Перейти к основному содержанию

2523 просмотра

Как павлодарцы научились готовить донер и теперь строят свою собственную сеть

Грамотный маркетинг превратил банальную идею в успешный бизнес

Фото: Shutterstock.com

Два года назад начинающие предприниматели открыли в Павлодаре ресторан быстрого питания. За это время бизнес разросся до шести точек и выходит за пределы областного центра. О том, как превратить донер в коронное блюдо и не затеряться на конкурентном рынке, узнал «Курсив».

Как сбываются мечты

Однажды в Павлодаре двое друзей решили вкусно и быстро пообедать. Но ничем не примечательный поход в кафе привел к зарождению бизнеса. Выбрав в качестве перекуса обычный донер, мужчины остались недовольны его качеством. Тогда они решили исправить ситуацию на рынке фастфуда. Бывший алматинец Руслан Киселев говорит, что в тот момент круто изменилась его жизнь. 

«Идею собственного дела вынашивал давно. Тружусь в крупной компании как наемный работник. Такое наследство детям не оставишь. А бизнес – вполне. Так вот во время того неудачного обеда мой замысел обрел конкретную форму – нужно открыть ресторан быстрого питания. Озвучил идею своему другу Ерлану Жабагину, и он меня поддержал», – рассказал «Курсиву» предприниматель. 

Привлекли в бизнес и третьего партнера, гражданина Турции. По совместительству – главного держателя рецептов, которые, кстати, находятся в строгой секретности. 

Поскольку хотелось сделать все быстро, решили в госпрограммах не участвовать. Посчитали, что получение права на льготное финансирование займет много времени. За кредитом в сумме около $300 тыс. обратились в банк. Затем выкупили заброшенное здание, находившееся в банковском залоге, сделали ремонт и через три месяца открылись. Так в Павлодаре два года назад появилось новое заведение общественного питания с восточной и европейской кухней. Но главным блюдом в нем стал донер.

На сегодня это уже сеть кафе и ресторанов, в которых павлодарцы съедают в среднем 500 донеров в сутки. Скоро к ним присоединятся ценители быстро и вкусно поесть из других городов Казахстана – бизнес выходит за пределы одной области. Причем все новые точки открываются за счет полученной прибыли. Предприниматели говорят, что это – не спонтанный результат, а итог четкого планирования.

Прорыв на маркетинге

В первую очередь, решили сделать ставку на качество. Для контроля даже создали отдел, сотрудники которого разбираются в нюансах готовки и ежедневно дегустируют блюда. Например, они знают, что на вкусе еды сказывается не только нехватка, но и избыток мяса. 

Кстати, о мясе: оно главное в меню этой сети общепита и, конкретно, донера. Чтобы оно попадало в разделку свежим, важно было наладить связь с местными поставщиками. Вопрос регулярной доставки удалось решить, и в сутки в собственный разделочный цех предприятия поступает более 100 килограммов мяса. Отсюда его распределяют по всем точкам. 

Но даже самая лучшая кухня может оказаться невостребованной при неумении привлечь клиентов. Чтобы избежать ошибок, нужно учитывать все условия, одним из которых является месторасположение. Руслан Киселев уверен, что важно учесть проходимость района, наличие парковки, контингента. 

«Когда задумывали открыть новый объект, то провели определенные маркетинговые исследования. Например, установка павильона возле одного из вузов обусловлена как раз проходимостью. Студенты идут в спортзал и обратно по пути рядом с нами. И цена нашего фастфуда им вполне по карману», – уточняет собеседник.

По его словам, от особенностей выбранного района зависит и формат точки общепита. Поэтому под маркой предприятия действует и фуд-корт в торговом центре, и ресторан. 

Без кадров нет успеха

По признанию учредителя, сегодня сложно найти не только хорошего повара, но и других сотрудников для кафе и ресторана. Это системная проблема отрасли общепита. 

«То официант не вышел на работу, то администратор. Сказать, что зарплата маленькая, наверное, нельзя. Средняя составляет более 150 тыс. тенге. Но работать приходится много, чтобы накормить и обслужить, как минимум, 500 человек. К концу смены многие остаются «без ног», – говорит Руслан Киселев. 

Сегодня в компании трудятся более сотни человек, возраст большинства из них – чуть за двадцать. Руководитель мечтает воспитать кадры, которые не будут рассматривать это место работы как временное, а вырастут вместе с предприятием. 

Большие города

По словам Руслана Киселева, очередное расширение не за горами. Но не в пределах Павлодара, а за счет создания филиалов в других городах. Путь уже выстроен: планируют начать с Экибастуза, затем отправиться в Караганду, Семей и Усть-Каменогорск. А в перспективе столица. 

«Почему выбор пал на эти города? Они близко расположены по логистике, и компания может осуществлять доставку мяса, что немаловажно для качества продукции. Рефрижератор у нас уже есть», – рассказывает бизнесмен. 

Что касается помещений, то в новых городах их будут брать в аренду, так как это выгоднее. Но есть риск вложить значительную сумму в ремонт и оборудование, а в ответ получить от владельца отказ в продлении договора. Поэтому заключать будут только долгосрочные контракты – на срок не менее 5–10 лет. 

Пришли к франшизе

Предприниматели рассказывают, что над названием своего ресторана Izmir думали долго. Исходили из того, что, во-первых, донер – турецкое блюдо, а во-вторых, название должно быть звучное и легко запоминающееся. Запуская свое дело, молодые люди уже тогда задумывались о будущем. Сегодня они обладают авторскими правами на изображение и цветовую палитру. Сделали это для того, чтобы запустить франшизу. 

«Хотим ее реализовать там, куда сами дотянуться не можем. Сейчас нам приходят предложения из Костаная, Атырау. Важно, чтобы партнер был надежным и держал марку нашего бренда», – говорит предприниматель. 

Стоимость франшизы: единовременное роялти 20 млн тенге и плюс доля 10% от прибыли. Как определить ее стоимость, каждый решает сам. У павлодарцев уже есть свои потенциальные покупатели, сейчас идет процесс переговоров с ними. 

1878 просмотров

Как запустить производство кожаных изделий в Караганде

Кейс от Александра Ермакова

Фото из архива Александра Ермакова

Предприниматель Александр Ермаков работает с кожей более шести лет. Сегодня его заказчиками являются крупные международные компании, имеющие представительства в Казахстане. Мастер намерен развивать свое дело и дальше, чтобы начать конкурировать с безымянными европейскими брендами.

Вначале был чехол

Увлечение Александра Ермакова трансформировалось в бизнес постепенно, по мере роста количества заказов. Сейчас на небольшом производстве, умещающемся на 30 кв. м, работают шесть человек.

«В 2013 году я искал кожаный чехол для планшета в магазинах. Ничего подходящего не нашел, поэтому сшил его сам из старой куртки. Мне понравился сам процесс и то, что получилось. Я стал интересоваться пошивом кожаных изделий: смотрел видео на YouTube, набивал руку, искал материал. И уже спустя три года наладил продажу вещей через Facebook. Вскоре получил заказ от отеля Ritz-Carlton Astana на изготовление кожаных папок для апартаментов. Таким образом, в 2018 году я окончательно оставил прочие приносившие доход занятия, сконцентрировавшись на своем новом увлечении», – рассказывает предприниматель.

Изначально он шил на заказ галантерею, сейчас в фокусе – сумки среднего класса, которые стоят от 40 до 80 тыс. тенге.

«Мы не конкурируем с китайскими производителями. Это бесполезно. В самом дорогом люксе нам делать тоже нечего, потому что там свои игроки. Поэтому мы стремимся в средний сегмент, как европейские безымянные бренды, которых довольно много. Какой-нибудь небожитель типа Hermes работает с лучшими материалами. Но 80% стоимости изделия – это имя. Причем невозможно купить дорогую сумку сразу. Сначала нужно приехать в Париж, заполнить заявку, потом вызовут на собеседование и потом решат, будут они вам шить свои знаменитые Kelly или Birkin», – делится Александр Ермаков.

Фото к коже (7).JPG

Нешуточные контракты

Первое оборудование Александр приобрел в 2016 году. Прямострочная швейная машина с прямым продвижением обошлась предпринимателю всего в 50 тыс. тенге, поскольку не была новой – в магазине подобный образец стоит в шесть раз дороже. Годом позже в его мастерской появились еще две машины – колонковая и брусовочная общей стоимостью 230 тыс. тенге, также уже находившиеся в использовании. Деньги на приобретение сырья он занимал у знакомых.

Поскольку ценник на кожаные изделия, производимые компанией Александра, достаточно высок для местного потребителя, она чаще сотрудничает с покупателями из Алматы и Нур-Султана, реже – из Европы, России и Узбекистана.

«Основной доход нам приносит сотрудничество с международными компаниями: Pernod Ricard, Ritz-Carlton, St. Regis, от которых поступают крупные заказы на изготовление сумок и аксессуаров. Нас выбирают, потому что мы всегда делаем бесплатный образец и лично общаемся с клиентом», – говорит предприниматель.

Сырье для готовой продукции предприятие импортирует из РФ. Оттуда поступает как российская кожа, так и итальянская, которую соседняя страна закупает в больших объемах, а затем перепродает.

«Из Казахстана вывозится огромное количество сырья, однако кожевенные заводы стонут, что недозагружены. Шкуры КРС за копейки закупают Турция и Китай, которые потом продают нам готовые изделия с многократной накруткой», – поясняет бизнесмен.

По его словам, квадратный дециметр кожи обходится от 20 до 100 рублей (курс рубля на 16 декабря 2019 года – 6,16 тенге – «Курсив»). Для сумки среднего размера необходимо 100 кв. дм, или 1 кв. м. Себестоимость готового изделия с учетом фурнитуры – 30 тыс. тенге, не считая логистику, налоги, труд.

Мечты о «штурме»

Александр утверждает: «кожаный» бизнес вряд ли можно назвать самым прибыльным занятием. Большую часть выручки съедают расходы на сырье, фурнитуру, логистику, производство картонной упаковки, которое пока находится на аутсорсинге.

В то же время карагандинское предприятие за практически идентичную продукцию может предложить гораздо меньшую цену, чем мелкие западные конкуренты.

«Если самая дорогая наша сумка стоит 200 евро, то сумка такого же типа где-нибудь в Средней Европе будет стоить 500. Мы дешевы, и в этом для нас кроются определенные перспективы, как для Китая, который в свое время тоже был дешевым. Чтобы поставлять продукцию в Европу, нужно копить деньги на участие в выставках, где можно найти ритейлеров. Например, выступление на выставке в Милане обойдется как минимум в 20 тыс. евро. Но соваться туда сейчас глупо – нет нужных объемов производства. В этом смысле нам было бы интересно побывать в Варшаве, поездка куда обошлась бы в два раза дешевле. Штурм нового рынка – это всегда затраты», – отметил предприниматель.

Пока у Александра и его семьи нет возможности отправиться за рубеж, так как денежный поток зависит от непрерывности производственного процесса. Однако он не теряет надежды, что рано или поздно его планы осуществятся.

Фото к коже (2).jpg

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance