Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


302 просмотра

Түйеқұстан пайда бар ма?

Маңғыстауда түйеқұс фермасын ашып, одан табыс табудың жолы қандай?

Фото: Shutterstock.com

Осыдан үш жыл бұрын түйеқұс өсіруді қолға алған маңғыстаулық кәсіпкер уақыт өте келе фермасының қаладағы ең белгілі туризм нысанына айналып, ал отбасының шағын кәсібі облыс халқының 5 пайызын ет және жұмыртқамен қамтамасыз ететін деңгейге жетеді деп тіптен ойламаған. 

Отбасылық кәсіп

Торонто университетін «Бизнес және логистика» мамандығы бойынша бітірген соң, Есен Боранбай бауырымен бірге туған Ақтауына қайтып оралады. Канадада алған білімі дәл осы жерде кәдеге асады. Дәл сол кезде әкесі 22 гектар жер сатып алып, құс өсірумен айналысуды жоспарлап жүрген. Фермаға алдымен бөденелер алынған. Содан кейін Ресейден ересек түйеқұстар әкелінді.

«Ғаламтордан түйеқұс туралы оқып, оларға біз жақтың ауа-райы жағатынын, тез жерсініп кететінін түсіндік. Ең басты мәселе – көктайғақ болды, өйткені түйеқұстар мұзда жүре алмайды. Оларды алып келгеннен соң, отбасылық ферманы «Экзотикалық құстар ғаламшары» деп атап, одан туристік нысан жасауға бел будық», – дейді Есен Боранбай. 

Қазір фермада 24 африкалық және 2 австралиялық түйеқұс бар. Бұндай құстарды өсіру – енді-енді қолға алынған бағыт. Сондықтан қазақстандық фермерлердің бұл құстарды өсіру, күтіп-баптауда тәжірибесі аз.
 
«Осы салада мамандар жоқ, біз әрбір қатеміз бен қадамымыздан сабақ алдық, балапандары өліп те  жатты, ең қиыны  түйеқұс балапанын 1 жылға дейін бағып-қағу екен. Біз оларды күтіп-баптауды  үйрендік. Қазір оларды басқа аймақтарға жіберіп отырамыз», – дейді кәсіпкер. 

Түйеқұс жұмыртқасына сұраныс болғанымен, кәсіпкерлер оны сатудан әзірге бас тартып отыр. Алдымен фермасындағы түйеқұс санын арттырып, содан кейін нарық пен түйеқұс жұмыртқасына  деген сұранысты толық зерттеу қажет деп пайымдайды кәсіпкер. 

Айта кетейік, түйеқұс – әлемдегі ең ірі құс. Оның жұмыртқасының салмағы 1,5 келіге дейін жетуі мүмкін. Әрине, ферма иелерінің өз мейрамханасында түйеқұстың бір жұмыртқасымен бірден 20 адамды тойдыру жоспары бар, алайды бұл – болашақтың ісі. Әзірге үй құстарының жұмыртқасы сатылымға шығарылып жатыр. 

Мұнда түйеқұстан бөлек, мысыр тауығы, бөдене, күркетауық, үй тауығы, қаз және үйрек өсіріледі. Жалпы, түйеқұстар да оларды көруге келетін туристердің арқасында кіріс кіргізіп тұрады.
 
«Түйеқұстан түсетін пайда ет пен жұмыртқа сатудан кіретін кіріспен салыстырғанда, ауыз толтырып айтарлықтай емес. Ересек түйеқұсқа күтім жасау  құны күніне 150-200 теңгеге шығады. Ал балапандарына  шығын көп шығады, өйткені олардың жем-шөбі, қосатын қоспалары қымбат. Бірақ бұл шығынды экскурсия толығымен өтейді», – дейді Есен Боранбай.

Бос жатқан жер жоқ

Ферма аумағында құрама жем шығаратын шағын зауыт та жұмыс істейді.
 
«Шикізатты Қазақстанның әр аймағынан аламыз, осында қайта өңдеп, дайын жемді Маңғыстау облысының бөлшек сауда дүкендерінде сатамыз, бұл делдалдан алғаннан арзанға түседі. Шыны керек, осы іспен жемнің өзіндік құнын төмендету үшін айналыса бастадық. Соның нәтижесінде жемнің құны шамамен 20 пайызға арзандады»,– дейді Есен Боранбай.
Кәсіпкердің айтуынша, ферманың өзі былтырдан бері ғана пайда әкеле бастаған.
 
Биыл ірі қара мен ұсақ мал әкелініп, қазір фермада 60 сиыр, 200 қой және 20 жылқы бар. Бірақ фермерлер әзірге тек құс еті мен жұмыртқасын сатып жатыр. Биыл 45 тонна ет сатса, былтыр одан екі есе аз болған. 

«Жұмыртқа туралы айтар болсақ, күнделікті мыңнан аса жұмыртқа аламыз, жылына 400 мыңға жуықтайды. Бөдене жұмыртқасын супермаркеттерге жіберсек, тауықтікін базарға апарамыз, фермадан да сатамыз. Етті де дүкенге өткіземіз немесе тапсырыс бойынша үйге жеткізіп береміз, бұл қызмет жергілікті тұрғындар арасында үлкен сұранысқа ие», – деп атап өтті кәсіпкер. 

Қимылдаған қыр асар

Ферманы ашқан кезде, ол жаққа газ жүргізілмеген еді. Жергілікті билік кәсіпкерлерге осы мәселені шешуге көмектесеміз деп уәде беріпті. Фермерлер жерлеріне алдағы уақытта газ жүргізіледі деген үмітпен, 4 жылыжай салған. Арзан отынды күте-күте шыдамдары таусылған соң, оның екеуін құрама жем шығаратын зауыт пен тауықтардың қыстық қорасына айналдырады. 

«Мәселе мынада, фермада инкубатор, тоңазытқыш, жылытқыштар  көп, сондықтан электр қуатын емес, газ пайдалану арзанға түсер еді.  Былтырдан бастап біз қымбат электр энергиясынан бас тартып, электр энергиясын біршама арзанға беретін компанияға ауыстық, десе де  жаз айларында 700 кВт-қа дейін жағып тастаймыз,  яғни тек электр қуатының өзіне 120 мың теңге төлейміз», – дейді Есен Боранбай.

Газдың жоқтығынан қымбатқа түсетін жылу мәселесін фермерлер өз күшімен шешуге тырысуда. Мал тезегін көмірсутек көзімен араластырып,  арнайы жабдықта белгілі бір температурада ұстап, үнемі илеп тұрады.

«Осылайша біз метан аламыз. Бұл биогазды, айталық, бройлер цехын жылыту үшін пайдалансақ болады. Қазір біз арнайы пеш жасаумен айналысып жатырмыз. Осылайша ферма қалдықсыз өндіріске өтеді. Метан алған соң қалған қалдықты жеміс ағаштары отырғызылған жерге тыңайтқыш ретінде қолданамыз»,– дейді Есен.

Бәсекелестер жоқ

Маңғыстау облысында дәл осы деңгейде құс өсірумен айналысатын шаруашылық жоқ. Жергілікті билік бірнеше жылдан бері жұмыртқа және ет бағытындағы екі құс фабрикасын салуға уәде берген. Тіпті олар ашылғаннан кейін де кәсіпкер отбасылық кәсіптің сатылымы төмендемейтініне сенімді. 

«Біздің өнімдеріміз фабрикалық тауармен салыстырғанда, салмағы және сапасымен ұтады. Фермерлік ет пен жұмыртқаның бәсі әркез жоғары», – дейді ол.

Алайда кәсіпкер құс фабрикасының ашылуынан да өз пайдасын көреді. Егер қазір фермерлер инкубатор жұмыртқаларын басқа облыстан сатып алса және ол кей кездері кеш жеткізіліп жатса, ендігі жерде фермерлер оны жергілікті өндірушіден сатып алатынына сенімді.


402 просмотра

Сторителлинг, digital-инструменты и вековые традиции

Как классические люксовые бренды находят подход к новому поколению

Серебряные столовые приборы, столовая посуда и хрусталь, предметы декора для дома класса люкс, изысканные и дорогие – очень узкая ниша рынка. Такие товары производятся не на конвейере, а вручную, в ограниченных количествах, а сами бренды имеют историю не в одну сотню лет. Топ-менеджеры Puiforcat, французского бренда столового серебра и фарфора, и французского Дома хрусталя Saint-Louis рассказали «Курсиву», как продавать серебро и хрусталь миллениалам.

Больше, чем просто серебро

«Как будет выглядеть бокал для коньяка в XXI веке?» – с таким вопросом представители Puiforcat обратились к студентам школы дизайна в Париже. 

По эскизу одного из таких студентов, 26-летнего Луи Дубрейля, был сделан серебряный сосуд, съемная основа которого одновременно может быть крышкой, а внутренняя позолота создает впечатление, что напиток внутри бокала уже есть.

«Это микс традиций серебряной мастерской и современного взгляда перспективного молодого дизайнера», – говорит Люк Деламбр, генеральный директор Puiforcat.

История Puiforcat началась в Париже в 1820 году с семейной мастерской, где изготавливали тогда только высококлассные серебряные ножи. Во второй половине XIX века дочь владельца мастерской вышла замуж за Луи-Виктора Табуре, который взял фамилию супруги – для того времени поступок экстраординарный. По инициативе Луи-Виктора в мастерской начался выпуск копий антикварной серебряной посуды и предметов быта XVII–XVIII веков. Эти изделия оказались настолько популярны, что логотипом Puiforcat был выбран золотой кубок XVII века, когда-то принадлежавший Анне Австрийской, матери Людовика XIV.

Сын Луи, Жан Пьюфорка, стал художником – он известен и как скульптор, и как график. У Жана был совершенно другой взгляд на то, какими должны быть изделия дома Puiforcat. Благодаря ему появились коллекции в стиле ар-деко, которые до сих пор выглядят ультрасовременно.

«Это нарисовано в 1925 году, но абсолютно современно, графично и релевантно сегодняшнему дню, хотя создано 100 лет назад в Париже», – Люк Деламбр показывает тарелки, рисунками на которых служит графика Жана Пьюфорка. Если присмотреться, то можно понять, что художник вписал в круг буквы латинского алфавита. Было создано 1200 таких комбинаций – Puiforcat пока использовал для декора посуды только шесть из них. В следующем году, обещает Деламбр, на тарелках появятся новые варианты графики Жана Пьюфорка. 

У Puiforcat сегодня три направления – королевская посуда эпохи Просвещения, стиль начала XX века, работать в котором компания начала благодаря Жану Пьюфорка, и современный стиль. В последнем классический бренд не боится экспериментировать, и коньячный бокал XXI века – не единственный тому пример. В одной из коллекций дегустационных бокалов для вина, созданной в коллаборации с известным сомелье Энрико Бернардо, Puiforcat отказался от ножки. Такое решение пришло после того, как Бернардо поделился наблюдениями – гости чаще берут бокал за основание чаши, чем за ножку.

«Это не просто продукт, это новый опыт», – резюмирует Деламбр, демонстрируя новаторский бокал от английского дизайнера Майкла Анастасиадеса.

Header_Soupière_Desktop.jpg

Копия супницы Людовика XIV, на создание которой ушло более 7 кг серебра

Хрустальный Haute Couture

Новый опыт от Дома хрусталя Saint-Louis, чья история началась еще в XVI веке, связан с кастомизацией и новыми технологиями. В приложении – конструкторе хрустальных люстр можно собрать именно тот вариант, который нравится клиенту: выбрать высоту и цвет основы люстры, количество ламп на ней – от 8 до 48, цвет и форму плафонов или абажуров, декоративных элементов. В коллекции Royal можно собрать на выбор до 15 тыс. вариантов люстр. Впишется ли готовая модель в интерьер конкретной квартиры, можно оценить, просто загрузив фотографию помещения.

«Клиенты хотят создавать и декорировать свое жилище сами, они хотят иметь свою собственную люстру», – говорит Жером де Лаверньоль, президент французского Дома хрусталя Saint-Louis. В случаях, когда приложение не справляется, за дело берутся дизайнеры.

Saint-Louis выполнил заказ от клиентки из России, которой все варианты из каталога показались слишком маленькими. Три дня дизайнеры рисовали эскизы – и создали модель, которая понравилась заказчице и подошла под интерьер помещения с потолками 15-метровой высоты. Люстра для большого дома получилась немаленькой – весом 2,5 тонны, длиной 9 метров и с 220 лампами. 

Президент Saint-Louis – сторонник эклектики. Продолжая тему домашнего освещения, он рассказывает: «Классические люстры спускаются каскадами вниз, а мы придумали вариант горизонтальный, высотой всего 85 сантиметров, под современные апартаменты». Жером де Лаверньоль рекомендует не бояться сочетать современный интерьер с классическими элементами, такими, как хрустальные люстры.

«Миксуйте и дополняйте», – советует он. 

Сам бренд тоже активно миксует традиции и инновации, то есть классические техники и ноу-хау и современный подход. Несколько лет назад де Лаверньоль пригласил дизайнера Кики ван Эйк, чтобы создать коллекцию напольных и настольных ламп и бра. Кики сразу пришла с набросками, но глава Saint-Louis отказался даже смотреть их.

«Я сказал, что хочу, чтобы сначала дизайнер провела какое-то время на фабрике, чтобы вдохнуть атмосферу, посмотреть на людей, сходить в музей, чтобы понять идею Saint-Louis. Тогда можно создать что-то новое и не потерять подлинность бренда», – объясняет он.

На фабрике Кики увидела работу пресс-форм и была так впечатлена, что решила воспроизвести ее в лампе. Де Лаверньоль не поверил, но Кики ван Эйк действительно создала потрясающую коллекцию Matrice, форма ламп в которой похожа на одну из пресс-форм. Настольная лампа из этой коллекции стоит около $11 тыс.

Kiki-van-Eijk_Matrice-Copper_zoom.jpg

Настольная лампа Matrice, сделанная для Saint-Louis дизайнером Кики ван Эй, весит 12,5 кг

Инвестиции во вкус жизни

«Он может быть разбит, но если вы его не разобьете, то он будет совершенно таким же 20 лет спустя, – де Лаверньоль держит в руках бокал из коллекции Tommy, которую бренд регулярно повторяет с 1928 года. – Но эти бокалы созданы не для того, чтобы стоять в шкафу, а чтобы наслаждаться вином, используйте их в повседневной жизни», – продолжает он. 

Предметы из коллекций Saint-Louis и Puiforcat стирают грани между функциональностью и искусством, но главы этих брендов настаивают – не храните их для особых случаев.

«Не мешайте себе быть счастливым и использовать все это в повседневной жизни, когда проводите свое свободное время со своей семьей и друзьями, готовите еду или обедаете. Конечно, когда вы покупаете серебряную посуду, вы покупаете не только для себя. Она останется вашим детям, а потом перейдет следующим поколениям. Но все равно это больше про семейные традиции, чем про инвестиции», – говорит Люк Деламбр.

В сентябре Puiforcat анонсировали выпуск солонки и перечницы для кухни – направление кухонных приборов серебряный бренд считает перспективным, ведь их клиенты все чаще убирают стену между гостиной, где накрывается обед, и помещением, где его готовят. Люк Деламбр напоминает: «Серебро темнеет, если им не пользоваться».

DSC06749.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций