Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1732 просмотра

Кто и как делает мед в Казахстане

Пчеловоды рассказали о необходимости внедрения передовых технологий

Фото: Shutterstock

Об отсутствии культуры потребления меда, проблемах экспорта произведенной казахстанскими предпринимателями продукции, равнодушии правительства к пчеловодческой отрасли и необходимости внедрения передовых технологий говорят сегодня эксперты.

Экспортный потенциал

Как отмечает вице-президент Национального Союза пчеловодов Казахстана «Бал-Ара» Габит Нурадил, сегодня главная проблема отечественных пчеловодов – это сбыт продукции, причем как внутри страны, так и на зарубежных рынках.

«Сейчас у нас фактически нет экспорта, наоборот идет экспансия со стороны соседних стран. Да, мы подписали меморандум с Китаем на ежегодную поставку казахстанского меда. К примеру, компания из Восточного Казахстана в прошлом году заключила контракт на поставку 14 тыс. тонн меда в Китай в течение пяти лет. Хотели бы больше, но существует немало вопросов, требующих решения», – отметил в комментариях «Курсиву» Габит Нурадил.

Одна из проблем – это технические барьеры, стоящие на пути экспорта казахстанской продукции в Поднебесную. К слову, в ВКО, обеспечивающей около 70% всего казахстанского меда, довольно серьезно относятся к вопросу. Продукту недостаточно быть просто натуральным и не содержать добавок. Ему нужно пройти сертификацию в Китае, соответствовать высоким стандартам, предъявляемым китайской стороной. 

«Китай очень скрупулезно подходит к этому вопросу. Недавно они определили только четыре казахстанские компании, которые будут поставлять им мед. Но мы должны осваивать и другие рынки: Индии, Пакистана, арабских стран. И там, кстати, требования гораздо ниже, чем у КНР», – отмечает г-н Нурадил. 

Как сообщают предприниматели, китайцы, очень любящие натуральный казахстанский мед, готовы платить хорошие деньги. Килограмм качественного продукта в Пекине стоит $55. Но сегодня таможенная цена для казахстанских производителей – 1 тыс. тенге за килограмм меда.

Сейчас наша страна производит около 12 тыс. тонн меда в год. Тогда как, по словам эксперта, в советское время Казахстан по производству меда занимал четвертое место в СССР после России, Украины и Беларуси. Казахстанский мед в количестве до 50 тыс. тонн в год экспортировали в Японию, Южную Корею и Германию. Очевидно, что если бы сегодня мы достигли хотя бы половины от этих показателей, то пчеловодческая отрасль в стране была бы совсем на другом уровне. 

Однако, согласно статданным, показатели экспорта и импорта резко снижаются. Так, в 2015 году Казахстан экспортировал 249 тонн меда на сумму $537,6 тыс., импортировал 338,6 тонн меда на сумму $757,3 тыс. Но в уже в 2016 году показатели экспорта и импорта изменились. В страну было ввезено 236,9 тонн меда на сумму $607,1 тыс., вывезено – 162,4 тонны меда на сумму $234,8 тыс. В 2018 году экспортировано 129 тонн меда на сумму $513,2 тыс. импортировано 128 тонн на сумму $367,2 тыс. 

Безымянный_60.png

Некультурные мы…

Из вопроса по расширению рынка сбыта вытекает еще одна немаловажная проблема – культура потребления меда.

«Сегодня житель нашей страны в среднем потребляет до 50 граммов меда в год. Это очень мало. В Европе и других странах этот показатель в разы выше. Если у нас каждый человек в год будет потреблять хотя бы до 1 килограмма меда, то и отрасль будет развиваться, и люди станут меньше болеть. К сожалению, казахстанцы не понимают, что лучше потреблять натуральный продукт, защищающий организм от инфекционных и других заболеваний, и таким образом экономить, нежели потом покупать дорогостоящие лекарства», – говорит г-н Нурадил. 

Численность населения Казахстана составляет 18,8 млн человек. И если бы каждый казахстанец потреблял в год до 1 килограмма меда, то и рынок сбыта внутри страны вырос бы от чуть более 700 тонн до более 18 млн тонн меда в год. Как отмечает эксперт, казахстанский мед собирается в основном на дикоросах, и поэтому это уникальный продукт, который пользовался бы большим спросом на зарубежных рынках. 
Согласно исследованиям международных агентств, самым высоким спросом мед пользуется в Китае (20%) и США (14%). По данным FAO, Европейский союз также является крупным потребителем натурального меда – среднегодовое его потребление составляет 0,70 кг на душу населения. Анализ продовольственной и сельскохозяйственной международной организации на 2014 год показывает, что на ЕС пришлось 49% мирового импорта меда (или 309 084 тонн импортированного натурального меда).

Помощь не помешала бы

Проблемных вопросов в отрасли действительно немало. Помимо решения проблем с рынком сбыта, по словам Габита Нурадила, было бы неплохо вновь вернуть практику по возмещению части расходов, понесенных субъектом АПК при инвествложениях. Но сегодня, как отмечает эксперт, согласно Перечню направлений и нормативов субсидирования Министерства сельского хозяйства РК, поддержка оказывается лишь тем, кто занимается селекционной и племенной работой с пчелами.

Между тем повышение эффективного уровня их отрасли требует гораздо меньше бюджетных расходов и может дать положительный социальный и экономический эффект в краткосрочной перспективе, в том числе путем роста уровня занятости населения в регионах. По сравнению с другими отраслями сельского хозяйства пчеловодство менее трудоемко, им могут заниматься разные категории населения: от пенсионеров до подростков. 

Для сравнения: согласно исследованиям международных организаций, в том же Китае, который является мировым лидером по производству (450 тыс. тонн меда) и экспорту меда, количество пчелосемей достигает 9 млн, при этом большая часть их аккумулирована у пчеловодов-любителей. Но государство не оказывает напрямую финансовую поддержку производителям, финансируя лишь ветеринарные службы, продвижение новых научных разработок и подготовку квалифицированных специалистов. Вместе с тем мед в КНР не облагается налогами, что благоприятно влияет на развитие отрасли в стране.
 


622 просмотра

Казахстанские ремесленники засматриваются на опыт узбекских коллег

Поможет ли он им

Фото: Shutterstock

Пока местные власти Мангистауской области ставят перед собой задачу создать из Актау «казахстанскую Анталию» и к 2025 году увеличить обслуживание туристов до 700 тысяч человек в год, приезжающие на Каспийское побережье в память об отдыхе увозят с собой сувениры Made in China. С какими проблемами сталкиваются казахстанские ремесленники и как обстоят дела в сопредельных государствах, выяснял «Курсив».

Казахстан

Не секрет, что Мангистауская область имеет огромные возможности для привлечения туристов из разных стран. Немало в Мангистауской области умельцев, которые занимаются изготовлением изделий в национальном стиле из войлока, сувениров из ракушек и художественных миниатюр на камушках с Каспийского побережья. Но проблема в том, что продавать свою продукцию мастерам негде. Прилавки торговых центров завалены дешевыми сувенирами из Китая. В регионе нет ни одного центра ремесел, куда могли бы прийти туристы, посмотреть, как создается та или иная уникальная вещь в казахском национальном стиле, приобрести ее, пройти мас­тер-класс по ее изготовлению. 

«Это миллионы тенге, которые могли бы зарабатывать и область, и страна. Но их нет, и они не появятся, если не оказать поддержку ремесленникам», – отметила в комментариях «Курсиву» соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области» Диана Ботаева. 

В Мангистауской области проживают всего четыре женщины (во всем Казахстане их чуть больше десятка), которые могут изготавливать казахские юрты от начала до конца по древним технологиям. Одна из них – Ауес Сагинаева. Она возглавляет Ассоциацию ремесленников Мангыстауской области и вот уже два года бьется с местными властями за помещение, где можно было бы создать центр ремесел. 

«Сейчас те мастера, что живут и работают в Мангистау, не могут выйти на рынок в масштабах области или города, так как изготавливают свои изделия в квартирах или подсобных помещениях. Иностранные туристы просят отвезти их в центр, где они могли бы приобрести национальные сувениры, но у нас такого нет», – рассказывает Ауес Сагинаева, отмечая, что для реализации своих изделий у местных мастеров есть редкие возможности – во время ярмарок и выставок. 

По мнению г-жи Сагинаевой, у ремесленников должно быть одно постоянное место для работы и презентации их продукции. 

В свою очередь Диана Ботаева отмечает, что ремесленники нуждаются в господдержке на всех уровнях, а не только на местном. 

«В прошлом году обращались к акиму города о необходимости содействия в поиске места. Нам ответили, что подходящего здания в черте города нет. Вопрос был поднят и на одной из встреч с акимом области. Но у нас только любят кричать о традициях.Сейчас рынок нашей страны перенасыщен китайской сувенирной продукцией, изделиями из Кыргызстана и Узбекистана. В некоторых странах смогли принять программы по поддержке национальных ремесел, у нас пока этого нет», – говорит соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области». 

Узбекистан 

У южного соседа РК с поддержкой ремесленников дела обстоят гораздо лучше. В Узбекистане, как, впрочем, и в Казахстане, существует Республиканская ассоциация ремесленников «Хунарманд», число ее членов превысило уже 30 тыс. 

Как отмечает пресс-секретарь ассоциации Нилуфар Хотамова, указом президента «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников» им предоставлены беспрецедентные льготы и преференции, всего их около 40. 

«Они освобождены от налогов на доходы, получаемые от реализации изделий. Кроме того, при аренде объектов госсобственности ремесленники платят только 50% от установленной ставки, также им предоставляются в аренду места в исторических и культурных объектах по всей стране, где они свободно могут продавать свою продукцию», – сказала в комментариях «Курсиву» Нилуфар Хотамова. 

Рекламировать свою продукцию узбекистанские ремесленники могут по льготным расценкам, экспортировать напрямую, за иностранную валюту, а выручка от продажи продукции в рамках участия в зарубежных выставках в Узбекистане не считается экспортной выручкой и не облагается налогом. В крупных исторических городах этой страны созданы центры ремесленничества, где располагаются магазины и мастерские, – здесь можно посмотреть, как изготавливаются изделия, принять участие в мастер-классах и приобрести понравившиеся работы. 

«Что касается продукции из Китая, то она не конкурент местной продукции. Такие товары в основном доминируют лишь в сегменте религиозных сувениров, например четки, коврики», – добавила Нилуфар Хотамова.

Кыргызстан 

После развала СССР ремесленники оказались невостребованными. Кое-какие предприятия все же появились, самые крупные из них работают исключительно по заказам Европы. Но в большинстве своем мастера изготовляют национальные изделия в основном на дому. 

«Льгот никаких для них нет, запад перестал давать гранты на ремесленничество. Сейчас наблюдается некоторое затишье, меньше стало как самих ремесленников, так и их продукции», – рассказала «Курсиву» руководитель ОО «Кыргызское наследие и союз ремесленников» Алмажан Мамбетова.

По ее мнению, главными причинами такой ситуации стало повышение цен на сырье, высокая стоимость аренды мастерских и отсутствие поддержки от государства. 

«Шерсть очень дорогая. Практически все сырье мы экспортируем в Китай. Собственного производства шелка в стране нет. Ремесленникам нужны мастерские, а они многим не по карману. В Бишкеке, к примеру, аренда 1 кв. м такого помещения стоит от 300 сомов, что эквивалентно 1700 тенге. Это очень дорого для нас», – отметила Алмажан Мамбетова. 

Также, по ее словам, ремесленникам нужны договоры с соседними странами, от которых они получают сырье, для того чтобы для них оно было дешевле в разы.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций