Перейти к основному содержанию

1449 просмотров

Как заработать на производстве канализационных люков

История бизнесмена из Балхаша

Фото: Shutterstock

Компания Silk General Group одна из первых в Карагандинской области стала выпускать крышки для канализационных колодцев из полиэфирных смол и стеклотканей. Однако пока продукция пользуется популярностью только среди частных фирм. 

Четыре плюса 

История производства началась в 2015 году. На пустыре построили ангар, завезли специальное оборудование из-за рубежа – прессы, станки и миксеры. 10 минут, жар в 110 градусов, 3,5 тыс. тонн давления – и люк готов.

«Идея была сначала запустить производство по выпуску полимерно-песчаных люков. Но, побывав в Китае, мы ознакомились с новыми технологиями в производстве композитных материалов, которые во многом превосходят аналоги. Тогда в нашем регионе таких заводов не было, и мы решили стать первыми», – рассказывает директор компании Silk General Group Бахыт Токмолдин

Композитные люки производят из смеси полиэфирных смол, стеклотканей и химических добавок. Они долговечные, как чугунные, но при этом легкие и стоят на 20% меньше. Главное преимущество в том, что подобные изделия не привлекают внимания воров. В месяц линия может выпускать около 250 канализационных крышек. 

 

Балхашский предприниматель получил льготный кредит под 4% годовых, остальные 10% просубсидировало государство. Правда, подобная поддержка охватила только первые три года, на оставшиеся два заявка не была одобрена. 

«Когда решили открывать производство, обратились в отдел предпринимательства города Балхаш. Там узнали о государственной поддержке. В январе 2015 года получили в кредит 22 млн тенге по программе «Дорожная карта бизнеса-2020» в банке. Эта сумма пошла на покупку оборудования по выпуску изделий из композитного материала. Все средства освоили, построили производственные помещения. При этом собственный капитал составил 17 млн тенге», – делится с «Курсивом» предприниматель.

Проблема, которая не решается 

Несмотря на все преимущества, Бахыту Токмолдину оказалось нелегко найти покупателей. Сейчас его товар приобретают городские дорожно-строительные фирмы. Коммунальные службы предпочитают полимерно-песчаные люки – они дешевле почти в два раза. Стоимость композитных люков в зависимости от нагрузки, которую они могут выдержать, варьируется в пределах от 10 до 18 тыс. тенге.

«Коммунальные службы на государственном обеспечении, поэтому выбирают подешевле – полимерно-песчаные. И меняют их через два-три года. Мы на свои даем гарантию, но они это не учитывают», – продолжает г-н Токмолдин.

Однако это не единственное обстоятельство, ставящее производителей полимерных люков с другими участниками государственных закупок в неравные условия. 

«У композитных и полимерно-песчаных люков состав схожий: присутствуют полимерные смолы. Поэтому в тендере они стоят в одной категории. Хотя наши по характеристикам намного лучше и поэтому дороже. Но, естественно, по госзакупкам проходят те, что дешевле. А в конкурсе с чугунными крышками мы участвовать не можем опять же из-за состава. Когда уже начали производство, столкнулись с такой проблемой, которая не решается», – сетует бизнесмен.

Компания может выпускать до 3 тыс. канализационных люков в год. Но на деле эта мощность не осваивается. Например, с начала 2019 года фирма выпустила и продала только 250 крышек.

«Сейчас у нас новый аким, он к нам приезжал, смотрел технику, узнал о характеристиках наших люков. Вместе с ним были и представители коммунальных служб. После встречи одна из организаций сделала заказ. Надеюсь, и другие последуют ее примеру. Потому что не надо везти откуда-то, складировать», – поведал Бахыт Токмолдин.

К слову, балхашский производитель композитных люков – далеко не единственный на отечественном рынке. Аналогичные производства работают в Алматы, Актобе, Семее, Караганде и других городах. Запустить такой завод планировали и в Нур-Султане, где из-за краж чугунных люков регулярно происходят несчастные случаи.

banner_wsj.gif

1410 просмотров

Как в Казахстане заработать на цветах

Делится личным опытом сооснователь магазина Ayala flowers

Фото: Офелия Жакаева

Первые деньги на цветочном рынке я заработала 14 февраля 2015 года, открыв онлайн-магазин буквально накануне – продажи цветов в интернете тогда были новинкой, дневной доход составил 7 тысяч тенге. Хороший стимул для студентки со стипендией в 20 тысяч. К 8 марта я подготовилась более основательно, заработала 100 тысяч тенге и укрепилась в желании развивать бизнес дальше.

В то время, по моим подсчетам, через интернет продавалось около 4% цветов. Я понимала, что эта доля будет расти и стала изучать стратегии лидеров онлайн-продаж одежды и доставки еды. Было очевидно, что их преимущество построено на тщательном ведении клиентской базы и внимании к бизнес-процессам.

Скоро я пришла к выводу о важности сочетания онлайн- и офлайн-инструментов. Открыла физический магазин, он стал складом и местом встречи с клиентами, впервые обратившимися ко мне за букетом. Если качество цветов и обслуживания их устраивало, в последующем они оформляли заказы через интернет-магазин.

Параллельно я инвестировала в развитие технологий для упрощения ведения бизнеса. Специальных решений для рынка цветов тогда не было и меня увлекла идея стать первопроходцем, а потом на основе созданных технологий развивать франшизу.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax2.JPGФото: Офелия Жакаева

Должна признаться, что до сих пор не осмеливаюсь подсчитать итоговую сумму, потраченную на эту идею. Я пробовала разные модели взаимодействия с разработчиками, но внедрить цифровизацию в том виде, в каком я ее себе представляла, пока еще не удалось. Хотя на исходе второго года разработок я в значительной степени разгрузила себя от операционной работы – бизнес работал уже автономно, без моего активного участия. 

В декабре 2018 года по личным причинам я оставила бизнес в Алматы и переехала в столицу. В соцсетях о переезде сообщила в канун 14 февраля 2019 года и была удивлена реакции: среди моих подписчиков оказалось много жителей Нур-Султана – они следили за моей работой в Алматы и были уверены, что теперь я буду развивать такой же бизнес и в столице. Так я стала знакомиться со столичным рынком цветов и уже к мартовскому празднику вместе с сестрой запустила новый онлайн-магазин цветов.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax3.JPGФото: Офелия Жакаева

За год работы в Нур-Султане заметила, что участники цветочного рынка, по сравнению со своими коллегами из Алматы, здесь более открыты и дружелюбны – охотнее делятся опытом, информацией о товаре. Второе отличие касается покупателей – люди менее привередливы и быстрее принимают решения, на согласование букета уходит меньше времени. Особенность цветочного онлайн-бизнеса в том, что клиенты могут выбрать и оценить букет только по фотографии. Собрав букет с учетом предпочтений клиента, я отправляю фото заказчику. В 95% случаев жителей столицы все устраивает и только в 5% случаев надо немного менять состав или упаковку букета.

С оптовыми поставщиками дела обстоят не очень хорошо – в столице их явно не хватает, часто приходится сталкиваться с дефицитом цветов. Еще одно отличие рынка Алматы и Нур-Султана продиктовано погодой. В столице зимой букеты дополнительно упаковывают в специальную обертку, чтобы защитить от холода, это увеличивает временные и финансовые затраты. И еще, по моим наблюдениям, в Алматы цветы дарят чаще.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif