Перейти к основному содержанию

1126 просмотров

Как устроен кинорынок в регионах Казахстана

Бизнес-кейс Art Media Group

Фото: Shutterstock.com

Почему в регионах студии по изготовлению фильмов вынуждены снижать стоимость своей работы в 2 раза, о больших проблемах маленького кино, а также о том, почему приходится отказываться от участия в тендерах и сколько сегодня стоит в провинции снять фильм, выяснял «Курсив».

ТОО «Art Media Group» по республиканским меркам студия небольшая, а вот в масштабах региона – самая крупная в Восточном Казахстане. По словам директора ТОО Александра Дремова, компания действует почти 10 лет, и в ее творческой копилке не одни документальные фильмы о местных предприятиях, есть и ленты о социально-экономическом развитии региона, красотах края и туристическом потенциале, а также достаточно высокие награды, завоеванные на республиканских и международных конкурсах. 

За годы своего существования предприятие научилось не только выживать, но и создавать, по мнению директора ТОО, вполне качественную продукцию, способную не только дать фору столичным производителям документального кино, но и частично заполнить отечественный телевизионный эфир.

«Мы начинали в те времена, когда за нашу работу платили не деньгами, а, например, мебелью. Помню, как снимали фильм про кирпичный завод. На предприятии сказали, что денег нет, но есть кирпич. Мы взяли кирпич. Времена изменились, зритель стал более требователен и избирателен. Экономическая ситуация стабилизировалась, люди потянулись к культуре и развлечениям. И они давно пресытились корейско-индийско-турецкими сериалами. А нам есть что им предложить», – рассказывает «Курсиву» Александр Дремов.

По его словам, речь сегодня может идти уже и о серьезном документальном кино, даже о клипах и сериалах отечественного производства – о том, чего сегодня так не хватает казахстанскому прокату. Вот только пока приходится выбирать золотую середину между адекватной ценой и качеством. Например, сейчас компания работает над документальным фильмом о профтехобразовании в ВКО.

«Договорились, что заказчику фильм обойдется в 700 тыс. тенге, а реальная его стоимость, соответствующая нашему прайсу, в 2 раза выше. Но приходится идти на уступки», – рассказывает «Курсиву» Александр Дремов.

Вырваться из круга

Проблему отечественного кинематографа, в том числе создания документальных фильмов, в свое время поднимал экс-министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы. По его данным, отечественное кино составляет всего 6% демонстрируемых фильмов, остальное – зарубежная продукция. По сути, все казахстанские кинотеатры, телевизионные каналы являются сегодня прокатчиками и помогают зарабатывать кому угодно, только не отечественной киноиндустрии.

Изначально казахстанские производители художественного и документального кино поставлены в неравные условия: нет выхода на зрителя, значит, нет возможности заработать, а нет денег – нет и хорошего оборудования, чтобы выпустить качественную продукцию и встать вровень с зарубежными производителями. Арыстанбек Мухамедиулы был убежден, что в этой сфере без государственной поддержки не обойтись.

Мешок бы денег

По словам Александра Дремова, его студия сегодня живет за счет заказов как частных компаний, так и государственных структур. Стараются участвовать в госзакупках, но демпинговать бесконечно, чтобы только «взять» заказ, он не может себе позволить: снять кино даже в регионе – удовольствие не из дешевых.

«Это рынок. Компания должна зарабатывать, работать в убыток – непозволительно. Мне надо вовремя платить людям зарплату, налоги, обновлять оборудование. Конечно, обидно, когда заказ на фильм о красоте природы Восточного Казахстана или туристическом потенциале области выигрывает неизвестная чужая компания с парой бытовых камер, а не мы, у которых есть и современнейшее оборудование, и богатейший архив, и голоса известных актеров и дикторов. Но это конкурс, и привилегий здесь нет», – рассказывает «Курсиву» Александр Дремов.

Например, сейчас в регионе, готовясь к юбилею великого Абая, работают над идеей фильма о поэте. ТОО «Art Media Group» предложило несколько своих проектов, но, видя бюджет, там задумались, уложатся ли.

«Есть идея пригласить известного казахстанского актера на роль Абая. А что я ему скажу: «Сыграйте поэта бесплатно, ведь это же Абай»? А приплюсуйте сюда еще выезд группы на место съемок, транспортировку и эксплуатацию оборудования, работу людей… К сожалению, у меня нет мешка денег, который бы мне позволил просто погрузиться в творчество на два-три месяца и не думать, на чем можно заработать», – рассказывает Александр Дремов.

Пока ситуация не изменится, уверены в ТОО «Art Media Group», документальное кино в Казахстане будет вынуждено приспосабливаться к современным реалиям и по-прежнему соглашаться на съемки по частным заказам, отдавая рынок зарубежным производителям фильмов.

kak-ustroen-kinorynok-v-regionah-kazahstana.jpg 1.jpg

Art Media Group с Бибигуль Тулегеновой. Фото предоставлено компанией.

1 просмотр

Как зарабатывают на новогодних праздниках в казахстанской глубинке

За несколько декабрьских дней event-агентства могут получить месячный доход

Фото: Pixabay

Они создают настроение и ощущение чего-то волшебного – ведущие, аниматоры, дизайнеры и декораторы.  Новый год для них – горячая пора, к которой начинают готовиться за несколько месяцев.  Сколько и на чем зарабатывают event-агентства, выяснял «Курсив».

Усиленный режим  

В Караганде существуют несколько десятков event-агентств. Одни специализируются на проведении масштабных шоу, другие - на детских праздниках, третьи – на самых разнообразных мероприятиях. Объединяет их то, что под Новый год все они переходят на усиленный режим. Именно в этот период времени у них появляется возможность заработать за несколько дней больше, чем за некоторые месяцы.   

Агентство «Happy Holiday» предлагает корпоративным клиентам праздник под ключ - специалисты возьмут на себя оформление, устроят фотозоны, встретят гостей, найдут ведущего, обеспечат музыкальное сопровождение и шоу-программу. В зависимости от насыщенности вечера стоить это будет от 500 тыс. тенге до 2- 3 млн, не включая оплату аренды ресторана. 

«Сейчас корпоративов под ключ стало меньше, потому что каждый ресторан предлагает свою программу. Мы уже работаем непосредственно с заведением. Естественно, каждый год стараемся предложить что-то новое для гостей. В этом году, например, у нас появились зеркальные люди, которые встречают гостей», - рассказывает директор агентства Ирина Хмырова.  

Для детей продавцы праздника устраивают отдельные программы. За 90 тыс. тенге непоседливую публику от полутора до трех часов будет развлекать двухметровый йети Миго и его сородичи. Мастер-классы, сладкая вата и аквагрим в случае их необходимости составят для родителей дополнительные расходы. Программа с Эльзой из «Холодного сердца», бумажным шоу, мыльными пузырями, флешмобом и фотографом обойдется заказчикам в 80-120 тыс. тенге. Вариант новогодней программы для возраста «2+» с Дедом Морозом, Снегурочкой и Фиксиками оценивается в 38 тыс. тенге.

Цены небольшого города 

Ведущая праздников из Балхаша Татьяна Ледовская говорит, что в маленьком городе масштабы и цены на праздник меньше. Однако размер заработков в предновогодние дни может сравниться по величине только с порой выпускных.  У самой ведущей уже расписаны 10 дней до Нового года, в некоторые из них она ведет сразу два корпоратива.  В среднем за каждый Татьяна получит 50 тыс. тенге.   

Стоимость детского праздника зависит от количества гостей и самой программы. Так называемый «квартирник» для одного-двух детей на 15 минут с экспресс-поздравлением от Деда Мороза или Снегурочки обойдется родителям в 10 тыс. тенге. От 30 минут до часа - 15-20 тыс. тенге.  В преддверии Нового года – 30 и 31 декабря - тарифы могут вырасти вдвое.  На детском празднике с большой аудиторией можно за вечер заработать от 25 до 50 тыс. тенге. Доход будет зависеть от количества детей, если вход на праздник по билетам, которые, обычно продают по 3,5 тыс. тенге.  

«Стоимость программы зависит от ее насыщенности. Одна цена, если Снегурочка спела вместе с детворой, другая, если придут еще персонажи, для которых специально шили костюмы. В среднем наряд обходится в 50-100 тыс. тенге и больше. Также стоимость программы зависит от того, насколько затратные в нее включены шоу - silver-show, бумажная дискотека, неоновое шоу», - дополнила г-жа Ледовская.

Удивить масштабом  

Дизайн-студия «Виола» специализируется на оформлении интерьеров крупных торговых центров, организаций, частных домов, ресторанов.  

В начале декабря компания украшала к Новому году один из крупных торговых центров Караганды. По словам директора студии Анастасии Луневой, к таким проектам ее команда готовится за два-три месяца, поскольку результаты трудов должны удивить своим масштабом.  

На этот раз главным украшением холла стала 14–метровая елка.  Материалы для новогоднего дерева и украшения привезли из Китая и Алматы. Часть декора изготовили по специальному заказу в Караганде.  На монтаж праздничной конструкции, в которой были задействованы 20 человек – альпинисты, дизайнеры-декораторы и их помощники - ушло четыре дня. Стоимость проекта Анастасия огласить не смогла, но пояснила, что речь идет о большой сумме. Не назвала она и размер среднего чека, так как стоимость услуг каждый раз рассчитывается индивидуально в зависимости от потребностей заказчика. 

«Кто – то хочет лакшери, кто-то - подешевле. У нас нет как такового прайса. Даже небольшой отдел можно украсить и на 50, и на 100, и на 500 тыс. тенге», - заключила собеседница.  

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif