше времени. Особенность цветочного онлайн-бизнеса в том, что клиенты могут выбрать и оценить букет только по фотографии. Собрав букет с учетом предпочтений клиента, я отправляю фото заказчику. В 95% случаев жителей столицы все устраивает и только в 5% случаев надо немного менять состав или упаковку букета.

С оптовыми поставщиками дела обстоят не очень хорошо – в столице их явно не хватает, часто приходится сталкиваться с дефицитом цветов. Еще одно отличие рынка Алматы и Нур-Султана продиктовано погодой. В столице зимой букеты дополнительно упаковывают в специальную обертку, чтобы защитить от холода, это увеличивает временные и финансовые затраты. И еще, по моим наблюдениям, в Алматы цветы дарят чаще.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png