1615 просмотров
1615 просмотров

Как устроен кинорынок в регионах Казахстана

Бизнес-кейс Art Media Group

Фото: Shutterstock.com

Почему в регионах студии по изготовлению фильмов вынуждены снижать стоимость своей работы в 2 раза, о больших проблемах маленького кино, а также о том, почему приходится отказываться от участия в тендерах и сколько сегодня стоит в провинции снять фильм, выяснял «Курсив».

ТОО «Art Media Group» по республиканским меркам студия небольшая, а вот в масштабах региона – самая крупная в Восточном Казахстане. По словам директора ТОО Александра Дремова, компания действует почти 10 лет, и в ее творческой копилке не одни документальные фильмы о местных предприятиях, есть и ленты о социально-экономическом развитии региона, красотах края и туристическом потенциале, а также достаточно высокие награды, завоеванные на республиканских и международных конкурсах. 

За годы своего существования предприятие научилось не только выживать, но и создавать, по мнению директора ТОО, вполне качественную продукцию, способную не только дать фору столичным производителям документального кино, но и частично заполнить отечественный телевизионный эфир.

«Мы начинали в те времена, когда за нашу работу платили не деньгами, а, например, мебелью. Помню, как снимали фильм про кирпичный завод. На предприятии сказали, что денег нет, но есть кирпич. Мы взяли кирпич. Времена изменились, зритель стал более требователен и избирателен. Экономическая ситуация стабилизировалась, люди потянулись к культуре и развлечениям. И они давно пресытились корейско-индийско-турецкими сериалами. А нам есть что им предложить», – рассказывает «Курсиву» Александр Дремов.

По его словам, речь сегодня может идти уже и о серьезном документальном кино, даже о клипах и сериалах отечественного производства – о том, чего сегодня так не хватает казахстанскому прокату. Вот только пока приходится выбирать золотую середину между адекватной ценой и качеством. Например, сейчас компания работает над документальным фильмом о профтехобразовании в ВКО.

«Договорились, что заказчику фильм обойдется в 700 тыс. тенге, а реальная его стоимость, соответствующая нашему прайсу, в 2 раза выше. Но приходится идти на уступки», – рассказывает «Курсиву» Александр Дремов.

Вырваться из круга

Проблему отечественного кинематографа, в том числе создания документальных фильмов, в свое время поднимал экс-министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы. По его данным, отечественное кино составляет всего 6% демонстрируемых фильмов, остальное – зарубежная продукция. По сути, все казахстанские кинотеатры, телевизионные каналы являются сегодня прокатчиками и помогают зарабатывать кому угодно, только не отечественной киноиндустрии.

Изначально казахстанские производители художественного и документального кино поставлены в неравные условия: нет выхода на зрителя, значит, нет возможности заработать, а нет денег – нет и хорошего оборудования, чтобы выпустить качественную продукцию и встать вровень с зарубежными производителями. Арыстанбек Мухамедиулы был убежден, что в этой сфере без государственной поддержки не обойтись.

Мешок бы денег

По словам Александра Дремова, его студия сегодня живет за счет заказов как частных компаний, так и государственных структур. Стараются участвовать в госзакупках, но демпинговать бесконечно, чтобы только «взять» заказ, он не может себе позволить: снять кино даже в регионе – удовольствие не из дешевых.

«Это рынок. Компания должна зарабатывать, работать в убыток – непозволительно. Мне надо вовремя платить людям зарплату, налоги, обновлять оборудование. Конечно, обидно, когда заказ на фильм о красоте природы Восточного Казахстана или туристическом потенциале области выигрывает неизвестная чужая компания с парой бытовых камер, а не мы, у которых есть и современнейшее оборудование, и богатейший архив, и голоса известных актеров и дикторов. Но это конкурс, и привилегий здесь нет», – рассказывает «Курсиву» Александр Дремов.

Например, сейчас в регионе, готовясь к юбилею великого Абая, работают над идеей фильма о поэте. ТОО «Art Media Group» предложило несколько своих проектов, но, видя бюджет, там задумались, уложатся ли.

«Есть идея пригласить известного казахстанского актера на роль Абая. А что я ему скажу: «Сыграйте поэта бесплатно, ведь это же Абай»? А приплюсуйте сюда еще выезд группы на место съемок, транспортировку и эксплуатацию оборудования, работу людей… К сожалению, у меня нет мешка денег, который бы мне позволил просто погрузиться в творчество на два-три месяца и не думать, на чем можно заработать», – рассказывает Александр Дремов.

Пока ситуация не изменится, уверены в ТОО «Art Media Group», документальное кино в Казахстане будет вынуждено приспосабливаться к современным реалиям и по-прежнему соглашаться на съемки по частным заказам, отдавая рынок зарубежным производителям фильмов.

kak-ustroen-kinorynok-v-regionah-kazahstana.jpg 1.jpg

Art Media Group с Бибигуль Тулегеновой. Фото предоставлено компанией.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер