25914 просмотров

Казахстанец открыл рыбный бизнес всего с $300 в кармане

История Руслана Сауранбаева

Фото: Rostislav Stefanek/Shutterstock

Имея начальный капитал в $300, таразский предприниматель сумел раскрутиться и построить крупное рыбное хозяйство. Используя воды реки Талас, жамбылский предприниматель Руслан Сауранбаев создал искусственный водоем для разведения карпов. В ближайшее время он планирует выращивать осетровых и африканского сома. Кроме того, уже развивает смежный бизнес – строит площадки для семейного отдыха с возможностью ловить рыбу и готовить блюда из нее у водоема. 

В марте этого года Руслан Сауранбаев запустил в свой искусственный водоем 11 тонн сеголеток – годовалых мальков карпа. Уже через пару месяцев – в октябре-ноябре – он намерен продать 60–70 тонн взрослых особей, при этом оставив для дальнейшего размножения и роста еще около 100 тонн. 

«Весной мальки были весом около 30 граммов, за полгода это уже 1–1,2-килограммовые рыбы. У меня уже есть оптовики, которые согласны забрать их по 500 тенге за килограмм – сами выловят, взвесят и увезут. Рыночная же цена карпа около 800 тенге за килограмм», – рассказал бизнесмен.

Отдавать ценный продукт по низкой цене он готов потому, что при продаже в розницу своими силами последуют затраты на открытие торговых точек, новые штатные единицы, лов, транспортные расходы. А это отвлечет его от дальнейших планов с большим заделом на будущее. 

Откуда стартовый капитал?

Около 10 лет назад Руслан купил земельный участок на окраине Тараза за $300 и построил на нем многоквартирное общежитие. После очередного подорожания недвижимости сумел его удачно продать. Потом помог взлет курса доллара. Уже с приличным состоянием он попробовал себя в логистике – купил два склада в Алматы, а когда дело не пошло, вернулся домой и решил открыть рыбное хозяйство. В общей сложности на это дело у предпринимателя ушло около 28 млн тенге.

«Посоветовавшись с супругой, мы решили построить водоем для разведения рыб на моей родине – на окраине села Жасоркен Жамбылского района. Взяли у государства в аренду около 6 га земли, заложили все свое имущество. И на полученные деньги, в прямом смысле слова на ровном месте, с помощью спецтехники стали рыть водоем. Два экскаватора, погрузчик и несколько грузовиков за два месяца сделали свое дело: габариты озера – 50 м на 350 м, глубина – от 3 до 6 м, с одной стороны водоема соорудили высокую дамбу», – рассказал «Курсиву» Руслан Сауранбаев. 

Многотысячное семейство в одном доме

Мальков карпа Руслан закупил в одном рыбном хозяйстве в городе Шардаре Туркестанской области. Помимо этого, он запустил в водоем и особей постарше, с расчетом на нерест и возобновление потомства. Бизнесмен уверен, что зарыбление обеспечено на будущие лет пять. Карп, по его словам, живет до 10 лет, при этом набирая вес до 10 килограммов.
«Прикармливаем дроблеными и размягченными паром кукурузой и ячменем, примерно по 15–20 килограммов в день. Вода ведь проточная, поэтому в водоеме много естественного корма. Плюс в живой воде рыба быстрее растет. Еще одно преимущество – это 70–80%-ная выживаемость мальков в такой теплой, с температурой около 20 градусов, воде. Оставшиеся после предстоящей продажи около 100 тонн рыбы будем откармливать. Конечно, у нас еще нет зимнего опыта, но я знаю, что на глубине в 6 метров вода даже зимой не сильно холодная. Рыба будет зимовать там», – поделился бизнесмен.  

«Перепись» населения

Предприниматель рассказал, что примерное количество рыбы высчитала приезжавшая для обследования группа рыбных инспекторов. Тестовый забор осуществлялся с помощью сетей разных размеров. По словам Руслана Сауранбаева, специалисты устанавливали их в разных местах, в определенное время, затем вынимали сети и взвешивали рыб. После чего было вычислено, сколько ее и какого возраста имеется в водоеме. 

«Мне сказали, что сейчас тут около 120–130 тонн. А через два месяца, по прогнозам, будет уже около 170 тонн. Кстати, с карпом могут спокойно уживаться сазан, амур, толстолобик. Может, в будущем запустим сюда и эти виды рыб», – говорит бизнесмен.

Руслан планирует построить рядом еще два водоема, но уже для осетровых и африканского сома. Он считает, что и эта рыба тоже будет очень востребована: 30-граммовый сом за три месяца набирает вес до 1–1,2 килограммов.

Планов громадье

Помимо сельхознаправления, предприниматель собирается открыть и полноценную зону отдыха с бассейном, юртами, производить молочные продукты – кумыс и шубат. Летняя терраса уже принимает гостей из областного центра. 

«Многие люди устали от ресторанов и кафе и хотят отдохнуть на свежем воздухе. Мы уже сдавали наше летнее кафе на 60 человек для проведения корпоративов, дней рождения, кудалыков. В будущем планируем создать условия, чтобы человек с семьей, детьми, заняв беседку с топчаном, мог порыбачить и тут же из пойманной рыбы сварить еду – кто уху, а кто – коктал. Все необходимые кухонные принадлежности будут в наличии», – поведал собеседник.

В шаговой близости от водоема уже возводится современный бассейн со всей инфраструктурой. Чуть дальше предполагается установить несколько юрт для любителей этноотдыха. Для этих целей были взяты 20 млн тенге в кредит в МФО «Атамекен-Тараз» на пять лет под 4% годовых. 

Как поделился предприниматель, он не отказался бы и от субсидий. Но, по словам Руслана Сауранбаева, помощь от государства предоставляется только тем рыбным хозяйствам, которые взяты в аренду у соответствующих госорганов. В долгосрочных планах бизнесмена – выкупить землю у государства в частную собственность после окончания аренды.
 

banner_wsj.gif

2023 просмотра

Производитель тканевых подгузников Nappy Lady не поспевает за спросом

На фоне пандемии прибыль компании выросла втрое

Фото: Nappy Lady

Когда около 10 лет назад Венди Ричардс возглавила компанию The Nappy Lady, это оказалось идеальным бизнесом для занятой матери. Продавая тканевые подгузники для экологически сознательных британских родителей, ее небольшая компания заняла целую рыночную нишу.

За последние три недели этот нишевый продукт стал популярным. Встревоженные дефицитом одноразовых подгузников в супермаркетах, родители устроили такой большой наплыв на сайт компании, что это вынудило Nappy Lady работать чуть ли не круглые сутки.

«Я работаю по 15-18 часов в сутки. Мне невыносима мысль о том, что я не могу помочь мамочкам, которые звонят мне по телефону», – рассказывает в интервью 40-летняя предпринимательница.

За вторую неделю марта дневная выручка компании выросла более чем втрое до £19 тыс. ($23 тыс.) в день.

Недавно Ричардс откликнулась на мольбы отчаявшихся мам, которые не смогли достать для своих новорожденных одноразовые подгузники. Она поделилась с этими застигнутыми врасплох матерями советами о том, как сделать подгузники из слюнявчиков.

«Раньше так делали только настоящие хиппи», – отмечает Ричардс, у которой самой трое детей.

Однако этот тренд начал набирать обороты еще до того, как пандемия коронавируса изменила привычный способ потребления, работы и жизни в целом.

Всплеск интереса к тканевым подгузникам произошел после финансового кризиса, когда вынужденные экономить родители стали отдавать предпочтение многоразовым изделиям. Позже клиентская база Nappy Lady выросла за счет родителей, обеспокоенных ролью одноразовых подгузников в загрязнении окружающей среды пластиком. Однако наплыв покупателей в марте оказался просто беспрецедентным.

«Все дело в родителях, которые не могут купить одноразовые подгузники и отчаянно ищут другие варианты, поскольку карантин, вероятно, закончится не скоро», – говорит Ричардс.

Правительство Великобритании серьезно ужесточило меры, направленные на обеспечение самоизоляции граждан, из-за чего люди в панике смели товары с полок супермаркетов.

Некоторые из давних клиентов Ричардс, которых она сама описывает как «убежденных защитников природы», покупают только те подгузники, которые не содержат синтетические материалы или материалы животного происхождения. Однако большинство новых клиентов ищут лишь доступную альтернативу одноразовым подгузникам.

«За последние две недели я не слышала ничего такого, – говорит Ричардс, имея в виду этические соображения. – Никого не волнует, изготовлен ли наш товар из органического хлопка или нет, люди просто хотят купить для своих детей недорогие подгузники».

По мере поступления новых заказов Ричардс разработала недорогой комплект «от рождения до горшка», состоящий из самых дешевых тканевых подгузников: по сути это квадратные куски из плотной хлопковой ткани, которые складывают особым образом, закрепляют при помощи резиновых зажимов и накрывают водонепроницаемой пленкой. Набор из 24 подгузников стоит £100 ($123). Для сравнения, стоимость самого дорогого набора составляет порядка £450 ($553): в него входят уже готовые премиальные тканевые подгузники с красивыми рисунками.

Ричардс уже практически опустошила свой обычно полностью забитый склад, где хранятся запасы товара на 6-8 недель вперед. По ее словам, пополнить эти запасы будет не просто, поскольку многие ее поставщики – это лишь небольшие предприятия. К примеру, один из таких поставщиков под названием Easy Peasy – это «просто женщина из Оксфорда, которая шьет на дому». Добавляет сложностей и то, что Ричардс реорганизовала работу на маленьком складе таким образом, чтобы сотрудникам не пришлось находиться в тесном контакте между собой.

Девять сотрудников ее склада, также все женщины с детьми, в основном работают с 9:00 до 14:30, чтобы успевать отвозить своих детей в школу и забирать их обратно домой. Теперь же в целях защиты здоровья сотрудников на складе остался только один человек, сама Ричардс работает из дома, курируя все вопросы через FaceTime. Большая часть остальных сотрудниц Nappy Lady сейчас занимается консультированием, помогая клиентам выбрать нужную «систему подгузников», а также решая возникающие вопросы.

В прошлую субботу Ричардс провела в Facebook 90-минутный мастер-класс для молодых родителей на тему того, как использовать тканевые подгузники. Видео посмотрело около 500 человек, после чего последовал поток заказов, который Nappy Lady пришлось ограничить, когда их число перевалило за 200. Единственная работница на складе упаковывала и рассылала заказы в течение трех последующих дней.

Теперь Nappy Lady ежедневно принимает только 80 заказов, хотя даже с этим есть проблемы: как-то вечером Ричардс открыла сайт для приема заказов, и всего через семь минут их количество достигло 120.

«Мы не хотим перегружать сотрудницу склада, ведь если она заболеет или будет вынуждена самоизолироваться, то мы подведем клиентов, а мы бы этого очень не хотели», – говорит она.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg