Сколько стоит открыть компьютерный клуб в Караганде

История Алдияра Аликеева

Фото: Gorodenkoff

Бизнесмен Алдияр Аликеев стремится придать новый импульс развитию киберспорта в Казахстане. Правда, на пути к цели ему приходится сталкиваться с трудностями: дорогой арендой помещения и длительной окупаемостью стартап-проекта. 

Бизнес на интересах

Прежде чем открыть собственное дело, предприниматель успел поработать в разных сферах – от торговли и сельского хозяйства до банковского сектора. 

«Я рассматривал разные вида бизнеса, анализировал их жизнеспособность, доходность. Изучив рынок, я понял, что молодежь и люди среднего возраста сейчас буквально живут в интернете. Кто-то просто проводит время на сайтах, кто-то работает в социальных сетях, кто-то играет в сетевые игры. Причем не просто увлекается, а пытается заработать на этом деньги. Поэтому я решил открыть компьютерный клуб, где люди могут получить все эти услуги и создать свою команду по киберспорту», – рассказывает г-н Аликеев.

Поскольку стартапер не имел достаточных средств для реализации своего проекта, он обратился в фонд развития предпринимательства «Даму». В основу бизнес-плана он положил развитие киберспорта на профессиональном уровне. Фонд одобрил его идею и выделил под низкие проценты 10 млн тенге сроком на семь лет. 

Свой бизнес Алдияр Аликеев открыл в феврале 2018 года. Он вложил в него свыше 20 млн тенге, включая заемные средства.  

«Я нашел помещение площадью 100 кв. м. Сделал в нем ремонт. Купил 40 компьютеров, каждый из которых мне обошелся более чем в 500 тыс. тенге. Сегодня в четырех небольших залах клуба могут разместиться 40 человек», – поделился собеседник. 

За час посетители клуба платят 300 тенге. Это на 100 тенге меньше средней цены по городу, не говоря уже о VIP-залах, где стоимость в два раза выше.  

Прямиком в топ

В Казахстане киберспорт официально признали отдельной дисциплиной только в прошлом году. Хотя его активное развитие началось совсем недавно, жители страны уже вошли в топ-40 игроков, имеющих самые высокие доходы в мире. Общий призовой фонд отечественных спортсменов оценивается в $1,5 млн. При этом профессиональных геймеров в республике – более 400.

Как отмечает Алдияр Аликеев, потенциал киберспорта достаточно велик. Успешные игроки, имеющие свою аудиторию фанатов, могут хорошо зарабатывать на рекламе. Также стоит учесть немалый призовой фонд турниров. Все эти плюсы владелец клуба пытается донести до посетителей своего заведения и вовлечь в этот вид спорта как можно больше людей.

«Наш клуб – единственный в Караганде, имеющий собственную киберспортивную команду. Мы не только выезжаем на турниры в другие города, но и устраиваем их у себя, чтобы отточить мастерство. Пока мы заняли четвертое место в Нур-Султане и первое в Караганде», – добавил бизнесмен.

Стоит отметить, что еще в прошлом году развитие киберспорта тормозила низкая скорость интернета. В некоторых регионах Казахстана такая проблема сохраняется до сих пор. Она напрямую влияет на успехи геймеров. Например, чтобы выстрелить в появившегося из-за угла противника, нужно быстро среагировать и точно попасть. Среднее время реакции человека – от 0,2 до 0,5 секунд. Но из-за длительной обработки информации время выстрела занимало почти одну секунду. Именно поэтому отечественные игроки и команды предпочитали тренироваться за рубежом. На сегодняшний день эта проблема решается благодаря расширению зон покрытия высокоскоростным интернетом.

Расходы бьют по карманам

Алдияр Аликеев признает, что, развивая бизнес, сталкивается с рядом проблем. Основные – высокая стоимость аренды помещения в центре города и большие расходы на коммунальные услуги. 

«В центре города аренда дороже, чем в других частях. Она обходится в среднем в 3–4 тыс. тенге за кв. м. А за коммунальные услуги я плачу ежемесячно 200 тыс. тенге. Это немного накладно», – поясняет владелец компьютерного клуба. 

По его словам, его клуб еще не вышел на окупаемость. Это долгосрочный проект и о прибыли можно будет говорить через пять лет. 

«Это специфика данного вида бизнеса. Если вы будете задирать цены, никто к вам ходить не будет. Будете сильно снижать – срок окупаемости увеличится», – резюмировал г-н Аликеев.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg