Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Как устроен кинорынок в регионах Казахстана

Бизнес-кейс Art Media Group

Фото: Shutterstock.com

Почему в регионах студии по изготовлению фильмов вынуждены снижать стоимость своей работы в 2 раза, о больших проблемах маленького кино, а также о том, почему приходится отказываться от участия в тендерах и сколько сегодня стоит в провинции снять фильм, выяснял «Курсив».

ТОО «Art Media Group» по республиканским меркам студия небольшая, а вот в масштабах региона – самая крупная в Восточном Казахстане. По словам директора ТОО Александра Дремова, компания действует почти 10 лет, и в ее творческой копилке не одни документальные фильмы о местных предприятиях, есть и ленты о социально-экономическом развитии региона, красотах края и туристическом потенциале, а также достаточно высокие награды, завоеванные на республиканских и международных конкурсах. 

За годы своего существования предприятие научилось не только выживать, но и создавать, по мнению директора ТОО, вполне качественную продукцию, способную не только дать фору столичным производителям документального кино, но и частично заполнить отечественный телевизионный эфир.

«Мы начинали в те времена, когда за нашу работу платили не деньгами, а, например, мебелью. Помню, как снимали фильм про кирпичный завод. На предприятии сказали, что денег нет, но есть кирпич. Мы взяли кирпич. Времена изменились, зритель стал более требователен и избирателен. Экономическая ситуация стабилизировалась, люди потянулись к культуре и развлечениям. И они давно пресытились корейско-индийско-турецкими сериалами. А нам есть что им предложить», – рассказывает «Курсиву» Александр Дремов.

По его словам, речь сегодня может идти уже и о серьезном документальном кино, даже о клипах и сериалах отечественного производства – о том, чего сегодня так не хватает казахстанскому прокату. Вот только пока приходится выбирать золотую середину между адекватной ценой и качеством. Например, сейчас компания работает над документальным фильмом о профтехобразовании в ВКО.

«Договорились, что заказчику фильм обойдется в 700 тыс. тенге, а реальная его стоимость, соответствующая нашему прайсу, в 2 раза выше. Но приходится идти на уступки», – рассказывает «Курсиву» Александр Дремов.

Вырваться из круга

Проблему отечественного кинематографа, в том числе создания документальных фильмов, в свое время поднимал экс-министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы. По его данным, отечественное кино составляет всего 6% демонстрируемых фильмов, остальное – зарубежная продукция. По сути, все казахстанские кинотеатры, телевизионные каналы являются сегодня прокатчиками и помогают зарабатывать кому угодно, только не отечественной киноиндустрии.

Изначально казахстанские производители художественного и документального кино поставлены в неравные условия: нет выхода на зрителя, значит, нет возможности заработать, а нет денег – нет и хорошего оборудования, чтобы выпустить качественную продукцию и встать вровень с зарубежными производителями. Арыстанбек Мухамедиулы был убежден, что в этой сфере без государственной поддержки не обойтись.

Мешок бы денег

По словам Александра Дремова, его студия сегодня живет за счет заказов как частных компаний, так и государственных структур. Стараются участвовать в госзакупках, но демпинговать бесконечно, чтобы только «взять» заказ, он не может себе позволить: снять кино даже в регионе – удовольствие не из дешевых.

«Это рынок. Компания должна зарабатывать, работать в убыток – непозволительно. Мне надо вовремя платить людям зарплату, налоги, обновлять оборудование. Конечно, обидно, когда заказ на фильм о красоте природы Восточного Казахстана или туристическом потенциале области выигрывает неизвестная чужая компания с парой бытовых камер, а не мы, у которых есть и современнейшее оборудование, и богатейший архив, и голоса известных актеров и дикторов. Но это конкурс, и привилегий здесь нет», – рассказывает «Курсиву» Александр Дремов.

Например, сейчас в регионе, готовясь к юбилею великого Абая, работают над идеей фильма о поэте. ТОО «Art Media Group» предложило несколько своих проектов, но, видя бюджет, там задумались, уложатся ли.

«Есть идея пригласить известного казахстанского актера на роль Абая. А что я ему скажу: «Сыграйте поэта бесплатно, ведь это же Абай»? А приплюсуйте сюда еще выезд группы на место съемок, транспортировку и эксплуатацию оборудования, работу людей… К сожалению, у меня нет мешка денег, который бы мне позволил просто погрузиться в творчество на два-три месяца и не думать, на чем можно заработать», – рассказывает Александр Дремов.

Пока ситуация не изменится, уверены в ТОО «Art Media Group», документальное кино в Казахстане будет вынуждено приспосабливаться к современным реалиям и по-прежнему соглашаться на съемки по частным заказам, отдавая рынок зарубежным производителям фильмов.

kak-ustroen-kinorynok-v-regionah-kazahstana.jpg 1.jpg

Art Media Group с Бибигуль Тулегеновой. Фото предоставлено компанией.

3169 просмотров

Как ливанец зарабатывает на кукурузе в Караганде

Особенность его продукции заключается в том, что в каждой упаковке есть небольшой подарок-сюрприз

Фото: Andrii Iemelianenko

У братьев Джафар казахстанское предприятие – не первое по счету. Сладкий бизнес они начали развивать сначала в родном Ливане, а затем стали завоевывать рынок Болгарии. Там в 1998 году они открыли первое крупное производство по выпуску кукурузных палочек, которые стали пользоваться активным спросом у местного населения.

В Украине их бизнес стартовал в 2003 году. На белорусский рынок братья вышли в 2007 году. А в 2013-м познакомились с казахстанскими предпринимателями, один из которых пригласил ливанских бизнесменов попробовать организовать аналогичное производство и в РК. 

«Я работал с братом в Беларуси и познакомился там с предпринимателем из Караганды. Ему понравилась наша идея и продукция. Он нам сказал, что в Казахстане такой продукции с сюрпризами нет. И мы решили попробовать свои силы здесь», – рассказал предприниматель Рафат Джафар Шафик.

В первую очередь бизнесмен стал искать удобное место расположения для своего будущего предприятия. Побывал в Алматы и Нур-Султане, но его выбор пал на Караганду, так как там оказалась самая удобная транспортная развязка.

«В Караганде нам удалось познакомиться и подружиться с владельцем здания и складских помещений, в которых сейчас располагается наше производство. Мы договорились с ним об аренде помещений общей площадью более 2 тыс. кв. м за 2 млн тенге», – отметил Рафат Джафар Шафик.

Чтобы запустить свое производство, предприниматель вложил в него более 270 тыс. евро. Изначально он занимался только упаковкой продукции других производителей. Однако с самого начала преследовал цель наладить полный цикл производства – от изготовления самих кукурузных палочек, разработки оригинальной упаковки и закупа качественных игрушек до упаковки готовой продукции. Кроме этого, он хотел выпускать продукт более высокого качества, чем местный. 

«Поначалу не все шло гладко. К примеру, был сильный скачок курса доллара, который не давал мне сориентироваться, по какой цене продавать товар. В июне 2015 года доллар стоил 185 тенге, а когда я приехал в сентябре, он уже стоил 270 тенге. И оборудование, и сырье, которые я хотел купить в Италии и Китае, были привязаны к доллару. Поэтому на первых порах я потерял около $180–200 тыс. Но любой бизнес в самом начале терпит убытки. Мы просто знали, что сможем наверстать все, потому что людям нравился наш товар», – говорит собеседник.

Оборудование для своего цеха бизнесмен закупал в разных странах. Часть привез из Болгарии, купив у своего брата. К примеру, производственная линия по выпуску кукурузных палочек стоила $100 тыс. Еще четыре автоматических упаковочных станка он приобрел также в пределах $100 тыс. в Болгарии и Беларуси. Они были не новыми, но в отличном состоянии. Также ему понадобились два станка для пайки подарочных яиц, полуавтоматическая установка фасовки кукурузных палочек и 10 паяльных устройств для упаковки. 

Освоить рынок

Первые три года предприятие работало лишь на покрытие своих расходов и осваивалось в Казахстане. В плюс бизнес вышел только в 2018 году, и предприниматель сразу же стал думать о расширении ассортимента продукции и увеличении оборотов. За кредитом он обратился в АО «Сбербанк», а для получения субсидий по частичному возмещению процентной ставки за кредит и бесплатной гарантии – в Фонд развития предпринимательства «Даму», так как для выдачи полной суммы займа ему не хватало залогов. К гражданину иностранного государства фонд долго присматривался.

«Я представил в качестве гарантии движимое имущество: машины, оборудование и т. д. Фонд понять можно, так как я иностранец, они должны проверить все. Я благодарен им за оказанное доверие и получение 10 млн тенге. Эти деньги я должен вернуть за полгода под 8%. Для нас эта сумма небольшая. Но очень нужная. Мы можем отдать ее за месяц», – рассказал г-н Рафат Джафар Шафик.

Сейчас его предприятие выпускает в среднем около двух тонн кукурузных палочек в день. Более 40% продукции уходит на экспорт в Россию. На внутренний рынок Казахстана идет остальная часть. В основном, крупными заказчиками являются города Алматы и Нур-Султан. К сожалению, в крупных супермаркетах Караганды продукцию бизнесмена не встретишь. Ее можно купить на оптовых рынках и в небольших магазинчиках. Предприниматель связывает это с конкуренцией и большими деньгами, которые у него просят владельцы супермаркетов для того, чтобы поставить товар на свои полки.

«Мы думаем, что в будущем наша продукция появится на полках супермаркетов. Пока это проблематично, так как, чтобы реализовывать поставки в крупные супермаркеты, нам нужно отдавать большие деньги. А мы работаем, в основном, с оптовыми дистрибьютерами, поэтому заказы у нас есть всегда. В основном, российские покупатели делают крупные заказы. В планах у нас расширить границы и экспортировать товар в Узбекистан и Кыргызстан», – признался г-н Рафат Джафар Шафик.

На его производстве для выпуска кукурузных палочек используют только казахстанское сырье. Бизнесмен отметил, что закупает кукурузную крупу, масло и сахар в Караганде, а упаковочные материалы – в Алматы. На его производстве трудится исключительно местное население. Всего в цехах работают 45 человек. Средняя заработная плата сотрудников составляет 100 тыс. тенге. 

Наполеоновские планы

На сегодняшний день карагандинское предприятие расширяет линейку своей продукции. К Новому году компания намерена увеличить объемы поставок уже имеющихся видов продукции и наладить производство новинки – подарочных наборов в виде чупа-чупсов. Данный продукт сейчас проходит стадию получения сертификата соответствия. 

«Пока планировать конкретные объемы производства сложно: в основном, это ручной труд. Поэтому сначала нужно обучить этому людей. Но, думаем, перед Новым годом данный продукт будет пользоваться еще большим спросом», – добавил г-н Рафат Джафар Шафик.

В будущем бизнесмен намерен увеличить площадь своего производства за счет строительства собственного завода, которое он планирует начать в течение трех лет. После запуска завода могут появиться дополнительные рабочие места для местных жителей.

«Сейчас дела у нас идут хорошо. Мы на втором месте по продажам после предприятия моего брата в Болгарии. На третьем месте производство в Беларуси и на четвертом – в Украине. Надеемся завоевать и казахстанцев», – резюмировал предприниматель.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций