Перейти к основному содержанию

428 просмотров

Можно ли сделать успешным малобюджетное кино?

История карагандинца Константина Павленко

Фото: Shutterstock.com

Имея репутацию шахтерской столицы, Караганда никогда не славилась киноиндустрией. Однако времена меняются: с каждым годом здесь снимают все больше фильмов самых разных жанров – от комедий до артхауса. Правда, пока не на профессиональном уровне. 

Рамок нет 

Карагандинец Константин Павленко называет себя режиссером-любителем, а свои работы – киноавантюрами. Его творчество началось всего два года назад с социальной комедии «Тоси-боси», победившей на местном кинофестивале в номинации «Лучший фильм». Затем он снял короткометражку «Эндшпиль». И попал в финал международного конкурса «Снять за 48 часов», обойдя более 400 конкурентов. Еще две картины – «Путь пилигрима» и «Чертог бытия» – сейчас оценивает жюри фестивалей авторского кино в США и Европе. 

«Можно бесконечно теоретизировать, а можно снять что-то, увидеть свои ошибки, понять, как делать не нужно, и снимать дальше. Главное – история, идея. Я не верю, что камера может написать за человека сценарий или сыграть. Сейчас любой фотоаппарат дает качество, о котором режиссеры прошлого века могли только мечтать», – говорит Константин Павленко. 

По его мнению, большой бюджет не залог коммерческого успеха и популярности создателя фильма. 

«С появлением интернета исчезли рамки: тебя могут заметить в любой точке планеты. Сделай что-нибудь, и, если мир ответит симпатией, ты станешь известным. Многие фильмы прославились без бюджета, например «Брат». Балабанов потратил все деньги на пленку. Он снял этот фильм, чтобы получить авторитет и доступ к средствам, которые бы позволили ему снимать новые фильмы», – отмечает режиссер. 

«Только вкладываю»

Увлечение Константина Павленко держится исключительно на его собственном энтузиазме и энтузиазме людей, которых он привлекает к съемкам. Бюджет его первой картины, в которой снялись четыре человека, составил всего 5 тыс. тенге. Его получил в качестве гонорара мужчина без определенного места жительства, сыгравший самого себя. Две последние работы потребовали участия большего количества людей и, соответственно, расходов.

«Самое сложное – собрать людей, подготовить детали. Например, мне был нужен большой двуручный меч, который оказался очень дорогим. Но когда я объяснил мастерам свою цель, они его изготовили бесплатно. Также мне предоставили просто так цех по производству мебели, в котором мы нашли кочегарку и декорировали ее своими силами. В основном деньги уходят на оплату участия в кинофестивале – от 100 до 200 тыс. тенге. Это доступная сумма, чтобы твою работу посмотрели и оценили за рубежом», – рассказывает начинающий режиссер. 

Он утверждает, что не стремится к прибыли, а в первую очередь получает удовольствие от съемочного процесса. 

«Я только вкладываю деньги и ничего не зарабатываю. Фильм должна снимать команда. Для этого нужны люди, которые готовы посвятить съемкам свое время без всяких задних мыслей, и капитал, чтобы не задаваться вопросом, как себя прокормить. Я бы с радостью платил зарплаты, если бы была такая возможность», – отмечает собеседник. 

Собственно, по этой причине он и участвует в фестивалях: обычно их победители получают гранты на обучение за рубежом и деньги на новые проекты. Второй путь к финансированию – поиск инвестора. Правда, в этом случае перспективным авторам, по мнению Константина Павленко, прежде всего следует хорошо зарекомендовать себя. То есть иметь в арсенале значимые награды. Вместе с тем он считает, что молодые таланты должно поддерживать государство. 

«Кино – это деньги. Если они взяты у налогоплательщиков и просто освоены, то возникает вопрос, зачем вообще нужно было их брать. Какой-то процент от выделенных сумм должен возвращаться в бюджет, иначе получится то же самое, что и с ремонтом дорог. Нужно создавать конкурентную среду посредством конкурсов и фестивалей, проводимых на уровне городов, областей и республики, выявлять таланты и предоставлять им гранты», – заключает режиссер-любитель.

1 просмотр

Как ливанец зарабатывает на кукурузе в Караганде

Особенность его продукции заключается в том, что в каждой упаковке есть небольшой подарок-сюрприз

Фото: Andrii Iemelianenko

У братьев Джафар казахстанское предприятие – не первое по счету. Сладкий бизнес они начали развивать сначала в родном Ливане, а затем стали завоевывать рынок Болгарии. Там в 1998 году они открыли первое крупное производство по выпуску кукурузных палочек, которые стали пользоваться активным спросом у местного населения.

В Украине их бизнес стартовал в 2003 году. На белорусский рынок братья вышли в 2007 году. А в 2013-м познакомились с казахстанскими предпринимателями, один из которых пригласил ливанских бизнесменов попробовать организовать аналогичное производство и в РК. 

«Я работал с братом в Беларуси и познакомился там с предпринимателем из Караганды. Ему понравилась наша идея и продукция. Он нам сказал, что в Казахстане такой продукции с сюрпризами нет. И мы решили попробовать свои силы здесь», – рассказал предприниматель Рафат Джафар Шафик.

В первую очередь бизнесмен стал искать удобное место расположения для своего будущего предприятия. Побывал в Алматы и Нур-Султане, но его выбор пал на Караганду, так как там оказалась самая удобная транспортная развязка.

«В Караганде нам удалось познакомиться и подружиться с владельцем здания и складских помещений, в которых сейчас располагается наше производство. Мы договорились с ним об аренде помещений общей площадью более 2 тыс. кв. м за 2 млн тенге», – отметил Рафат Джафар Шафик.

Чтобы запустить свое производство, предприниматель вложил в него более 270 тыс. евро. Изначально он занимался только упаковкой продукции других производителей. Однако с самого начала преследовал цель наладить полный цикл производства – от изготовления самих кукурузных палочек, разработки оригинальной упаковки и закупа качественных игрушек до упаковки готовой продукции. Кроме этого, он хотел выпускать продукт более высокого качества, чем местный. 

«Поначалу не все шло гладко. К примеру, был сильный скачок курса доллара, который не давал мне сориентироваться, по какой цене продавать товар. В июне 2015 года доллар стоил 185 тенге, а когда я приехал в сентябре, он уже стоил 270 тенге. И оборудование, и сырье, которые я хотел купить в Италии и Китае, были привязаны к доллару. Поэтому на первых порах я потерял около $180–200 тыс. Но любой бизнес в самом начале терпит убытки. Мы просто знали, что сможем наверстать все, потому что людям нравился наш товар», – говорит собеседник.

Оборудование для своего цеха бизнесмен закупал в разных странах. Часть привез из Болгарии, купив у своего брата. К примеру, производственная линия по выпуску кукурузных палочек стоила $100 тыс. Еще четыре автоматических упаковочных станка он приобрел также в пределах $100 тыс. в Болгарии и Беларуси. Они были не новыми, но в отличном состоянии. Также ему понадобились два станка для пайки подарочных яиц, полуавтоматическая установка фасовки кукурузных палочек и 10 паяльных устройств для упаковки. 

Освоить рынок

Первые три года предприятие работало лишь на покрытие своих расходов и осваивалось в Казахстане. В плюс бизнес вышел только в 2018 году, и предприниматель сразу же стал думать о расширении ассортимента продукции и увеличении оборотов. За кредитом он обратился в АО «Сбербанк», а для получения субсидий по частичному возмещению процентной ставки за кредит и бесплатной гарантии – в Фонд развития предпринимательства «Даму», так как для выдачи полной суммы займа ему не хватало залогов. К гражданину иностранного государства фонд долго присматривался.

«Я представил в качестве гарантии движимое имущество: машины, оборудование и т. д. Фонд понять можно, так как я иностранец, они должны проверить все. Я благодарен им за оказанное доверие и получение 10 млн тенге. Эти деньги я должен вернуть за полгода под 8%. Для нас эта сумма небольшая. Но очень нужная. Мы можем отдать ее за месяц», – рассказал г-н Рафат Джафар Шафик.

Сейчас его предприятие выпускает в среднем около двух тонн кукурузных палочек в день. Более 40% продукции уходит на экспорт в Россию. На внутренний рынок Казахстана идет остальная часть. В основном, крупными заказчиками являются города Алматы и Нур-Султан. К сожалению, в крупных супермаркетах Караганды продукцию бизнесмена не встретишь. Ее можно купить на оптовых рынках и в небольших магазинчиках. Предприниматель связывает это с конкуренцией и большими деньгами, которые у него просят владельцы супермаркетов для того, чтобы поставить товар на свои полки.

«Мы думаем, что в будущем наша продукция появится на полках супермаркетов. Пока это проблематично, так как, чтобы реализовывать поставки в крупные супермаркеты, нам нужно отдавать большие деньги. А мы работаем, в основном, с оптовыми дистрибьютерами, поэтому заказы у нас есть всегда. В основном, российские покупатели делают крупные заказы. В планах у нас расширить границы и экспортировать товар в Узбекистан и Кыргызстан», – признался г-н Рафат Джафар Шафик.

На его производстве для выпуска кукурузных палочек используют только казахстанское сырье. Бизнесмен отметил, что закупает кукурузную крупу, масло и сахар в Караганде, а упаковочные материалы – в Алматы. На его производстве трудится исключительно местное население. Всего в цехах работают 45 человек. Средняя заработная плата сотрудников составляет 100 тыс. тенге. 

Наполеоновские планы

На сегодняшний день карагандинское предприятие расширяет линейку своей продукции. К Новому году компания намерена увеличить объемы поставок уже имеющихся видов продукции и наладить производство новинки – подарочных наборов в виде чупа-чупсов. Данный продукт сейчас проходит стадию получения сертификата соответствия. 

«Пока планировать конкретные объемы производства сложно: в основном, это ручной труд. Поэтому сначала нужно обучить этому людей. Но, думаем, перед Новым годом данный продукт будет пользоваться еще большим спросом», – добавил г-н Рафат Джафар Шафик.

В будущем бизнесмен намерен увеличить площадь своего производства за счет строительства собственного завода, которое он планирует начать в течение трех лет. После запуска завода могут появиться дополнительные рабочие места для местных жителей.

«Сейчас дела у нас идут хорошо. Мы на втором месте по продажам после предприятия моего брата в Болгарии. На третьем месте производство в Беларуси и на четвертом – в Украине. Надеемся завоевать и казахстанцев», – резюмировал предприниматель.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций