3199 просмотров

Как павлодарцы научились готовить донер и теперь строят свою собственную сеть

Грамотный маркетинг превратил банальную идею в успешный бизнес

Фото: Shutterstock.com

Два года назад начинающие предприниматели открыли в Павлодаре ресторан быстрого питания. За это время бизнес разросся до шести точек и выходит за пределы областного центра. О том, как превратить донер в коронное блюдо и не затеряться на конкурентном рынке, узнал «Курсив».

Как сбываются мечты

Однажды в Павлодаре двое друзей решили вкусно и быстро пообедать. Но ничем не примечательный поход в кафе привел к зарождению бизнеса. Выбрав в качестве перекуса обычный донер, мужчины остались недовольны его качеством. Тогда они решили исправить ситуацию на рынке фастфуда. Бывший алматинец Руслан Киселев говорит, что в тот момент круто изменилась его жизнь. 

«Идею собственного дела вынашивал давно. Тружусь в крупной компании как наемный работник. Такое наследство детям не оставишь. А бизнес – вполне. Так вот во время того неудачного обеда мой замысел обрел конкретную форму – нужно открыть ресторан быстрого питания. Озвучил идею своему другу Ерлану Жабагину, и он меня поддержал», – рассказал «Курсиву» предприниматель. 

Привлекли в бизнес и третьего партнера, гражданина Турции. По совместительству – главного держателя рецептов, которые, кстати, находятся в строгой секретности. 

Поскольку хотелось сделать все быстро, решили в госпрограммах не участвовать. Посчитали, что получение права на льготное финансирование займет много времени. За кредитом в сумме около $300 тыс. обратились в банк. Затем выкупили заброшенное здание, находившееся в банковском залоге, сделали ремонт и через три месяца открылись. Так в Павлодаре два года назад появилось новое заведение общественного питания с восточной и европейской кухней. Но главным блюдом в нем стал донер.

На сегодня это уже сеть кафе и ресторанов, в которых павлодарцы съедают в среднем 500 донеров в сутки. Скоро к ним присоединятся ценители быстро и вкусно поесть из других городов Казахстана – бизнес выходит за пределы одной области. Причем все новые точки открываются за счет полученной прибыли. Предприниматели говорят, что это – не спонтанный результат, а итог четкого планирования.

Прорыв на маркетинге

В первую очередь, решили сделать ставку на качество. Для контроля даже создали отдел, сотрудники которого разбираются в нюансах готовки и ежедневно дегустируют блюда. Например, они знают, что на вкусе еды сказывается не только нехватка, но и избыток мяса. 

Кстати, о мясе: оно главное в меню этой сети общепита и, конкретно, донера. Чтобы оно попадало в разделку свежим, важно было наладить связь с местными поставщиками. Вопрос регулярной доставки удалось решить, и в сутки в собственный разделочный цех предприятия поступает более 100 килограммов мяса. Отсюда его распределяют по всем точкам. 

Но даже самая лучшая кухня может оказаться невостребованной при неумении привлечь клиентов. Чтобы избежать ошибок, нужно учитывать все условия, одним из которых является месторасположение. Руслан Киселев уверен, что важно учесть проходимость района, наличие парковки, контингента. 

«Когда задумывали открыть новый объект, то провели определенные маркетинговые исследования. Например, установка павильона возле одного из вузов обусловлена как раз проходимостью. Студенты идут в спортзал и обратно по пути рядом с нами. И цена нашего фастфуда им вполне по карману», – уточняет собеседник.

По его словам, от особенностей выбранного района зависит и формат точки общепита. Поэтому под маркой предприятия действует и фуд-корт в торговом центре, и ресторан. 

Без кадров нет успеха

По признанию учредителя, сегодня сложно найти не только хорошего повара, но и других сотрудников для кафе и ресторана. Это системная проблема отрасли общепита. 

«То официант не вышел на работу, то администратор. Сказать, что зарплата маленькая, наверное, нельзя. Средняя составляет более 150 тыс. тенге. Но работать приходится много, чтобы накормить и обслужить, как минимум, 500 человек. К концу смены многие остаются «без ног», – говорит Руслан Киселев. 

Сегодня в компании трудятся более сотни человек, возраст большинства из них – чуть за двадцать. Руководитель мечтает воспитать кадры, которые не будут рассматривать это место работы как временное, а вырастут вместе с предприятием. 

Большие города

По словам Руслана Киселева, очередное расширение не за горами. Но не в пределах Павлодара, а за счет создания филиалов в других городах. Путь уже выстроен: планируют начать с Экибастуза, затем отправиться в Караганду, Семей и Усть-Каменогорск. А в перспективе столица. 

«Почему выбор пал на эти города? Они близко расположены по логистике, и компания может осуществлять доставку мяса, что немаловажно для качества продукции. Рефрижератор у нас уже есть», – рассказывает бизнесмен. 

Что касается помещений, то в новых городах их будут брать в аренду, так как это выгоднее. Но есть риск вложить значительную сумму в ремонт и оборудование, а в ответ получить от владельца отказ в продлении договора. Поэтому заключать будут только долгосрочные контракты – на срок не менее 5–10 лет. 

Пришли к франшизе

Предприниматели рассказывают, что над названием своего ресторана Izmir думали долго. Исходили из того, что, во-первых, донер – турецкое блюдо, а во-вторых, название должно быть звучное и легко запоминающееся. Запуская свое дело, молодые люди уже тогда задумывались о будущем. Сегодня они обладают авторскими правами на изображение и цветовую палитру. Сделали это для того, чтобы запустить франшизу. 

«Хотим ее реализовать там, куда сами дотянуться не можем. Сейчас нам приходят предложения из Костаная, Атырау. Важно, чтобы партнер был надежным и держал марку нашего бренда», – говорит предприниматель. 

Стоимость франшизы: единовременное роялти 20 млн тенге и плюс доля 10% от прибыли. Как определить ее стоимость, каждый решает сам. У павлодарцев уже есть свои потенциальные покупатели, сейчас идет процесс переговоров с ними. 

banner_wsj.gif

277 просмотров

Бизнес гибкий, как лапша

Три принципа, от которых основатель сети ресторанов быстрого питания Lanzhou Гульбану Майгарина отказалась по запросу рынка

Фото: Turar Rakhimberlin / Twitter

Казахстанский бренд Lanzhou запустил свой десятый ресторан быстрого питания. Lanzhou работает в формате лапшичных. Формат стал популярным за счет идеи, которая лежит в основе бизнеса, – предлагать свежую еду, которая выходит дешевле для клиента, чем если бы он самостоятельно готовил ее дома. Главное блюдо сети – ланьчжоуская лапша. Ее рецепт и саму идею открыть лапшичную Гульбану Майгарина, основатель сети, привезла из Китая.

Когда Гульбану Майгарина открывала бизнес (первый ресторан появился в 2018 году), она решила всегда следовать трем основным принципам: нет – замороженным продуктам и вредной еде, нет – доставке, нет – изменениям в рецепте – только прозрачный бульон, белая редька, перец чили, кинза и лапша. Однако Майгарина призналась, что по мере роста популярности и расширения бизнеса ей пришлось изменить своим принципам.

Почему Lanzhou занялся доставкой еды

Принципиальную позицию по вопросам доставки пошатнул кризис, вызванный карантином. Когда ввели ограничения на передвижения, было непонятно, как долго продлится пауза в работе.

«Я считала, что доставка для нас – это недопустимый сервис. Наш продукт вкусный, пока свежий и горячий», – говорит Гульбану Майгарина. Но сохранить персонал можно было, лишь организовав доставку еды клиентам домой. 

Первым партнером Lanzhou стал сервис доставки Glovo. Сотрудничество с ним помогло удержать бизнес на уровне окупаемости, хотя обороты упали в пять раз.

«Аудитория дает однозначную оценку: в ресторане еда вкуснее. С другой стороны, клиенты голосуют и за доставку: сейчас доставка генерирует 20% заказов. Значит, будем работать в этом направлении – договариваться с другими доставщиками и улучшать сервис», – говорит Майгарина.

Еще один вариант работы с дистанционными клиентами – организация обедов в офисах крупных компаний. Для организации этой услуги Lanzhou ищет рестораны-партнеры, чтобы обеспечить разнообразие меню.

«Если доставлять в офисы одну и ту же еду, людям надоест через три дня», – объясняет Майгарина. Допустить радикального пересмотра собственного меню Lanzhou не может. «Мы должны делать только то, что позволяет нам укладываться в дедлайн отдачи блюд. Дополнительная нагрузка на кухню снизит скорость приготовления, нам это невыгодно», – объясняет собеседница. 

Почему пришлось готовить картофель фри

Гульбану Майгарина признается, что два года сопротивлялась появлению в ресторане пиццы и фаст-фуда, точнее, картофеля фри, который готовится из замороженного картофеля.

Но просьбы клиентов, которые приходят в Lanzhou с детьми, возымели действие. Сначала рестораны стали предлагать три вида пиццы. А недавно Майгарина согласилась добавить в меню картофель фри. 

Рецепт можно изменить в зависимости от географии

Всего через полгода после открытия первого ресторана Lanzhou поступил запрос на покупку франшизы. Компания разработала франшизу, по которой работают уже четыре ресторана в Казахстане: в Нур-Султане, Усть-Каменогорске, Таразе и Атырау. После снятия ограничений, связанных с карантином, ожидается подписание договоров франшизы с шестью российскими ресторанными сетями, каждая из которых включает в себя от 6 до 35 заведений.

Формат франшизы подразумевает точное воссоздание образцовой модели. Однако по мере появления франшиз в разных городах Казахстана и открытия собственного заведения в России пришлось изменять «образцовый» рецепт лапши. Например, джусай, обязательный ингредиент лапши, не любят в Усть-Каменогорске и Атырау. Поэтому в этих городах данную приправу в ресторанах Lanzhou не используют.

Российские рестораторы, обсуждая покупку франшизы, оговаривают использование красного жгучего перца. В этой стране мало любителей острой еды, поэтому перец чили там собираются заменять неострым болгарским.

«В таких случаях нам важно сохранять общие принципы: скорость приготовления каждого блюда, его качество и вкус», – говорит Гульбану Майгарина.

После ослабления карантина рестораны Lanzhou восстановили уровень посещаемости за неделю. В среднем каждый ресторан сети обслуживает 1000 клиентов в день и продает 900 порций лапши, 450 порций лагмана и 600–700 штук мант. Средний чек – 1400 тенге, но можно пообедать и за 750 тенге.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg