Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


774 просмотра

Как устроен кинорынок в регионах Казахстана

Бизнес-кейс Art Media Group

Фото: Shutterstock.com

Почему в регионах студии по изготовлению фильмов вынуждены снижать стоимость своей работы в 2 раза, о больших проблемах маленького кино, а также о том, почему приходится отказываться от участия в тендерах и сколько сегодня стоит в провинции снять фильм, выяснял «Курсив».

ТОО «Art Media Group» по республиканским меркам студия небольшая, а вот в масштабах региона – самая крупная в Восточном Казахстане. По словам директора ТОО Александра Дремова, компания действует почти 10 лет, и в ее творческой копилке не одни документальные фильмы о местных предприятиях, есть и ленты о социально-экономическом развитии региона, красотах края и туристическом потенциале, а также достаточно высокие награды, завоеванные на республиканских и международных конкурсах. 

За годы своего существования предприятие научилось не только выживать, но и создавать, по мнению директора ТОО, вполне качественную продукцию, способную не только дать фору столичным производителям документального кино, но и частично заполнить отечественный телевизионный эфир.

«Мы начинали в те времена, когда за нашу работу платили не деньгами, а, например, мебелью. Помню, как снимали фильм про кирпичный завод. На предприятии сказали, что денег нет, но есть кирпич. Мы взяли кирпич. Времена изменились, зритель стал более требователен и избирателен. Экономическая ситуация стабилизировалась, люди потянулись к культуре и развлечениям. И они давно пресытились корейско-индийско-турецкими сериалами. А нам есть что им предложить», – рассказывает «Курсиву» Александр Дремов.

По его словам, речь сегодня может идти уже и о серьезном документальном кино, даже о клипах и сериалах отечественного производства – о том, чего сегодня так не хватает казахстанскому прокату. Вот только пока приходится выбирать золотую середину между адекватной ценой и качеством. Например, сейчас компания работает над документальным фильмом о профтехобразовании в ВКО.

«Договорились, что заказчику фильм обойдется в 700 тыс. тенге, а реальная его стоимость, соответствующая нашему прайсу, в 2 раза выше. Но приходится идти на уступки», – рассказывает «Курсиву» Александр Дремов.

Вырваться из круга

Проблему отечественного кинематографа, в том числе создания документальных фильмов, в свое время поднимал экс-министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы. По его данным, отечественное кино составляет всего 6% демонстрируемых фильмов, остальное – зарубежная продукция. По сути, все казахстанские кинотеатры, телевизионные каналы являются сегодня прокатчиками и помогают зарабатывать кому угодно, только не отечественной киноиндустрии.

Изначально казахстанские производители художественного и документального кино поставлены в неравные условия: нет выхода на зрителя, значит, нет возможности заработать, а нет денег – нет и хорошего оборудования, чтобы выпустить качественную продукцию и встать вровень с зарубежными производителями. Арыстанбек Мухамедиулы был убежден, что в этой сфере без государственной поддержки не обойтись.

Мешок бы денег

По словам Александра Дремова, его студия сегодня живет за счет заказов как частных компаний, так и государственных структур. Стараются участвовать в госзакупках, но демпинговать бесконечно, чтобы только «взять» заказ, он не может себе позволить: снять кино даже в регионе – удовольствие не из дешевых.

«Это рынок. Компания должна зарабатывать, работать в убыток – непозволительно. Мне надо вовремя платить людям зарплату, налоги, обновлять оборудование. Конечно, обидно, когда заказ на фильм о красоте природы Восточного Казахстана или туристическом потенциале области выигрывает неизвестная чужая компания с парой бытовых камер, а не мы, у которых есть и современнейшее оборудование, и богатейший архив, и голоса известных актеров и дикторов. Но это конкурс, и привилегий здесь нет», – рассказывает «Курсиву» Александр Дремов.

Например, сейчас в регионе, готовясь к юбилею великого Абая, работают над идеей фильма о поэте. ТОО «Art Media Group» предложило несколько своих проектов, но, видя бюджет, там задумались, уложатся ли.

«Есть идея пригласить известного казахстанского актера на роль Абая. А что я ему скажу: «Сыграйте поэта бесплатно, ведь это же Абай»? А приплюсуйте сюда еще выезд группы на место съемок, транспортировку и эксплуатацию оборудования, работу людей… К сожалению, у меня нет мешка денег, который бы мне позволил просто погрузиться в творчество на два-три месяца и не думать, на чем можно заработать», – рассказывает Александр Дремов.

Пока ситуация не изменится, уверены в ТОО «Art Media Group», документальное кино в Казахстане будет вынуждено приспосабливаться к современным реалиям и по-прежнему соглашаться на съемки по частным заказам, отдавая рынок зарубежным производителям фильмов.

kak-ustroen-kinorynok-v-regionah-kazahstana.jpg 1.jpg

Art Media Group с Бибигуль Тулегеновой. Фото предоставлено компанией.


1493 просмотра

Актюбинец бросил геологию и стал зарабатывать на мармеладе

Он хочет накормить им всю страну

Фото: Shutterstock

Бывший актюбинский геолог наладил производство мармелада из натурального сока. Лакомство должно составить конкуренцию зарубежной продукции.

Мелкий бизнес частенько жалуется, что как-то выделиться среди нынешнего разнообразия товаров достаточно непросто. А вот актюбинскому предпринимателю сделать это удалось – его мармелад в яркой упаковке уже узнают на местном рынке. 

От нефтянки до сладостей

До апреля 2019 года жизнь Алексея Мирного делилась по месяцам. Вахтовик-геолог был в составе группы сопровождения бурения нефтяных скважин в Кызылорде. 30 дней работал в «поле», столько же времени проводил дома.

Свободное время использовал с пользой: после выезда на природу, где приводил мысли в порядок, возвращался домой и изучал предпринимательское дело. Весной у него созрел проект по выпуску мармелада. 

«Почему мармелад? Прежде, чем запускать производство, изучил рынок. В Казахстане мало компаний занимается выпуском мармелада. Львиная доля этой сладости завозится из России. Есть с содержанием сока, со вкусом фруктов, но из натурального сока я не встречал совсем. Так появилась идея производить качественную, натуральную и полезную продукцию», – поясняет Алексей. 

Сказано – сделано. Молодой человек оставил профессию геолога и открыл собственный бизнес. На свои средства, около 3 млн тенге, взял в аренду небольшое помещение в 40 кв. м, закупил оборудование. 

Поиски качественного сырья привели его в Кострому, именно оттуда начинающий предприниматель и решил закупать натуральные вишневый и яблочный соки.

«Искали поставщика из Казахстана, но не нашли. Но было бы неплохо, если бы стали работать с отечественным производителем. В России приобретаем и натуральный сахарозаменитель для диабетичесской продукции. Все остальное – казахстанское», – говорит Алексей. 

Самый трудный шаг

Начинать бизнес с нуля – не каждому под силу. Но молодой предприниматель решил самостоятельно исследовать осваиваемый им рынок: изучал специальную литературу, старался больше общаться с другими предпринимателями, дабы учесть их ошибки.

А в мае актюбинский мармелад появился на рынках города. Впрочем, некоторые проблемы у бизнесмена возникли со сбытом, к новому продукту владельцы магазинчиков отнеслись с недоверием.

«Сбыт продукции – один из самых сложных моментов. Каждый день объезжал магазины, встречался с их владельцами. Были отказы, но я не сдавался», – улыбается Алексей.

Упорство принесло плоды: за несколько месяцев предприниматель «наработал» своего клиента, теперь актюбинский мармелад можно найти и в крупных супермаркетах.

Угостим всю страну

Коллектив в компании небольшой – всего три человека, но очень сплоченный. Все делают быстро. Руководит процессом опытный актюбинский технолог, которого заинтересовала идея поднять с нуля производство.

«Сейчас мы выпускаем около 300 кг в месяц. С этого объема и начинали. Линейка продукции представлена мармеладом с вишневым и яблочным вкусами. Мы не производим продукцию на склад, срок годности мармелада три месяца, поэтому стараемся поставлять его всегда свежим», – заметил бизнесмен.

По его словам, спросом пользуется мармелад на основе натурального сахарозаменителя – для спортсменов и людей, страдающих диабетом. Вместо желатина здесь используется агар-агар. 

Уже в этом году Алексей планирует получить на свою продукцию сертификат халал. «Расширение необходимо. Сейчас работаем над тем, чтобы охватить близлежащие районы области. Пробуем выйти и в другие регионы. На днях отправили первую партию мармелада в Кызылорду. Также хотим выпускать конфеты – птичье молоко и суфле», – поделился планами с «Курсивом» Алексей Мирный.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций