Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


689 просмотров

Шымкентте асханалар желісін қалай ашуға болады?

Адхам Умаровтың бизнес-кейсі

Фото: Shutterstock

«Каравай» асханалар желісінің иесі Адхам Умаров, қазіргі кезде миллиондаған кіріс кіргізетін кәсібін бастау үшін, жалғыз көлігін кепілге қоюға тура келді дейді.

Ең маңызды екі жыл

Кәсіпкердің айтуынша, кез келген кәсіп қайталаудан басталады. Ол кезде Шымкентте кондитерлік желілер аса танымал еді, сондықтан жолдасы екеуі кәсіпті дәл осы істен бастағанды жөн көреді. Әйелі жұмыс істейтін мектептің қарсысында 30 шаршы метрлік орын жалға берілетін. 

«Осы жерді 2 жылға жалға алуға келіскенімізбен, қалтамызда көк тиын жоқ еді. Туған-туыс пен банктер қарыз беруден бас тартты. Жақында ғана несиеге алған Газельді кепілге қоюға тура келді. Қайта кепілге қойылған көлік үшін банк 2 мың доллар берді. Осы ақшаға аз-маз жөндеу жұмысын жүргізіп, қажетті құрал-жабдық пен ыдыс-аяқ алдық. Біз тіпті жеке кәсіпкер ретінде тіркелмегендіктен, екі жыл бойы тексерушілердің төбесі көрінсе, қорқып жүрдік», –дейді Адхам Умаров.

Шағын кондитерге күніне 100-150 адам бас сұғатын еді. Орташа чек 300 теңгені құрайтын. Екі жылдан кейін сол жердің иесі жалдық ақыны екі есе қымбаттатып жіберіп, Умаровтар отбасы басқа ғимарат іздеуге мәжбүр болады. Осы  екі жылда олар салған қаражатын ақтай алмады. Есесіне мол тәжірибе жинақтады.
 
«Екі жылымыз қалай ақша табу керек, оны тауып қана қоймай, қалай дұрыс жұмсау қажеттігін түсінуге кетті. Оған қоса адамдармен қалай тіл табысып, жалдаған жұмысшыларды жұмыс істету керектігін білдік», – деп еске алады кәсіпкер. 

№2 талпыныс

Кәсіпкерлер көшкен орын қаланың орталығына таяу, адам аяғы қалың жерде орналасады. Ол кәсіпкердің алдындағы қарызын жауып, тағы да  он мың доллар несие алып, екінші нүкте ашуына мүмкіндік береді.
 
«Алдағы екі жылда ақша таба бастағанымыз сол еді, бойымызға батылдық бітті. Жыл сайын жаңа нүкте аша бастадық. Ал олардың саны 6-ға жеткен кезде, түрлі қиындық туындай бастады. Қанатын кеңге жайған бизнесті дұрыстап басқару керек еді. Бірақ оған біздің біліміміз жетпеді. Қол астымыздағы қызметкерлердің саны 200-ге жеткен, оларды дұрыстап басқара алмағандықтан, бизнес бақылаудан шығып кетті. Бұл азарт бізге қымбатқа түсіп, 1 млн долларымыздан айырылып қалдық. Сондықтан мен 3 жыл бұрын білімімді жетілдіруге шешім қабылдадым», – деп еске алады Адхам Умаров.

Қазіргі кезде бизнесмен командамен жұмыс істеу қажеттігіне сенімді. Табыс кіре бастағаннан-ақ, жоспар құрып, өсіп, алдыға жылжу керек. Алайда таныссыз, коммуникация мен идеясыз, өзгелермен мықты қарым-қатынас орнатпай, жақсы бизнес құру емес деп тұжырымдайды кәсіпкер. 

«Идея көп болғанымен, оны жүзеге асыратын, жұмыс істейтін ешкім жоқ. Сондықтан біз 2 жыл бұрын алғашқы франшизамызды шығардық. Бізде бөлшек сауда жоқ, сондықтан серіктестерімізге табыстың бір бөлігін бердік. Кәсіпкер болам дейтін кез келген адам бізге келе алады. Оған біз асхана ашуға көмектесеміз, жұмысын қалай жүргізу керектігін үйретеміз. Иә, бірден көп ақша таппасcыз, дегенмен екінші сатыға көтерілу үшін бастапқы капитал жинай аласыз», – дейді кәсіпкер.

Қазіргі кезде Шымкетте бір атаумен 12 асхана жұмыс істейді. Тіпті 1 адам ғана жұмыс істейтіндері де бар. Бұндай асхана күніне 300-400 адамға қызмет көрсетіп, орташа чегі 500 теңгені құрайды. Тарату бөлімі жұмыс істейтін асханалар да бар. Бірақ оларды басқару қиын, оның үстіне шығыны да көп. Сондықтан олардан ақырындап бас тартуда. 

«Бұрын бір нүктені ашуға шамамен $200–300 мың доллар кететін. Бұл қаржы 4-5 жылдың ішінде өзін-өзі ақтайды. 

Қазіргі кезде бір асхана ашу үшін 3-5 млн теңге қаржы қажет. Қалада 12 нүктеміз жұмыс істейді, алайда олардың бәрін мен емес, кәсіп бастаушылар ашқан. Қазақстан бойынша айына 1-2 нүкте ашылып жатыр. Алдағы 2 жыл ішінде асханалар желісін Қазақстан бойынша 500-ге жеткізгіміз келеді, сондай-ақ франшизамызды шетелге сатсақ деген жоспарымыз бар», – деп өз пікірімен бөлісті кәсіпкер. 

Оның айтуынша, 3 млн теңге ғимаратты жөндеу мен құрал-жабдық сатып алуға кетеді. Әрбір нүктеден ай сайын ең азы  – 3 млн, ең көбі – 15 млн теңге кіріс кіреді. Орташа чек 500-700 теңгені құрайды. Әзірге жас кәсіпкерлерге ұсынылатын тегін франшиза Қазақстанда жоқ, алайда 2020 жылдан бастап кәсіпкер франшиза сатуды қолға алуды жоспарлап отыр. Ол шамамен 500 мың теңге тұрады. 

«12 асхана жылына 500 млн теңгеге сауда жасайды және олардың саны қарқынды өсіп келеді. Менің міндетім  – барлық жеткізушілер мен сатушыларды бірегей жүйеге біріктіру. Мен ортақ хаб ретінде жұмыс істеймін», –деп күледі Адхам Умаров.

Кәсіпкер өзіңізге ұнайтын кәсіппен айналыссаңыз, онда бәрі ойдағыдай болатынына сенімді. Умаров мырзаның ойынша, кез келген кәсіпкер үшін ең басты шарт – өз кәсібіңді жақсы көру.

Сандар сөйлесін...

Кәсіпкер болғысы келетіндердің тек 10% мақсатына жетеді. 100 кәсіпорынның бес жылдан кейін 99-ы жабылып, тек 1%-ы аяғынан тұрып кетеді екен. Табысты бизнесмендер де банкротқа ұшырайды. 100 әрекеттің үшеуі сәтсіз болады.


554 просмотра

Как заработать на бабочках в Шымкенте

Поток посетителей на такие выставки немаленький, а входные билеты - довольно дорогие для основной массы жителей

Фото: Shutterstock

В Шымкент стали часто приезжать выставки тропических бабочек. Администраторы не обсуждают финансовую составляющую своего бизнеса, предпочитая говорить лишь о самих бабочках и их особенностях. Насколько выгоден бизнес на бабочках, выяснял «Курсив».

Удовольствие на 5 минут

Очередная выставка разместилась в одном из крупнейших шымкентских торговых домов. Цена билета для взрослых – 1 400 тенге, для детей с трех лет – 1 200 тенге, для пенсионеров – 1 тыс. тенге. 

Внутри инсектария температура воздуха поддерживается на отметке 28 градусов, а влажность – не менее 75%. В зимнее время года тепло одетые люди могут выдержать такие условия недолго – от 5 до 15 минут. 

Таким образом, заплатив за вход примерно 5 тыс. тенге, семья из четырех человек проводит на экскурсии не более 10 минут. Внутри могут одновременно находиться до восьми человек. Основной наплыв посетителей в будние дни – по вечерам. Люди даже стоят в очереди, несмотря на стремительность экскурсий. В выходные дни работникам выставки и вовсе сидеть не приходится. Выставка работает с 10 утра до 10 вечера, без выходных и перерывов на обед.

Риск минимален

По словам администратора выставки Виталия Оспанова, живых бабочек из города в город приходится перевозить редко. 

«Мы заказываем бабочек в коконах, которые нам привозят каждые две недели. Особого ухода появившиеся на свет насекомые не требуют. Мы их кормим перезревшими апельсинами и бананами, а также готовим сладкий сироп. Бабочки едят раз в сутки», – говорит администратор.

За коконами вообще не требуется никакого ухода, их лишь надо при помощи клея, ваты и прищепок разместить на специальных веточках, где они проведут от двух до трех недель в неподвижном состоянии. Появившиеся на свет бабочки еще сутки сидят рядом со своими коконами, сушат крылья. В это время они не едят.

«Мы получаем по 100 коконов, треть из них погибает, – поясняет Виталий Оспанов. – Такая статистика присутствует везде, где соблюдаются условия содержания бабочек. У нас 15 видов этих насекомых. Выбираем всегда самых красивых, ярких, чтобы людям было интересно на них смотреть».

Отходов нет

Тропические бабочки живут по-разному: некоторые не более трех дней, другие – до полутора месяцев. Если выставка заканчивается, а живые бабочки все еще порхают по инсектарию, то их ловят, аккуратно складывают им крылышки, помещают в специальный бумажный конвертик, а затем укладывают в перфорированные коробочки. Затем слегка охлаждают, чтобы они потеряли свою активность, и перевозят в другой город. По словам Виталия Оспанова, везут бабочек не более 9–10 часов, именно такое время они спокойно выдерживают.

Между тем мертвые бабочки для организаторов выставок – тоже товар. Так как треть насекомых погибает еще в коконах, еще столько же – в первые дни жизни, таких бабочек предприниматели, не желающие терять доходы, продают. 

«Мы продаем их дизайнерам, которые могут сделать из насекомых красивые инсталляции. Стоят они от 500 тенге, но если кому-то нужно купить сразу несколько бабочек, конечно, уступаем», – рассказала «Курсиву» гид выставки Эльза Жилкишиева.

К слову, дизайнеры изготавливают не только инсталляции, но и бижутерию. К примеру, простые серьги из крыльев бабочек стоят свыше 2 тыс. тенге, с золотой окантовкой – около 20 тыс. тенге, кулоны – от 2700 тенге до 10 тыс. тенге.

Бизнес перспективный

Основными поставщиками коконов являются Филиппины, Коста-Рика, Малайзия. Самые дешевые – филиппинские: от $1,2 до 3,5. Самые дорогие – южноамериканские, их цена колеблется от $3,5 до 7 за кокон. Коконы продаются сетами по 100 штук, можно заказать и больше.

Непосредственно на фермах-производителях покупают крупные поставщики. Например, в Казахстан коконы привозят из Москвы. К сумме заказа прибавляются 500 рублей (3040 тенге) за отправку и тариф за услуги авиакомпании. Кроме этого, оформление ветеринарного сертификата на имя покупателя обойдется еще в 850 рублей, что эквивалентно 5168 тенге.

Для выведения бабочек из коконов нужны просторное помещение, специальный деревянный ящик с поперечно положенными бамбуковыми палочками и соответствующие температура и влажность. В Шымкенте увлажнители стоят от 9 тыс. тенге, обогреватели – от 7 тыс. тенге.

Бизнес на бабочках считается выгодным, но при условии, что налажен сбыт насекомых. Этот вид бизнеса в Казахстане фактически только начинается: первые фирмы появились в Алматы в прошлом году.

Кстати, проведение выставок – это только одна составляющая получения доходов. В настоящее время довольно быстро набирает обороты торговля живыми бабочками, стоимость которых начинается от 5500 тенге за штуку. Например, в последнее время пошла мода на салюты из бабочек, которые запускают на свадебных торжествах, юбилеях, корпоративах. 

Более скромные подарки с бабочками – букеты цветов в красивых прозрачных упаковках, на которых сидят одна-три живые тропические особи. Ввиду дороговизны обычно покупатели заказывают бабочек штучно.

21_11_240.gif

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций