Перейти к основному содержанию

2578 просмотров

Почему провалился проект коворкинга в нефтяной столице Казахстана

Кейс Ерика Шиныбекова

Фото: Shutterstock

Идея создания коллективного офиса пришла на рынок Казахстана в 2012 году, когда рабочие места нового формата впервые предложил проект Les Office в Алматы. Лидерами этой сферы вот уже на протяжении нескольких лет по праву остаются Алматы и Нур-Султан. В регионах же рабочие места с гибкими условиями представлены слабо. Нефтяная столица не стала исключением. Здесь попытка открыть коворкинг-центр не увенчалась успехом.

Ставки сделаны

Ерик Шиныбеков из Атырау признается: идея запустить коворкинг-центр в городе посетила его в 2015 году. Работая в иностранной компании, он часто бывал в командировках в других городах, и найти удобное рабочее место на несколько часов ему удавалось далеко не везде. Про­анализировав рынок, молодой человек понял, что в Атырау также нет места, где могли бы работать начинающие предприниматели, не снимая помещения под офис.

В то время коворкинг уже зашел в Казахстан, плотно обосновался в Алматы и Нур-Султане. Начали активно развиваться стартапы и фриланс. «Очевидно, что молодые люди – представители нового поколения – смотрят на свое рабочее место немного иначе. Для них главное – свобода, удобство, общение, а не скучный офис и рутинные будни. Опыт алматинцев в этой сфере меня буквально вдохновил, и идея открытия коворкинг-центра в Атырау, где нет офисных предложений такого формата, казалась беспроигрышной», – говорит Ерик.

Он поделился идеей с друзьями. Те поддержали, создали партнерское трио и начали совместно готовить воплощение задумки в жизнь. Для этого пришлось не раз съездить в Алматы и столицу, чтобы воочию увидеть, как все устроено в продвинутых коворкинг-центрах страны. Провели исследования по рынку недвижимости в Атырау.

«Рынок оказался довольно скудным. Арендная плата за небольшое офисное помещение в центре города – 60–80 тыс. тенге. Это при том, что чаще всего предприниматель или специалист, работающий самостоятельно, в офисе не сидит постоянно», – говорит Ерик Шиныбеков.

Вместе с тем, разрабатывая концепцию коворкинг-центра, во главу угла начинающие предприниматели ставили не извлечение прибыли, а организацию нетворкинг-пространства.

«Хотелось объединить специалистов разных сфер, чтобы они, приходя к нам, не только находили комфортное рабочее место, но и завязывали полезные знакомства, обменивались опытом. Ведь такое общение довольно часто выливается в новые стартапы. На фрилансеров, молодых специалистов, начинающих предпринимателей мы и сделали ставку», – рассуждает собеседник «Курсива».

Сказано – сделано

Одной из непростых задач оказалось найти помещение под организацию коворкинга. Функционирующие бизнес-центры в городе оказались забитыми под завязку. Но тут молодым людям повезло: знакомый достраивал трехэтажное здание под сдачу помещений в аренду. Третий этаж площадью 120 кв. м оказался в их распоряжении за ежемесячную арендную плату в 350 тыс. тенге.

«На ремонт нам тратиться не пришлось, так как в здании как раз велись отделочные работы. Нам осталось лишь согласовать со строительной бригадой отделку интерьера. Основные траты пришлись на покупку мебели», – рассказывает Ерик. По его словам, дизайн интерьера был полностью разработан ими самостоятельно с помощью бесплатной программы 3D-проектирования. За мебелью ездили в Самару.

В начале 2016 года первый и единственный коворкинг-центр в Атырау распахнул свои двери. В распоряжении посетителей была комфортная свободная рабочая зона, конференц-рум, услуги ресепшн, необходимая оргтехника, небольшая библиотека деловой литературы, кофе и печенье в неограниченном количестве.

«Час работы, к примеру, у нас стоил 300 тенге. А в целом мы разработали гибкую систему оплаты – за день, неделю, месяц и год; были разные пакеты в зависимости от потребностей клиентов», – рассказывает Ерик Шиныбеков.

Чтобы создать максимально удобные условия для клиентов, центр работал без выходных и перерывов, с раннего утра и до последнего клиента. А для привлечения потенциальных клиентов создатели коворкинг-центра предоставляли площадку для бизнес-тренеров с хорошей скидкой. Первые клиенты не заставили себя ждать. В основном это были специалисты IT-рынка, фрилансеры разных направлений.

Потенциальные клиенты из числа начинающих предпринимателей и специалистов из разных областей, на которых была сделана ставка, оказались не столь активны.

«Наш коворкинг-центр проработал четыре месяца. Конечно, мы не строили воздушных замков и предполагали, что выйти на чистую прибыль сможем при лучшем раскладе в течение года. Но и не рассчитали своих финансовых возможностей. Арендная плата за помещение сильно била по карману. И доходы, несмотря на то, что они росли каждый месяц, не перекрывали все расходы», – признается собеседник издания. Единственный коворкинг-центр в Атырау его основателям пришлось закрыть.

Работа над ошибками

Ни Ерик Шиныбеков, ни его партнеры не жалеют ни о потерянном времени, ни о вложенных в идею средствах, считая, что в этой работе был приобретен бесценный опыт.

«Все наши ошибки – как на ладони», – говорит Ерик Шиныбеков. Первая из них – квадратура помещения. Оказалось, что 120 кв. м для коворкинг-пространства – это очень мало. Ребята уверены, что чем больше площадь, тем больше клиентов можно привлечь, организовав для них рабочие зоны по разным потребностям. Минимальной площадью помещения для старта коворкинг-центра в масштабах небольшого города, по их мнению, могут стать 300–500 кв. м.

Второй ошибкой основатели коворкинг-центра в Атырау считают отсутствие финансовой подушки на время раскрутки и становления бизнеса. «Это нормальное явление, что, запуская бизнес, нужно время на раскрутку и становление. Никогда не бывает так, что предприниматель сразу же выходит на чистую прибыль. Поэтому нужно иметь финансовое подспорье на то время, пока ты работаешь в минус или в ноль», – рассуждает Ерик.

Еще один момент, к которому не были готовы начинающие предприниматели, – менталитет населения. Заинтересованных в доступном по оплате офисе было много, но большинство из них не желали делить рабочее пространство с незнакомыми людьми. «Люди звонили и просили предоставить им отдельные кабинеты, чего, к сожалению, мы, опять-таки не располагая большой площадью, сделать не могли», – говорит Ерик Шиныбеков.

В погоне за спросом

Одним из самых продвинутых в плане коворкинг-предложений городов был и остается на протяжении нескольких лет Алматы. Сегодня здесь функционирует 18 коворкинг-центров. В Нур-Султане их 13. Но если раньше коворкинги позиционировали себя больше как единое пространство для работы разных людей, сегодня они, пожалуй, переживают некую трансформацию, подстраиваясь под предпочтения своих клиентов.

Оказалось, что зона open space подходит далеко не всем. Поэтому проекты, ранее запускавшиеся как коворкинг, сегодня помимо свободных открытых рабочих зон предлагают своим клиентам приватные рабочие зоны, отдельные кабинеты на несколько рабочих мест и целые офисные блоки. По сути, сегодня это настоящие бизнес-центры, в которых место для себя может найти как свободный художник, так и серьезная бизнес-компания. Цена вопроса также отвечает возможностям разных клиентов: 500–600 тенге за час работы, 2,5–3 тыс. тенге в день, 50–150 тыс. в месяц. Для клиентов, настроенных задержаться в таких центрах на длительный срок, предлагается заключение договора на год.

По словам администратора альтернативного рабочего пространства Level 8 Гульсиры Амировой, несмотря на конкуренцию, рабочие зоны пользуются спросом. В среднем, по ее словам, посещаемость центра составляет 70–80%.

Даже учитывая небольшую долю коворкинг-предложений в Казахстане сегодня, эксперты едины во мнении: коворкинг – та ниша, которая сейчас переживает эпоху развития и становления.

3299 просмотров

Как ливанец зарабатывает на кукурузе в Караганде

Особенность его продукции заключается в том, что в каждой упаковке есть небольшой подарок-сюрприз

Фото: Andrii Iemelianenko

У братьев Джафар казахстанское предприятие – не первое по счету. Сладкий бизнес они начали развивать сначала в родном Ливане, а затем стали завоевывать рынок Болгарии. Там в 1998 году они открыли первое крупное производство по выпуску кукурузных палочек, которые стали пользоваться активным спросом у местного населения.

В Украине их бизнес стартовал в 2003 году. На белорусский рынок братья вышли в 2007 году. А в 2013-м познакомились с казахстанскими предпринимателями, один из которых пригласил ливанских бизнесменов попробовать организовать аналогичное производство и в РК. 

«Я работал с братом в Беларуси и познакомился там с предпринимателем из Караганды. Ему понравилась наша идея и продукция. Он нам сказал, что в Казахстане такой продукции с сюрпризами нет. И мы решили попробовать свои силы здесь», – рассказал предприниматель Рафат Джафар Шафик.

В первую очередь бизнесмен стал искать удобное место расположения для своего будущего предприятия. Побывал в Алматы и Нур-Султане, но его выбор пал на Караганду, так как там оказалась самая удобная транспортная развязка.

«В Караганде нам удалось познакомиться и подружиться с владельцем здания и складских помещений, в которых сейчас располагается наше производство. Мы договорились с ним об аренде помещений общей площадью более 2 тыс. кв. м за 2 млн тенге», – отметил Рафат Джафар Шафик.

Чтобы запустить свое производство, предприниматель вложил в него более 270 тыс. евро. Изначально он занимался только упаковкой продукции других производителей. Однако с самого начала преследовал цель наладить полный цикл производства – от изготовления самих кукурузных палочек, разработки оригинальной упаковки и закупа качественных игрушек до упаковки готовой продукции. Кроме этого, он хотел выпускать продукт более высокого качества, чем местный. 

«Поначалу не все шло гладко. К примеру, был сильный скачок курса доллара, который не давал мне сориентироваться, по какой цене продавать товар. В июне 2015 года доллар стоил 185 тенге, а когда я приехал в сентябре, он уже стоил 270 тенге. И оборудование, и сырье, которые я хотел купить в Италии и Китае, были привязаны к доллару. Поэтому на первых порах я потерял около $180–200 тыс. Но любой бизнес в самом начале терпит убытки. Мы просто знали, что сможем наверстать все, потому что людям нравился наш товар», – говорит собеседник.

Оборудование для своего цеха бизнесмен закупал в разных странах. Часть привез из Болгарии, купив у своего брата. К примеру, производственная линия по выпуску кукурузных палочек стоила $100 тыс. Еще четыре автоматических упаковочных станка он приобрел также в пределах $100 тыс. в Болгарии и Беларуси. Они были не новыми, но в отличном состоянии. Также ему понадобились два станка для пайки подарочных яиц, полуавтоматическая установка фасовки кукурузных палочек и 10 паяльных устройств для упаковки. 

Освоить рынок

Первые три года предприятие работало лишь на покрытие своих расходов и осваивалось в Казахстане. В плюс бизнес вышел только в 2018 году, и предприниматель сразу же стал думать о расширении ассортимента продукции и увеличении оборотов. За кредитом он обратился в АО «Сбербанк», а для получения субсидий по частичному возмещению процентной ставки за кредит и бесплатной гарантии – в Фонд развития предпринимательства «Даму», так как для выдачи полной суммы займа ему не хватало залогов. К гражданину иностранного государства фонд долго присматривался.

«Я представил в качестве гарантии движимое имущество: машины, оборудование и т. д. Фонд понять можно, так как я иностранец, они должны проверить все. Я благодарен им за оказанное доверие и получение 10 млн тенге. Эти деньги я должен вернуть за полгода под 8%. Для нас эта сумма небольшая. Но очень нужная. Мы можем отдать ее за месяц», – рассказал г-н Рафат Джафар Шафик.

Сейчас его предприятие выпускает в среднем около двух тонн кукурузных палочек в день. Более 40% продукции уходит на экспорт в Россию. На внутренний рынок Казахстана идет остальная часть. В основном, крупными заказчиками являются города Алматы и Нур-Султан. К сожалению, в крупных супермаркетах Караганды продукцию бизнесмена не встретишь. Ее можно купить на оптовых рынках и в небольших магазинчиках. Предприниматель связывает это с конкуренцией и большими деньгами, которые у него просят владельцы супермаркетов для того, чтобы поставить товар на свои полки.

«Мы думаем, что в будущем наша продукция появится на полках супермаркетов. Пока это проблематично, так как, чтобы реализовывать поставки в крупные супермаркеты, нам нужно отдавать большие деньги. А мы работаем, в основном, с оптовыми дистрибьютерами, поэтому заказы у нас есть всегда. В основном, российские покупатели делают крупные заказы. В планах у нас расширить границы и экспортировать товар в Узбекистан и Кыргызстан», – признался г-н Рафат Джафар Шафик.

На его производстве для выпуска кукурузных палочек используют только казахстанское сырье. Бизнесмен отметил, что закупает кукурузную крупу, масло и сахар в Караганде, а упаковочные материалы – в Алматы. На его производстве трудится исключительно местное население. Всего в цехах работают 45 человек. Средняя заработная плата сотрудников составляет 100 тыс. тенге. 

Наполеоновские планы

На сегодняшний день карагандинское предприятие расширяет линейку своей продукции. К Новому году компания намерена увеличить объемы поставок уже имеющихся видов продукции и наладить производство новинки – подарочных наборов в виде чупа-чупсов. Данный продукт сейчас проходит стадию получения сертификата соответствия. 

«Пока планировать конкретные объемы производства сложно: в основном, это ручной труд. Поэтому сначала нужно обучить этому людей. Но, думаем, перед Новым годом данный продукт будет пользоваться еще большим спросом», – добавил г-н Рафат Джафар Шафик.

В будущем бизнесмен намерен увеличить площадь своего производства за счет строительства собственного завода, которое он планирует начать в течение трех лет. После запуска завода могут появиться дополнительные рабочие места для местных жителей.

«Сейчас дела у нас идут хорошо. Мы на втором месте по продажам после предприятия моего брата в Болгарии. На третьем месте производство в Беларуси и на четвертом – в Украине. Надеемся завоевать и казахстанцев», – резюмировал предприниматель.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций