Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


989 просмотров

Как заработать на бытовой химии в Актобе

Кейс от Асель Жолаевой

Фото: Автора

Актюбинские производители бытовой химии готовы потеснить на отечественном рынке конкурентов с мировым именем. Оценить продукцию уже смогли местные потребители. 

Близость Актюбинской области к российской границе сыграла решающую роль на рынке бытовой химии. Полки магазинов заполнены моющими средствами из России, Беларуси и Украины. В последние годы в области наблюдается тенденция интереса и к чистящим средствам из Поднебесной. Имеется бытовая химия из южных и северных регионов Казахстана, но популярности у актюбинцев она не нашла. Что касается ценового сегмента, то тут диапазон обширен: от дешевых до сверхдорогих. 

Актюбинские предприниматели не первый год пытаются пробиться на местный рынок с порошками и мылом, однако пока им это удавалось с трудом. Несмотря на это, они настроены решительно, предлагая качественный товар по доступной цене. 

Цех в подвале 

Предпринимательница Асель Жолаева – одна из первых, кто начал выпуск шампуней и моющих средств в Актобе. Она придерживается твердого правила: сначала во всем досконально разобраться, а потом действовать. Поэтому, отучившись на технолога, Асель устроилась на работу в один из крупных супермаркетов. 

«Больше двадцати лет проработала в хозяйственно-оптовом отделе. Составы шампуней, моющих и чистящих средств изучила настолько хорошо, что стала давать советы, кому и что покупать», – говорит Асель.

В 2004 году она стала владелицей собственного магазинчика хозтоваров. Процесс покупки-продажи зачастую сопровождался советами от хозяйки-эксперта, никто лучше нее не мог подсказать, как правильно подобрать шампунь для ломких волос, мыло для малышей или чистящее средство для домохозяек.

Десять лет спустя бизнесвумен решила заняться изготовлением и выпуском бытовой химии. С кредитованием на 3 млн тенге помог фонд «Даму». Женщина взяла в аренду подвальное помещение в многоэтажке, приобрела установку по выдуву бутылок, котел-аппарат для варки шампуней и мыла, закупила немецкие ингредиенты.

«Исключив все попутные затраты и накрутки, моя продукция выходит значительно дешевле, не уступая по качеству известным брендам. К примеру, моющее средство на рынке стоит в среднем 400–500 тенге, а мое – 150–200 тенге. Разница ощутимая», – приводит пример бизнес-леди.

По ее словам, часть продукции ее предприятия отправляется на рынки Шымкента, Уральска и Актау.
 
Производственная мощность небольшого предприятия Асель Жолаевой – 3 тыс. бутылок в сутки. 

Упор на качество 

Щепетильный в вопросах чистоты актюбинец Андрей Крестьянинов терпеть не может подделки и некачественную продукцию. Поэтому предприниматель решил заняться производством собственной продукции, в качестве которой не сомневался. 

Несколько месяцев поисков фирмы-компаньона привели Крестьянинова в Казань. Здесь предприниматель приобрел франшизу по изготовлению бытовой химии. Вернувшись в Актобе, стал искать хорошего химика, который бы доработал рецептуру. 
В Казахстане таких специалистов, как оказалось, можно пересчитать по пальцам. Но один из них все же согласился поработать. Еще три месяца ушло на доработку составов.

«Сырье у нас европейское: итальянское, французское, немецкое, голландское, а также есть ингредиенты из Кореи и Японии. Да, себестоимость продукции высокая, маржа маленькая, но наша цель не в деньгах. Для нас важнее качество и безопасность!» – подчеркивает Андрей Крестьянинов. 

На аренду помещения, закуп оборудования, сырья у бизнесмена ушло более 35 млн тенге собственных средств. Производство было запущено в начале августа текущего года. Сегодня компания имеет семь линий, выпускающих десять видов продукции: от жидкого крем-мыла до чистящих средств для сантехники. 

Линейка, как и объем, как признается собеседник «Курсива», могли бы быть и больше, но не хватает финансов. Банки отказываются кредитовать бизнес из-за отсутствия залогового имущества.

Ежедневно с конвейера сходит 2 тыс. бутылок бытовой химии, а при полной загрузке есть возможность выпускать до 15 тыс.

«Пока рынок сбыта – Актобе и районы области. Сейчас мы на стадии переговоров с фирмами из Алматы и Нур-Султана. Надеюсь, что в следующем году выйдем на полную мощность», – поделился планами предприниматель. 

Отходы в доходы!

Производство хозяйственного мыла – процесс несложный. Тем не менее на актюбинских рынках преобладает российская продукция, причем большая часть поставляется из Саратова. Есть хозяйственное мыло из Шымкента и Украины, а вот местного продукта не было. 

С 2019 года пробует завоевать этот рынок еще один предприниматель – Нурбол Кулжабаев.

«Знакомые из Шымкента подсказали идею. Все просчитал и обратился за помощью в фонд «Даму». Взял оборудование, нанял трех человек. Постепенно осваиваю новое направление», – рассказывает «Курсиву» бизнесмен.
 
Сырье для своего хозяйственного мыла он использует местное. Каждую неделю Нурбол вместе с работниками объезжает точки общепита и собирает отработанные растительные масла. В месяц получается около 7 тонн такого сырья. 

Предприятие производит 10 тонн хозяйственного мыла, но пока этого объема на всю область не хватает. Российская продукция может покрыть потребность, однако она гораздо дороже. 

«Бруски у нас весом 200 и 300 граммов, стоят 60 и 80 тенге. А цена на мыло из России в два раза выше. Вот люди и берут актюбинское, которое по качеству ничем не уступает зарубежному», – говорит Нурбол Кулжабаев.
 
Своих планов предприниматель не скрывает – бизнесмен подумывает о выпуске туалетного мыла.


3704 просмотра

Почему американцы не будут есть сыр из актюбинского молока

Как проиграть конкуренту, потерять миллионы, но подняться и стать успешным бизнесменом

Фото: Shutterstock

Громко заявив о себе несколько лет назад, хромтауская компания «Агрофирма «Тау» на время исчезла с поля зрения. Однако сейчас предприятие не только восстановило позиции, но и пытается вытеснить российскую кисломолочную продукцию с казахстанского рынка. Как проиграть конкуренту, потерять миллионы, но подняться и стать успешным бизнесменом.

Изучить изнутри 

Экономист по образованию Мирболат Агдаутов успел поработать в одном из отечественных банков. В 2003 году судьба занесла его в крупный холдинг, где он прошел карьеру от рядового сотрудника до генерального директора. Было время и на развитие своего бизнеса – занимался оптовой реализацией сухого молока – белорусского, башкирского, киргизского. «Почему киргизское? Оно по составу белка даже лучше белорусского. Все оттого, что трава у них хорошая», – говорит предприниматель. 

Чтобы лучше освоить молочный рынок, Мирболат решил изучить процесс изнутри. А тут как раз и предложение поступило: поработать в Костанайской области. В 2012 году он, оставив бизнес и пост гендиректора, поехал в поселок Карабалык. 

«Это был новый проект развития мясного животноводства. Привезли из Австралии 3 тыс. голов КРС. К слову, сейчас их 25 тыс. Использовали передовые технологии. Была там и небольшая ферма молочного животноводства», – рассказал Мирболат Агдаутов. 
В течение двух лет он изучал это направление: помимо отечественных предприятий, перенимал опыт в Германии, Австрии, Беларуси, Украине и России. 

Начали и проиграли

В конце 2014 года Мирболат вернулся в Актобе. Заинтересовало предложение о покупке молочного завода в Хромтау (около 90 км от Актобе), построенного еще в 1992 году компанией «Казхром». В 2011 году предприятие было законсервировано. Борьба за «лакомый кусок» длилась почти год. Только вот стоило ли? 

«Мы выкупили кота в мешке. Завод три года стоял на консервации. Мы полностью поменяли коммуникации. Приведение объекта в надлежащий вид заняло несколько месяцев и потребовало десятков миллионов тенге. Если бы мы знали, что нас ждет, наверное, не купили бы», – признается Мирболат.

Помимо ремонта, требовалось и дополнительное оборудование. Вместе с другом и партнером по бизнесу Сергеем Палиевым Агдаутов вложил собственные средства – 120 млн тенге. Но и этого оказалось мало. Тогда пришлось взять в кредит через фонд «Даму» еще 85 млн тенге. 
Первая продукция из Хромтау начала поступать на полки актюбинских супермаркетов в октябре 2015 года. Кефир, варенец, снежок, сметана, творог, масло. Сырье привозили молоковозом из райцентра в Актюбинской области – это в 200 км от завода.

«Мы не рассматривали производство молока в промышленном масштабе, там нужна технология по ультрапастеризации. Такое оборудование стоит миллионы долларов. У нас имеется Pure-Pak, но срок хранения такого молока не больше трех суток. Попытались выйти на рынок, однако возврата было много», – вспоминает Мирболат. 

Против производителя играло и несоблюдение температурного режима со стороны реализаторов. Именно поэтому о выпуске молока большими партиями пришлось забыть. 

Актюбинцы благосклонно приняли продукцию отечественного производителя, но через полгода начались проблемы. Подвело устаревшее оборудование. Когда попробовали запустить предприятие на производственную мощность, механизмы стали ломаться. Перебои сказались на качестве продукции – сметана скисала, кефир получался жидким.

Лето 2016 года стало настоящим адом для молодой компании, которая не выдержала конкуренцию с региональными лидерами. Это был глубокий нокдаун – убытки исчислялись десятками миллионов тенге. Предприятие оказалось на грани закрытия.

Спасительная сметана

Но, как рассказывает Мирболат Агдаутов, взвесив все за и против, предприниматели все же остались на рынке. Но нужно было менять подход. Решение оказалось простым: сузить деятельность до одного продукта. Выбор пал на сметану. Предприниматели снова влезли в кредиты и вложили в дело 30 млн тенге. На эти деньги приобрели оборудование: емкости и упаковочные линии для сметаны. 

«Практически вся сметана к нам завозится из России. На тот момент из Кабардино-Балкарии поступало 60–80 т сметаны в неделю. Мы сделали упор на пластиковые ведра, увеличив граммаж, – поясняет собеседник «Курсива».

Если российская сметана реализовалась в «стаканчиках» массой до 500 гр, то местную предприниматели предложили потребителям покупать от 1 кг. Большим семьям выгоднее брать ведерко, чем несколько стаканчиков. Как показало время, упор на сметану и вытянул бизнес. Сейчас хромтауский завод выпускает сметану в таре от 400 гр до 10 кг.

Особенности рынка

Но упаковку поменять мало. Три месяца Сергей и Мирболат практически жили в лаборатории завода: подбирали ингредиенты, рецептуру, закваску. Все это время продукции компании на полках не было. Предприниматели решили сделать ставку на термостатную технологию. Суть ее заключается в том, что сметана заквашивается сама в термостатной комнате при температуре 45 градусов. Но зато не нужны загустители. 
По словам предпринимателей, потребовался почти год, чтобы потребитель привык к местной сметане. Многих пугала сыворотка, выделяемая на поверхности продукта. 

Позже, когда предприятие встало на ноги, на полках актюбинских магазинов снова появились кефир, творог, масло и варенец от хромтауской агрофирмы. А с прошлого года линейка продукции пополнилась йогуртами и творожной массой. Питьевая кефирная группа нашла своего потребителя не только в Актобе, но и в других городах Казахстана. 

Впрочем, выходить на экспорт предприниматели не торопятся, полагая, что проверяющие ведомства соседнего государства найдут массу причин, чтобы не допустить казахстанские продукты на полки магазинов РФ. 

На российский рынок Мирболат Агдаутов пытался пробиться год, но не вышло. 

«Защита российского бизнеса мощная. А вот у нас защиты нет никакой. Поэтому и дешевого импорта из Воронежа, Астрахани, Волгограда, Самары много. Актюбинским оптовикам легче привести из Нальчика (около 2 тыс. км от Актобе) фуры сметаны и творога», – говорит Мирболат Агдаутов. 

Американский пример

На днях он вернулся из США, где перенимал опыт зарубежных коллег. Поездка состоялась благодаря программе деловой стажировки Special American Business Internship Training Program (SABIT), которая действует с 1990 года. Ее основная цель – содействие экономической реструктуризации стран бывшего СССР. 

Тема стажировки этого года – «Переработка и упаковка молочной продукции в США». Отбор от Казахстана прошли двое: Мирболат Агдаутов из Актюбинской области и Бакыт Аркабаев из Талдыкоргана. Предприниматели побывали на тренингах в Вашингтоне, а потом поехали в «молочную столицу» США город Мэдисон. 

«Их система выверена годами: в каждом штате свои законы для фермеров. И это правильно, ведь никто лучше их самих не знает, как надо работать в сельском хозяйстве. У нас же в эту отрасль вмешиваются все», – рассуждает Мирболат. 

Отметили казахстанцы и различия между европейскими и американскими фермерами. Если в Европе 99% ферм относятся к семейным (от 60 до 400 голов скота), то в США все иначе.

«В Европе развит рынок сервиса: оказание услуг в ветеринарии, посеве и уборке кормов. В Америке многие делают все сами. В США поддерживают своего производителя. Финансируют на длительные сроки под 1% годовых. Фермеры объединяются в ассоциации и трудятся, ни на кого не надеясь. Также американцы уделяют большое внимание науке. Поэтому корова в Мэдисоне дает 15 тыс. литров молока в год, а корова в Мартуке – всего лишь 2,5 тыс. литров. Рентабельность животноводства практически нулевая. И это общемировая тенденция. Те фермеры, кто хочет «выжить», ставят перерабатывающее производство», – делится увиденным Мирболат. 

По его словам, для США характерно сыроделание: 92% «молочки» уходит в сыры, остальное – на йогурты и молоко. «Сыропригодного молока не то что в Актюбинском регионе нет, в стране его мало. Сыр, сделанный из нашего низкосортного молока, американцы есть не станут», – уверен собеседник издания. 

Для качественного молока, по мнению директора агрофирмы, нужны современные фермы. Идея с «двумя коровами» отбросит отечественное сельское хозяйство на десятки лет назад.

«Мир отходит от личного по­дворья. Коровы у нас не породистые, дают второсортное молоко, из которого не сделать нормальную сметану или сыр. Чтобы это изменить, нужно заниматься наукой. В Актобе ничего этого нет, поэтому и качество молока никудышнее», – считает бизнесмен. 

Второй момент – санитария. Если на фермах и заводах имеются соответствующие сертификаты, то частникам никто их не выдает. Соответственно, риск заболеть от молока или айрана «с рук» возрастает в разы. Да и налогов такие дельцы не платят. 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций