Перейти к основному содержанию

238 просмотров

Денег много не бывает

О том, как можно поднять бизнес, рассказали журналистам руководители талгарских компаний

Фото: Shutterstock

Чтобы подняться на новую ступень роста, уже прочно вставшим на ноги казахстанским предприятиям нужны значительные финансовые ресурсы.

Ставка на казахстанское

ТОО «P.T.Z.» в Талгаре – одно из шести подразделений, входящих в группу компаний ZETA. Подразделение в Талгаре производит металлоизделия и изделия из пластика хозяйственно-бытового и коммунального назначения. А начиналось все в уже далеком 2006 году, когда были куплены производственные площади хлебозавода, на которых предприятие размещено и поныне. Тогда компания в год платила 65 млн тенге налогов. Сейчас – больше 1 млрд тенге. Годовой оборот составляет около 10 млрд тенге.

«Наша продукция – офисная и бытовая комбинированная мебель, предметы быта, кресла, стулья. Ранее опорные крестовины для кресел мы завозили из Италии. Но чтобы уменьшить себестоимость, стали сами производить крестовины, которые выдерживают тонну нагрузки. Сегодня их покупают Грузия, Россия, Таджикистан, Польша. Экспортируем в Россию пластиковые баки для коммунальных служб», – рассказал генеральный директор компании Максуд Омарбаев.

По его словам, чтобы увеличить процент казахстанского содержания в продукции ZETA, предприятие тесно сотрудничает с местными компаниями. Древесина поступает из Усть-Каменогорска. Поролон приходит из Семея и Петропавловска. Металл – из Караганды. Тем самым казахстанское содержание в товарах компании доходит до 70%.

Но останавливаться на достигнутом здесь не собираются. Для роста производства требуются новые универсальные станки, а это деньги. Только в этом году ТОО «P.T.Z.» инвестировало в производство 800 млн тенге. Также одобрены 1,5 млрд кредитных денег, которые пойдут на покупку нового оборудования. 

Компания в $6 млн 

ТОО «CLOTWELL» – семейный бизнес. Владельцы и руководители швейной компании – семья Цхе. «В девяностые с супругой решили заняться бизнесом. Начали с изготовления верблюжьих одеял. Наскребли крохи денег, действительно наскребли. Взяли в рассрочку старые советские машины, нашли помещение, а дальше уже заработало производство. Сейчас компания стоит не меньше $5–6 млн, и работают в ней полторы сотни сотрудников», – рассказал учредитель и владелец производственной базы Олег Цхе.

Со временем расширился ассортимент выпускаемых товаров. 

«Мы работаем и на тендеры и находимся на коммерческом рынке, в свободной торговле. До 10% продукции уходит на экспорт. Наша специализация – пошив военной и специализированной униформы, формы для медицинских учреждений. Основными покупателями и заказчиками являются компании, занятые на нефтедобыче, корпоративные клиенты. Шьем корпоративную одежду для офис ных работников. Уже готова к отправке первая партия спец одежды в Исландию», – отметил в свою очередь коммерческий директор компании Евгений Цхе.

По его словам, конкурировать на рынке помогает гибкая политика компании. К примеру, если заказчику нужна недорогая одежда, то материал заказывается в Китае. Если речь идет о конкурентном преимуществе, то здесь уже идут договоренности с американской компанией, одним из лидеров по производству технологичных материалов. Если требуется удовлетворить желание корпоративных клиентов, которые хотят одеваться очень стильно и хорошо и готовы на это выделить бюджет, используются ткани из Италии.

Между тем для реализации далеко идущих планов семейному бизнесу Цхе требуется расширение производства. Часть задуманного уже удалось воплотить. Швейное производство разместилось в новом цеху, построенном на 98 млн тенге кредитных денег, выделенных по программе помощи МСБ. Как отметил учредитель Олег Цхе, им сейчас никто не мешает работать. Проблема лишь в нехватке квалифицированных кадров на всех уровнях – от дизайнера одежды до хорошей швеи и технологов.

Начали с визиток

ТОО «Интеллсервис» также можно назвать успешным. «По госпрограмме мы в нашей типографии обновили парк печатных машин. В 2016 году приобрели высокопроизводительную шестикрасочную офсетную печатную машину. В 2017 году, по программе «Даму Өндіріс» под 6%, приобрели дополнительно пятикрасочную офсетную машину», – поясняет руководитель
отдела финансового контролинга компании Денис Решетов.

По его словам, для компании крайне выгодны курсовые колебания европейской валюты. «Для печати мы используем высококачественную бумагу производства Финляндии и Австрии. Ее стоимость в докризисное время составляла 40% производственных расходов, сегодня – до 70%. Потому нам выгодны колебания курса евро. Если раньше соотношение евро к доллару было 1.15, то сейчас оно составляет 1.07. Нам выгоднее брать необходимую продукцию напрямую из Европы, нежели из Китая, покупая ее на доллары», – пояснил тонкости ценообразования г-н Решетов.

А когда-то типография начинала деятельность с печати визиток. Сегодня выпускает упаковки и занимается тиражированием учебников для всего Казахстана. Но, по мнению Дениса Решетова, перспективное направление – это рынок фастфуда. Поэтому в планах приобрести оборудование по изготовлению одноразовых стаканов, коробок под бургеры, бумажных лотков и тарелок.

Всего по программе ДКБ-2020 в рамках субсидирования процентной ставки, по данным главного менеджера регионального филиала фонда развития «Даму» по Алматинской области Алии Нугмановой, за девять месяцев 2019 года в Алматинской области было профинансировано 59 проектов на сумму 4,2 млрд тенге. Еще 68 проектов на сумму 2,6 млрд тенге получили поддержку в рамках гарантирования.

3269 просмотров

Как ливанец зарабатывает на кукурузе в Караганде

Особенность его продукции заключается в том, что в каждой упаковке есть небольшой подарок-сюрприз

Фото: Andrii Iemelianenko

У братьев Джафар казахстанское предприятие – не первое по счету. Сладкий бизнес они начали развивать сначала в родном Ливане, а затем стали завоевывать рынок Болгарии. Там в 1998 году они открыли первое крупное производство по выпуску кукурузных палочек, которые стали пользоваться активным спросом у местного населения.

В Украине их бизнес стартовал в 2003 году. На белорусский рынок братья вышли в 2007 году. А в 2013-м познакомились с казахстанскими предпринимателями, один из которых пригласил ливанских бизнесменов попробовать организовать аналогичное производство и в РК. 

«Я работал с братом в Беларуси и познакомился там с предпринимателем из Караганды. Ему понравилась наша идея и продукция. Он нам сказал, что в Казахстане такой продукции с сюрпризами нет. И мы решили попробовать свои силы здесь», – рассказал предприниматель Рафат Джафар Шафик.

В первую очередь бизнесмен стал искать удобное место расположения для своего будущего предприятия. Побывал в Алматы и Нур-Султане, но его выбор пал на Караганду, так как там оказалась самая удобная транспортная развязка.

«В Караганде нам удалось познакомиться и подружиться с владельцем здания и складских помещений, в которых сейчас располагается наше производство. Мы договорились с ним об аренде помещений общей площадью более 2 тыс. кв. м за 2 млн тенге», – отметил Рафат Джафар Шафик.

Чтобы запустить свое производство, предприниматель вложил в него более 270 тыс. евро. Изначально он занимался только упаковкой продукции других производителей. Однако с самого начала преследовал цель наладить полный цикл производства – от изготовления самих кукурузных палочек, разработки оригинальной упаковки и закупа качественных игрушек до упаковки готовой продукции. Кроме этого, он хотел выпускать продукт более высокого качества, чем местный. 

«Поначалу не все шло гладко. К примеру, был сильный скачок курса доллара, который не давал мне сориентироваться, по какой цене продавать товар. В июне 2015 года доллар стоил 185 тенге, а когда я приехал в сентябре, он уже стоил 270 тенге. И оборудование, и сырье, которые я хотел купить в Италии и Китае, были привязаны к доллару. Поэтому на первых порах я потерял около $180–200 тыс. Но любой бизнес в самом начале терпит убытки. Мы просто знали, что сможем наверстать все, потому что людям нравился наш товар», – говорит собеседник.

Оборудование для своего цеха бизнесмен закупал в разных странах. Часть привез из Болгарии, купив у своего брата. К примеру, производственная линия по выпуску кукурузных палочек стоила $100 тыс. Еще четыре автоматических упаковочных станка он приобрел также в пределах $100 тыс. в Болгарии и Беларуси. Они были не новыми, но в отличном состоянии. Также ему понадобились два станка для пайки подарочных яиц, полуавтоматическая установка фасовки кукурузных палочек и 10 паяльных устройств для упаковки. 

Освоить рынок

Первые три года предприятие работало лишь на покрытие своих расходов и осваивалось в Казахстане. В плюс бизнес вышел только в 2018 году, и предприниматель сразу же стал думать о расширении ассортимента продукции и увеличении оборотов. За кредитом он обратился в АО «Сбербанк», а для получения субсидий по частичному возмещению процентной ставки за кредит и бесплатной гарантии – в Фонд развития предпринимательства «Даму», так как для выдачи полной суммы займа ему не хватало залогов. К гражданину иностранного государства фонд долго присматривался.

«Я представил в качестве гарантии движимое имущество: машины, оборудование и т. д. Фонд понять можно, так как я иностранец, они должны проверить все. Я благодарен им за оказанное доверие и получение 10 млн тенге. Эти деньги я должен вернуть за полгода под 8%. Для нас эта сумма небольшая. Но очень нужная. Мы можем отдать ее за месяц», – рассказал г-н Рафат Джафар Шафик.

Сейчас его предприятие выпускает в среднем около двух тонн кукурузных палочек в день. Более 40% продукции уходит на экспорт в Россию. На внутренний рынок Казахстана идет остальная часть. В основном, крупными заказчиками являются города Алматы и Нур-Султан. К сожалению, в крупных супермаркетах Караганды продукцию бизнесмена не встретишь. Ее можно купить на оптовых рынках и в небольших магазинчиках. Предприниматель связывает это с конкуренцией и большими деньгами, которые у него просят владельцы супермаркетов для того, чтобы поставить товар на свои полки.

«Мы думаем, что в будущем наша продукция появится на полках супермаркетов. Пока это проблематично, так как, чтобы реализовывать поставки в крупные супермаркеты, нам нужно отдавать большие деньги. А мы работаем, в основном, с оптовыми дистрибьютерами, поэтому заказы у нас есть всегда. В основном, российские покупатели делают крупные заказы. В планах у нас расширить границы и экспортировать товар в Узбекистан и Кыргызстан», – признался г-н Рафат Джафар Шафик.

На его производстве для выпуска кукурузных палочек используют только казахстанское сырье. Бизнесмен отметил, что закупает кукурузную крупу, масло и сахар в Караганде, а упаковочные материалы – в Алматы. На его производстве трудится исключительно местное население. Всего в цехах работают 45 человек. Средняя заработная плата сотрудников составляет 100 тыс. тенге. 

Наполеоновские планы

На сегодняшний день карагандинское предприятие расширяет линейку своей продукции. К Новому году компания намерена увеличить объемы поставок уже имеющихся видов продукции и наладить производство новинки – подарочных наборов в виде чупа-чупсов. Данный продукт сейчас проходит стадию получения сертификата соответствия. 

«Пока планировать конкретные объемы производства сложно: в основном, это ручной труд. Поэтому сначала нужно обучить этому людей. Но, думаем, перед Новым годом данный продукт будет пользоваться еще большим спросом», – добавил г-н Рафат Джафар Шафик.

В будущем бизнесмен намерен увеличить площадь своего производства за счет строительства собственного завода, которое он планирует начать в течение трех лет. После запуска завода могут появиться дополнительные рабочие места для местных жителей.

«Сейчас дела у нас идут хорошо. Мы на втором месте по продажам после предприятия моего брата в Болгарии. На третьем месте производство в Беларуси и на четвертом – в Украине. Надеемся завоевать и казахстанцев», – резюмировал предприниматель.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций