Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2098 просмотров

Как павлодарцы научились готовить донер и теперь строят свою собственную сеть

Грамотный маркетинг превратил банальную идею в успешный бизнес

Фото: Shutterstock.com

Два года назад начинающие предприниматели открыли в Павлодаре ресторан быстрого питания. За это время бизнес разросся до шести точек и выходит за пределы областного центра. О том, как превратить донер в коронное блюдо и не затеряться на конкурентном рынке, узнал «Курсив».

Как сбываются мечты

Однажды в Павлодаре двое друзей решили вкусно и быстро пообедать. Но ничем не примечательный поход в кафе привел к зарождению бизнеса. Выбрав в качестве перекуса обычный донер, мужчины остались недовольны его качеством. Тогда они решили исправить ситуацию на рынке фастфуда. Бывший алматинец Руслан Киселев говорит, что в тот момент круто изменилась его жизнь. 

«Идею собственного дела вынашивал давно. Тружусь в крупной компании как наемный работник. Такое наследство детям не оставишь. А бизнес – вполне. Так вот во время того неудачного обеда мой замысел обрел конкретную форму – нужно открыть ресторан быстрого питания. Озвучил идею своему другу Ерлану Жабагину, и он меня поддержал», – рассказал «Курсиву» предприниматель. 

Привлекли в бизнес и третьего партнера, гражданина Турции. По совместительству – главного держателя рецептов, которые, кстати, находятся в строгой секретности. 

Поскольку хотелось сделать все быстро, решили в госпрограммах не участвовать. Посчитали, что получение права на льготное финансирование займет много времени. За кредитом в сумме около $300 тыс. обратились в банк. Затем выкупили заброшенное здание, находившееся в банковском залоге, сделали ремонт и через три месяца открылись. Так в Павлодаре два года назад появилось новое заведение общественного питания с восточной и европейской кухней. Но главным блюдом в нем стал донер.

На сегодня это уже сеть кафе и ресторанов, в которых павлодарцы съедают в среднем 500 донеров в сутки. Скоро к ним присоединятся ценители быстро и вкусно поесть из других городов Казахстана – бизнес выходит за пределы одной области. Причем все новые точки открываются за счет полученной прибыли. Предприниматели говорят, что это – не спонтанный результат, а итог четкого планирования.

Прорыв на маркетинге

В первую очередь, решили сделать ставку на качество. Для контроля даже создали отдел, сотрудники которого разбираются в нюансах готовки и ежедневно дегустируют блюда. Например, они знают, что на вкусе еды сказывается не только нехватка, но и избыток мяса. 

Кстати, о мясе: оно главное в меню этой сети общепита и, конкретно, донера. Чтобы оно попадало в разделку свежим, важно было наладить связь с местными поставщиками. Вопрос регулярной доставки удалось решить, и в сутки в собственный разделочный цех предприятия поступает более 100 килограммов мяса. Отсюда его распределяют по всем точкам. 

Но даже самая лучшая кухня может оказаться невостребованной при неумении привлечь клиентов. Чтобы избежать ошибок, нужно учитывать все условия, одним из которых является месторасположение. Руслан Киселев уверен, что важно учесть проходимость района, наличие парковки, контингента. 

«Когда задумывали открыть новый объект, то провели определенные маркетинговые исследования. Например, установка павильона возле одного из вузов обусловлена как раз проходимостью. Студенты идут в спортзал и обратно по пути рядом с нами. И цена нашего фастфуда им вполне по карману», – уточняет собеседник.

По его словам, от особенностей выбранного района зависит и формат точки общепита. Поэтому под маркой предприятия действует и фуд-корт в торговом центре, и ресторан. 

Без кадров нет успеха

По признанию учредителя, сегодня сложно найти не только хорошего повара, но и других сотрудников для кафе и ресторана. Это системная проблема отрасли общепита. 

«То официант не вышел на работу, то администратор. Сказать, что зарплата маленькая, наверное, нельзя. Средняя составляет более 150 тыс. тенге. Но работать приходится много, чтобы накормить и обслужить, как минимум, 500 человек. К концу смены многие остаются «без ног», – говорит Руслан Киселев. 

Сегодня в компании трудятся более сотни человек, возраст большинства из них – чуть за двадцать. Руководитель мечтает воспитать кадры, которые не будут рассматривать это место работы как временное, а вырастут вместе с предприятием. 

Большие города

По словам Руслана Киселева, очередное расширение не за горами. Но не в пределах Павлодара, а за счет создания филиалов в других городах. Путь уже выстроен: планируют начать с Экибастуза, затем отправиться в Караганду, Семей и Усть-Каменогорск. А в перспективе столица. 

«Почему выбор пал на эти города? Они близко расположены по логистике, и компания может осуществлять доставку мяса, что немаловажно для качества продукции. Рефрижератор у нас уже есть», – рассказывает бизнесмен. 

Что касается помещений, то в новых городах их будут брать в аренду, так как это выгоднее. Но есть риск вложить значительную сумму в ремонт и оборудование, а в ответ получить от владельца отказ в продлении договора. Поэтому заключать будут только долгосрочные контракты – на срок не менее 5–10 лет. 

Пришли к франшизе

Предприниматели рассказывают, что над названием своего ресторана Izmir думали долго. Исходили из того, что, во-первых, донер – турецкое блюдо, а во-вторых, название должно быть звучное и легко запоминающееся. Запуская свое дело, молодые люди уже тогда задумывались о будущем. Сегодня они обладают авторскими правами на изображение и цветовую палитру. Сделали это для того, чтобы запустить франшизу. 

«Хотим ее реализовать там, куда сами дотянуться не можем. Сейчас нам приходят предложения из Костаная, Атырау. Важно, чтобы партнер был надежным и держал марку нашего бренда», – говорит предприниматель. 

Стоимость франшизы: единовременное роялти 20 млн тенге и плюс доля 10% от прибыли. Как определить ее стоимость, каждый решает сам. У павлодарцев уже есть свои потенциальные покупатели, сейчас идет процесс переговоров с ними. 


1118 просмотров

Как предпринимателям из глубинки удалось наладить производство сыра

Кейс от Натальи и Армана Ержановых

Фото: Maurizio Milanesio

Сегодня сообщество сыроварни «Восторг» из Костанайской области можно найти в социальных сетях, а ее продукцию – в магазинах. А еще два года назад Наталья Ержанова варила пробные партии продукта на своей кухне. Тогда она не знала, через какие трудности предстоит пройти, чтобы открыть единственное в районе молокоперерабатывающее предприятие.

Зарождение идеи

Как и многие селяне, Наталья и Арман Ержановы из села Майское района Беймбета Майлина жили за счет личного подсобного хозяйства. Держали сначала три коровы, потом увеличили поголовье. Молока стало больше, а вместе с ним и больше трудностей со сбытом, так как своего молокоприемного пункта в районе не было, а до ближайшего путь не близкий. Сырье портилось, семья несла убытки. И уже тогда у Натальи возникали мысли о своей сыроварне, но средств на воплощение идеи не было.

Несмотря на это начала варить пробные партии на кухне вместе с соседкой. Женщины экспериментировали, создавая сыры со всевозможными добавками: рикотту, качотту, моцареллу, особый твердый сыр. И все это из свежего домашнего молока. Наталья считает, что это и стало в итоге залогом успеха ее предприятия. Сыр охотно раскупали соседи и местные магазины, а благодаря сарафанному радио за ним стали приезжать из других районов и городов. Наталье стало тесно на кухне, и она решила перебраться в более просторное помещение. 

Большие деньги, короткие сроки

«Мы с мужем выиграли грант через фонд «Даму» в размере 3 млн тенге. По условиям программы должны были не только закупить профессиональное оборудование, но и разместить цех в отдельном помещении, оборудованном под пищевое производство. Где заказать технику, я знала, а с помещением возникли проблемы», – рассказала Наталья Ержанова. 

По словам женщины, вначале они с супругом решили строить здание, даже присмотрели участок, но вопрос с выделением земли оказался не быстрым, а сроки освоения гранта – короткими. Пришлось покупать заброшенное помещение бывшей общественной бани. Планировали потратить 2,5 млн тенге, а получилось в два раза больше. 

«Ремонтировали и строили всем миром – помогали родственники, друзья, соседи. Работы было очень много, мы не успевали по времени, но, видя наши старания, срок освоения гранта передвинули. Нам потребовалось три месяца, чтобы привести помещение в соответствие всем требованиям», – отметила собеседница. 

«Восторг» открыт

В мае на торжественном открытии сыроварни собрались почти все жители села. Они не понаслышке знали, сколько времени и сил пришлось вложить Ержановым в свое дело. Ведь опасения и риски были довольно высокими: не одобрят кредит, не вовремя выдадут деньги, не успеют завершить ремонт или установить оборудование. А предприниматели рискнули всем, заложив имущество. 

Сегодня помещение в 200 квадратов поделено на секторы – рабочий цех с молокоприемным пунктом, солильный бассейн, камера созревания и фасовочный цех.Сама сыроварня стоит на металлическом пьедестале. Рядом пульт управления. Сыр нужного сорта варит автомат по заданной программе. Вручную добавляются только закваска и ферменты. Влажность и температуру воздуха в камере хранения контролирует моноблок за 470 тыс. тенге. Его, как и аппарат, анализирующий кислотность и жирность молока, который стоит 200 тыс. тенге, удалось купить на грантовые деньги. По освоению гранта они отчитались в срок, вопросов к ним больше нет. Владельцы цеха теперь работают над повышением качества и расширением ассортимента продукции.

«Не так давно кроме нескольких видов сыров начали выпускать домашний айран, сметану, масло, творог. В день перерабатываем 100–150 литров молока только с личного подворья, так как нам нужно сырье определенной жирности. Скоро начнется отел, молока прибавится, значит, возрастет объем производства. Сейчас в среднем производим 10 кг сыра в день», – поделился Арман Ержанов.

Сыры из Майского уже попробовали жители российских регионов. Отзывы получены положительные. Да и цена на продукт заманчивая, на сыр любого сорта она составляет 2,5 тыс. тенге за кг.

«У россиян, продающих аналогичный товар из мини-сыроварен, килограмм стоит 1 тыс. рублей. У нас цена вдвое ниже. А продукт натуральный – ни химии, ни пальмового масла, ни сухого молока. Продумали и безотходное производство. Например, в сыворотку, оставшуюся после варки сыра, добавляем молоко повышенной жирности в пропорции 10 к 1. Получившуюся рикотту, похожую на творожную массу, продаем в местную пекарню по 500 тенге за кг. Сыворотка тоже не пропадает, расходится по 10 тенге за литр», – пояснил Арман Ержанов.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций