1838 просмотров

Страусиная история

Как построить цикл замкнутого производства

Фото автора

Открыв три года назад страусиную ферму, мангистауский предприниматель даже и не подозревал, что она станет одним из самых популярных объектов туризма в городе, а небольшое семейное дело расширится настолько, что будет снабжать мясом и яйцами 5% населения области. 

Семейное дело

После окончания университета в Торонто по специальности «Бизнес и логистика» Есен Боранбай с братом вернулись в родной Актау. Знания, полученные в Канаде, пришлись как нельзя кстати. Отец как раз купил участок земли в 22 га и планировал заняться разведением птиц. Первыми на ферме появились перепела. А затем страусы – пять птиц привезли взрослыми из России. 

«Почитав в интернете про страусов, мы поняли, что они в нашем климате легко приживутся, он для них комфортный. Единственная проблема – это гололед, они на скользком льду не могут ходить. После того, как они появились, решили назвать семейную ферму «Планета экзотических птиц» и сделать ее туристическим объектом», – рассказывает Есен Боранбай. 

Сейчас на ферме 24 африканских страуса и два австралийских. Разведение этих птиц – относительно новое направление. Поэтому у казахстанских фермеров еще недостаточно опыта для их содержания, ухода и размножения. 

«Специалистов в этой сфере нет, мы учились методом проб и ошибок, был большой падеж птенцов, но самое сложное – это выходить страусят до года. Мы научились их выхаживать. Сейчас даже отправляем птенцов в другие регионы», – говорит предприниматель. 

Пока яйца страусов фермеры не продают – отказывают всем желающим. Сначала надо вырастить собственное поголовье, считает фермер, а затем изучить рынок и спрос на страусиные яйца. 

Стоит отметить, что страус – самая крупная птица в мире. Ее яйцо может достигать веса в 1,5 кг. Конечно, в планах у основателей фермы – готовить яичницу из одного яйца сразу на 20 человек в собственном кафе, но это в будущем. Пока с фермы продают только яйца мелкой домашней птицы. 

kak-otkryt-strausinuyu-fermu-v-mangistauskoj-oblasti.jpg

Фото: Shutterstock.com

Здесь помимо страусов разводят цесарок, домашних кур, перепелок, индюков, гусей и уток. Впрочем, страусы тоже уже приносят прибыль, но больше от привлечения туристов. 

«В сравнении с продажами мяса и яиц эта прибыль незначительная. Содержание взрослого страуса обходится в день в 150–200 тенге. На страусят уходит немного больше, так как у них дорогие комбикорма, различные добавки. Но эти расходы полностью покрываются за счет экскурсий», – отмечает Есен Боранбай. 

Каждый гектар – в дело

На территории фермы действует небольшой комбикормовый завод, который был переделан из пустовавшей теплицы.

«Сырье мы получаем из разных регионов Казахстана, здесь перерабатываем и продаем готовые корма в розничных магазинах Мангистауской области, это дешевле, чем покупать у посредников. Мы, собственно, и начали этим заниматься, чтобы снизить себестоимость кормов. Она ниже примерно на 20%», – говорит Есен Боранбай, отмечая, что ферма поначалу выжила благодаря комбикормовому заводу, который практически сразу стал приносить прибыль.

А сама ферма, по словам бизнесмена, вышла в плюс только в начале прошлого года.

В этом году на ферме появился и скот – сейчас здесь 60 коров, 200 овец, 20 лошадей. Но пока фермеры продают только мясо птиц и яйца. В этом году уже продано 45 тонн мяса, в прошлом – в два раза меньше. 

«Что касается яиц, то мы ежедневно получаем чуть больше 1 тыс. яиц, в год – около 400 тыс. Перепелиные отправляем в супермаркеты, куриные – на рынки и продаем с фермы. Мясо также сдаем в мясные магазины, либо доставляем на дом по заказу – эта услуга пользуется большой популярностью у местных жителей», – отмечает собеседник «Курсива». 

Дорогу осилит идущий

При открытии фермы на участке не было газоснабжения. Местные власти обещали помочь предпринимателям в решении этой проблемы. Фермеры в надежде на скорое подведение к участку газа построили четыре теплицы, но в результате, так и не дождавшись дешевого топлива, переделали две из них под комбикормовый завод и зимник для кур. 

«Проблема в том, что на ферме много инкубаторов, холодильников, обогревателей, и, естественно, нам было бы дешевле использовать газ вместо электричества. С прошлого года мы отказались от дорогой электроэнергии и перешли в компанию, которая нам предоставляет электричество чуть дешевле, но все равно – в летние месяцы накручиваем за 700 кВт, а это 120 тыс. тенге», – рассказывает Есен Боранбай. 

Проблему с дорогостоящим отоплением из-за отсутствия газа фермеры сейчас пытаются решить также своими силами. Отходы от скота перемешивают с источником углеводородов, выдерживают при определенной температуре в специальном оборудовании и постоянно перемешивают. 

«Так мы получаем метан. Это и есть биогаз, который можно использовать для отопления, например, бройлерного цеха. Сейчас мы работаем над созданием специальной печи. Таким образом ферма переходит на безотходное производство. То, что осталось после того, как получили метан, используем как удобрение на поле, где высадили плодовые деревья», – отмечает фермер. 

Конкурентов нет 

В Мангистауской области хозяйств, которые занимались бы выращиванием птиц в таком количестве, нет. В основном здесь разводят птиц в частных подсобных хозяйствах. Вот уже несколько лет власти обещают построить две птицефабрики – яичного и мясного направления. Фермер уверен – даже после их открытия продажи семейного хозяйства не упадут. 

«Наши куры в сравнении с фабричными выигрывают по весу и по качеству мяса. Фермерское мясо всегда ценилось, так же, как и яйца», – добавляет он. 

Впрочем, предприниматель видит и собственную выгоду от открытия птицефабрик. Если сейчас инкубационные куриные яйца фермеры покупают в других регионах, и часто возникают перебои с поставками, то здесь – уверены фермеры, они смогут закупать их напрямую у местного производителя.

banner_wsj.gif

264 просмотра

Бизнес гибкий, как лапша

Три принципа, от которых основатель сети ресторанов быстрого питания Lanzhou Гульбану Майгарина отказалась по запросу рынка

Фото: Turar Rakhimberlin / Twitter

Казахстанский бренд Lanzhou запустил свой десятый ресторан быстрого питания. Lanzhou работает в формате лапшичных. Формат стал популярным за счет идеи, которая лежит в основе бизнеса, – предлагать свежую еду, которая выходит дешевле для клиента, чем если бы он самостоятельно готовил ее дома. Главное блюдо сети – ланьчжоуская лапша. Ее рецепт и саму идею открыть лапшичную Гульбану Майгарина, основатель сети, привезла из Китая.

Когда Гульбану Майгарина открывала бизнес (первый ресторан появился в 2018 году), она решила всегда следовать трем основным принципам: нет – замороженным продуктам и вредной еде, нет – доставке, нет – изменениям в рецепте – только прозрачный бульон, белая редька, перец чили, кинза и лапша. Однако Майгарина призналась, что по мере роста популярности и расширения бизнеса ей пришлось изменить своим принципам.

Почему Lanzhou занялся доставкой еды

Принципиальную позицию по вопросам доставки пошатнул кризис, вызванный карантином. Когда ввели ограничения на передвижения, было непонятно, как долго продлится пауза в работе.

«Я считала, что доставка для нас – это недопустимый сервис. Наш продукт вкусный, пока свежий и горячий», – говорит Гульбану Майгарина. Но сохранить персонал можно было, лишь организовав доставку еды клиентам домой. 

Первым партнером Lanzhou стал сервис доставки Glovo. Сотрудничество с ним помогло удержать бизнес на уровне окупаемости, хотя обороты упали в пять раз.

«Аудитория дает однозначную оценку: в ресторане еда вкуснее. С другой стороны, клиенты голосуют и за доставку: сейчас доставка генерирует 20% заказов. Значит, будем работать в этом направлении – договариваться с другими доставщиками и улучшать сервис», – говорит Майгарина.

Еще один вариант работы с дистанционными клиентами – организация обедов в офисах крупных компаний. Для организации этой услуги Lanzhou ищет рестораны-партнеры, чтобы обеспечить разнообразие меню.

«Если доставлять в офисы одну и ту же еду, людям надоест через три дня», – объясняет Майгарина. Допустить радикального пересмотра собственного меню Lanzhou не может. «Мы должны делать только то, что позволяет нам укладываться в дедлайн отдачи блюд. Дополнительная нагрузка на кухню снизит скорость приготовления, нам это невыгодно», – объясняет собеседница. 

Почему пришлось готовить картофель фри

Гульбану Майгарина признается, что два года сопротивлялась появлению в ресторане пиццы и фаст-фуда, точнее, картофеля фри, который готовится из замороженного картофеля.

Но просьбы клиентов, которые приходят в Lanzhou с детьми, возымели действие. Сначала рестораны стали предлагать три вида пиццы. А недавно Майгарина согласилась добавить в меню картофель фри. 

Рецепт можно изменить в зависимости от географии

Всего через полгода после открытия первого ресторана Lanzhou поступил запрос на покупку франшизы. Компания разработала франшизу, по которой работают уже четыре ресторана в Казахстане: в Нур-Султане, Усть-Каменогорске, Таразе и Атырау. После снятия ограничений, связанных с карантином, ожидается подписание договоров франшизы с шестью российскими ресторанными сетями, каждая из которых включает в себя от 6 до 35 заведений.

Формат франшизы подразумевает точное воссоздание образцовой модели. Однако по мере появления франшиз в разных городах Казахстана и открытия собственного заведения в России пришлось изменять «образцовый» рецепт лапши. Например, джусай, обязательный ингредиент лапши, не любят в Усть-Каменогорске и Атырау. Поэтому в этих городах данную приправу в ресторанах Lanzhou не используют.

Российские рестораторы, обсуждая покупку франшизы, оговаривают использование красного жгучего перца. В этой стране мало любителей острой еды, поэтому перец чили там собираются заменять неострым болгарским.

«В таких случаях нам важно сохранять общие принципы: скорость приготовления каждого блюда, его качество и вкус», – говорит Гульбану Майгарина.

После ослабления карантина рестораны Lanzhou восстановили уровень посещаемости за неделю. В среднем каждый ресторан сети обслуживает 1000 клиентов в день и продает 900 порций лапши, 450 порций лагмана и 600–700 штук мант. Средний чек – 1400 тенге, но можно пообедать и за 750 тенге.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg